Радиостанции для морских судов

Средства связи и обеспечения безопасности морских судов

Первоначально планировалось оснащать средствами ГМССБ только морские суда водоизмещением более 300 peг. т., но затем, по рекомендации Комитета по безопасности плавания IMO, требования о наличии данной аппаратуры были распространены на суда, не попадающие под требования Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74/88.

Состав средств связи неконвенционных судов, плавающих под флагом Российской Федерации, для различных районов плавания приведен в таблице 1.

Район плавания / вид РЭС

УКВ радиостанция (не требуется после 1.02.2005 г)

УКВ радиоустановка с ЦИВ (к 1.02.2005 г)

Носимая УКВ радиостанция (2 шт.)

ПВ радиоустановка с ЦИВ (1)

Судовая станция системы НМАРСАТ-С с приемником РГВ и приемником GPS+

Приемник всемирной службы метео и навигационного оповещения НАВТЕКС

Свободно всплывающий спутниковый радиобуй системы КОСПАС — САРСАТ

Радиолокационный спасательный ответчик

* (1) — альтернативой данных радиостанций может служить судовая станция системы ИНМАРСАТ-С.

Теперь кратко рассмотрим, что представляют перечисленные выше системы и средства связи и оценим возможности их применения на малых судах. За прошедшие годы произошли изменения в порядок ведения радиосвязи на море — стали автоматическими прием и подача сигналов бедствия с использованием цифрового избирательного вызова (ЦИВ), ушла в прошлое легендарная «морзянка», вытесненная цифровыми способами передачи информации, постепенно сдают свои позиции радиостанции промежуточных и коротких волн, уступая место спутниковой связи.

Появление новых способов радиосвязи повлекло за собой изменение парка средств связи. Сначала появились приставки (модемы ЦИВ) к имеющимся УКВ и ПВ/КВ радиостанциям профессионального морского флота, потом, по мере миниатюризации элементной базы, модемы перекочевали в корпуса даже самых простых радиостанций для прогулочного флота.

Для начала познакомимся с содержанием понятия, скрывающимся под аббревиатурой «ЦИВ», тем более что в популярных яхтенных изданиях этот вид связи еще серьезно не рассматривался.

kateralodki.ru

Радиостанции морского диапазона УКВ

Отправляясь в плавание на собственном катере, яхте или другом моторном судне, в первую очередь, необходимо позаботится о безопасности такого путешествия. К сожалению, даже небольшая морская прогулка вдоль береговой линии становится гораздо опаснее, чем это можно было предположить при отплытии. В особенно тяжелых случаях, во время пожара, шторма или течи бывает практически невозможно обойтись без посторонней помощи, и в этом случае, на своевременную помощь можно надеяться лишь тогда, когда под рукой имеются средства связи, обеспечивающие качественную передачу и приём сигнала. Очевидно, что наличия мобильного телефона будет явно недостаточно: на удалении от берега сигнал пропадает, заряда батареи не хватит надолго. Имеется ещё несколько причин, которые говорят в пользу того, что в этом случае исключительно морские радиостанции способны обеспечить связь на качественном уровне. Такое оборудование отличается мощностью, стабильностью работы, защищённостью от воздействия влаги и стихии, удобством в эксплуатации в том случае, если сигнал о помощи требуется подать экстренно, не имея времени или возможностей на передачу информации в ручном режиме.

Если рассматривать радиостанции морского диапазона, то сразу нужно разделить их на бортовые (стационарные) и портативные (переносные). Очевидно, что первый тип станций надёжнее: питание от сети, высокая мощность, широкая функциональность. Более того, для соблюдения всемирной системы связи, разработанной на случай бедствия на море, все суда, которые входят в Конвенцию SOLAS, обязаны иметь на борту морские укв радиостанции. Эти станции должны работать как на приём, так и на передачу сигнала, в режимах, обеспечивающих радиотелефонную связь и цифровой избирательный вызов (DSC). Функция DSC позволяет присвоить каждой радиостанции морского диапазона свой уникальный номер, благодаря чему с данной радиостанцией, а значит, и с судном, несущим её, можно связаться напрямую. Кроме того, поддержка функции DSC позволяет радиостанции непрерывно автоматически отслеживать канал экстренной связи (канал 70). Переговоры по этому каналу не ведутся, а используется он только для передачи сигнала бедствия. Наиболее функциональные морские укв радиостанции оборудованы кнопкой, нажатие которой позволяет отправить сигнал бедствия в автоматическом режиме, с определённой периодичностью.

