Оглавление:
Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков
Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ пункт 1 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
1. В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в подпункт «д» пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1
1.1. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается.
2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
а) разведка и разработка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
Информация об изменениях:
Подпункт «г» изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ в подпункт «д» пункта 2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;
Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ в подпункт «е» пункта 2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
5. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ пункт 6 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
6. Пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.
За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.
См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»(с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ
«Об особо охраняемых природных территориях»
С изменениями и дополнениями от:
30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 4 декабря 2006 г., 23 марта, 10 мая 2007 г., 14, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 18 июля, 21, 30 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 14 октября, 24 ноября, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля 2017 г.
Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года
См. комментарий к настоящему Федеральному закону
Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
14 марта 1995 г.
Урегулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
К особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024, в «Российской газете» от 22 марта 1995 г. N 57
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего Федерального закона
Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ
Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ
Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ
Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 марта 2007 г. N 37-ФЗ
Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
base.garant.ru
Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:
а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
11. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении:
а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;
б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
Особо охраняемые природные территории — земельные участки, гидрофитной поверхности и воздушного пространства над ними, где находятся охраняемые территории и спецобъекты, которые имеют природное, научное, культурное значение. По решению органов государственного правления данные территории были частично или полностью исключены из экономического пользования, а также для соответствующих участков был установлен режим особой охраны.
Главным нормативно-правовым актом, который устанавливает нормы, связанные с охраной территорий национального достояния, является Федеральный закон 33 «Об особо охраняемых природных территориях». (Узнайте также последние изменения, внесенные в ФЗ 219 «Об охране окружающей среды«).
Описание закона «Об особо охраняемых природных территориях»
Настоящий Федеральный закон от 14.03.1995 года регулирует взаимоотношения в сфере особо охраняемых природных территориях в целях защиты исключительных природных комплексов и спецобъектов, важных природных образований растительного и животного мира, их генетического ресурса. Ведется изучение соответствующих процессов в биосфере и контроле за изменением ее положения, а также природоохранного воспитания населения.
Государственная Дума приняла закон об ООПТ 15 февраля 1995 года, который был одобрен Советом Федерации 20 февраля того же года.
Структура документа подразделяется на 12 глав:
- глава 1 (статьи 1-5). Основные положения закона;
- глава 2 (ст 6-11). Общегосударственные охраняемые заповедники;
- глава 3 (ст 12-17). Государственные парки;
- глава 4 (ст 18-21). Природные парки;
- глава 5 (ст 22-24). Национальные природные заказники;
- глава 6 (ст 25-27). Мемориалы природы;
- глава 7 (ст 28-30). Дендрологические парки и агроботанические сады;
- глава 8 (ст 31-32). Оздоровительные местности и курорты;
- глава 9 (ст 33-35). Защита особо охраняемых природных территорий;
- глава 10 (статья 36). Ответственность за несоблюдение режима особо охраняемых природных территорий;
- глава 11 (статья 37). Международные соглашения в сфере ООПТ;
- глава 12 (статья 38). Заключительные положения.
Список ООПТ
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ ведется специальный госреестр об особо охраняемых природных территориях, который содержит всю информацию о статусе данных территорий, об их географическом положении и границах. Также в реестр включают данные относительно уникальных животных, постоянно или временно проживающих на особо охраняемой территории.
Правительством Российской Федерации официально определены 7 категорий ООПТ:
- государственные охраняемые госзаказники (заповедники), в том числе и биосферные;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- мемориалы природы;
- дендрологические парки и агроботанические сады;
- оздоровительные местности и курорты.
- сохранение рельефа;
- создание хороших условий для отдыха, в том числе и массового;
- защита рекреационных резервов.
Администрация РФ, служба исполнительного правления субъектов РФ, служба областного самоуправления имеют право устанавливать и другие разновидности особо охраняемых природных территорий.
Госзаказники — учреждения, целью которых является сохранение и исследование естественного роста природных процессов и явлений, генетического ресурса растительного и животного мира, отдельных подвидов и сообществ растений и животных. Согласно закону о заповедниках, национальными охраняемыми биосферными заповедниками считают территории, входящие в международную систему биосферных резерватов, которые осуществляют глубокий экологический мониторинг.
