Россия и япония территориальные споры
Глава японского правительства Синдзо Абэ прибыл в Россию с официальным двухдневным визитом. 24 мая политик провел в Санкт-Петербурге: он был почетным гостем Петербургского международного экономического форума. 26 мая в Москве состоялись его переговоры с Владимиром Путиным и заключение ряда важных соглашений между странами. В документах шла речь о создании совместного предприятия между акционерным обществом «Трансмашхолдинг» и корпорацией «Хитачи Лимитед»; сотрудничестве «Почты России» и «Почты Японии», российского Агентства стратегических инициатив и японской Организации по развитию внешней торговли; были подписаны инвестиционный контракт между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Ульяновской областью и обществом с ограниченной ответственностью «Исузу Соллерс» и ряд других документов.
Источник фото: РИА «Новости»/Алексей Дружинин
Российско-японские «перекрёстные» годы проводятся впервые. С инициативой их организации выступили наши японские коллеги, и мы эту инициативу, разумеется, поддержали
Вечером в Большом театре состоялось торжественное мероприятие — открытие перекрестного года России и Японии. Политики рассказали о теснейшем культурно-экономическом сотрудничестве стран в этот период. «Программа „перекрестных“ годов весьма насыщенна, включает многочисленные мероприятия, отражающие богатую историю, культуру и самобытные традиции народов России и Японии, а также современную жизнь наших стран, их достижения в экономике, науке, образовании, здравоохранении, спорте», — подчеркнул президент России.
Синдзо Абэ отметил, что «Японию посетило в прошлом году российских туристов на 40% больше, чем в предыдущий период». Это стало результатом упрощения визового режима между странами.
Также лидеры двух государств договорились искать возможности для заключения мирного договора между своими державами (после Второй Мировой войны этого так и не было сделано). На данный момент этому сильно мешает непонимание по вопросу принадлежности южной части Курил: островов Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан. Владимир Путин отметил, что в случае, если будет найден способ экономического сотрудничества на этой территории, то процесс подписания мира заметно ускорится.
Источник фото: Википедия
Наболевшее
«Отношения России и Японии насчитывают более 200 лет», — рассказывает научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Андрей Митрофанов, с которым связался «360». Япония пережила длинный и сложный период изоляции. Он закончился только в середине 19 века. До этого все попытки наладить отношения между странами были неудачными.
Источник фото: Википедия
Надо понимать, что Япония — мирное высокотехнологичное государство, которое знаем мы — появилась после Второй мировой войны. До 1945 года Япония была милитаристской и очень агрессивной.
В 1855 году был подписан очень важный документ — Симодский трактат. Он определил вектор развития дипломатических отношений. Через 20 лет появился Санкт-Петербургский договор, согласно которому Российская империя в обмен на Сахалин отказывалась от своих прав на Курильские острова: в бумагах значился их первый полный перечень.
Если первое соглашение было скорее рамочным, то второе регулировало конкретные территориальные отношения. В 19 и начале 20 века стоял вопрос о выходе в Тихий океан из Охотского моря, что и было причиной пересмотра отношений с Японией и заключения Санкт-Петербургского договора.
Следующий этап — это Русско-Японская война 1904–1905 года. В это время и до 1945 года Япония была очень мощным милитаристским государством. «В итоге был заключен Портсмутский мир. За участие в этих переговорах Сергею Витте дали графский титул: Российская империя проиграла войну, и половина острова Сахалин отошла Японии, хотя победившая сторона требовала гораздо больше», — продолжает эксперт.
Источник фото: Wikimedia Commons
Об отношениях двух стран в до Второй мировой войны историк рассказывает так: «СССР очень долго не занимался отношениями с Японией, хотя амбиции вернуть утраченные территории были. Но решение этого вопроса постоянно откладывали».
