Закон иудейский

Галаха — еврейский закон

10 июля, Рав Пинхас Гольдшмит

Речь — это то, что выделяет человека из мира животных. Человек называется «говорящим». Говорящее существо — это человек Далее

Распорядок дня еврея 1. Пробуждение утром

6 июля, Рав Зеев Гринвальд, из цикла «Суббота, праздники, будни»

Брак с предварительными условиями. Часть 2

28 мая, Рав Давид Кантарович

Каковы будут последствия бракосочетания, если мужчина ясно выражает то или иное условие непосредственно перед хупой? Далее

Рекомендуем

Пост 9 Ава наступает в Субботу вечером

Отвечает Рав Яков Шуб

История поста девятого ава

Рав Ицхак Зильбер

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Свиток плачей»

Рав Арье (Лев) Кацин

Можно ли есть и принимать лекарства 9 ава?

Отвечает Рав Бенцион Зильбер

В магазине

Ханука для всей семьи (на иврите)

Гади Поллак, Йони Герштейн и Давид Голдшмидт

Уважение к родителям

14 мая, Рав Ицхак Яаков Фукс

Когда во время молитвы в синагоге человека вызывают к Торе и спрашивают его имя, он может ответить: «Такой-то, сын отца моего такого-то» или «Сын рава такого-то». Далее

О сути запрета злословия 3. Злословие ради душевного равновесия

27 апреля, Рав Элиягу Вугенфирер, из цикла «О сути запрета злословия»

Условия, при которых можно сообщать негативную информацию Далее

О сути запрета злословия 2. B чем именно состоит этот запрет?

20 апреля, Рав Элиягу Вугенфирер, из цикла «О сути запрета злословия»

В различных областях алахи, в контексте целого ряда заповедей мы сталкиваемся с отношением к человеческой речи как к предметам, объектам, регулируемым алахой Далее

О сути запрета злословия 1. Злословие — нанесение ущерба?

13 апреля, Рав Элиягу Вугенфирер, из цикла «О сути запрета злословия»

Суть запрета состоит в нанесении фактического ущерба? Далее

О молитве «Аль а-нисим» — «За чудеса»

27 марта, Хава Куперман

Молитва «За чудеса» читается в Пурим в молитве Шмоне Эсре и в послетрапезном Благословлении (Биркат а-мазон). Далее

Законы зажигания ханукальных свечей

8 декабря 2017 года, Рав Бенцион Зильбер

Где, когда и почему зажигать? Далее

Атарат недарим — Освобождение от обетов

19 сентября 2017 года, Редакция Толдот.ру

Законы почитания родителей

21 августа 2017 года, Рав Ицхак Яаков Фукс

Детям нельзя удалять занозы из тела родителей, так как при этом может пойти кровь. Врачи, в том числе стоматологи, не должны лечить своих родителей, если в процессе лечения может пойти кровь. Далее

Брак с предварительными условиями

14 августа 2017 года, Рав Давид Кантарович

Допустимо ли это с позиции иудаизма, в чем плюсы и минусы Далее

Этер иска «на все и для всех» — проблемы и решения

7 августа 2017 года, Рав Шимон Соскин

«Обходи, обходи», — говорят назарею

27 июля 2017 года, Рав Хаим Шмулевич

Почему отступил Йосеф? Далее

Устные договоренности представителей группы

26 июля 2017 года, Рав Цви Шпиц

юбое соглашение, стороной в котором выступают община, группа людей, или их представители, должно соблюдаться, даже если договоренность не была закреплена киньяном или письменным контрактом Далее

Законы поста 17 Тамуза

11 июля 2017 года, Рав Лейб-Нахман Злотник, из цикла «Законы периода 17 Тамуза—9 Ава»

Законы траура, которые соблюдают 17 Тамуза Далее

Хорошо забытое старое

26 июня 2017 года, Рав Гавриэль Фельдман

Старые кровавые наветы на современной почве Далее

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

30 мая 2017 года, Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность Далее

