Оглавление:
Государственному бюджетному образовательному учреждению выставлена неустойка по договору за просрочку платежа. Неустойка учреждением не оспаривается, оплачивается за счет средств от приносящей доход деятельности. По какому коду видов расходов, по какой статье КОСГУ необходимо отразить начисление и уплату неустойки? Какие бухгалтерские проводки необходимо применять?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Уплата неустойки по договору за просрочку платежа подлежит отражению по коду видов расходов 853 «Уплата иных платежей» и статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Для учета расчетов с поставщиком по сумме неустойки за просрочку платежа применяется счет 302 91 «Расчеты по прочим расходам». Если поставщик является получателем бюджетных средств и неустойка по условиям договора подлежит перечислению в соответствующий бюджет, то для расчетов с бюджетом по неустойке может применяться счет 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
Обоснование вывода:
При отнесении расходов на определенные коды видов расходов и статьи (подстатьи) КОСГУ бюджетные учреждения руководствуются положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н).
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний N 65н различные экономические санкции, предъявляемые учреждениям (штрафы, пени, неустойки), за исключением штрафов за несвоевременное погашение бюджетных кредитов, подлежат отражению по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Коды видов расходов, применяемые бюджетными (автономными) учреждениями, а также соответствующие данным кодам статьи (подстатьи) КОСГУ, доведены в Информации Минфина России от 31.05.2016 в виде Сопоставительной таблицы.
В соответствии с Сопоставительной таблицей совместно со статьей 290 КОСГУ применяются отдельные элементы видов расходов групп 100, 200, 300, 400, подгруппы 850, а также элемент видов расходов 831.
Уплата неустойки не связана с расходами на выплату персоналу, социальным обеспечением и иными выплатами в пользу физических лиц, осуществлением капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Уплата неустойки также не повлечет взамен поставку на данную сумму товаров, оказание услуг, выполнение работ поставщиком. Соответственно, при осуществлении расходов по уплате неустойки не применяются элементы видов расходов групп 100, 200, 300, 400.
Элемент видов расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений. » применяется, в частности, при исполнении судебных решений и мировых соглашений по уплате пеней и штрафов по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. При этом следует учитывать, что мировое соглашение также утверждается арбитражным судом (ч. 1 ст. 141 АПК РФ). То есть в случае добровольной оплаты неустойки учреждением код вида расходов 831 не применяется.
Расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 «Иные бюджетные ассигнования», отражаются по коду видов расходов 853 «Уплата иных платежей». К ним, в частности, относятся штрафы (в том числе административные), пени (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов), а также другие аналогичные расходы.
Таким образом, уплата неустойки по договору за просрочку платежа подлежит отражению по коду видов расходов 853 и статье 290 КОСГУ.
При выборе счета отражения расчетов по уплате неустойки необходимо исходить из определения субъекта, которому данная неустойка будет перечислена. В ситуации, когда поставщиком является получатель бюджетных средств, договором может быть предусмотрено перечисление сумм неустойки в доход соответствующего бюджета. В других же ситуациях суммы неустойки перечисляются непосредственно поставщику.
Соответственно, в данной ситуации применимы следующие счета расчетов в зависимости от типа поставщика и условий договора (согласно положениям п.п. 254, 256, 259, 263 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н):
— счет 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет», если сумма неустойки по условиям договора (контракта) перечисляется в бюджет (поставщик является получателем бюджетных средств);
— счет 302 91 «Расчеты по прочим расходам», если сумма неустойки перечисляется непосредственно поставщику, обязательство по уплате неустойки поставщику вытекает из условий контракта (договора).
Начисление неустойки не связано с формированием стоимости нефинансовых активов либо формированием затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг. То есть начисление неустойки обосновано может быть сразу отнесено на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Учитывая изложенное, а также положения п.п. 128, 129 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, указанная ситуация подлежит отражению в учете следующим образом (в предположении, что поставщиком не является получатель бюджетных средств и денежные средства перечисляются непосредственно поставщику):
1) Дебет 00000000000000853 2 401 20 290 Кредит 00000000000000853 2 302 91 730
— произведено начисление неустойки по договору за просрочку платежа;
2) Дебет 00000000000000853 2 302 91 830 Кредит 00000000000000610 2 201 11 610, одновременно отражается увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 201 11 (КОСГУ 290, КВР 853)
— отражено перечисление суммы неустойки поставщику.
