История о трудовом стаже

Трудовой стаж

Наиболее широким понятием трудового стажа является определение его в виде времени трудовой деятельности работника, его жизни в труде.

Право на пенсию является неотъемлемым правом каждого гражданина, однако ее конкретные размеры и особенности назначения для всех разные.

Это объясняется тем, что главным параметром при этом выступает трудовой стаж отдельно взятого работника.

Кроме этого, он имеет немаловажное значение и для получения других выплат и льгот: дополнительного отпуска, надбавок или компенсаций. Более подробно о роли и видах трудового стажа далее.

Понятие и история возникновения

Если конкретизировать это понятие, то можно сказать, что к нему относится также период любой другой полезной для общества деятельности, приравненной законодательством к трудовой.

Главный документом, при помощи которого определяется этот период, является трудовая книжка. Впервые она появилась в 1918 году, а еще через год стала обязательным документом для всех лиц старше 16 лет. Необходима она была как раз для фиксации места и продолжительности работы гражданина, а в дальнейшем и для определения его трудового стажа.

В рамках реформирования пенсионной системы, начатой в 2015 году, значение трудового стажа стало все больше отступать на задний план.

В законодательстве РФ предусмотрено несколько видов трудового стажа, каждый из которых имеет свои правила начисления и определенное значение. К основным из них можно отнести:

Общий трудовой

Представляет собой общий период трудовой или другой деятельности, а также прочих периодов времени, которые обозначены в законодательстве. Его продолжительность не зависит от характера деятельности, причины смены одной работы на другую или величины перерывов в трудовой деятельности.

Подсчет периодов, которые включаются в этот стаж, ведется календарным способом по их фактической продолжительности. То есть они определяются со дня начала работы и до даты увольнения, включая, в том числе, дни выходных, праздников и различных отпусков.

Специальный трудовой стаж включает в себя суммарные периоды работы гражданина в определенных отраслях хозяйства, сферах деятельности или профессиях. Перечень этих периодов является весьма ограниченным и устанавливается специальными законодательными актами.

Непрерывный

Определяется как длительность непрерывной (то есть без перерывов в работе) деятельности сотрудника на конкретном предприятии или в одной сфере. Если при переходе с одного учреждения в другое перерыв составляет менее месяца, то данный период также считается непрерывным.

Представляет собой временные периоды, в течение которых за гражданина уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ.

В современных условиях именно страховой стаж играет наиболее важную роль, поэтому далее он будет рассмотрен более подробно.

Роль стажа

Юридическое значение трудового стажа очень широко, поэтому стоит выделить роль каждого из его перечисленных выше видов по отдельности.

Значение данного вида стажа состоит в том, что он используется при назначении гражданину таких видов пенсий:

Специальный трудовой

Его роль заключается в следующем:

  • с его учетом устанавливается пенсия по старости для работников, деятельность которых осуществлялась на Крайнем Севере или имела особые условия труда;
  • от его длительности зависит размер процентной надбавки к зарплате сотрудника, а также ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  • с его учетом определяется пенсия по выслуге лет, если подобное право есть для представителей отдельных профессий.
  • Примером таких профессий и видов деятельности являются работы под землей, с вредными или опасными условиями труда, на лесозаготовке, в горячих цехах и т. д.

    Его значение состоит в следующем:

  • от его длительности зависит размер пособия по безработице, который назначается гражданину при постановке на учет;
  • с ним связана выплата сотруднику надбавок и доплат к окладу (либо тарифной ставке);
  • его продолжительность влияет на величину вознаграждения по итогам работы за год.

Что касается пенсионной сферы, то для нее данный вид стажа в настоящее время не имеет никакого значения.

В современных условиях именно его наличие в минимальном количестве (5 лет) является обязательным условием для назначения пенсии по старости. В случае отсутствия такого стажа пенсия не может быть назначена.

Периоды деятельности

При подсчете стажа в него входит время, в течение которого сотрудник занимался трудовой деятельностью.

Важным условием является факт уплаты за него страховых взносов в ПФР. При этом учитываться могут не только периоды работы на территории РФ, но и за ее пределами (в отдельных случаях).

При подсчете также могут включаться и такие периоды:

  • прохождения военной службы (или другой деятельности, которая к ней приравнивается);
  • ухода за каждым ребенком до достижения им полутора лет (но в общей сложности не более 4,5 лет);
  • получения пособия по безработице;
  • ухода за инвалидом или за человеком старше 80 лет;
  • содержания под стражей незаконно осужденных граждан.
  • получения пособия по обязательному соцстрахованию в случае временной нетрудоспособности;
  • проживания супругов военнослужащих вместе со своими супругами в такой местности, где отсутствует возможность трудоустройства (но в совокупности не более 5 лет).
  • Важным условием для того, чтобы данные периоды были учтены в стаж, является обязательное официальное трудоустройство работника перед их наступлением.

    Что нужно знать работникам о трудовом стаже

    Выход на пенсию: особенности исчисления стажа

    Учёт времени обучения в стаже для начисления пенсии

    Период декретного отпуска и трудовой стаж

    Зачисляется в трудовой стаж служба в армии?

    Нюансы расчета трудового стажа

    Когда стаж работы считается непрерывным?

    Что такое отпускной стаж и где он используется?

    Всё про справку о стаже

    Что входит в понятие специального страхового стажа и каков порядок его.

    Для чего нужен специальный трудовой стаж?

    Понятие общего трудового стажа и порядок его расчета

    Значение и виды трудового стажа

    Калькулятор для расчета стажа работы

    Отличия трудового и страхового стажа

    Если сравнивать понятие трудового и страхового стажа, то можно сказать, что второе намного уже первого. Если первое включает в себя в целом все периоды работы гражданина, в том числе и без какой-либо оплаты, то второе охватывает только те из них, в которые за него отчислялись страховые взносы. Поэтому у работника, имеющего большой трудовой стаж, страховой может быть намного меньше.