Весь мир признает итоги Второй мировой войны, среди которых акт, подписанный 2 сентября 1945 года на борту линкора «Миссури» акт о безоговорочной капитуляции Японии. Согласно этому документу, под юрисдикцию Советского союза возвращаются все ранее утраченные территории, в том числе Курилы и Сахалин. Повторно Япония признала отказ от этих земель в Сан-Франциско в 1951 году.
Источник фото: Минобороны
Что касается заключения мирного договора и расхожего мнения, якобы Россия и Япония находятся в состоянии войны, то это неправда. В 1956 году между СССР и Японией был подписан еще один документ о том, что между государствами устанавливаются мирные дружеские отношения.
Источник фото: РИА «Новости»/Алексей Дружинин
«Если внимательно послушать, что говорят представители японской стороны: они говорят об очень осторожном дипломатичном процессе выработки решения, которые были бы приемлемы для обеих сторон. То есть, никто не говорит о том, что претендует на пересмотр итогов Второй мировой войны. Тут речь идет об экономических и хозяйственных сторонах использования территорий. Наше государство в будущем, я думаю, могло бы пойти на уступки в этом плане», — описывает нынешнюю ситуацию Андрей Митрофанов.
Сближение между государствами обусловлено общей для стран Дальнего Востока установления дружественных отношений с РФ. Кроме того, Россия и Япония являются стратегическими партнерами.
360tv.ru
Россия и Япония: территориальный вопрос Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Жуковский В. М., Жуковская Л. М.
Дмитрий Медведев стал первым президентом в истории России, посетившим Курильские острова. Правительство Японии заявило официальный протест и выразило крайнее сожаление в связи с этой поездкой. Япония отозвала своего посла из Москвы для консультаций. Территориальный спор из-за Курильских островов, вошедших в состав СССР после Второй мировой войны, не утихает в течение нескольких десятилетий
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Жуковский В.М., Жуковская Л.М.,
Russia and Japan. A territorial question
Dmitry Medvedev became the first president in the history of Russia, visited Kuriles. The government of Japan has declared the official protest and has expressed an extreme regret in connection with this trip. Japan has withdrawn the ambassador from Moscow for consultations. Territorial dispute because of Kuriles which were a part of the USSR after the Second World War, does not cease within several decades.
Текст научной работы на тему «Россия и Япония: территориальный вопрос»
РОССИЯ И ЯПОНИЯ:
Дмитрий Медведев стал первым президентом в истории России, посетившим Курильские острова. Правительство Японии заявило официальный протест и выразило крайнее сожаление в связи с этой поездкой. Япония отозвала своего посла из Москвы для консультаций.
Территориальный спор из-за Курильских островов, вошедших в состав СССР после Второй мировой войны, не утихает в течение нескольких десятилетий. Ключевые слова: Курилы, Япония, Северные территории, Итуруп, Кунашир.
Дмитрий Медведев — первый президент в истории России, посетивший Курильские острова. 01 ноября 2010 года президент РФ побывал на самом южном из островов Курильской гряды — острове Кунашир. В программу визита вошло знакомство с работой геотермальной станции, Южнокурильского рыбокомбината, осмотр строящегося причального комплекса в бухте Южно-Курильская, обсуждение с местными властями проблем социально-экономического развития региона. В ходе беседы с жителями острова глава государства пообещал создать на острове «нормальные условия для жизни», развивать инфраструктуру вкладывать в регион денежные средства.
Обычная рабочая поездка первого лица государства. Стоит лишь приветствовать интерес президента жизнью одного из дальних уголков государства. Однако, у ближайших соседей по региону иное мнение. Министерство иностранных дел Японии выразило протест из-за визита президента России на Курильские острова. Глава МИД Страны восходящего солнца Сэйдзи Маэхара отметил, что данный факт «ранит чувства» народа Японии. В то же время премьер-министр Японии Наото Канна заявил, что в Токио по-прежнему считают острова своей территорией, а поездку российского лидера назвал «прискорбным» обстоятельством. Более того, лидеры Японии пригрозили применением «ответных мер», и не заставили себя долго ждать. 02.11.2010 г. глава японского МИД Сэйдзи Маэхара заявил, что Правительство Японии отзывает своего посла из Москвы для проведения консультаций.
