34. Проблема национального дивиденда в экономической теории благосостояния А. Пигу.
Артур Пигу (1877–1959) – ученик А. Маршалла; после него возглавлял кафедру политической экономии в Кембридже.
Национальный дивиденд, по Пигу, это «все то, что люди покупают на свои денежные доходы»; это показатель общественного благосостояния.
Благосостояние общества может быть увеличено, если доходы распределяются более равномерно между членами общества. Перераспределение доходов соответствует принципу убывающей полезности. При перераспределении полезность для менее обеспеченных слоев возрастет в большей степени, чем она снизится для наиболее обеспеченных слоев.
А. Пигу исходит из того, что сам рынок (рыночная конкуренция) не в силах обеспечить оптимум общественного благосостояния. В одних случаях полезно регулировать цены; более низкие (льготные) цены будут способствовать расширению выпуска, а следовательно, росту благосостояния. В других случаях предлагается использовать субсидии, прогрессивную систему налогообложения.
В основу налоговых ставок закладывается принцип равенства предельных жертв всех членов общества – принцип «наименьшей совокупной жертвы». Для компенсации «внешних эффектов» государство должно использовать бюджетный механизм, т.е. выплачивать субсидии пострадавшим от «эффекта».
Отличие «экономической теории благосостояния» Пигу от «оптимума по Парето» состоит в том, что свободное функционирование рыночной конкуренции Пигу считает недостаточным условием для оптимизации общего благосостояния.
Работа Пигу положила начало теории распределения национального дохода, выдвинула проблему сочетания экономических интересов частных лиц, фирм и общества.
Литература
Агапова И.И. История экономической мысли. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция XII.
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 5.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Гл.13.
История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. II, гл. 5.
Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2 т. – М.: Прогресс, 1985.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. V, разд. 3.
Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997. – Разд. VI.
www.bibliotekar.ru
Борьба с загрязнением окружающей среды
Налог Пигу — налог, вводимый с целью регулирования отрицательных внешних эффектов.
Другой способ регулирования поведения субъектов рынка правительством — экономические программы, призванные объединить частные стимулы и социальную эффективность. Как мы видели ранее, правительство имеет возможность интерна-лизировать внешние эффекты с помощью налогообложения деятельности которая приводит к отрицательным экстерналиям, и субсидирования деятельности сопровождающейся положительными внешними эффектами. Налоги, вводимые для корректировки воздействия отрицательных внешних эффектов, называются налогами Пигу. Экономист Артур Пигу(1877-1959) одним из первых предложил данный вид регулирования экстерналий.
Экономисты обычно в качестве способа решения проблем загрязнения отдают предпочтение налогам Пигу, которые позволяют снизить уровень вредных выбросов с меньшими общественными издержкамии. Рассмотрим пример. Предположим, что два завода — целлюлозно-бумажный и сталелитейный — сбрасывают в реку по 500 т отходов ежегодно. АЗОС решает, что необходимо снизить объем выбросов, и рассматривает два возможных решения:
Регулирование: АЗОС предписывает каждому заводу сократить объем отходов до 300 т в год.
Налог Пигу: АЗОС принимает решение о взимании с каждого предприятия налога в размере $ 50 тыс., за каждую тонну выбросов.
В первом случае Агентство диктует субъектам рынка свои условия, а во втором — экономически стимулирует владельцев заводов к сокращению уровня выбросов. Как вы думаете, какое решение лучше?
Большинство экономистов выбирают налог. Они первыми укажут на то, что налог Пигу — весьма эффективный метод уменьшения общего уровня загрязнения. Чем выше налог, тем больше сокращение загрязнения. В самом деле, если он достаточно высок, заводы могут полностью прекратить работу, сведя ядовитые выбросы к нулю. Регулирование требует, чтобы каждый завод уменьшил уровень загрязнения до одной и той же величины, но равное сокращение далеко не всегда эффективно. Быть может, издержки целлюлозно-бумажного завода на строительство дополнительных очистных сооружений существенно меньше издержек металлургического предприятия. В этом случае реакция бумажников на новый налог заключается в более существенном сокращении отходов, что позволит минимизировать налоговые платежи, в то время как металлурги предпочтут незначительное снижение выбросов и большие налоговые платежи.
