Муниципальные налоги на бизнес

Оглавление:

Перечень местных налогов и сборов на 2018 год

Местные налоги и сборы – это те налоговые взносы, которые уплачиваются в пользу местных бюджетов. При этом ставки (нормы выплат) этих налогов устанавливаются властью, точнее ее представительными органами.

Обычно к этой группе обязательных выплат в пользу государства относятся налоги на имущество, принадлежащее физическим лицам, на землю, на деятельность ради прибыли (то есть предпринимательская деятельность физических лиц, в том числе торговая), курортные и иные целевые сборы, налоги на местную рекламу, по факту наличия собак и так далее.

Что это за налоги и кем устанавливаются

Все важные моменты, касающиеся данной темы, прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. В статье 12 устанавливаются виды налогов и сборов. В пункте 4 идет речь именно о местных сборах, ведь они (как и любые другие налоги) устанавливаются и контролируются статьями настоящего Кодекса.

Кроме указанного нормативно-правового акта, выплаты в местные бюджеты испытывают влияние:

  • муниципальных органов власти в поселениях;
  • властей городских округов (имеются в виду районы внутри городов);
  • городских окружных органов государственного управления (власти).
  • Несмотря на то, что обязательной уплате подлежат и налоги, и сборы, в этих понятиях есть различия.

    Налоги – это обязательные к оплате взносы в государственную казну, которые уплачивают организации, физические и юридические лица в определенный период и определенном размере.

    Сборы – это также обязательные к уплате отчисления, но взимаемые за право на владение, распоряжение чем-то или осуществление каких-либо действий.

    Полный перечень и характеристики

    Местные налоги делятся на следующие подвиды:

