Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ
«О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»
С изменениями и дополнениями от:
7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 30 декабря 2012 г., 22 декабря 2014 г., 6 апреля, 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 7 марта 2018 г.
Принят Государственной Думой 5 ноября 1998 года
Одобрен Советом Федерации 12 ноября 1998 года
См. также Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
См. Федеральную целевую программу «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержденную постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. N 637
См. Методические рекомендации по организации выплаты денежной компенсации (суммы) в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие радиационных катастроф, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 30 апреля 2002 г. N 32
26 ноября 1998 г.
Установлено, что социальная защита граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» производится в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Также настоящим Законом устанавливается порядок распространения действия Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на указанных граждан. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 2 декабря 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 ноября 1998 г., N 48, ст. 5850
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)
Действие части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ
Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Действие части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ
Действие части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 428-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 329-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 414-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 189-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
base.garant.ru
3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
Защита населения Российской Федерации от радиации регламентируется Федеральным законом 3 ФЗ о радиационной безопасности. Данный правовой акт предписывает основы охраны здоровья от вредного воздействия, а также действия, предпринимаемые для защиты граждан и устранения угроз. Регулируются полномочия органов власти и требования к обеспечению радиационной безопасности.
Вопросы экстремистской направленности и противодействия терроризму рассмотрены в ФЗ 390 о безопасности.
Описание 3 Федерального закона
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» 3 ФЗ принят Госдумой 5 декабря 1995. Документ вступил в силу в день опубликования, отдельные положения статьи 9 стали действующими с 1 января 2000. С данного момента в закон о радиации вносились поправки, последние из них были введены 19 июля 2011 года.
ФЗ 3 о радиационной безопасности граждан подразделяется на главы, решающие следующие правовые вопросы:
- общие положения и нормативы документа;
- полномочия Российской Федерации и ее субъектов в обеспечении защиты населения от радиации;
- государственное управление и надзор за предпринимаемыми мерами;
- общие требования к радиационной безопасности;
- меры, направленные на защиту от радиации при аварии;
- права и обязанности граждан и общественных объединений в данной сфере;
- ответственность за невыполнение предписаний.
- нормирование – определение допустимых пределов, в рамках которых граждане могут облучаться, учитываются все источники излучения;
- обоснование – запрещается любое использование источников радиации, польза от эксплуатации которых не превышает рисков от потенциального ущерба здоровью населения;
- оптимизация – поддержание ионизирующего излучения на минимально допустимом уровне;
- ликвидация последствий радиационных аварий должна принести больше пользы, чем вреда;
- все работы проводятся с расчетом на достижение лучшего результата при минимальном ущербе здоровью населения.
- организация действий, направленных на решение правовых, организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, медико-профилактических, воспитательных и образовательных вопросов по обеспечению безопасности граждан;
- соблюдение предписаний в сфере радиационной защиты населения;
- своевременное предоставление гражданам информации о радиации и мерах противодействия;
- обучение населения основам самостоятельной защиты.
- формирование системы органов, деятельность которых направлена на исполнение предписаний Закона о радиации;
- нормирование излучения, а также организация программ по его оптимизации;
- лицензирование лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения;
- государственный, производственный и общественный надзор за исполнением предписаний Закона о радиации.
- все граждане на территории РФ имеют право на защиту от радиации;
- население и общественные организации должны быть своевременно и в полной мере уведомлены о состоянии ионизирующего излучения и его соотношения с предельными нормами;
- для обеспечения контроля представители общественных организаций по закону имеют право доступа на территорию объектов, работающих с источниками излучения;
- государство обеспечивает социальную поддержку населения, проживающего рядом с объектами, деятельность которых связана с излучением;
- граждане имеют права на возмещение ущерба их жизни и здоровью, а также имуществу, пострадавшему в результате аварий.
- Универсальный свод положений, на которые ориентируется закон. Регламент по созданию условий максимальной безопасности для населения страны в вопросе радиационной угрозы;
- Спектр прав и обязанностей государства и подведомственных субъектов в рамках данного законодательного акта;
- Контроль по выполнению мероприятий по безопасности со стороны государственных органов;
- Свод стандартов по радиационной безопасности;
- Описание порядка оперативных действий при радиационной аварии;
- Оформление перечня гражданских и социальных прав и обязанностей по вопросу, затрагиваемому в актуальном документе;
- Взыскания и меры ответственности за нарушение положений закона.
- Устанавливается норма допустимого облучения, являющегося условно безопасным для здоровья человека;
- Эксплуатация объектов, имеющих ионизирующее излучение, признается неправомерной, если фактор риска в данном случае выше, нежели выгода;
- Принимается ряд мер по оптимизации радиационного излучения на предельном минимуме, разрешенном законодательством;
- При проведении мероприятий по устранению последствий радиационных аварий запрещаются действия, способные повлечь повышение уровня риска для населения.
Общие положения Закона о радиации регламентируют основные понятия правового регулирования, а также мероприятия, направленные на обеспечение безопасности граждан. Принципы, на которых базируются положения закона, следующие:
Для обеспечения населения защитой от радиации закон предусматривает следующие мероприятия:
Государственное управление и надзор в сфере радиационной безопасности регламентируется следующими предписаниями:
Права граждан определяются следующими положениями закона:
В обязанности граждан вменяется требование соблюдать предписанные меры предосторожности, требования полномочных органов власти, а также участвовать в мероприятиях, направленных на обеспечение радиационной безопасности.
Скачать 3 ФЗ о радиационной безопасности
Скачать Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» можно тут. Представленная редакция содержит все изменения. Текст подойдет гражданам, изучающим вопросы обеспечения защиты населения от радиации. Также редакция документа будет полезна для должностных лиц и юристов, занятых в данной сфере законодательства РФ.
