Экономика для юристов янова вВ

Экономика. Курс лекций. Янова В.В.

Учебное пособие для юристов.

М.: Экзамен, 200 5 . — 384 с.

Учебное пособие по дисциплине «Экономика» (для юристов) разработано в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения для студентов специальности «Юриспруденция».

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

Оглавление
Предисловие 10
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. Введение в экономику 12
1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права 12
1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика 16
1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы 18
1.4. Основные этапы развития экономической теории 20 Экономический тренинг 25
Тема 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития 29
2.1.Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика 29
2.2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики 33
2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить?
Для кого производить? 36
Экономический тренинг 39
Тема 3. Экономические потребности, блага и ресурсы. Экономический выбор 43
3.1. Экономические блага и их классификация 43
3.2. Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей .45
3.3. Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов и их занятость 49
3.4. Экономический выбор. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей) 51
Экономический тренинг 57
Тема 4. Собственность в экономической системе. Экономические агенты 61
4.1. Понятие собственности и ее значение в экономической системе 61
4.2. Экономические и правовые аспекты собственности. Юридическое содержание собственности 63
4.3. Формы и виды собственности. Гражданский кодекс РФ о собственности в России 67
4.4. Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов 71
Экономический тренинг 74
Тема 5. Теория общественного производства 7.8
5.1. Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства 78
5.2. Основные факторы общественного производства и закономерности их развития 83
5.3. Простое и расширенное воспроизводство, его содержание, структура и виды. Типы экономического роста производства 87
5.4. Экономическая эффективность общественного производства 89
Экономический тренинг 94
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 6. Рынок и механизм его функционирования 97
6.1. Экономическая сущность рынка. Классификация рынков 97
6.2. Функции рынка: ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая, санирующая 100
6.3. Сущность инфраструктуры рынка.
Рыночные институты 102
Экономический тренинг 106
Тема 7. Теория конкуренции и монополии 110
7.1. Понятие, условия возникновения и в и д ы конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность 110
7.2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения 113
7.3. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики. Рыночная власть 118
Экономический тренинг 122
Тема 8. Теория спроса и предложения 126
8.1. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности 126
8.2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса 129
8.3. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения 133
8.4. Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия . 136
Экономический тренинг 140
Тема 9. Рынок факторов производства и распределения доходов 144
9.1. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы 144
9.2. Рынок капитала. Основной и обратный капитал. Процентная ставка и инвестиции 149
9.3. Рынок земли. Рента. Цена земли 152
Экономический тренинг 156
Тема 10. Предприятие (фирма) в сфере рыночных отношений 160
10.1. Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм) 160
10.2. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации 163
10.3. Малые предприятия. Интеграции предприятий 168
10.4. Юридические лица и их регистрация. Банкротство, его причины и последствия 171
Экономический тренинг 174
Тема 11. Издержки предприятия и его результаты 178
11.1. Экономическое содержание издержек. Виды и структура издержек предприятия (фирмы) 178
11.2. Себестоимость и классификация затрат 182
11.3. Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба 184
Экономический тренинг 189
РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА
Тема 12. Национальная экономика 193
12.1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство 193
12.2. Основные макроэкономические показатели 195
12.3. Система национальных счетов: сущность и структура 198
Экономический тренинг 203
Тема 13. Экономический рост и развитие. Экономические циклы 207
13.1. Экономическое развитие и его уровень. Показатель экономического роста и развития 207
13.2. Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла 210
13.3. Типы экономических кризисов. Особенности современного экономического кризиса 214
Экономический тренинг 217
Тема 14. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение 220
14.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса 220
14.2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения 222
14.3. Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложения 224
Экономический тренинг 2 2 9
Тема 15. Инфляция и безработица 233
15.1. Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения 233
15.2. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства 237
15.3. Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена 239
Экономический тренинг 243
Тема 16. Бюджет и налоги. Бюджетно-налоговая политика . 247
16.1. Государственные финансы. Государственный бюджет 247
16.2. Налоги и налоговая система 252
16.3. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России 255
Экономический тренинг 261
Тема 17. Банковская система. Денежно-кредитная политика 265
17.1. Деньги и их функции. Денежная система и ее агрегаты. Денежный рынок 265
17.2. Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды 270
17.3. Банки и их функции. Банковская система 273
Экономический тренинг 281
Тема 18. Доходы населения и социальная политика 285
18.1. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения 285
18.2. Дифференциация доходов: сущность и причины 287
18.3. Социальные трансферты. Социальная политика государства 290
Экономический тренинг 296
Тема 19. Международные экономические отношения 299
19.1. Сущность мировой экономики. Международное разделение труда. Международные экономические отношения: сущность и формы 299
19.2. Мировая торговля. Внешнеторговая политика 303
19.3. Валюта: сущность и виды. Международные валютные отношения 307
Экономический тренинг 312
РАЗДЕЛ IV. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Тема 20. Концепции основы переходной экономики в России 317
20.1. Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы 317
20.2. Экономическая политика государства в переходный период в России 321
20.3. Перестройка отношений собственности в переходной экономике. Особенности российской приватизации 325
Экономический тренинг 330
Тема 21. Становление российского предпринимательства в переходной экономике 333
21.1. Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя 333
21.2. Предпринимательская среда и функции предпринимательства 339
21.3. Организационно-правовые формы предпринимательства в России 342
21.4. Формирование конкурентной среды предпринимательства 343
Экономический тренинг 353
Тема 22. Теневая экономика . 357
22.1. Сущность и источники теневой экономики 357
22.2. Теневое предпринимательство в переходной экономике 365
22.3. Экономико-правовое содержание налоговых правонарушений 369
Экономический тренинг 376
Литература 379