  1. На имущество физических лиц. Объектом является недвижимость, находящаяся в законном владении, а также самолет, моторная лодка, другое транспортное средство, исключая автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы с пневмоходом. Уплачивается налог владельцем. Для расчета нужно знать кадастровую стоимость объекта и инвентаризационную. Разность между ними, умноженная на специальный понижающий коэффициент, который зависит от года оплаты, составляет полную сумму.
  2. На землю (земельный налог). Уплачивает владелец. Облагается земля, которая находится во владении или бессрочном пользовании. Процентная ставка колеблется от 0,3 до 3% от стоимости земли. Кроме этого, может учитываться понижающий или повышающий коэффициент, который применяется в зависимости от наличия льгот или других факторов.
  3. Сбор (регистрационный) с лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью. Объектом налогообложения в данном случае является та деятельность физического лица, которой он будет заниматься или занимается для получения прибыли. Сумма определяется по уровню минимального размера заработной платы с учетом льгот при их наличии.
  4. На производственное строительство в зоне, признанной курортной. Таким образом, объектом налогообложения является право на такое строительство, а конкретные ставки устанавливаются местным органом власти. Оплачивается инициатором и организатором стройки.
  5. Курортный. Этот сбор оплачивается отдыхающими, туристами, приезжающими отдохнуть, но фиксированного размера он не имеет, так как устанавливается для каждой конкретной местности отдельно.
  6. На торговлю (торговый сбор). Объектом является право осуществлять торговлю в определенном месте (местах), а плательщиком – сам предприниматель (торговец). Уплачивается каждый квартал, составляет фиксированную сумму, которая зависит от характера торговли и торговой площади. Может составлять от 50 рублей за каждый квадратный метр. При размере площади, отведенной под магазин (торговую точку), более 50 метров, показатель может составлять более 40000 рублей, а при отсутствии торгового зала (за исключением автозаправочных станций) – более 80000 за каждый объект.
  7. Целевые сборы. Например, на содержание милиции или благоустройство территории. Определяются “на местах”, а оплачивают их граждане, проживающие на данной территории, а также организации. Ограничение: не более 3% от годовой минимальной заработной платы для физических лиц или не более 3% от годового фонда оплаты труда для юридических лиц.
  8. На рекламу. Уплачивают как физические, так и юридические лица, которые хотят сделать рекламу своей продукции. Ставка не должна превышать 5% от стоимости этой рекламы, право на которую и является объектом налогообложения в данном случае.
  9. На перепродажу авто, компьютерной и вычислительной техники. Размер налога не должен превышать 10% от суммы проведенных сделок.
  10. На собак (сбор с горожан-владельцев собак, кроме служебных). За год оплачивается установленная на местном уровне сумма, не превышающая седьмую часть минимальной зарплаты за месяц.
  11. За право торговли ликероводочными изделиями. Осуществляется уплата путем покупки лицензии лицом, осуществляющим подобную деятельность. С организаций (юридических лиц) берут 50 размеров МРОТ за один год, 25 – с физических лиц. Если речь идет о торговле на временных точках, сбор составит половину минимальной месячной заработной платы за каждый день.
  12. За право проведения лотерей и аукционов на местном уровне. Является лицензионным сбором и оплачивается организатором этих мероприятий. Уплачивается в размере, не превышающем 10% от лотов или выпущенных билетов.
  13. За ордер на квартиру. Физические лица уплачивают этот сбор при заселении в новую квартиру, он составляет не более трех четвертей от минимального размера оплаты труда за месяц, однако, зависит от площади жилья.
  14. За парковку автотранспорта. Этот сбор уплачивают водители, оставляющие авто (транспортное средство) на специально оборудованных для этого стоянках. Размер сбора должен быть установлен местными властями на уровне не более 5% от необлагаемого минимума доходов.
  15. За использование государственной символики. Уплачивается производителями, которые желают размещать указанную символику на своей продукции, в размере не более 25% ее стоимости.
  16. За участие лошадей в скачках на ипподроме. Касается любых лиц, которые выставляют на соревнования лошадей. Максимальный размер ставки не может быть больше 5% с каждого выигрыша.
  17. На выигрыш. Уплачивается лицами, которые делают ставки на ипподроме и выигрывают. Ставка – такая же, как и в предыдущем случае.
  18. Для участников тотализатора на ипподроме. Входит в стоимость билета, покупаемого при совершении ставки и составляет не более 5% от стоимости самой ставки.
  19. Со сделки на бирже. Участники такой сделки уплачивают в местную казну не более одной десятой процента от суммы.
  20. За право на проведение съемки (видео или кино). Вносится организаторами таких съемок (коммерческими теле– и киноорганизациями) при условии, что они требуют от властей оцепления места съемок органами охраны порядка. Размер устанавливается в каждом конкретном случае при организации и планировании таких мероприятий.
  21. За уборку территории. Налогоплательщиками в данном случае являются владельцы зданий и сооружений, вокруг которых коммунальные службы проводят уборку. Местные органы власти устанавливают ставку этого сбора на свое усмотрение.
  22. На поддержание в работоспособном исправном состоянии объектов социальной, культурной сферы, если данные объекты находятся на балансе предприятия, организации. Владельцы последних и уплачивают данный налог, причем его размер не может превысить 12,5% от оборота (объема продукции, услуг).

Нюансы уплаты

Все суммы местных налоговых платежей и сборов должны уплачиваться в местные бюджеты соответствующих органов власти. Налоги с первого по третий пункт предыдущего раздела уплачиваются на всей территории РФ в обязательном порядке.

Для первого вида налога – на имущество физических лиц – срок оплаты устанавливается двумя датами. За недвижимость нужно обязательно внести налог до 15 сентября или 25 ноября. Если дом, строение или автомобиль новые, то такой взнос должен производиться в начале года, который следует за годом приобретения. Взимание налога на эту категорию объектов может быть прекращено в одном случае: при разрушении этого объекта.

Последний определяет такие элементы налога, как объект налогообложения (то, что облагается налогом), налоговую базу (нормативно-правовые документы, акты), налоговый период, порядок исчисления.

А местные органы власти могут регулировать такие элементы налога, как налоговая ставка (процент или фиксированная сумма), порядок и сроки уплаты, льготы и их применение (порядок применения). Города федерального значения (например, Москва, Санкт-Петербург) руководствуются в вопросах налогообложения законами субъектов федерации.

znaydelo.ru

Экономполитика

Мэрам добавят налогов и бонусов

Местные бюджеты могут получить новые налоги, а муниципальные чиновники — годовые бонусы

Риск неисполнения указов президента, нехватка средств в российских городах на фоне падения темпов роста экономики заставляют искать новые источники доходов муниципалитетов. «Деловая Россия» готовит для правительства свой вариант увеличения поступлений в муниципальные бюджеты. В числе мер — перевод ряда налогов на муниципальный уровень и финансовое стимулирование работы муниципальных чиновников в виде бонусов.