К празднику Шавуот. Запрет смешения мяса с молоком

29 мая 2017 года, р. Ури Калюжный

Написано у Рамбама, что у Кнаанейских народов был обычай, что при посадке плодового дерева они варили козлёнка в молоке и закапывали его рядом с саженцами. Далее

Усыновление детей и гиюр

25 мая 2017 года, Хаим Донин

Для того, чтобы ребенок нееврейского происхождения стал евреем, он должен пройти установленный ритуал перехода в еврейство Далее

Смерть и траур

18 мая 2017 года, Хаим Донин

Иудаизм рассматривает мир, в котором мы живем, как преддверие мира иного. Вера в загробную жизнь является неотъемлемой частью еврейского учения. Далее

11 мая 2017 года, Хаим Донин

Две части, из которых состоит церемония Далее

Рождение ребенка

4 мая 2017 года, Хаим Донин

В мир приходит новый ребенок. Что это означает согласно иудаизму, как воспитывать малыша? Далее

Главные праздники

24 апреля 2017 года, Хаим Донин

Чем отличается моэд от хаг? Далее

10 апреля 2017 года, Хаим Донин

Смысл и законы праздника свободы Далее

3 апреля 2017 года, Хаим Донин

Смысл и функции еврейского молельного дома. Священные книги, на которые опираются молитвы. Далее

Благословения

31 марта 2017 года, Хаим Донин

Благословения поддерживают в сердце человека чувство любви ко Всевышнему и благоговение пред Ним Далее

24 марта 2017 года, Хаим Донин

Знаки завета: любовь и благоговение

17 марта 2017 года, Хаим Донин

Заповедь выполнять волю Всевышнего неотделима от заповеди любить Его Далее

10 марта 2017 года, Хаим Донин

В еврейской истории было много чудесных историй спасения. Предлагаем несколько из них. Далее

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

7 марта 2017 года, Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев. Далее

Скромность

3 марта 2017 года, Хаим Донин

Можно одеваться изящно, но прилично. Основные правила. Далее

Уважение к старцам и к родителям

28 февраля 2017 года, Рав Ицхак Яаков Фукс

Нельзя стыдить людей, потерявших память. Следует ходить к пожилым праведникам для получения благословения. Далее

Детская обувь с фонариками в шабат

21 февраля 2017 года, Рав Даниэль Манн

Несмотря на то, что маленькие дети не обязаны соблюдать субботу, родители должны отдалить их от нарушений Далее

Хамец, переживший Песах

14 февраля 2017 года, Рав Давид Кантарович

Продажа хамеца в прошлом была жизненной необходимостью. Но даже и тогда евреи предпочитали уничтожать запасы, несмотря на боязнь разорения. Далее

Почитание родителей

12 февраля 2017 года, Хаим Донин

Принципы, упомянутые в Торе, подробно описаны в Мишне и других книгах. Надо не только уважать родителей, но и почитать их память. Далее

О будничных разговорах в синагоге

27 января 2017 года, Рав Меир Давид Шмуэли

Это тяжкий грех — более серьезный, чем «обычное» осквернение имени Творца Далее

Наш малый храм

20 января 2017 года, Рав Лейб-Нахман Злотник

Даже когда Храм разрушен, и наш народ находится в изгнании, мы обязаны почитать наши святыни нисколько не меньше Далее

Копи-Лувак: Пить или не пить?

13 января 2017 года, Рав Элияу Тавгер

«Копи» — это индонезийское название кофе, а «лувак» — это местное наименование мусанга, малайской пальмовой куницы Далее

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

6 декабря 2016 года, Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени Далее

Глава Дварим

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Недельная глава Дварим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Дварим»

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Дварим

Дварим, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Смысл написания книги Дварим (Мишнэ-Тора)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Эта книга не является, упаси Б-же, «отсебятиной». Моше написал ее по словам Б-га с определенной целью.

Смысл книги Дварим

В преддверии смерти Моше разъяснил евреям заповеди Творца. Увиденное на горе Синай недостаточно помнить — о нём надо рассказывать.

