Счет земельного налога в бюджете

Оглавление:

Решение Арбитражного суда Тверской области от 21 мая 2007 г. N А66-1226/2007 Требования истца о взыскании с ответчика задолженности по земельному налогу подлежат удовлетворению, так как единый социальный налог (ЕСН) поступает в федеральный бюджет, а земельный налог — в местный бюджет, а поэтому у истца отсутствуют законные основания произвести зачет переплаченной ответчиком суммы по ЕСН в счет земельного налога (извлечение)

Решение Арбитражного суда Тверской области
от 21 мая 2007 г. N А66-1226/2007
(извлечение)

Межрайонная ИФНС России N 2 по Тверской области (далее — истец, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 5 (далее — ответчик) о взыскании 44725,75 руб. задолженности по земельному налогу.

Ответчик в заседание не явился, надлежаще извещен.

Истец поддержал заявленные требования.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией выявлена неуплата земельного налога в сумме 43686 руб., начисления произведены на основании представленного расчета за 1-е полугодие 2006 года. На указанную сумму начислены пени в размере 1039, 75 руб.

В связи с наличием недоимки налоговой инспекцией направлено в адрес ответчика требование N19176 по состоянию на 01.09.2006 г. Поскольку в установленный Налоговым кодексом РФ (НК РФ) срок требование истца в полном объеме ответчиком исполнено не было, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик указал суду на наличие переплаты по единому социальному налогу (ЕСН) в сумме 87500 руб. Ответчик обращался в налоговую инспекцию с заявлением, которым просил произвести зачет излишне уплаченного ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в счет земельного налога.

Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального Закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Законодатель «привязал» возможность зачета к уровню бюджета (федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации, местный бюджет), а не к уровню налога (федеральный налог, региональный налог, местный налог). Указанная норма основывается на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), в частности на статье 31 названного Кодекса, которой установлен принцип самостоятельности бюджетов. Согласно статье 31 БК РФ принцип самостоятельности бюджетов означает:

право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с названным Кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;

недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

В статье 48 БК РФ дано определение понятия «регулирующие доходы бюджетов». Согласно этому определению регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. При этом нормативы отчислений определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. Кроме того, статьей 30 БК РФ установлен принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, который означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Налоговой инспекцией в зачете налога было отказано по причине того, что ЕСН поступает в федеральный бюджет, а земельный налог — в местный бюджет. Отказ является правомерным, т.к. налогоплательщик имеет право на возврат излишне уплаченной суммы налога в порядке ст. 78 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, ст. 75 НК РФ, налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора соответствующие им пени.

На основании указанной нормы заявителем начислены пени.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Как установлено абз. 2 п.5 ст. 46 НК РФ взыскание налога может производится с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Наличие у ответчика указанной задолженности полностью подтверждено материалами дела.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Также в соответствии со статьей 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию госпошлина по делу. Суд, учитывая организационно-правовую форму ответчика, на основании ч. 2 ст. 333.22 НК РФ считает возможным уменьшить размер госпошлины до 10 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110 , 156 , 167-170 , 216 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области решил:

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 5 п. Максатиха (ОГРН 1036918000350) 44725 руб. 75 коп. задолженности по земельному налогу, в том числе пени в сумме 1039 руб. 75 коп., в доход соответствующего бюджета, а также в доход Федерального бюджета Российской Федерации 10 руб. госпошлины.

Выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 АПК РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке сроки, предусмотренные АПК РФ.

www.garant.ru

Пополнение государственного бюджета: земельный налог

Семье жить без денег, хоть и трудно, но все же возможно. Для организации хроническое безденежье означает банкротство и, как следствие, ликвидация предприятия. Хотя и не всегда. Для государства же отсутствие в казне денег — это его неспособность выполнять свои обязательства перед населением и сторонними странами.

В итоге — отказ в доверии государству со стороны общества, крах правительства и, возможно, самого государства и страны, как территориального и общественного образования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Поэтому государство кровно заинтересовано в постоянном притоке в казну денежных средств. Основным источником, из которого государство черпает нужные ему средства, являются налоги. Ниже речь пойдет об одном из видов налогов. А именно, о земельном налоге. Посмотрим, как он устанавливается и в какой бюджет перечисляется.

В какой бюджет поступает или куда идет?

Начнем с того, какие виды бюджета существуют в России и что такое земельный налог.

Законодательство нашей страны устанавливает два вида бюджета. Первый – федеральный бюджет. Это все расходы страны в целом, включая расходы на безопасность, выполнение социальных обязательств государства и т. д.

Второй – местный бюджет. Это расходы органов управления нижестоящих уровней, начиная с республик, краев, областей и заканчивая поселковыми советами.

Земельный налог – это плата за пользование участком земли. Налоговые выплаты являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению, а также являются составляющими доходов местных бюджетов.

Земля в России может находиться в общенародной собственности, принадлежать всему населению страны, в частной собственности, принадлежать отдельно взятому гражданину, коллективной, принадлежать коммерческой организации или общественному объединению.