Представители «Деловой России» на следующей неделе проведут серию встреч с федеральными чиновниками, на которых они намерены предложить свой вариант налоговой реформы муниципалитетов и ряд мер по стимулированию экономического развития городов, рассказал «Газете.Ru» вице-президент «Деловой России» Илья Семин.

Представители бизнес-организации намерены встретиться с заместителем главы Минэкономразвития Евгением Елиным и главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко, а затем представить пакет предложений вице-премьеру Дмитрию Козаку, который курирует в правительстве социально-экономическое развитие регионов и муниципалитетов, уточняет Семин. Встреча с Матвиенко запланирована на 11 декабря. На нее также приглашены представители региональных и муниципальных властей, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Совета Федерации. Встреча с представителями Минэкономразвития намечена на 12 декабря. Письмо с предложениями для Козака будет направлено «в ближайшее время», уточнил Семин.

В числе основных предложений «Деловой России» — перевод 100% поступлений от ряда налогов на муниципальный уровень. В настоящее время распределение налоговых доходов в рамках бюджетной системы идет не в пользу муниципальных образований, говорит «Газете.Ru» преподаватель кафедры экономического анализа организаций и рынков Высшей школы экономики Михаил Горст. По приблизительной оценке, федеральный бюджет получает порядка 50% налоговых поступлений, региональные бюджеты — около 35% и только примерно 15% уходит на муниципальный уровень,

«Деловая Россия» предлагает перевести на уровень муниципалитетов налоговые доходы от компаний, работающих по упрощенной системе налогообложения (сейчас только 45% поступает в муниципалитет), и поступления от административных штрафов за нарушение правил дорожного движения (сейчас 100% уходит в бюджеты регионов). Также предлагается оставить местным бюджетам все налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей. Муниципалитеты получают 100% поступлений от налога на вмененный доход, а также 100% от налога от патентной системы налогообложения по отдельным видам деятельности. Сейчас обсуждается возможность расширения списка видов деятельности, к которым патенты могут применяться. Предлагается эти доходы не дифференцировать, а также полностью направлять в местные бюджеты, поясняет Семин.

Кроме того, предлагается ввести систему финансового стимулирования для чиновников органов местного самоуправления — к примеру, годовых бонусов. Вместе с тем предлагается внести в ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» поправку о том, что улучшение делового климата и создание благоприятных условий для развития бизнеса является прямой обязанностью мэров, что, по мнению «Деловой России», повысит персональную ответственность глав муниципалитетов.

Также предлагается создать на уровне муниципальных районов и городских округов советы по привлечению инвестиций и улучшению бизнес-климата и включить в их состав предпринимателей и инвесторов. Еще одно предложение заключается в отказе от процедуры предварительного согласования выделения земельных участков под коммерческую застройку. Предлагается распределять эти участки сразу через систему торгов и конкурсов за право аренды. Это снизит коррупционную составляющую при распределении участков и позволит в разы увеличить поступления в муниципальные бюджеты.

Минэкономразвития понизило прогноз по росту экономики на 2013 год

Необходимость разработки таких предложений Семин объясняет тем, что экономическая ситуация в городах ухудшается и проблема наполнения бюджетов муниципалитетов стоит особенно остро. 3 декабря Минэкономразвития в очередной раз понизило прогноз по росту экономики на этот год — с 1,8 до 1,4%. Уже сейчас в среднем уровень доходов муниципалитетов, включая собственные источники и субсидии, в 1,5 раза ниже необходимого, говорит он «Газете.Ru».

Внимание к бюджетам муниципалитетов сейчас продиктовано в том числе и тем, что они вместе с регионами вынуждены выполнять повышенные социальные обязательства в рамках исполнения указов президента. В указах поручено повысить к 2018 году среднюю заработную плату врачей, учителей и научных сотрудников вузов до 200% от средней зарплаты по региону и обеспечить рост реальной заработной платы к 2018 году в 1,4–1,5 раза. С ухудшением экономической ситуации эта задача становится все сложнее. Этим в том числе можно объяснить необходимость перевода части налогов на муниципальный уровень,

говорит Михаил Горст.