В сущности, налог Пигу устанавливает цену на право загрязнения окружающей среды. Так же как рынки распределяют товары среди тех покупателей, которые оценивают их наиболее высоко, налог Пигу распределяет загрязнение среди тех заводов, которые несут самые высокие издержки по уменьшению выбросов. Какой бы уровень загрязнения ни выбрало АЗОС, налог позволяет ему достичь цели с наименьшими общими издержками.
При командно-контрольной политике регулирования у заводов нет причин уменьшать выбросы после того, как они достигнут уровня 300 т в год. Напротив, налог стимулирует предприятия к разработке новых, безотходных технологий производства, позволяющих снизить сумму налога, который они вынуждены платить.
Налоги Пигу отличаются от большинства налогов, которые искажают стимулы и сдвигают распределение ресурсов от социального оптимума (гл. 8). Уменьшение экономического благосостояния — то есть потребительского излишка и излишка производителей — превышает сумму налоговых поступлений, собираемых правительством, в результате чего появляются безвозвратные потери. Напротив, в условиях экстерналий общество заботит экономическое благосостояние людей, подвергающихся их воздействию. Налоги Пигу изменяют стимулы в условиях воздействия внешних эффектов, сдвигая распределение ресурсов ближе к социальному оптимуму. Таким образом, налоги Пигу не только источник налоговых поступлений, но и средство повышения экономической эффективности.
Другие статьи по экономике
Торговый и платежный баланс
Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в св .
Инфляция сущность, причины и социально-экономические последствия
Явление инфляции присуще в той или иной степени любой рыночной и переходной к ней экономикам, в том числе и экономикам промышленно развитых стран. Инфляция проникает во все сферы экономи .
Статистико-экономический исследование урожайности зерновых культур
Данная курсовая работа посвящена изучению и анализу урожайности зерновых культур в хозяйствах Кушнаренковского и Краснокамского районов. Решающее значение для подъема всех отраслей с .
www.homati.ru
Налог Пигу
Налог Пигу — налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные издержки частных производителей (этих товаров или услуг) до уровня предельно допустимых общественных издержек. Взимается с производителей отрицательных внешних эффектов, что приводит к сокращению производства.
Введён А.Пигу , [1] английским экономистом, представителем кембриджской школы. Он показал, что при попытке устранения социально значимых внешних эффектов рыночная экономика обнаруживает свои «провалы» или «фиаско», поскольку данные эффекты не имеют для неё денежной меры оценки. Для разрешения конфликтов, вызываемых экстерналиями, Пигу была обоснована необходимость государственного вмешательства и принятия специального налога для тех, кто порождает внешние эффекты.
Внешние эффекты — результат воздействия одного экономического субъекта на другие, не учитываемый в условиях сделок на рынке. Другими словами, это затраты и выгоды, не включенные в цену товара. Внешние эффекты подразделяются на отрицательные, связанные с внешними затратами ( англ. external costs ), и на положительные, связанные с внешними выгодами ( англ. external benefits ). Внешние эффекты могут создаваться как при производстве (например, в случае выпуска продукции предприятием-загрязнителем), так и при потреблении (например, в случае мешающей соседям громкой музыки).
Появление внешних эффектов означает различие в оценке экономической ситуации с двух точек зрения — частной, учитывающей только интересы участников рыночной сделки, и общественной, или социальной, учитывающей интересы всех экономических субъектов, в том числе и третьих лиц.
В основном, сегодня — это налоги на выбросы загрязняющих веществ, утилизационные налоги, а также акцизы на сигареты, бензин, сборы за парковку, въезд в центр города.
Пример. Предположим, что завод сбрасывают в реку по 500 т ядовитых отходов ежегодно. Государство решает, что необходимо снизить объем выбросов, и рассматривает два возможных решения.
1. Регулирование. Заводу предписывается сократить объем отходов до 250 т в год.
2. Вводится новый налог Пигу в размере 50 тыс. долларов за каждую тонну выбросов.
В первом случае государство диктует субъектам рынка свои условия, а во втором — экономически стимулирует владельцев заводов к сокращению уровня выбросов. Если налог достаточно высок, завод может либо полностью прекратить свою деятельность либо, изменив производственные процессы или построив очистные сооружения, свести ядовитые выбросы к требуемому уровню.