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Дварим. Главное лекарство

Рав Бенцион Зильбер

Почему был разрушен Первый Храм? В Талмуде приводятся две версии, которые дополняют одна другую.

На тему недельной главы. Дварим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Дварим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.

Врата востока. Недельная глава Дварим.

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Десять Колен скрыты за «горами тьмы», а в Йерусалимском Талмуде упоминается, что они живут за рекой Сабатион.

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

toldot.ru

Еврейский пост

Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

Определение

Пост (ивр. ‏צוֹם‏‎, цом; תַּעֲנִית, та‘анит) — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона.

В посты запрещено есть и пить

Виды постов

Существует два основных видов поста: постоянный и непостоянный.

Постоянные посты

Тора заповедала нам только один пост — Йом Кипур, как сказано: «И да будет это для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца изнуряйте (постом) души ваши и никакой работы не делайте…» (Ваикра 16:29). Остальные посты были введены мудрецами в связи с различными печальными событиями. Вот посты, которые были введены нашими мудрецами: 17-го Тамуза, 9-ого Ава, пост Гедальи, 10-го Тевета и пост Эстер.

Четыре поста были установлены пророками в память о разрушении Храма и изгнании сынов Израиля на чужбину. Это «пост четвертого месяца» (17 Тамуза), «пост пятого месяца» (9 Ава), «пост седьмого месяца» (пост Гедальи, приходящийся на 3 Тишрей) и «пост десятого месяца» (10 Тевета), о которых сказано (Зехаръя, 8): Так сказал Г-сподь Цваот: «…Пост четвертого, пост пятого и пост седьмого месяцев…»

17 Тамуза римлянам, осаждавшим Иерусалим, удалось пробить брешь в стене и ворваться в город.

9 Ава были разрушены Первый и Второй Иерусалимский Храм; кроме того, в этот день произошли другие трагические для еврейского народа события.

3 Тишрей был убит Гедалья бен Ахикам, и последние евреи, остававшиеся в Эрец Исраэль после разрушения Иерусалима вавилонянами, были изгнаны оттуда.

10 Тевета вавилоняне приступили к осаде Иерусалима, которая закончилась разрушением города и Храма.

Еще один пост — Таанит Эстер — был установлен в память о трехдневном посте, объявленном евреями Персидской империи во времена Мордехая и Эстер, когда злодей Гаман задумал истребить их всех до единого. Он приходится на 13 Адара — накануне праздника Пурим.

Посты Йом Кипура, 17 Тамуза, 9 Ава, 3 Тишрей и 10 Тевета приходятся на тот самый день, когда произошло событие, в память о котором было решено установить пост. Иначе обстоит дело с Таанит Эстер.

Эстер, Мордехай и все евреи, жившие в столице персидского государства Шушане, постились в тот страшный год три дня — 13-го, 14-го и 15-го Нисана, то есть пост захватил начало праздника Песах. Мудрецы разрешили тогда поститься в праздник, потому что речь шла о жизни и смерти для всего еврейского народа. Однако в будущие времена было решено поститься 13 Адара, в день, когда евреи Персидской империи готовились напасть на своих врагов, то есть в канун праздника Пурим.

Пост «четвертого месяца» был назначен вначале на 9 Тамуза, день, когда вавилоняне пробили стену Иерусалима. Но после разрушения Второго Храма раббан Йоханан бен Заккай и мудрецы его поколения перенесли день поста на 17 Тамуза — день, когда римляне ворвались в Иерусалим. Мудрецы поступили так потому, что оба события произошли в одном месяце и, следовательно, их можно оплакивать в один день, а также потому, что разрушения Второго Храма было еще большим несчастьем, чем разрушение Первого — ведь после первого разрушения Храм был вскоре восстановлен, а после второго — нет.

Относительно поста Гедальи существуют определенные разногласия. Некоторые считают, что Гедалья был убит 3 Тишрей и мы постимся в самый день его убийства. Согласно другой точке зрения, он был убит 1 Тишрей, в первый день Рош Гашана, и поэтому мы переносим пост на третье число.