Исполнение в срок майских указов Владимира Путина под угрозой

Кроме того, ухудшение экономической ситуации существенно скажется на работе малого бизнеса, а это в свою очередь может ухудшить экономическую ситуацию в городах. И потому перевод ряда налогов на муниципальный уровень позволил бы увеличить их доходную базу и смягчить удар от экономического кризиса, говорит эксперт.

Сейчас без трансфертов из региональных бюджетов муниципальные бюджеты нежизнеспособны,

говорит старший научный сотрудник лаборатории бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Арсений Мамедов.

В Минфине поддерживают предложение депутатов о снижении для регионов стоимости бюджетных кредитов

«Муниципальные бюджеты уже не справляются с той нагрузкой, которая на них возложена, — признает в разговоре с «Газетой.Ru» глава администрации Костромы Виктор Емец. — Мы собираем около 11 млрд налогов по городу Костроме, и городу оставляют налоговых платежей только 2,2 млрд руб. Этого нам хватает, чтобы только-только выполнить социальные обязательства и муниципальные функции».

Однако если предложения «Деловой России» по налогам будут реализованы, существенного прироста доходов муниципалитетам они не дадут, говорят опрошенные «Газетой.Ru» эксперты и соглашаются представители муниципалитетов.

Основные налоговые поступления в муниципальные бюджеты обеспечивают часть поступлений от НДФЛ, налог на имущество физлиц, единый сельскохозяйственный налог, земельный налог, перечисляет Горст. По итогам 2012 года доходы муниципалитетов от единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога составили в сумме 80 млрд руб., земельного налога — 141 млрд руб., налога на имущество физлиц — 18 млрд руб., перечисляет Мамедов.

«Налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей: ЕНВД и патенты, а также поступления от компаний, которые ведут упрощенный учет, очень незначительны», — согласен глава администрации Кировского городского поселения Ленинградской области Вадим Некрасов.

В муниципалитетах утверждают, что решением проблемы могло бы стать увеличение доли отчислений на местный уровень поступления от НДФЛ. Сейчас в общей сложности муниципалитеты в среднем получают 40% поступления от этого налога (с учетом передачи из региональных бюджетов). Некрасов считает, что поступления от НДФЛ необходимо увеличить до 50%.

«Это даст еще и заинтересованность местной власти создавать рабочие места с высокой заработной платой. Это могло бы привести также к превращению зарплат из серых в белые, если бы власть одновременно при этом пошла бы на уменьшение социальных налогов», — поясняет он свою точку зрения «Газете.Ru».

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что предложения «Деловой России» требуют более тщательной проработки, поскольку несут в себе риски перекосов бюджетной системы.

«В регионах ситуация с наполнением бюджетов также ухудшается. И необходимо будет решать вопрос с тем, чем заместить регионам эти налоговые поступления, которые они могут передать муниципалитетам, если предложения будут приняты», — поясняет Арсений Мамедов.

В октябре этого года глава Минфина Антон Силуанов уже выступил против перекраивания налоговой системы в пользу муниципалитетов, после того как глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил с 2015 года передать на муниципальный уровень 100% доходов от применения упрощенной системы налогообложения. Глава Минфина усмотрел в этом риск «разбалансировки» региональных бюджетов.

Кроме того, есть вероятность, что если муниципалитеты все же добьются увеличения доходной базы, то им могут увеличить и расходные обязательства, добавляет Михаил Горст из ВШЭ.

m.gazeta.ru

Муниципальный сбор – допналог или новая система налогообложения?

В России могут ввести новые налоги для малого бизнеса. Соответствующий законопроект уже внесён в Госдуму. Речь идёт о так называемых муниципальных сборах. Местные власти смогут собирать их с предпринимателей. Поправки касаются многих сфер — от торговли и общепита до приёма стеклопосуды и платных туалетов. Эта новость вызвала бурное обсуждение в прессе и в Интернете. Что на самом деле имеется в виду? С подробностями — корреспондент радио «Вести ФМ» Борис Бейлин.

