Пенсия у моряков

Льготная пенсия по старости для моряков плавсостава

Работал стажером-эектриком, старшим электриком на вспомогательных судах ВМФ в в/ч вольнонаёмным, имею ли я право на досрочную (льготную) пенсию по старости

Ответы юристов (6)

А с какого времени и по какое Вы служили?

Есть вопрос к юристу?

Работникам плавсостава право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (выход на пенсию раньше на 5 лет) предоставляется в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) при условии, что они проработали определенный срок (мужчины не менее 12 лет 6 месяцев, женщины не менее 10 лет) на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно -работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.

Плавсостав указанных судов приобретает право на досрочное пенсионное обеспечение независимо от того, какие работы выполняются судном и непосредственно членом экипажа судна (плавсоставом). Это может быть перевозка грузов, пассажиров или добыча, обработка рыбы и морепродуктов, прием готовой продукции на промысле, ледокольные и рейдовые работы, а также другие работы не транспортного и рыбохозяйственного характера. Также не имеет значения наименование профессии и должности члена плавсостава судов, предусмотренных в подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Право указанных работников на досрочную трудовую пенсию по старости распространяется на всех работников независимо от наименования их профессии и должности, занятых на выполнении работ по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, а также осуществляющих прием готовой продукции на промысле. При этом не имеет значения характер работы конкретного работника. Не имеет значения также и тип судна, относящегося к морскому флоту рыбной промышленности.

Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год. Продолжительность навигационного периода при этом не имеет значения, она зависит от природно-климатических условий региона и поэтому может быть разной.

Навигация – это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.

В некоторых случаях по причинам, независящим от работника, начало навигации в районе проведения работ не совпадает с датой выхода судна в рейс, а окончание – с датой его фактического возвращения по завершении работ в порт приписки судна. В связи с тем что не все суда одновременно могут выйти в рейс, издаются приказы о вводе конкретных судов в эксплуатацию, в которых указываются разные даты их выхода в рейс, и приказы о подготовке судов к отстою или ремонту, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на несколько дней раньше закрытия навигации. Время нахождения судна в рейсе в течение такого периода следует рассматривать как полный навигационный период.

В тех случаях, когда работник не весь навигационный период отработал на судне, время его работы включается в стаж на соответствующих видах работ по фактической его продолжительности, независимо от причины, по которой работа начата не сначала навигационного периода или прекращена до его окончания. Работник плавсостава на 20 дней раньше закончил работу в навигационный период в связи с уходом в отпуск без сохранения заработной платы. В данном случае время его работы в навигацию не может рассматриваться как полный навигационный период. Этот период засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, по его фактической продолжительности.

Вопрос о зачете в стаж работы, дающей право работникам плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности на досрочное пенсионное обеспечение, суммированных дней отдыха (отгулов) за неиспользованные выходные дни во время рейса судна и в некоторых случаях за переработанное время, может рассматриваться в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П и определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 261-О, которым разъясняется, что в трудовой стаж работников, имеющих особый характер работы (к ним относятся работники плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии про старости, включается как период работы, так и период тдыха. Из этого следует, что если в учетном периоде фактически отработанное количество часов плавсоставом указанных судов составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 91), то время межрейсового отдыха (время переработки и суммированные дни отдыха за неиспользованные выходные дни в период выполнения рейсового задания) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное пенсионное обеспечение.

Учитывая изложенное, периоды нахождения судов морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) в отстое, на консервации, а также периоды длительного пребывания судна у причальной стенки в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф З, не засчитываются.

Здравствуйте!

