Статистика военных судов

Особенности ведения статистики в военных судах

Система показателей статистической отчетности военных судов определяется структурой военных судов Российской Федерации и особенностями рассматриваемых категорий дел. В отношении статистической отчетности о судимости, формируемой на основе СК на подсудимого, на военные суды распространяется приказ Судебного департамента об утверждении Табеля и форм статистической отчетности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Формы о работе военных судов имеют свои специфические показатели, утверждены приказами заместителя генерального директора Судебного департамента — начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 12 февраля 2004 г. N 8; электронный вариант формы — приказом от 20 октября 2006 г. N 15. Дополнительно формы N 01, 9 введены приказом от 12 апреля 2007 г. N 11, дополнена форма N 3.

Так, например, отчет о работе по рассмотрению гражданских дел (форма N 5) содержит показатели в строках по категориям гражданских дел, не выделяемым в отчетности иных судов общей юрисдикции: об увольнении в связи с нарушениями условий контракта военным ведомством, прочие заявления об увольнении с военной службы, о назначении на должность, понижении в должности, о переводе по службе, о привлечении к дисциплинарной, материальной ответственности, иные заявления по службе. Специфическим видом судебного производства, присущим только военным судам, является дисциплинарное производство, осуществляемое судами на основании Федерального закона от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста». Результаты рассмотрения судами ходатайств о применении дисциплинарного взыскания в виде содержания на гауптвахте отражаются в статистической отчетности по форме N 9 (форма отчетности утверждена приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента — начальника ГУВС от 12 апреля 2007 г. N 11). Статистическая отчетность составляется гарнизонными военными судами, окружными (флотскими) военными судами.

Организацией сбора и обработки отчетов о работе гарнизонных судов занимаются окружные (флотские) военные суды соответствующего военного округа. Сводные отчеты о работе гарнизонных военных судов округа и отчеты о работе окружного военного суда представляются в Главное управление организационного обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента (далее — ГУВС). Кроме того, в ГУВС представляются отчеты о судимости военнослужащих, о потерпевших от преступлений, совершенных военнослужащими, и о причиненном ими ущербе в разрезе военных ведомств (формы N 1, N 2). Формы по судимости по всем лицам, уголовные дела в отношении которых рассматривались военными судами, представляются окружными (флотскими) военными судами, как и по всем остальным судам общей юрисдикции, в Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов.

Ниже представлена система отчетных форм военных судов, собираемых ГУВС, в программном изделии «Судебная статистика».

Совокупность форм отчетности о деятельности военных судов, собираемых ГУВС, содержит сводные отчеты гарнизонных судов (имеют в определении структур отчетных форм в ПИ «Судебная статистика» префикс «g») и окружных (флотских) военных судов (префикс «v»).

После завершения сбора и обработки статистических отчетов о работе военных судов сводные отчеты в целом по всем военным судам представляются в Военную коллегию Верховного Суда РФ.

Форма N 01 «Оперативная отчетность о работе военных судов», утвержденная также приказом от 12 апреля 2007 г. N 11, собираемая по результатам 3, 6, 9 и 12 месяцев с нарастающим итогом, содержит в целом аналогичные показатели оперативной отчетности остальных судов общей юрисдикции, предусмотренной Табелем форм отчетности, однако имеет дополнительно специфические статистические показатели:

а) из общего числа осужденных военными судами выделяется число осужденных военнослужащих;

б) по гражданским делам выделяются следующие основные категории дел, рассматриваемые военными судами:

— об увольнении с военной службы;

— о необеспечении положенными видами довольствия;

— о привлечении к материальной ответственности;

— о невыплате надбавок за участие в боевых действиях;

в) по материалам о применении дисциплинарного ареста выделяются показатели:

— всего рассмотрено материалов в отношении лиц;

— из них с нарушением установленных сроков;

— из числа рассмотренных материалы о нарушении уставных правил взаимоотношений, об уклонении от военной службы, о совершении административных правонарушений, о числе лиц, которым назначен дисциплинарный арест.

Отчет о судебной работе (форма N 3) формируется на федеральном уровне в разрезе каждого военного суда (данные каждого суда в строках, показатели о деятельности по рассмотрению дел в порядке уголовного, гражданского, административного производства, профилактической работе в войсках — по графам). Отчет также содержит ряд специфических показателей, отсутствующих в отчетности о деятельности остальных судов общей юрисдикции, например, рассмотрено в воинских частях в присутствии личного состава, судебные решения, доведенные до личного состава в приказах командования или через средства массовой информации.