Авторы законопроекта предлагают изменить Налоговый кодекс. Причём их предложения находятся внутри другого документа, который на первый взгляд малого бизнеса не касается. Этот большой законопроект неофициально носит название «О налоговом манёвре». Он предполагает поэтапное сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. И одновременно увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых. Законопроект затрагивает основы формирования российского бюджета. В связи с этим налоговый комитет Госдумы предложил целый ряд новых поправок. Они-то и вводят сборы для 22 видов предпринимательской деятельности, совершенно не связанных с нефтью. Если законопроект примут, платить бизнесменам придётся каждый квартал. К примеру, сборы с торговых организаций и точек общепита могут достигать 600 тысяч рублей. То есть 200 тысяч рублей в месяц. Сборы с автомобильных перевозчиков — до 300 тысяч. Столько же составят сборы с парикмахерских, химчисток, пунктов приёма стеклопосуды. 300-тысячный ежеквартальный налог грозит и организаторам платных туалетов.

Сторонники законопроекта говорят, что новые сборы станут альтернативой так и не введённому налогу с продаж. Они должны помочь наполнить местные бюджеты. Кстати, именно местные власти будут определять конкретный размер сборов. Они могут вообще отказаться вводить такие налоги, но могут и увеличить базовые ставки, хотя не более чем в 10 раз. Следовательно, максимальный сбор для торговых организаций и ресторанов может составить два миллиона рублей в месяц, а для платных туалетов — один миллион.

Однако важно понимать, что это едва ли дополнительный налог. Эти сборы будут фактически включены в итоговую сумму налогов, которую должен платить малый бизнес. То есть речь идёт не о новых дополнительных налогах, а о новой системе налогообложения, поясняет руководитель Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин:

«Представим, что вы платите сбор в 600 тысяч рублей. Но при этом вы находитесь в рамках той или иной системы налогообложения. По этой общей системе налогообложения вы исчисляется налог на прибыль, налог на доходы физлица и так далее. Выясняется, что вы должны заплатить миллион рублей. Из этого миллиона вы вычтете уже уплаченные 600 тысяч и заплатите 400 тысяч рублей. Логика в том, что определённые виды бизнеса (прежде всего в мегаполисах) на самом деле являются высокодоходными, но при этом не охвачены мероприятиями налогового контроля. Многое идёт мимо кассы».

Малый бизнес обеспокоен этими предложениями. Предприниматели говорят о возможных банкротствах. Кроме того, вводить новые сборы не имеет смысла, поскольку уже существуют патенты. По сути, это то же самое, отмечает председатель налогового комитета организации «Деловая Россия» Марина Зайкова:

«Вообще, новация для меня не совсем понятна. Зачем? У нас есть Налоговый кодекс. Там есть прекрасная статья про патенты. Она была задумана для всех субъектов для выведения полулегального бизнеса из тени. Статья грамотная, хорошо написанная».

Пока никто не называет конкретных цифр. То есть нельзя точно сказать, сколько денег получат местные бюджеты в случае, если законопроект будет утверждён. Ведь именно на местах должны решить, обнулять или увеличивать базовые ставки сборов. Но ранее в Минфине предполагали, что в итоге бюджеты муниципалитетов увеличатся в общей сложности на 20-30 миллиардов рублей в год.

Популярное

Любовь к Родине должна быть осознанной

Новый Остап Бендер, или налоговое жульничество

Новый Остап Бендер, или налоговое жульничество

ОЛЕГ ЛУРЬЕ: «Давайте я вас за ваши деньги научу, как прятаться от налогов». Если кто-то соглашается, в итоге он его даже не учит, а просто подводит под уголовное дело. Сейчас вот люди пишут, обращаются в правоохранительные органы – «спасите!». Но ведь они сами поступили не очень красиво».

Любовь к Родине должна быть осознанной

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ: «Ни одной другой страны со столь мягким и добрым отношением к неуплате налогов, как Россия, сейчас не найдете в цивилизованном мире! В Америке в тюрьму угораздило бы дикое количество наших граждан, если бы так, как в России, платило налоги!»