Россией Японский демарш был отвергнут. С соответствующим заявлением выступило Министерство иностранных дел России1. Наряду с этим, позиция нашего государства изложена 01 ноября 2010 года заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации А.Н. Бородавкиным в ходе его беседы с Послом Японии в России М. Коно.
Напомним, что позиция России состоит в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам
Второй мировой войны. Российский суверенитет над Курильскими островами имеет соответствующее международно-правовое оформление. В то же время Япония претендует на острова в южной части Курильской гряды -Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, считая данную территорию «незаконно оккупированной Россией». Налицо неразрешенный территориальный вопрос, длящийся не один десяток лет.
Между тем, согласно п. 2 Статьи 53 Устава ООН2, подписанном 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, милитаристская Япония признана «вражеским государством». На основании Статьи 107 настоящего Устава закреплена юридическая сила действий, предпринятых в результате Второй мировой войны, в отношении любого «вражеского государства». В ходе боевых действий против Японии Советский Союз занял Сахалин и Курильские острова, включая те на которые сегодня претендует Япония. Соглашение по вступлению СССР в войну против Японии было заключено на Ялтинской (Крымской) конференция союзных держав3, состоявшейся 04-11 февраля в Лива-дийском дворце недалеко от Ялты. Здесь же достигнуты договоренности об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке после победы над Японией4.
Советский Союз внес решающий вклад в разгром милитаристской Японии. Эта победа принесла народам Азии долгожданный мир и свободу. Разгром советскими войсками Квантунской армии обусловил безоговорочную капитуляцию Японии. Акт о капитуляции5 был подписан представителями СССР, США, Великобритании и Японии 02 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» в Токийской Бухте. Одно из обязательств Японии, зафиксированное в Акте о безоговорочной капитуляции гласит: «Настоящим мы даем обязательство, что Правительство Японии его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации. ». Между тем, в пункте 8 Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г.6 указано, что японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю. Никакого намека на оспариваемые территории нет.
Безоговорочная капитуляция Японии означала согласие ее со всеми решениями союзников-победителей, в том числе и Ялтинскими. «Северные территории» — неотъемлемая часть Курил, что подтверждается, Британской Энциклопедией, американскими картами 1969 г., даже японской лоцией 1937 г. Япония, капитулировавшая безоговорочно, вообще не имеет прав на историческую аргументацию, так как возникшее после подобной капитуляции новое японское государство не является правопреемником прежней милитаристской Японии7.
Более того, одним из условий вступления СССР в войну с Японией было возвращение России Южного Сахалина, прилегающих островов и передача СССР Курильских островов8. В отношении милитаристской Японии это являлось логическим развитием общих принципов союзной политики,
освещенных Каирской декларацией от 01 декабря 1943 г.9 В Потсдамской декларации 1945 года была подтверждена необходимость реализации положений Каирской декларации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 02 февраля 1946 года на территории Южного Сахалина и Курильских островов была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края. Административным центром ее стал город Тоёхара, переименованный в город Южно-Сахалинск 04 июня 1946 года10.
В 1951 году 08 сентября на конференции в Сан-Франциско Япония подписала мирный Договор11 с рядом государств, как участвовавших, так и не участвовавших в войне. Несмотря на то, что Советский Союз в подписании данного документа участия не принимал, в Договоре зафиксировано, что Япония отказывается от притязаний на Курильские острова и Южный Сахалин. В пункте с) статьи 2 Договора закреплено, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 05 сентября 1905 года». Однако в Договоре не упоминается, кому именно эти территории будут принадлежать. Ввиду серьезных претензий к проекту договора представители СССР, Польши и Чехословакии отказались его подписать.
