Диалектический закон

Законы диалектики

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ — законы, определяющие, с точки зрения сторонников теории диалектики, процесс развития. К основным 3. Д. относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания. Эти законы раскрывают соответственно источник, механизм и направление развития.

«Ядром» диалектики называют закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, находящиеся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой. Противоположность — это форма, стадия различия, при которой какие-то свойства, признаки, тенденции, присущие объекту как системе, взаимно отрицают, исключают друг друга. Противоречие — это такое отношение между противоположными сторонами, при котором они не только взаимоисключают, но и взаимообусловливают друг друга.

Поскольку такая формулировка закона требует выяснения его взаимоотношений с законами формальной логики — законом запрета на противоречие, тождества, исключенного третьего, то центральной проблемой диалектики стала проблема «вписывания» диалектического противоречия в современную гносеологию — учение о познании. Эта проблема приняла в материалистической диалектике форму выяснения отношений между формально-логическим и диалектическим противоречием.

Формально-логическое противоречие возникает в результате непосредственного сопоставления противоположных высказываний. Поэтому оно лишь сигнализирует о наличии проблемы, но не раскрывает ее, оно является толчком к исследованию и формой этого исследования на каждом этапе. Противоречие диалектическое предполагает выяснение промежуточных звеньев. Для этого надо учитывать степень развития противоречия (находится ли оно в стадии столкновения развитых противоположностей или же только на стадии выяснения отношений между различными, но не взаимоисключающими сторонами); взаимосвязь этого противоречия как внутреннего с внешними противоречиями предмета. Необходимо также выяснить, к какому типу относится это противоречие: является ли оно основным, выражающим сущность предмета, или не основным; главным (ведущим, доминирующим в данный момент) или не главным. Противоречие буквально тонет в многочисленных связях и опосредствованиях.

Представители современного неогегельянства более радикальны. С точки зрения Ф. Брэдли, формальную логику нельзя заменить диалектикой, ибо диалектика — такой же продукт человеческой ограниченности. Диалектика лишь символ возможности иного, нежели формально-логическое, мышления, но не само это божественное мышление.

Закон отрицания отрицания характеризует направленность развития. Всякая развивающаяся система проходит ряд связанных между собой этапов, при этом на высшей ступени развития происходит известное повторение некоторых черт, характеризующих начальную стадию. Этот закон раскрывает механизм преемственности. Как возникает такое двойное отрицание? Противоречие, движущее вперед развитие, характеризуется в определенное время господством какой-то одной противоположности. Переход к доминированию в результате накопления количественных изменений другой стороны противоречия есть первое отрицание.

Второе отрицание — это показатель того, что наступил такой этап в развитии предмета, в котором произошел синтез того лучшего, что есть в каждой противоположной тенденции, по видимости же произошел возврат к начальной стадии, где обе противоположности присутствовали, но в неразвитом виде. На каждой стадии развития мы имеем дело не с какой-то одной его стороной, а со всем предметом как определенным балансом противоположных тенденций. На каждой стадии баланс этот различен. На стадии первого отрицания вторая противоположность тоже присутствовала, но в скрытом виде, на стадии отрицания отрицания она просто выявилась, а не воз-никла ниоткуда.

Вся наша жизнь полна отрицаний и повторений, поэтому велик соблазн «приложить» этот закон к многообразным циклическим процессам, происходящим во всех сферах жизни. Однако закон отрицания отрицания несет в себе существенные ограничения своей собственной применимости. «Отрицаться» и воспроизводиться на более высоком уровне должны собственные противоположности предмета; следовательно, прежде чем говорить о тенденции развития, надо выявить эти исходные противоположности. Но на начальной стадии их выявить крайне сложно: «логическое» на этой стадии еще растворено в «историческом»; отрицания и возвраты могут быть следствием вмешательства внешних сил; тогда сходство оказывается внешним.

Закон перехода количественных изменений в качественные предполагает, что все изменения в мире происходят не сразу, но путем долгих, исподволь накапливающихся количественных сдвигов. Границы существования каждого предмета определяются количественными параметрами; соотношение «качества» предмета и его возможных количественных изменений, не ведущих к пересмотру его «качества», называется «мерой». И наоборот, качественное изменение предмета определяет и его новые количественные параметры.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 117-119.

ponjatija.ru

Диалектический закон

В любой сфере деятельности есть глубокие объективные связи, которые дают возможность понять ее как единое целое, определяют характер и направление развития. Эти закономерные связи проявляются в законах. Наукой е. Открыть многие указания коней природы: законы механики. Ньютона, закон. Бойля-Мариотта, закон всемирного тяготения, периодический закон. Менделеева и иін.

. Закон — это то, что с необходимостью оказывается при соответствующих условиях. Например, известный в физике закон зависимости сопротивления проводника от состава проводника, его длины и площади поперечного сечения с необходимостью ю оказывается в каждом случае прохождения электрического тока по проводнику, поскольку он обусловлен природой вещества, из которого сделан проводник, присущими ему объективными характеристиками.

Но закон представляет собой не только необходимую связь, а обязательно и общий, потому что он присущ для многих явлений. Например, закон полураспада, согласно которому в определенный (свой для каждого вещества) от дризок времени распадается половина вещества, в какой бы количестве она не взята, оказывается не в одном каком-то радиоактивном процессе, но и во всех аналогичных процессах, свойственный для любых советов иоактивних веществ, то есть всеобщей связью. Это касается любого закона природы, общества и человеческого мышленияня.

В то же время закон является устойчивым связью, ибо имеет место в течение всего времени существования соответствующей формы движения материи (определенной стадии ее развития) или мышления и будет существовать, пока существуют эти явления и пред дуете.

Итак закон обнаруживает связь, что является объективным, независимым от нашей воли и сознания. Это существенный и необходимую связь, поскольку раскрывает важные отношения между телами и явлениями, с неизбежностью оказывается каждый раз, когда они взаимодействуют. Кроме того, это устойчивая связь между явлениями и и предметами, повторяетсяя.