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

В.В. Янова ЭКОНОМИКА. Курс лекций. Издательство «ЭКЗАМЕН»

Транскрипт

1 В.В. Янова ЭКОНОМИКА Курс лекций Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА 2005

2 УДК ББК65.я721 Я64 Серия «Курс лекций» Янова В.В. Я64 Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / В.В. Янова. М: Издательство «Экзамен», с. (Серия «Курс лекций») ISBN Учебное пособие по дисциплине «Экономика» (для юристов) разработано в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения для студентов специальности «Юриспруденция». УДК ББК 65.я721 Подписано в печать с диапозитивов Формат 84×108’/32. Гарнитура «Тайме». Бумага типографская. Уч.-изд. л. 15,66. Усл. печ. л. 20,17. Тираж 2000 экз. Заказ ISBN ISBN Янова В.В., 2005 (Харвест) Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005

3 Оглавление Предисловие 10 РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Тема 1. Введение в экономику Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы Основные этапы развития экономической теории 20 Экономический тренинг 25 Тема 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика Модели экономических систем: американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить? 36 Экономический тренинг 39

4 Тема 3. Экономические потребности, блага и ресурсы. Экономический выбор Экономические блага и их классификация Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов и их занятость Экономический выбор. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей) 51 Экономический тренинг 57 Тема 4. Собственность в экономической системе. Экономические агенты Понятие собственности и ее значение в экономической системе Экономические и правовые аспекты собственности. Юридическое содержание собственности Формы и виды собственности. Гражданский кодекс РФ о собственности в России Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов 71 Экономический тренинг 74 Тема 5. Теория общественного производства Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства Основные факторы общественного производства и закономерности их развития Простое и расширенное воспроизводство, его содержание, структура и виды. Типы экономического роста производства Экономическая эффективность общественного производства 89 Экономический тренинг 94

5 РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА Тема 6. Рынок и механизм его функционирования Экономическая сущность рынка. Классификация рынков Функции рынка: ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая, санирующая Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты 102 Экономический тренинг 106 Тема 7. Теория конкуренции и монополии Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики. Рыночная власть 118 Экономический тренинг 122 Тема 8. Теория спроса и предложения Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичностьпредложения Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия Экономический тренинг 140 Тема 9. Рынок факторов производства и распределения доходов Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы 144