Разница между постами

Существует разницам между Йом Кипуром и 9-ым Авом и другими постами. Пост Йом Кипура и 9-го Ава начинается утром, в то время как пост Йом Кипура и 9-го Ава начинаются уже с вечера.

Законы постоянных постов

О законах постоянных постов можно причитать тут.

Непостоянные посты

Есть возможность, что вся община примет на себя пост. Обычно причина для принятия поста всей общиной – множество бед. Также есть возможность отдельному человеку принять на себя пост.

Личные посты

Человек может также принять на себя личный пост. Есть различные причины для личных постов: для исправления дурного сна, для искупления грехов, если упал свиток Торы или тфилин.

Законы личного поста

Если отдельный человек собирается поститься, он должен принять на себя эту обязанность во время молитвы Минха предыдущего дня, то есть, произнося благословение: «Услышь голос наш…» он должен подумать, что принимает на себя обязанность поститься, а прежде, чем произнести: «Да будут угодны…», пусть произнесет текст: «Господин всех миров, вот я перед Тобой в посте…» (как приводится в сидурах). И хотя после этого человек ест и пьет, пока не поднимется заря, это не мешает ему принять пост с вечера. И также, если человек хочет поститься несколько дней подряд, хотя он и будет есть и пить в ночи, разделяющие эти дни, ему достаточно принять на себя пост один раз. Но если человек принимает на себя обязанность поститься несколько дней не подряд, например, понедельник-четверг-понедельник, ему следует каждый раз принимать на себя пост в молитве Минха, читаемой накануне.

Какова цель поста?

Цель поста – пробудить в наши сердцах тшуву, раскаяние, а также служить нам напоминанием о наших собственных действиях и о действиях наших праотцов, которые и стали причиной ужасных событий, постигши наш народ. Воспоминание об этих трагедиях должно привести нас к осмыслению собственного поведения и к возвращению в Всевышнему.

Не стоит ошибочно предполагать, что одно лишь воздержание от еды и питья составляет сущность и цель поста. Когда грешный город Нинве раскаялся, то сказано (Йона, 3:10): «Всевышний увидел их дела». Наши мудрецы подчеркивают (Таанит, 16а), что пост и ношение вретища были бы бессмысленны, если бы люди не оставляли свои злодеяния. Таким образом, настоящая цель поста – это исправление поступков человека.

Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

www.imrey.org

Цемах Цедек

Третьим руководителем движения ХАБАД был рабби Менахем Мендл Шнеерсон, более из.

Рабби Шнеор Залман

Хасидизм быстро развивался как движение и приобретал все больший вес. Ру.

Раби Йеуда бар Моше Петая

Раби Йеуда бар Моше Петая (5619—5702 /1859—1942/ гг.) — выдающийся ка.

Главный иудейский закон

Тора главная книга иудаизма и она самая почитаемая книга в иудаизме. До сих пор все без исключения экземпляры таких священных книг создаются вручную на коже. Хранятся такие священные писания в синагогах, молитвенных домах иудеев, занимая в них особое место. Каждый равнин целует Тору перед каждым богослужением. Таким способом они благодарят пророка Моисея и самого Бога за создание священной книги. Ведь по преданиям, Тора создана Богом и передана людям через Моисея. Такого мнения придерживаются все священники. Но история иудаизма опровергает данную версию, говоря о том, что рукописи такого содержания были созданы людьми в VIII веке до нашей эры.

Сама Тора в иудаизме – это не одна книга. Это священное писание состоит из 5 книг. Написано это произведение на иврите. Названия на этом языке священные книги иудаизма носят следующие: Берешит, что в переводе означает – «В начале», Веэле Шемот, что переводится как – «И вот имена», Вайикра – означающая – «И воззвал», Бемидбар, с иврита – «В пустыне», и Элле-гадебарим – в переводе – «И вот слова». Тора преследует цель создания справедливого общества, и в этом обществе должно царить понимание того, что люди созданы по подобию самого Бога. Все ее части тесно взаимосвязаны и обязательно взаимодействуют между собой. А главной же целью Торы является создание идеального общества, по законам которого будет жить весь мир и все человечество при этом будет достойно великого благословения Торы.

