Оглавление:
Проводить капремонт домов, не отремонтированных до приватизации, будут муниципалитеты
Соответствующий закон, который вступил в силу 20 декабря, подписал Президент РФ. Документом определены особенности организации капремонта многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения ремонт хотя и требовался, но проведен не был. Устанавливается, что в этом случае бывший наймодатель обязан отремонтировать дом (Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Речь идет о случаях, когда многоквартирный дом был включен в перспективный и годовой планы капремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату.
Между тем это правило применяется, когда капремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого дома в региональную программу капремонта не проводился за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов. Если за счет средств указанных бюджетов проводился капремонт только отдельных элементов общего имущества, то бывший наймодатель обязан отремонтировать оставшееся имущество.
Срок проведения капремонта определяется на основании региональной программы капремонта. Финансирование указанного капремонта будет производиться через счет регионального оператора, либо через спецсчет.
Однако обязательство бывшего наймодателя провести капремонт общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений от уплаты соответствующих взносов. Они будут отдельно проинформированы об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
От имени всех собственников помещений принимать оказанные услуги и выполненные работы по проведению капремонта общего имущества в многоквартирном доме будет лицо, уполномоченное на это решением общего собрания собственников.
www.garant.ru
Как проходит приватизация при капитальном ремонте
Правительством РФ в 2018 г. был поддержан законопроект о проведении капитального ремонта в многоквартирных домах, помещения в которых были приватизированы. Законопроект был разработан и представлен Министерством строительства.
В рамках законопроекта обсуждался вопрос о задолженности, которая числится за каждым муниципалитетом, обязанным согласно ЖК провести капремонты до начала приватизации первой квартиры в доме. К моменту представления законопроекта единые правила по выполнению данного требования не были установлены.
Поэтому законопроектом был установлен единый принцип для всех органов местного самоуправления, которые ранее являлись наймодателями по договору социального найма. Если к началу приватизации квартир в доме наймодатель принимал решение о проведении капремонта, но не выполнил свои обязательства, то эта обязанность сохраняется за ним.
Средства для ремонта должны быть перечислены на спецсчет или регионального оператора. Законопроектом отменяется существовавший ранее спор о том, обязан ли муниципалитет провести ремонт своими силами или его стоимость необходимо компенсировать собственникам помещений.
Также законопроектом упрощается переход на специальный счет в случае, когда решение о накоплении средств на счету регионального оператора принималось не собственниками, а муниципалитетом, а граждане не были информированы о том, какими способами формируется фонд для проведения капремонта. Теперь в каждом регионе должен быть создан новый региональный оператор, ему необходимо передать обязанности и права предыдущего.
Отсылка к ст. 16 закона
В 1992 г. на основании ст. 16 закона, утвержденного Верховным Советом, началась приватизация жилья нанимателями, которые проживали в государственных квартирах. В 2004 г. вышел Жилищный кодекс РФ, который в 2012 г. был дополнен документом о проведении капитального ремонта в многоквартирных домах.
Обязанность за его проведение возлагалась на собственников помещений (государство). Проведение бесплатной приватизации планировали закончить весной 2013 г. К моменту ее начала 60% ЖФ России нуждалось в капремонте. Если никто не станет его делать, то большая часть жилых помещений в ближайшем будущем окажется в аварийном состоянии.
В связи с этим появилось понятие региональной системы капремонта, многоквартирным домам было предписано становиться в очередь повсеместно. Фактически это обозначало, что нужно провести сплошную инвентаризацию ЖФ, а отремонтировать многоквартирные дома обязаны собственники, организация работ возлагалась на администрацию каждого региона. Государство брало на себя обязанность финансировать капремонт ЖФ России.
В документе также указывалось, что с момента, как конкретное здание становится на очередь на ремонт и заносится в региональную программу, собственники, приватизировавшие квартиры, должны в течение 2 месяцев собраться на общее собрание и выбрать, каким способом будет сформирован фонд для капремонта.