    В современных условиях преимущественное значение имеет только страховой стаж, причем его роль с каждым год возрастает все больше. Что касается трудового, то он используется для расчета пенсий тем гражданам, периоды рабочей деятельности которых осуществлялись до 2002 года. После этой даты на право получения пенсии и на ее размер влияет величина отчисленных страховых взносов.

    Трудовой стаж (или страховой, что более правильно в современных условиях) играет в сфере труда очень важную роль. Его величина напрямую влияет на размер пенсионного обеспечения, которое полагается сотруднику, а также на получение некоторых других льгот и доплат. Он включает в себя все периоды, в течение которых гражданин работал или занимался другой определенной в законе деятельностью.

    zakonguru.com

    История пенсионного обеспечения в России

    Не зная прошлого, невозможно понять

    подлинный смысл настоящего и цели будущего.

    Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу.

    Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

    Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

    В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.

    Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

    Радикальные преобразования в пенсионном обеспечениистали осуществляться после социалистической революции. В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных». В 1918 г.Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

    Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам…

    Эта система сохранялась вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих работать.

    Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

    Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Цель ее — формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

    Три уровня пенсионной системы в Российской Федерации

    Пенсия — это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

    Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

    1. Государственное пенсионное обеспечение.

    Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию — инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др.

    Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

    Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.

    3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

    2. Обязательное пенсионное страхование

    В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия.

    Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

    На вставку — ст. 39, «Конституция Российской Федерации

    1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

    3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    Необходимое условие для назначения трудовой пенсии – не менее 5 лет страхового стажа.

    Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет – для мужчин и 55 лет – для женщин.

    Страховой стаж – это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

    ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    36 000 000 человек в России получают трудовые пенсии.

    3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

    Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель.

    6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

    Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов (что такое «инвестирование» и как оно может увеличить будущую пенсию, читай в следующей главе).

    Как устроена система обязательного пенсионного страхования

    Все работающие молодые люди формируют будущую пенсию в системе обязательного пенсионного страхования. Это предстоит и тебе. Поэтому рассмотрим его подробнее.

    Обязательное пенсионное страхование — это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая – например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет.

    Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами.

    Застрахованные лица — это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

    — работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);

    — самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    — работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    — являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    Ты тоже станешь застрахованным лицом. Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного страхования — страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка).

    Оформить его ты можешь самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста. До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель. В свидетельстве будут указаны персональные данные и номер твоего персонального счета в ПФР — СНИЛС.

    СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

    Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно твое личное участие. Необходимо будет заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР.

    Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких карт можно получать разнообразные государственные услуги – от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

    Права и обязанности застрахованного лица

    Став застрахованным лицом, ты имеешь право:

    — контролировать состояние своего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации;

    -получать в органах ПФР по месту жительства выписку из индивидуального лицевого счета (также это можно сделать через отделения Сбербанка России ил через сайт государственных услуг);

    — получать у страхователя копию сведений о себе, представленных в ПФР, в том числе и информацию об уплаченных за тебя страховых взносах.

    — получить страховое свидетельство, хранить и предъявлять по требованию страхователя или работников пенсионных органов;

    — сообщать в органы ПФР об изменениях сведений, содержащихся в лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства;

    — предъявлять по требованию органов ПФР необходимые документы для решения вопросов, связанных с обязательным пенсионным страхованием.

    100 000 000 человек являются участниками системы обязательного пенсионного страхования – застрахованными лицами.

    Основными плательщиками взносов на обязательное пенсионное страхование являются работодатели. В системе ОПС их называют страхователями.

    Страхователи – это работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, руководители фермерских хозяйств, нотариусы, адвокаты и др.). Они уплачивают страховые взносы с фонда оплаты труда своих работников, которые поступают на их индивидуальные лицевые счета.

    Ты также сможешь делать собственные взносы в фонд своей будущей пенсии. Но об этом мы поговорим позже.

    ОПС в России осуществляется страховщиком – Пенсионным фондом Российской Федерации.

    Страховщик — Пенсионный фонд Российской Федерации, который осуществляет ОПС в России. ПФР постоянно взаимодействует с каждым из 10 000 000 страхователей страны.

    Взаимоотношения в системе пенсионного страхования можно представить в виде следующей схемы:

    novochgrad.ru

    История о трудовом стаже

    Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
    (библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

    Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения :

    Менкенов, А. В.
    Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения: автореферат диссертации на соискание ученой степени
    кандидата юридических наук.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность темы диссертационного исследования. Трудовой стаж имеет особое значение в праве социального обеспечения. В одних случаях трудовой стаж определённой длительности и характера играет роль «ключевого» юридического факта в сложном правообразующем юридическом составе (например, при назначении досрочных трудовых пенсий педагогическим и другим работникам с особыми условиями труда, пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим и др.), в других является лишь одним из элементов сложного правообразующего фактического состава (например, при назначении трудовых пенсий по старости, потере кормильца и по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности). С продолжительностью трудового стажа связан и размер большинства видов пенсий и отдельных пособий.

    Реформирование системы социального обеспечения России привело к значительной трансформации традиционной классификации трудового стажа, изменению его значения при предоставлении отдельных видов социального обеспечения. В частности, появились такие его виды, как стаж государственной гражданской службы (как вид специального трудового стажа), общий и специальный страховой стаж. В различных источниках встречаются разные определения и классификации трудового стажа, что свидетельствует о многоаспектности данной правовой категории.

    С возрождением страховых принципов организации пенсионного обеспечения связано введение понятия «страховой стаж». Процесс формирования правовых и организационных начал страховой пенсионной системы и системы социальных пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам на практике оказался более сложным, чем представлялся на первоначальном этапе проведения реформы обязательного социального страхования.

