Статья 37. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума
Статья 37. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума
1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.
2. Установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.
3. Федеральными законами может устанавливаться квота на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.
4. Установление квоты на сбор подписей избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума на части территории субъекта Российской Федерации, части территории муниципального образования не допускается.
5. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, – не менее 20 дней.
6. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
7. Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.
8. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
9. Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе.
Комментируемая статья включила в себя положения двух статей – статей 31 и 33 прежнего Федерального закона 1997 года, но с определенными новеллами. Законодатель, как это уже подчеркивалось, в 2002 году более подробно структурировал избирательный и референдумный процессы, установив аналогичные этапы в том и другом случаях. Федеральные законы от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ и от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ в комментируемой статье не затронули изменениями те нормы, которые показали на практике свою эффективность, уточнили некоторые положения (пункты 1, 2, 6, 7 и 8 комментируемой статьи) и ввели новое регулирование: в части необходимости предварительной оплаты изготовления подписных листов на федеральных и региональных выборах, на региональном референдуме (пункт 5), в части нотариального удостоверения сведений о лицах, собиравших подписи, и подписей этих лиц (пункт 7), а также в части установления, что подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 (с участием органов власти, на рабочих местах, в местах выдачи зарплаты и т.п.), являются недействительными.
Подписи, собранные и представленные в необходимом количестве в соответствующую комиссию, являются одним из оснований для регистрации кандидата, списка кандидатов, а также основанием для назначения референдума, инициированного гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями. В связи с этим важность данного этапа является бесспорной 1 . В процессе сбора подписей может выявиться фактическая поддержка в обществе выдвинутым кандидатам, спискам кандидатов, инициативе проведения референдума или, напротив, может не найтись поддержки случайным, не имеющим авторитета кандидатам или неактуальным вопросам референдума. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1998 года № 26-П 2 указывается, что «устанавливая порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, законодатель вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей». Вместе с тем нельзя не отметить, что в настоящее время институт сбора подписей утратил свое абсолютное значение на выборах, поскольку с введением комментируемого Федерального закона он перестал быть единственным основанием для регистрации кандидатов, списков кандидатов. Избирательный залог из возможного, в зависимости от воли конкретного законодателя, основания для регистрации превратился в применяемый на всех выборах (кроме выборов Президента Российской Федерации) и, кроме того, после выборов депутатов Государственной Думы четвертого созыва вступил в силу пункт 16 статьи 38 комментируемого Федерального закона, предусматривающий возможность регистрации кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых парламентскими политическими партиями, без сбора подписей и внесения избирательного залога.
___________
1 Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 1996 года № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 20 Закона Республики Башкортостан «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие дополнительные по сравнению с установленными федеральным законом условия для признания кандидата выдвинутым и зарегистрированным // СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3344.
2 СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5969.
1. В комментируемом пункте федеральный законодатель устанавливает общие правила, гарантии и «рамки» при сборе подписей, а конкретный порядок должен определить федеральный конституционный закон, федеральный закон или закон субъекта Российской Федерации, регулирующий подготовку и проведение выборов, референдума. Важный вопрос – количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, списков кандидатов, а также для поддержки инициативы проведения референдума. Федеральный законодатель предложил в комментируемой статье рамочную норму, установив верхний, максимальный предел – не более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, не более 2 процентов от числа участников референдума субъекта Российской Федерации, не более 5 процентов от числа участников местного референдума (статья 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Во всех случаях отсчет ведется от числа избирателей (участников референдума), зарегистрированных в соответствии с пунктом 10 статьи 16 комментируемого Федерального закона. Конкретное количество подписей, равное или меньшее соответственно 2 и 5 процентам, надлежит определить федеральному законодателю и законодателю субъекта Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» установил, что в поддержку кандидата на указанную должность должно быть собрано не менее двух миллионов подписей избирателей (пункт 1 статьи 36). Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определил, что в поддержку выдвинутого политической партией федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тысяч подписей (пункт 3 статьи 39). Статья 17 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» определяет, что для назначения референдума Российской Федерации необходимо собрать не менее 2 миллионов подписей, что примерно соответствует 2 процентам от общего числа участников референдума.
