Комиссия по трудовым спорам в минске адрес

Комиссия по трудовым спорам в минске адрес

Его разъясняет главный правовой инспектор труда Гомельской областной организации Белорусского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Вадим Жаворонок.

Куда может обратиться работник для разрешения индивидуального трудового спора?

Статьей 233 Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК РБ) определено, что работник вправе обратиться за разрешением трудового спора в комиссию по трудовым спорам (далее – КТС) предприятия в суд. При этом законодательством установлена необходимость досудебного порядка рассмотрения заявлений работников – членов профсоюза комиссией по трудовым спорам (при ее наличии). В случае несоблюдения установленного досудебного порядка разрешения трудового спора суд отказывает в возбуждении дела. Следует также отметить, что не исполненные в добровольном порядке решения КТС подлежат принудительному исполнению судебными исполнителями.

Как образовать КТС и что входит в ее компетенцию?

Согласно статье 235 ТК РБ КТС образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год. Решение о создании КТС и количестве представителей сторон может быть выражено в совместном решении нанимателя и профкома. Наниматель назначает своих представителей в состав комиссии приказом, а профком выделяет их постановлением профкома. Полномочия членов КТС должны быть подтверждены доверенностями.

КТС в соответствии со ст. 236 ТК РБ рассматривает споры, связанные с применением законодательства о труде, выполнением колдоговора и локальных нормативных правовых актов нанимателя, трудового договора работника. К таким спорам, в частности, относятся споры об установлении расценок и норм труда, оплаты труда; законности перевода и перемещения работника; денежных сумм, удержанных из зарплаты работника; предоставлении отпусков; выдачи специальной одежды и обуви, средств индивидуальной защиты. Кроме того, постановлением пленума Верховного суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» определено, что к компетенции комиссий по трудовым спорам относятся и другие споры, в том числе о выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом, о взыскании зарплаты, включая надбавки, о применении дисциплинарных взысканий.

Каковы сроки обращения за разрешением трудовых споров?

Статьей 242 ТК РБ установлен трехмесячный срок обращения в КТС или в суд со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В то же время в случае пропуска по уважительной причине указанного срока (тяжелая болезнь, нахождение в командировке, конкретные семейные обстоятельства и т.п.) он может быть восстановлен КТС или судом.

Каков порядок рассмотрения трудового спора?

О времени и месте рассмотрения спора работник и наниматель должны быть заблаговременно уведомлены. Если работник не явился на заседание КТС, рассмотрение его заявления откладывается. При повторной неявке работника без уважительной причины КТС вправе вынести решение о снятии заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь в установленные сроки. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается только по его письменному заявлению. Для полного и всестороннего изучения всех обстоятельств трудового спора комиссия вправе заслушивать свидетелей, имеющих отношение к делу, и соответствующих специалистов. Кроме того, по требованию комиссии наниматель обязан представлять все необходимые документы, имеющие значение для рассмотрения спора. Индивидуальный трудовой спор подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня регистрации заявления работника. В случае нарушения указанного срока работник имеет право обращаться для разрешения трудового спора в суд.

Как КТС принимает решение?

Только по обоюдному соглашению между представителями нанимателя и профсоюза. Это означает, что все члены комиссии должны прийти к единому решению удовлетворить или не удовлетворить требования работника. Если хотя бы один из членов комиссии не согласен с мнением других членов, решение считается не принятым. Решение комиссии должно быть мотивировано и основано на требованиях законодательства, колдоговора и локальных нормативных правовых актов нанимателя, трудового договора работника. Копии решения комиссии по трудовым спорам в трехдневный срок вручаются работнику и нанимателю.

Где обжаловать решения комиссии по трудовым спорам?

