Общие и специальные правила перевозки грузов

Общие и специальные правила перевозки грузов (4-М). Том 2 Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов

Начало-т. 1 см. здесь.
Настоящие Правила разработаны с учетом положений Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.» (Конвенция СОЛАС-74) и Кодекса безопасной практики размещения и крепления грузов» (Кодекс РКГ).

Правила устанавливают основные положения по размещению, укладке, креплению и морской перевозке генеральных грузов, направленные на обеспечение безопасности людей, сохранности судов и перевозимых грузов, и обязательны для всех участников морского транспортного процесса.

Под «генеральными грузами» в смысле настоящих Правил понимаются различные штучные грузы, металлопродукция всех разновидностей, подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном и гусеничном ходу), железобетонные изделия и конструкции, контейнеры, тарно-штучные грузы, грузы в транспортных пакетах, крупногабаритные и тяжеловесные грузы, лесные грузы (по ГОСТ 26653).
Данные правила еще действуют, однако вышли новые дополненные:
Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов (4-М). Том 2, книга 2.
Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов (4-М). Том 2, книга 3

Содержание
РД 31.11.21.16-96. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Документация, необходимая для морской перевозки грузов
1.2. Обязанности участников транспортного процесса
2. ТРЕБОВАНИЯ К ГРУЗУ, ТАРЕ, УПАКОВКЕ И МАРКИРОВКЕ
2.1. Требования к грузу
2.2. Требования к таре и упаковке
3. ПОДГОТОВКА ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И СУДОВЫХ УСТРОЙСТВ К ПРИЕМУ ГРУЗА
4. РАЗМЕЩЕНИЕ, УКЛАДКА И КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗА НА СУДНЕ
4.1. Классификация грузов по модели смещения
4.2. Размещение груза на судне
4.3. Укладка и крепление груза
4.4. Материалы и средства для креппения грузов
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СУДНА И СОХРАННОСТИ ГРУЗА В РЕЙСЕ
6. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ КРЕПЛЕНИИ ГРУЗОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «ИНФОРМАЦИЯ о ГРУЗЕ» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПОДГОТОВКЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. «СЕРТИФИКАТ О БЕЗОПАСНОЙ УКЛАДКЕ И КРЕПЛЕНИИ ГРУЗА» И АКТ О выполнении СИЛАМИ ПОРТА РАБОТ ПО КРЕПЛЕНИЮ ГРУЗА»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. «Акт о готовности СУДНА К ПОГРУЗКЕ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ С ПОВЫШЕННЫМ КОЭФФИЦИЕНТОМ ТРЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИХ ГРУЗОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. НОРМЫ ПРОЧНОСТИ СРЕДСТВ КРЕПЛЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. РУКОВОДСТВО ИМО ПО РАЗРАБОТКЕ «НАСТАВЛЕНИЙ ПО КРЕПЛЕНИЮ ГРУЗОВ» ЦИРКУЛЯР КБМ ИМО №745
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. МЕТОДЫ СЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСТРОЙСТВ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ГРУЗА. ЦИРКУЛЯР КБМ ИМО №664
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ГЛАВА VI КОНВЕНЦИИ СОЛАС-74 «ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ» (в РЕДАКЦИИ 1995 г.)
РД 31.11.21.23-96. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. УКЛАДКА И КРЕПЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ
2.1. Трубы стальные, перевозимые поштучно в грузовых помещениях
2.2. Трубы стальные диаметром от 530 до 1620 мм с покрытием и без покрытия, перевозимые поштучно на верхней палубе
2.3. Трубы чугунные
2.4. Стальной лист в рулонах
2.5. Листы стальные, перевозимые поштучно
2.6. Пакеты стальных листов на салазках и без них
2.7. Прокат профильный
2.8. Арматурная проволока в рулонах
2.9. Проволока-катанка в пакетах
2.10. Проволока-катанка в мотках непакетированная
2.11. Стальные слитки
2.12. Стальные слябы
2.13. Стальные блюмы
2.14. Стальные заготовки
2.15. Изложницы
2.16. Валы и оси
2.17. Бандажи и цельнокатаные колеса
2.18. Чугун в чушках
2.19. Стальные шары мелющие
2.20. Металлолом
2.21. Цветные металлы и сплавы
2.22. Чушки цветных металлов в пакетах со скрепляющими обвязками
2.23. Слитки черновой меди
2.24. Пакеты листовых катодов меди и никеля
2.25. Чушки первичного алюминия..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УДЕЛЬНЫЙ ПОГРУЗОЧНЫЙ ОБЪЕМ СТАЛЬНЫХ ТРУБ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Угол ПРЕДЕЛЬНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ ШТАБЕЛЯ ТРУБ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ И НЕОБХОДИМОГО ЧИСЛА НАЙТОВОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КРЕПЛЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СПОСОБЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ШТАБЕЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ДЛИННОМЕРНОГО ПРОКАТА И МЕТОДИКА РАСЧЕТА РАЗРЫВНОЙ ПРОЧНОСТИ СТАЛЬНОГО КАНАТА, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО ЯРУСА ШТАБЕЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ПРОКАТА
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ УПРУГОДЕФОРМИРУЕМОГО ГРУЗА ПРОВОЛОКИ-КАТАНКИ В МОТКАХ, ПОГРУЖЕННОГО НАВАЛОМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ ШТАБЕЛЕЙ СЛИТКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ИЗЛОЖНИЦ
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ ЧУГУНА В ЧУШКАХ УДЛИНЕННОЙ ФОРМЫ НАВАЛОМ НА МЕТАЛЛИЧЕСКОМ НАСТИЛЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. ПЕРЕЧЕНЬ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ФОРМ ИХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СХЕМЫ УКЛАДКИ СЛИТКОВ ЧЕРНОВОЙ МЕДИ В ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СУДОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СХЕМЫ УКЛАДКИ И КРЕПЛЕНИЯ ПАКЕТОВ КАТОДОВ МЕДИ и НИКЕЛЯ В ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СУДОВ
РД 31,11.21.19-96. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПОДВИЖНОЙ ТЕХНИКИ
1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ТЕХНИКИ (ПТ)
2. ХРАНЕНИЕ ПТ S ПОРТАХ
3. ПОРЯДОК ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПТ В ПОРТАХ И ПОГРУЗКИ ЕЁ НА СУДА
4. ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ, ПЕРЕВОЗЯЩИМ ПТ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ВЫСОТА ШТАБЕЛИРОВАНИЯ ПАКЕТИРОВАННЫХ ГРУЗОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТАНОВКЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЗНАКОВ НА ПАКЕТАХ СПО
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СХЕМЫ ПЛАТФОРМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. РАСЧЕТ ЧИСЛА ПАКЕТОВ, РАЗМЕЩАЕМЫХ В ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СУДОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ФОРМАТ, ОБЪЕМ И МАССА ПАКЕТА ФАНЕРЫ (БЕРЕЗОВОЙ)
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ФОРМАТ, ОБЪЕМ И МАССА ПАКЕТА ДВП И ПАКЕТА ДСП
РД 31.11.21.24-96. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ (КТГ)
1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРАВИЛАХ
2. ДОКУМЕНТАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ КОНКРЕТНОГО КТГ
3. ТРЕБОВАНИЯ К ГРУЗУ
4. ТРЕБОВАНИЯ К СУДНУ
5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ КТГ НА СУДНЕ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ ПЕРЕВОЗКИ
6. ТРЕБОВАНИЯ К КРЕПЛЕНИЮ КТГ НА СУДНЕ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ ПЕРЕВОЗКИ
7. РАЗМЕЩЕНИЕ И КРЕПЛЕНИЕ КТГ НА СУДНЕ
8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СУДНА И СОХРАННОСТИ ГРУЗА В РЕЙСЕ
9. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ КТГ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКА РАСЧЕТА СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА КТГ НА БОРТУ СУДНА И ЭЛЕМЕНТОВ КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РАСЧЕТНЫЕ И ПРЕДЕЛЬНО ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫСОТ ВОЛН 3% ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МАТЕРИАЛЫ И СРЕДСТВА КРЕПЛЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА УСИЛИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ГРУЗ
РД 31.11.21.03-96. ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НАТУРАЛЬНОГО КАУЧУКА И ЛАТЕКСА
1. ПЕРЕВОЗКА НАТУРАЛЬНОГО КАУЧУКА.
2. ПЕРЕВОЗКА ЛАТЕКСА
ПРИЛОЖЕНИЕ. ТРАНСПОРТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАУЧУКА И ЛАТЕКСА
РД 31.11.21,04-96. ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ СТАНДАРТНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ
РД 31.11.21.25-96. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. ЯЩИКИ, КИПЫ (ТЮКИ)
3. МЕШКИ
4. ГРУЗЫ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ (БОЧКИ, БАРАБАНЫ, БАЛЛОНЫ)
РД 31.11.21.26-96. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРАНИТА И МРАМОРА В ПЛИТАХ И ГЛЫБАХ
1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ
3. ТРАНСПОРТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗА
4. УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ
5. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