Сан-Францисский «мирный» договор 1951 года имел одну цель — стратегическое противостояние США и Англии, с одной стороны, и СССР и Китая, с другой. Тотчас после его ратификации в сенате США их администрация стала формировать военно-политические блоки союзных им государств в Юго-Восточной и Восточной Азии, направленные против СССР12. После официальной церемонии подписания Сан-Францисского договора был подписан японо-американский Договор о гарантии безопасности между Японией и Соединенными Штатами Америки, предоставивший США право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии или вблизи нее.
Отношения между двумя государствами были нормализованы в 1956 году подписанием Совместной Декларации СССР и Японии13. Декларация ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 08 декабря 1956 года, Правительством Японии — 08 декабря 1956 года14. Обмен ратификационными грамотами произведен в городе Токио 12 декабря 1956 года.
В п. 1 Декларации закреплено, что «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей Декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения». Советско-японские дипломатические отношения были восстановлены (п. 2 Декларации), СССР и Япония взаимно отказались от всех претензий друг к другу, возникших в
результате войны (п. 6 Декларации). Этот факт может остудить горячие головы тех, кто по сей день утверждает, что между Россией и Японией сохраняется «состояние войны», и разрешить эту проблему можно исключительно путем разрешения территориального вопроса.
В п. 9 Декларации подчеркнуто, что «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабо-маи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Отметим, речь идет об одном крупном острове и ряда мелких островов Малой Курильской гряды15.
Однако то, что было выгодно японцам, не устраивало американцев. США открыто воспротивились реализации советско-японских договоренностей и в ультимативной форме потребовали от Токио отказа от заключения мирного договора с СССР на условиях Совместной декларации. Госсекретарь Джон Даллес открыто пригрозил: если Япония согласится признать советскими Курильские острова, США навечно сохранят за собой оккупированный остров Окинаву и весь архипелаг Рюкю16. Следовательно, ответственность за то, что положение советско-японской Совместной Декларации 1956 г. осталось невыполненным во многом лежит на правительстве США. Нынешнее состояние дел в вопросе Курильских островов, отсутствие факта заключения формального мирного договора — это отголоски периода «холодной войны», создающие серьезную преграду для нахождения взаимоприемлемых компромиссов.
Важно отметить, что Россия сделала много шагов навстречу Японии, с целью урегулирования территориального конфликта. К примеру, существует режим безвизового въезда для граждан России, проживающих Курильских островах, граждан Японии, посещающих эти острова. Действуют особые правила рыбного промысла вокруг обозначенных островов. Однако со стороны Японии слышны только территориальные претензии. Например, 11 июня 2009 года нижняя палата Парламента Японии приняла поправки к действующему с 1982 года «Закону о специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий». Суть поправок -активизировать усилия для, скорейшего возвращения Японии «северных территорий», под которыми понимаются южные Курильские острова. При этом указанные острова объявлены в законе «исконными японскими территориями». В связи с этим Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Заявлении от 07 июля 2009 г. № 235-СФ17 выразил Японии решительный протест. В заявлении подчеркнуто, что «Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматри-
вает принятые Парламентом Японии поправки в качестве крайне недружественного жеста, оскорбительного для российского народа, всегда доброжелательно настроенного по отношению к Японии».
Хорошим примером того, как Япония может решить подобный конфликт является заключенный в 1978 году «Договор о мире и дружбе» с Китаем, оставляющий разрешение территориального вопроса (острова Сэнка-ку) на усмотрение будущих поколений. Однако в отношениях с Российской Федерацией Япония пытается добиться односторонних уступок, идущих вразрез с национальными интересами России.
Подчеркнем, что к вопросу о принадлежности островов главы двух государств возвращались неоднократно. Пример тому: Токийская декларация о российско-японских отношениях (г. Токио 13.10.1993)18, Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией (г. Москва 13.11.1998)19, Заявление Премьер-министра Японии и Президента РФ по проблеме мирного договора (г. Токио 05.09.2000), Иркутское Заявление Президента РФ и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора (г. Иркутск 25.03.2001)20, Совместное Заявление Президента РФ и Премьер-министра Японии о принятии российско-японского плана действий (г. Москва 10.01.2003)21 и другие.