6 9.2. Рынок капитала. Основной и обратный капитал. Процентная ставка и инвестиции Рынок земли. Рента. Цена земли 152 Экономический тренинг 156 Тема 10. Предприятие (фирма) в сфере рыночных отношений Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм) Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации Малые предприятия. Интеграции предприятий Юридические лица и их регистрация. Банкротство, его причины и последствия 171 Экономический тренинг 174 Тема 11. Издержки предприятия и его результаты Экономическое содержание издержек. Виды и структура издержек предприятия (фирмы) : Себестоимость и классификация затрат Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба 184 Экономический тренинг 189 РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА Тема 12. Национальная экономика Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство Основные макроэкономические показатели 195

7 12.3. Система национальных счетов: сущность и структура 198 Экономический тренинг 203 Тема 13. Экономический рост и развитие. Экономические циклы Экономическое развитие и его уровень. Показатель экономического роста и развития Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла Типы экономических кризисов. Особенности современного экономического кризиса 214 Экономический тренинг 217 Тема 14. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложения 224 Экономический тренинг 229 Тема 15. Инфляция и безработица Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена 239 Экономический тренинг 243

8 Тема 16. Бюджет и налоги. Бюджетно-налоговая политика Государственные финансы. Государственный бюджет Налоги и налоговая система Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России 255 Экономический тренинг 261 Тема 17. Банковская система. Денежно-кредитная политика Деньги и их функции. Денежная система и ее агрегаты. Денежный рынок Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды Банки и их функции. Банковская система 273 Экономический тренинг 281 Тема 18. Доходы населения и социальная политика Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения Дифференциация доходов: сущность и причины Социальные трансферты. Социальная политика государства 290 Экономический тренинг 296 Тема 19. Международные экономические отношения Сущность мировой экономики. Международное разделение труда. Международные экономические отношения: сущность и формы Мировая торговля. Внешнеторговая политика Валюта: сущность и виды. Международные валютные отношения 307 Экономический тренинг 312

9 РАЗДЕЛ IV. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Тема 20. Концепции основы переходной экономики в России Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы Экономическая политика государства в переходный период в России Перестройка отношений собственности в переходной экономике. Особенности российской приватизации 325 Экономический тренинг 330 Тема 21. Становление российского предпринимательства в переходной экономике Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя Предпринимательская среда и функции предпринимательства Организационно-правовые формы предпринимательства в России Формирование конкурентной среды предпринимательства 343 Экономический тренинг 353 Тема 22. Теневая экономика Сущность и источники теневой экономики Теневое предпринимательство в переходной экономике Экономико-правовое содержание налоговых правонарушений 369 Экономический тренинг 376 Литература 379

10 Идеи экономистов и политических мыслителей. имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Дж. Кейнс Предисловие Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» (утв. Министерством образования Российской Федерации г. 260 гум/сп). Экономика дисциплина федерального компонента цикла «общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Ее основные положения изучают студенты вузов всех специальностей нашей страны. Учебные дисциплины могут называться по-разному: политическая экономия, экономическая теория, экономикс, экономика, но основное содержание соответствующих курсов одинаково это теоретические основы экономической жизни общества. Экономика исследует проблемы, касающиеся всех людей без исключения. Любой человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, что такое инфляция, что выгоднее работать по найму или организовать свое дело и др. Изучение экономики создает целостное представление об экономической жизни общества, формирует экономический образ мышления, необходимый для понимания сути экономических явлений и процессов. Будущим юристам необходимо выяснить разностороннюю взаимосвязь экономических и правовых отношений. Поэтому в нашем пособии затронуты вопросы взаимодействия экономики и права, освещены проблемы законодательного регулирова- 10