В комментируемом пункте впервые появился нижний предел количества подписей. Это актуально для небольших по количеству избирателей (участников референдума) избирательных округов, округа местного референдума, когда на практике количество подписей, исчисленное исходя из 2 или 5 процентов, было ничтожно малым и дискредитировало сам институт сбора подписей. Теперь количество подписей в любых случаях не может быть менее 10 подписей на выборах и менее 25 подписей на местном референдуме. Однако при этом следует учитывать, что согласно пункту 17 статьи 38 комментируемого Федерального закона при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей не более десяти тысяч (соответственно, такая норма представительства может потребовать сбора около 200 подписей) законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.
2. Как известно, при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе могут образовываться и многомандатные избирательные округа (статьи 5 и 18 комментируемого Федерального закона). Учитывая, что в некоторых субъектах Российской Федерации при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти и во многих регионах страны при формировании представительных органов муниципальных образований образуются многомандатные избирательные округа (с числом мандатов, как правило, не более пяти, а на выборах в сельском поселении, а также иных муниципальных выборов, когда избирательный округ образован в границах избирательного участка – и более пяти), законодателю субъекта Российской Федерации следует установить количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, строго руководствуясь установкой федерального избирательного законодательства: не более 2 процентов от числа избирателей многомандатного избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 10 подписей.
По смыслу комментируемого пункта, установленное для всех одномандатных избирательных округов на соответствующих выборах равное количество подписей избирателей в поддержку кандидата расценивается законодателем как равное количественное выражение необходимой поддержки избирателей каждого избирательного округа тому, кто будет представлять интересы избирателей соответствующего избирательного округа в представительном органе. Исходя из этого условия, если избирательный округ является многомандатным избирательным округом, для выдвижения и регистрации каждого кандидата нужно собрать подписи избирателей в количестве, уменьшенном кратно числу мандатов в избирательном округе.
3. Комментируемый пункт позволяет в федеральных законах устанавливать квоту на сбор подписей на территории одного субъекта Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, с тем, чтобы учесть федеративный компонент этих выборов, выявить поддержку кандидатов не в одном–двух регионах, а в значительно большем их числе. Квотирование в данном случае повышает уровень требований к политическим партиям, самим кандидатам, усиливает состязательность среди них, делает процесс предварительного отбора кандидатов в федеральные органы максимально объективным. Установление квоты на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта Российской Федерации уже имело место в федеральном законодательстве. Так, Федеральный закон от 17 мая 1995 года № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в статье 34 устанавливал, что на один субъект должно приходиться не более 7 процентов от требуемого общего числа подписей (следовательно, сбором подписей должно быть «охвачено» не менее 15 субъектов Российской Федерации). Федеральный закон от 31 декабря 1999 года № 28-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», сохранив существо квотирования, применил несколько иную формулу: «не более 70 тысяч подписей избирателей, постоянно или преимущественно проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации» (статья 36). Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 года № 19-ФЗ, увеличив до 2 миллионов количество собираемых подписей, одновременно установил квоту – не более 50 тысяч подписей – на один субъект Российской Федерации, следовательно, сбор подписей должен осуществляться на территориях, как минимум, 40 субъектов Российской Федерации.
Несколько иная ситуация наблюдается при сравнении установленной квоты при сборе подписей на выборах в Государственную Думу в поддержку федеральных списков кандидатов: Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ (статья 39) определял квоту в 7 и менее процентов на один регион, Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ (статья 43) и Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ (статья 43) – не более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей (для регистрации списка необходимо не менее 200 тысяч подписей). Таким образом, участие в сборе подписей в поддержку выдвижения федеральных списков гарантируется избирателям как минимум 15 субъектов Российской Федерации, примерно, одна шестая часть от общего числа субъектов Российской Федерации. Хотя положение комментируемого пункта и не касается референдумов, следует все же сказать, что исходя из федеративного устройства нашего государства Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» также установил квоту на сбор подписей в одном регионе (часть 1 статьи 17): не более 50 тысяч, благодаря чему уже на этапе сбора подписей участники референдума как минимум 40 субъектов Российской Федерации смогут выразить свое отношение к инициированию референдума.
4. Указанная в пункте 3 комментируемой статьи мера нашла применение лишь на федеральных выборах и референдуме. Что касается выборов и референдумов на региональном и местном уровнях, то их специфика не требует какого-либо квотирования сбора подписей соответственно административно-территориальному устройству субъектов Российской Федерации или частям территорий муниципальных образований. Поэтому федеральный законодатель в комментируемом пункте исключил автоматический перенос нормы о квотировании из федерального в региональное законодательство, определив тем самым, что требование равномерного распределения собранных подписей, например, по городским и сельским поселениям противоправно.