- ограничение экономического паразитизма:
деятельности биржевых спекулянтов, предельной нормы ростовщических процентов банков,
занимающихся выкачиванием доходов из сфер реальной экономики;
- ограничение рекламы потреблятства в средствах массовой информации;
- дополнительное обложение предметов и услуг статусного потребления,
оказывающих разлагающее действие на моральные и культурные ценности нации.
traditio.wiki
НАЛОГ ПИГУ
Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики . А.Н. Азрилиян . 1997 .
Смотреть что такое «НАЛОГ ПИГУ» в других словарях:
Налог Пигу — экон. плата, взимаемая с производителей отрицательных внешних эффектов, уравнивающая частные затраты с общественными затратами … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ — (от англ. internal – внутренний) – стратегия крупных, как правило, транснациональных корпораций (ТНК), направленная на сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путем превращения их во внутренние. Стратегия И. может осуществляться… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Торговля эмиссионными квотами — Водяной пар из охладительных башен угольной электростанции в германском Бергхайме Торговля квотами на эмиссии парниковых газов (англ. E … Википедия
Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора
Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора
Занятость — (Employment) Занятость населения, виды занятости Постоянная занятость, вторичная и теневая Содержание Содержание 1. Вторичная . 2. Постоянная и нерегулярная занятость. 3. Теневая занятость, частичная и условная. Занятость населения Понятие… … Энциклопедия инвестора
П — Пааше индекс [Paasche price index] Пагамент (Payment in cash) Пай (share, stock, stake) Пакет акций (interest, stock ) Пакетный множитель (blockage factor) … Экономико-математический словарь
big_economic_dictionary.academic.ru
Государственное регулирование внешних эффектов
Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.
Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.
Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.
Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) — налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.
Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:
где Т — размер корректирующего налога; МЕС — предельные внешние издержки.
Тогда МРВ + Т = MSC, и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рис. 51.1).
Корректирующие субсидии
Корректирующие субсидии — это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.
Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:
где Ср — размер корректирующей субсидии; МЕВ — предельная внешняя полезность.
Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня: Qq = Qp (рис. 51.2).
Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.
Корректирующие налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.
Создание рынков прав на загрязнение
Проблема создания прав собственности — одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.
Отрицательные внешние эффекты зарождаются вследствие конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из этих вариантов еще не закреплены. При отрицательном внешнем эффекте дискуссионный вопрос состоит в следующем: имеют ли право продавцы и покупатели перекладывать издержки на третьих лиц? Имеют ли право производители сбрасывать отходы в реки без уплаты за приобретение такого права?
Поскольку право собственности на реку не установлено, фирмы могут сбрасывать в нее отходы бесплатно. Граждане, которым наносится ущерб в результате сброса отходов, претендуют на использование реки в альтернативных целях. Для интернализации внешнего эффекта нужно установить права собственности на ресурсы. Будучи установленными, эти права могут быть проданы. Правительство, принимая закон о гарантиях граждан на незагрязненную реку, тем самым запрещает сброс отходов.
При положительном внешнем эффекте права собственности тех, кто приносит выгоду третьим лицам, не установлены. Экономические субъекты, доставляющие полезность третьим лицам, не имеют возможности получить за это плату, что приводит к недопроизводству товаров и услуг. При интернализации (трансформации внешних эффектов во внутренние) положительного внешнего эффекта принимаются меры для того, чтобы третьи лица платили тем, кто приносит им полезность.
Государство, устанавливая определенный допустимый объем загрязнения, тем самым определяет фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Экономические субъекты, для которых эта цена будет выше издержек на снижение либо ликвидацию вредных выбросов, очевидно, не купят такую лицензию, а будут осуществлять сравнительно дешевые меры.
Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов показан на рис. 51.3 (выброс отходов в тоннах), на котором видно, что равновесие наступит тогда, когда предельные издержки, нацеленные на борьбу с загрязнением, сравняются для всех потенциальных источников загрязнения. Равновесная цена лицензии определится точкой пересечения кривых спроса и предложения (в нашем примере эта цена составляет 50 руб.). Если количество предоставленных лицензий будет соответствовать величине, определяемой точкой пересечения кривых спроса и предельных общественных издержек загрязнения, то будет достигнут оптимальный уровень загрязнения окружающей среды.
www.inventech.ru