Примечательно, что во всех документах упоминаются именно острова: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. В данный список включены острова, которые не входят в группу островов Малой Курильской гряды. Японская сторона планомерно, невзирая на позицию России, идет по пути искусственного нагнетания территориальных претензий к соседнему государству. Возникает вопрос, почему руководители нашего государства слабо акцентируют на этом внимание, не отстаивают положения Совместной Декларации СССР и Японии 1956 года?
В упомянутых документах подчеркивается стремление к окончательному преодолению трудного наследия прошлого в двусторонних отношениях, подтверждается решимость посредством энергичных переговоров заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. И мы подписываемся под данными соглашениями. На фоне заявлений лидеров Японии о «северных территориях, незаконно оккупированных Россией» из уст наших политиков звучат заявления, что «никто возвращать острова не собирается». Более того, глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров во время встречи 28 декабря 2009 года в Москве со своим японским коллегой заявляет о готовности «нестандартно» подойти к территориальному спору.
Складывается мнение, что до сегодняшнего дня российские политики не смогли выработать единую позицию в данном вопросе. К тому же не-
достаточно активно ведется работа по формированию общественного мнения по данному вопросу, слабо используются средства массовой информации, упоминающие о данной проблеме от случая к случаю. Между тем есть положительный опыт использования средств массовой информации во время освещения операции, проводимой с целью побуждения Грузии к миру в августе 2008 г.
Как-то тихо звучат сегодня голоса наших политиков на фоне заявлений Японцев, которые год за годом используют любой удобный момент для обозначения своей позиции. Пример тому июльские события сего года.
Двадцать пятого июля 2010 г. Президент России Дмитрий Медведе подписал Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 170-ФЗ22 «О внесении изменения в статью 1[1] Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». В России устанавливается новая памятная дата — 2 сентября — День окончания Второй мировой войны (1945 год). Международно-правовым основанием для установления новой памятной даты считается Акт о капитуляции Японии. День окончания Второй мировой войны отмечается во многих странах мира.
Министр иностранных дел Японии 27 июля 2010 года выразил сожаление в связи с данным решением. «Я не думаю, что это пойдет на пользу современным российско-японским отношениям», — заявил руководитель внешнеполитического ведомства Японии23.
Подобная политика не объединяет, а разделяет народы и сеет между ними рознь.
В этой связи подчеркнем, что ни правительства России, США, любого иного государства, тем более Японии, не вправе пересматривать итоги Второй мировой войны, придавать забвению подвиг народов, остановивших агрессора, ретушировать преступные деяния милитаристской Японии в ходе этой войны.
Перед российскими лидерами стоит задача решения не только политических вопросов в данном регионе. Долгие годы развитием Курил государство не занималось, жизнью граждан России в этом регионе никто не интересовался. Между тем данный регион очень важен с политической, экономической, военной и стратегической точек зрения. Без сомнения, для дальнейшего развития Курильских островов необходима федеральная поддержка.
В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов (Сахалинская область), обеспечению нормальной жизнедеятельности населения региона, защите стратегических интересов государства, Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 09 августа 2006 г. № 478 утвердило федеральную целевую
программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы»24.
Основная стратегическая цель Программы — создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов с обеспечением бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с экономическими системами РФ и Азиатско-Тихоокеанского региона. Это позволит продемонстрировать мировому сообществу, в частности Японии, что данный регион нам не чужд и Россия приложит максимум усилий для его развития, чтобы не «ранить чувства» на сей раз российского народа.
1 МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/2C52B95CC1267687
C32577CE004A7E91?OpenDocument (дата обращения: 04.10.2010).
2 Устав ООН [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: [Сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/index.shtml (дата обращения: 04.10.2010).
3 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 67-80.
4 См.: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны: в 6 т. — М.: Политиздат, 1984-1986.
5 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 137-139.
6 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 104-106.