11 ния хозяйственной деятельности, рассмотрены экономические законы общественной жизни, структура и характер теневой экономики. Специалисты-юристы и специалисты-экономисты испытывают затруднения в своей профессиональной деятельности именно на стыке двух важнейших наук: экономики и права. Взаимодействие этих двух областей человеческого знания особенно актуально в настоящее время. Политики и экономисты пытаются разрешить важнейшие вопросы: как создать по-настоящему правовое государство, как сформировать эффективные рыночные отношения, чтобы Россия занимала достойное место в мировой экономической системе и т.п. Учебное пособие состоит из четырех разделов («Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Особенности переходной экономики России»). Методический аппарат учебного пособия (краткое содержание материала, выводы по темам, экономический тренинг, включающий ключевые термины и понятия, вопросы для обсуждения, тесты и кроссворды) и организует самостоятельную работу студентов, способствует лучшему усвоению учебного материала и формированию экономического мышления будущих юристов. В этом пособии довольно сложный материал по экономике изложен в сжатой, наглядной и доступной форме, использовано особое оформление текста с помощью графиков, схем, таблиц, тестов, кроссвордов, наглядно обобщающих информацию, облегчающих его восприятие, что особенно важно для юристов. Данное пособие преследует две основные цели: 1) помочь студентам в учебном процессе усвоить знания; 2) помочь выпускникам применять эти знания в будущей работе. Учебное пособие ориентировано на студентов юридических факультетов, изучающих экономику; оно будет полезно и студентам других неэкономических специальностей, практикующим юристам, слушателям ФПК судебной системы и всем, кто интересуется экономическими проблемами. 11

12 РАЗДЕЛ I Основы экономической теории Тема 1. Введение в экономику 1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права 1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика 1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их тины 1.4. Основные этапы развития экономической теории Опорный конспект лекции 1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права Слово «экономика» греческого происхождения (oikonomike «искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова науку о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения. Во-первых, экономика это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика). Во-вторых, экономика это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. 12

13 В-третьих, экономика это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами. Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом. Экономика выполняет методологическую, научно-познавательную, критическую и практическую функции. Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методологическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий. Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество. Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны. 13

14 Практическая (рекомендательная), или прикладная, функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике. Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания. Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей. Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время. Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни. Метод анализа и синтеза. Анализ это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например опре- 14

15 деление показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат). Метод индукции и дедукции. Индукция это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений. Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов. Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Экономические эксперименты это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения. Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социальноэкономическую систему нормативно-правовыми актами. Так, для развития рыночной экономики государство должно, как минимум, законодательно обеспечить: 1) гарантии частной собственности вообще и права частных предпринимателей в частности; 15

16 2) проведение соответствующей государственной налоговобюджетной, кредитно-денежной и валютной политики; 3) защиту экономических прав работников и неработающих граждан. В современных условиях необходимо принять международные правовые акты и привести национального законодательства в соответствие с ними Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика Экономика анализирует хозяйственную деятельность в основном на двух различных уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом. Микроэкономика особый раздел экономической теории, изучающий экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики производители и потребители, принимающие решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли. Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством. Микроэкономика как метод экономического анализа базируется на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса предпринимателей; всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную. 16

17 Макроэкономика (национальная экономика) раздел экономической теории, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства. Основные проблемы макроэкономики инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д. Макроэкономика как метод экономического анализа основана на оценке макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др. Мезоэкономика изучает экономические явления и процессы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства). Мировая экономика сумма всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей. В экономике можно выделить еще два направления экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов. Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу поведать о том, что должно быть, как следует 17

18 действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий. 1.Э. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы Экономические процессы и явления в любом обществе управляются экономическими законами, которые являются объектом (исследования) изучения экономики. Экономические законы наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Они носят объективный характер, действуют независимо от воли и сознания людей, историчны. Так, законы рынка: закон стоимости, закон спроса, закон предложения, закон конкуренции существуют независимо от того, знают о них участники рынка или нет. Чем глубже люди познают характер действия экономических законов, тем эффективнее могут их использовать в хозяйственной деятельности. Экономические законы условно можно разделить на общие и специфические. Общие экономические законы действуют во всех социальноэкономических системах (формациях), например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии времени, законы расширенного воспроизводства, закон стоимости, закон спроса и предложения. Специфические законы действуют в одной общественноэкономической системе. Такими законами являются закон прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, основной экономический закон социализма, закон распределения по труду, Федеральные законы РФ «О несостоя- 18