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или нанимателем в суд в 10-тидневный срок со дня вручения им копии решения комиссии.

belchas.by

Минский городской исполнительный комитет
220030, Минск, проспект Независимости 8

  • Власть
    • Республиканские государственные органы
      • Комитет государственного контроля Республики Беларусь
      • Управление КГБ по г.Минску и Минской области
      • Прокуратура города Минска
      • Управление Следственного комитета Республики Беларусь по г. Минску
      • Инспекции МНС Республики Беларусь по городу Минску
      • Минское городское управление МЧС
      • Минский городской комитет природных ресурсов
        и охраны окружающей среды
      • Минское городское агентство по государственной регистрации
      • Минский городской центр гигиены и эпидемиологии
      • Главное статистическое управление города Минска
      • Минское городское управление по надзору
        за рациональным использованием ТЭР
      • Минское городское управление Фонда социальной защиты
      • Представительство Республиканского центра по оздоровлению
        и санаторно-курортному лечению населения
      • Управление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по г.Минску
      • ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
      • Мингорсовет депутатов
      • Депутаты Палаты представителей от г. Минска
      • Члены Совета Республики Национального собрания от г. Минска
      • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
      • Мингорисполком
      • Руководство Мингорисполкома
      • Структурные подразделения Мингорисполкома
        • Комитеты
        • Управления
        • Главное управление внутренних дел
      • Администрации районов г. Минска
        • Ленинский район
        • Московский район
        • Октябрьский район
        • Партизанский район
        • Советский район
        • Фрунзенский район
        • СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
        • Минский городской суд
        • Экономический суд города Минска
        • ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
        • Предприятия и организации
        • Администрации районов Минска
          • Заводской район
          • Первомайский район
          • Центральный район
          • О Минске
            • Устав города
            • Символика
            • История города
            • Руководители города с 1879 года
            • Общие сведения
            • Почетные граждане
            • Минчане года
            • Города-побратимы
            • Знаменательные даты
            • Фотогалерея
            • Видеоролик о г.Минске
            • Экскурсионный путеводитель
            • Одно окно
              • «Одно окно» Мингорисполком
              • «Одно окно» Заводской район
              • «Одно окно» Ленинский район
              • «Одно окно» Московский район
              • «Одно окно» Октябрьский район
              • «Одно окно» Партизанский район
              • «Одно окно» Первомайский район
              • «Одно окно» Советский район
              • «Одно окно» Фрунзенский район
              • «Одно окно» Центральный район
              • Обращения
                • Форумы
                • Электронные обращения
                • Запись на прием к главам администраций районов г. Минск
                • Нормативные документы
                • График «прямых телефонных линий»
                • Графики приема граждан и юридических лиц
                • Ответы на электронные обращения, носящие массовый характер
                • Объявления
                  • Конкурсы
                  • Аукционы
                  • Аренда помещений
                  • Закупки
                  • Все объявления
                • Поиск
                • Отдел труда и заработной платы Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома ул. Маяковского 22/2

                  Информация о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров

                  Действующим трудовым законодательством Республики Беларусь определен порядок рассмотрения трудовых споров по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, который носит обязательный характер, как для нанимателей, так и для работников. Так, индивидуальные трудовые споры первоначально должны рассматриваться комиссиями по трудовым спорам (КТС) непосредственно по месту работы.

                  Работник вправе обратиться в КТС с заявлением, которое подлежит обязательной регистрации и должно быть рассмотрено в десятидневный срок в его присутствии. По письменному заявлению допускается рассмотрение спора в отсутствие работника.

                  При неявке заявителя на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. При повторной неявке комиссия может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения, что не лишает права работника подать заявление вновь.

                  Принятое по конкретному делу решение КТС имеет обязательную силу для исполнения.

                  При этом копии решения КТС в трехдневный срок после рассмотрения вручаются работнику и нанимателю.

                  При несогласии с решением КТС обе стороны могут обжаловать его в суде в десятидневный срок. Однако пропуск указанного срока не является основанием к отказу в приеме заявления.