www.morkniga.ru

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ МОРЕМ
РД 31.10.10-89

Настоящие Общие правила перевозки грузов морем (в дальнейшем — Общие правила) регулируют планирование морских перевозок, основные условия и порядок перевозки грузов в заграничном и каботажном плавании и транспортно-экспедиторской обработки грузов в морских торговых портах, а также взаимоотношения морского флота с другими видами транспорта. На основании Кодекса торгового мореплавания Союза ССР Общие правила обязательны для всех министерств, государственных комитетов, ведомств, организаций и граждан.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с Общими правилами пароходства Минморфлота СССР осуществляют перевозки грузов:

между морскими торговыми портами и портовыми пунктами, подведомственными Министерству морского флота СССР;

между морскими торговыми портами и портовыми пунктами, подведомственными Министерству морского флота СССР, и портами и портовыми пунктами других министерств и ведомств;

между портами и портовыми пунктами других министерств и ведомств, открытых для производства соответствующих операций;

между морскими торговыми портами Союза ССР и портами других государств, а также между иностранными портами, если иное не предусмотрено специальными постановлениями и правилами, действующими в отношении заграничных перевозок, а в надлежащих случаях договорами, заключенными пароходствами с иностранными фрахтователями.

1.2. В соответствии с Общими правилами пароходства осуществляют перевозки грузов в международных прямых смешанных железнодорожно-водных (морских, паромных) грузовых и международном прямом водном лихтеровозном сообщениях, а также в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом водном сообщениях, если иное не предусмотрено особыми соглашениями и правилами, регулирующими эти перевозки.

1.3. Перевозка войск, вооружения и воинского снаряжения, а также перевозка почты осуществляются на основании Общих правил и специальных правил, утвержденных Министерством морского флота СССР по согласованию с соответствующими министерствами.

1.4. Транспортно-экспедиторские операции по обработке внешнеторговых грузов в морских торговых портах регулируются Общими правилами во всем, что не предусмотрено соглашениями между Министерством морского флота СССР и другими заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами или прямыми договорами, заключенными между портами и грузовладельцами, а также правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в морские порты, утвержденными Министерством морского флота СССР и министерствами автомобильного транспорта союзных республик, соглашениями между Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР и органами управления водным транспортом других союзных республик.

1.5. Порты и портовые пункты производят прием, хранение, погрузку, выгрузку и выдачу грузов, а также транспортно-экспедиторские операции и операции, связанные с перевозками пассажиров и багажа.

Порты и портовые пункты могут открываться для производства всех или некоторых из перечисленных выше операций.

Открытие портов и портовых пунктов для выполнения всех или некоторых операций, в том числе и погрузочно-разгрузочных на рейде, и определение условий их выполнения производятся Министерством морского флота СССР с опубликованием в Сборнике правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР.

Открытие для операций по приему, хранению, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, а также для транспортно-экспедиторских операций портов и портовых пунктов, не подведомственных Министерству морского флота СССР, производится соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами по согласованию с Минморфлотом и МПС.

Выполнение операций, для которых порт (портовый пункт) объявлен открытым, является для данного порта (портового пункта) обязательным.