    Сохранение и развитие, наряду с общей, специальной пенсионной системы (для лиц, проходивших военную службу, государственных гражданских служащих, космонавтов и некоторых других категорий граждан) обусловило сохранение роли нестраховых видов трудового стажа.

    Сложным, противоречивым и вызывающим споры остаётся правовой механизм сохранения ранее приобретённых пенсионных прав, определения размеров пенсий и пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

    Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предполагает усиление юридического значения трудового стажа и его стимулирующей функции, что, с учётом указанного выше, определяет актуальность избранной темы исследования.

    В юридической литературе изучению трудового стажа всегда уделялось большое внимание. Вопросы правового регулирования трудового стажа (стажа рабочих и служащих) в советской правовой литературе первоначально анализировались в рамках науки трудового права (Александров Н.Г., Безуглая Я.И., Гинцбург Л.Я.), а членов колхозов — в рамках колхозного права (Абросимова Н.А, Забозлаев А.А.). В праве социального обеспечения проблема трудового стажа исследовалась в теоретических работах Андреева B.C., Бодерсковой Н.Н., Мелешенко Н.Т., Тучковой Э.Г. и др. Значительное внимание проблемам трудового стажа уделялось и в период законодательных реформ 1990 — начала 2000-х гг. В частности, отдельные вопросы, связанные с трудовым стажем, получили освещение в диссертационных исследованиях Карпуниной Н.А., Квасова Д.А., Бутенко Е.И. и др. Однако они рассматривались, как правило, в рамках исследования общих проблем пенсионного обеспечения. Последним диссертационным исследованием, посвященным непосредственно исследованию трудового стажа, а именно, страхового стажа, является работа Вихрова Д.Г., выполненная в 2001 году.

    Таким образом, в условиях реформирования государственной системы социального обеспечения категории трудового стажа в отечественной юридической литературе должного внимания не уделялось.

    Острая необходимость специального научного изучения данной правовой категории как в историческом аспекте, так и с позиций новых социально-экономических условий объясняет выбор темы диссертационного исследования.

    Цель и задачи исследования.

    Целью диссертационной работы является анализ экономико-правовой природы института трудового стажа в праве социального обеспечения.

    В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

    историко-правовой анализ роли трудового стажа в праве социального обеспечения;

    анализ научных подходов к понятию трудового стажа и определению его юридического значения на современном этапе развития государственной системы социального обеспечения;

    обоснование критериев классификации трудового стажа на виды;

    сравнительный анализ содержания общего трудового и общего страхового стажа, учитываемых в пенсионных правоотношениях;

    изучение правовых аспектов сохранения ранее приобретённых пенсионных прав с учётом трудового стажа;

    исследование проблем правового регулирования установления трудового стажа (общего и специального страхового);

    изучение судебной практики по вопросам подтверждения трудового стажа;

    внесение рекомендаций по совершенствованию законодательства о трудовом стаже.

    Методологическую основу диссертационного исследования составляет система общих и специальных методов научного познания, выбор которых обусловлен особенностями объекта, предмета, цели и задач

    диссертационного исследования. Исторический метод был применен при исследовании развития законодательства о социальном обеспечении. Сравнительно-правовой метод исследования был использован при анализе законодательства Российской Федерации и её субъектов, а также международно-правовых норм в области социального обеспечения. Методы абстрагирования и обобщения использовались в процессе разработки дефиниций правовых понятий («трудовой стаж», «страховой стаж» и др.). Формально-юридический метод был применен при анализе действующего законодательства, исследовании правил исчисления и подтверждения трудового стажа, разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства. Метод системного анализа — при определении значения конкретных видов трудового стажа в материальных правоотношениях по социальному обеспечению.

    Теоретической основой диссертационного исследования стали труды российских учёных — юристов в области общей теории права, трудового права, права социального обеспечения и гражданского процессуального права (Александрова Н.Г., Андреева B.C., Алексеева С.С, Астрахана Е.И., Азаровой Е.Г., Бодерсковой Н.Н., Безуглой Л.Я., Вихрова Д.Г., Вишневецкого А.И., Галаганова В.П., Гинцбурга Л.Я., Жуйкова В.М., Забелина Н.В., Захарова М.Л., Иванкиной Т.В, Ивановой Р.И., Кобзевой СИ., Красавчикова О.А., Красильниковой Т.В., Лушникова A.M., Лушниковой М.В., Мачульской Е.Е., Мелешенко Н.Т., Теплицкой М.Ф., Сазонова B.C., Теттенборн З.Р., Тучковой Э.Г., Шайхатдинова В.Ш. и др.).

    Эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, законодательство Российской Федерации и подзаконные правовые акты в сфере социального обеспечения, материалы судебной практики.

    Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она является одним из первых исследований всего комплекса видов

    трудового стажа, предусмотренных законодательством, в их историко-правовой и юридико-технической взаимосвязи.

    Автором проанализирована юридическая природа трудового стажа, осуществлено уточнение понятийного аппарата, классификация трудового стажа по различным признакам, проведена периодизация законодательства о трудовом стаже в историческом аспекте.

    Наиболее существенные положения, отражающие научную новизну диссертационного исследования, содержатся в следующих выводах, выносимых на защиту:

    1. На основе сложившихся в науке права социального обеспечения подходов к определению трудового стажа (Андреев B.C., Бодерскова, Н.Н., Мелешенко Н.Т., Захаров М. Л., Тучкова Э.Г. и др.) и с учетом его существенных признаков (качественного и количественного), а также его юридического значения, уточнено понятие трудового стажа как совокупности периодов трудовой, иной общественно полезной деятельности и иных периодов, признаваемых законодателем социально значимыми, с продолжительностью которой, наряду с другими юридическими фактами, связано возникновение прав на отдельные виды социального обеспечения, а в некоторых случаях — и их размер.