Национальные парки — учреждения, включающие в себя охраняемые природные комплексы и территории, которые несут особенную общеэкологическую, историческую и эстетическую значимость, предназначенные для применения в природоохранных, научных и культурных целях, а также для развития туризма. Закон о национальных парках устанавливает, что в определенных случаях в границах парков могут находиться участки земли других собственников или пользователей.
Природные парки — организации, которые находятся в ведении субъектов РФ, включающие растительные охраняемые комплексы и территории, которые имеют большую общеэкологическую и эстетическую значимость. Данный вид акватории предназначен для применения в природоохранных, просвещенных и восстановительных целях.
Главные задачи природных парков:
Государственные природные заказники — территории, имеющие особенное значение относительно сохранения или восстановления охраняемых комплексов или их компонентов, а также поддержания общеэкологического баланса. По ФЗ о заповедниках и заказниках, данные территории имеют право находиться в ведении только федеральных служб исполнительного правления в сфере защиты окружающей среды. Госзаказники имеют финансовую поддержку со стороны федерального бюджета.
Мемориалы природы — исключительные, ценные в природоохранном, научном, культурном и общеэстетическом отношении комплексы. В границах их охранных зон строго запрещена любая деятельность, которая может повлечь за собой нарушение сохранности мемориалов.
Дендрологические парки и агроботанические сады. Главной задачей данных учреждений является создание специализированных коллекций растений, чтобы сохранить разнообразность растительного мира. Акватории, находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов, приватизации не подлежат.
Оздоровительные местности и курорты — учреждения, занимающиеся лечением и профилактикой заболеваний, на территории которых есть специальные уникальные растительные резервы. В границах соответствующих местностях и курортов строго запрещена деятельность, которая может привезти к ухудшению качеств ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
Скачать ФЗ 33
Защита растительного и животного мира проводится специальной общегосударственной инспекцией. Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» вводит уголовную ответственность за несоблюдение режима ООПТ. Ущерб, причиненный охраняемым территориям, подлежит возмещению в соответствии с утвержденным в установленном порядке таксами и способами исчисления размера вреда.
Скачать ФЗ об ООПТ в последней редакции по ссылке.
Последние изменения, внесенные в закон об ООПТ
Как и большинство законодательных актов, ФЗ №33 «Об особо охраняемых природных территориях» также подвергался изменениям, поправкам и дополнениям. Последние изменения Госдума приняла 18 декабря 2013 года, которые были одобрены Советом Федерации 25 декабря того же года.
Изменениям и дополнениям подвергались следующие статьи:
Статья 1
Было принято решение в пункте 3 ст 1 текст документа «, организации и функционирования национальных охраняемых заповедников и других природоохранных организаций» — исключить. Слова «Федеральным законом» заменить на «настоящим Федеральным законом».
Статья 10
В пункте 1 ФЗ об ООПТ слова «, осуществляющих глобальный экологический мониторинг» — исключить. А в пункте 3 ст 10 слова «о нем» заменить следующим текстом: «о национальном природном биосферном заповеднике».
Статья 15
Был изменен пункт 1 подпункта «б». Согласно новой редакции было заменено слово «природоохранного» на «федерального национального бюджета». Пункт 3 утратил свою правовую силу.
Статья 19
Изменить и изложить в следующей редакции: «Формирование природных парков реализовывается на основании решений высшей исполнительной службы государственной власти РФ.
Статья 29
Слова «дирекциями дендрологических парков или агроботанических садов» в пункте 2 заменить на «соответствующими службами и организациями, выполняющие управление дендрологическими парками и агроботаническими садами».
Нововведения касаются не только изменений и дополнений, некоторые пункты и статьи утрачивают законную силу. В конце декабря 2013 года нормативно-правовую силу утратили следующие статьи, пункты и подпункты: 3 статья; пункты 2, 3 и 4 статьи 8; пункт 3 ст 15; пункт 5 ст 21; глава 8; пункт 2 статьи 30.