Согласно ст. 27
Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7
настоящего Федерального закона, следующим лицам:

9) мужчинам по
достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они
проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на
судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением
портовых судов, постоянно работающих в акватории порта,
служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и
внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и
20 лет;

Добрый день, Виталий! В соответствии с подп. 9
п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости пользуется плавсостав
судов морского, в том числе гражданский персонал судов военно-морского флота
,
речного флота, флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов,
постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных
судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). При этом не имеет значения характер работы, выполняемый членами плавсостава
на указанных судах.
Из содержания подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях также вытекает, что трудовая пенсия по старости назначается
досрочно плавсоставу тех судов, которые выполняют работы, согласно их предназначению,
за пределами акватории порта. Это связано с тем, что данные работы
производятся в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно-климатических
условиях. Плавсостав судов, работающих на акватории порта, правом на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости не пользуется, так как работа
плавсостава этих судов протекает в других условиях и в другом режиме. При
определении права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях имеет значение, какие именно работы
выполняются судами. Плавсоставу судов, задачей которых является
обслуживание и обеспечение других судов и деятельности персонала судовладельца
(такие суда относятся к служебно-вспомогательным и разъездным), работающих как
на акватории порта, так и за ее пределами, досрочное пенсионное обеспечение не
установлено, поскольку работа плавсостава таких судов протекает в условиях,
более благоприятных по отношению к работникам плавсостава судов, постоянно работающих за пределами акватории порта. Получается, что нужно документальное подтверждение требований подпункта 9 статьи 27 указанного выше Закона. Если Ваша работа удовлетворяла этим условиям, то отработанные в плавсоставе 12,5 лет при наличии на дату назначения пенсии 25 лет страхового стажа могут дать Вам право на досрочную пенсию по старости в 55 лет (условия того же подпункта 9). Справку, подтверждающую условия работы и о периодах возможных отвлечений от работы (которые не могут быть засчитаны в льготный стаж — отпуска за свой счет, простои и т.д.) Вам выдаст судовладелец. Если порт приписки судна находится в районе Крайнего Севера или в местности, приравненной к нему, то период льготной работы в плавсоставе до 01.01.2002 года может быть засчитан в необходмые 12,5 лет в 1,5 размере, а после этой даты в календарном (постановление КС РФ от 29.01.2004 г. № 2-П).

Здравствуйте. Для обращения за досрочной трудовой пен­сией по старости работникам плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленно­сти необходимо:

быть членом плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);

достичь возраста 55 лет;

иметь стаж работы в плавсо­ставе на судах морского, реч­ного флота и флота рыбной промышленности не менее 12 лет 6 месяцев;

иметь страховой стаж не ме­нее 25 лет

m.pravoved.ru

Пенсия морякам

Я проработал 11 лет в Новороссийском морском пароходстве, в должности «повар на судах загран.плавания».

Имею ли право на досрочный выход на пенсию?

Ответы юристов (3)

Согласно п.1 ст.7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.9 ч.1 ст 27 ФЗ-173, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

9) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

Плавсостав указанных судов приобретает право на досрочное пенсионное обеспечение независимо от того, какие работы выполняются судном и непосредственно членом экипажа судна (плавсоставом).

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

Исходя, из того, что ваш стаж меньше указанного в статье 27, то оснований на досрочный выход на пенсию у вас не имеется. Если есть дополнительные вопросы, обращайтесь.

Уточнение клиента

Здравствуйте , Яна Сергеевна! Спасибо за почти полный ответ. Мой товарищ почти в аналогичной ситуации ушёл на пенсию не в 55 , а в 56,5 лет. Возможно ли это. Заранее благодарю за ответ.Спасибо.

06 Мая 2014, 18:38

Вы написали почти аналогичная, значит имеются определенные различия, которые могли повлиять на досрочный выход на пенсию. По вашему вопросу, ответ описан выше. А, насчет вашего товарища, то необходимо проанализировать его стаж. Также можете обратиться в Пенсионный фонд за дополнительной. Консультацией.

Если вы удовлетворены ответом, закроите, пожалуйста вопрос.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Какой должна быть пенсия у моряка?