В целях интеграции статистики судов общей юрисдикции военные суды с итогов 2010 г. представляют статистическую отчетность по формам, утвержденным приказом от 20 мая 2009 г. N 97, сформировав их автоматически из баз данных судебного делопроизводства используемого программного изделия «Судебное делопроизводство». Обязанность представления общих форм статистической отчетности военными судами с I полугодия 2011 г. предусмотрена приказом от 10 июня 2011 г. N 115*(57).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Проведите сравнительный анализ системы показателей в форме N 6, предусмотренной приказом «О едином учете преступлений» и в статистической карточке на подсудимого. Выделите частично совпадающие по содержанию значений показатели и учетные показатели, отличающиеся в учетных документах.

2. Проведите сравнение структуры и содержания показателей социально-демографического характера о лице, совершившем преступление, в форме N 2, предусмотренной приказом «О едином учете преступлений» и статистической карточке на подсудимого.

3. В документах первичного учета, предусмотренных межведомственным приказом «О едином учете преступлений», предусмотрен выбор показателей из дополнительных справочников. Выделите в СК на подсудимого аналогичные показатели и сравните содержание выделяемых значений учетных показателей.

studopedia.ru

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Закрытая статистика военных судов

Закрытая статистика военных судов

Zanuda707 писал(а): Предлагаю создать тему: Почему закрыли судебную статистику по военным судам.

Собственно судебную статистику можно посмотреть на сайте судебного департамента при Верховном суде РФ и его территориальных органов. Например вот это:
http://www.cdep.ru/index.php?id=5
Но везде внизу имеется сноска: кроме военных судов. Бывая в судах и в ФССП, я вижу, что количество обращающихся туда в/сл огромно. Но сколько?
Для того чтобы решить любую проблему надо , как минимум, её знать, в частности- знать её масштаб. В любом случае, закрытие информации по военным судам не имеет никаких правовых оснований и объясняется только одним- не предавать гласности реального состояния дел с соблюдением законности в ВС РФ. А значит и нет оснований надеяться что что- то изменится в обозримом будующем.
Написал обращение (безответное) в СД ВС РФ, в котором задал простые вопросы: сколько обращений в гарнизонные военные суды в/сл с исками и заявлениями было в 2009 году, из них заявлений поданных в порядке гл.25 ГПК, сколько решений судов вынесено в пользу в/сл, сколько из них фактически исполнено и т.д. Может есть смысл написать коллективное обращение?

Непрочитанное сообщение Посторонний » 16 окт 2010, 18:06 #2

Кстати, с 15 сентября на Украине ликвидированы военные суды. Знищены, як клас. Т. к. все равны перед законом и судом — то наличие специального суда для военных — признано неконституционным. Год назад военсуды были огражданены, а теперь — ликвидированы. И это правильно. Военным судьям предложено
трудоустройство в райсудах или удаление в отставку. Дела, находящиеся в производстве — переданы в райсуды.

Добавлено спустя 4 минуты 20 секунд:
Также вызывает недоумение вопрос подсудности даже среди военных. При наличии гарнизонных и окружных судов с территориальной подсудностью существует параллельная структура судов по видам ВС. Так, Московский ГВС и Московский ОВС занимается делами военнослужащих г. Москвы и области,
но делами военнослужащих КВ, РВСН, и ФСО — занимаются соответственно 94 ГВС и 3 ОВС. Почему?

Непрочитанное сообщение Go » 16 окт 2010, 21:37 #4

Возможно я не понял идеи, но вот что видел
О Б З О Р
судебной практики рассмотрения гарнизонными
военными судами Московского окружного военного суда
гражданских дел за второе полугодие 2009 года
1.Общие сведения