    2. В результате проведенного исследования истории развития законодательства о трудовом стаже установлено, что функции трудового стажа менялись на различных этапах социально-экономического развития страны в зависимости от задач, стоявших перед законодателем.

    На современном этапе диссертантом выделены следующие основные функции трудового стажа: 1) экономическая (производственная) -привлечение кадров в определённые отрасли народного хозяйства, к работе в определённых местностях, создание предпосылок для продолжения трудовой деятельности, решение других экономических задач; 2) охраны здоровья работников — сокращение периода негативного воздействия вредных производственных факторов; 3) демографическая — содействие

    планированию семьи, стимулирование рождаемости, решение других задач демографической политики государства.

    3. Историко-правовой анализ законодательства о трудовом стаже позволил провести его периодизацию и выделить четыре этапа становления и развитии института трудового стажа в системе права социального обеспечения с учётом политических и социально-экономических факторов. По мнению автора, периодизация развития института трудового стажа должна быть привязана к основным этапам экономического развития страны: 1) с 1917 г. по 1928 г. — появление норм о трудовом стаже в условиях военного коммунизма и новой экономической политики; 2) с 1928 г. по 1955 г. — развитие института трудового стажа в связи с ускоренной индустриализацией и восстановлением народного хозяйства в послевоенный период; 3) с 1955 г. по 1990 г. — совершенствование законодательства о трудовом стаже в условиях развитой социалистической экономики; 4) с 1990 г. — по настоящее время — реформирование законодательства о трудовом стаже в период становления и развития рыночной экономики.

    4. Выделены следующие основные критерии классификации трудового стажа на современном этапе:

    1) вид трудовой деятельности и иной общественно-полезной деятельности, включаемой в трудовой стаж (стаж работы по трудовому договору; стаж государственной гражданской службы; стаж муниципальной службы, выслуга лет военнослужащих и др.);

    2) цель исчисления трудового стажа (трудовой стаж, учитываемый при назначении трудовых пенсий; трудовой стаж, учитываемый при назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению; трудовой стаж, учитываемый при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам);

    3) значение трудового стажа в сложном фактическом составе, с которым связано возникновение социально-обеспечительных правоотношений (трудовой стаж, являющийся условием (страховой стаж, трудовой стаж

    граждан, пострадавших от радиационных катастроф и др.) и являющийся основанием социального обеспечения (выслуга лет военнослужащих и др.);

    4) учёт уплаты страховых взносов при исчислении трудового стажа (страховые и нестраховые виды трудового стажа);

    5) характер и условия трудовой деятельности, включаемые в трудовой стаж (общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж).

    5. Анализ действующего законодательства позволил выделить четыре основных вида трудового стажа: общий страховой, общий трудовой, специальный страховой, специальный трудовой. Выделяя названные виды стажа, автор использует понятия общего трудового и специального трудового стажа в особом (узком) значении: лишь применительно к нестраховым разновидностям трудового стажа.

    6. Предложено определение страхового стажа (общего страхового стажа), учитывающее возможность включения в него периодов работы, за которые не уплачивались, однако подлежали уплате взносы по обязательному социальному страхованию: «Страховой стаж (общий страховой стаж) — это совокупность периодов трудовой деятельности, за которые уплачивались и (или) подлежали уплате взносы по обязательному социальному страхованию, периодов иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов, признаваемых законодателем социально значимыми». Дополнительные признаки такие, как характер трудовой деятельности, её условия, место осуществления, позволяют охарактеризовать специальный страховой стаж.

    7. Доказано, что периоды, включаемые в общий трудовой стаж, учитываемый при оценке пенсионных прав, не соответствуют периодам, включаемым (засчитываемым) в «пенсионный» страховой стаж, что приводит к дискриминации застрахованных лиц, начавших трудовую деятельность до 1 января 2002 года. Обоснована необходимость установления единого перечня периодов, подлежащих зачёту (включению) в страховой стаж, имеющий юридическое значение для возникновения права

    на трудовую пенсию, и в общий трудовой стаж, учитываемый при оценке пенсионных прав граждан, приобретённых до указанной даты.

    8. Обоснована необходимость выравнивания правовых последствий наличия различных подвидов стажа государственной службы (выслуги лет военнослужащих, стажа государственной гражданской службы) равной продолжительности.

    9. Установлено, что запрет подтверждения характера работы свидетельскими показаниями существенным образом ограничивает возможности судов по установлению тождества работ, профессий, должностей, что влияет на право получения досрочной трудовой пенсии по старости застрахованным лицом. Аргументирована недопустимость ограничения правомочий суда по оценке доказательств наличия и характера трудового стажа, в т.ч. свидетельских показаний.

    10. Обосновано, что требование о включении в трудовой стаж периодов выполнения соответствующих видов работ на условиях полного рабочего дня лишает права на досрочное пенсионное обеспечение работников, в отношении которых установлено неполное рабочее время, хотя они испытывают действие тех же негативных факторов, что и работники, занятые полный рабочий день. Диссертант предлагает засчитывать периоды работы в особых условиях труда, выполнявшихся на условиях неполного рабочего времени, пропорционально фактической занятости, в специальный страховой стаж.

    Также автором сформулированы конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования отношений по социальному обеспечению, условием (основанием) возникновения которых, служит такой юридический факт, как трудовой стаж.

    Теоретическое и практическое значение результатов исследования. Полученные в результате диссертационного исследования научные результаты, выводы и предложения могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства, регулирующего социально-

    обеспечительные материальные и процедурные правоотношения, в правоприменительной деятельности, а также в науке права социального обеспечения и в учебном процессе по курсу «Право социального обеспечения России».

    Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре трудового права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Основные теоретические положения диссертационного исследования обсуждены и одобрены на кафедре трудового права Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и нашли отражение в опубликованных статьях автора. Отдельные аспекты и выводы диссертации докладывались на международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в 2013 г. (с 8 по 12 апреля), международной научно-практической конференции «Право в современном мире», состоявшейся 7 декабря 2012 года в Уральском институте — филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

    Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных актов.

    Во введении автором обосновывается актуальность избранной темы диссертационного исследования, анализируется уровень ее научной разработки, определяются цель и задачи исследования, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, теоретические и методологические основы работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

    Глава первая — «Понятие, классификация и история развития законодательства о трудовом стаже» состоит из трёх параграфов. Первый из них посвящен исследованию теоретико-правовых аспектов исследуемой правовой категории.

    Автор рассматривает трудовой стаж как один из критериев справедливости распределения «общественных фондов потребления».

    Проследив эволюцию общего понятия трудового стажа в советской и российской науке права социального обеспечения, а также трудового и колхозного права (Н.Г. Александров, B.C. Андреев, Н.Н. Бодерскова, Л.Я. Безуглая, Л.Я. Гинцбург, А.А. Забозлаев, Н.Т. Мелешенко, В.Н. Толкунова и др.), автор выделил основные признаки трудового стажа как абстрактного родового понятия (качественный — трудовая и иная общественно полезная деятельность и количественный — её продолжительность).

    Автор обращает внимание на существенные особенности трудового стажа по сравнению с другими юридическими фактами — действиями (длительность существования во времени, определённая «оторванность» от воли субъекта, который по своему желанию не может ни ускорить, ни замедлить течение стажа)[1] и в системе действий относит его к поступкам.

    Диссертант акцентирует внимание на несамодостаточной роли трудового стажа в праве социального обеспечения: для возникновения или изменения материальных социально-обеспечительных правоотношений требуется наличие сложного фактического состава. В этой связи диссертантом предложено следующее определение трудового стажа: «совокупность периодов трудовой, иной общественно полезной деятельности и иных периодов, с продолжительностью которой наряду с другими юридическими фактами связано возникновение прав на отдельные виды социального обеспечения, а в некоторых случаях и их размер».

    Диссертантом проанализированы основные обоснованные в науке права социального обеспечения основания классификации трудового стажа (характер и условия трудовой деятельности, способ исчисления, значение в сложном фактическом составе и др.).

    Введение в систему обязательного социального страхования страхового стажа, а также правовые последствия, связанные с ним, позволяют с уверенностью говорить о появлении нового основания классификации трудового стажа — зависимость учёта периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности от уплаты страховых взносов.

    Во втором параграфе автором исследована история развития законодательства о трудовом стаже (от Октябрьской революции и до 90-х гг. XX века).

    По мнению диссертанта, становление и развитие института трудового стажа в праве социального обеспечения следует рассматривать в неразрывной связи с развитием государственной системы социального обеспечения граждан.

    В Российской империи пенсионное обеспечение изначально рассматривалось как привилегия государственных служащих[2], поэтому неудивительно, что первым видом трудового стажа, которому было придано определенное юридическое значение в социальном обеспечении, являлась «государева служба». С её продолжительностью связывалось не только право на пенсию, но и её размер.

    Определённое юридическое значение придавалось трудовому стажу и при обеспечении некоторых других категорий граждан. Однако неразвитость системы государственного социального обеспечения препятствовала формированию и развитию трудового стажа как особой правовой категории. В этой связи особое внимание автор уделяет историко-правовому анализу

    законодательства о трудовом стаже в советский период развития системы социального обеспечения.

    В развитии трудового стажа в советской системе социального обеспечения автором выделено три основных этапа:

    1-й этап — появления норм о трудовом стаже в условиях военного коммунизма и новой экономической политики — с 1917 г. по 1928 г. Этот этап характеризуется: а) введением трудового стажа в систему пенсионного обеспечения как средства достижения экономических и идеологических целей; б) обусловленностью норм о трудовом стаже в системе социального обеспечения конкретной экономической ситуацией; в) формированием пединститутов общего и непрерывного трудового стажа;

    2-й этап — развития института трудового стажа в целях привлечения и закрепления кадров в связи с ускоренной индустриализацией и восстановлением народного хозяйства в послевоенный период — с 1928 г. по 1955 г. Этот период характеризуется: а) введением зависимости от трудового стажа пенсий по старости и пособий по временной нетрудоспособности; б) усилением роли трудового стажа в системе социального обеспечения: трудовой стаж в указанный период становится не только условием обеспечения, но и критерием, влияющим на его размер; в) придание юридического значения стажу работы по специальности (специальный трудовой стаж);

    3-й этап — совершенствования правового регулирования трудового стажа в совершенствование законодательства о трудовом стаже в условиях развитой социалистической экономики и единой общегосударственной системы социального обеспечения — с 1955 г. по 1990 г. В этот период: а) произошло становление единых требований к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсий и пособий по временной нетрудоспособности. В общий трудовой стаж, который даёт право на назначение пенсий, стала засчитываться любая работа в качестве рабочего или служащего независимо от характера и длительности работы и

    длительности перерывов, а с 1965 года — и периоды работы в качестве члена колхоза; б) сохранилась дифференциация при назначении пенсий в зависимости от характера и условий труда и других признаков и выделением выслуги лет как вида трудового стажа.

    Третий параграф посвящен общей характеристике трудового стажа на современном этапе развития государственной системы социального обеспечения.