                  Таким образом, по общему правилу, трудовые споры первоначально должны рассматриваться в КТС, а при несогласии работника или нанимателя с ее решением, или если члены КТС не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд по месту регистрации организации. Вместе с тем существует ряд трудовых споров, рассмотрение которых законодательством отнесено к исключительной компетенции суда, то есть без предварительного обращения в КТС. К таковым относятся споры по вопросам восстановления работников на работе, оплате вынужденного прогула, об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае либо несогласии с его содержанием, об отказе в заключении трудового договора с лицами, приглашенными на работу в порядке перевода, молодыми специалистами, направленными по распределению, и др.

                  Непосредственно в суд работники вправе обращаться и в том случае, если КТС в организации не создана.

                  Кроме этого, действующим законодательством установлены сроки обращения работников в КТС или в суд: трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права и месячный срок по вопросам увольнения.

                  При обращении в суд для разрешения индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов (статья 241 ТК).

                  minsk.gov.by

                  Взыскать заработную плату через комиссию по трудовым спорам

                  Работникам, которым не своевременно или не полностью выдают заработную плату, иные выплаты, следует проявить инициативу по защите своего права в порядке, предусмотренном законодательством.

                  Одним из способов быстрого взыскания зарплаты является обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС), которая в частности рассматривает дела о:

                  • установленных расценках и нормах труда, а также условиях для их выполнения;
                  • оплате труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещении профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;
                  • праве на получение и размере причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
                  • выплате компенсаций и предоставлении гарантий;
                  • возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;
                  • и др.
                  • В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Республики Беларусь комиссия по трудовым спорам отнесена первичному органу по рассмотрению трудовых споров. Из этого следует, что работники — члены профсоюза, до подачи иска в суд о взыскании зарплаты, предварительно должны обратиться с соответствующим заявлением в комиссию по трудовым спорам (если она создана у нанимателя), иные работники по своему желанию могут выбирать КТС или суд.

                    Заявление должно быть подано в комиссию по трудовым спорам в течение трех месяцев с момента, когда работнику стало известно или он должен был узнать о невыплате зарплаты, компенсации и т.д. Если указанный срок пропущен по уважительной причине, то комиссия может его восстановить.

                    Образец заявления в комиссию по трудовым спорам

                    Комиссия по трудовым спорам
                    Общества с дополнительной ответственностью «КорПлот»
                    адрес: г. Минск, ул. Ленина, д.116, кв. 123.
                    Ротшильда Ивана Олеговича
                    Прож.: г. Минск, ул. Ульяновская, д. 4, кв. 548,
                    тел.

                    21.02.2015 я, Ротшильд Иван Олегович заключил трудовой контракт с ОДО «КорПлот» на 5 лет и был принят на работу в качестве охранника. Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что моя зарплата составляет 6000000 рублей. Согласно п. 5.1 контракта зарплата выплачивается 25 числа ежемесячно переводом на карт-счет. На день подачи заявления наниматель не выплатил зарплату за январь 2016 года, объясняет, что сейчас трудное финансовое положение.
                    ПРОШУ:
                    Взыскать с общества с дополнительной ответственностью «КорПлот» в пользу Ротшильда Ивана Олеговича задолженность по заработной плате в размере 6000 000 рублей.
                    Истребовать у нанимателя трудовой контракт, табель учета рабочего времени, справку о задолженности по зарплате.
                    Приложение:
                    Выписка из банка по карт-счету.
                    17.02.16 подпись Ротшильд И.О.

                    Спор по взысканию задолженности по заработной плате, другим выплатам должен быть рассмотрен в присутствии работника в течение 10 дней с момента регистрации подачи заявления.

                    Для разрешения спора о взыскании задолженности с нанимателя перед работником комиссия может вызвать на заседание свидетелей, специалистов, истребовать у нанимателя документы, расчеты.

                    Решение комиссии принимается по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза, и в трехдневный срок вручается работнику. Принятое решение, в десятидневный срок со дня вручения может быть обжаловано работником путем подачи искового заявления в суд.

                    По истечении 10 дней предоставленных на обжалование, нанимателю предоставляется три дня для добровольной выплаты взысканной задолженности по заработной плате.