В настоящее время появились бортовые морские радиостанции, в которых реализована возможность подключение нескольких внешних манипуляторов. Это даёт возможность стационарному оборудованию расширить возможности для его использования, и управлять им удалённо, но в пределах судна. Общая база такой радиостанции морского диапазона обеспечивает связь как с внешними радиостанциями (в порту, или на других судах), так и связь внутри судна, образуя своеобразный интерком селекторной связи.

Бортовые радиостанции обеспечивают отличное качество связи на очень дальние расстояния. Функциональные возможности бортовой морские радиостанции на порядок выше, чем портативного оборудования. Вместе с тем радиостанции морские портативные имеют и свои неоспоримые преимущества. Одно из них заложено в самом названии типа радиостанции. Возможность использовать рацию, как на судне, так и вне его, конечно же, имеет значение при выборе средства связи. Вместе с тем, очевидно, что в радиостанциях такого типа особенную потребность будут испытывать те, кто выходит в море или на открытую воду больших водоёмов на небольших плавательных средствах, как правило, с маломощным двигателем, или же вовсе без него, с ограниченной грузоподъёмностью и вместительностью. Как правило, такие выходы носят кратковременный характер, а, следовательно, заряда батарей радиостанций морских портативных вполне хватит для обеспечения непрерывной работы в ходе всего плавания.

xn—39-qddol0bj1e.xn--p1ai

Морские радиостанции и антенны

Морские радиостанции: купить морские рации, морские антенны и аксессуары

Без надлежащих морских радиостанций ни один корабль или судно не будут даже выпущены за пределы порта. Наличие рации морского диапазона, является на судне обязательным и, по требованиям ГИМС, необходимым даже для самых мелких судов.

По типам морские радиостанции подразделяются на:

Бортовые морские радиостанции предназначены в первую очередь для крупных судов, портативные – для маломерных. При выборе типа станции следует соразмерять возможности энергетической установки вашего судна с потребляемой мощностью радиостанции.

Портативные (носимые) морские радиостанции предназначены для работы как на маломерных яхтах и катерах, так и на больших судах. Они используются для связи внутри судна или порта при проведении разного рода работ. Важной характеристикой этого типа радиостанций являются ударопрочность и влагозащищенность.

Морские антенны (антенно-фидерные устройства) способствуют передаче и приему электромагнитных волн. Устройство следует монтировать как можно выше и удаленно от металлических крупных предметов, а также других антенн.

К морским радиостанциям вам потребуются аксессуары – например, зарядные устройства, аккумуляторы и батареи, чехлы, кабели и другие дополнительные атрибуты.

У нас вы можете купить морские радиостанции от крупнейших мировых производителей: Garmin, Lowrance, Icom, Raymarine, Entel и многих других. Большинство морских радиостанций имеют типовой Сертификат Российского Морского Регистра.

seacomm.ru

Морская связь в УКВ радиодиапазоне

Бывают случаи, когда на борту небольших морских судов не игнорируется и воспринимается как нечто само собой разумеющееся только компас, а радиостанции оцениваются как нечто избыточное. И это понятно, неправильно конечно, но понятно, поскольку этот взгляд обусловлен недостаточной информированностью о возможностях и функциях морской радиосвязи. Большинство из прогулочных судов и яхт бороздят знакомые воды, совсем недалеко от дома, и они там, чтобы насладится хорошей погодой, а не бороться со штормом, а УКВ радиостанция, установленная на приборной панели, и приобретенная вместе с лодкой, почти не используется.

Доводы «за» использование современной радиостанции куда более весомы. Прежде всего это возможность, которая может быть не использована ни разу за всю жизнь, но которая при неблагоприятном стечении обстоятельств может эту самую жизнь спасти – имеется в виду, естественно, возможность послать сигнал бедствия. Нельзя уберечься от случайностей. Не стоит сбрасывать со счета и вероятность принять чужой сигнал SOS (или, в речевом режиме, «mayday») и поучаствовать в спасении чьих-то жизней. Безопасность плавания может также существенно зависеть от знания прогнозов погоды и своевременного получения предупреждений о шторме и других опасностях, для чего тоже нужно радиостанция.