Налогом облагаются только зарегистрированные сараи

О налогах говорим с заместителем начальника отдела налогообложения имущества физических лиц УФНС по Москве Людмилой Плотниковой и заместителем начальника отдела налогообложения доходов физических лиц Татьяной Мазовой.

Земельных спекулянтов обложат сверхналогом

Налог на землю, которая не используется по назначению, может быть повышен в 30 раз. Минсельхоз предлагает повысить ставки для сельскохозяйственных угодий. Хозяева участков, которые не обрабатывают, будут платить до 10% кадастровой стоимости в год.

«Сладкий» налог: бюджет пополнит, но здоровее не сделает?

Британцы остались без сладкой газировки. В пятницу в Соединённом Королевстве вступает в действие так называемый налог на сахар для производителей безалкогольных напитков. Инициатива британских властей должна пополнить казну и ограничить выпуск слишком сладких напитков, которые приводят к ожирению.

Слухи о повышении НДФЛ – провокация

НИКИТА КРИЧЕВСКИЙ: «Я-то этот текст, несмотря на всю его провокационность, именно так и воспринял: обсуждалось повышение ставки НДФЛ на 2 процентных пункта – до 15 процентов – с введением необлагаемого минимума».

radiovesti.ru

Налоги в Америке для бизнеса: федеральные, налоги штата и местные

В России на медстраховку наемного работника бизнесмен отчисляет 5,1% от оклада, в США – более чем втрое меньше – 1,45%.

Система налогообложения бизнеса в США представляет собой сложный комплекс правовых норм, собранных в главном фискальном законе страны – «Кодексе внутренних доходов США». Согласно закону, все юридические лица и частные предприниматели, зарегистрированные на территории США, обязаны платить налоги. Американская фискальная система предусматривает 3 уровня налогообложения:

  • федеральные налоги;
  • налоги штатов;
  • местные налоги.
  • Федеральное налогообложение малого бизнеса и корпораций одинаково во всех штатах. Но муниципальные налоги и налоги штатов устанавливаются местными властями и не должны противоречить федеральному законодательству. Для США нормальным явлением есть то, что жители одних штатов платят меньше налогов и сборов, чем, к примеру, жители Нью-Йорка, где действуют одни из самых высоких ставок.

    Как правило, более высокие местные налоги объясняются повышенной экономической привлекательностью конкретного региона. Налоги для организаций, зарегистрированных в Нью-Йорке, выше, однако в этом штате покупательная способность населения тоже выше, а значит и доходы местных компаний превышают среднестатистический уровень. Учитывая то, что основным фискальным принципом США является справедливое распределение налогового бремени среди компаний с низкими и высокими доходами, такое положение вещей воспринимается как рациональное и не подвергается критике. Богатые платят больше – бедные пользуются налоговыми льготами.

    Налогообложение физических и юридических лиц

    Базовыми налогами, связанными с предпринимательской деятельностью, в США являются:

    • подоходный налог;
    • налог на прибыль корпораций.

    Рассмотрим каждый из них отдельно.

    Подоходный налог

    Подоходный налог – один из наиболее весомых источников фискальных поступлений в федеральный бюджет США. Этот налог уплачивается всеми гражданами, которые живут и получают доход на территории страны, в том числе индивидуальными предпринимателями. Налог рассчитывается в процентном соотношении к сумме валового дохода, который включает все доходы, полученные лицом за конкретный период. Если говорить в контексте индивидуального предпринимательства, то в базу налогообложения включается:

  • доход от предпринимательской деятельности;
  • доход от ценных бумаг;
  • доходы, полученные из других источников.
  • База налогообложения может быть снижена за счет разрешенных льгот и деловых издержек на получение дохода. К последним могут быть отнесены издержки на покупку и обслуживание капитальных активов, таких как земля, недвижимость, оборудование, а также текущие производственные расходы. После вычета разрешенных льгот и деловых издержек, остается сумма, которая именуется чистым доходом плательщика.