7 Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в новейшее время. Основы лекционного курса. — Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1997.
8 Тегеран-Ялта-Потсдам. Сборник документов / Сост.: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбу-левский. — М.: Издательство «Международные отношения», 1970.
9 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 105-106.
10 См.: Зиланов В.К., Кошкин А.А., Латышев И.А., Плотников А.Ю., Сенченко И.А. Русские Курилы. История и современность. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы. — М.: Алгоритм, 2002.
11 Treaty of Peace with Japan. URL: http://www.taiwandocuments.org/
sanfrancisco01.htm (дата обращения: 04.10.2010).
12 Митрофанов А., Желтухин А. Отказ Громыко, или Почему Сталин не захватил Хоккайдо. — М.: Астра-Полиграфия, 2008.
13 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XVII и XVIII. — М.: Государственное издательство политической литературы, Министерство иностранных дел СССР, 1960, С. 257-260.
14 Ведомости Верховного Совета СССР, 1956 г, № 24.
15 См.: Игнатьев Г.А. Российская историография 90-х гг. о проблеме островов Малой Курильской гряды в российско-японских отношениях // Вестник новгородского государственного университета №25, 2003.
16 Кошкин А. Война закончилась, но мир не заключен // Независимое военное обозрение. Выпуск 32 (205) от 01.09.2000.
17 Собрание законодательства РФ, 13.07.2009, № 28, ст. 3387.
18 Бюллетень международных договоров. 1994. № 2. С. 66-68.
19 Дипломатический вестник, 1998. № 12. С. 11-14.
20 Дипломатический вестник, 2001. № 4. С. 55-56.
21 Дипломатический вестник, 2003. № 2. С. 26-35.
22 Российская газета — Федеральный выпуск №5242 от 26 июля 2010 г.
23 Япония сожалеет о решении РФ праздновать День окончания Второй Мировой [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ: [Сайт]. ИЯЬ: http://www.rian.ru/politics/ 20100727/258975001.Мш1 (дата обращения: 04.10.2010).
24 Собрание законодательства РФ, 21.08.2006, № 34, ст. 3671.
cyberleninka.ru
Курилы перед разменом
Как Россия и Япония могут решить курильскую проблему
5 сентября Владимир Путин дал понять, на какой основе может быть решена проблема спорных островов Курильской гряды между Россией и Японией. Ранее японский премьер Синдзо Абэ подчеркивал, что при наличии политической воли для разрешения конфликта в вопросе спорных территорий может быть поставлена точка. «Газета.Ru» разбиралась, каковы могут быть варианты компромисса.
5 сентября на пресс-конференции по итогам G20 в Ханчжоу российский президент Владимир Путин заявил, что компромисс по курильской проблеме может быть достигнут. Отправной точкой станет соглашение, заключенное СССР и Японией в 1956 году. В нем говорится о передаче двух южных островов Курильской гряды японской стороне. «Однако в соглашении не было оговорено много чего еще. Например, на каких условиях нужно осуществить передачу, и чей суверенитет будет над этими островами», — заявил Путин. Эти вопросы, очевидно, и являются главными камнями преткновения в территориальной проблеме, которая тянется за Москвой и Токио со времен Второй мировой войны.
На прошлой неделе на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке глава МИДа Сергей Лавров подчеркнул, что итоги консультаций по проблемам мирного договора с Японией будут известны в середине декабря, когда президент России совершит визит в Японию.
Сам Абэ, выступая на ВЭФ, призвал Путина урегулировать двусторонние отношения. «Давай поставим точку в этой ненормальной ситуации, которая существует уже 70 лет, и вместе начнем строить новую эпоху российско-японских отношений, которая будет длиться следующие 70 лет», — сказал японский премьер.
Японский лидер обращался к своему российскому коллеге на ты, чтобы подчеркнуть, что между ними сложились доверительные отношения.
Многочасовые переговоры, которые ведутся российскими и японскими дипломатами в 2016 году, означают, что желание найти решение территориальной проблемы есть со стороны и Токио, и России. Как отметил в своей речи Путин, это решение должно гарантировать, что «ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей».
