Пенсия на крайнем севере мвд

«Северная» пенсия сотрудника МВД

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

«Статья 48. Применение коэффициентов к размерам пенсий

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее — сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5″.

m.yurist-online.net

Учитывается ли северный стаж службы в МВД при назначении рабочей северной пенсии?

Здравствуйте. Мне исполняется 45 лет, я с 2008 года нахожусь на пенсии по выслуге лет, до настоящего времени выработал вредный стаж по 1 списку, но в пенсии мне отказывают так как мне не хватает якобы льготного северного стаж РКС, хотя проработал и прослужил все в одном регионе более 20 лет. Правомерно ли это или служба МВД действительно не является для назначения гражданской пенсии по вредности в условиях крайнего севера.

Ответы юристов (2)

Здравствуйте, в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с данной статьей служба включается в трудовой стаж
Статья 90. Военная служба и другая, приравненная к ней, служба, включаемая в общий трудовой стаж (в ред. Федерального закона от 27.01.95 N 10-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:
Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»

Служба в армии, даже если она проходила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения права на пенсию по ст. 14 Закона от 20.11.1990г. № 340-1 в стаж работы в РКС не учитывается (ст. 89,90 Закона от 20.11.1990г. № 340-1), поскольку может быть засчитана только в общий стаж в полуторном размере по статье 94 указанного закона, но не в специальный стаж, как следует из указанных правовых норм.

Статья 5 Федерального закона N 173-ФЗ предусматривает, возможность назначения пенсии по старости на общих основаниях в силу статьи 7 Федерального закона N 173-ФЗ наряду с достижением возраста требуется наличие страхового стажа не менее 5 лет.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ (мужчинам — 60 лет, женщинам — 55 лет), назначается по основаниям, предусмотренным статьями 27, 27.1 и 28 указанного Закона.
Согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 — 10 и 16 — 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (далее — Федеральный закон N 173-ФЗ) по месту нахождения ответчика.
Дела по спорам об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции. Для более подробной консультации Вы можете обратиться к юристам нашей фирмы.

Дает ли служба в милиции право на северные пенсии?

Добрый день. Я с мужем проработала десять лет в районе, который приравнен к крайнему Северу. Мы жили и работали в Иркутской области, в городе Братске с 1979 по 1990 г. Насколько знаю, это дает право уйти нам на пенсию раньше. Подали документы в пенсионный фонд. Там все приняли и сказали ему, что он пойдет на пенсию с 21 ноября 2012 года. Но вскоре после этого документы ему вернули. Сказали, что раз он работал в милиции, то это работа в северный стаж не засчитывается. Муж 1954 г. рождения.

Объясните, действительно ли есть такие ограничения и служба в милиции в районе крайнего севера не дает ему права выйти на пенсию раньше?

Ответы юристов (4)

На Ваш вопрос сообщаю следующее.

Согласно положениям статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон):

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 календарных лет в приравненных к районам Крайнего Севера местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

В изложенной норме правоустанавливающими являются термины «проработали» и «работа». Из этого следует, что в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются только периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Включение в указанный трудовой стаж периодов службы в милиции Законом не предусмотренно.

Данная позиция подтверждается в частности определением Конституционного суда России, прилагаемым ниже.

На мой взгляд, указанное правило не является справедливым, но законодатель установил именно так.

Уточнение клиента

Значит, шансов добиться включения службы в милиции у мужа нет? я правильно поняла?

19 Мая 2012, 19:18

К сожалению шансов нет.

Действие Трудовой кодекса РФ к службе в ОВД не применимо, поскольку служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы. Право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено, в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека, исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона.
Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в районах Крайнего Севера и т.п. в специальный стаж.

Доброго Вам дня!

В специальный (северный) стаж для определения права на установление досрочной трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Наряду с работой в специальный (северный) трудовой стаж включаются периоды временной нетрудоспособности и ежегодные оплачиваемые отпуска.

Периоды военной службы (служба в силовых ведомствах по контракту и служба в Российской армии по призыву) не являются работой и в специальный стаж для назначения досрочных пенсий, в соответствии со статьями 27 и 28 закона № 173-ФЗ не засчитываются — это не предусмотрено законом.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 (пункт 19) даны разъяснения по вопросу исключения периодов службы в силовых ведомствах из специального (северного) стажа. Согласно пункту 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, периоды службы в силовых ведомствах засчитываются в общий трудовой стаж с целью оценки пенсионных прав для определения расчетного размера трудовой пенсии. Также подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Закона № 173-ФЗ предусматривает включение периодов службы в страховой стаж, который влияет на определение права на установление пенсии на общих условиях (мужчины — по достижении возраста 60 лет, женщины — 55 лет).