Таким образом, закон — это объективный, всеобщий и существенную связь явлений и предметов, который характеризуется устойчивостью и повторяемостью

На ранних ступенях развития науки устанавливаются основные эмпирические законы, оказывающие связи между свойствами вещей и явлений, чувственно наблюдаются. Поэтому их иногда называют феноменологическими за. Акон, или законами наблюдаемых явлений. К таким законам относятся, например, законы. Бойля-Мариотта,. Гей-Люссака и. Шарля, оказывающих функциональную связь между давлением, объемом и температурой т ак называемых идеальных газов. Однако эти законы не объясняют, почему, например, объем газа обратно про-порционально давлению и прямо пропорционально температуре. Такое объяснение достигается посредствомгою теоретических законов, раскрывающих глубинные внутренние связи процессов, механизм их протекания, вводят теоретически не-наблюдаемые объекты (в данном случае — молекулы и атомы). Теоретические законы пидтверджуют ться с помощью эмпирических законов; последние, в свою очередь, можно понять и объяснить на основе теоретических законев.

Прогресс научного познания сопровождается переходом от качественных законов к количественным. Этот переход, связанный с возникновением экспериментального естествознания, позволяет сформулировать количественные отношу ения между величинами, которые встречаются в законе, точный язык математики; использовать логико-математические методы для получения следствий из законов, обеспечить более точное предсказание новых, ранее известных объявлениящ.

С точки зрения точности предсказаний, различают статистические и динамические законы. В динамических законах абстрагируются от множества второстепенных и случайных факторов, их предсказания имеют вероятностный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов приходится иметь дело с взаимодействующих ией множества случайных факторов, совокупный результат которых развивает определенную тенденцию обнаруживают статистические законы. Предсказание таких законов имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием випадковос тоей.

Статистический характер имеет, например, взаимосвязь изменения давления газа и его объема при постоянной температуре, обнаружен. Бойлем и. Мариотт. Такая закономерность имеет место лишь в массе молекул, хаотич чно перемещаются и составляют тот или иной объем газа. Отдельная же молекула ему не подчиняется. Сталкиваясь с другими молекулами, молекула все время меняет направление своего движения и скорость результате в сила, которой каждый раз бьет та или иная молекула газа о стенки сосуда, является случайной, она зависит от множества обстоятельств. Но через всю эту массу изменений скоростей движения и соответственно сил удара о стенки сосуда различных молекул, составляющих данный объем, пробивается определенная закономерность, а именно: давление газа меняется обратно пропорционально его объемб’єму.

Законы науки, отражающие общие, инвариантные связи между явлениями, по своей логической структурой отличаются от отдельных фактов тем, формулируемые с помощью общих, а не единичных висло овлювань. При этом понятие (или сроки), которые встречаются в так называемых помологическую выражениях (т.е. утверждение о законах) имеют разную степень обобщения. зависимости от сферы действия различают универсальные, общие и специфические законы

. Универсальные законы касаются всех предметов и явлений действительности и изучаются философией. Таких законов три, и они последовательно отвечают на важные вопросы о развитии:. Почему? ходит?

К законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Имея объективное содержание, зако они диалектики выполняют гносеологическую функцию: выступают ступенями проникновения в сущность развития, его воспроизведения объективной конкретной всеобщности — от отражения развития как качественного изм ины вообще к раскрытию противоречивой сущности этого процесса как единства изменений и сохранения и как противоречия, решаемых в форме поступательного восхождения от низшего к высшемуо.

Как степени теоретического воспроизведения развития законы диалектики выступают принципами связи категорий (качества и количества — в мере, тождества и противоположности, единства и борьбы противоположностей — в с противоречия, тождества и т.д..

Отражая различные аспекты процесса развития, законы диалектики имеют единую основу — противоречие (закон единства и борьбы противоположностей), что есть источник развития, определяет его механизм и стрибкоподиб бний переход количественных изменений в качественные, а также поступательно-прогрессивную направленность, которая реализуется в виде спирали (отрицание отрицания как повторение пройденного на новой, высшей основе.

. Закон единства и борьбы противоположностей — один из основных законов диалектики, который признает внутренний источник движения и развития в природе, обществе и познании

В истории философии первоначально сложилось представление о повсеместном сцепления крайностей, об их дежурства и замещения одного другим, о том, что они»находятся»С античных философов наиболее развернуто розг глядав диалектику единства и борьбы противоположностей. Платон. В эпоху. Возрождения идею»совпадения противоположностей»развивали. Николай. Кузанский и. Джордано. Бруно. В. Новое время. Кант создал учение об антиномии,. Фихте — учение о диалектике в деятельности»Я»,. Гегель — о единстве и борьбе противоположностей как содержательно-логический принцип, ставший одной из важных исторических предпосылок материалистической диалекты кдумов матеріалістичної діалектики.

В противоположность метафизике, которая видит причины движения в каких-то внешних силах, материалистическая диалектика считает, что эти причины кроются во внутренних противоречиях, присущих процессам и явлениям объектив внои действительности — это борьба протилежносте.

. Противоположность — философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и ??явлениях, взаимообуславливают и взаимоисключают друг друга

Отношение между противоположностями, их единство и борьба является противоречием, что представляет собой источник всякого движения и развития. Все материальные объекты включают в себя противоположности. Если некоторые предметы и объявления ища и кажутся абсолютно однородными, то только потому, что противоположные стороны, элементы, тенденции к определенному времени скрытые от нашего восприятия. Стоит только проникнуть в глубину объектов, как в них вы являются противоположные тенденцииції.

Уже в обычном механическом движении мы на каждом шагу сталкиваемся с противоположностями: действие и противодействие, притяжение и отталкивание, центробежная и центростремительная силы так же — в более сложных физических х формах движения, где есть противоположности положительного и отрицательного электрических зарядов, электрического и магнитного полей, корпускулярных и волновых свойств света. Основные виды химической связи — атом и и ионный — в своей основе также имеют сочетание противоположностей. В живом организме происходят противоположные процессы усвоения одних веществ и выделение других, создания и разрушения живого вещества: а симиляция и диссимиляция. В обществе также существуют противоположные силы: с одной стороны, передовые, прогрессивные, с другой-отсталые, регрессивные. Каждый предмет, явление, процесс являетсяес є противоречивым единством противоположностей которые взаимопроникают, переходят друг в друга, находятся в состоянии единства и борьбы

Противоположности не изолированы друг от друга. Они существуют в одних и тех же явлениях, проявляются в единстве, образно говоря, не могут»жить»друг без друга. Единство, совпадение противоположностей и означает, что во они взаемопороджують друг друга, друг без друга не иснуютї не існують.