5. Комментируемый пункт изложен в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ. Федеральный законодатель устанавливает обязанность изготовления подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Приведенная норма корреспондирует статьям 58 и 59 комментируемого Федерального закона. Для федеральных и региональных выборов, регионального референдума предусмотрено требование о предварительной оплате таких расходов: т.е. подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации в данном случае могут собираться только со дня, следующего за днем такой оплаты. Для муниципальных выборов и местных референдумов срок начала сбора подписей остается прежним. Вместе с тем следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 58 комментируемого Федерального закона при проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, если число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч. Для выдвижения в таком избирательном округе требуется собрать незначительное число подписей, на практике не считались нарушением требований комментируемой нормы случаи, когда кандидату для изготовления подписных листов не требовалось специальных затрат (расходов). В целях исключения спорных ситуаций в связи с применением комментируемой нормы при проведении муниципальных выборов региональному законодателю целесообразно предусмотреть возможность создания избирательного фонда без открытия специального избирательного счета (пункт 11 статьи 58 комментируемого Федерального закона) либо заявительный порядок регистрации кандидатов (пункт 17 статьи 38 комментируемого Федерального закона).
По смыслу комментируемого Федерального закона кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют, в каком виде изготавливаются подписные листы, лишь бы они соответствовали установленной законом форме и порядку их заверения. В комментируемом пункте содержится еще одна гарантия для участников референдума, устанавливающая минимальный период сбора подписей (в несколько ином виде она присутствовала в пункте 19 статьи 33 прежней редакции). Что касается определения аналогичных гарантий для избирателей на выборах всех уровней, то они отражены в пункте 9 статьи 33 комментируемого Федерального закона. Период сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации составляет 45 дней (часть 2 статьи 17 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» 1 ). Законодательство субъектов Российской Федерации, исходя из рамочных норм комментируемого Федерального закона, обычно устанавливает максимальные (насколько это возможно) сроки сбора подписей, поскольку, как мы уже отмечали, начало течения срока «занято» созданием избирательного фонда, а его окончание – подсчетом, проверкой собранных подписей, оформлением итогового протокола и прочее. Если в установленный законом период организаторам сбора подписей не удалось собрать необходимое их количество, дальнейший сбор подписей не имеет юридического значения.
6. Комментируемый пункт определяет, среди какого круга избирателей и участников референдума могут собираться подписи. Прежняя редакция Федерального закона также содержала эти положения, но в двух разных статьях – в пункте 6 статьи 31 и в пункте 18 статьи 33. Что касается понятия «избиратели, обладающие активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов», то оно означает избирателей, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа (пункты 1–4 статьи 4). Чтобы определить категорию участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме, следует обратиться к подпунктами 54–56, 60 статьи 2 комментируемого Федерального закона, из коих следует, что место жительства указанных участников референдума должно быть расположено на территории референдума.
________________
1 См, например, постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 марта 2005 года № 140/966-4 «О форме протокола об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 3 (182).
Следующие два предложения комментируемого пункта содержат запрет на участие в сборе подписей органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений и членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, на принуждение граждан в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, а также запрет на сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи. Интересной представляется эволюция вышеуказанных запретов в прежних редакциях комментируемого Федерального закона. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994 год) предусматривал сбор подписей по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства избирателей и устанавливал обязанность администрации оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Федеральный закон (1997 год) не допускал участия администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, а также принуждения и вознаграждения избирателей за внесение подписей в поддержку кандидатов. Запрещен был сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы. Указанные запреты не касались сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, что представлялось совершенно нелогичным. Комментируемый Федеральный закон, во-первых, распространил запреты на референдумы всех уровней (части 9–10 статьи 17 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»); во-вторых, существенно ужесточил требования к сбору подписей, расширив запреты. Федеральные законы от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ и от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ продолжили этот курс: к имевшимся ограничениям добавили запрет на сбор подписей по месту учебы, в местах выдачи стипендий, а также при оказании благотворительной помощи. Столь жесткая регламентация порядка сбора подписей направлена на исключение из этой процедуры административного ресурса, субъективных факторов, которые каким-либо образом могли бы повлиять на личное предпочтение избирателя (участника референдума) при внесении подписи в подписной лист. Последствия несоблюдения установленных ограничений очень серьезны. Все подписи, собранные с нарушением положений комментируемого пункта, являются недействительными. А выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38), списка кандидатов, отказа в проведении референдума (подпункт «г» пункта 25 статьи 38). Кроме того, специальная санкция за нарушение запрета, установленного комментируемой нормой пункта, предусмотрена подпунктом «г» пункта 24, подпунктом «в» пункта 25 статьи 38 комментируемого Федерального закона – в данном случае ответственность наступает независимо от того, оказались ли собранные таким образом подписи среди подписей, отобранных для проверки, или нет.