Использование в морских портах причалов, складов, складских площадей не по прямому назначению, а также для длительного хранения грузов запрещается.

1.6. В развитие Общих правил и в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Союза ССР Министерство морского флота СССР разрабатывает, утверждает и публикует в Сборнике правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР обязательные для всех министерств, государственных комитетов, ведомств, организаций и граждан правила, инструкции и положения по вопросам перевозки грузов, буксировок леса в плотах и других объектов, производства портами транспортно-экспедиторских операций.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

2.1. Перевозка грузов морским транспортом СССР осуществляется на основе государственных планов перевозок грузов, утверждаемых в установленном порядке.

Порядок и сроки составления планов перевозок грузов определяются Положением о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утверждаемым Советом Министров СССР.

2.2. Перевозчик и грузовладелец заключают прямые договоры на перевозку грузов, в которых могут определять условия, не предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Союза ССР и Общими правилами, но вытекающие из особенностей грузов и их перевозки.

2.3. Планирование морских перевозок грузов осуществляется морскими пароходствами в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и изданными на его основании постановлениями и решениями Совета Министров СССР и другими нормативными актами.

2.4. Пароходства самостоятельно разрабатывают и утверждают пятилетние планы перевозок грузов в заграничном сообщении и каботаже с распределением по годам.

Пятилетний план перевозок грузов пароходством формируется на основе:

контрольных цифр развития народного хозяйства на планируемую пятилетку;

государственных заказов, выдаваемых Госпланом СССР;

долговременных экономических нормативов и лимитов;

прямых хозяйственных договоров с потребителями услуг морского транспорта.

2.5. Годовые планы перевозок грузов в заграничном сообщении и каботаже с разбивкой по кварталам разрабатываются и утверждаются пароходствами самостоятельно, исходя из пятилетнего плана и заключаемых прямых хозяйственных договоров.

2.6. В ходе разработки пятилетних, годовых и квартальных планов Министерство морского флота СССР совместно с пароходствами обеспечивает комплексную увязку их предложений в соответствии с утвержденной Минморфлотом специализацией пароходств.

2.7. Перевозка грузов в универсальных и специализированных контейнерах и в пакетах выполняется в счет общих планов перевозок грузов.

2.8. На основании плана перевозок для каждого отдельного отправителя грузов в каботаже устанавливается плановый месячный объем перевозок, а для отправителей грузов в большом каботаже и заграничном сообщении устанавливаются также месячные графики подачи судов под погрузку. Графики в заграничном сообщении согласовываются с Министерством морского флота СССР.

2.9. В исключительных случаях прием грузов для перевозки в определенных направлениях или назначением в определенные порты может быть запрещен (конвенционное запрещение) министром морского флота с извещением об этом заинтересованных организаций и с сообщением Совету Министров СССР о таком запрещении.

В случаях явлений стихийного характера, крушений, аварий, вызвавших перерыв движения, а также при объявлении карантина прием грузов может быть временно прекращен или ограничен распоряжением начальника пароходства с немедленным уведомлением об этом министра морского флота СССР, который устанавливает срок действия прекращения приема грузов или его ограничения.

О запрещении или приостановлении приема грузов начальник пароходства немедленно уведомляет грузовладельцев, а при перевозке грузов в прямых смешанных сообщениях — также и организации других видов транспорта.

2.10. Начальники пароходств имеют право по письменным заявлениям отправителя, получателя или министерства (ведомства), в систему которого входит получатель:

изменять пункты отправления и назначения груза, принятого к перевозке (переадресовывать груз), если это не ведет к нерациональному использованию транспортных средств;

разрешать замену груза одного рода другим в пределах отдельных групп грузов, предусмотренных номенклатурой квартального плана;

предоставлять суда под погрузку грузов, не предусмотренных планом и сверх плана, без ущерба для выполнения плана по отправителям и родам грузов.

2.11. Изменение пунктов назначения при перевозках в малом каботаже допускается в исключительных случаях в направлении, предусмотренном планом. При этом для грузов, находящихся в пути, применяется особый порядок расчета провозной платы, предусмотренный тарифами. Для грузов, принятых к перевозке или находящихся в пути, с организации, по требованию которой изменяется пункт назначения, взимается предусмотренный тарифами штраф.

Организация, потребовавшая переадресовки груза, является ответственной перед первоначальным адресатом за последствия этого изменения и обязана также урегулировать расчеты между отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза.

При переадресовке груза по требованию министерства (государственного комитета, ведомства), в систему которого входит получатель груза, штраф взыскивается с получателя.

2.12. Если изменение пунктов назначения грузов, принятых к перевозке, но еще не отправленных, вызывается причинами, зависящими от пароходств, или от неблагоприятных условий судоходства, или от стихийных явлений, переадресовка производится пароходством по соглашению с грузовладельцем, и провозная плата в этих случаях взимается по фактическому пробегу.

Во всех случаях переадресовки грузов, производимой по решениям правительства, провозная плата взимается по фактическому пробегу.

При переадресовке грузов в случаях, указанных выше, штраф за переадресовку не взыскивается.

Переадресовка скоропортящихся грузов может разрешаться только в пределах допустимого срока перевозки по качественному удостоверению.

Переадресовка домашних вещей граждан производится по их заявлениям на имя начальника порта отправления либо начальника порта первоначального назначения без взыскания штрафа за переадресовку.

Повторная и в обратном направлении переадресовки грузов не допускаются.

2.13. Заходы судов в дополнительные порты погрузки или выгрузки допускаются по заявлению отправителя с разрешения начальника пароходства со взиманием дополнительной провозной платы и сборов, предусмотренных тарифами или в надлежащих случаях — соглашением.

2.14. Плата за перевозку грузов и дополнительные сборы за выполнение операций, связанных с перевозкой, исчисляются согласно действующим на морском транспорте тарифам и правилам их исчисления, а также соглашениям (прямым договорам).

Плата за перевозку грузов должна быть внесена при перевозках в каботаже до сдачи груза перевозчику, а при перевозках в заграничном сообщении — в соответствии с условиями договора морской перевозки.