Денежный этап приватизации в России начался с того, что в 1994 году был издан соответствующий приказ.
Детально о нормах Жилищного кодекса о приватизации можно прочитать в этой статье.
Предлагались на выбор 2 варианта специального счета:
Если собрание не состоится, то решением муниципалитета будет выбран второй вариант для взносов. Помимо вопроса о счете, собственники должны принять решение на общем собрании о проведении капремонта, если они также этого не сделают, его примет государство.
Приватизация без капитального ремонта
На основании положений ЖК владелец жилья, которое находится в многоквартирном доме, обязан содержать свое помещение в надлежащем состоянии, а также вносить средства на содержание общего имущества дома в соответствии со своей долей. Для этого собственник должен вносить плату за содержание и ремонт помещения, а также для проведения капитального ремонта. Такая обязанность возлагается на всех владельцев с того момента, как у них возникли права на собственность на помещение, относящееся к конкретному дому.
Фактически с переходом прав собственности переходят и обязательства на оплату капремонта. Это касается любого жилья, приватизированного, приобретенного на первичном рынке, по договору долевого участия.
Если права на собственность перешли к новому владельцу от жилищного фонда, который не выполнил свои обязательства, то фактически приватизация при капитальном ремонте не состоялась. Но на основании закона о приватизации за бывшим собственником (наймодателем) остается обязанность выполнить капремонт, несмотря на то, что одна квартира, часть или все в доме уже приватизированы. Если муниципалитет не выполнит свои обязательства, собственники имеют право обратиться в суд.
После того как бывший наймодатель проведет ремонтные работы всех жилых помещений и общего имущества, которое принадлежит всем жильцам, то последние должны принять на себя обязательства по проведению последующего капремонта.
Он должен проводиться примерно через каждые 15–20 лет, что соответствует строительным нормам.
Проведение капремонта в будущем возлагается на всех собственников помещений, которые приобрели квартиры на вторичном рынке или приватизировали
Временные рамки
Вопрос, когда государство должно доремонтировать дома, приватизация по которым уже прошла, остается по-прежнему открытым. То, что не было сделано «перед», должно произойти «после», но придется ли собственникам участвовать в этом?
Согласно новой жилищной программе жильцы обязаны вносить средства на капремонт прежде, чем начнут приватизировать жилье. Но часть жилья в РФ уже была приватизирована по госпрограмме ранее, причем государство брало на себя ответственность доремонтировать дома впоследствии. До начала 2018 г. около 130 тыс. домов было отремонтировано благодаря Фонду содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
С момента вступления в силу поправок к ЖК все владельцы жилья должны быть обременены взносами на капремонт, в том числе и того, которое они получили в результате приватизации при отсутствии ремонта. Фактически государство переложило на их плечи свои обязательства. Поэтому все владеющие помещениями на основании закона о приватизации № 1541-1, ст. 16 могут обратиться в суд и потребовать об исполнении обязательств государством.
Но, тем не менее считать государство устранившимся от этого вопроса нельзя. Вливания из местных бюджетов будут по-прежнему происходить благодаря программе софинансирования, т. е. Фонд содействия реформированию МКД будет использоваться. Значит, дома потихоньку будут ремонтироваться и перед приватизацией жилья.
Взносы, которые должны производиться собственниками на основании новых положений ЖК нарушают закон о приватизации, потому что первый капремонт после того, как жилье было приватизировано, должен быть проведен за счет муниципалитета. Эта обязанность закреплена в законе о приватизации и договоре, который подписывают стороны, когда происходит передача жилья от жилищного фонда непосредственно гражданину.
До 2012 г. частично жильцы вносили средства на капремонт в виде квартплаты, что было утверждено ст. 154 ЖК, где оглашались понятия:
- содержания;
- ремонта жилых помещений;
- капитального ремонта здания.