210fz.ru
Закон об охраняемых территориях россии
В соответствии с действующим законодательством к особо охраняемым территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
Развитие сети особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) является одним из механизмов обеспечения долгосрочного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как на национальном, так и на региональном и международном уровнях.
Регулирование отношений в сфере особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) в России в первую очередь осуществляется Федеральным законом РФ от 14марта 1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также Федеральным законом РФ от 10января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельным кодексом Российской Федерации от 25октября 2001 №136-ФЗ, рядом законов субъектов РФ и подзаконных актов.
Особо охраняемые природные территории имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. Сучетом возрастания угроз природных катастроф и изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности, основным предназначением особо охраняемых природных территорий является:
?поддержание экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью;
?воспроизводство в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов;
?поддержание здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации;
?реализация эколого-просветительских программ;
?проведение фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук.
ООПТ подразделяются на объекты федерального, регионального и местного значения. Федеральным законом РФ от 14марта 1995г. №33-ФЗ установлены следующие категории ООПТ федерального и регионального значения (таблица).
Категории ООПТ федерального и регионального значения
Государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники
Государственные природные заказники
Дендрологические парки и ботанические сады
До 28декабря 2013г. Федеральным законом РФ от 14марта 1995г. №33-ФЗ предусматривалась еще одна категория ООПТ федерального, регионального и местного значения – «лечебно-оздоровительные местности и курорты». Тем не менее в ряде субъектов РФ эта категория пока еще сохраняется в качестве ООПТ регионального и местного значения, что закреплено в нормативных актах субъектов РФ.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены категории ООПТ местного (муниципального) значения, а также дополняющие Федеральный закон №33-ФЗ категории ООПТ регионального значения. Состав и особенности дополнительных категорий ООПТ определяются природными и социально-экономическими условиями, культурно-историческими особенностями и др.
В настоящее время дополнительные категории ООПТ регионального и местного значения установлены примерно в трети субъектов Российской Федерации. Суммарно по России дополнительных категорий ООПТ регионального значения насчитывается около 30, местного значения – около 50. Ктаким дополнительным категориям относятся: ресурсный резерват; охраняемый ландшафт; уникальные озера; зона покоя; сакральные природные объекты; детский экологический парк, городской лес, заповедный участок и др. Например, в Республике Бурятия действуют: рекреационные местности регионального значения; рекреационные местности местного значения; природные микрозаказники регионального значения; природно-исторические комплексы регионального значения [5].
В структуре российских ООПТ основную часть составляют ООПТ регионального значения, на долю которых приходится около 85 % от общего числа ООПТ и около 60 % от суммарной площади. Для ООПТ местного (муниципального) значения эти показатели составляют примерно 13 и 14 %. Среди ООПТ регионального и местного значения в РФ по числу абсолютно преобладают памятники природы, которые в совокупности составляют более 8тыс. ООПТ. При этом их доля в общей площади ООПТ очень мала – менее 0,2 %.
В систему ООПТ федерального значения на сегодняшний день входят 103 государственных природных заповедника, 47национальных парков, 65федеральных заказников. Общая площадь федеральных ООПТ составляет около 2,7 % территории России без учета многочисленных ООПТ регионального значения.
В состав земель данной категории входят особо охраняемые природные территории, занимаемые государственными природными заповедниками, национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами. Кроме природных территорий, в категорию земель входят земельные участки, занятые объектами физической культуры и спорта, отдыха и туризма, памятниками истории и культуры. Для этой категории земель установлен режим особой охраны. Вцелях обеспечения их сохранности они изымаются из хозяйственного использования полностью или частично. Правовой режим земельных участков, отнесенных к данной категории, зависит от правового режима территорий, на которых они находятся, или объектов, которые на них располагаются.
В истории заповедного дела России Бурятия занимает особое место. Именно на территории современной Бурятии был основан в 1916 году первый государственный заповедник России – Баргузинский. Он фактически заложил основу современных особо охраняемых природных территорий России. Внастоящее время Баргузинский заповедник является комплексным. В1986году решением ЮНЕСКО ему был присвоен статус биосферного.