Иудеи получили свой главный закон на горе Синай. Состоит Тора из двух частей. Ими являются Письменная и Устная части. Имеет Тора не одно название. Ее также называют Книгой пророков и Писания и Пятикнижием. Священное писание содержит в себе всю историю израильского народа, вступившего в завет с Богом. Многие века еврейский народ передавал законы торы из уст в уста.

Многие законы книги Тора претерпели изменения, которые продолжаются и сейчас. К Торе прилагается некий свод правил, носящий название Талаха. Также стоит заметить, что в христианстве письменную часть Торы называют Ветхим Заветом. Данный факт указывает на то, что христианство произошло от иудаизма.

История священного писания – Тора, растягивается на очень долгое время. Начало ее создания можно отнести к эпохе Первого храма. Данная иудеям свыше 3-х тысяч лет назад Тора, до наших дней придерживается своего главного закона, бесценного и безупречного.

www.threeda.ru

Иудейский закон

Вестминстерский словарь теологических терминов. — М.: «Республика» . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое «Иудейский закон» в других словарях:

ЗАКОН — ЗАКОН, закона, муж. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). «Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи,… … Толковый словарь Ушакова

ЗАКОН МОИСЕЕВ — [евр. греч. νόμος Μωυσέως], сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов. В ранних иудейской и христ. традициях и в церковной науке существует также … Православная энциклопедия

Закон — (law), свод правил, обязательных для исполнения в об ве, на к рое они распространяются. Светские правовые системы отличаются от моральных и религ. норм тем, что их составные элементы берутся из опред. полит, источников. Хотя 3. нередко… … Народы и культуры

Иудейский праздник Суккот — (Сукот) начинается 15 числа месяца тишрей по еврейскому календарю и продолжается семь дней. В 2014 году Суккот выпадает на 9 15 октября. Начало праздника накануне вечером, 8 октября. Суккот один из самых любимых представителями иудаизма… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Jewish law — Иудейский закон … Вестминстерский словарь теологических терминов

Соловьёв, Владимир Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Соловьёв. В Википедии есть статьи о других людях с именем Соловьёв, Владимир. Владимир Сергеевич Соловьёв … Википедия

Брак в иудаизме — Иудаизм основные понятия … Википедия

МЕНОРА, ИЛИ МИНОРА — (евр. светильник) один из наиболее древних символов иудаизма, металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами. Форма меноры восходит к описанному в Библии семисвечнику, олицетворяющему семь церквей Малой Азии и… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

ЛИТЕРАТУРА СВЯТОЙ РУСИ — Фундаментальное свойство русской литературы то, что это литература Слова. Слова Логоса. Тысячелетняя ее история открывается «Словом о Законе и Благодати» митр. Илариона (XI в.). Здесь Ветхому Завету «Закону» (национально ограниченному, замкнутому … Русская история

Ирод Агриппа I — Агриппа I … Википедия

teology.academic.ru

Новое в блогах

Что такое Иудейский закон?

Иудаизм – это свод знаний и верований о Боге, людях и Вселенной, но не только. Иудаизм – это также всеобъемлющий жизненный путь, наполненный правилами и практиками, касающимися всякого аспекта жизни: что делать, встав рано утром, что можно и нельзя есть, что можно и нельзя надевать, как надо стричься, как вести бизнес, на ком можно жениться, как справлять праздники и субботы и, что самое главное, как надо относиться к Богу, другим людям и животным. Этот свод законов и практик носит название «Галаха».

Слово Галаха обычно переводится как «Еврейский Закон», хотя буквальный и более адекватный перевод – «путь для идущего». Слово произошло от ивритского корня Хей-ламед – каф = ha лах, что значит «идти, шествовать».