- оставляя за собой право выбирать подрядчика, перечень работ и сроки выполнения;
- обещая приступить к работам через 10–30 лет;
- не давая гарантии, что перечисленные гражданами деньги будут защищены от инфляции или банковского банкротства.
- его эксплуатацией;
- нормами содержания;
- ремонтом жилищного фонда, который в обязательном порядке должен производиться время от времени.
За это время большинство жилья отремонтировано не было, поэтому сегодня немалая сумма должна отчисляться собственниками.
Но федеральная власть по-прежнему держит контроль над этим вопросом:
Фактически собственники ограничены в своих правах, причем незаконно. Также управляющие компании каждый месяц предлагают гражданам осуществлять единый платеж, куда включены не только услуги за коммунальные, но и взносы на капремонт, к которому у них не может быть никакого отношения.
От владельцев жилья сегодня требуется снова делать вливания в Фонд капремонта, без согласования с ними этого вопроса. Поэтому собственникам каждого дома рекомендуется совместно написать заявление и подать в мэрию, МФЦ, фонд капитального ремонта. В содержании следует изложить просьбу, чтобы взносы на ремонт были исключены из единого платежа.
Также собственникам необходимо оплачивать взносы на капремонт напрямую на счет ЖЭУ.
Каждый собственник может принять участие непосредственно в формировании фонда для проведения капитального ремонта, который должен быть проведен государством после того, как жилье было передано жильцам, последующие ремонты обязаны делать сами владельцы
Обязательства
Многие наниматели муниципального жилья по-прежнему опасаются приватизировать жилье, которое находится в домах, срочно требующих капремонта. Основная причина заключается в том, что они не хотят возлагать на себя бремя за его проведение.
Но закон утверждает, что обязательство, которое числится за муниципалитетом, не может быть прекращено из-за неисполнения. Поэтому государство не имеет права передать его новым собственникам.
Если муниципалитет не исполнил свою обязанность на момент приватизации жилья, а, точнее, хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме, то она будет за ним сохранена до тех пор, пока не исполнится.
Важные уточнения
Бывший наймодатель, передавший жилье в собственность жильцам, должен произвести капитальный ремонт в соответствии с:
Положения ЖК в ст. 158, п. 1 обязывают новых собственников нести расходы для содержания личного помещения и имущества, которое используется всеми жильцами. На основании ГК, ст. 210 бремя содержания имущества, которое принадлежит собственнику, ложится на его плечи, если иные условия не были предусмотрены договором и законом.
Фактически все последующие капитальные ремонты после того, который проведет бывший наймодатель, должны производиться за счет личных средств собственников. При этом следует учитывать, что ЖФ России на сегодняшний день имеет износ более 70% по сравнению с периодом, когда приватизация только начиналась.
Обращение в суд с иском о невыполнении должником своих обязательств возможно, но следует учесть срок исковой давности. По закону он составляет 3 года. Но в данной ситуации он является неопределенным либо определяется на момент востребования. В таких случаях срок исковой давности начнется с момента, как у кредитора возникнет право предъявлять требования.
Если должник будет иметь право на льготный период, т. е. отсрочку по выполнению обязательств, то срок исковой давности начнется, как только закончится этот срок. Это указано в ГК, ст. 200, п. 2. Если для исполнения обязательств не был определен срок заранее или его невозможно определить, то исполнение должно произойти в рамках разумного периода.
Также важным является вопрос, действительно ли должна была ранее произойти приватизация при капитальном ремонте, потому что он срочно требовался. Ведь перечень ремонтных работ по восстановлению изношенности домов достаточно широк. Доказательством должно быть письменное заключение специальной организации, которая имеет право на основании лицензии устанавливать этот перечень. Оно должно было быть выдано к моменту приватизации, а не после.
Получить средства с бывшего наймодателя для самостоятельного расходования, можно:
- По решению суда. Если ответчик не исполнит свои обязательства, то данные действия может совершить истец за счет его средств (ГПК, с. 206, п. 1).