7. Содержащиеся в комментируемом пункте уточнения и дополнения в сравнении с прежней редакцией весьма существенны, а именно – не просто «совершеннолетний гражданин», а «гражданин, достигший к моменту сбора подписей возраста 18 лет»; не только кандидат, избирательное объединение, но и уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе заключать со сборщиками договоры о сборе подписей; оплата этой работы должна осуществляться не только из средств избирательного фонда, но и фонда референдума – имеют существенное значение в практике организации сбора подписей.
Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ дополнил, исходя из потребности практики, комментируемый пункт нормой о возможности законом (федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации) предусмотреть обязанность кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума составить список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей (участников референдума), а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор, и подписи этих лиц. Вызвано это тем, что нередко предпринимались попытки недостоверными подписями «якобы сборщиков» заверить подписные листы. Федеральный законодатель вынужден был отреагировать и ввел такую форму контроля. Указанный институт – не новелла в федеральном законодательстве по своей сути. Достаточно вспомнить регулирование, предпринятое Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»: право сбора подписей принадлежит исключительно членам инициативной группы по проведению референдума, входящим в региональную подгруппу, зарегистрированную ИКСРФ, на территории которого осуществляется сбор подписей (часть 3 статьи 17 и Приложение № 1 к указанному Федеральному конституционному закону). До этого этапа при проведении собрания региональной подгруппы подписи его участников (в дальнейшем – потенциальных сборщиков) должны быть удостоверены нотариально (часть 5, пункты 1 и 3 части 11 статьи 15 Федерального конституционного закона). Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», вступивший в силу чуть раньше изменений в комментируемый Федеральный закон, уже содержал в части 3 статьи 41 рассматриваемый институт.
ЦИК России 28 сентября 2005 года одобрила Разъяснения порядка применения некоторых положений пункта 7 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (см. Выписку из протокола ЦИК России от 28 сентября 2005 года № 153?3?4 1 ). В свою очередь Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 2 , пунктом 7 статьи 37 комментируемого Федерального закона приказом от 28 сентября 2005 года № 183 3 внесло изменение в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 99 4 , дополнив приложение к Приказу новой формой № 76 «Удостоверительная надпись о засвидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (участников референдума), и подлинности подписи этих лиц». В зависимости от количества лиц, собиравших подписи, список таких лиц может быть составлен как на одном листе, так и на нескольких.
______________
1 Российская газета. 2005. 5 окт.
2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 357.
3 Российская газета. 2005. 11 окт.
4 Российская газета. 2005. 24 апр.
Одна удостоверительная надпись может свидетельствовать сведения о нескольких лицах, собиравших подписи, и подлинность подписей этих лиц. Если сбор подписей проводится на большой территории, то листы списка лиц, собиравших подписи, могут заверяться непосредственно по месту сбора подписей. Затем листы с удостоверительными надписями брошюруются и, таким образом составляется список, указанный в комментируемом пункте 1 .
8. Комментируемый Федеральный закон не устанавливает форму подписного листа и порядок его заверения, а определяет, что они устанавливаются федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, и абсолютно понятно почему: нельзя найти универсальную форму подписного листа под все виды и уровни выборов с несколькими формами выдвижения и все уровни референдумов. Эта специфика каждого вида и уровня выборов, референдума в форме подписного листа должна быть учтена в каждом из упомянутых выше законах. Но есть и общие правила – в целях информирования граждан, среди которых проводится сбор подписей, в подписном листе должны указываться необходимые сведения о кандидате, списке кандидатов, содержаться формулировка вопроса, выносимого на референдум.