. Борьба противоположностей означает, что противоположности не только взаимообуславливают, но и взаимоисключают друг друга, и, взаимодействуя, сталкиваются между собой, вступают в взаемобороть-бу, которая может принимать различные формы

. Единство противоположностей представляет собой прежде всего их взаимодействием-мопокладенисть, то есть то, что противоположно действующие стороны не только отрицают, но и взаимно обусловливают друг друга, составляя нередко единство целого. Если исчезает одна сторона п противоречия, второй перестает существовать. Единство противоположностей проявляется в том, что между противоположностями имеет место определенное совпадение, их взаимопроникновение, тождество в тех или иных моментах, тенденция х. Важным моментом единства противоположностей и то, что они могут взаимно переходить друг в друга, и в этом наиболее полно проявляется их тождествость.

Формы взаимного перехода противоположностей зависимости от условий, места и времени, состояния и развития самих противоположностей могут быть весьма разнообразны. Этот переход может осуществляться либо в форме полного пре орення объекта в свою противоположность, или в форме преобразования некоторых свойств, сторон явления в свою противоположность или в таком виде, когда противоположности меняются местами, переходя одно в друге.

Противоположности, пребывая в единстве, непрерывно взаимодействуют между собой. Они не только взаимообуславливают и возлагают друг друга, но и отрицают друг друга, противодействуют в процессе развития. Эта взаимодействие противоположностей и есть их борьбой

Отношение, которое характеризуется единством противоположностей и одновременно постоянной борьбой между ними, называется противоречием

Каждая вещь, явление, процесс представляют собой единство противоположностей: плюс — минус, интеграл — дифференциал, ассимиляция-диссимиляция, изменчивость — преемственность, производство — потребление, добро — зло, комическое — трагическое и т др.. Итак, противоречиеэто единство взаимоисключающих сторон, моментов, тенденций вещи, явления, процесса. Но, несмотря на внутреннюю противоречивость, каждая вещь, процесс представляют собой единое

. Диалектическая противоречие — это взаимодействие противоположных сторон и тенденций, взаимоисключающих друг друга и вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного сви и ту и познания.. Итак, структуру противоречий создает отношение противоположностей, их единство и борьба

В истории диалектики первая значительная концепция противоречия принадлежит. Гераклиту:»вечное становление», возможно только как единство противоположностей, мыслится им в виде непрерывного перехода от одной о отилежности к другой. Борьбу противоположностей. Гераклит понимает как общий закон всего сущего. Платон, воспринявший диалектические идеи элеатов и. Сократа, развивает учение о противоречии в своей диалекты эти понятий»единое»и»множество»,»спокойствие»и»движение», противоречивых с необходимостью, по своей природе; истину можно достичь на пути возведения противоречивых сторон в единое и цилна шляху зведення суперечливих сторін у єдине і ціле.

Как внутреннее соотношение противоположностей, их взаимопроникновение толковали противоречие. Кузанский и. Бруно, как»корень всякого движения и жизненности»-. Гегель. Именно в немецкой классической философии было пок показано, что процесс раздвоения единого на противоположности является сущностью развитиять розвитку.

Поскольку все предметы и явления содержат в себе противоположности, постольку и противоречия имеют общий характер. Какова же их роль в развитии? те живых организмов. Растения и животные обладают способностью воспроизводить себе подобных, передавать свои признаки от поколения к поколению. Однако условия жизни потомков никогда не повторяют условий жизни родителей. М инливисть, появление у потомков некоторых особых признаков, сходных с родительскими, обусловлены влиянием условий внешней среды. Как видим, наследственность и изменчивость — это противоположности, между которыми постой но возникает противоречие. Изменчивость приходит в соприкосновение с наследственностью, разрушает ее консерватизм, вносит в развитие что-то новое. Наследственность закрепляет приобретенные признаки и передает их последующим поколениям в нас лидок появляются новые виды животных и растений, происходит развитие. Таким образом, противоречие между наследственностью и изменчивостью является источником развития живой природї природи.

Глубинным источником развития общественной жизни является противоречие между производительными силами и производственными отношениями

Через внутренние противоречия материальные объекты не могут находиться в состоянии абсолютного покоя, происходит раздвоение единого,»борьба противоположностей вносит в явления и предметы беспокойство», не дает есть возможности им застыть, приводит в движение. Единство противоположностей предполагает, что они не могут существовать друг без друга. Примером такого единства являются процессы ассимиляции и диссимиляции в живом организме. Также притяжения немыслимо без отталкивания, плюс без минуса, верх без низа, причина без последствий без наслідку.

Столкновение противоположностей, их взаемоборотьба является внутренним источником каких-либо изменений, любому развитию. Единство относительная, борьба абсолютная

Противоречие — это не только отношение противоположностей, но и процесс их развертывания, ступенями которого есть тождество, разница, противоположность

Понятие«тождество» означает начальную ступень развития противоречия, процесса, а также момент перехода, превращения противоположностей одной в другую. Возникновение противоречия осуществляется как раздвоение единого, как самодифере енциация единого на противоположности. В момент раздвоение одновременно в том же самом отношении возникают и борьба и единство противоположностей. В ходе становления противоречия борьба противоположностей все би льше выдвигается на передний план и становится внутренним глубинным источником развитиятку.

В самой борьбе противоположности играют неодинаковую роль. Ведущей стороной борьбы является более динамичная, импульсивная противоположность, побуждает к отрицанию данной единства

Борьба противоположностей, является внутренним источником, импульсом, толчком развития, не решается своевременно, может тормозить развитие и при определенных условиях приводить к предкризисных форм или кризиса порождая застойные явления, топтание на месте, движение назад. Причиной этого может стать несвоевременное выявление противоречий, абсолютизация в развитии роли борьбы, запаздывания разрешения противоречия. Вот же, утечкой развития является раздвоение единого на противоположности, их борьба и решении которойня.

Борьба противоположностей ведет в конечном итоге к решению противоречия, которая является переходом к новому качественному состоянию. Этот переход является скачком, революцией, перерывом постепенности. Новые явления, возникающие имеют только ове, присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развитияку.

. Единство противоположностей имеет два значения: во-первых, неразрывность и внутренняя взаимосвязь противоположных сторон, явлений, когда разрыв его приводит к разрушению, уничтожению, гибели самого явления, во-вторых, соответствие одной ой противоположности второй, однако это соответствие не абсолютное, ибо между противоположностями всегда есть элементы несоответствия, с развитием явления эти элементы накапливаются, и соответствие постепенно зминюет ься несоответствие.