Созданная в Бурятии развитая сеть ООПТ, в которую входят государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, охватывает наиболее ценные и слабо трансформированные ландшафты республики. Главная задача ООПТ Бурятии – охрана Байкала и Байкальской природной территории.
Природно-заповедный фонд ООПТ в Республике Бурятия включает ООПТ [4]:
а)федерального значения – общей площадью 2412,122тыс.га, что составляет 6,86 % территорий республики. ВБурятии насчитывается восемь особо охраняемых природных территории федерального значения. Тригосударственных природных заповедника, общей площадью 778,16тыс.га: – «Байкальский государственный природный биосферный заповедник» – в Селенгинском, Кабанском и Джидинском районах – 165,7тыс.га, государственный природный биосферный заповедник «Баргузинский» – в Северо-Байкальском районе площадью 374,3тыс.га, государственный природный заповедник «Джергинский» – в Курумканском районе – 238,1тыс.га; два национальных парка общей площадью 1452,664тыс.га: «Забайкальский национальный парк» и национальный парк «Тункинский». Атакже три государственных природных заказника федерального значения, общей площадью 181,3тыс.га: «Кабанский» «Алтачейский» и «Фролихинский»;
б)регионального значения – 13заказников и 1природный парк, 1рекреационная местность, 62памятника природы. Из них 11расположены на Байкальской природной территории, в том числе4 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории;
в)5рекреационных местностей местного значения.
В целях совершенствования региональной нормативно-правовой базы по ООПТ был принят и вступил в силу с 1июля 2006г. Закон Республики Бурятия от 29.12.2005г. №1438-III «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия», регулирующий отношения в области организации, охраны и использования ООПТ Республики Бурятия. Всоответствии с этим законом утверждены и вступили в силу «Порядок организации ООПТ регионального и местного значения на территории Республики Бурятия» (постановление Правительства РБ от 11.07.2006г. №213) и «Порядок охраны ООПТ регионального значения Республики Бурятия» (постановление Правительства РБ от 21.12.2006г. №408).
С2005года функции дирекции особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляет созданное Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15июля 2005года №231 государственное учреждение «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» (ГУ «Бурприрода»).
Сегодня исследование современного состояния и перспектив развития ООПТ приобретает особую актуальность, и потому 2016год назван годом особо охраняемых природных территорий.
Крайне важным условием успешной реализации стратегии управления и развития ООПТ является выявление и признание существующих препятствий и ограничений. Необходимо выделить основные проблемы, препятствующие эффективному функционированию сети ООПТ:
?отсутствие эффективного государственного управления системой ООПТ как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также координации деятельности между этими уровнями;
?недостаточность финансирования мероприятий по защите, развитию системы ООПТ;
?низкая эффективность привлечения в ООПТ иных источников финансирования, в т.ч. частных инвестиций;
?несовершенство нормативной и правовой базы управления системой ООПТ, отсутствие законодательного закрепления таких базовых понятий, как «система ООПТ», структура управления ООПТ; наличие пробелов и противоречий в действующем законодательстве;
?отсутствие среднесрочных и долгосрочных документов стратегического планирования развития ООПТ;
?нерешенные вопросы управления земельными ресурсами в границах ООПТ;
?недостаточный уровень экологической сознательности общества.
Среди вышеизложенных проблем особую роль занимает проблема управления земельными ресурсами ООПТ как базиса их функционирования. Следует отметить слабую разработанность и недостаточное количество научных исследований данного аспекта. Ввиду широкого правового поля представляется необходимым рассмотреть вопрос землепользования в границах определенной принадлежности ООПТ, например федеральных ООПТ.
Земельные участки особо охраняемых природных территорий характеризуются особым гражданско-правовым режимом.
Закон №33-ФЗ устанавливает следующие правила о правах на земельные участки в составе тех или иных категорий ООПТ: земельные участки (втом числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление данными ООПТ, в постоянное (бессрочное) пользование [5].