Доходы моряков кажутся заоблачными для офисного работника, однако к моменту выхода на пенсию даже капитан может рассчитывать только на минималку. На сегодняшний момент моряки, работающие на судах под иностранным флагом, по сути, находятся на «полулегальном» положении, так как они не встроены ни в налоговую, ни в пенсионную, ни в социально-страховую систему государства. То есть если ты напрямую не работаешь на благо своей страны, то можешь не рассчитывать на достойную пенсию. То, что ты реализуешь заработанные деньги в России – покупаешь недвижимость, землю, обеспечиваешь образование своим детям, – это не учитывается. Но есть несколько способов заработать себе на пенсию. О них и пойдет речь дальше.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

Российское «пенсионное» законодательство позволяет морякам вступить в добровольные отношения с Пенсионным Фондом. Для этого моряку необходимо прийти в территориальный орган Пенсионного Фонда с паспортом, пенсионным страховым свидетельством, документом, подтверждающим факт работы за границей (контрактом) и самостоятельно вносить платежи в фиксированном размере, которые будут накапливаться на личном счете моряка. Также есть альтернативный вариант – негосударственные Пенсионные Фонды, которые можно выбрать по предлагаемым им условиям сотрудничества.

ИП или НЕДВИЖИМОСТЬ

Моряк может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица и официально начислять себе пенсию. Также многие моряки, которые устали от рейсов и постоянного отсутствия дома, решают создать свой бизнес на берегу, который сможет обеспечить спокойную старость. Истории о том, как создать бизнес на берегу читайте на нашем портале crew-man. com

Также многие моряки вкладывают деньги в недвижимость. Если уж сдача жилья не обеспечит роскошный выход в пенсионный возраст, то, по крайней мере, лишит проблемы обеспечения собственным жильем своих детей и внуков.

ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МОРЯКОВ

Согласитесь, моряку, который из-за постоянно отсутствия дома и так долго адаптируется с реалиями современной жизни, сложно решить все юридические вопросы. Специально для моряков в соответствии с возможностями и потребностями каждого участника «Морской Фонд» разрабатывает индивидуальные пенсионные программы. Это целевой способ накопления денежных средств для достойной жизни в пенсионном возрасте. У моряков, которые решат воспользоваться пенсионной программой «Морского Фонда», есть возможность получать дополнительную пенсию, сформированную за счет добровольных взносов.

Думаете ли вы о пенсии сейчас? И какой способ вы считаете наиболее выгодным? Делитесь своими комментариями.

crew-man.com

Охрана труда

Всё об охране труда.

Назначение досрочной трудовой пенсии для плавсостава

Работникам плавсостава право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (выход на пенсию раньше на 5 лет) предоставляется в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ»О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) при условии, что они проработали определенный срок (мужчины не менее 12 лет 6 месяцев, женщины не менее 10 лет) на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно -работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.

Работникам, в т. ч. плавсоставу, проработавшим (мужчины не менее 25 лет и женщины не менее 20 лет) на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (Список таких судов утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.1992 № 467), в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Особенности работы на перечисленных судах обусловлены погодно-климатическими условиями и отдаленностью выполнения работ от берега: некоторые работники заняты на судах в период навигации (в основном, плавсостав судов речного флота, включая суда флота рыбной промышленности), другие выполняют работы на судах в течение длительных периодов без выходных и нерабочих праздничных дней отдыха, которые плавающий состав судов использует после завершения рейса (в основном, суда морского флота, включая суда флота рыбной промышленности).

Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте не круглогодично, а в течение определенного периода времени.

В тех случаях, когда работник не весь навигационный период отработал на судне, время его работы включается в стаж на соответствующих видах работ по фактической его продолжительности, независимо от причины, по которой работа начата не сначала навигационного периода или прекращена до его окончания. Работник плавсостава на 20 дней раньше закончил работу в навигационный период в связи с уходом в отпуск без сохранения заработной платы. В данном случае время его работы в навигацию не может рассматриваться как полный навигационный период. Этот период засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, по его фактической продолжительности.

В соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. постановлением Минтруда России от 20.02.1996 № 11, в рабочее время членов экипажа судна (плавсостава) входит время выполнения ими работ по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии в период выполнения рейсового задания с включением в него вспомогательных, подготовительных, ремонтных и других работ, обеспечивающих основные функции плавсостава, что согласуется с п. 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5. Согласно п. 5 указанного разъяснения в рабочее время (полный рабочий день) включается время выполнения вспомогательных, подготовительных, а у работников, выполняющих работы при помощи механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В него может включаться и время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Таким образом, в стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 и 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, можно включать время выполнения всех работ, выполняемых плавсоставом в период выполнения рейсового задания, включая время погрузочно-разгрузочных работ в порту, межрейсового технического обслуживания или ремонта судна, оплачиваемого резерва (дежурства) и выполнения плавсоставом других работ до выхода судна в рейс или после возвращения судна в порт его приписки, если эти работы связаны с обеспечением основных трудовых функций плавсостава, которые он выполняет во время рейса.