В ситуации, когда неустойка перечисляется непосредственно в бюджет, корреспонденции выглядят аналогичным образом. Вместо счета 302 91 применяется счет 303 05.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Ответ прошел контроль качества
19 августа 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
www.garant.ru
Вид расходов штрафы пени
Вопрос: Как отразить начисление пеней за нарушение сроков оплаты страховых взносов в ПФР по уведомлению из фонда – на счете 303 05 или 303 10?
Ответ от 30 .05.2017
Согласно п. 130 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), для расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии используется счет 303 10, для расчетов по прочим платежам в бюджет – счет 303 05.
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), можно отражать на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Однако расчеты по уплате пеней по страховым взносам целесообразно вести на счетах учета расчетов по соответствующим взносам (303 06, 303 07, 303 10), поскольку на счете 303 05 учитывается множество разных платежей в бюджеты. Так будет видно состояние расчетов с фондом по страховым взносам.
Согласно Указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, расходы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отражаются по элементу вида расходов 119 и подстатье 213 КОСГУ, а по уплате штрафов и пеней за несвоевременное перечисление налогов и сборов – по элементу видов расходов 853 и статье 290 КОСГУ. Таким образом, расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии и пени по этим взносам будут учитываться обособленно на счете 303 10 с разными кодами бюджетной классификации в разрядах 15 – 17.
Пени за нарушение сроков оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии начисляются записью:
Дебет Х 401 20 290 Кредит Х 303 10 730 – начислены пени по элементу вида расходов 853 (п. 131 Инструкции № 174н).
Как задать вопрос
its.1c.ru
Изменения КОСГУ: отдельные подстатьи для налогов и взносов и для пеней и штрафов
Минфин России подготовил поправки в Указания № 65н, обусловленные вступлением в силу федеральных стандартов бухучета. Новые правила, вероятно, надо будет применять в целях составления отчетности в 2018 году. Запланирована детализация многих статей КОСГУ, уточнение порядка их применения, а также изменение наименования некоторых кодов. Кроме того, уточнены возможные увязки кодов видов расходов (КВР) и КОСГУ.
Подробнее о новшествах в учете учреждений в Обзорах изменений законодательства (для бухгалтера госсектора) интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Более того, с 1 января 2019 года вообще запланировано внедрение принципиально новой Классификации операций сектора государственного управления. Эта классификация уже утверждена отдельным приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н. В настоящее время приказ находится на регистрации в Минюсте России. Из Указаний № 65н соответствующие положения планируют исключить.
Теперь налоги и взносы надо учитывать по одной подстатье КОСГУ, а для пеней и штрафов предусмотрена другая подстатья:
Советы по применению КОСГУ
1. Налоги, включаемые в состав расходов.
2. НДС и налог на прибыль, уплачиваемые казенными учреждениями.
4. Плата за загрязнение окружающей среды.
5. Различные платежи в бюджеты всех уровней.
К налогам, включаемым в состав расходов, относятся, в частности:
- налог на имущество;
- земельный налог, в т.ч. в период строительства;
- транспортный налог.