    Автором проанализировано юридическое значение основных видов трудового стажа в период перехода от советской к современной системе социального обеспечения. Диссертантом проанализирована роль и значение общего и специального трудового стажа по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР»[3]. Данным законом в целях усиления учёта трудового вклада граждан в экономику была усилена зависимость размера пенсий от продолжительности трудового стажа. Было расширено содержание общего трудового стажа: в него стал включаться ряд иных социально значимых периодов (профессиональной подготовки к трудовой деятельности и др.). Впервые были закреплены легальные определения общего и специального трудового стажа.

    Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» оценивался современниками как первый страховой закон, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения[4]. Однако отсутствие индексации размеров пенсий в условиях инфляции и дефицита бюджета, в том числе и Пенсионного фонда РФ, привело, как справедливо отмечают А.В. и М.В. Лушниковы[5], к «уравнительности в нищете». В результате пенсионная реформа «зашла в тупик», утратив страховые начала распределения пенсионных средств.

    Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 1995 года и Программа пенсионной реформы 1998 года привели к закреплению в отечественном пенсионном законодательстве категории «страховой стаж».

    Пенсионная реформа 2001 года изменила значение основных видов трудового стажа. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[6] в качестве условия назначения трудовых пенсий по старости закрепил не общий трудовой, а страховой стаж (не менее 5 лет). В результате пенсионной реформы 2001 года для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца стало достаточно лишь одного дня страхового стажа. Диссертант негативно оценивает снижение роли трудового стажа при определении права на трудовые пенсии по старости и инвалидности. Автор предлагает усилить значение страхового стажа при назначении трудовых пенсий по старости и восстановить зависимость от него права на трудовые пенсии по инвалидности.

    Анализ пенсионного законодательства позволил автору сделать вывод о замене в системе досрочного пенсионного обеспечения специального трудового стажа специальным страховым стажем. Данная замена стала следствием установления требования уплаты страховых взносов как условия включения периодов трудовой деятельности в трудовой стаж.

    Автор поддерживает введение специального источника финансирования периода досрочной выплаты трудовых пенсий по старости. Однако, по мнению диссертанта, введение дополнительных взносов для отдельных категорий страхователей не решило ряд острых вопросов, связанных с финансированием досрочного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В частности, так и не решён вопрос о компенсации Пенсионному фонду РФ расходов, связанных с периодами досрочной выплаты трудовых пенсий по старости таким многочисленным категориям

    работников, как лица, работающие в районах Крайнего Севера, осуществляющие педагогическую, творческую и лечебную деятельность соответственно в учреждениях для детей, на сцене в театрах или театрально-зрелищных учреждениях, в учреждениях здравоохранения.

    Диссертант обращает внимание на особую роль стажа государственной службы как подвида специального трудового стажа и рассматривает его как абстрактное понятие, объединяющее следующие разновидности трудового стажа: стаж государственной гражданской службы, выслугу лет военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан. По мнению автора, принцип единства правовых и организационных начал государственной службы диктует необходимость выравнивания правовых последствий наличия различных подвидов стажа государственной службы равной продолжительности.

    Во второй главе рассмотрены проблемы совершенствования правового регулирования отдельных видов трудового стажа. Данная глава включает три параграфа и посвящена наиболее актуальным, по мнению диссертанта, вопросам исчисления и доказательствам отдельных видов трудового стажа.

    В первом параграфе диссертантом исследование понятие, содержание и юридическое значение общего страхового стажа.

    Общий страховой стаж определён диссертантом как совокупность периодов любой трудовой деятельности, при выполнении которой уплачивались и (или) подлежали уплате страховые взносы по обязательному социальному страхованию, периодов иной общественно полезной деятельности и иных периодов, признаваемых законодателем социально значимыми.

    Общий страховой стаж имеет значение при определении права на трудовые пенсии, а также при определении размеров пособий по беременности и родам и по временной нетрудоспособности. По мнению автора, зависимость размеров названных пособий от продолжительности

    страхового стажа не отвечает их целевому назначению — частичной компенсации заработка и поддержанию достойного уровня жизни застрахованного лица в период временной нетрудоспособности или соответствующего периода до и после родов. Диссертант разделяет мнение М.В. Борисенко о том, что размер страхового обеспечения в случае наступления соответствующих социальных рисков не должен ставиться в зависимость от продолжительности любого вида трудового (страхового) стажа работника[7].

    Автор разделяет правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 10.07.2007 г. № 9-П[8], о том, что публичный характер правоотношений по обязательному социальному страхованию предполагает недопустимость исключения из страхового стажа периодов, за которые подлежали уплате, но не уплачивались по вине страхователя соответствующие страховые взносы.

    Диссертантом проведён сравнительный анализ содержания страхового и общего трудового стажа. Перечень периодов, включаемых в «пенсионный» страховой стаж, значительно уже в сравнении с периодами, учитываемыми при исчислении общего трудового стажа. При этом отказ от некоторых периодов, подлежавших учёту при определении продолжительности общего трудового стажа, являлся, по мнению автора, поспешным. В связи с предстоящим поэтапным введением зависимости размеров трудовых пенсий от продолжительности страхового стажа, автор предлагает увеличить общее количество (длительность уже включаемых) периодов, подлежащих зачёту (включению) в страховой стаж. В частности, увеличить период ухода за каждым ребёнком, засчитываемый в страховой стаж, до трёх лет, но не более

    девяти лет в общей сложности, допустить зачёт в страховой стаж периода инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

    Диссертантом проанализировано содержание страхового стажа, внесены предложения по совершенствованию законодательства о страховом стаже.

    Анализ законодательства о трудовом стаже позволяет рассматривать календарное исчисление как основной способ исчисления общего страхового стажа.

    Во втором параграфе диссертантом исследовано значение общего трудового стажа в праве социального обеспечения.