По различным причинам суда морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) могут длительное время находиться в отстое, на консервации (для чего издается приказ судовладельца) или стоять у причальной стенки в ожидании выхода в плавание. Во всех случаях такие суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, поэтому их нельзя относить к судам, работа плавсостава которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

www.ohranatruda.org

Как моряку заработать пенсию

На сегодняшний день все больше моряков начинают задумываться о своей пенсии.
Их беспокойство можно понять: с принципами ее формирования относительно членов экипажей морских судов разобраться порой не так просто, как хотелось бы. На пенсию моряка влияют множество различных факторов – упусти хоть один из виду, и можно будет частично или полностью попрощаться с мечтами о беззаботной старости. Так как же обеспечить себе гарантированные выплаты по завершении карьеры в море? Для этого потребуются две вещи – ознакомиться с пенсионным законодательством страны и не затягивать с оформлением всех необходимых документов.

Согласно новым требованиям, для получения страховой пенсии или пенсии по старости, гражданину России нужно накопить страховой стаж и определенное количество пенсионных баллов, стоимость которых меняется каждый год. Так, для получения страховой пенсии по старости в 2017 году необходимо иметь не менее восьми лет страхового стажа и 11,4 пенсионных баллов. С каждым годом с новых пенсионеров требуется все большее их количество: на 2,4 балла больше ежегодно, пока к 2025 году требуемое число баллов не достигнет 30. Стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, также будет поэтапно увеличиваться: с шести лет в 2015 году до 15 лет в 2024-м. Так, для получения страховой пенсии по старости в этом году потребуется не менее 8 лет страхового стажа и 11,4 пенсионных баллов. Средний же размер страховой пенсии – 13 655 руб, и выплата не зависит от того, продолжает пенсионер работать или нет.

ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ

Многие российские моряки на сегодняшний день предпочитают работать под иностранным флагом, и их можно понять: за редким исключением в российских компаниях заработать приличные деньги не представляется возможным. Вместе с тем, далеко не каждый из морских специалистов задумывается о том, какая пенсия будет ждать его в будущем. Безусловно, нельзя забывать, что все граждане Российской Федерации при нехватке стажа получают социальную пенсию, однако выйти на нее можно при наступлении 60 и 65 лет (для женщин и мужчин, соответственно), да и размер ее будет меньше, чем у страховой пенсии – на сегодняшний день он составляет 8742 руб.

– Сейчас уже пришло то поколение моряков, которое ни разу не работало на судах под российским флагом, и чтобы получить пенсию, им приходится проделывать огромную работу с различного рода документами, тратить на это уйму времени, – говорит председатель Балтийской территориальной организации РПСМ (БТО РПСМ) Александр Бодня.

Так, всем морякам, работающим на судах под иностранными флагами и желающим получать страховую пенсию, необходимо добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в противном случае о выплатах можно будет забыть. Для этого придется обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства, предоставив паспорт или другой документ, удостоверяющий личность страхователя, подтверждающий его регистрацию по месту жительства на территории РФ; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; и документы, подтверждающие факт работы за пределами РФ или факт приглашения, дающего право на осуществление частной предпринимательской или иной деятельности за пределами территории РФ.

Законодательство также предусматривает возможность уплаты страховых взносов не только самим моряком, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, но и другим физическим лицом. При этом продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов за моряков не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости – то есть не более семи с половиной лет.

Если на момент выхода на пенсию члену экипажа не хватает пенсионных баллов и стажа, то увеличить эти показатели можно уплачивая страховые взносы, таким образом создавая все условия для приобретения права на страховую пенсию при наступлении пенсионного возраста. Знакомиться с информацией о состоянии лицевого счета необходимо ежегодно, отслеживая нужное количество лет страхового стажа и пенсионных баллов.