Нерелигиозные евреи и неевреи критикуют этот правовой аспект традиционного иудаизма, говоря, что это низводит религию до свода ритуалов, лишенных духовной наполненности. Есть, конечно, евреи, которые соблюдают Галаху подобным образом, но это не является намерением самой Галахи, да и вообще, это неправильный метод ее соблюдения.

Напротив, при правильном соблюдении ha лаха увеличивает духовное содержание жизни человека, потому что она превращает самые тривиальные, рутинные действия такие, как питание и одевание, в акты религиозного значения. Когда люди просят сказать, как увеличить свою духовность или усилить влияние религии в своей жизни, то единственный совет, который можно дать – это больше соблюдать Галаху: соблюдать кашрут, зажигать субботние свечи, произносить благословение всякой пище, молиться после еды или один — два раза в день. Когда вы делаете такие вещи, вы постоянно получаете напоминание о ваших отношениях с божественным, и оно становится неотъемлемой частью всего вашего существования.

Причиняет ли это неудобство? Да, конечно. Но если кто-то, о ком вы заботитесь: ваши родители, ваш ребенок, ваш супруг— попросит вас сделать что-то неудобное или неприятное, что вам не хочется делать, вы же это сделаете, не так ли? Это очень мелкая и бессмысленная любовь, если вы не готовы сделать то, что неудобно или то, что вы не любите. Тем более мы должны быть готовы выполнять некоторые неудобные задачи, поставленные перед нами нашим Создателем, который определил их нам для нашего же собственного блага.

Источники Галахи

Еврейский Закон – Галаха имеет три источника: Тору, раввинистические законы и прочно устоявшиеся обычаи. Галаха соотносит любой из этих источников с понятием «мицва (мн.ч. – мицвот)» — заповеди. Слово « мицва » часто употребляется для обозначения доброго дела . Из-за такого расплывчатого значения, в сложных галахических дискуссиях тщательно разделяются мицвот дорайта (арам. – законы Торы) и мицвот драббанан (арам.– раввинистические законы). Законы, происходящие от обычаев, носят название минхаг. Мицвот всех трех источников связаны между собой, хотя между ними есть различия в том, как они выполняются.

Заповеди Торы

Самая сердцевина Галахи состоит из 613 Заповедей Творца, данные еврейскому народу в Торе (первые пять книг Библии).

Некоторые из «мицвот дорайта» — законов Торы — вполне понятные, явно изложенные в тексте Торы: не совершай убийства, напиши слова Торы на пороге дома твоего (мизуза). Другие – неявные: заповедь читать благодарение после трапезы, что происходит из слов «и будешь есть и насытишься и возблагодаришь Господа Бога твоего». Смысл некоторых законов может быть выведен лишь дедуктивным методом (чтобы мужчина не совершал инцеста со своей дочерью, что выводится из требования не совершать инцеста с дочерью своей дочери). Некоторые заповеди дублируют друг друга (например, есть заповедь на Субботу и отдельная заповедь не совершать никакой работы в Субботу).

Хотя нет 100% согласия по поводу точного списка заповедей (существуют различия в том, как некоторые списки разделяют смежные или дублирующиеся заповеди), существует полное согласие, что есть 613 заповедей. Это число – очень важное, поскольку это – числовое значение слова ТОРА (Taв = 400 + Вав = 6 + Рейш = 200 + h ей = 5) + 2 для двух мицвот, существование которых предшествует появлению Торы: «Я Господь Бог ваш, и да не будет у вас других богов перед лицом Моим» (Талмуд Makkot 23b). Число 613 часто называют Заповедями Тариаг, потому что стандартный способ написания числа 613 в иврите — Tав (400) Рейш (200) Йуд (10) Гимель (3). Наиболее приемлемый список 613 заповедей – у Рамбама в списке его Мишне Тора. В введении к первой книге Мишне Тора Рамбам перечислил все Заповеди, а затем — разделил их на категории. (Смотрите список 613 заповедей в Книге Заповедей Рамбама

Заповеди «делай» и Заповеди «не делай»