                    В случае неисполнения нанимателем решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок она выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. На основании выданного и предъявленного не позднее трехмесячного срока в суд удостоверения судебный исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке .

                    pravnik.by

                    Куда обращаться за разрешением трудового спора?

                    Какие споры в случае возникновения конфликта, связанного с несоблюдением нанимателем трудового законодательства, рассматриваются комиссией по трудовым спорам? В каких случаях можно обращаться за разрешением трудового спора, минуя КТС?

                    Нина Петровна (Полоцкий район)

                    На вопросы читателей отвечает Светлана Забенько, заведующая отделом правовой работы «БН»

                    Комиссия по трудовым спорам (КТС) разрешает большинство индивидуальных исковых споров, за исключением тех случаев, по которым установлен иной порядок рассмотрения.

                    При наличии КТС в организации работнику, являющемуся членом профсоюза, до обращения в суд необходимо первоначально обратиться в такую комиссию, т.е. соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, в противном случае суд отказывает в возбуждении дела на основании пункта 2 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

                    КТС рассматривает споры работников, связанные с применением законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных правовых актов, трудовых договоров, в том числе:

                    — об установленных расценках и нормах труда, а также условиях для их выполнения;

                    — о переводе на другую работу и перемещении;

                    — об оплате труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещении профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;

                    — о праве на получение и размере причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;

                    — о выплате компенсаций и предоставлении гарантий;

                    — о возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;

                    — о предоставлении отпусков;

                    — о выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания.

                    Кроме того, могут рассматриваться и другие споры, в частности: о выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом; о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия; о применении дисциплинарных взысканий; о неправильных или неточных записях в трудовой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) или иным предусмотренным законодательством документам.

                    Работник вправе обращаться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, при пропуске этого срока по уважительным причинам он может быть КТС восстановлен (ст. 242 ТК). Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Ее решение подлежит исполнению нанимателем не позднее чем в трехдневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на его обжалование, а по трудовым спорам о восстановлении работника на прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда — немедленному исполнению.

                    Споры, подлежащие рассмотрению в суде после обращения в КТС, относятся к категории условно подведомственных суду (ч. 1 ст. 241 ТК). Это споры по заявлениям о недействительности трудового договора; работника или нанимателя, если они не согласны с решением КТС; работника, если КТС не рассмотрела его заявление в установленный десятидневный срок; прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.

                    К непосредственно подведомственным суду спорам — когда можно обращаться в суд без предварительного рассмотрения в КТС (ч. 2 и 3 ст. 241 ТК) — относятся споры по заявлениям:

                    — работников, работающих у нанимателей, где КТС не созданы;

                    — работников — не членов профсоюза, если они не обратились в КТС;

                    — работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения;

                    — нанимателей о возмещении им причиненного работниками материального ущерба;

                    — работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав;

                    — работников об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае либо несогласии с его содержанием.

                    А также споры с лицами, не являющимися работниками, об отказе в заключении с ними трудового договора (приглашенными в порядке перевода, молодыми специалистами и др.).

                    Работники могут обращаться в суд в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки (или со дня отказа в выдаче этих документов).

                    www.sb.by

                    Министерство труда и социальной защиты
                    Республики Беларусь

                    Для проведения проверки по обращению (жалобе, заявлению) гражданина необходимо представить документы, подтверждающие нарушения или факты, содержащиеся в обращении и обоснование необходимости проведения проверки. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении указанных нарушений или фактов.


                    Письменное согласие на дачу свидетельских показаний


                    Я, Ф.И.О., готов дать письменные свидетельские показания в отношении нарушений или фактов законодательства о труде и (или) об охране труда, допущенных в отношении меня «наименование организации».

                    Во исполнение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее − Департамент) ежемесячно анализируется состояние работы с обращениями граждан.