При отгрузке импортных грузов плата за перевозку, равно как и другие платы и сборы, взыскивается в порту (на станции) назначения.

За несвоевременное внесение провозной платы отправитель (фрахтователь) уплачивает за каждый день просрочки штраф в размере 1% от суммы невнесенных платежей. Штраф в таком же размере взыскивается с получателя, задержавшего оплату причитающихся пароходству (порту) сумм.

2.15. Срок, в течение которого груз должен быть погружен в судно и выгружен из него, определяется в советских морских портах на основании установленных норм обработки судов. Нормы обработки судов в морских торговых портах и нормы обработки судов Министерства морского флота СССР в портах других министерств и ведомств, обязательные для всех предприятий и организаций, утверждаются Министерством морского флота СССР.

Нормы обработки судов Министерства морского флота СССР в речных портах разрабатываются и утверждаются Министерством речного флота РСФСР и органами управления речным транспортом других союзных республик по согласованию с Министерством морского флота.

2.16. Нормы обработки судов Министерства морского флота СССР в иностранных портах согласовываются Министерством морского флота СССР с министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами (отправителями/получателями).

3. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ

3.1. По договору морской перевозки груза перевозчик (фрахтовщик) обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать правомочному на его получение лицу (получателю), а отправитель (фрахтователь) обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

3.2. Договор перевозки грузов оформляется следующими перевозочными документами:

3.2.1. В заграничном сообщении — чартером и коносаментом или только коносаментом (морской накладной), а также другими письменными доказательствами.

3.2.2. В международных прямых смешанных сообщениях — документами, предусмотренными соглашениями и правилами, регулирующими отдельные виды перевозок.

3.2.3. В каботаже (межпортовом сообщении) — коносаментом (морской накладной).

3.2.4. В прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, прямом водном сообщении и при буксировке плотов — накладной.

3.3. Коносамент (морская накладная) составляется и подписывается перевозчиком или его агентом за счет перевозчика на основании погрузочного ордера или экспортного поручения, предъявляемого отправителем не менее чем в 2 экз.

По желанию отправителя при перевозке грузов в заграничном сообщении ему может быть выдана за отдельную плату копия коносамента (морской накладной).

3.4. Наименование, форма, содержание и условия применения перевозочного документа, оформляющего договор перевозки в международных прямых смешанных сообщениях между СССР и другими социалистическими странами, устанавливаются правилами, согласованными Министерством морского флота СССР с транспортными министерствами стран — участниц соглашения о данном виде сообщения.

3.5. Накладная прямого водного и прямого смешанного железнодорожно-водного сообщений составляется и подписывается отправителем, представляется им первому перевозчику одновременно с предъявлением груза, сопровождает груз на всем пути его следования и выдается в пункте назначения вместе с грузом получателю.

Перевозчик, приняв груз и накладную, выдает отправителю квитанцию.

3.6. Одновременно с предъявлением груза к перевозке отправитель должен передать перевозчику все документы, требуемые портовыми, таможенными, санитарными или иными правилами.

Перевозчик не обязан проверять правильность и достаточность этих документов.

3.7. В соответствии с РД 31.10.29-87 и РД 31.10.20-89 в каботаже грузы могут перевозиться в опломбированном службой «Трансфлот» либо портом отправления, а также отправителем или его экспедитором помещении судна (лихтере).

3.8. В соответствии с РД 31.10.16-89 грузы могут перевозиться в сопровождении проводников грузовладельца.

3.9. Грузы в зависимости от их рода и свойств перевозятся с указанием в перевозочном документе массы брутто и количества мест (генеральные грузы) либо только массы (навалочные и насыпные грузы) и других данных, предусмотренных специальными правилами перевозок.

При сдаче отправителем и приеме морским транспортом груза к перевозке его масса брутто должна быть определена отправителем и указана в погрузочном ордере (экспортном поручении) и перевозочном документе.

Масса брутто груза определяется по стандарту, взвешиванием или подсчетом общей массы брутто, указанной на грузовых местах.

Масса отдельных грузов может определяться расчетным путем, по обмеру или условно. Перечень грузов, масса которых может определяться расчетным путем, по обмеру или условно, устанавливается правилами, издаваемыми Министерством морского флота.

За взвешивание груза на весах порта с отправителя взимается сбор в размере, предусмотренном тарифом. За взвешивание груза на весах отправителя, а также на вагонных весах или других весах, принадлежащих железной дороге, взимается плата только за выделяемую морским транспортом рабочую силу.

Допускается определение массы навалочных и насыпных грузов по осадке судна. При этом масса насыпных грузов окончательно определяется после перевески на вагонных, элеваторных и автомобильных весах.

3.10. Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предохранения от утраты, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправных таре и упаковке, соответствующих техническим требованиям государственных стандартов, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты не установлены, — в иностранных таре и упаковке, обеспечивающих их сохранность при перевозке и перевалке.

Сельскохозяйственные продукты, отправляемые из советских морских портов (портовых пунктов) колхозами, организациями потребительской кооперации и гражданами, могут приниматься к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

Грузы, предъявляемые к перевозке в таре или отдельными местами (поштучно), должны иметь на упаковке ясные отличительные знаки и маркировку согласно государственному стандарту.

3.11. Погрузка грузов в суда и выгрузка их из судов в портах и портовых пунктах Министерства морского флота СССР, открытых в соответствии с п. 1.5 Общих правил для производства грузовых операций их силами и средствами, осуществляются портами (портовыми пунктами) за счет отправителей или получателей грузов либо по соглашению с грузовладельцем за счет перевозчика.

Погрузка грузов в суда и выгрузка их из судов в портах и портовых пунктах Министерства морского флота СССР, не открытых для производства грузовых операций их силами и средствами, а также в портах и портовых пунктах других министерств и ведомств производятся силами, средствами и за счет отправителей или получателей грузов.

В этих случаях прием грузов к перевозке от отправителей и сдача грузов получателям производятся администрацией судов в трюме или у борта судна в соответствии с действующими на морском транспорте правилами.