Развитие отношение соответствия между противоположными явлениями, которые взаимоисключают друг друга, знаменует развертывание, обострение противоречий, которое проходит состояния — различия, существенного различия, ко онфликту, решения. Причем разрешение противоречий может происходить в любом состоянии, зависит от специфики самой противоречия и конкретно-исторических условий развития явленийа.

взаимоисключения противоположностей ставшие несоответствующими, является взаимоисключения несовместимого. Отношение противоположностей, которые стали несоответствующими и несовместимыми, является отношение борьбы противоположностей. Преодоление противоречий осуществляется ч через борьбу протилежностеей.

противоречия не примиряются, а преодолеваются. Борьба противоположностей является определяющим фактором движения, развития, поскольку именно через нее происходит переход от старого к новому, от низшего к высшему

Единство противоположностей всегда условна, временная, относительная, их борьба — абсолютная. Разрешение противоречий — это разрыв единства противоположных сторон, уничтожение одной из противоположностей, что означает отрицание предыдущего бытия, явления, перерыв постепенности, качественный скачок

зависимости от места в системе различаются внутренние и внешние противоречия; относительно сущности — существенные и несущественные;

зависимости от роли в развитии — основные и неосновные а по типу в обществе — антагонистические и неантагонистические. Внутренние противоречия, то есть присущие сущности определенной системы, играют решающую роль в развитии. Они тесно связаны с внешними. Внешние противоречия — это взаимодействие противоположностей, отн носятся к различным объектам (например, между обществом и природой, организмом и средой). При определенных условиях внутренние противоречия превращаются во внешние и наоборотаки.

В каждом явлении есть много противоречий, поэтому для познания его сути важным является выделение основного противоречия, то есть такой, развитие и решение которой определяет решение всех других, неосновных супер речностей и обуславливает переход явления в новое качество. Она наконец приводит направление развития и характер решения суперечностей.

В познании явлений общественной жизни большое значение имеет разрешением антагонистических и неантагонистических противоречий. Антагонистические противоречия присущи отношениям непримиримо враждебных социальных сил, классов и социальных систем. Они обусловлены различными формами собственности, социально-классовой дифференциацией, эксплуатацией человека человеком. Антагонистические противоречия в ходе своего развития имеют тенд. Энке обостряться, доходя до конфликта, и решаются, как правило, в столкновениях между противоборствующими силами-путем войн, классовой борьбы, революцийції.

Закон единства и борьбы противоположностей суть, ядро ??диалектики:

— во-первых, он раскрывает внутренние импульсы, источника самодвижения и развития всех разнообразных процессов действительности;

— во-вторых, раскрывает закономерности бесконечных количественных и качественных преобразований и причин постепенного, прогрессивного развития природы и общества, то есть он выступает основой всей истории разви ткувитку;

— в-третьих, действие этого закона пронизывает не только все процессы материального и духовного мира, но и действие всех других законов диалектики, поэтому данный закон имеет особую форму обобщения;

— четвертым важным моментом является то, что этот закон выступает важной стороной содержания всей теории познания

. Методологическое и мировоззренческое значение закона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что он позволяет:

— во-первых, выявлять противоречия объекта;

— во-вторых, оценивать характер, степень зрелости противоречия, его место и роль в системе;

— в-третьих, управлять процессом разрешения противоречий

Диалектика не только раскрывает внутренний источник развития. Формулируя закон взаимного перехода количественных изменений в качественные она объясняет также, как происходит это развитие

Любой предмет имеет определенное качество, отличающее его от других предметов, и определенное количество, которая характеризует его по величине, объема, веса и т.д.

. Качество проявляет присущую вещам специфику, определенность, тождественно с их бытием и отличает их от других вещей в определенной системе связей. Категория качества впервые была проанализирована. Аристотелем, толкователь чив ее как видовое разрешением сущности. Он отмечал текучесть качеств как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. В средневековой схоластике качество воспринималась как вечные, неизменные «фо. РМИ»На основе механистического мировоззрения в философии. Нового времени сформировалось деление на первичные (протяженность, движение, покой) и вторичные (вкус, цвет и др.) качества. Гегель определял качество как логическую категорию, что составляет начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объектку буття об’єкта.

. Количество характеризует ступени развития, это отношение качественно тождественных вещей как дискретных единиц определенного множества. Эта категория отражает общее и однородное в качествах вещей и явлений, благодаря чему они выявляют ться сравнимыми. Поскольку качество находит свое проявление в свойствах, постольку сравнивать количественно только одинаковые свойства (например, вес тела, его объем, температуру и др.). Число не исследование становится возможным лишь после качественного познания предметов и явлений, выявления в них однородных качеств, а это неизбежно связано с абстрагированием от других их характеристикахстик.

Эволюция понятия»количество»в значительной мере была связана с развитием математики как науки о количественных отношениях и пространственных формах действительности. Первые попытки специального анализа, проблемы количества сде обиль пифагорейцы, изучавшие природу чисел и применяли их для познания мира. Аристотель количеством называл то,»что делится на составные части, — это множество»В. Новое время. Декарт,. Ньютон,. Лейбниц в ключилы в понятие количества постоянные и переменные величины, а также отношения порядка и сравнение. Впервые диалектическая взаимосвязь количества и качества и их различения обнаружил. Гегель: если при изменении каче те происходит превращение данной вещи в другую вещь, то количественные изменения в определенных пределах не вызывают подобных превращениеють подібних перетворень.

Качество и количество — не априорные формы рассудка, как считал. Кант, понятие, существующих в области абсолютной идеи, как утверждал. Гегель, не фикции, порожденные языке, как утверждает современная семантическая фи илософия, а состояние, характеристика самих вещей, т.е. имеют объективный характер. Существуют не качества, а вещи, которым присущи качества, ведь качества неотделимы от реального существования самого предмета.

качества предметов и явлений органически связаны со свойствами, в разных отношениях, в разных конкретных условиях вещь обнаруживает различные, строго определенные, специфические для каждого конкретного случая свойствами т.