Следовательно, не все земли в границах той или иной ООПТ предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования тем или иным учреждениям, осуществляющим управление теми или иными ООПТ. Это подтверждается, в частности, тем, что в границах определенных ООПТ могут находиться земельные участки, принадлежащие и вовсе иным лицам. Важное значение имеет положение закона о том, что земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
В литературе, равно как и взаконодательстве, игнорируются проблемы приобретения, осуществления, прекращения и защиты прав на данные земельные участки, хотя при создании многих особо охраняемых природных территорий затрагиваются имущественные интересы многих граждан, прежде всего проживающих в ее пределах и владеющих земельными участками на различных правах.
В ст.95 Земельного кодекса РФ отмечено, что на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1)предоставление садоводческих и дачных участков;
2)строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3)движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4)иные виды деятельности, запрещенные федеральнымизаконами [5].
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота, а в соответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, относятся к имуществу, изъятому из оборота.
Вызывает вопросы положение п.2 ст.6 Закона об ООПТ [5] о запрете прекращения прав на земельные участки и другие природные ресурсы (в том числе путем изъятия), которые включаются в государственные природные заповедники.Скорее всего, речь идет о запрете на права частных собственников, которые проживали на момент создания заповедника в пределах территории ООПТ.
В спорном состоянии находятся земельные участки государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (образованных до 2013г.), которые могут быть отнесены как к ООПТ федерального значения, так и к ООПТ регионального значения.Ввиду того что земельные участки, принадлежавшие на момент создания ООПТ другим собственникам, не были изъяты, зачастую в пределах территории одной ООПТ присутствуют различные формы собственности.
В зависимости от степени ограничения права пользования и распоряжения земельными участками РФ, субъектов РФ, муниципальных образований система ограничений включает:
?полное ограничение (государственные заповедники);
?частичное ограничение (ограниченные земельные участки, находящиеся в определенных функциональных зонах национальных и природных парков, могут передаваться отдельным субъектам на праве аренды) и только для осуществления тех видов деятельности, которые допускает целевое назначение и разрешенное использование главного земельного участка, на котором расположен национальный парк);
?отсутствие ограничений по распоряжению публичными земельными участками (дендрологические парки, ботанические сады).
В Российской Федерации ввиду стихийного развития в 90-е гг. практически всех сфер экономики и, следовательно, несовершенного законодательства и особенностей менталитета граждан сложилась сложная ситуация с нерешенными проблемами надлежащего оформления в собственность или иных прав на земельные ресурсы в границах ООПТ.
Сложная ситуация по вопросам урегулирования земельных отношений остается в национальном парке «Тункинский»: 25тыс. жителей Тункинского района РБ в 35поселениях лишены права собственности на землю, т.к. ранее не оформили свои права. В1991году был создан данный национальный парк, сегодня, его площадь занимает 80 % муниципального района. С2012года Управление Росреестра по РБ не регистрирует права собственности на земельные участки для лиц, проживающих на данной территории.
В настоящее время в Государственную Думу РФ внесены законодательные инициативы: в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предлагается внести новое положение, благодаря которому территории заповедников станет возможно признавать утратившими природную ценность и исключать из списка охраняемых объектов. Действующим законодательством изменение границ заповедников запрещено. Утрата заповедниками или отдельными их территориями охранного статуса станет возможна по итогам государственной экологической экспертизы. После этого решение будет принимать исполнительная власть: правительство РФ, региональные власти или органы местного самоуправления соответственно – в зависимости от статуса заповедника.
На наш взгляд, последствия принятия планируемых поправок в законодательство неоднозначно отразятся на совершенствовании системы управления земельными ресурсами ООПТ. Содной стороны, муниципальные образования получат возможность развивать и обустраивать свои территории, не нарушая действующего законодательства. Сдругой, в возможности изменить границы заповедников заинтересованы экономические субъекты хозяйствования, которые претендуют на охраняемые территории. Принятие такой нормы может привести к росту незаконных оснований для признания территорий, утративших природную ценность, например пожаров.