    Налоговая база может быть дополнительно уменьшена за счет необлагаемого налогом минимального дохода, который для разных категорий граждан варьируется в зависимости от семейного и социального статуса (одинокие люди, главы семей с иждивенцами, супружеские пары, пожилые люди, инвалиды). Из базы налогообложения также вычитаются благотворительные взносы, уплаченные местные налоги и налоги штата, алименты, проценты по ипотеке и т. п. После всех вычетов остается так называемый налогооблагаемый доход.

    Ставка федерального подоходного налога в США составляет от 15 до 39%, в зависимости от размера прибыли. К примеру, компания, годовой доход которой не превышает 50 000 долларов, платит федеральный подоходный налог в размере 15%. Юридические лица, чей годовой доход составляет от 100 000 до 335 000 долларов, платят налог в размере 22 250 долларов + 39% от каждого доллара свыше 100 000. В то же время компании с годовым доходом от 18 333 333 долларов платят корпоративных подоходный налог в размере 35%. Такая система обеспечивает справедливое налогообложение малого бизнеса и, так называемых «локомотивов» американской экономики.

    Фискальное законодательство США, если говорить о подоходном налоге, предусматривает множество льгот и возможностей снизить базу налогообложения. Этот механизм сложный и направлен на справедливое перераспределение фискальной нагрузки между более платежеспособными и менее платежеспособными налогоплательщиками. Подоходный налог относится к федеральным налогам, но может также взиматься в отдельных административно-территориальных единицах, однако в гораздо меньшем объеме, чем на федеральном уровне.

    Фактически, налог на малый бизнес представлен в США именно подоходным налогом. Индивидуальный предприниматель как самозанятое лицо также должен производить дополнительные отчисления в фонды социального страхования – то, что за наемных работников делают работодатели.

    Налог на доходы корпораций

    Корпоративный налог уплачивается американскими компаниями со всех доходов, полученных как в пределах страны, так и заграницей. Учитывая то, что международные корпорации вынуждены также платить налоги в тех странах, в которых ведут свой бизнес, фискальная система США предусматривает механизм защиты от двойного налогообложения. Компании-плательщику возмещаются налоги, уплаченные за границей, в лимитах установленной налоговой ставки.

    Налог на доходы корпораций взимается и на федеральном уровне, и на уровне штатов. Уплата налога осуществляется вместе с предоставлением годового отчета, крайний срок подачи которого – 15 марта следующего за отчетным года.

    Корпорация, зарегистрированная в США, должна встать на налоговый учет в федеральную фискальную службу Internal Revenue Service. Важно понимать, что под категорию «корпорация» попадает далеко не каждое юридическое лицо.

    В американской фискальной практике юридические лица разделяются на такие категории, как товарищества (partnership) и корпорации (corporation). Товарищества являются аналогом российских обществ с ограниченной ответственностью и не являются плательщиками налога на доходы корпораций. Участники товарищества (аналог – учредители) распределяют между собой доход компании и каждый по отдельности уплачивают подоходный налог.

    Что касается корпораций, то юридические лица этой организационной формы уплачивают налог на доход корпораций, фискальной базой для которого является прибыль компании. В то же время доходы акционеров, распределенные в качестве дивидендов, также подлежат налогообложению. Являясь частными лицами, акционеры (каждый по отдельности) декларируют свой доход в виде дивидендов и уплачивают подоходный налог.

    Ставка налога на прибыль в Америке не является фиксированной для всех. Налог на доходы корпораций предусматривает льготный режим для отдельных плательщиков. Так, в законе предусмотрено два варианта налогообложения корпораций, относящихся к категории малого или среднего бизнеса. Корпорации-плательщики делятся на две категории: S-корпорации и C-корпорации.