Периоды службы учитываются при установлении пенсии за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

m.pravoved.ru

Северный стаж

Здравствуйте.Мне 28 сентября исполняется 55 лет.Проживаю и работаю в г.Братске, Иркутская область. Местность приравнена к районам Крайнего севера. Трудовую деятельность начал 07.08.1981 года. по сей день. Постоянно проживаю и работаю в Братске. Обратился в пенсионный фонд в связи с наступлением пенсионного возраста -55 лет. На приеме мне сообщили, что период службы в органах МВД по месту жительства — почти 11 лет в северный стаж не входят, а только в общий трудовой стаж и поэтому мне придется еще четыре месяца работать, чтобы заработать полный -20 лет северный стаж. Прошу вас разъяснить мне почему и на каком основании у меня не засчитывают в северный стаж годы службы в МВД и есть ли варианты. Объяснить в пенсионном фонде мне не смогли. Сказали что служба и работа разные вещи.

Ответы юристов (5)

Статья 28 ФЗ «р трудовых пенсиях» Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностяхи имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

Статья 90 ФЗ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Военная служба и другая, приравненная к ней, служба, включаемая в общий трудовой стаж

Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

По сути, Вам необходимо получить письменный отказ от ПФР и обжаловать его суд.

Есть вопрос к юристу?

Прошу вас разъяснить мне почему и на каком основании у меня не засчитывают в северный стаж годы службы в МВД и есть ли варианты. Объяснить в пенсионном фонде мне не смогли. Сказали что служба и работа разные вещи.

Дело в том, что у ПФ РФ есть соответствующие разъяснения о том, чтобы в подобных ситуациях отказывать, что и произошло в Вашем случае. Однако данный отказ неправомерен, Вам нужно получить от ПФ РФ письменный отказ и обратиться в суд, обжаловав отказ:

Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 21.11.2011, с изм. от 30.12.2012) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»

Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях — соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Кроме того, есть соответствующие разъяснения Верховного суда:

Решение Верховного Суда РФ
от 10 января 2001 г.
N ВКПИ 00-86
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

в составе: председательствующего — судьи Верховного Суда Российской Федерации — генерал-майора юстиции Хомчика В.В.
при секретаре — старшем лейтенанте юстиции Безнасюке
А.С., с участием прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника
юстиции Тумбасова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело по жалобе гражданина Гуминского Юрия Владимировича о признании незаконным
абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления срока, с которого
служба на территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных
условиях,
установила:
Заявитель Гуминский Ю.В. обратился в Верховный Суд РФ
с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что Закон РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» и Закон РФ «О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установили для
указанных районов исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж в
льготном, полуторном размере, без установления срока, с которого такой зачет
производится. Вместе с тем, указывает Гуминский, в абзаце 5 раздела 2
Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1993 года N 941 определено, что Республика Коми отнесена к отдаленной
местности, в которой служба засчитывается в выслугу лет на льготных основаниях
с 1 января 1988 года.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит
закону и нарушает его права, поскольку на ее основании выслуга лет для
назначения пенсии после увольнения с военной службы засчитана ему на льготных
условиях с 1988 по 1993 год, а не с момента начала его службы на территории
республики Коми, то есть с 1983 года.
Заявитель Гуминский Ю.В. в судебное заседание не
явился, но не возражал против рассмотрения дела без его участия.
Представитель Председателя Правительства Российской
Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками Министерства внутренних дел
Российской Федерации Горностаев А.В. с жалобой заявителя не согласился и просил
об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом, что Закон Российской
Федерации «О государственной пенсиях в Российской Федерации» N 340-1
от 20 ноября 1990 года регулирует общий порядок пенсионного обеспечения граждан
и на военнослужащих не распространяется. На военнослужащих также не
распространяется и Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных у ним местностях» N 4520-1 от 19 февраля 1993 года.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом, каковым
является Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» N 4468-1 от 12
февраля 1993 года. Оспариваемое постановление Правительства Российской
Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года издано в соответствии с указанным
Законом N 4468-1 от 12 февраля 1993 года и не противоречит действующему
законодательству Российской Федерации. Пенсионное обеспечение военнослужащих
существенно отличается от пенсионного обеспечения иных граждан как порядком и
условиями его выплаты, так и его размерами.
Выслушав объяснения представителя Председателя
Правительства Российской Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками
Министерства внутренних дел Российской Федерации Горностаева А.В., исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора отдела Главной военной
прокуратуры полковника юстиции Тумбасова А.А., полагавшего необходимым отказать
заявителю в удовлетворении жалобы, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит
жалобу Гуминского Ю.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Единая система республиканских государственных пенсий
в Российской Федерации установлена Законами РФ «О государственных пенсиях
в Российской Федерации» N 340-1 от 20 ноября 1990 года и «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей» N 4468 от 12 февраля 1993 года.
Пенсии, назначенные в соответствии Законом РФ «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей» являются одним из видов государственных пенсий.
Вместе с тем, как правильно отмечает заявитель,
правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и
выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий имеют существенные
различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с
военной службы.
В частности, статья 88 Закона РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации», устанавливает, что пенсии
назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности
трудовой и иной общественно полезной деятельности либо специального трудового
стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности
(службы).
В соответствии со ст.14 этого Закона назначается
пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера (специальным трудовым
стажем), перечень этих местностей утверждается Правительством Российской
Федерации, а при подсчете трудового стажа, согласно ст.94 того же Закона и
ст.28 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях» N 4520-1 от 19 февраля 1993 года, периоды работы в этих
районах исчисляются в льготном, полуторном размере.
Согласно действующему в настоящее время Перечню
районов Крайнего Севера от 3 января 1983 года, Республика Коми (за исключением
некоторых ее районов) отнесена к районам Крайнего Севера.
В свою очередь, для назначения пенсии в соответствии с
Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей» статья 18 указанного закона определяет понятие
выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней
службы.
Установление порядка исчисления выслуги лет для
назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и
время начала льготного исчисления) лицам, проходившим военную службу, в
соответствии частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную
компетенцию Правительства РФ.
Правовым основанием установления порядка исчисления
выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе на льготных условиях,
явилось Постановление Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, а также
Приложения к нему N 1 и N 2.
Как видно из Приложения N 1, в Перечень местностей РФ,
в которых служба военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу
лет для назначения пенсии, включена Республика Коми.
При этом, служба в Республике Коми в местностях
севернее Полярного круга согласно абзаца 6 раздела 1 Перечня: для
военнослужащих и лиц рядового состава органов внутренних дел (кроме милиции) — с 25 июня 1949 года, а для личного состава милиции — с 1 января 1970 года,
засчитывается на льготных условиях — один месяц службы за два месяца, а в
других местностях Республики Коми согласно обжалуемого заявителем абзаца 5
раздела 2 Перечня с 1 января 1988 года — один месяц службы за полтора месяца.
Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных
актов позволяет прийти к выводу, что установление срока, с которого служба на
территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, не
нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.
Правительство Российской Федерации, принимая нормативный
акт, регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых
условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения
пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции,
установленной Законом.
Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма не
противоречит Законам РФ «О государственных пенсиях в Российской
Федерации» и «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях», так как определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных
условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок
исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное
обеспечение на общих основаниях.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя,
Военная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что в соответствии
со ст.7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей» и ст.5 Закона РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации», лица, имеющие право на
различные государственные пенсии, обладают правом выбора пенсии.
Согласно части 3 статьи 2 Закона РФ «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на
условиях и по нормам, установленным Законом РФ «О государственных пенсиях
в Российской Федерации» могут назначаться пенсии проживающим в Российской
Федерации лицам, проходившим военную службу, по их желанию.
Таким образом, заявитель при наличии оснований для пенсионного обеспечения по Закону РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» имеет право выбора пенсии, при назначении которой периоды его военной службы в районах Крайнего Севера будут включены в трудовой стаж в льготном, полуторном размере.