Если говорить о вновь образованных ООПТ, то здесь необходимо подходить взвешенно с позиции имеющегося опыта землепользования. Может применяться процедура предоставления земельных участков и жилых помещений взамен изымаемыхдля формирования границ ООПТ; проведение на создаваемых и уже существующих ООПТ экологического зонирования по типу функционального зонирования в национальных парках.Таким образом, это позволит сформировать зоны, занятые населенными пунктами, и граждане смогут оформить права собственности.
К решению проблемы недостатка финансирования ООПТ можно отнести стимулирование экологического познавательного туризма в ООПТ. Стратегия развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) федерального значения на период до 2020года одобрена Минприроды РФ. Важно, что развитие познавательного туризма не должно входить в противоречие с ключевым предназначением ООПТ – сохранением биологического и ландшафтного разнообразия, научной работой. Всвязи с одобрением стратегии будут внесены дополнения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Поправки позволят гармонизировать природоохранное законодательство с подходами программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Вчастности, изменения коснутся вопросов функционального зонирования территорий, входящих в международную сеть биосферных резерватов. Вреспублике Бурятия разработан проект по развитию экотуризма на ООПТ «Заповедное ожерелье Байкала». Правительство России ставит задачу по развитию экотуризма на Байкальской природоохранной территории, в первую очередь туризма внутреннего. Вфедеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» одна из ключевых задач – повышение эффективности использования рекреационного потенциала ООПТ. Внынешних условиях это еще своеобразное импортозамещение дорожающего заграничного отдыха. Заповедники и национальные парки уже решают эту задачу, создавая визит-центры, прокладывая экологические тропы, обустраивая туристические стоянки. Исейчас очень важно, чтобы их усилия поддержали туроператоры и бизнес, который мог бы на условиях частно-государственного партнерства заняться расширением туристической инфраструктуры в интересах для регулируемого отдыха и экологического туризма на заповедных территориях.
Выделенные основные проблемы требуют незамедлительного решения, во многом способствовать этому будет разработка и реализация Стратегии развития ООПТ РФ и принятых на ее основе региональных концепций развития региональных сетей ООПТ.
Реализация стратегического документа позволит достигнуть следующих важнейших результатов:
–создание единой, пространственно и функционально связанной управляемой системы ООПТ как действенного механизма сохранения в естественном состоянии эталонных, типичных и уникальных природных комплексов и экосистем, исторического, этнического, культурного, биологического и ландшафтного разнообразия, среды обитания объектов животного и растительного мира, их генетического фонда в границах самих ООПТ и обеспечения устойчивого качества окружающей среды прилегающих территорий;
–принятие пакета нормативно-правых актов, направленных на совершенствование системы государственного управления системой ООПТ, в т.ч. в сфере земельных отношений;
–интеграция системы ООПТ в процессы социально-экономического развития региона посредством формирования комплекса необходимых условий для экономического роста и развития на основе рационального использования природно-ресурсного потенциала региона, поддержания экологически стабильной и здоровой среды обитания, высокого качества жизни, сохранения объектов национального природного и культурного наследия для будущих поколений;
–повышение качества и расширение спектра и доступности эколого-просветительских, рекреационных, оздоровительных, информационных и иных услуг, предоставляемых населению на территории ООПТ;
–развитие механизмов частно-государственного партнерства, создание благоприятного климата для развития экологически ориентированного предпринимательства, привлечение частных инвестиций на ООПТ для создания объектов инфраструктуры;
–обеспечение экологической стабильности урбанизированных экосистем и территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью;
–выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере сохранения биологического разнообразия и среды обитания объектов животного мира;
–повышение роли ООПТ в формировании позитивного имиджа РФ и Республики Бурятия на российском и международном уровнях.
Статья подготовлена при поддержкепроекта РГНФ №15-32-01247 «Экологический аудит на особо охраняемых природных территориях: разработка научных основ и экономического инструментария» Код ГРНТИ 06.61.33.
www.fundamental-research.ru