Изменения в ФЗ о радиации
Изменения Закона о радиации направлены на устранение неточностей и адаптации его положений в соответствии с поправками в законодательстве Российской Федерации. Последние коррективы в документ были внесены 19 июля 2011 года.
Изменения были внесены в статью 9 Закона о радиационной безопасности. В пунктах 1-3 отредактированы формулировки, пункт 4 утратил силу. Также поправки в формулировках коснулись и пункта 3 статьи 11.
Днем ранее, 18 июля 2011 в Закон о радиации также был введен ряд поправок. По ним была скорректирована редакция пятого и десятого абзаца статьи 5, десятый и одиннадцатый абзацы статьи 14. В четвертом абзаце статьи 19, в третьем ст 20 и в четвертом ст 27 исключены слова «и контроль».
В новой редакции изложено название главы 3 Закона о радиации, регламентирующей государственное управление и надзор. В ней утратили силу пункты 2 и 3 статьи 7. Введена статья 10.1, предписывающая порядок обеспечения государственного надзора в сфере радиационной безопасности.
210fz.ru
3 ФЗ о радиационной безопасности населения в последней редакции
Меры охраны граждан РФ от воздействия радиации, включая излучение и заражение, являются предметом Федерального закона номер 3. В нем установлен перечень мероприятий по защите населения от пагубного воздействия ионизирующего излучения, а также процедуры по устранению последствий радиационных аварий. Регламентируются обязанности уполномоченных инстанций. Дается опись условий, предъявляемых к организациям и субъектам, которые обеспечивают радиационную безопасность.
Общие положения 3 ФЗ
ФЗ № 3 был утвержден народными избранниками Госдумы 5.12.1995. Измененная версия закона датируется 2011-м (19.07.2011). Восемь глав и тридцать статей документа решают следующие аспекты:
Основные кредо закона:
lawlinks.ru
Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения»
О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
5 декабря 1995 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;
эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;
санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;
зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;
работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;
радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности
1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности
1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности
Радиационная безопасность обеспечивается:
проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности
К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:
определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;
разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;
лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений;
контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения;
введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;
реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;
организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
организация и осуществление государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
информирование населения о радиационной обстановке;
установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;
установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;
создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;
регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;
контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;
регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;
другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:
разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;
организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;
участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;
участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;
реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности
1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах.
2 — 3. Утратили силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.
Статья 8. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности
1. Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются федеральные программы. Федеральные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Порядок разработки и реализации государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности
1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда и иных нормативных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.
2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:
для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) — 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;
для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) — 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.
В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.
Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.
3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, и иные нормативные документы по радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Утратил силу. — Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ.
Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения
1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 10.1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности
1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 — 9 настоящей статьи.
3. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности (далее — обязательные требования).
4. При разработке органами государственного надзора, указанными в пункте 1 настоящей статьи, ежегодных планов проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, предусматривается проведение совместных проверок.
5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение двух лет:
1) со дня государственной регистрации юридического лица;
2) со дня окончания проведения последней плановой проверки.
6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварии и (или) чрезвычайной ситуации техногенного характера;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
7. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
8. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
9. Предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, не допускается.
Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности
1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.
2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной безопасности, обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее — нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.
Статья 12. Общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности
Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.
Глава IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности
1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.
2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:
характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
вероятность радиационных аварий и их масштаб;
степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.
Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения
При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:
соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;
планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;
проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;
осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;
проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;
проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;
организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);
регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;
своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;
выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов
1. Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.
2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться:
выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;
проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;
проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;
эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.
3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.
4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности.
Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды
Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур
1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).
Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.
2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.
Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения
Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ
Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии
Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:
перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;
план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;
медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).
Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии
В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана:
обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;
проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;
принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;
провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии;
принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии.
Статья 21. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии
1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего облучения их. Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 9 настоящего Федерального закона.
2. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.
3. Социальные гарантии за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Статья 22. Право граждан на радиационную безопасность
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.
Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации
Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.
Статья 24. Предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения
Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Социальная поддержка граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения
Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, имеют право на социальную поддержку. Порядок предоставления социальной поддержки устанавливается законом.
Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков
1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны:
соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности;
проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности.
Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 28. Ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности
1. Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Штрафы за административные правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности могут налагаться должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам в результате радиационной аварии.
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в силу
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона вводятся в действие с 1 января 2000 года.
Статья 30. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
9 января 1996 года
Судебная практика и законодательство — 3-ФЗ О радиационной безопасности населения
Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596);
Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4596);
11. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения».
Обязательства Российской Федерации в отношении преодоления последствий радиационных аварий зафиксированы в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральном законе «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральном законе «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Федеральном законе «О радиационной безопасности населения».
2. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
3. СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)».
«2.6. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
2. Раздел 3 «Общие положения» дополнить пунктом 3.9 в следующей редакции:
«3.9. В настоящий период доза облучения населения загрязненных вследствие аварии на ЧАЭС территорий Российской Федерации практически полностью определяется цезием-137. Вклад стронция-90 в суммарную дозу не превышает 1%. В связи с этим, начиная с 2012 года, расчет дозы от этого радионуклида проводить не требуется.».
1. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 N 3-ФЗ.
2. Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92 N 4218-1, с Изменениями и Дополнениями от 12.01.96, 21.04.97, 10.02.99, 17.06.99, 08.07.99 (раздел III ст. 12).
1. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» N 3-ФЗ от 09.01.96.
2. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» N 5151-1 от 10.06.93.
3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» N 2300-1 от 07.02.92.
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 N 3-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 июня 2004 N 122-ФЗ).
СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)».
СанПиН 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)».
2. Федеральный закон от 09.01.96 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
4. СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)».
legalacts.ru