    Длящийся характер пенсионных правоотношений вызвал необходимость учёта общего трудового стажа, приобретённого гражданами до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Автором проанализированы особенности учёта общего трудового стажа при конвертации (преобразовании) в денежное выражение пенсионных прав граждан, приобретённых до 1 января 2002 года.

    Действующая редакция Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 30) предусматривает два варианта оценки пенсионных прав граждан: при первом — продолжительность общего трудового стажа определяется без учёта ряда периодов, подлежавших включению (зачёту) в него согласно Закону РФ 1990 г. «О государственных пенсиях в РФ», при втором — общий трудовой стаж для целей оценки пенсионных прав определяется с учётом всех периодов, предусмотренных Законом 1990 года, однако в последнем случае при конвертации пенсионных прав в денежное выражение подлежат применению соответствующие ограничения расчётного размера пенсии.

    Автор обращает внимание на отсутствие тождества между периодами, включаемыми в общий трудовой стаж, учитываемый при первом варианте оценки пенсионных прав граждан, и периодами, включаемыми в общий

    страховой стаж. Так, в общий трудовой стаж не включаются периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, учитываемые при определении продолжительности страхового стажа застрахованного лица.

    По мнению диссертанта, невключение указанных периодов в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и одновременное включение этих периодов в страховой стаж нарушает равенство пенсионных прав граждан в зависимости от времени их работы и может рассматриваться как дискриминация граждан, имеющих пенсионные права, приобретённые до 1 января 2002 года.

    Автор обращает внимание на сохранение определённого значения общего трудового стажа при обеспечении пенсиями по государственному пенсионному обеспечению (например, при определении права на пенсию за выслугу лет военнослужащих, уволенных в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также отдельных категорий граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф).

    В третьем параграфе второй главы диссертантом исследовано соотношение понятий «специальный трудовой» и «специальный страховой стаж», их юридическое значение.

    Диссертант рассматривает специальный трудовой стаж в широком и в узком смыслах. В широком смысле специальный трудовой стаж охватывает понятие специального страхового стажа. В соответствующем параграфе понятие «специальный трудовой стаж» автор использует в узком, специальном, значении, для характеристики нестраховых разновидностей специального трудового стажа.

    Автором проведён сравнительный анализ понятий «специальный страховой стаж» и «профессиональный стаж застрахованного лица». По мнению диссертанта, последнее понятие является более узким по отношению к понятию «общий страховой стаж», поскольку не охватывает, например, стаж работы в районах Крайнего Севера, и, следовательно, данные понятия нельзя рассматривать в качестве синонимов.

    Автором проанализировано содержание отдельных разновидностей специального страхового стажа (стажа педагогической работы, работы в районах Крайнего Севера и др.). Диссертант негативно оценивает сокращение периодов, включаемых в стаж педагогической работы в учреждениях образования для детей. В частности, диссертант считает необоснованным отказ от учёта периодов педагогической работы в учреждениях дополнительного образования детей, начиная с 1 января 2002 года.

    Особое внимание автор уделяется анализу проблем правового регулирования стажа государственной службы. В работе проанализировано содержание основных разновидностей стажа государственной службы (федеральной государственной гражданской службы, выслуги лет военнослужащих и др.).

    Пенсионное законодательство допускает включение в стаж государственной гражданской службы периодов работы (службы) в отдельных учреждениях, предприятиях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральному государственному гражданскому служащему для выполнения им своих служебных обязанностей по занимаемой должности, но в совокупности не более пяти лет. Однако критерии оценки необходимости такого опыта и знаний для дальнейшего прохождения государственной гражданской службы не установлены. Диссертант считает необходимым предусмотреть механизмы контроля за обоснованностью принятия решений о включении таких периодов со стороны органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а

    также административный порядок обжалования решения об отказе в зачёте таких периодов работы в стаж государственной гражданской службы.

    Особенностью исчисления выслуги лет военнослужащих и ряда приравненных к ним категорий граждан является возможность её кратного исчисления, например, в полуторном, двойном или тройном размере. В данном случае льготный порядок исчисления выслуги лет имеет особый, компенсационный, характер. Диссертант считает необходимым сохранить льготный порядок исчисления выслуги лет военнослужащих и приравненных к ним лиц.

    Глава третья, включающая два параграфа посвящена анализу отдельных процедурно-процессуальных аспектов установления трудового стажа

    Первый параграф посвящен анализу проблем установления общего страхового стажа.

    Проблема установления общего страхового стажа включает в себя два аспекта: а) исчисление длительности периода времени, образующего стаж, и б) квалификация деятельности, наполняющей стаж.

    После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[9] страховой стаж подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

    Диссертантом проанализирована проблема обеспечения достоверности и полноты сведений персонифицированного учёта. В настоящее время большая часть таких гарантий закреплена на уровне подзаконного правового акта — Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»[10] и не подкреплена санкциями за их нарушение. Диссертант обосновывает

    необходимость закрепления соответствующих гарантий в Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

    Периоды трудовой и иной деятельности, включаемой в страховой стаж, до регистрации гражданина в системе персонифицированного учёта подтверждаются документами. Диссертант приходит к выводу о сохранении трудовой книжкой значения основного документа, подтверждающего периоды работы по трудовому договору. В случае её отсутствия, внесения неправильных или неверных записей допускается подтверждение периодов работы на основании других документов. Аналогичным является порядок подтверждения страхового стажа, необходимого для назначения и определения размера пособий.

    Подтверждение трудового стажа свидетельскими показаниями носит субсидиарный характер: они могут быть использованы лишь в тех случаях, когда документы о стаже утрачены и восстановить их не представляется возможным, и лишь в отношении периодов работы до регистрации в системе персонифицированного учёта. Пенсионное законодательство допускает установление трудового стажа на основании свидетельских показаний как в судебном порядке, так и органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, а также комиссиями по установлению стажа (при утрате документов о работе в результате чрезвычайных обстоятельств).