Поскольку каждая вещь, каждое явление тысячами нитей связан с другими вещами и явлениями, она может иметь большое количество сторон и свойств. Совокупность этих многих свойств и составляет по сути качество ь, т.е. в свойствах оказывается количество. Поэтомуу понятие свойства и качества — это понятие от-нопорядкови, но не тождественны. Разница заключается в том, что качество характеризует предмет, явление в совокупности всех его свойств, т.е. в целом. Свойство же характеризует предмет с которой огось одной стороны. Свойства предметов обусловлены их качествами и зависят от связей и отношений. Необходимым условием для выявления свойств данной вещи есть акт взаимодействия, вследствие чего вызывают ся изменения. Свойство обнаруживает один из моментов выявления сущности вещи в отношении с другими вещами, это то, что характеризует ее сходство с другими предметами или отличие от друінших.

Каждая отдельная вещь имеет много свойств, единство которых выявляет ее качество. Когда предмет теряет какое-то качество, он теряет также и соответствующие свойства, которые косвенно проявляли его сущность в сист теме отношений. В свойстве предмета отражается внутренняя сущность не только предмета, но и системы связей, отношений, в которой этот предмет функционирует. Свойства бывают общие (атрибут) специфические, главные, неглавные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, внешние и внутренние тощощо.

Итак качество объекта проявляется в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода»пучок свойств», а имеет их. Существуют не качества сами по себе, а вещи, которым присущи свойства

Во свойством понимается способ выявления определенной стороны качества объекта относительно других объектов, с которыми он взаимодействует. Категория качества не сводится к отдельным свойств. Она обнаруживает целостную характеристику фун нкциональнои единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивость, его различения с другими объектами или сходства с нимми.

Категория качества фиксирует целостную специфику вещи только в определенной системе связей, а вещь является элементом многих систем, в силу чего возникает ее багатоякиснисть. В определенной системе связей действие одноякисна, но в оказывается разнообразием свойств. Изменение свойства не касается качественной специфики в рамках данной системы. Итак, багатоякиснисть вещи не тождественна многие свойствасті.

Таким образом, качество вещи — это как границы ее бытия, по которым она уже что-то другое. Качественная определенность обнаруживает момент устойчивости в процессе непрерывных изменений качестве момента процесса изменений качество выступает диалектическое единство абсол лютни и относительного, потому неправомерно абсолютизировать границы вещи и сводить качество только к количественным видминностеей.

В противовес объективному идеализму, что отрывает свойство от вещи как такое общее, что существует якобы независимо от указанных вещей и от сознания, и субъективный идеализм, который отождествляет в свойство с ощущениями и таким образом отрицает их объективный характер, диалектический материализм считает, что свойства объективно присущие вещам, а ощущение есть субъективное отражение объективного их свойств

Между количественными и качественными изменениями является объективный и существенную связь. Каждый объект представляет собой единство определенного количества и качества. Эту диалектическую закономерность можно проследить всегда и везде. Химию например,. Ф. Энгельс называл наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественных сториорін.

Но, говоря о диалектике качественных и количественных изменений, следует учитывать, что эти изменения имеют свои особенности

Первая особенность количественных изменений заключается в том, что они не приводят к внезапной изменения качества предмета или явления. Сначала качество и количество ведут себя независимо, качество не реагирует на изменения сколько ости. Эти изменения предполагают возможность уменьшения или увеличения количественных характеристик, при этом предмет или явление до определенного момента не теряет своей качественной определенности. Например, агрегатное состояние воды под влиянием изменения температуры в определенных пределах от 0 до 100 градусов не теряет своего качественного состояния. Только тогда, когда температура воды будет выше чем 100 градусов, она превращается в газообразное и состояние, т.е. перейдет некую черту, характерную для каждого предметмета.

Но предел, к которой количественные изменения не переходят другое качество, то есть не ведут к коренным изменениям предмета, называется в философии степени. Мера таким образом, обнаруживает пределы, в которых могут происходить количественные изменения, не изменяя предмета. Мера — это такое единство количества и качества, в которой определенное качество необходимо связана только с определенным количеством ю. . Мераэто определенный интервал количественных характеристик или изменений, в пределах которого может существовать надлежащее качество. Изменение количества в пределах меры не приводит к изменению качества, однако при переходе степени предмет прекращает бу ути тем, чем онє.

Итак, количество и качество связаны лишнего. Качество проявляет устойчивость, а количество — изменчивость, но их нельзя полностью противопоставлять. Устойчивость и изменчивость в действительности всегда составляют неразрывное в единстве, что обусловливает наличие меняющегося в устойчивом и устойчивого в меняющемся. Отсюда следует, что в качестве оказывается изменчивость, а в количестве — устойчивость. С одной стороны, качественная определенность может ро зглядатися в ее изменчивости, т.е. в объекте могут быть обнаружены не только количественные, но и качественные изменения. С другой стороны, количественная определенность может рассматриваться как устойчивая и неизменна — в объекте могу во быть обнаружены некоторые постоянные количественные характеристикстики.

В сфере непосредственного бытия качество составляет внутреннюю границу. Кстати, количество — внешнюю. Изменение количества в определенных пределах не влияет на специфику вещи как данного качества. Но только в определенных пределах количественной й анализ дает возможность установить эти границы, то есть познать меру сказалчей.

Таким образом, мера отражает закономерный взаимосвязь качественной и количественной определенности предметов и явлений объективного мира. Она указывает границы количественных изменений предметов и явлений материального мира, в которых неизменной остается их качество, и вместе с тем зависимость количественной границы от качественной определенности предмета или явления

Каждый предмет имеет свою, присущую только ему меру, которая является пределом его бытия. Нарушение меры приводит к изменению качества, к превращению данного предмета на другой. Выход количественных изменений за пределы меры данного в явления — возникновение нового явления, следовательно, новой меры — является закономерным процессом развития природы, общества и познанияня.

-. Значит, мера, во-первых, отражает не только зависимость между качественными и количественными изменениями объекта, но и зависимость между качественно-количественными отношениями, устойчиво сохраняются, т.е. мера оказывает не те олько изменчивость, но и устойчивостьеність.