                    За отчетный период (январь-июнь) 2015 года в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) поступило 7 119 (в 2014 году – 7 272) обращений граждан, в том числе 3 240 (в 2014 году – 3 096) письменных, из них 472 (в 2014 году – 364) электронных, и 3 879 (в 2014 году – 4 176) устных. Для рассмотрения по принадлежности в другие органы и обособленные структурные подразделения Департамента переадресовано 102 (3,1 процента) и 229 (7,0 процента) письменных обращений соответственно.

                    В сравнении с аналогичным периодом 2014 года общее количество поступивших обращений граждан уменьшилось на 2,1 процента. При этом количество письменных обращений граждан возросло на 4,6 процента, устных обращений уменьшилось на 7,1 процента. Увеличение письменных обращений граждан произошло в основном за счет существенного роста количества электронных обращений (на 29,6 процента).

                    Тематика вопросов, поднимаемых гражданами в обращениях, из года в год остается неизменной. Однако следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2014 года наблюдается снижение количества обращений граждан по вопросам оплаты труда, в том числе несвоевременной выплаты заработной платы и сумм, причитающихся работнику при увольнении; по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек; по приему на работу; о расследовании несчастных случаев на производстве и по выдаче и использованию спецодежды и других средств индивидуальной защиты.

                    По вопросам оплаты труда поступило 42,0 процента от общего количества вопросов, содержащихся в поступивших обращениях (аналогичный период 2014 года – 51,0 процент), в том числе несвоевременной выплаты заработной платы – 19,8 процентов (30,4 процента), несвоевременной выплаты сумм, причитающихся работнику при увольнении – 14,2 процента (27,0 процентов); увольнения с работы – 14,2 процента (13,3 процента); о работе по гражданско-правовым договорам – 5,0 процентов (5,1 процента); предоставлению отпусков – 4,1 процента (4,2 процента); по приему на работу – 3,6 процента (4,0 процента); по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек – 3,1 процента (4,0 процента); привлечению к дисциплинарной и материальной ответственности – 2,4 процента (2,5 процента); по выдаче и использованию спецодежды и других средств индивидуальной защиты – 1,5 процента (2,1 процента); о расследовании несчастных случаев на производстве – 1,4 процента (3,5 процента).

                    Обращения граждан, по которым требовались назначение и проведение проверок изложенных в обращениях сведений или фактов нарушений, рассматривались с проведением внеплановых проверок. Так за январь-июнь 2015 года проведено 333 внеплановых проверок по обращениям граждан, что на 7,2 процента меньше, чем за аналогичный период 2014 года (359).

                    По результатам проведенных проверок составлено 302 акта, выявлено 962 нарушения. Выдано 188 требований (предписаний) об устранении нарушений законодательства о труде и об охране труда, предписано к устранению 420 нарушений. К административной ответственности привлечено 343 юридических лица с применением санкций в виде штрафа на сумму 699,64 млн. руб. и 543 уполномоченных должностных лица нанимателей – на сумму 550,328 млн. руб. В результате восстановления нарушенных прав работников выплачено 5670,8 млн. руб. За допущенные нарушения законодательства о труде и об охране труда на основании материалов госинспекторов труда к дисциплинарной ответственности привлечено 109 должностных лиц.

                    государственной регистрации — организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

                    присвоения учетного номера плательщика — обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

                    создания — представительств иностранных организаций;

                    первоначальной выдачи свидетельства о регистрации — лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;

                    первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма — лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

                    В течение срока, установленного в пункте 4 Указа № 510, могут назначаться внеплановые проверки:

                    по поручению Президента Республики Беларусь;

                    Комитетом государственного контроля (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве, либо совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства, или совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1000 базовых величин;

                    по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей (их заместителей) этих органов по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности;

                    при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. Такие проверки могут назначаться только при наличии оснований и с соблюдением условий, определенных в абзаце втором части второй подпункта 9.1 пункта 9 Указа № 510;

                    соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

                    Национальным банком в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе;

                    использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

                    для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

                    по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (торговой посреднической деятельности). При этом проверка иной осуществляемой таким субъектом деятельности не проводится;

                    для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям (далее — встречная проверка);

                    для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (далее — контрольная проверка);

                    для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями (их заместителями) органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок (далее — дополнительная проверка);

                    по заявлению проверяемого субъекта.