Возможно, не каждый контейнеровоз станет согласовывать с вами действия, если ваши пути пересекутся – на морских просторах не делается акцент на радио-переговоры при расхождении и обгоне судов, как на внутренних водных путях (ВВП) – но и в этом случае, особенно в районах, где движение судов регулируется специальными диспетчерскими службами, радиосвязь необходима. Для примера процитируем кое-что из Правил плавания в зоне ответственности Службы Управления Движением Судов (СУДС), касающееся маломерных судов, следующих проливом Бьерке-Зунд через акваторию порта Приморск.

«Для прохождения через акваторию порта Приморск маломерные суда (яхты) должны связаться с СУДС порта Приморск на траверзе мыса Пологий (при следовании с севера) и маяка Стирсудден (при следовании с юга) на 68 основном и 13 резервном канале УКВ (позывной «Приморск-Трафик»). При плавании в зоне действия СУДС все суда должны нести радиовахту на УКВ, канал 68.

Обязательными для исполнения являются указания СУДС, касающиеся:

  1. очередности движения;
  2. маршрута;
  3. скорости;
  4. места якорной стоянки;
  5. запрещения движения;
  6. открытия радиовахты на указанных частотах (каналах);
  7. передачи сведений о предполагаемых или выполняемых маневрах и действиях.

Судно, не отвечающее на вызовы лоцмана-оператора СУДС, считается аварийным, и к нему могут быть приняты меры по оказанию помощи без согласия капитана с отнесением расходов на счет судовладельца».

Капитанам маломерных судов, нарушающим вышеуказанные правила, проход проливом Бьерке-Зунд запрещен. А не подчиняющимся и оказывающим сопротивление вполне реально поучаствовать в мероприятии под названием «контртеррористическая операция», и далеко не в качестве зрителя. В той же степени радиосвязь необходима для плавания в приграничных районах, где радиомолчание в ответ на запрос «Вышки» или «Лебедя» может обернуться для вас как минимум большой потерей времени и нервов в результате перехвата и задержания.

И, наконец, радио успешно позволяет согласовывать ваши действия с другими участниками совместных морских походов. Все это должно развеять сомнения в необходимости иметь на борту радиостанцию.

Чем же отличается «морская» УКВ радиосвязь от «речной»? Прежде всего, используемыми частотами. Морские радиостанции сегодня работают в диапазоне 156–174 МГц, а не 300.025-300.500 МГц и 336.025-336.500 МГц, как российские «речные». В отличие от нашей национальной речной связи правила и оснащение международной морской УКВ связи реализовывали интересы всех стран, так как этот диапазон с 1959 г. является во всем мире единым и для морского флота, и для судов и служб на внутренних водных путях.

Диапазон УКВ 156–162 МГц, выделенный Международным союзом электросвязи для морской подвижной службы (МПС), в настоящее время расширен до 156–174 МГц. Причем он насчитывает уже порядка 200 рабочих каналов, а этом «разнос» между соседними каналами уменьшен с 50 до 12.5 кГц.

Когда вы приобретаете УКВ радиостанцию, все необходимые частоты уже запрограммированы в номера каналов, и вам следует только выбрать подходящий. В общем случае стационарная судовая радиостанция имеет 55 международных каналов, но некоторые станции позволяют настраиваться также на национальные каналы (например, США или Канады) и программировать несколько каналов с назначением «частный» («private channel»), что удобно, например, при плавании группой. В таких станциях число каналов доходит до сотни. А вот в носимых радиостанциях каналов может быть гораздо меньше, но любая рация, предназначенная для работы на морских судах, должна иметь 16-й канал.

Некоторые каналы УКВ используются только для одной цели. Это прежде всего аналог пятого «речного» канала – 16-й (156.8 МГц), основной международный канал безопасности и бедствия, вызывной и дежурный. На всех морских судах на ходу, а часто и в порту, если того требуют правила, УКВ радиостанция включена на прослушивание 16 канала. На 16-м производится голосовой вызов на связь, который должен занимать минимум времени и содержать только обмен информацией для идентификации сторон и согласование номера рабочего канала для дальнейшей связи – затем следует перейти на рабочий канал или на любой свободный канал.

Перед выходом в эфир на любом канале, а особенно на 16-м, прослушайте его и никогда не прерывайте связь по вопросам безопасности. Вообще, стоит заранее поинтересоваться частотами и позывными радиостанций, которые могут быть вам полезны и, при необходимости установить связь, вызов делать на присвоенном им рабочем УКВ канале. Если же вы не знаете, на каком канале работает нужная станция, начинайте вызов на 16-м и после установления контакта переключитесь на ее рабочий канал.