Существует также полное согласие, что эти 613 Заповедей можно подразделить на 248 «побудительных» и 365 «запретительных». Побудительные Заповеди поощряют сделать что-то. Это такие, как заповедь почитать отца и мать. На иврите они называются мицвот aсэ (заповеди «делай»). Запретительные Заповеди не только не поощряют, но и прямо запрещают делать что-то. Это такие Заповеди, как не убий. На иврите, они называются мицвот лотаасэ (заповеди «не делай»). Талмуд объясняет, что эти числа имеют значение: существует 365 дней в году по солнечному календарю и 248 костей в скелете мужчины (Талмуд, Makkot 23b). (Примечание: ивритский термин, переводимый как «кости», включает в себя некоторые дополнительные части тела, чем объясняется расхождение с современной медициной, где количество костей — 206). Древние источники указывают, что в теле человека имеется 365 сухожилий в теле и 248-дневный цикл Луны, поэтому оба числа имеют анатомическое и астрономическое значение.

Многие из этих 613 Заповедей не могут быть соблюдены в настоящее время по различным причинам. Например, значительная часть законов относятся к жертвоприношению, которое может проводиться только в Храме, которого сегодня не существует. Некоторые из законов относятся к религиозному государству Израиль, его царю, Верховному суду и его системе правосудия. Они не могут быть соблюдены, потому что не существует сегодня религиозного государства Израиль. Кроме того некоторые законы не применяются для всех людей или стран. Сельскохозяйственные законы применяются только внутри государства Израиль, а некоторые законы относятся только к коэнам и левитам. Ученый раввин 19/20 веков Израиль Меир Каган, более известный как Хаим Хейфец, определил 77 побудительных Заповедей и 194 запретительных, которые можно соблюдать за пределами Израиля сегодня.

Мицвот драббанан: Законы, установленные раввинами

Помимо Законов, взятых из Торы (дорайта), Галаха включает законы, которые были приняты раввинами (мицвот драббанан). Эти раввинистические законы точно также называются мицвот (заповеди), хотя они и не являются частью 613 изначальных мицвот дорайта. Мицвот драббанан считаются такими же обязательными, как и законы Торы, но есть различия в том, как применяются законы дорайта и законы драббанан.

Раввинистические Законы подразделяются на три категории: гезейра, таккана и минхаг.

Гезейра – это закон, установленный раввинами с целью предотвращения случайного нарушения Заповеди Торы. Вообще гезейра рассматривается как защитная ограда для Торы. К примеру, Тора требует от нас не работать по субботам, но заповедь гезейра требует даже не брать в руки инструмент для выполнения запрещенной работы (карандаш, деньги, молоток), поскольку кто-нибудь может взять в руки инструмент, забыв, что суббота, и выполнить запрещенную работу. Слово гезейра происходит от корня гимель-зайн-рейш, что означает «отделить, отрезать».

Taкана — это правило, не связанное с библейскими законами, которые были изданы раввинами для общественного блага. Например, практика публичных чтений Торы по понедельникам и четвергам – это такана, установленная Эзрой. Заповедь зажигания свечей на постбиблейский прздник Ханука – это также такана. Слово происходит от корня тав-куф-нун и означает «исправление или ремонт». От этого же корня произошло выражение «тикун олам» — исправление мира или улучшение мира, что является важной концепцией иудаизма.

Некоторые законы таканы варьируют от общины к общине или от региона к региону. Например около 1000 н.э. раввин Гершом Меор издал такану, запрещающую многоженство (полигамию), практика, ясно разрешенная Торой и Талмудом. Эта такана была принята евреями ашкенази, которые жили в христианских странах, где многоженство было запрещено, но не была принята евреями сефардами, которые жили в исламских странах, где мужчинам разрешено иметь четыре жены.