    Для того чтобы воспользоваться налоговым режимом, предусмотренным для S-корпораций, юридическое лицо должно соответствовать следующим критериям:

  • являться американской компанией;
  • иметь в составе акционеров не более 35 граждан США или резидентов;
  • все акционеры-резиденты должны соответствовать параметрам, описанным в подглаве «S»;
  • не являться филиалом другой корпорации;
  • эмитировать только один тип акций и не являться владельцем более 80% акций другой компании;
  • не являться банком, страховой компанией, кредитной или строительной организацией.
  • Если корпорация не соответствует всем вышеперечисленным условиям, тогда её доходы подлежат налогообложению в соответствии с режимом «С». Базой налогообложения для таких компаний выступает валовая выручка от такой деятельности, как:

  • продажа товаров и услуг;
  • получение дивидендов;
  • получение рентных платежей;
  • продажа ценных бумаг;
  • другая коммерческая деятельность.
  • При этом база налогообложения уменьшается на сумму предусмотренных законом скидок, которые могут быть обычными и специальными. К обычным скидкам относятся:

  • выплата заработной платы работникам;
  • налоги местного уровня и уровня штата;
  • платежи в фонд соцстрахования;
  • рентные платежи;
  • издержки на ремонт и амортизацию;
  • издержки на научно-исследовательскую деятельность;
  • рекламные расходы;
  • выплаты процентов за пользование кредитными средствами;
  • безнадежные долги.
  • К специальным скидкам относятся:

  • расходы на некоторые виды деятельности компаний, которые государство признает социально-необходимыми и стратегически важными;
  • издержки на мероприятия и технологии, связанные с охраной природы;
  • чистые операционные убытки.
  • Также в налоговую базу не включается от 85 до 100% от суммы полученных дивидендов, что тоже является специальной скидкой.

    Налог на доходы корпораций рассчитывается на чистую прибыль за вычетом предусмотренных законом льгот. Важно то, что в первые 3 года своей деятельности корпорации освобождаются от уплаты этого налога, и только с 4-го года налоги взимаются на федеральном, штатном и местном уровнях.

    Налогообложение нерезидентов

    Если юридическое лицо было зарегистрировано согласно законодательству США, тогда оно является налоговым резидентом. Прибыль компаний-резидентов облагается налогом для юрлиц вне зависимости от того, получена ли прибыль на территории США или за её пределами. Если головная компания-резидент имеет дочерние подразделения в других странах, которые возвращают прибыль головной компании, то эта прибыль в обязательном порядке подлежит налогообложению.

    Налогообложение нерезидентов США осуществляется по следующему принципу. Если иностранная компания получает прибыль в результате ведения предпринимательской деятельности на территории США, то эта прибыль подлежит налогообложению. При этом налогом облагается прибыль от любой финансовой или торговой деятельности. Так же как и американские компании, нерезиденты имеют право на ряд налоговых скидок, предусмотренных законом.

    Налогообложение пассивных доходов

    Среди американских компаний довольно распространенной практикой является владение одной компанией акциями других компаний. В этом случае юридическое лицо-владелец акций, получая дивиденды, обязано заплатить с них налоги. Поскольку общий налог включает федеральный налог и налог штата, то конечная ставка разнится в зависимости от места регистрации налогоплательщика.

    Также в США практикуется налог на прирост капитала. Доходы, получаемые от прироста капитала, в обязательном порядке включаются в прибыль и подлежат налогообложению. В процессе расчета размера дохода от прироста капитала учитываются также капитализационные убытки. Это позволяет американским компаниям использовать убыточную деятельность для того, чтобы уменьшать базу налогообложения в последующих отчетных периодах. Согласно закону, делать это можно в течение 20 лет.

    Многих предпринимателей, особенно выходцев с постсоветского пространства, интересует, сколько процентов составляет НДС в Америке. Сразу надо отметить – НДС в США на федеральном уровне не применяется. Тем не менее, в США существует некий аналог НДС на уровне штатов и называется он налогом с продаж. Ставка этого налога зависит от таких параметров, как:

  • Штат. Каждая территориальная единица устанавливает свой налог с продаж в зависимости от экономической специфики региона.
  • Товар. Как правило, редкая продукция, которая не распространена широко, облагается в США большим налогом с продаж, чем популярные товары широкого потребления.
  • Производитель. Импортная продукция, как правило, облагается налогом с продаж по более высокой ставке.
  • Отличием налога с продаж от привычного НДС заключается в том, что он не включается в стоимость товара и платится покупателем отдельно, в размере, предусмотренном законодательством конкретного штата.

    Сравнительная таблица налогов США и РФ

    Ниже приведена сравнительная таблица, по которой можно в общих чертах понять, чем принципиально отличаются системы налогообложения в США и РФ.

    delen.ru