Права победителей
СМИ сообщили о согласии Токио гарантировать россиянам проживание на Курилах
Проблема островов Малой Курильской гряды — Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи — существует с окончания Второй мировой войны, в которой союзник нацистcкой Германии Япония была побеждена силами США и СССР.
После подписания капитуляции Японии четыре острова, которые принадлежали Японии по русско-японскому договору 1855 года, вошли в состав СССР. Япония юрисдикцию советской стороны признавать отказалась. Мирный договор между двумя странами так и не был заключен.
К территориальному спору вернулись при правлении Никиты Хрущева, который хотел улучшить отношения с Японией.
В 1956 году Москва и Токио возобновили дипломатические отношения и заявили в совместной декларации, что полноценный мирный договор будет разработан.
В ее тексте говорилось: «Идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан. — «Газета.Ru») с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией». Именно об этом документе и говорил Путин на саммите G20.
Несмотря на то что в 1956 году обе палаты японского парламента ратифицировали договор, японская сторона, как недавно подчеркивал Путин, отказалась его выполнять.
Впрочем, первый сигнал о том, что передача островов Японии не может быть осуществлена, дал именно Советский Союз.
В записке в адрес правительства Японии в январе 1960 года представители СССР указали, что Япония, разместив у себя на территории военные базы, нарушает условия договора о передаче островов. В записке говорилось, что, соглашаясь на передачу островов, СССР учитывал национальные интересы Японии и миролюбивые намерения страны. А эти намерения поставили под сомнения американские войска, которые появились в Японии на постоянной основе.
Для широкой общественности ситуацию объяснила газета «Правда». В ней появилась статья, в которой утверждалось: военный договор Японии с США направлен против СССР, и, если острова будут переданы, на них вполне можно будет разместить новые американские базы. «Правда» писала, что острова передадут Токио только после вывода войск США и подписания мирного договора с СССР.
Россия и Япония обсудят Курильские острова
Этим возмутилось уже японское правительство, заявив, что международный документ не должен меняться в одностороннем порядке. В официальной ноте Токио также отмечал, что на момент заключения декларации с СССР в Японии уже были иностранные войска.
Именно после этого дипломатического скандала японская сторона заявила, что будет «неотступно добиваться» не только возвращения обещанных ранее Шикотана и Хабомаи, но и других «северных территорий», как здесь называют Курильскую гряду. С тех пор диалог был прерван.
Все или ничего
Сегодня, по мнению япониста, экс-заместителя главы МИДа Георгия Кунадзе, решение курильской проблемы найти будет довольно сложно, так как стороны не проявляют готовности изменить свои позиции.
«Не вижу ничего нового. Позиции сторон изначально взаимно непримиримые, опираются на массовую поддержку в своих странах. Без катастрофических потерь пойти на уступки нельзя», — рассказал он «Газете.Ru».
За долгие годы среди японской общественности сложился абсолютный консенсус о принадлежности островов малой Курильской гряды. Его придерживалась даже Коммунистическая партия Японии (КПЯ), оппозиционная, но независимая от СССР политическая сила. Позиции КПЯ были даже более радикальными. По мнению японских коммунистов, СССР должен был отдать Японии весть Курильский архипелаг. В годы «холодной войны» это стало причиной резкого ухудшения отношений между КПСС и КПЯ.
Стоит отметить, что президент СССР Михаил Горбачев, которого политические противники часто упрекали в сдаче советских позиций, во время визита в Японию в 1991 году не включил в свое совместное заявление с премьером страны упоминание о декларации 1956 года. Позиция Горбачева заключалась в том, чтобы не отдавать Японии ни одного острова.
«Шанс тогда был упущен. С тех пор возникли новые реальности», — объяснял свою позицию советский лидер.