Прием грузов от отправителей и сдача грузов получателям в рейдовых портах и пунктах других министерств и ведомств независимо от производства грузовых операций силами и средствами грузовладельца либо перевозчика во всех случаях производятся в трюме судна.

Судовая администрация во всех случаях обязана безвозмездно обеспечить освещение трюмов и палуб и предоставить для погрузки и выгрузки груза имеющиеся на судне исправные грузовые устройства (лебедки, стрелы).

3.12. Суда, подаваемые перевозчиком под погрузку, должны быть в мореходном состоянии: трюмы и другие грузовые помещения, предназначенные для перевозки грузов, должны быть очищены от остатков ранее перевозимого груза и приведены в состояние, обеспечивающее перевозку и сохранность груза. К началу рейса (моменту выхода судна из порта) перевозчик должен обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и снабдить всем необходимым.

Если после выгрузки перевезенных грузов судно не может быть подано по погрузку других грузов без предварительной обработки (зачистки, дегазации, дезинфекции, дератизации), такая обработка по требованию пароходства производится средствами и за счет получателя.

В случае нарушения отправителем запланированного ассортимента грузов, вызвавшего необходимость дополнительной подготовки судна, эта работа производится перевозчиком за счет отправителя с оплатой стоянки судна по арендным ставкам.

3.13. Погрузка грузов в судно производится по грузовому плану, утвержденному капитаном судна. За правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне несет ответственность администрация судна.

Проект грузового плана составляется организацией, производящей погрузку грузов в судно.

Указания администрации судна в части погрузки, размещения, крепления, сепарации и выгрузки груза обязательны для организации и лиц, производящих грузовые работы.

Груз размещается по усмотрению капитана, но не может быть помещен на палубе без письменного согласия отправителя, за исключением грузов, допускаемых к перевозке на палубе согласно правилам, действующим на морском транспорте, или обычаям данной отрасли торговли.

В каботаже на палубе могут перевозиться также все грузы, допускаемые к перевозке на открытом подвижном составе железнодорожного транспорта.

Подтверждением согласия отправителя на перевозку груза на палубе может служить также принятие отправителем коносамента (морской накладной), накладной с отметкой о перевозке груза на палубе.

3.14. Необходимые для погрузки, крепления, перевозки и выгрузки груза приспособления и вспомогательные материалы, как-то: жесткая и мягкая сепарация, металл, пиломатериалы для устройства настилов, крепежные материалы, брезенты, временное оборудование для перевозки живности и спецгруза и т.п., предоставляются отправителем (фрахтователем) и за его счет.

Крепежные материалы многократного использования (талрепы, зажимы, скобы) предоставляются судном.

Устройство на судне необходимых для перевозки грузов приспособлений, сепарация и крепление грузов осуществляются за счет отправителей силами и средствами организации, производящей погрузку грузов.

Оборудование трюмов (спецнастил, фальшпайол, клеткование, обшивка и т.д.), необходимое для обеспечения безопасности мореплавания, производится за счет перевозчика.

Использованные для перевозки грузов вспомогательные материалы сдаются перевозчиком в пункте назначения груза по указанию получателя. Сдача этих материалов производится по их фактическому наличию и состоянию.

3.15. При скоплении в морских торговых портах перевозимых в каботаже и сдаваемых на месте импортных грузов вследствие несвоевременного вывоза этих грузов получателями по их вине начальник порта имеет право перемещать грузы для хранения на другие склады за счет получателя и повышать ставки платы за хранение грузов до трехкратного размера.

Повышенная плата за хранение груза вводится не ранее суток после письменного уведомления об этом организации, к которой предполагается применить эти санкции.

3.16. Перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки, а если они не установлены, — в обычно принятые сроки.

Сроки доставки грузов в каботаже и правила их исчисления устанавливаются Министерством морского флота СССР по согласованию с Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению.

3.17. Сроки открытия и закрытия навигации, начала и окончания приема грузов портами Министерства морского флота от отправителей устанавливаются Министерством морского флота СССР и объявляются в тарифных извещениях.

3.18. Если в коносаменте (накладной) указаны адреса получателя и способ посылки извещения о прибытии груза, перевозчик (порт назначения) обязан послать таковое в день прибытия груза и во всяком случае не позднее 12 ч следующего дня, хотя бы груз прибыл и ранее истечения срока давности.

Если по каким-либо причинам перевозчик (порт назначения) не может исполнить поручения об извещении получателя, то он сообщает об этом отправителю через порт отправления. При этом перевозчик (порт назначения) не несет ответственности за неисполнение поручения об уведомлении и не лишается права на взыскание платы за хранение.

Требовать от перевозчика (порта назначения) доказательства посылки им уведомления грузовладелец может только в том случае, если при указанном им способе перевозчик (порт назначения) может получить расписку или другой документ, удостоверяющий посылку такого уведомления.

За посылку извещений портом с грузовладельца взыскивается установленный сбор.

3.19. Отправителю предоставляется право изменять указанного в перевозочном документе получателя без изменения порта назначения. Заявление об изменении получателя подается начальнику порта отправления с приложением коносамента или квитанции. Пароходство выполняет это распоряжение отправителя, если груз не выдан получателю, указанному в коносаменте (морской накладной), накладной.

3.20. Получатель обязан принять и вывезти из порта прибывший в его адрес груз. Опасные и скоропортящиеся грузы выгружаются по прямому варианту «борт судна — транспорт получателя» и вывозятся получателем немедленно.

Прибывшие грузы хранятся в порту назначения и отгружаются получателям в соответствии с Правилами приема, хранения и отпуска грузов морскими торговыми портами либо прямыми договорами на транспортно-экспедиторское обслуживание.

3.21. Груз выдается получателю после оплаты последним всех причитающихся транспорту платежей и сборов. При невнесении получателем всех платежей и сборов, причитающихся транспорту, пароходство вправе по истечении срока хранения считать этот груз невостребованным.

О невостребованных грузах порт назначения сообщает порту отправления, а последний уведомляет отправителя письменно или в форме соответствующего объявления, вывешиваемого в порту.

Отправитель невостребованного груза вправе распорядиться этим грузом, причем пароходство, исполнившее распоряжение отправителя, не несет перед получателем ответственности.