                    Согласно пункту 9 Указа № 510 поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, полученной от физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов. В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.

                    ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

                    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

                    В ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

                    МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                    1. Обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц (далее — обращения) первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в межрайонных инспекциях труда, областных (Минском городском) управлениях Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент), осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях.

                    2. При поступлении обращения, которое не рассматривалось перечисленными в пункте 1 структурными подразделениями, данное обращение в пятидневный срок со дня его регистрации направляется для рассмотрения с письменным уведомлением об этом автора обращения:

                    2.1. центральным аппаратом Департамента:

                    в межрайонную инспекцию труда, Минское городское управление Департамента или в областное управление Департамента (в случае если вопросы, изложенные в обращении, возникли на территории, на которой осуществляет свою деятельность непосредственно областное управление);

                    в областное управление Департамента – если вопросы, изложенные в обращении, ранее рассматривались в межрайонной инспекции труда, осуществляющей свою деятельность и расположенной в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращении;

                    2.2. областным управлением Департамента – в межрайонную инспекцию труда, если вопросы, изложенные в обращении, ранее не рассматривались в межрайонной инспекции труда, осуществляющей свою деятельность и расположенной в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращении;

                    3. При поступлении обращения, содержащегося вопросы, решение которых не относится к компетенции Департамента, в пятидневный срок со дня регистрации обращения с одновременным уведомлением об этом автора обращения оно направляется для рассмотрения в соответствии с компетенцией:

                    в местные исполнительные и распорядительные органы, подчиненные (подотчетные) им организации, территориальные подразделения (органы) и организации, подчиненные (подотчетные) республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, другие государственные органы, иные организации, осуществляющие свою деятельность и расположенные в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;

                    в другие государственные органы, иные организации, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций.

                    4. При направлении обращения по принадлежности составляется сопроводительное письмо за подписью соответственно директора Департамента или его заместителей, начальника областного (Минского городского) управления или его заместителей, начальника межрайонной инспекции труда или его заместителя. К этому письму прилагается оригинал обращения.

                    5. Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в центральном аппарате Департамента, областном (Минском городском) управлении Департамента, межрайонной инспекции труда, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее пятнадцати дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации указанный срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на один месяц с одновременным письменным уведомлением об этом автора обращения.

                    При необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации срок рассмотрения обращений, указанный в части первой настоящего пункта, может быть продлен до шести месяцев с одновременным письменным уведомлением об этом авторов обращений.

                    Обращение, в котором содержится просьба об установлении факта нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора (контракта), должно быть рассмотрено не позднее пятнадцати дней со дня поступления обращения.

                    6. Сроки рассмотрения обращений исчисляются со дня их регистрации соответственно в центральном аппарате Департамента, областном (Минском городском) управлении Департамента, межрайонной инспекции труда.

                    7.При поступлении обращения, автор которого не удовлетворен результатами его предыдущего рассмотрения межрайонной инспекцией труда, областным (Минским городским) управлением Департамента, исполнитель проверяет содержащиеся в обращении сведения и при наличии оснований для положительного решения изложенных вопросов подготавливает соответствующие предложения:

                    7.1 в центральном аппарате Департамента директору Департамента, его заместителям:

                    71.1. в случае предыдущего рассмотрения обращения в межрайонной инспекции труда, осуществляющей свою деятельность и расположенной в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращении, – о перенаправлении обращения для рассмотрения в областное управление или о выдаче предписания межрайонной инспекции труда;

                    7.1.2 в случае предыдущего рассмотрения обращения в областном (Минским городским) управлении Департамента – о выдаче предписания областному (Минскому городскому) управлению Департамента или о рассмотрении обращения центральным аппаратом Департамента;

                    7.2. в областном управлении Департамента – начальнику областного управления Департамента, его заместителям в случае предыдущего рассмотрения обращения в межрайонной инспекции труда, осуществляющей свою деятельность и расположенной в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращении, – о выдаче предписания межрайонной инспекции труда или о рассмотрении обращения непосредственно областным управлением Департамента.