Следует отметить, что важным реквизитом подписного листа являются подписи лица, собиравшего подписи, а также кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, заверяющие подписной лист по окончании его заполнения избирателями (участниками референдума). Конкретные законы о выборах и референдумах предусматривают это в соответствующих статьях и (или) приложениях 2 . Если подписи собирает сам кандидат, то в подписном листе достаточно одной надписи о его заверении. Что касается основной составляющей подписного листа – собственно самих подписей граждан – федеральный законодатель счел необходимым предложить универсальную форму с определенными реквизитами для всех выборов и референдумов 3 (лишь форма подписного листа с подписями граждан в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации одним реквизитом отличается от прочих подписных листов: в ней вместо года рождения должна указываться дата рождения – см. статью 16 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» и Приложение № 1 к нему).
______________
1 Положения комментируемой нормы были реализованы в Избирательном кодексе города Москвы, в соответствии с которым были проведены 4 декабря 2005 года выборы депутатов Московской городской Думы четвертого созыва. На указанных выборах в ряде случаев окружные избирательные комиссии отказывали в регистрации кандидатам в связи с непредставлением указанного списка сборщиков в числе прочих документов, необходимых для регистрации кандидатов. Во всех случаях Московский городской суд как суд первой инстанции оставил в силе «отказные» решения окружных избирательных комиссий. В период с 18 по 24 ноября 2005 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев несколько кассационных жалоб на указанные решения Московского городского суда, лишь однажды (см.: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2005 года № 5-Г05-99), исходя из конкретных обстоятельств, отменила решение суда первой инстанции. Во всех других случаях кассационная инстанция поддержала решения окружных избирательных комиссий и суда (см.: определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2005 года № 5-Г05-108, от 24 ноября 2005 года № 5-Г05-113, 5-Г05-114 и 5-Г05-115).
2 См.: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2006 года по делу № 9-Г06-6 по вопросу о недопустимости в подписном листе сокращений в сведениях о лице, собиравшем подписи.
3 По вопросу собственноручного проставления избирателем в подписном листе подписи и даты ее внесения см. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2006 года по делу № 56-Г06-33.
Понятие «документ, заменяющий паспорт гражданина» определено в подпункте 16 статьи 2, а «адрес места жительства» – в подпункте 5 статьи 2, причем в самом комментируемом пункте дополнительно указано, что в подписной лист вносится адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт. В ситуации, когда в паспорте или документе, заменяющем паспорт, в отношении адреса места жительства гражданина не указано наименование субъекта Российской Федерации (это может встречаться в случаях, когда место жительства гражданина находится в городе – административном центре субъекта Российской Федерации), заполнение подписного листа без указания наименования субъекта Российской Федерации не является нарушением комментируемой нормы 1 . При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 5 статьи 38 комментируемого Федерального закона не могут служить основанием для признания подписи избирателя (участника референдума) недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
9. Комментируемый пункт отражает стремление к более полному информированию избирателей о личности кандидата. Значение и обоснование необходимости представления кандидатами сведений о юридически значимых фактах их биографий раскрыты в комментарии к пунктам 2 и 2 1 статьи 33. Указанные в комментируемом пункте сведения – сведения о судимости (неснятой и непогашенной – подпункт 58 статьи 2 комментируемого Федерального закона), – указываются и в подписных листах. С учетом изменений, внесенных в комментируемый пункт Федеральным законом от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ, и в связи с тем, что согласно пункту 10 статьи 4 комментируемого Федерального закона на основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации, региональному законодателю при регулировании порядка проведения муниципальных выборов целесообразно предусмотреть, что в случае наличия у кандидата иностранного гражданства, информация об этом указывается в подписном листе.
В статье 31 «Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов (списков кандидатов)» прежней редакции комментируемого Федерального закона содержался пункт 10, который не допускал суммирования подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата. В комментируемом Федеральном законе необходимость в регулировании подобных ситуаций отпала, поскольку кандидат в силу пункта 10 статьи 32 не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума по существу совпадает с началом агитационного периода, в то время как прежний Федеральный закон налагал запрет на проведение агитации на этапе сбора подписей (см. комментарий к статье 49).
________________
1 По данному вопросу см. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2006 года по делу № 84-Г06-7.
cikrf.ru