Если отправитель в 10-дневный срок со дня получения извещения о невостребованных грузах не обеспечит их приема и вывоза, пароходство имеет право передать (реализовать) груз другой организации в установленном порядке.

Передаче другим организациям в порядке реализации также подлежат грузы:

принадлежность которых не установлена (бездокументные);

которым угрожает порча или утрата в пути;

поврежденные, дальнейшая перевозка которых невозможна.

Порядок оценки и передачи (реализации) грузов другим организациям устанавливается специальными правилами.

3.22. Если груз адресован в пункт, где у перевозчика нет помещений, пригодных для хранения данного груза, отправитель груза, перевозимого в каботаже, обязан известить получателя о времени ожидаемого прибытия судна в пункт назначения.

Если получатель к моменту прибытия груза за ним не явился, перевозчик обязан уведомить об этом по телеграфу отправителя и потребовать его указаний.

Если в 3-дневный срок с момента отправки уведомления не поступит распоряжения отправителя о том, как поступить с грузом, перевозчик может доставить и выгрузить груз в ближайшем пункте, где перевозчик располагает необходимыми складскими помещениями, а при отсутствии такой возможности — возвратить этот груз в пункт отправления.

За время ожидания судном приема груза получателем с последнего взыскивается штраф как за простой судна.

Кроме того, с получателя взыскиваются расходы по выгрузке и хранению груза в пункте вынужденной выгрузки или в пункте отправления, а также стоимость дополнительной перевозки.

3.23. В случае передачи (реализации) груза другим организациям сумма, вырученная от передачи, обращается на удовлетворение всех платежей, причитающихся морскому транспорту, преимущественно перед всеми прочими долгами грузовладельца.

3.24. В случае, если вырученная при продаже груза сумма не покроет платежей, причитающихся морскому транспорту, последний имеет право взыскать недостающую сумму с отправителя. Вырученные от реализации грузов суммы, не востребованные в течение 6 мес. владельцами грузов от пароходств, подлежат перечислению:

3.24.1. При реализации невостребованных грузов — в доход союзного бюджета за вычетом сумм, причитающихся транспорту.

3.24.2. При реализации бездокументных грузов — в доход перевозчика на покрытие убытков по оплаченным претензиям клиентуры за не прибывшие по назначению грузы.

3.25. По требованию получателя перевозчик обязан проверить в пункте назначения количество доставленного груза и состояние тары:

если груз был принят к перевозке по стандартной массе, по массе, указанной на грузовых местах, по условной массе или по массе, заявленной отправителем, то производится проверка массы только поврежденных грузовых мест;

при исправности тары груз выдается получателю по количеству грузовых мест без проверки массы;

вскрытие отдельных грузовых мест и проверку груза по фактурам и спецификациям порт (портовый пункт) назначения обязан производить в случаях и в порядке, предусмотренных в специальных правилах;

грузы, прием или сдача которых производится в рейдовых условиях, принимаются к перевозке и сдаются получателям счетом или по массе, заявленной отправителем;

вскрытие при выдаче в рейдовых условиях грузовых мест в поврежденной таре или с признаками недостачи или порчи содержимого должно производиться на борту судна.

Масса насыпных и навалочных грузов проверяется получателем без участия перевозчика.

Масса груза считается правильной, если разница в массе, определенной в порту (портовом пункте) отправления и оказавшейся в порту (портовом пункте) назначения, не превышает допустимой нормы расхождения в показании весов, устанавливаемой Госстандартом СССР для весов данного типа, и норм естественной убыли.

3.26. Если при перевозке груза в пункте назначения установлены утрата, повреждение груза или разница в массе, перевозчик обязан в соответствии с правилами составить акт.

3.27. Если при приеме груза, перевозимого по коносаменту (морской накладной), получатель письменно не заявил перевозчику о недостаче или повреждении груза, то считается, если иное не будет доказано, что он получил груз в соответствии с условиями коносамента (морской накладной). Письменное заявление не требуется, если груз был осмотрен или проверен получателем совместно с перевозчиком.

Если недостача или повреждение не могли быть обнаружены при обычном способе приема груза, то получатель может заявить перевозчику о недостаче или повреждении груза в течение 3 дней после его приема.

3.28. Порядок и условия погрузки грузов в контейнеры и выгрузки их из контейнеров и перевозки контейнеров регламентируются Правилами перевозки контейнеров морским транспортом.

3.29. При перевозке грузов в пакетах грузы принимаются перевозчиком от отправителя по числу пакетов без проверки количества и состояния упаковки единиц груза в каждом пакете и выдаются в таком же порядке получателю.

Перевозка грузов в пакетах производится в соответствии с Правилами безопасности морской перевозки пакетированных грузов (РД 31.11.21.13-87).

3.30. Плоты леса принимаются от отправителей для буксировки в состоянии, соответствующем установленным правилам сплотки, а при отсутствии таких правил — в состоянии, обеспечивающем доставку плотов в сохранности.

Буксировка плотов леса производится в соответствии с правилами, утвержденными Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством лесной промышленности, а в надлежащих случаях — и с другими министерствами и ведомствами СССР, отправляющими лес в плотах.

3.31. Все причитающиеся пароходству (портам) платежи и сборы уплачиваются в пункте отправления наличными деньгами или чеками Государственного банка СССР. По согласованию сторон допускаются иные формы взаиморасчетов.

Провозные платежи и сборы исчисляются за фактически переведенное количество грузов, но не менее чем за количество груза, указанное в транспортных документах.

3.32. При неправильном определении тарифа или ошибках в расчетах при исчислении провозной платы и дополнительных сборов обнаруженные недоборы подлежат уплате пароходству (порту), а переборы — возврату отправителю (или получателю) в соответствии с действующими на транспорте положениями.

3.33. Если вследствие запрещения властей, стихийных обстоятельств или иных причин, не зависящих от перевозчика, судно не может войти в порт назначения (груз не может быть выгружен в порту назначения, судно не может продолжить начавшийся рейс), перевозчик обязан немедленно уведомить об этом отправителя или получателя, если он известен перевозчику.