За второе полугодие 2009 года гарнизонными военными судами Московского окружного военного суда разрешено 7543 заявления (иска) военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. Кроме того, рассмотрено 136 заявлений (исков) военных прокуроров в защиту нарушенных прав и свобод военнослужащих либо интересов воинских частей, 263 иска органов военного управления, командиров (начальников) воинских частей к военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, а также 54 заявления (исков) граждан и организаций, не имеющих какого-либо отношения к военной службе.
Таким образом, всего за второе полугодие 2009 года судами было разрешено 7996 заявлений (исков), в том числе 7135 заявлений об оспаривании военнослужащими решений, действий органов военного управления и воинских должностных лиц.
Во втором полугодии 2008 года судами Московского окружного военного суда было разрешено 4262 заявления (иска) военнослужащих, 99 заявлений (исков) военных прокуроров, 111 исков органов военного управления к военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, и 38 заявлений (исков), поступивших от граждан и различных организаций, а всего — 4510 заявлений (исков), из них 3988 заявлений об оспаривании военнослужащими решений, действий органов военного управления и воинских должностных лиц
Таким образом, за второе полугодие 2009 года военными судами округа рассмотрено на 3486 (77,3%) заявлений (исков) больше, чем за второе полугодие 2008 года.
Средняя нагрузка на судью при рассмотрении гражданских дел в анализируемом периоде составила 8,3 дела в месяц.
Наибольшее количество гражданских дел (на чел.) рассмотрено Московским – 1708 (1852), Нижегородским – 861 (898) и Воронежским – 636 (661) гарнизонными военными судами.
Наибольшее количество гражданских дел рассмотрели судьи: Подгурский В.В. – 214 (Московский ГВС), Масенин П.Е. – 206 (Московский ГВС), , Анохин Е.В. – 177 (Воронежский ГВС), Губарев О.В. – 145 (Нижегородский ГВС).
В военные суды с исками и заявлениями об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления и воинских должностных лиц обратились:
— 5067 офицеров, из них – 10 генералов;
— 861 прапорщик (мичман);
— 784 граждан – военнослужащих, уволенных с военной службы;
— 16 гражданских лиц.
Из числа поданных заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления и воинских должностных лиц – 5591 (78,3%) удовлетворено.
Наибольшее количество заявлений (исков) военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, связано, как и в прежние годы, с необеспечением их положенными видами довольствия – 4823 (63,9 %), за аналогичный прошлый период подобных заявлений (исков) было 2304 (54%); с разрешением различных жилищных споров – 1335 (17,7%), в аналогичном прошлом периоде 908 (21,3%); с увольнением (отказом в увольнении) с военной службы – 527 (7%), в аналогичном прошлом периоде – 276 (6,5%).

Непрочитанное сообщение Посторонний » 16 окт 2010, 22:29 #5

Поясняю идею. Вы привели статистику только по одному из 12 ОВС (кстати, далеко не каждый ОВС размещает такую статистику на своем сайте), а я говорю о об общей статистике по всем военным судам. Где- то до 2002 года эти данные можно было найти. Вот цитата из интервью председателя МОВС Александра Безнасюк в декабре 2002 года:
http://top.rbc.ru/incidents/05/12/2002/58500.shtml
Председатель МОВС отметил тенденцию неуклонного роста количества обращений военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, с жалобами в военные суды. Так, если в 1993г. военными судами было рассмотрено 3 тыс. жалоб, то в 2000г. было рассмотрено уже более 190 тыс. дел по жалобам на неправомерные действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, в 2001г. их было около 200 тыс., а только в 1 квартале 2002г. — свыше 60 тыс. Всего же за 9 лет с жалобами в военные суды обратились более 600 тыс. военнослужащих, в том числе лиц, уволенных на момент подачи жалобы в суд с военной службы.
Наибольшее количество жалоб военнослужащих, в том числе лиц, уволенных с военной службы, связано с необеспечением их положенными видами довольствия (88%), с отказом в увольнении с военной службы (около 5%), с решением различных жилищных споров (свыше 2%), с привлечением к дисциплинарной и материальной ответственности (около 2%). По словам А. Безнасюка, около 90% рассмотренных военными судами жалоб военнослужащих было удовлетворено, что, по его мнению, свидетельствует о значительном количестве нарушений их прав. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что права и законные интересы военнослужащих ущемляются представителями практически всех органов военного управления и различными воинскими должностными лицами.

Надо сказать, что разговорчивого Безнасюка сразу уволили с должности, как только ему исполнилось 60 лет.
Но те цифры, которые он назвал впечатляют. Получается, что в 2002 году каждые 2 минуты очередной человек в погонах садился писать жалобу в суд и каждые 9 из 10 жалоб суд удовлетворял! Сразу возникают наивные вопросы:
А зачем тогда нужна военная прокуратура, которая, как известно, по закону должна осуществлять надзор за соблюдением законности в воинских частях? Да и самого Президента, гаранта соблюдения Конституции- неужели его , как Верховного главнокомандующего, не беспокоит факт массового беззакония к своим подчиненным в ВС РФ?
Кстати, вот более свежие данные по статистике ГВС МОВС:
http://movs.msk.sudrf.ru/modules.php?na . sud&rid=13