В районах с интенсивным судоходством 16-й канал бывает перегружен радиообменом, и для вызова может использоваться один из резервных каналов для связи в целях обеспечения безопасности судоходства – 9-й (156.45 МГц) или 13-й канал (156.65 МГц). 9-й канал, кроме того, используется в качестве вызывного в районах, где плавание осуществляется по фарватерам.

Особым также является канал 70 (156.525 МГц), предназначенный исключительно для передачи цифровой информации в системе цифрового избирательного вызова (ЦИВ), о которой мы поговорим ниже. Вести переговоры на 70-м канале запрещено. Назначение каналов в конкретном районе можно узнать из местных Правил плавания.

В международной практике существует движение за то, чтобы 72-й канал официально считался яхтенным, но никаких официальных решений по этому поводу пока нет. Следовательно, собираясь использовать для связи 72-й, убедитесь, что в районе плавания он не является рабочим для какой-либо организации, и вы не создадите кому-либо помех.

Из прочих запрещены к использованию 75-й и 76-й каналы, так как их частоты непосредственно соседствуют с частотой 16-го канала и могут создавать ему помехи. По той же причине 15-й и 17-й каналы используются ограниченно, обычно для внутрисудовой связи и только с мощностью передатчика, не превышающей 1 Вт.

Еще следует отметить, что последние модели бортовых УКВ радиостанций предоставляют шкиперам широкий спектр возможностей. Морские радиостанции Garmin, Icom, Standard Horizon, Raymarine и других компаний теперь включают такую функцию, как Цифровой Избирательный Вызов (Digital Selective Calling – DSC). При реализации ЦИВ каждой радиостанции присваивается собственный уникальный девятизначный идентификационный номер (Maritime Mobile Service Identity – MMSI), и для передачи и приема цифровых сообщений используется канал 70. УКВ-радиостанции, оснащенные функцией ЦИВ, созданной в рамках Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии – ГМССБ (GMDSS), могут отправлять и получать цифровые сообщения о чрезвычайной ситуации, частные вызовы и общие вызовы, а также выделять необходимые вызовы с использованием идентификационных номеров морской подвижной службы. Возможности DSC значительно увеличивают шансы быстрого спасения в критических ситуациях.

Для установления связи на рабочем канале с конкретным судном, MMSI которого вам известен, его можно вызвать без использования 16-го канала. При наличии DSC вы набираете номер судна, затем указываете рабочий канал для последующей телефонной связи, посылаете вызов на 70-м канале, и, как только получаете подтверждение вызова, ваша станция перестраивается на выбранный рабочий канал. Список номеров MMSI береговых и судовых станций можно найти в международном ежегоднике «Справочник ITU (Международный союз электросвязи)» и других справочниках.

Функция DSC обеспечивает постоянное слежение за эфиром на канале 70, при этом станция, оснащенная системой цифрового избирательного вызова, реагирует только на свой MMSI и на общий вызов для всех судов в зоне связи. Если на вашу радиостанцию, оснащённую функцией DSC, приходит вызов, на дисплее сразу отображается канал, на который следует переключиться.

Сообщение о бедствии поступает на 16-й канал. Важным достоинством ГМССБ является высокая степень автоматизации передачи и приема сообщений. Судовая радиостанция с DSC имеет кнопку, обычно красную и снабженную защитой от случайного нажатия, с надписью «Distress» («Бедствие») или «SOS», в зависимости от модели радиостанции. При нажатии этой кнопки автоматически передается оповещение о бедствии заранее запрограммированного формата с указанием MMSI вашего судна, времени и даты передачи сигнала, характера бедствия. Если к радиостанции подключен приемник GPS или ГЛОНАСС, также автоматически будут переданы координаты судна на момент подачи сигнала. Если нет возможности подключить спутниковый приёмо-индикатор, то текущие координаты можно вводить вручную, но при этом следует, как можно более регулярно их обновлять. Информация о характере бедствия, если позволяет ситуация, вводится в текст сообщения.

Дистанция уверенного приема-передачи сигнала морских бортовых и портативных радиостанций зависит от многих факторов, таких как выходная мощность, эффективность антенны и условий распространения УКВ радиоволн. Рассмотрим некоторые из них.