Если в срок не более 3 дней с момента отправки уведомления не поступит распоряжение отправителя о том, как поступить с грузом, капитан вправе выгрузить груз в одном из ближайших портов по своему усмотрению либо возвратить этот груз в порт отправления, смотря по тому, что, по мнению капитана, представляется более выгодным для отправителя.

3.34. Пароходство обязано принять меры к обеспечению сохранности грузов в пункте вынужденной выгрузки.

Все расходы, связанные с извещением отправителя, ожиданием его распоряжения, доставкой грузов к пункту нового назначения или вынужденной выгрузкой и их хранением, возмещаются пароходству отправителем (получателем).

3.35. Не допускается отправка по одному коносаменту (морской накладной), накладной грузов:

подверженных скорой порче, вместе с грузами, такой порче не подверженными;

перевозка которых требует особых условий, и грузов, дозволенных к перевозке безусловно;

которые в силу своих физико-химических свойств не могут быть помещены вместе;

перевозка которых сопряжена с таможенными, административными и другими формальностями, и грузов, перевозка которых формальностей не требует;

с разными сроками хранения по прибытии.

3.36. Не допускается отправка одним отправителем в адрес одного и того же получателя на одном и том же судне по отдельным коносаментам (морским накладным), накладным мелких партий груза одного наименования в однородной упаковке и с идентичной маркировкой.

Такие партии груза должны объединяться и отправляться по одному коносаменту (морской накладной), накладной.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА, ОТПРАВИТЕЛЕЙ

И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГРУЗОВ

4.1. Перевозчик, отправители и получатели грузов несут имущественную ответственность по перевозкам грузов в соответствии с действующим законодательством и Общими правилами.

Соглашения перевозчика с отправителями и получателями, имеющие целью уменьшить или устранить ответственность, возложенную действующим законодательством на перевозчика, отправителей или получателей, считаются недействительными.

4.2. Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение груза, если не докажет, что утрата, недостача и повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые не могли быть устранены заботами перевозчика, в частности вследствие обстоятельств, предусмотренных Кодексом торгового мореплавания Союза ССР.

Перевозчик не отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если докажет, что недостача и повреждение произошли:

4.2.1. Вследствие перевозки на палубах судов и беспалубных судах груза, допускаемого к такой перевозке, если утрата, недостача и повреждение произошли в силу естественных причин, связанных с этим способом перевозки, или если груз прибыл на мореходном судне, без перегрузки в пути, с надлежащей маркировкой, исправной увязкой или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранной перевозке грузов.

4.2.2. С грузом, который согласно сделанному в погрузочном ордере (накладной) заявлению отправителя сдан к перевозке в неисправном состоянии или неисправной слабой таре, если ущерб произошел вследствие такого состояния груза или тары.

4.2.3. При перевозке скоропортящихся грузов на рефрижераторных судах, не обеспечивающих режима перевозки, заданного отправителем, при письменном согласии отправителя на такую перевозку.

4.2.4. Вследствие того, что проводник отправителя или получателя, сопровождающий груз, не принял необходимых мер для сохранности груза.

4.2.5. Вследствие сдачи груза к перевозке без указания отправителем в коносаменте (морской накладной) или накладной особых свойств груза, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении.

4.2.6. Вследствие уменьшения массы в результате изменения влажности груза.

4.2.7. Вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном при перевозках грузов в заграничном сообщении.

4.3. Перевозчик не отвечает за недостачу груза, прибывшего в место назначения в опломбированных отправителем исправных грузовых помещениях судна, лихтерах, контейнерах за исправными пломбами отправителя груза, доставленного в исправной таре без следов вскрытия в пути, а также груза, перевозившегося в сопровождении проводника отправителя или получателя, если только получатель не докажет, что недостача груза произошла по вине перевозчика.

4.4. За перевозку груза, погибшего вследствие гибели судна или иного несчастного случая, провозная плата не взимается, а если она была внесена вперед, то возвращается отправителю.

Если после гибели судна груз окажется спасенным, отправитель оплачивает перевозчику провозную плату за фактически спасенный груз и пройденное расстояние.

Провозная плата за перевозку груза, погибшего или поврежденного вследствие его естественных свойств, в частности внутренней порчи, усушки, утруски, утечки, вследствие неудовлетворительной упаковки или по иным причинам, зависящим от отправителя, уплачивается полностью.

4.5. Если массовые однородные грузы, перевозимые навалом или насыпью, в процессе перевозки обезличиваются, естественная убыль исчисляется исходя из общей массы обезличенного в пути груза и расчеты между пароходствами и получателями за общее количество принятого от отправителя к перевозке и сданного получателю груза производятся по итогу за навигацию или за год.

Перечень грузов, по которым производится расчет за весовые недостачи и излишки в итоге за навигацию или за год, а также порядок расчетов и предъявления претензий устанавливаются Министерством морского флота СССР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Расчеты по утрате или недостаче груза, связанные с аварией судна, ответственность за которую по действующему законодательству несет перевозчик, производятся независимо от навигационных или годовых расчетов.

4.6. За ущерб, причиненный при перевозке груза, перевозчик уплачивает возмещение в следующих размерах:

4.6.1. За утрату груза — в размере действительной стоимости утраченного груза.

4.6.2. За повреждение груза — в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость.

4.6.3. При перевозке груза в заграничном сообщении по коносаменту (морской накладной), если стоимость груза не была объявлена и включена в коносамент (морскую накладную), перевозчик выплачивает возмещение за утраченное или поврежденное место или за обычную единицу груза в размере, не превышающем установленного Кодексом торгового мореплавания Союза ССР или условиями коносамента.

Перевозчик возвращает полученную провозную плату, если она не входит в цену утраченного или недостающего груза.

В случае полной утраты возмещение определяется без принятия в расчет возможной естественной убыли груза.

Использование судном груза для своих нужд может иметь место лишь в исключительных случаях, когда это делается в целях спасения людей, судна или остального груза.

4.7. Действительная стоимость утраченного или поврежденного груза определяется в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Союза ССР.