19 тельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и др. Экономические категории это наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства экономических явлений, их отношения к различным проявлениям и сторонам общественной жизни. Примеры таких категорий: стоимость, цена, труд, деньги, собственность, товар и т.д. Экономические категории объективны и истинны, поскольку являются научными абстракциями, отражающими действительно существующие хозяйственные экономические связи. Экономические (производственные) отношения это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления жизненно важных благ. Можно выделить два типа экономических отношений: социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические. Социально-экономические отношения включают в себя отношения людей к средствам производства, т.е. отношения собственности, отношения по производству материальных благ и услуг, их распределению, обмену и потреблению. Они, будучи стержневым ядром производственных отношений, определяют общественную форму производства, свойственную только одной общественно-экономической формации, и имеют исторически преходящий характер, меняющийся в результате смены форм собственности. Основу социально-экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства, которые определяют целевую направленность развития производства (в чьих интересах оно ведется), социальную структуру общества, его тип. Исторически известны следующие формы собственности: общественная, частная, государственная. Кроме того, имеются разновидности промежуточные и смешанные формы собственности. Отношения собственности пронизывают все сферы экономических отношений, определяя их спе- 19

20 цифичность в сфере производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Совокупность этих отношений образует систему социально-экономических отношений данного общества. Второй тип хозяйственных связей организационноэкономические отношения, которые непосредственно определяются производительными силами. Они отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации. Это отношения, возникающие в связи с разделением, специализацией, кооперацией труда, определяются технологическим способом производства. Они обусловлены потребностями технологии организации производства. Это, например, отношения между рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанные с технологическим разделением труда внутри предприятия. Организационно-экономические отношения подразделяются на три вида: 1) разделение труда и производства; 2) сосредоточение (концентрация) производства отдельных видов товаров в тех регионах, где их производство экономически целесообразно; 3) дифференциация, специализация трудовой деятельности Основные этапы развития экономической теории Экономическая мысль возникла в глубокой древности, прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на некоторых вехах развития экономической теории (табл. 1.1). Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, 20

21 Таблица 1.1 Характеристика основных школ и направлений развития экономической теории 21

22 1 Неоклассическое направление. Альфред Маршалл ( ), англичанин Кейнсианство. Джон Кейнс ( ), англичанин 2 С конца XIX в. С 1930-х гг. Продолжение табл Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики 1. Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены. 2. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования Неоклассический синтез. Джон Хикс ( ), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор денежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением 22

23 1 Монетаризм. Милтон Фридман (1912), американец 2 С 1970-х гг. Окончание табл Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег. 2. Главный способ воздействия на экономику государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода. Краткие выводы 1. Экономика изучает деятельность людей, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ, т.е. деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей в экономических благах. 2. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормального функционирования экономики. Сами нормы права, регулирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями, происходящими в экономике. 3. Основные методы познания экономических процессов и явлений это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-математическое моделирование. 4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика изучение деятельности отдельных экономических субъектов; макроэкономика изучение экономики в целом. 23

24 5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившиеся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие решения необходимо принимать. 6. Экономические законы это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необходимо для принятия эффективных экономических решений. 7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими школами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.

25 Экономический тренинг Ключевые термины и понятия Политэкономия, экономика, микроэкономика, макроэкономика, нормативная и позитивная экономика, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование, экономические эксперименты, экономические законы, экономические категории, экономические отношения, общие законы, специфические законы, социально-экономические отношения, организационно-технические отношения, меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, марксизм, маржинализм, кейнсианское направление, неоклассическая школа, монетаризм, неоклассический синтез, неолиберализм. Контрольные вопросы и задания 1. Что изучает экономика, каковы ее основные функции и методы познания? 2. Что изучают макро- и микроэкономика? Проанализируйте проблемы, которыми занимаются микро- и макроэкономика. 3. Какова связь экономики с юриспруденцией? 4. Что вы понимаете под экономическими законами и категориями? 5. Какие типы экономических отношений вы знаете и какова их сущность? 6. Назовите наиболее крупных ученых в области экономики; объясните, в чем состоял их вклад в развитие этой науки. Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: экономика, политэкономия, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, модель, отношения, закон, категория, меркантилизм, физиократия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм. 25