- Путем подачи иска о возмещении убытков, а не понуждении исполнять обязательства (ГК, ст. 15).
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Приватизация квартиры и обязанность произвести капитальный ремонт дома
Обратиться в суд может лицо, на которого остальные собственники возложат такую ответственность. В другом случае это может сделать организация, которая несет ответственность за техническое состояние дома.
К ней может относиться нанятая собственниками. Такое решение должно быть принято на общем собрании, после чего представителю оформляется доверенность.
Продление приватизации до 2018 года позволит всем гражданам реализовать свое право на получение причитающейся части собственности.
В каких случаях возможна приватизация без согласия прописанных, узнайте здесь.
Куда следует обратиться, чтобы получить свидетельство о приватизации квартиры, можно узнать тут.
calculator-ipoteki.ru
Приватизация без капремонта
Вопрос капитального ремонта жилых домов в последнее время стал особенно актуален. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в указанном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капремонт. Это касается как приватизированных квартир, так и квартир, которые приобретены по договору долевого участия или на первичном рынке. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи. В силу статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из указанного следует, что в случае если при приватизации хотя бы одной квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязан произвести капремонт общего имущества в этом доме. Однако зачастую местные власти не спешат с исполнением этой обязанности. Если обязательство по капитальному ремонту дома не исполняется муниципалитетом в добровольном порядке, собственники жилых помещений вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к исполнению этого обязательства. Следует отметить, что согласно Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденному приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации жилых зданий полносборных, крупнопанельных, крупноблочных, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации составляет 15-20 лет. Только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующего капремонта возлагается на собственников помещений, в том числе на граждан, приватизировавших квартиры. При возникновении споров, связанных с капремонтом приватизированных жилых помещений, следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу.
Источник: Новый вариант. Информационный портал.
www.matorin-un.ru
Новый закон избавит муниципалитеты от шквала исков по капремонту
Местные власти больше не будут отвечать за то, в каком состоянии было приватизировано большинство жилых домов в России
Ярославль, 13 декабря 2017, 12:10 — REGNUM Госдума РФ приняла в третьем чтении закон о порядке проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, которым его проведение требовалось еще до приватизации. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM. Теперь обязанность проводить такой ремонт будет возлагаться на местные власти лишь при наличии документа о необходимости такого ремонта, изданного до приватизации первой квартиры в доме. Эксперты полагают, что закон существенно сузит возможность граждан требовать проведения капитального ремонта за счет муниципальных властей.
Статья 16 закона о приватизации, принятого в 1991 году, сохраняет за бывшим наймодателем обязанность производить капитальный ремонт дома. На основании этого уже после приватизации жилья многие собственники квартир требовали от муниципальных властей капремонта через суд. Конституционный суд подтвердил право граждан на такой капремонт и постановил органы власти выработать алгоритм его проведения. На основании решения Конституционного суда Минстрой и разработал законопроект.
«Закон четко определил, в каких случаях органы местного самоуправления должны проводить капитальный ремонт по 16-й статье закона о приватизации. Если на момент приватизации первой квартиры органом власти было принято решение о проведении капитального ремонта, но он не был проведен, тогда такая обязанность возникает», — сказал корреспонденту ИА REGNUM депутат Госдумы России Илья Осипов.
Между тем эксперты полагают, что закон на руку не жителям домов, а именно местным властям. В ряде регионов на основании 16-й статьи закона о приватизации люди стали массово обращаться в суд, и это стало настоящей проблемой для муниципалитетов: жилье уже не муниципальное, но ремонтировать его власти обязаны, причем за бюджетные деньги! Логика истцов тоже понятна — многие дома передавались жителям в ужасающем состоянии.