ОБЗОР
судебной практики рассмотрения гарнизонными военными
судами Московского окружного военного суда
гражданских дел за первое полугодие 2010 года
1. Общие сведения
За первое полугодие 2010 года гарнизонными военными судами Московского окружного военного суда разрешено 6716 заявлений (исков) военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. Кроме того, рассмотрено 125 заявлений (исков) военных прокуроров в защиту нарушенных прав и свобод военнослужащих либо интересов воинских частей, 250 исков органов военного управления, командиров воинских частей к военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, а также 50 заявлений (исков) граждан и организаций, не имеющих какого-либо отношения к военной службе.
Всего за первое полугодие 2010 года судами было разрешено 7141 заявление (иск), в том числе 6334 заявлений (исков) об оспаривании военнослужащими решений, действий органов военного управления и воинских должностных лиц.
В предыдущий аналогичный период в 2009 году судами Московского окружного военного суда было разрешено 5691 заявление (иск) военнослужащих, 55 заявлений (исков) военных прокуроров, 208 исков органов военного управления к военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, и 49 заявлений (исков), поступивших от граждан и различных организаций, а всего — 6003 заявлений (исков), из них 5399 заявлений (исков) об оспаривании военнослужащими решений, действий органов военного управления и воинских должностных лиц
Таким образом, за первое полугодие 2010 года военными судами округа рассмотрено на 1025 (15,2%) заявлений (исков) больше, чем за первое полугодие 2009 года.
Средняя нагрузка на судью при рассмотрении гражданских дел в анализируемом периоде составила 9 дел в месяц
Из общего числа разрешенных заявлений (исков), в военные суды с исками и заявлениями об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления и воинских должностных лиц обратились:
— 4219 офицеров, из них – 5 генералов;
— 842 прапорщика (мичмана);
— 265 сержантов (старшин) и 88 рядовых (матросов), проходящих военную службу по контракту;
— 9 сержантов (старшин) и 10 рядовых (матросов), проходящих военную службу по призыву;
— 894 военнослужащих обратились с заявлениями (исками) уже после увольнения с военной службы;
— 7 гражданских лиц.
Из числа поданных заявлений (исков) об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления и воинских должностных лиц — 4410 (или – 65,7%) удовлетворены.
Наибольшее количество заявлений (исков) военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, связано, как и в прежние годы, с необеспечением их положенными видами довольствия – 4217 (62,7%), за аналогичный прошлый период подобных заявлений (исков) было – 3471 (61%); с разрешением различных жилищных споров – 1236 (18,4%), в аналогичном прошлом периоде – 995 (17,4%); с увольнением (отказом в увольнении) с военной службы – 530 (7,9%), в аналогичном прошлом периоде – 384 (6,7%).
Остальные заявления (иски) были поданы военнослужащими в связи с наложением на них дисциплинарных взысканий – 92 (1,36%), ранее было – 102 (1,8%), привлечением к материальной ответственности – 15 (0,2%), за аналогичный прошлый период – 47 (0,8%), иные заявления – 571 (8,5%), за аналогичный прошлый период – 639 (11,2%).
Из числа поданных в суд исков (заявлений) 4665 (69,4%) удовлетворены, в том числе, частично, в 2009 году – 4133 (72,6%). В 1382 (20,5%) случаях заявителям (истцам) в удовлетворении заявленных требований отказано (в 2009 году – 1149 (20,1%), а по остальным – 1094 (16,2%) заявлениям (искам) приняты иные предусмотренные законом решения (за первое полугодие 2009 года – 721 (12,6%).

По сравнению с данными 2002 года сразу бросается в глаза, что значительно (с 90% до 70% ) уменьшился процент удовлетворенных жалоб в/сл, а также значительно выросло количество жалоб в/сл по необеспечению жильем (с 2% до 18,4%). И главное- опять общий рост числа жалоб по сравнению с данными за первое полугодие 2009 года на 15,4%. При этом надо иметь ввиду, что с изданием приказов Министра обороны №400 и №115 (1010), более логично была бы тенденция к уменьшению числа жалоб. Любой жалобщик поинмает простую истину-ну подал ты жалобу, суд её удовлетворил, а командир в отмеску «забудет» включить тебя в список премированных. Мало кто решиться в таких условиях судиться с командиром. И всё же опять рост. Это значит действительно допекли людей.
Ну и самое главное- вы в принципе не найдете открытой статистики по проценту исполнению вступивших в законную силу судебных решений по заявлениям в/сл. А тут цифры просто удручающие. По словам судебных приставов, с которыми я общался, многие судебные решения (не менее половины), где должниками являются должностные лица Минобороны, не исполняются годами.
Вывод: Очевидно, что правоохранительная система (суды, прокуратура, приставы) в Вооруженных силах не работает в принципе и статистика говорит об одном- беззакония в армии меньше не становится. Поэтому, как сказал классик- не надо пытаться наполнить бочку с водой, предварительно не заделав в ней дырку.