-. Во-вторых, мера объекта в целом представляет собой сложную систему различных»единичных»мер в соответствии с положением о багатоякиснисть. Кстати

-. В-третьих, зависимость между качественной и количественной определенностью конечного объекта можно рассматривать с«внутренне го»и»внешнего»стороны

-. В-четвертых, в основе качественно-количественных отношений, образующих различные меры, лежат разнообразные функциональные зависимости между качественно определенными количествами

Вторая важная особенность количественных изменений заключается в том, что эти изменения должны относительно медленный, скрытый подвижный, непрерывный характер

Совсем иной характер имеют качественные изменения

-. Во-первых, эти изменения всегда сопровождаются коренными изменениями предмета и явления и переходом их в иное качественное состояние

-. Важной особенностью качественных изменений является также и то, что они происходят резко, открыто, скачкообразно в виде решающего перехода от старого качества к новому. Они имеют непрерывный характер

Такие особенности количественных и качественных изменений. Согласно им развитие выступает как единство форм движения, различающиеся между собой, но взаимосвязаны: прерывности и непрерывности. Непрерывность в развитии это в и действует медленных, незаметных количественных изменений, когда в процессе развития не происходит существенных изменений качества, а вносятся в него лишь количественные изменения прерывность и скачкообразность в развитии — это стад ия коренных качественных изменений предметов и объявлениявищ.

Часто постепенные количественные изменения называются эволюцией, а коренные количественные изменения — революцией. В то же время в понятие эволюции вкладывают нередко более широкий смысл: диалектическое единство связанных между собой количественных и качественных изменений (эволюция живой природы, эволюция звезд, земной коры). Разное использования терминов»эволюция»и»революция»обусловлено разнообразием форм проявления количественных и качественных их изменений в жизни природы и обществ природи і суспільства.

Выявлением метафизически односторонних взглядов на соотношение эволюции и революции в процессе развития были эволюционизм и»катастрофизм»Эволюционизм абсолютизирует количественные изменения, а роль качественных — своды ить до нуля. Перенос эволюционизма в общественное развитие приводит к реформизма и ревизионизмревізіонізму.

Концепция«катастрофизма» сформулирована во взглядах французского зоолога. Ж. Кювье в начале XIX в. Кювье выдвинул идею, что в истории. Земли постоянно чередуются периоды неизменного состояния и катаклизмов. В ходе катаклизма все живое ги ине, и в новых условиях возникают новые виды животных и растений, которые никак не связаны с предыдущими видами. Точка зрения, согласно которой развитие состоит из катастроф, распространилась и в понимании общественных процессеесів.

Переход из одного качественно-количественного состояния в другое, т.е. изменение мер, всегда обусловлено решением противоречий и составляет скачок. Прыжокэто сам процесс перехода от одного количественного состава в другой, изменение старого качества новой скачком является возникновение жизни на. Земле, выделения человека из мира животных, изменение одного общественного строя другим, выдающиеся научные и технические открытия. В живой природе переход количественных изменений в качественные можн на проследить, наблюдая за развитием бабочки. В нем выделяется ряд качественно отличных стадий (гусеница, куколка, собственно бабочка). Переход от одной стадии к другой зависит от определенных количественных процессов в организме насекомого случае количественные изменения подготовляют качественныеісні.

Следовательно, этот закон показывает, как, каким образом происходит развитие. Сначала предмет или явление несет количественных изменений. До определенного предела они не сказываются на качественной характеристике предмета или явления. Однако н накопления количественных изменений приводит к тому, что предмет, явление не может сохранять предыдущей качества и набирает новую. Отметим, что во количественными изменениями понимается не только просто механическое сбо льшення, например, повышение температуры до точки плавления металла, но и участие одних предметов и явлений во взаимоотношениях с другими, что также приводит к появлениюяви нового качества

Любое явление возникает как результат предшествующего развития. Процесс изменения, которые происходят в недрах явления при сохранении его как данного качества, осуществляется постепенно, а переход к новому качеству — в форме скачка. Внутренним содержанием скачка является разрешение противоречий, которые составляли основу предыдущего поступательного развития. Разрыв в постепенности составляет сущность любого прыжкибка.

. Прыжок — всегда разрыв конкретной постепенности т.е. процесс формирования конкретного качества. Он представляет собой диалектическое единство прерывности и непрерывности. Как разрыв в развитии старого качества, скачок одновременно является формой перехода к новой, формой порт зку между старой и новой качествами. В природе нет абсолютных разрывов, таких, когда что-то совсем исчезало, а другое возникало из ничегоого.

. Прыжок — уникальная форма перехода к новому качеству, он фиксирует именно этот переход как процесс рождения нового. В период скачка старое качество еще существует, но уже не существует, она исчезает, а новое качество еще не существует, но уже и существует, потому что в это время происходит его становлениея.

. Формы прыжков разнообразны и зависят от природы явления, развивается, а также от конкретных условий, в которых осуществляется его качественное преобразование. По своей продолжительности прыжки могут быть разнообразными: от ничтожно них долей секунды в микромире до сотен тысяч (образование новых видов и т др.) и даже миллиардов лет (некоторые космические процессыси).

В общественной жизни прыжки могут принимать форму социальных революций случае главный признак прыжка — не скорость его, а переход к новому качеству. Английская буржуазная революция, например, длилась 20 0 лет. Но в природе и обществе могут происходить коренные качественные изменения — прыжки, которые нельзя назвать революцией. Так, переход протона и электрона в фотон есть скачок, т.е. переход в новое качественное й состояние, но этот скачок нельзя назвать революциейцією.

Прыжки различаются по продолжительности преобразования (быстрые, медленные), по форме преобразования («со взрывом»и»без взрыва»), по характеру преобразования (изменения элементов системы или структуры в целом)

По скорости протекания во времени различаются прыжки продолжаются миллионные доли секунды, например в ядерных реакциях, и те, которые длятся несколько тысяч и даже миллионов лет, в процессе возникновения, например жизни на. Земле, возникновения человека и его сознания зависимости от того, насколько изменяется структура и сущность предмета или процесса, выделяются прыжки крупного масштаба, когда качественные сми ни охватывают весь процесс, изменяют все его существенные стороны, и прыжки меньшего масштаба, когда происходят изменения некоторых существенных свойств (переход от промышленного капитализма к империализму эт ‘ связан с изменением некоторых черт капитализма, но не изменения природы этого устройства вообще). В прыжках»со взрывом»одноактный переход от старого к новому происходит быстро, резко и охватывает видзразу ибо все ки и связи. В таких скачков принадлежат немало химических реакций, в общественной жизни — революции. Когда происходит постепенное накопление элементов нового качества, то скачок является многоактное,»без взрыв в», он состоит из ряда малых скачков. Возникновение человека, например, это постепенный скачок, в котором выделяются такие малые прыжки и качественные степени, как формирование питекантропа, синантропа, неандерт. Альке и кроманьонцыдертальця та кроманьйонця.