Стоимость грузов, принадлежащих отдельным лицам, определяется по розничным ценам государственных и кооперативных предприятий в том месте и в то время, где и когда груз подлежал выдаче, если оценка груза не была произведена в порту отправления.

4.8. За неправильное указание отправителем в накладной или погрузочном ордере (экспортном поручении) сведений о массе, количестве мест или наименованиях груза, а также за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза с отправителя взыскивается дополнительная плата согласно тарифу, а также причиненные перевозчику убытки.

4.9. За просрочку в доставке груза, перевозимого в каботаже, перевозчик уплачивает получателю штраф в размере, предусмотренном Правилами исчисления сроков доставки грузов в каботаже (РД 31.10.31-88).

4.10. Получатель имеет право требовать возмещения за утрату груза, если груз не был ему выдан в течение 30 дней по окончании срока доставки или времени, необходимого для выполнения перевозки в тех направлениях, для которых сроки доставки не установлены.

При перевозке груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении отправитель или получатель имеет право считать груз утраченным, если этот груз не был выдан получателю по его требованию по истечении 4 мес. со дня приема к перевозке.

Однако, если в течение 6 мес. по истечении указанных выше сроков этот груз прибудет в пункт назначения, получатель обязан принять груз и возвратить перевозчику сумму, полученную в возмещение утраты груза (за вычетом штрафа за просрочку в доставке).

4.11. Отправитель возмещает порту его расходы, но не свыше чем в пятикратном размере себестоимости работ, по устранению последствий, вызванных неправильной, неточной маркировкой груза (нанесение условных мест застропки, центра тяжести), а также неправильным креплением груза внутри контейнера, тароупаковки, в результате которых при перемещении груза в процессе погрузочно-разгрузочных работ или перевозки был поврежден груз, а также причиненный вследствие этого ущерб морскому транспорту и грузам других организаций и лиц.

4.12. Отправитель несет перед перевозчиком и третьими лицами ответственность за простой судов и другие убытки, происшедшие вследствие:

несвоевременной передачи грузовых документов;

несвоевременной передачи, неправильности или недостаточности документов, требуемых портовыми, санитарными, таможенными или иными правилами;

неправильности, неточности или неполноты сведений в экспортном поручении, погрузочном ордере или накладной;

несвоевременного предъявления груза;

несвоевременной выдачи поручения на погрузку;

задержки грузовых работ, производимых средствами отправителя или его экспедитора;

других обстоятельств, зависящих от отправителя.

4.13. За простой советского или арендованного иностранного судна, ответственность за который согласно п. 4.11 или договору морской перевозки несут отправитель или получатель, последние уплачивают перевозчику штраф:

при перевозках грузов в каботаже — в размере, установленном тарифом;

при перевозках грузов в заграничном сообщении — в размере, установленном прямыми договорами между пароходствами и внешнеторговыми объединениями (грузовладельцами).

При этом штраф выплачивается за время, которое судно фактически простояло, независимо от общих результатов его обработки в порту и расчетов сталии между перевозчиком и портом, и размер его не может быть менее плановой себестоимости содержания судна с учетом установленной прибыли.

При систематических (неоднократных) длительных простоях в советском морском порту судов по вине одного и того же отправителя или получателя взимаемый с него штраф за простой судов может быть увеличен до двукратного размера по распоряжению начальника пароходства, но не ранее чем через 3 сут. после письменного уведомления об этом организации, к которой предполагается применить этот штраф.

При этом под систематическими простоями судов понимаются простои не менее двух раз в течение квартала.

Под длительным простоем понимается период непроизводительного простоя судна, равный времени, положенному по установленным нормам на погрузочно-разгрузочные операции. В том случае, если время на погрузочно-разгрузочные работы превышает 5 сут., длительным считается простой судна сверх 5 сут.

4.14. За досрочную загрузку или разгрузку судна, производившуюся отправителем или получателем, перевозчик выплачивает соответственно отправителю или получателю премию:

при перевозке грузов в каботаже — в размере, установленном тарифом;

при перевозке груза в заграничном сообщении — в размере, установленном прямыми договорами между пароходствами и внешнеэкономическими организациями (отправителями/получателями).

4.15. Время стоянки судов под грузовыми операциями фиксируется актом учета стояночного времени. Акт составляется портом (агентом перевозчика) и подписывается портом и капитаном судна, а также представителем грузовладельца, если он участвовал в грузовых операциях.

Ни одна из сторон не вправе отказаться от подписания акта, но в случае разногласий может делать в акте оговорки.

4.16. По прибытии груза в пункт назначения ответственность перед перевозчиком за неправильные действия отправителя по данной перевозке несет получатель.

При этом получатель имеет право взыскать на общем основании с отправителя все уплаченные им перевозчику вследствие неправильных действий отправителя штрафы и сборы, а также суммы расходов и убытков, связанных с перевозкой.

Если груз адресован получателю, которого не оказалось в пункте назначения, ответственность перед перевозчиком несет отправитель.

4.17. Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, отправителя, получателя, удостоверяются коммерческими актами, актами-извещениями или актами общей формы. В иностранных портах эти обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном порту.

Порядок составления актов и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются Правилами составления актов при морских перевозках грузов и багажа.

4.18. Претензии и иски, вытекающие из договора морской перевозки, предъявляются в соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и Правил предъявления и рассмотрения претензий. Порядок предъявления претензий, предусмотренный указанными Правилами, распространяется и на требования, вытекающие из буксировки леса в плотах.

4.19. Претензии, вытекающие из перевозок груза в международных прямых смешанных сообщениях, предъявляются в соответствии с правилами, регулирующими такие сообщения.

4.20. Претензии, вытекающие из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом водном сообщениях, предъявляются к организации, транспортным средством которой грузы были доставлены в конечный пункт (порт, пристань или железнодорожная станция) перевозки.

4.21. Иски, вытекающие из договоров морских портов с клиентурой о производстве вспомогательных транспортных операций или экспедиторского обслуживания, предъявляются в органы арбитража.

4.22. Споры, вытекающие из перевозок грузов и буксировки плотов, при согласии сторон могут передаваться на рассмотрение Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате СССР.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: дрова по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

www.alppp.ru