В результате уплаты взносов увеличится количество баллов и стажа. Однако здесь есть свои ограничения: физические лица, уплачивая самостоятельно дополнительные страховые взносы, могут приобрести только половину стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости. При этом ограничений по количеству пенсионных баллов нет. От этого показателя будет зависеть размер назначенной пенсии.

У моряков, работающих на российских судах, есть возможность досрочно выйти на пенсию. Так, согласно п. 9 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 (в редакции от 19.12.2016) право на досрочную пенсию имеют «мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет»

Но здесь есть одно очень важное «но». Предположим, моряк трудился на флоте всю свою жизнь и уверен в том, что у него уже накопился необходимый стаж. Только вот работал он то на российского судовладельца, то на иностранного. И если местный работодатель платил все необходимые взносы, то иностранная компания этим вопросом не занималась вовсе. И тут важно запомнить, что в соответствии с действующим законодательством, страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Если моряк не вступил в добровольные правоотношения с Пенсионным фондом и самостоятельно не выплачивал взносы, страховой стаж за время работы на иностранную компанию учитываться не будет, а значит велика вероятность, что и досрочно выйти на пенсию такой морской специалист не сможет.

Порой морякам бывает сложно доказать свое право на досрочную пенсию даже при наличии всех необходимых документов. Так, в Дальневосточную региональную организацию (ДВРО) РПСМ 10 июля этого года обратился за помощью матрос Алексей Черепанов – моряк отчаялся самостоятельно биться с местным отделением Пенсионного фонда. Между тем, его стаж без сомнения позволял ему претендовать на досрочную пенсию – 28 лет он работал в море на морозильных траулерах.

– При рассмотрении заявления местное отделение Пенсионного фонда России не учло некоторые периоды работы Алексея в море: то каких-то документов не было в архиве, то сотрудники Пенсионного фонда не могли указать класс судна, хотя в трудовой книжке матроса все названия судов обозначены точно, – говорит председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Как показывает практика, немногим морякам удается доказать свое право на досрочную пенсию, особенно тем, кто отработал многие годы на судах различных судоходных компаний. В итоге за дело Алексея Черепанова взялся наш профсоюзный юрист Василий Савельев и не зря.

При помощи профсоюза моряк подал заявление в Находкинский городской суд. Слушание по делу о назначении матросу Алексею Черепанову досрочной трудовой пенсии завершилось 29 сентября. По итогам заседания суд Находки встал на сторону моряка.

Льготный период выхода на пенсию доступен и тем морякам, которые отработали определенное количество лет на Крайнем Севере или приравненных к нему областях на российских судах. При этом увеличивается базовая часть страховой пенсии.

Год стажа в местах, приравненных к Крайнему Северу, соотносится с 9 месяцами работы непосредственно в условиях Севера. Законом также предусмотрена возможность назначения пенсии со снижением пенсионного возраста пропорционально имеющемуся стажу. Для этого требуется не менее 7 лет 6 месяцев работы в районах Крайнего Севера. В этом случае страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для назначения пенсии, уменьшается на 5 лет.

Так, женщины вправе выйти на пенсию в 50 лет, если они: родили двух и более детей, имеют общий страховой стаж минимум 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет на Крайнем Севере, либо не менее 17 календарных лет в районах, к нему приравненных. Мужчины могут оформить страховую выплату в 55 лет, если они имеют стаж работы не менее 15 лет на Крайнем Севере или минимум 20 лет в приравненных районах. При этом общий страховой стаж должен быть не менее 25 лет. При этом условия северной пенсии могут приплюсоваться к условиям досрочной пенсии и в итоге моряки могут получить ее в 45 и 50 лет соответственно. Таким образом, лица, проработавшие в районах Крайнего Севера определенное количество лет, могут оформить выплату раньше общеустановленного в России возраста независимо от того, проживают они в этих районах или нет.

РПСМ советует морякам как можно раньше озаботиться вопросом правильного оформления будущей пенсии – любое промедление, неуплаченные страховые взносы могут грозить серьезным сокращением пенсионных выплат и бумажной волокитой. При необходимости члены экипажей могут обратиться за помощью в свое отделение РПСМ и получить подробную консультацию у профсоюзных юристов.

www.sur.ru