Новый шанс для диалога по проблеме островов был дан уже президентом России Борисом Ельциным и его японским коллегой премьером Рю Хасимото, которого он именовал в своих мемуарах «Друг Рю». В октябре 1993 года в Токийской декларации Москва и Токио договорились, что «следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса».
При этом в 1997 году Ельцин на встрече с Хасимото заявил, что готов решить проблему, вернувшись к договору от 1855 года, то есть вернуть все четыре острова Японии. Как вспоминал участник встречи с российской стороны вице-премьер Борис Немцов, ему пришлось буквально умолять Ельцина не идти на этот шаг. Немцов говорил, что это решение может быть с негодованием воспринято общественностью на фоне общей тяжелой ситуации в стране.
Допустить компромисс
Император Японии Акихито начал подготовку к отречению от престола
В этом году декларации 1956 года исполнится 60 лет. Круглая дата может быть хорошей возможностью для серьезного сдвига в вопросе Курил.
Определенные возможности для этого есть. Обе стороны признают эту декларацию и отталкиваются от нее как от основного документа, который, как ранее отмечали российские дипломаты — собеседники «Газеты.Ru», является действующим юридическим документом, имеющим характер международного договора.
По мнению ведущего научного сотрудника Центра североамериканских исследований ИМЭМО Павла Гудева, для дипломатического прорыва требуется, чтобы японская сторона отошла от непримиримой позиции. «Они говорят, что предварительных условий быть не должно, а мы считаем, что должны быть», — считает он.
Если этот сдвиг произойдет, то вариантов решения проблемы может быть несколько, говорит Гудев. Один из вероятных вариантов — так называемый отложенный суверенитет.
Это означает, что в документах может быть зафиксировано, что часть островов перейдет под юрисдикцию Японии через 50 или даже 100 лет. Возможен и вариант, когда Японии будут переданы лишь сами острова, однако акватория вокруг них, а также ресурсы останутся в собственности России, добавил Гудев.
Учитывая, что в настоящее время острова делают Охотское море внутренним морем России, стороны также могут договориться о том, что судоходство в акватории было бы доступно лишь для кораблей России и Японии, добавил собеседник «Газеты.Ru».
Россия также должна потребовать от Японии, что на переданных ей островах не была создана военная инфраструктура, считает эксперт.
Добиться от Японии закрытия американской военной базы на Окинаве практически невозможно, отмечал в своей колонке для Asia Times военный аналитик Грант Ньюсхэм. Несмотря на то что поведение американских военных на Окинаве часто становилось поводом для протестов в самой Японии, американское военное присутствие рассматривается в Токио как важный фактор стабильности в регионе.
Окинава — «отличный плацдарм, откуда можно совершать различные военные операции для отражения агрессора», считает Ньюсхэм. При этом, если в годы «холодной войны» эта база служила для противодействия КНДР, сегодня ее основная роль — сдерживание Китая.
Мэтью Берроуз, директор прогнозного центра Atlantic Council и бывший прогнозист Национального совета по разведке США, — в интервью «Газете.Ru»
Вне зависимости от вариантов есть возможность, что стороны объявят о потенциальном компромиссе по Курилам во время государственного визита Путина в Японию в декабре.
Сам Путин в недавнем интервью Bloomberg упомянул, что с Китаем был достигнут территориальный компромисс по острову Тарабаров в 2004 году после переговоров, которые длились 40 лет.
Президент России отметил, что «в конце концов нашли компромисс». «Часть территории окончательно закреплена за Россией, часть территории окончательно закреплена за Китайской Народной Республикой», — рассказал Путин.
Георгий Кунадзе считает, что никакого компромисса по проблеме спорных островов достигнуто не будет. Эксперт, который в 1990-е годы участвовал в переговорах с японской стороной, утверждает, что японцам нужны не сами острова как таковые, а «принцип».
«Чтобы поднять эти острова до приличного уровня, нужно вложить миллиарды, а у Японии сегодня таких средств нет. Но здесь вопрос национального престижа», — добавил дипломат.
m.gazeta.ru