26 Тесты Выберите правильный ответ. 1. Каково наиболее полное и корректное определение предмета экономики: а) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами; б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.); в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей его членов; г) экономика изучает деньги, банковскую систему и капитал. 2. Что из перечисленного изучает микроэкономика, а что макроэкономика: а) уровень занятости и безработицы в стране; б) определение оптимального объема производства фирмы; в) издержки производства; г) финансовое регулирование экономики. 3. Позитивная экономика изучает: а) что есть; б) что должно быть; в) что было; г) оценочные суждения. 4. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения: а) меркантилизм; б) физиократы; в) классическая политическая экономия; г) маржинализм. 26

27 5. Какое направление возникло в экономической теории XX в.: а) марксизм; б) монетаризм; в) меркантилизм; г) физиократия. Кроссворд По горизонтали. 1. Учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. 2. Основатель и глава физиократов во Франции. 3. Школа политической экономии, которая возникла во Франции в середине XVIII в. и получила распространение в Италии, Великобритании, Германии и других странах. 4. Учение о способах, приемах научного познания действительности. 5. Экономическая теория, исследующая закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин. 6. Родоначальник английской классической политической экономии, возникшей и развивающейся в XVII-XVIII вв. 27

28 По вертикали. 7. Видный английский экономист, написавший сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения». 8. Известная деятельница польской и немецкой социал-демократии, автор теоретических работ по экономике. 9. Автор экономического труда «Капитал». 10. Школа экономической теории, которая возникла в Англии и других странах в начальный период становления капитализма, когда быстро развивалась международная торговля.

29 Тема 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития 2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика 2.2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская, российская модели переходной экономики 2.3. Основные экономические проблемы общества: что производить? Как производить? Для кого производить? Опорный конспект лекции 2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика В последние лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная). Рыночная экономика это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения. Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной. Основные черты рыночной экономики представлены в таблице

30 Характеристика рыночной экономики Таблица 2.1 Основные черты рыночной экономики: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 1) 2) 3) основа экономики частная собственность на средства промногообразие форм собственности и хозяйствования; изводства; свободная конкуренция; рыночный механизм ценообразования; саморегулирование рыночной экономики; договорные отношения между хозяйствующими субъекттами; минимум вмешательства государства в экономику Основные достоинства: стимулирует высокую эффективность производства; справедливо распределяет доходы по результатам труда; не требует большого аппарата управления и др. Основные недостатки: 1) усиливает социальное неравенство в обществе; 2) вызывает нестабильность в экономике; 3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др. Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции: 1) частная собственность на экономические ресурсы; 2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции; 3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара. Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраи- 30

31 ваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основные черты: 1) многообразие форм собственности; 2) развитие научно-технического прогресса; 3) активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Традиционная экономика это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями. Основные черты традиционной экономики: 1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев; 2) крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов; 3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен; 4) преобладание ручного труда. Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями. Основные черты административно-командной экономики: 1) основа государственная собственность; 2) абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы; 3) жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности; 31

32 4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства. Положительные стороны административно-командной экономики. 1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.). 2. Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д. 3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.). Отрицательные стороны административно-командной экономики. 1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы. 2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство. 3. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия. Смешанная экономика тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью (20-25%). 32

33 На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)). Смешанная экономика это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны. Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов. Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики Модели экономических систем: американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем. 2 Экономика 33

34 Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит. Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) на государство. Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели сочетание относительно высоких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан. Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики. 34

35 Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны. Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью. Условия для перехода к рыночной экономике сложились неблагоприятными для России. Среди них: 1) высокая степень огосударствления экономики; 2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики; 3) длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения; 4) искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была снижена; 5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства. Основные условия формирования рыночной экономики в России: 1) развитие частного предпринимательства на основе частной собственности; 2) создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов; 3) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста; 35

36 4) эффективная система социальной защиты населения; 5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке экономика Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить? Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основных вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1). Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном районе и в данное время? При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг Рис Основные вопросы экономики Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить: мороженое или рубашки? Неболь- 36

37 шое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного назначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление? Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить и одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производства, но для этого необходимы перестройка национального хозяйства, модернизация производства. Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой частные фирмы. Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития. 37

docplayer.ru