- 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»
- 406 «Приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями»
- 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями»
- 411 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность в рамках государственного оборонного заказа»
- 412 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность»
- 413 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа»
- 414 «»Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности»
- штрафов (в т. ч. административных), пеней (в т. ч. за несвоевременную уплату налогов и сборов);
- административных платежей и сборов, в частности исполнительского сбора по статье 112 Закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ;
- вознаграждения арбитражному (конкурсному) управляющему;
- судебных штрафов;
- штрафов и сборов по актам других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
- патентных пошлин, в том числе международным организациям;
- консульских сборов;
- компенсации сотрудникам за задержку зарплаты, предусмотренную статьей 236 Трудового кодекса РФ (в т. ч. на основании судебных решений);
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- платежей в форме паевых, членских и иных взносов (за исключением взносов в международные организации);
- платежей в форме взносов в некоммерческие организации, а также взносов в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств бюджетными учреждениями, выступающими в качестве их учредителя (участника);
- платежей в целях внесения получателями бюджетных средств обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд в случаях, предусмотренных Законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ;
- возмещений гражданам и организациям ущерба, который они понесли в результате отчуждения принадлежащего им имущества, в том числе сноса аварийного жилья;
- возмещений убытков собственников, связанных с уничтожением животных или продуктов животного происхождения при ликвидации очагов особо опасных болезней;
- расходов бюджетных и автономных учреждений по обслуживанию ими долговых обязательств;
- отчисление денег профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурную работу;
- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами;
- других аналогичных расходов.
- за задержку причитающейся работнику заработной платы и других выплат или части таких выплат;
- если установленная работнику зарплата ниже минимального размера оплаты труда.
- для учреждения – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
- административных платежей и сборов, судебных штрафов (включая штрафы и сборы по делам об административных правонарушениях), патентных пошлин, консульских сборов;
- компенсаций, предусмотренных статьей 236 ТК РФ, в том числе на основании судебных решений.
- внесением денежного залога;
- с помощью банковской гарантии.
- 253 Перечисления международным организациям;
- 290 Прочие расходы;
- 530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале.
- налогов (включаемых в состав расходов);
- государственной пошлины, сборов и обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- иных платежей и взносов.
НДС и налог на прибыль, уплачиваемые бюджетными и автономными учреждениями.
Выбрать конкретный код доходов, в уменьшение которого будут списываться НДС и налог на прибыль, надо при составлении Учетной политики.
Штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов.
Подробнее о штрафах за нарушение налогового законодательства – в нашей справке.
Согласно Приложению № 5 код 291 применяйте в увязке с КВР:
Кроме того, в Приложении № 5 по прежнему остается увязка КВР 851, 852 и 853 с «укрупненной» статьей 290 «Прочие расходы», что, в свою очередь, позволяет отражать расходы на уплату налогов и сборов по КВР 851, 852 и 853 в увязке с подстатьей 291.
Применение КВР 853
Статьи по теме
По коду вида расходов 853 отражают уплату иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам КВР 800. Рассмотрим, как применяют КВР 853 в 2018 году и каким кодам КОСГУ он соответствует. В конце статьи вы можете скачать актуальную таблицу соответствия КОСГУ и КВР в 2018 году.
Расшифровка КВР 853 на 2018 год
Уплата иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 «Иные бюджетные ассигнования», в том числе:
Налоговые штрафы и КВР 853
За неуплату налога бюджетное, казенное, автономное учреждение могут оштрафовать. Правда только в том случае, если налог не уплачен (полностью или частично) по итогам налогового периода. Если речь идет об авансовых платежах, то штрафовать не будут, но за каждый день просрочки (включая праздники и выходные) начислят пени. Это установлено пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.
Размер штрафа — 20 процентов. При расчете налоговики будут отталкиваться от суммы недоимки. Воспользуйтесь расчетчиком пени по налогам и страховым взносам и Системе Госфинансы.
Такие штрафы оплатите по коду вида расходов 853.
Административные штрафы
Грубые нарушения правил бухгалтерского и бюджетного учета могут повлечь искажение суммы налога. И если сумма была искажена не менее чем на 10 процентов, за это привлекут к административной ответственности. Прежде всего, главного бухгалтера казенного, бюджетного автономного учреждения. Штраф — от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ). К ответственности могут привлечь и руководителя учреждения.
Учреждение может оплатить штраф за сотрудника. Тогда расходы надо будет показать по КВР 853.
Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ Справки с места работы. Шпаргалка для бухгалтера
☑ Внезапный отпуск: как оформить без нарушений
☑ Расчет отпускных при зарплате из двух источников финансирования
☑ Как выбрать лучшего соискателя на должность бухгалтера-расчетчика
Компенсации за задержку зарплаты
Статьей 236 Трудового кодекса РФ за задержку зарплаты работникам предусмотрена компенсация.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ установил и требования к срокам выдачи зарплаты. По новым правилам размер компенсации (процентов) за задержку заработной платы (ст. 236 Трудового кодекса РФ) не может быть меньше 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Ранее минимум – 1/300 от ставки рефинансирования. Напомним, что в начале года ставку рефинансирования приравняли к ключевой ставке.
Сам порядок расчета не изменился. Как и раньше, компенсацию считайте отдельно в отношении каждой выплаты. Если учреждение задержало и аванс, и остаток зарплаты, рассчитайте компенсацию по обеим суммам.
Продолжительность задержки считайте в календарных днях. Первый день – тот, который следует за установленной датой выплаты зарплаты. Последний день – дата ее фактической выдачи.
Пример
Из-за нехватки денег на лицевом счете учреждения работнику выдали зарплату в размере 50 тыс. руб. не 20 июня (как положено), а 4 июля.
Деньги были переведены на банковскую карту работника с задержкой на 14 дней.
Надо рассчитать компенсацию исходя из действующих правил:
50 000 руб. x 10,5% : 300 x 14 дн. = 245 руб.
Если считать компенсацию по правилам, которые будут применяться с 3 октября, то ее размер составит:
50 000 руб. x 10,5% : 150 x 14 дн. = 490 руб.
Во втором варианте сумма больше в два раза.
Такие суммы отражайте по КВР 853.
Обратите внимание, санкции за задержку заработной платы и других выплат стали выше. Соответствующие поправки внесли в статью 5.27 КоАП РФ. Их выделили в отдельный состав правонарушений (п. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Учреждение или его руководителя оштрафуют в следующих случаях:
Размеры штрафов будут такими:
При повторном нарушении учреждению грозит штраф до 100 тыс. руб., а должностному лицу – до 30 тыс. руб.
Такие штрафы также оплачиваете по КВР 853.
Учтите, что чиновники изменили код вида расходов, по которому учитывают затраты на выплату компенсации и начисленные на нее страховые взносы. Теперь проводите эти суммы по КВР 853 «Уплата иных платежей». Применяйте данный код и при выплате компенсации по решению суда. Основание – письмо Минфина России от 29 апреля 2016 г. № 02-05-10/25424.
Смотрите ответы на частые вопросы по применению КВР и КОСГУ в вебинаре Системы Госфинансы.
Плата за загрязнение
С 2017 года учреждения отражают плату за негативное воздействие на окружающую среду по виду расходов 853.
Кроме того, по коду 853 бухгалтер отражает выплату:
Если учреждение намерено участвовать в конкурсе или аукционе в качестве поставщика или исполнителя, то обеспечение заявки в этом случае надо перечислить также по виду расходов 853.
Учреждения вносят плату за загрязнение не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). В течение года плательщики вносят квартальные авансовые платежи.
Часто бухгалтера ошибаются при отражении расходов по КВР 851, 852 и 853. Как правильно выбрать код, читайте в статье журнала Учет в учреждении.
Суммы обеспечения по госзакупкам
Учреждение может выступать не только заказчиком по госзакупкам, но и участником. В этом случае на него распространяются все правила Закона №44-ФЗ, что на участника — коммерческую организацию. То есть в случаях, оговоренных, законом учреждение должно обеспечить заявку.
Обеспечение возможно двумя способами:
Суммы обеспечения также необходимо отразить по КВР 853.
Часто возникает вопрос: к какому коду КОСГУ и КВР отнести расход?
Воспользуйтесь сервисом для определения статьи КОСГУ и КВР
Соответствие КВР 853 и КОСГУ в 2018 году
В 2018 году внесли изменения в Указания № 65н. Теперь КВР 853 соответствуют КОСГУ 253, 290 и 530, расшифровки:
Ранее КВР 853 также соответствовал КОСГУ 231, но приказом Минфина от 27.12.2017 №255н это исключили.
www.budgetnik.ru
КВР 851, 852 и 853
с изменениями от 17.04.2018
Смотрите также статью «КВР 2018 – применяем без ошибок»
Хорошо знакомые бухгалтерам коды КОСГУ теперь при составлении бюджетов не используются. В настоящее время они применяются только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности.