Общенародная собственность находится в ведении государства, которое распоряжается ей от имени населения страны. Вся остальная собственность находится в ведении органов управления на местах. Поэтому земельный налог относится к местным налогам. Собственник земли обязан вносить его в бюджет того муниципалитета, на территории которого находится принадлежащий ему участок.

Он определяет, какие земельные участки подлежат налогообложению, а какие нет, кто именно уплачивает налог, устанавливает круг лиц, подлежащих освобождению от налога и снижению налогового бремени. Устанавливается так же и налоговая ставка для каждой из категории земель.

Местные органы своими актами вводят в действие федеральные нормы. При этом они вправе расширить перечень лиц, освобожденных или имеющих послабление. Сокращать его они не имеют права. Налоговая ставка может быть так же изменена, но только в сторону снижения. Больше о характеристиках основных элементов земельного налога читайте здесь.

Формирование местного бюджета

В России существует два вида бюджета: федеральный и местный. Федеральный бюджет мы отставим в сторону, остановимся на местном бюджете. Прежде чем говорить о роли земельного налога, нужно уяснить, как бюджет формируется.

Есть две части бюджета: доходная и расходная. Доходная часть его складывается из дотаций государства, взаиморасчетов, финансовой помощи, поддержке, а также собственных доходов.

К таким доходам относятся местные налоги, доли, закрепленные за территориальным бюджетом, от отчислений в федеральный бюджет, а так же в местный бюджет более высокого уровня, средства, которые получает бюджет от других видов деятельности. Например, предоставления в аренду объектов недвижимости, приватизации и т. д.

Понятно, что местный бюджет высокого уровня имеет больше источников для пополнения доходной части, чем бюджет нижестоящего уровня. Поэтому и земельный налог играет большую роль в доходной части бюджета низшего уровня, чем в бюджете более высокого. То есть для города земельный налог играет меньшую роль, чем для поселкового совета, где он может быть основным наполнителем бюджета. Более подробно о ставках земельного налога для физических лиц читайте тут.

Муниципальные образования

Данный вид налога относится к категории местных налогов. Государство только устанавливает общий порядок взыскания, предельную величину налоговой ставки, перечень льготников федерального значения.

Надо помнить, что этим видом налога облагаются не собственники земли, а сама земля. Начисляется налог, исходя из кадастровой стоимости, сложившейся в данный момент времени в том или ином территориальном образовании. То есть стоимость земли в регионах страны может быть разной. Где то больше, где то меньше.

Налог платится со всех участков, находящихся в обороте, имеющих кадастровый номер, принадлежащих юридическому, физическому лицу и расположенных на территории муниципалитета. Если, конечно, собственник не имеет льгот.

Право органа муниципального образования

Местные налоги, в том числе и земельный, вводится в действие непосредственно нормативным актом муниципального органа. Законодательством предоставлено право муниципалитетам, определять категории земли, устанавливать свои налоговые ставки, которые не должны превышать установленные государством величины, определять кадастровую стоимость участка, исходя из этого и сумму земельного налога.

Муниципалитет вводит в действие льготы, предоставленные государством некоторым категориям лиц, физических и юридических.

Уровень бюджета

Пятьдесят процентов уплаченного земельного налога остается в бюджете местного органа. 30 процентов передается в федеральный бюджет, а 20 – в местный бюджет вышестоящего уровня.

Бюджетные учреждения

Все налоги бюджетная организация производит из поступивших на ее счет бюджетных средств. Налог уплачивается в полном объеме, если, конечно, местным или федеральным законом не предусмотрена льгота или полное освобождение организации от уплаты этого вида налога.

Льготы по земельному налогу для бюджетных организаций федеральным законодательством не предусмотрены. Предоставление льгот относится в данном случае целиком к компетенции муниципалитетов и иных органов. Вводятся льготы:

  • на уровне республик, областей, краев законодательным актом, например, указом;
  • на уровне районного, городского, поселкового управления – нормативным, например, постановлением.
  • Льготы обычно предоставляются бюджетным учреждениям, работающим в социальной сфере. Школам, детским садам, спортклубам и тому подобное. Кто имеет право на получение подобной льготы, порядок ее получения, а так же перечень льготников всегда можно узнать на государственном портале того или иного региона в интернете. Там же вы можете получить исчерпывающую информацию по поводу того, должны ли пенсионеры платить земельный налог.

    Освобождение

    Федеральным законодательством от уплаты земельного налога освобождаются вузы, исследовательские и научные учреждения, недвижимость здравоохранения, культуры, спортивные организации, туристические и ряд других. С полным перечнем лиц, освобожденных от данного вида налога, можно ознакомиться в НК (гл.31, ст. 395) и ФЗ «О плате за землю» (ст.12).

    Заключение

    Земельный налог относится к категории местных налогов. Устанавливается, вводится в действие местными органами в соответствии с нормами федерального законодательства. Налог этого вида взымается со всех участков, находящихся в обороте, то есть состоящих на кадастровом учете.