Минхаг – обычаи

Mинхаг рассматривается как категория мицвот драббанан (раввинистических законов) главным образом потому, что это явно не дорайта (от Торы). Минхаг – вообще не такое правило, которое создано обоснованным решением. Минхаг – это обычай, созданный из существенных религиозных соображений, который существует достаточно долго и привязан к религиозной практике. Например, второй, дополнительный день праздников был первоначально учрежден как гезейра с тем, чтобы люди за пределами Израиля, не уверенные в точном дне праздника, случайно не нарушили заповедь о празднике. После введения цифрового календаря, когда уже не стало сомнений относительно дней, необходимость добавлять второй день отпала. Раввины решили покончить с этой практикой на то время, но решили продолжить ее как минхаг: практика дополнительного дня праздников, введенная по существенным религиозным причинам, стала обычной. Важно отметить, что такие «обычаи» являются закрепленной частью Галахи так же, как мицвот, такана или гезейра.

Слово «минхаг» также используется в более слабом значении для обозначения способа выполнения общиной или отдельным человеком некоторых религиозных вещей. Например, может быть минхагом в одной синагоге стоять, начитывая определенные молитвы, а в другой синагоге — минхаг сидеть во время этой молитвы. Может стать минхагом для отдельного человека находиться в определенном месте синагоги или определенным образом приходить в синагогу, а при соответствующих обстоятельствах это тоже может стать минхагом. Даже в этом более слабом значении, такие привычки могут стать обязательными для личности. Обычно рекомендуется, чтобы человек следовал своим личным или общинным минхагам как можно больше, и даже при посещении другой общины, если только этот минхаг не вызовет в другой общине дискомфорта или смущения.

Различие между Законом Торы и раввинистическим законом.

Как мы уже видели, Еврейский Закон включает как законы Торы (выраженные, подразумеваемые или выведенные), так и законы, которые были приняты раввинами. В каком-то смысле, однако, даже раввинистические законы могут считаться выведенными из Торы: Тора дает некоторым людям право учить и высказывать суждения о Законе (Втор. 17:11), так что такие раввинистические законы не следует отвергать как просто «законы человека» (в противовес законам Бога). Раввинистические законы считаются столь же обязательными, как законы Торы, однако, существуют различия в путях применения законов дорайта (из Торы) и законов драббанан (от раввинов).

Первое важное отличие – это вопрос о прецеденте. Законы Торы прецедентны по отношению к раввинистическим законам. Если два закона Торы вступают в конфликт в конкретной ситуации, то для определения, какой закон применить, используются правила прецедента. Однако если закон Торы вступает в конфликт с раввинистическим законом, то закон Торы всегда прецедентен. Должны ли мы поститься в Йом Киппур, если он выпадает на субботу? Здесь два закона Торы, поэтому необходимо применить правила прецедента. Частные законы прецедентны по отношению к общим законам, поэтому конкретный закон о посте Йом Кипур прецедентен по отношению к общему закону о радостной субботе, и да, мы постимся в Йом Кипур в субботу. Однако другие посты по еврейскому календарю являются раввинистическими, а поэтому закон Торы прецедентен, а другие посты, попадающие на субботу перемещаются на другой день.

Вторым важным отличием является строгость соблюдения. Если есть сомнения (сафек) в вопросе из Торы, то мы занимаем строгую позицию (махмир) относительно этого закона. Если есть сомнения в раввинистическом вопросе, то мы занимаем мягкую позицию (макиль) в отношении этого закона. В иврите это правило выражено так: «сафек дорайта льхумра, сафек драббанан лькула». Это легче понять на примере: Предположим, что вы читаете утреннюю молитву и не помните, читали вы Барху и Шма (две важные молитвы) или нет. Вы находитесь в сомнении (safek). Чтение Шма по утрам – это дорайта (закон Торы), библейская заповедь (втор. 6:7), поэтому вы должны быть строги (махмир), вернуться назад и прочитать Шма. если вы не уверены, что вы это сделали. Чтение Барху — это драббанан, раввинистический закон, поэтому вы можете занять мягкую позицию (макиль) и не возвращаться назад, чтобы прочитать эту молитву. Если вы уверены, что не читали ни одну из этих молитв, то вы должны вернуться назад и прочитать их, поскольку если нет сомнений, так и нет никаких оснований для смягчения ответственности.

maxpark.com