Итак объективная диалектика перехода количественных изменений в качественные раскрывается через категории постепенности и скачка в которых отражается процесс и результат взаимодействия количественных и качественных изменений (процесс постепенного накопления количественных изменений и скачкообразный переход к новому качеству), эволюции и революции, кон нкретизують общий процесс качественных изменений в общественной жизни.

Диалектика качественных и количественных изменений не исчерпывается переходом количественных изменений в качественные, оно связано также с обратным переходом качественных изменений в количественные. Каждая новое качество, возникает, имеет свою мы. Иру и тем самым создает пространство для новых количественных смин.

Закон взаимоперехода качественных изменений в количественные детерминирует процесс развития через связь единства и борьбы противоположностей. Закон раскрывает диалектическое единство постепенности и стрибкоподибности, перервнос сти и непрерывности, эволюции и революции. Закон показывает, как, каким образом происходит развитоок.

С целью установления количественной определенности предмета сравниваются его составные элементы — пространственные размеры, скорость изменений, степень развития — с определенным эталоном как единицей измерения. Чем сложнее яв выше, тем труднее его изучать количественными методами (например, явления в сфере морали, политики, эстетическое восприятие мира и т.д.), в этих случаях нередко используют разного рода шкали.

Процесс познания реального мира как исторически, так и логически происходит таким образом, что познания качества предшествует познанию количественных отношений. Наука движется от качественных оценок и описания явлений к установлению количественных закономерностей; опираясь на них, он получает возможность глубоко исследовать качество

. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные имеет большое мировоззренческое и методологическое значение. Оно заключается в том, что, во-первых, этот закон позволяет выявлять количественную и качественную определенность, степень объекта, во-вторых, он дает возможность оценивать новое, что рождается, фо. ОРМУ прыжка с учетом конкретных условий, а в-третьих, позволяет управлять качеством, количеством, степени практически необходимого состояния явленийа.

Если закон взаимного перехода количества в качество раскрывает закономерности образования всей качественной разнообразия мира, закономерности непрерывного изменения нового старым в процессе развития, если закон есть единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренние источники самодвижения всех явлений природы и общества, то закон отрицания отрицания во-первых, проявляет направление развития, показывает, в каком направлении он идет, какова общая тенденция развития, а во-вторых, он раскрывает преемственную связь между различными стадиями развития, между старым и новым, между тем, что умирает, и тем, что рождается. Этот закон показывает, в какой форме и как осуществляется взаимосвязь процесса развития между старым и новым. В-третьих, он раскрывает формы поступательного развития и демонстрирует, что развитие идет не по замкнутому кругу, не по прямой линии, а по сложной спиралевидные форммі.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован. Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались в предыдущей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и его снятия, в этом смысле он представляет собой зарождение внутреннего запер ечення предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицанияя.

Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия, оно всегда в известном смысле воспроизведением того, что ранее отрицалось, возвращение к уже пройденному степени развития. О. Однако это не простое возвращение к исходному моменту, а»новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью, оно, выходит, мы стыть предварительное понятие, но содержит больше, в себе больше, чем только его и есть единство его и его противоположности»[42сті» [42].

У. Гегеля закон отрицания отрицания оказывается, таким образом, всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей одной в другую, т.е. общим проявлением закона единства и борьбы противоположных жность. Возводя закон отрицания отрицания к развитию понятий,. Гегель гипертрофирована значение триады как формы действия этого закона, он пытался»подвести»под нее все процессы изменения и развития. Выходной степень-теза, отрицание его — антитеза, а третья ступень — отрицание отрицания (синтез). При этом на третьей ступени на новой основе повторяются некоторые черты первой степени, и на этом цикл развития явления заканчивается закінчується.

Выделение трех стадий в развитии как одной из форм спиралевидного движения не означает, что цикл развития любого явления заканчивается тремя ступенями, ведь все зависит-от природы вещи и конкретных и исторических условий. Например, через семь возражений осуществляется возврат к резким металлических свойств в периодической системе химических элементов. Д. И. Менделеевєва.

. Закон отрицания отрицания — один из основных законов диалектики, который отражает поступательность, преемственность, а также специфическую диалектическую форму развития предметов и явлений объективной действительности. Закон показывает, что развитие е идбуваеться не по кругу, а от простого к сложному, от низшего к высшему. Например, и в развитии природы шло развитие от низших, простых неорганических форм к высшим, более сложных органических форм. Живая природа прошла длительный путь восходящего развития от простейших фо. Орм живого вещества и одноклеточных организмов до человека. Каждый этап в этом движении будто отрицал предыдущий, а потом сам отрицался. Следующим этапомом.

Возражения в учении о развитии не означает полного уничтожения содержания старого. Во-первых, простые явления нередко продолжают существовать наряду со сложными. Так, в живой природе наряду с высокоорганизованными животными существуют и простейшие; во-вторых, и это главное, в процессе прогрессивного развития новое, возникая из старого, как вбирает в себя все прогрессивное и ценное, что было в нем. В живой природе каждый новый вид воспроизводит полезные признаки, накопленные в процессе эволюционного развития. В истории общества каждый новый социальный строй возникает не на пустом месте, а на основе усвоения материальных и д уховних богатств, созданных в предыдущие эпохпохи.

Закон отрицания отрицания предполагает связь, преемственность в развитии. Явление, возникшее в результате возражения, будто усваивает достигнуто на предыдущей стадии и одновременно является чем-то новым, богаче а содержанием. Благодаря этому развитие природы, общества и познания — это не топтание на месте, а прогресс, движение вперед. Так, зерно дает жизнь стебле, а она превращается в колосок, а в результате мы м аемо снова первоначальное зерно, правда, не одно. Иными словами, здесь наблюдается как бы возврат к старому, но на новой основнові.

Развитие от простого к сложному, от низшего к высшему происходит не по прямой линии, а по спирали. На отдельных ее витках, которые знаменуют собой этапы развития, мы и обнаруживаем воспроизведения (но каждый раз зу на высшей основе) далеких рис минулого.