    Полномочия пенсионных органов по установлению трудового стажа по свидетельским показаниям существенно ограничены. В случае утраты документов о работе и невозможности их последующего получения вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника показаниями свидетелей такой орган может установить лишь половину страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии. Диссертант считает данное ограничение необоснованным и недопустимым возложение негативных последствий действий третьих лиц на застрахованное лицо.

    Диссертант поддерживает предложение Е.Г. Азаровой о целесообразности судебного рассмотрения дел, связанных с обжалованием решений и действий (бездействия) органов ПФР, в т.ч. и по вопросам установления трудового стажа, в рамках производства из публичных правоотношений.

    В параграфе втором третьей главы диссертантом исследованы правовые проблемы подтверждения специального страхового стажа:

    1) неприменение в правоприменительной практике принципов правового регулирования, сформулированных применительно к сфере социального обеспечения, а также их толкований, выявленных Конституционных Судом РФ (например, принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение ранее приобретённых прав в сфере досрочного пенсионного обеспечения, необходимость учёта законных ожиданий граждан, сформировавшихся на базе ранее действовавшего законодательства; принцип равенства граждан, предполагающий, применительно к пенсионной сфере, недопустимость установления необоснованных различий в оценке пенсионных прав граждан и др.);

    2) необоснованное ужесточение правил подтверждения специального трудового стажа.

    Введённый в 2009 году запрет подтверждения свидетельскими показаниями характера работы существенным образом ограничил возможности судов по установлению тождества должностей, профессий, организаций. Диссертантом обоснована необходимость отмены запрета подтверждения характера работы свидетельскими показаниями.

    Диссертант обосновывает целесообразность пересмотра механизма реализации права на досрочную пенсию. Требование выполнения соответствующих видов работ на условиях полного рабочего дня лишает права на досрочное пенсионное обеспечение работников образования, здравоохранения, лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными и

    тяжелыми условиями труда, которые по тем или иным, в т.ч. по не зависящим от них причинам, не могут выполнять норму рабочего времени, или быть принятыми на полную ставку, хотя они испытывают действие тех же негативных факторов, что и работники, занятие полный рабочих день. Диссертант предлагает ввести возможность зачёта периодов работы в особых условиях труда, выполнявшихся на условиях неполного рабочего времени, пропорционально фактической занятости;

    3) пробелы в правовом регулировании подтверждения специального стажа.

    В частности, законодателем прямо не урегулирован вопрос о включении в стаж работы на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях периодов служебных командировок и обучения на курсах повышения квалификации. На практике органы Пенсионного фонда РФ не включают в «северный» стаж периоды командировок и повышения квалификации за пределами соответствующих районов и местностей, указывая на допустимость включения в специальный стаж лишь периодов работы в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В то же периоды ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков, которые многие работники проводят за пределами соответствующих районов и местностей, в «северный» стаж включаются. Кроме того, в периоды служебных командировок и обучения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя за работником сохраняется место работы, среднемесячная заработная плата, уплачиваются соответствующие страховые взносы. Диссертант считает необходимым выработать единый подход к включению таких периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Не урегулирована надлежащим образом процедура установления тождества наименований профессий, должностей, организаций. Диссертант предлагает закрепить конкретные сроки принятия и согласования соответствующего решения Министерством труда и социальной защиты РФ,

    определить процедуру подготовки представления об установлении тождества, расширить перечень органов, имеющих право направить такое представление.

    В заключении диссертационной работы автором сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства о трудовом стаже.

    Содержание и практические выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих опубликованных работах:

    1. Установление трудового стажа: актуальные проблемы правоприменения // Вопросы управления. 2012. № 1 (3) — 0,7 п.л.

    2. Трудовой стаж в социальном обеспечении государственных служащих // Государственная служба. 2012. № 3 — 0,4 п.л.

    3. Формирование института трудового стажа в советской системе социального обеспечения // Законодательство. 2011.120,6 п.л.

    4. Установление трудового стажа: актуальные проблемы правоприменения. Сб.: Право в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 7 декабря 2012 г. В 2 ч. Часть 2: современные проблемы административного, финансового и информационного права, современные проблемы трудового права и права социального обеспечения. — Екатеринбург: Уральский институт — филиал РАНХиГС при Президенте РФ, 2012 — 0,7 п.л.

    [1] См. также: Бутенко, Е. И. Особенности юридических фактов в праве социального обеспечения: теоретический аспект: дис. канд. юрид. наук. 12.00.05 / Бутенко Евгений Игоревич. — Томск, 2010. С. 81.

    [2] См.: Квасов, Д.А. Становление и развитие пенсионного законодательства о государственных служащих Российской империи XIX — начала XX вв.: дис. . канд. юрид. наук. 12.00.01 / Квасов Дмитрий Александрович. — М., 2005. С.11.

    [3] Закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1990. — № 27. — Ст. 351.

    [4] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения в России. М., 2004. С. 48 — 49.

    [5] Лушникова М. В. Курс права социального обеспечения / М. В. Лушникова, А. М. Лушников. — 2-е изд., доп. — М.: Юстицинформ, 2009. С. 222.

    [6] Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // С3 РФ. -24.12.2001. -№ 52 (1 ч.). — Ст. 4920.

    [7] Борисенко М.В. Влияние выводов Конституционного Суда РФ на страховое обеспечение // Законодательство и экономика. — 2007. — № 8. С. 13.

    [8] Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» // Вестник Конституционного Суда РФ. — № 4. — 2007.

    [9] Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // С3 РФ. — 01.04.1996. — № 14. — Ст. 1401.

    [10] утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. № 987н // РГ. — № 46. — 05.03.2010.

    www.law.edu.ru