На основании изложенного и руководствуясь
ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
Гуминскому Юрию Владимировичу в удовлетворении жалобы
о признании незаконным абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части
установления срока, с которого служба на территории Республики Коми
засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судья Верховного Суда
Российской Федерации В.Хомчик

Игорь Васильевич, добрый день.

Отказ ПФР не основан на Законе, попробуйте обратиться к вышестоящему руководству ссылаясь на ниже приведенные статьи, если не поможет, то только суд. Обращайтесь лучше письменно, чтоб было что в суде предъявить.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом
Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами
разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере
указанного отношения заработков принимается последний по времени
получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной
плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных
лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем
понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно
полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в
соответствии с законодательством Российской Федерации воинских
формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых
Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел
Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной
службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в
которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной
безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной
безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в
периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в
партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной
войны;

Добрый день! По существу вашего вопроса могу пояснить
следующее, что данные правоотношения регулируются пенсионным законодательством Российской Федерации, и для решения вопроса рекомендую: Подать письменное заявление в адрес ПФР по месту жительства о включении данного периода для расчёта вашей пенсии с сылками на Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в частности на ст. 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. И соответственно просить назначить вам пенсию с учётом указанных периодов службы в МВД. Ждите ответ и если он будет отрицательным то можете обратиться в прокуратуру с письменным заявлением в котором подробно всё укажите с приложением копии ответа ПФР и просите осуществить прокурорский надзор за действиями должностных лиц ПФР в вашем отношении и осуществить защиту ваших прав в том числе в судебном порядке. Ждите ответа и реакции и если это не поможет — то соответственно подавайте иск в суд. С уважением…

Здравствуйте, Игорь Васильевич!

Действия ПФР очевидно связаны со следующим. ПФР ссылается на то, что период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Приведу ссылки на два подобных решения. Решение Братского городского суда Иркутской области: http://bratsky.irk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=208

В любом случае, Вам следует обратиться в ПФР и потребовать письменное обоснование отказа. Возможно проанализировав его, можно найти ошибки ПФР. Дело в том, что ПФР всеми «правдами и неправдами» старается уменьшить количество льготников — работа у них такая. Поэтому, при требовании такого отказа работники ПФР более внимательно и обоснованно подходят к исчислению периодов, так как понимают, что лицо готовится обжаловать их действия в суд. Гораздо сложнее написать незаконные требования, чем просто устно отказать гражданину. При наличии письменного отказа, ошибки ПФР можно найти и обжаловать.

С уважением, С.Сергеев

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.