                    О принятом решении центральный аппарат Департамента (в случае выдачи предписания или перенаправлении обращения для рассмотрения в областное управление Департамента), областное управление Департамента (в случае выдачи предписания) письменно уведомляет автора обращения.

                    8.При наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов исполнитель, при необходимости, подготавливает предписание по установленной форме. Предписание выдается письменно и направляется заказным почтовым отправлением. В предписании должен быть указан срок исполнения, но не более одного месяца. Предписание должно быть подписано соответственно директором Департамента или его заместителем, начальником областного управления Департамента или его заместителем.

                    9.Межрайонная инспекция труда, областное (Минское городское) управление Департамента, получившие предписание, исполняют его в указанный в предписании срок, но не более одного месяца, и в течение трех дней с момента его исполнения письменно сообщить об этом руководителю, вынесшему предписание, а также письменно уведомить автора обращения. Срок, в течение которого должно быть исполнено предписание, исчисляется с даты подписания предписания, если в нем не указана конкретная календарная дата его исполнения.

                    10.Авторам обращений письменно сообщается о решениях, принятых по результатам рассмотрения их письменных обращений. В ответах, направленных в вышестоящие государственные органы по находящимся на контроле обращениям, указываются сведения об уведомлении автора обращения о результатах рассмотрения его обращения, отметка об исполнителе.

                    11.Обращение считается рассмотренным по существу, если в результате его рассмотрения в соответствии с законодательством решены все изложенные в обращении вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав и законных интересов автора обращения.

                    В соответствии со статьей 241 Трудового кодекса Республики Беларусь трудовые споры не рассматриваются Департаментом, а рассматриваются только в суде по заявлениям:

                    1) о недействительности трудового договора в случаях, предусмотренных статьей 22 Трудового кодекса Республики Беларусь;

                    2) работника или нанимателя, если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;

                    3) работника, если комиссия по трудовым спорам не рассмотрела его заявление в установленный десятидневный срок;

                    4) работников, работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы;

                    5) работников — не членов профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам;

                    6) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения;

                    7) нанимателей о возмещении им причиненного работниками материального ущерба;

                    8) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав;

                    9) работников об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае либо несогласии с его содержанием.

                    Непосредственно в суде рассматриваются также споры об отказе в заключении трудового договора с:

                    1) лицами, приглашенными на работу в порядке перевода от другого нанимателя;

                    2) молодыми специалистами, окончившими учреждения, обеспечивающие получение высшего или среднего специального образования, аспирантами, окончившими обучение в учреждениях, обеспечивающих получение послевузовского образования, лицами, окончившими учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, и направленными в установленном порядке на работу к определенному нанимателю;

                    (п. 2 части третьей статьи 241 в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 272-З)

                    3) другими лицами, с которыми наниматель в соответствии с законодательством обязан заключить трудовой договор;

                    4) лицами по дискриминационным мотивам.

                    При рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов.

                    В соответствии с Положением о Департаменте, в компетенцию Департамента не входит проведение проверок по вопросам правильности начисления заработной платы. По данным вопросам рекомендуем обращаться в комиссию по трудовым спорам в порядке, определенном законодательством о труде Республики Беларусь и (или) в суд, по месту регистрации юридического лица.

                    Прием граждан, в том числе с заявлениями об осуществлении административных процедур, и представителей юридических лиц

                    в Департаменте государственной инспекции труда
                    Министерства труда и социальной защиты
                    Республики Беларусь

                    mintrud.gov.by