    Законодательством предусмотрено, что ряд лиц освобождается или получает льготы по уплате земельного налога.

    lawyer-consult.ru

    ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ЧАСТЬ 2

    Согласно нормам Налогового кодекса (НК) бюджетные учреждения являются плательщиками земельного налога, если законодательством органов местного самоуправления для них не установлены льготы. В связи с этим бухгалтеров многих учреждений культуры и искусства интересуют вопросы, связанные с земельным налогом. В данной статье рассмотрен порядок исчисления и уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему в соответствии с налоговым законодательством.

    Согласно статье 387 НК земельный налог является местным, он вводится и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и действующим налоговым законодательством.

    Налоговой базой является кадастровая стоимость налогооблагаемых земельных участков (п. 1 статьи 390 НК). Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 статьи 390 НК). Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого земельного участка, определяемая по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 статьи 391 НК).

    По результатам проведения кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков и налоговых органов в порядке, предусмотренном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (п. 14 статьи 396 НК).

    Согласно п. 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

    Порядок установления нормативной цены земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 №319. В соответствии с данным Постановлением нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по названным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

    Кроме того, по мнению Минфина, учреждение обязано представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), в случае если кадастровая стоимость земельного участка не доведена до сведения налогоплательщика в установленном порядке. После получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка организация в соответствии со статьей 81 НК обязана представить уточненную налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу).

    Также следует учитывать, что согласно разъяснениям Минфина кадастровая стоимость для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, если не изменились результаты государственной кадастровой оценки земли (например, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения), внесенные обратным числом на указанную дату. В связи с этим изменения, влияющие на кадастровую стоимость земельного участка (к ним относятся, например, перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка) и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, налога в следующем налоговом периоде.

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, но не могут превышать ставки, определенные НК (п. 1 статьи 394 НК):
    1) 0,3% в отношении земельных участков:

    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКК (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК) или предоставленных для жилищного строительства;
    • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

    2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка (п. 2 статьи 394 НК).

    Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовые платежи по нему самостоятельно. Сумма налога рассчитывается по истечении налогового периода как произведение кадастровой стоимости и налоговой процентной ставки (п. п. 1, 2 статьи 396 НК). Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II, III кварталов текущего налогового периода как 1/4 произведения соответствующей налоговой процентной ставки и кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 статьи 396 НК). По истечении налогового периода сумма налога определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммами авансовых платежей в течение этого года (п. 5 статьи 396 НК).

    В соответствии с п. 203 Инструкцией по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.02.2008 №148н суммы земельного налога (авансовых платежей), подлежащие уплате в бюджет, отражаются по кредиту счета 1 (2) 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

    В бухгалтерском учете организация сделает следующие записи.
    За счет средств бюджета:

      Дебет счета 1 401 01 290 «Прочие расходы» — Кредит счета 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»;
        Дебет счета 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» — Кредит счета 1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам».

        За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности:

        • начисление налога (авансовых платежей):
        • Дебет счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» — Кредит счета 2 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»;

          • перечисление налога (авансовых платежей) в бюджет:
          • Дебет счета 2 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» — Кредит счета 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов».

            Представительные органы муниципальных образований и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга устанавливают сроки и порядок уплаты налога, авансовых платежей нормативными правовыми актами и законами. Но при этом срок уплаты налога не может быть определен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 статьи 397 НК).

            Уплату налога и авансовых платежей в бюджет следует производить по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (п. 3 статьи 397 НК).

            В соответствии со статьей 393 НК налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются I, II, III кварталы календарного года.

            Отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока его уплаты (при наличии оснований) не более чем на один год с единовременным или поэтапным погашением суммы задолженности (п. 1 статьи 64 НК). Решение об изменении сроков уплаты местных налогов принимает налоговый орган по месту нахождения заинтересованного лица и согласовывает его с финансовыми органами муниципальных образований (пп. 2 п. 1 статьи 63 НК).

            Согласно пп. 2 п. 2 статьи 64 НК задержка финансирования из бюджета служит основанием предоставления отсрочки по налогам, и в таком случае проценты на сумму задолженности не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

            Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки утвержден Приказом ФНС России от 21.11.2006 №САЭ-3-19/798@ «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов». Пунктом 2.2 данного Порядка определено, что в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, названным в пп. 2 п. 2 статьи 64 НК, представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований. В то же время форма такого документа не установлена. Поэтому Минфин рекомендовал ФНС в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога (авансовых платежей) по основаниям пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.

            © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

            subschet.ru

            Учет налогов

            В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль?

            Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

            ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ?

            С огласно п. 11 , 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

            Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

            Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

            Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

            КАКИЕ КБК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ?

            В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

          • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
          • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».
          • Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

            Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

            КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?

            В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бухгалтерском учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

            Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бухгалтерском учете применяются следующие счета:

          • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
          • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
          • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
          • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
          • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».
          • В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

            Пункт Инструкции № 183н

            Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:

            – налог на прибыль

            * В части НДС по безвозмездным передачам.

            При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

            Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

            В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

            Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

            Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

            Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

            Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

            Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

            Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

            В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

            Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

            Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.

            Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

            В бухгалтерском учете учреждения отразятся следующие проводки:

            www.audar-press.ru