Например, в Ярославле на данный момент мэрия должна сделать капремонт по уже вынесенным решениям на 800 млн рублей — это десятая часть собственных доходов городской казны. Естественно, никакой возможности исполнить эти решения у мэрии нет, и в год на это выделяется около 40 млн — чтобы показать судебным приставам, что власти что-то делают. Ведь за неисполнение решений предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
«Раньше, когда люди обращались в суды, основанием для понуждения мэрии к капремонту было фактическое состояние дома, подтвержденное актами обследования вне зависимости от времени проведения этого обследования. Теперь, во-первых, четко проведена граница — до момента приватизации первой квартиры. Во-вторых, требуется документ — решение органов власти о проведении такого капремонта до приватизации. Таких решений в то время было очень мало. Люди не обращались тогда за этим, потому что считали, что государство все само должно сделать, советские люди были не приучены жаловаться», — сказал корреспонденту ИА REGNUM юрист из Ярославля, специализирующийся на исках по капремонту и расселению аварийного жилья.
Другой проблемой будет и поиск документа о необходимости проведения капремонта. Ведь массовая приватизация жилья началась в 1990-х годах, следовательно, решения органов МСУ о капремонте должны быть датированы концом 1980—1990-х годов.
«При обсуждении в Госдуме звучали сомнения, что такие документы сохранились, что органы власти могут их уничтожить. Но в советское время бюрократия была на должном уровне, и уничтожить такие документы невозможно. Действительно, эксперты считают, что закон сузит область ремонта, но, главное, будет понятен его порядок. Ведь в одних регионах суды вставали на сторону жителей, в других, наоборот, отказывали в исках. Теперь будет один закон для всех», — говорит депутат Госдумы Илья Осипов.
На упорядочивании отношений настаивает и глава Минстроя Михаил Мень.
«Сегодня активные собственники все чаще обращаются в суды, требуя от муниципалитетов исполнения обязательств по содержанию домов до передачи их в собственность жильцам в ходе приватизации. Принятие разработанного нами законопроекта установит прозрачные и, что важно, единые для всей страны правила по выполнению этого обязательства», — приводит сайт Минстроя слова министра строительства России Михаила Меня.
Порядок проведения капремонта в таких домах теперь тоже поменяется. Если раньше органы власти сами нанимали подрядчиков, то теперь это будет делаться через региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов. Органы местного самоуправления должны будут перечислить в фонд или на специальный счет сумму, необходимую для ремонта. Но каким будет механизм этого взаимодействия, кто будет инициировать такой ремонт, из законопроекта неясно.
«Должны выйти подзаконные акты, которые разъяснят механизмы. Сегодня мэрия Ярославля уже работает с фондом капремонта по исполнению решений судов. Например, если у мэрии нет денег произвести ремонт, а фонд капремонта может его сделать, и собственники согласны, то такой ремонт производился. Людям ведь неважно, кто именно платит, главное, чтобы ремонт был сделан», — сказала корреспонденту ИА REGNUM заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Наталья Шетнева.
Закон принят Госдумой в третьем, окончательном чтении, после обсуждения в Совфеде он будет направлен на подпись президента.
regnum.ru
Ремонт по закону о приватизации
Наш дом давно уже требует капитального ремонта. Хочу приватизировать свою квартиру, не получится ли так, что как только приватизирую, мне скажут, что теперь бремя содержания жилья ложится на нового собственника, то есть меня, а муниципалитет делать ремонт теперь не обязан?
Нет, так сказать не должны. По общему правилу, обязательство прекращается исполнением. Пока обязательство наймодателя (муниципалитета) в части производства капитального ремонта не исполнено, оно (обязательство) сохраняется и не может быть передано Вам. По этому поводу в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года высказался и ВС РФ:
«…Вопрос 5: Сохраняется ли у бывшего наймодателя — собственника жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда при приватизации гражданами жилых помещений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, требующих на момент приватизации капитального ремонта?
Ответ: Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации , ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения».
logos-pravo.ru