voensud.ru

5. Военные суды

В соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 1994 г. «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции » военные суды в качестве федеральных судов осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации и других воинских формированиях, предусматривающих военную службу. Этот же Закон определил, что военные суды до принятия Положения о военных судах должны руководствоваться Положением о военных трибуналах.

Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.

Порядок осуществления правосудия военными судами, как и для других судов общей юрисдикции, установлен уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательствами. При рассмотрении дел в военных судах применяются те же принципы правосудия, что и в судах общей юрисдикции.

К подсудности военных судов относятся:

* дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов;

* дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов Федеральной службы безопасности;

* дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительных учреждений;

* дела о шпионаже;

* дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых есть специальное указание в законодательстве.

Если военнослужащий обвиняется в совершении преступления в составе группы гражданских лиц, то все дело рассматривается военным судом.

Военные суды рассматривают в основном уголовные дела. Гражданские дела рассматриваются военными судами в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, а также в российских войсках, находящихся за границами России. Кроме того, военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы.

Военные суды подразделяются на звенья. В каждое звено входят суды, имеющие одинаковую структуру и обладающие равной компетенцией. Низшее звено составляют суды гарнизонов, армий, флотилий. Второе (среднее) звено образуют военные суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого есть Военная коллегия.

В гарнизонах, армиях, флотилиях, соединениях действуют военные суды, составляющие низшее звено системы военных судов. Это звено является основным, поскольку именно эти суды рассматривают большую часть уголовных дел, отнесенных к подсудности военных судов, и все гражданские дела. Суды гарнизона и равные им суды действуют только в качестве судов первой инстанции.

Им подсудны уголовные дела по обвинению лиц, имеющих воинские звания вплоть до подполковника и капитана 2 ранга включительно и занимающих должности не выше заместителя командира полка. Кроме того, они не могут рассматривать дела о преступлениях, за которые в качестве меры наказания в мирное время может быть назначена смертная казнь. Суды гарнизонов и равные им суды рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение к подозреваемому, обвиняемому военнослужащему заключения под стражу в качестве меры пресечения. В порядке гражданского судопроизводства военные суды гарнизонов и равные им военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы. Военные суды гарнизонов и равные им суды рассматривают гражданские дела в тех местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, а также в российских войсках, размещенных за границами России. Военные суды гарнизонов и равные им суды также дают разрешение на ограничение конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в отношении военнослужащего. К компетенции военных судов первого звена относится и разрешение вопросов, возникающих при исполнении судебных решений и приговоров, вынесенных военными судами.

Военные суды гарнизонов и равные им суды состоят из судей и народных заседателей. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ, срок их полномочий законом не ограничен. Народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих сроком на пять лет и привлекаются к исполнению своих обязанностей не более двух недель в году. На военных судей полностью распространяются положения Закона «О статусе судей в РФ». Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Какое-либо вмешательство в их деятельность влечет предусмотренную законом ответственность. Народные заседатели в период исполнения своих обязанностей пользуются равными полномочиями с судьей. Отличительная особенность судей и народных заседателей военных судов в том, что они состоят на военной службе, имеют воинские звания, пользуются правами и льготами в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих».

Как правило, дела рассматриваются коллегиально в составе судьи и двух народных заседателей. Уголовные дела, наказание по которым не превышает пяти лет лишения свободы, могут быть рассмотрены военным судьей единолично.

Возглавляет военный суд гарнизона и равный ему военный суд председатель. Он не только сам осуществляет правосудие, но и организует работу военного суда: распределяет обязанности между судьями, руководит обобщением судебной практики, ведением судебной статистики, организует работу по приему военнослужащих. В штат военного суда входят также старший судебный секретарь, судебный секретарь и технический персонал.

Военные суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов составляют среднее звено системы военных судов. Они рассматривают дела в качестве судов первой инстанции, второй (кассационной) и надзорной инстанций.