Реальная мощность радиостанции в ваттах на выходе важна, но это далеко не самый главный фактор, влияющий на дальность связи. Удвоение мощности отнюдь не означает удвоение дистанции, на которой ваш сигнал будет услышан. Большее влияние на дальность распространения радиосигнала оказывает эффективность антенны радиостанции и состояние атмосферы. Если вы поместите две портативные радиостанции на уровне поверхности моря, и будете связываться на режиме низкой мощности (обычно 1 Ватт), то наверняка не сможете обеспечить надежную связь на дистанции больше 1 – 1,5 миль. В режиме мощности 5 Ватт вы, может быть, лишь совсем немного увеличите радиус действия, но, подняв обе радиостанции на высоту берегового утеса, то получите огромное увеличение дистанции надежной связи.

Статистика подтверждает следующую формулу для определения радиуса связи в нормальных атмосферных условиях: дальность связи = 2.25*√h, где h – высота антенны над уровнем моря в метрах, а результат получите в морских милях. Таким образом, если вы на борту яхты с антенной радиостанции в 2 метрах от поверхности воды, то можете ожидать уверенной связи на дистанции до 4 миль.

Поскольку УКВ радиоволны распространяются прямолинейно, то теоретически никакое количество мощности радиостанции не может увеличить эту дистанцию, так как если антенны двух радиостанций не “видят” друг друга, то они также не могут слышать друг друга. Но эффективность 25-ваттной бортовой радиостанции реализуется в плохих условиях атмосферы, когда мощный ее сигнал «пробивает» себе путь сквозь дождь, туман или морось, которые заметно “гасят” УКВ радиоволны.

Увеличение дальности связи портативных радиостанций может быть достигнуто использованием яхтенных УКВ антенн на топе мачты. Соединив основной антенный кабель и ручную УКВ радиостанцию при помощи переходного шнура, вы получите компактный и действенный инструмент радиосвязи.

В заключение хочу отметить, что участники радиообмена на морском УКВ диапазоне должны получить лицензию судовой радиостанции (Ship Station Licence). Лицензия оформляется в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации и Регламентом радиосвязи, приложенным к Международной конвенции электросвязи. Все радиооборудование, внесенное в лицензию, разрешено для установки и использования на судне. Необходимость иметь на борту судна под российским флагом лицензию на судовую радиостанцию диктуется требованиями п. 10 ст. 25 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» и п. 9 ст. 14 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Используемые при написании материалы:
Евгений Курганов. “Морская радиосвязь”. Журнал “Катера и Яхты” апрель-май 2011 г.

trcvr.ru

Новые УКВ радиостанции для маломерных судов

Радиостанция FURUNO FM-4721 может работать в режиме пониженной мощности 1 Вт, отображает на дисплее текущие навигационные данные, таких как широта и долгота, скорость и курс судна. Большая клавиатура и кнопки быстрого доступа делают эксплуатацию радиостанции интуитивно понятной и удобной.

Радиостанции Radio Ocean RO6700, RO6700N2K, RO6800AIS и POCKET5600

УКВ-радиостанции серии RO производства Radio Ocean также предназначены для использования на маломерных судах, катерах и яхтах ГИМС и имеют функционал ЦИВ класса D. Радиостанции оснащаются большим монохромных жидкокристаллическим дисплеем и крупными клавишами.

Все три радиостанции отличает эргономичность и компактность. Модель RO6800AIS имеет встроенный АИС-приемник и возможность отображать на дисплее его цели и информацию. Морская носимая рация POCKET5600 обладает отличным набором качеств для долгой работы в сложных условиях. Защищенность по классу IPX7 позволяет радиостанции продолжать работать даже после попадания в воду. Рация оборудована встроенным Bluetooth, поэтому с ее помощью можно, к примеру, ответить на вызов, поступающий на мобильный телефон, при условии. что он также оборудован Bluetooth.

Отличный дизайн и функциональность POCKET5600 непременно будет оценен по достоинству рынком. Новая рация от Radio Ocean — исключительно удобный и надежный прибор, отвечающий всем современным требованиям, предъявляемым к морским радиостанциям.

Интернет-магазин Маринэк предлагает выбрать и купить морские УКВ-радиостанции от Furuno, Radio Ocean и других производителей судовой электроники с мировым именем. Вы по достоинству оцените сервис компании Маринэк, уже много лет представляющей на рынке впечатляющий перечень носимых и стационарных радиостанций, а также другого электронного оборудования.

www.korabel.ru