Учреждения всех типов должны отражать в 15-17 разрядах номеров счетов коды видов расходов (КВР) с учетом исключений, предусмотренных инструкциями по применению планов счетов учреждений. Кроме того, оплата расходов проходит не по КОСГУ, а по КВР. Поэтому ошибка в применении КВР может привести к квалификации расхода в качестве нецелевого, а также — к искажению показателей отчетных форм (например, ф. 0503169, ф. 0503769)
В данной статье остановимся на том, как применять КВР 851, 852 и 853 без ошибок.
Что такое КВР?
КВР — это часть классификации расходов бюджетов, применяемая в целях детализации направления финансового обеспечения расходов учреждений государственного сектора. Перечень КВР приведен в Приложении 3 к Указаниям, утв. приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), а правила их применения — в п. 5.1 раздела III названных Указаний.
При этом перечень расходов, относимых на тот или иной КВР, описан в пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний № 65н, а в пп. 5.1.1 п. 5.1 раздела III Указаний № 65н перечислены существенные требования утвержденной структуры видов расходов. Например, расходы по уплате задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником, отражаются по соответствующим КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов».
Также учреждения государственного сектора должны учитывать взаимную увязку КВР и КОСГУ согласно Приложению 5 к Указаниям № 65н.
Применение КВР подгруппы 850 «Уплата налогов, сборов и иных платежей»
КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов», 853 «Уплата иных платежей» относятся к подгруппе 850 «Уплата налогов, сборов и иных платежей», по которой отражается уплата:
При этом в Указаниях № 65н четко указано, что по КВР 851 отражается уплата налога на имущество и земельного налога. Расходы в отношении транспортного налога иных налогов, включаемых в состав расходов, отражаются по КВР 852. Также по КВР 852 отражаются расходы по оплате государственной пошлины (в том числе, уплата государственной пошлины учреждением-ответчиком по решению суда), сборов.
В описании КВР 853 приведен перечень иных платежей, относимых на данный элемент видов расходов. При этом данный перечень закрытым не является и предусматривает отнесение на КВР 853 расходов, аналогичных перечисленным.
Если с КВР 851, 852 все в принципе понятно, то с КВР 853 в силу открытого перечня расходов иногда возникают вопросы по отнесению тех или иных расходов. Поэтому кроме Указаний № 65н при отнесении расходов на конкретный КВР учреждения государственного сектора могут ориентироваться на рекомендации специалистов финансового ведомства, доводимые в форме писем. Однако в любом случае нормы Указаний № 65н стоят выше разъяснений, которые нормативными правовыми документами не являются.
Расходы по отчислению денежных средств профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурную работу следует отражать по КВР 853 «Уплата иных платежей» (Письмо Федерального казначейства от 23 марта 2017 г. № 02-02-03/201).
Отражение в бухгалтерском учете хозяйственной операции, обусловленной перечислением денежных средств в доход федерального бюджета, осуществляется по КВР 853 (Письмо Минфина России от 15 августа 2016 г. № 02-05-10/47664).
Почему важно правильно применять КВР?
Некорректное применение КВР является одним из оснований для квалификации расходов в качестве нецелевых. Поэтому само по себе важно относить расходы на тот или иной элемент видов расходов в соответствии с Указаниями № 65н. Это первое правило, которое должны соблюдать должностные лица учреждений при принятии решения о выборе КВР.
Соблюдение увязок, регламентированных Приложением 5 к Указаниям № 65н, не является основанием для нецелевого использования. Однако факт несоответствия КВР и КОСГУ может сигнализировать проверяющим о некорректности применения кода бюджетной классификации в части КВР или КОСГУ. Поэтому второе правило — проверить взаимную увязку составных частей кодов бюджетной классификации.
И третье правило — не забывайте использовать КВР согласно актуальным редакциям Указаний № 65н. Так как в настоящее время законодательство меняется довольно часто.
Статья подготовлена
grnt.ru