В качестве судов первой инстанции суды округов рассматривают уголовные дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание полковника или капитана 1 ранг, а также лиц, занимающих должности командира полка, корабля 1 ранга и выше, и им равных по служебному положению лиц. Военные суды округов и равные им военные суды рассматривают также все дела о преступлениях, за которые в мирное время возможно применение смертной казни. Кроме того, суды среднего звена вправе принять к своему производству любое уголовное или гражданское дело, отнесенное к подсудности нижестоящего суда при наличии ходатайства или согласия сторон.

В качестве суда кассационной инстанции суды округов и равные им суды проверяют приговоры и решения судов первого звена — гарнизонов, флотилий, соединений, армий, — не вступившие в законную силу.

В порядке надзора суды округов и равные им суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу, но только в том случае, если они не были предметом кассационного рассмотрения в этих судах.

В состав военного суда округа и равного ему суда входят судьи и народные заседатели. Судьи назначаются на должность указом Президента РФ, срок их полномочий законом не ограничен. Народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих сроком на 5 лет и призываются для исполнения своих обязанностей не более двух недель в году. Судьи и народные заседатели состоят на воинской службе, на них распространяются положения Закона «О статусе военнослужащих в РФ». Вместе с тем статус военных судей определяется Законом «О статусе судей в РФ». Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Народные заседатели пользуются всеми правами судьи в период их привлечения к осуществлению правосудия.

Дела по первой инстанции в военном суде округа и ему равном рассматриваются только коллегиально: или судьей и двумя народными заседателями, или тремя профессиональными военными судьями. В кассационном и надзорном порядке военные суды второго звена рассматривают дела в составе трех судей.

Военный суд округа и равный ему суд не имеет каких-либо структурных образований. Возглавляется он председателем, который осуществляет и судебные функции: председательствует на судебных заседаниях, ведет прием граждан, приносит протесты на приговоры и решения военных судов первого звена и организует работу суда. Председатель распределяет обязанности между военными судьями, решает вопрос о передаче дела из военного суда одного гарнизона в военный суд другого гарнизона, организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.

В состав военного суда округа и ему равного входят также заместители председателя, .его помощник.

В аппарате этого суда имеются судебный секретарь, секретари судебных заседаний, осуществляющих ведение протокола судебного заседания и подготовку дела к слушанию, заведующий делопроизводством, начальник канцелярии, консультанты, на которых возлагается предварительное рассмотрение поступающих жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих судов и подготовка в случае необходимости проектов протестов, справок.

Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ. Она рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке.

По первой инстанции Военная коллегия рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также дела о преступлениях лиц, имеющих воинское звание генерала (адмирала) либо занимающих должность командира соединения и выше, и им равные. Кроме того, по ходатайству или с согласия сторон Военная коллегия имеет право принять к своему производству любое уголовное или гражданское дело, подсудное нижестоящим судам. Приговоры и решения Военной коллегии кассационному обжалованию не подлежат, так как вступают в законную силу немедленно после провозглашения. Они могут быть пересмотрены только в порядке надзора.

В качестве суда кассационной инстанции Военная коллегия проверяет обоснованность и законность приговоров, решений военных судов округа и равных ему, не вступивших в законную силу.

В порядке надзора Военная коллегия проверяет приговоры и решения, вступившие в законную силу, всех нижестоящих военных судов.

Приговоры, решения и определения Военной коллегии могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ, который является высшей судебной инстанцией и для общих, и для военных судов.

Военная коллегия состоит из судей Верховного Суда РФ и народных заседателей. Судьи назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, срок их полномочий законом не ограничен. Народные заседатели избираются сроком на пять лет, привлекаются к исполнению своих обязанностей не более двух недель в году. И судьи, и народные заседатели состоят на военной службе, на них распространяется действие положений Закона «О статусе военнослужащих». В то же время судьи Военной коллегии обладают правами, предусмотренными Законом «О статусе судей в РФ». Они независимы, подчиняются закону, неприкосновенны. Народные заседатели обладают теми же правами, что и судьи, на период привлечения их к отправлению правосудия.

Военную коллегию возглавляет председатель. Он председательствует на судебных заседаниях, вносит протесты на приговоры и решения военных судов, вступившие в законную силу, организует работу в коллегии: распределяет обязанности между судьями, организует работу по изучению и обобщению судебной практики, а также по осуществлению контроля за выполнением военными судами постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Аппарат Военной коллегии составляют секретари судебного заседания, осуществляющие ведение протоколов судебных заседаний и подготовку дел к слушанию, консультанты, изучающие поступающие жалобы на вступившие в законную силу приговоры и решения военных судов, готовящие на их основе проекты протестов, и другой технический персонал.

www.bibliotekar.ru