Закон отрицания отрицания органически связан с законом единства и борьбы противоположностей, поскольку отрицание старого новым в процессе развития является решением противоречий

Диалектическое отрицание выступает прежде всего как обусловлена ??противоречивостью предмета внутренняя неизбежность его качественного преобразования. Все существующее имеет свои внутренние противоречия, которые нарастают, обостряются и в конце концов достигают такого состояния, когда развитие предмета становится невозможным без их решения. Процесс развития отношения противоположностей в рамках определенной противоречия имеет свои этапы: первый — исходное состояние объекта, второй — раздвоение единого, развертывания противоположностей, преобразования объекта в свою противоположность (т.е. первое возражение — исходного), третий — разрешение противоречия, превращения этой противоположности в свою противоположность (второе отрицание — раздвоенного), что представляет собой как бы возврат к исходному. В этом процессе каждый из этапов выступает отрицанием предыдущего, а весь процесс — отрицанием отрицания. Таким образом, цикл развития противоречия выглядит: зарождение противоречия (выходной момент), затем одностороннее решениея, первое возражение т.е. переход в противоположность. Полное разрешение имеет место при условий второго возражения, когда происходит второй переход в противоположность

Таким образом, диалектическое отрицание означает не простое, механическое отбрасывание старого качества, а ее преодоления, которое включает момент внутренней связи со старым, содержание и сохранение положительного содержания старого качества и тем самым составляет условия дальнейшего развития, возможность нового отрицание

Сущностью закона является отображение направления и формы процесса развития и внутренних этапов отдельного развития явления. Закон отражает преемственность как характерную черту процесса развития, потому что на каждом новом ступени развития сохраняется положительное, что было на предыдущих стадиях развития — в исходном пункте и в его отрицании время каждый но овый степень развития представляет собой не простое, механическое соединение положительного содержания предыдущих стадий развития, а выступает как диалектическое единство, в котором преодолевается односторонность предыдущих стадий р озвитку и утверждается более богатый и всесторонний содержание, происходит переход в высшую фазу развитияу.

Закон отражает восходящий характер развития, поступательность движения развитие, бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали а не по прямой линии

В объективной действительности закон действует не в чистом виде, а прокладывает себе путь через множество случайностей

Вообще за отрицание существуют две точки зрения: метафизическая и диалектическая. Если диалектика признает внутреннее отрицание (самоотрицание), то метафизика — только внешнее. Относительно роли возражения взгляды тоже разные: диалектики воспринимают отрицание как момент связи и развития в, а метафизики — как уничтожение вообще. Характер связи нового и старого тоже толкуется по-разному. Если диалектики определяют преемственность, переход низшего к высшему степени, то метафизики вообще иг нору преемственностьсть.

Диалектическое понимание отрицания противостоит как плоском эволюционизма, так и трактовке возражения в смысле отвержения, уничтожение, устранение старого. Абсолютизация внешнего возразят ения стала основой концепций»экспорта революции», чрезмерный акцент на повторяемости привел к созданию створення теорий»круговорота». Игнорирование преемственности, абсолютизация преодоления стали фундаментом концепций»тотального»отрицание

Согласно метафизической теорией круговорота развитие в мире будто происходит по замкнутому кругу, как простое повторение одного и того же раз и навсегда данного. Эта теория утверждает, что в мире ничего не уничтожается и ничего не возникает нового. Напри иклад, звездный свет, Солнечная система остаются такими, какими они являются исконно. Ни одно животное, растение на. Земле с древнейших времен до современности не испытывают никаких изменений. История общества также будто есть повт оренням одних и тех же этапов. Такая точка зрения обнаружена во взглядах итальянского философа. Вико, который считал, что общество непрерывно повторяет одни и те же этапы развития: период детства, когда п ануе религиозное мировоззрение и деспотия, период юности с господством аристократии и рыцарства, период зрелости, когда расцветают наука и демократия и когда общество вместе с тем идет к упадку. Период за. НЕПАД (деградация) вновь сменяется периодом детства, и процесс повторяется снова. Английский историк и социолог. Тойнби выделил в истории общества ряд отдельных цивилизаций, каждая из которых проходит одни и те же стадии: зарождение, рост, расписание (надломлення) и гибель. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в цивилизациях, аналогичными,. Тойнби в труде»Исследование истории»(1934) пытался обнаружить»эмпирические законы»повторяемости общественного развитияваності суспільного розвитку.

Поступательное развитие представляет собой сложный процесс, который нельзя опровергнуть. При общей тенденции поступательного движения не исключается возможность временных отклонений от основной тенденции движения вперед, возможно весть временных движений назад. В обществе, например, новые передовые силы не сразу побеждают, они нередко терпят поражение от старого, которое бывает сильнее, чем только что родившегося новое. Отсюда походя во отклонения в развитии, временные движения назад. История знает много таких движений: эпоха реакции в. России после поражения революции 1905-1907рр, гитлеровский режим в. Германии 1933-1945 гг. Фашизм был своер идним возвращением к средневековой реакции, но на новом фундаменте, на фундаменте монополистического капитализмалізму.

Такие обратные движения в истории объясняются тем, что пути поступательного движения достаточно противоречивые. Общественный прогресс — это не только рождение нового, но и гибель старого, не только построение, но и разрушение, устранение всего старого, превращается в препятствие дальнейшему развитию вперед

Но несмотря на препятствия, отходы, отступления, поступательное движение пробивает себе дорогу, побеждает, потому что он является более совершенным, ценным, жизнеспособным, больше соответствует потребностям жизни, коренным интереса ам общественного развития. Новое непреодоленного том, что закономерно возникает внутри старого, самое старое условиями своего существования порождает его и укрепляет это нове.

Итак сущность закона отрицания отрицания — саморозвья-зувана противоречие; эта сущность детерминирует содержание закона — единство постепенности и повторяемости, возникновения нового и преемственности. Такое содержание определяет форму развития — спиралеподибнисть

мировоззренческое и методологическое значение закона отрицания отрицания заключается в том, что он:

— во-первых, позволяет выявлять зреющего внутреннее необходимое отрицание;

— во-вторых, позволяет оценивать характер связи и борьбы того, что отрицает и того, что отрицается;

— в-третьих, дает возможность влиять на переход к более высокой ступени развития

Таким образом, каждый из трех законов диалектики несет определенную методологическую загруженность, выполняет очень важные функции

-. Если закон единства и борьбы противоположностей обнаруживает движущую силу, источник развития как бы отвечает на вопрос»Почему?»

— то закон взаимного перехода количества в качество раскрывает механизм превращения одних материальных образований на другие, т.е. отвечает на вопрос»Как?. Каким образом?»;

— специфика закона отрицания отрицания заключается в том, что он как бы отвечает на вопрос»Куда?. В каком направлении?»,. Показывает путь развития явлений направленность процесса развития

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com