Налоги разновидности

Налоги: сущность и функции. Виды налогов

Налоги — это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. Как правило, выплаты это не только обязательно, но и принудительны и безвозмездны.

Налогообложение — это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Принципы налоговой системы:

  • всеобщность;
  • стабильность;
  • равнонапряженность;
  • обязательность.
  • Элементы налога:

  1. Субъект налога — это то лицо, на которое возлагается уплата налога;
  2. Объект налога — то, с чего взимается налог;
  3. Источник налога — чистый доход общества;
  4. Ставка налога — величина налога на единицу налогообложения.

Величина налоговой ставки — это размер налога, приходящийся на единицу налогообложения: предельная, средняя, налоговые льготы.

Способы взимания налога:

  • Кассовый — это использование классификации технических объектов по их внешним признакам;
  • У источника — взимается до получения дохода налогоплательщика;
  • По декларации о совокупном годовом доходе.

Виды налогов:

По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества получателей дохода. Их объектом является: заработная плата, прибыль, процент, рента и стоимость имущества налогоплательщиков.
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене:

Акцизы облагают товары массового производства: коммунальные, транспортные, культурные услуги, имеющие широкое распространение;

Фискальные налоги (монопольные) — пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производства и реализация которых монополизированы государством;

Таможенные пошлины — это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары;

Фискальные налоги — ставят своей целью рост государственного бюджета;

Протекционные — защищают внутренние рынки от проникновения импортных товаров;

Преференциальные (льготные) таможенные пошлины — устанавливаются на определенный вид товара, во вводе которого заинтересована страна.

Соотношение между ставкой налога и доходом:

Прогрессивные — ставка повышается по мере возрастания дохода;

Регрессивные — ставка понижается по мере возрастания дохода;

Пропорциональные — ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода.

zubolom.ru

Налоги: сущность и виды. Налоговая система. Кривая Лаффера. Проблема оптимизации налогообложения

Налог – это комплексная категория, имеющая экономическое, финансовое, юридическое значение. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из этого определения вытекают четыре признака налога:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность (односторонность, безэквивалентность и безвозвратность налогов);
  • отчуждение денежных средств (переход права собственности от налогоплательщика государству);
  • направленность на финансирование деятельности государства.
  • Назовем виды налогов по различным классификационным признакам:

  • По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
    Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги (уплачиваются с учетом предполагаемого среднего дохода плательщика) и личные прямые налоги (уплачиваются с реально полученного дохода).
    Косвенные налогивключаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.
    В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные (облагаются строго определенные группы товаров); косвенные универсальные (облагаются в основном все товары и услуги); фискальные монополии (облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах); таможенные пошлины (облагаются товары и услуги при совершении экспортно — импортных операций).
  • В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональныеналоги, местные налоги.
  • По целевой направленности введения налогов различают:
    абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
    целевые (специальные) налоги — для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
  • В зависимости от субъекта — налогоплательщика выделяют следующие виды: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий и организаций; смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.
  • По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
    закрепленные налоги, целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
    регулирующие налоги — поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
  • По порядку введения налоговые платежи делятся на:
    общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
    факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов местного самоуправления.
  • Налоговая система – это совокупность всех налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В Российской Федерации система налогов и сборов регулируется статьями 13, 14, 15 НК РФ.

    Зависимость между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок выражается «Кривой Лаффера»: Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства.

    Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет.

    www.ekonomika-st.ru

    Налоги разновидности

    Государства используют 3 принципа налогообложения:

    І. По объекту налогообложения:

    Ø Прямые налоги (устанавливаются непосредственно к плательщикам).

    Ø Косвенные — налоги на потребление, то есть на товары и услуги. Являются частью цены реализованного товара. Выплачиваются собственником товара после реализации в бюджет.

    ІІ. По органу, собирающему налоги:

    Ø Общегосударственные — налог на прибыль, земельный, таможенный сбор.

    Ø Местные — 15-17 налогов — гостиничный сбор, за рекламу, коммунальный налог.

    ІІІ. По порядку использования:

    Ø Специальные (целевые) – в пенсионный фонд, в инновационный фонд, .

    Нормой налогообложения является налоговая ставка — размер налога на единицу обложения:

    1) Пропорциональная — если устанавливается единый процент уплаты налогов независимо от размеров дохода.

    2) Прогрессивная — если ставка растет с возрастанием доходов.

    3) Твердая — устанавливается на единицу объекта независимо от его стоимости (автомобиль).

    1) Подоходный налог с наемных работников, предпринимателей. Прогрессивная ставка налога для работающих на основном месте работы — начиная из необлагаемого минимума, для совместителей — 20%, пропорциональная ставка. Налог с наемных работников взимается при выплате заработной платы, с предпринимателей — на основе деклараций о доходах.

    2) Налог на прибыль корпораций (с юридических лиц) – основная ставка 30%. В большинстве стран используются льготы по налогу.

    3) Социальные налоги — осуществляются с целью формирования фондов социального страхования.

    4) Имущественные налоги — на землю, ценные бумаги и другое имущество, на дарение, наследство. Ставки налога пропорциональные (40% в Англи), прогрессивные (в США 18-50%).

    5) Налог на операции с капиталом — с доходов от фондовых операций.

    Косвенные налоги — акцизы, таможенная пошлина.

    Акцизы — включаются в цены товаров (как правило таких, уровень потребления которых слабоэластичный относительно цены). На Украине это высокорентабельные и монопольные товары. Для отечественных товаров акцизы ниже, для импортных — выше (алкоголь, табак). НДС (налог на добавленную стоимость) — всюду, кроме США, Швеции, Австралии. Налогом облагается стоимость, добавленная на данном этапе производственной деятельности. Стандартная ставка (14-20 %), повышенная (21-38 %), пониженная (4-7 %), нулевая — для экспортных товаров, с некоторых товаров НДС не взимается (меньшая льгота, чем нулевая, по которой вся сумма НДС возвращается).

    Таможенная пошлина — налоги на импортные, экспортные, транзитные товары (взимаются при перевозке через государственную границу. В зависимости от цели использования различают фискальную таможенную пошлину (поступления в бюджет); протекционистскую (защита внутреннего рынка); преференциальную (льготная); антидемпинговую (разновидность протекционистской).

    Таможенную пошлину используют для предотвращения или стимулирования вывоза товаров, ограничения импорта.

    В некоторых странах преобладают прямые налоги (Германия, Япония, Канада, США), в некоторых — косвенные (Франция, Италия).

    Косвенные налоги более надежный инструмент мобилизации средств в государственный бюджет, так как прямые налоги часто недополучаются вследствие утаивания доходов, но они повышают цены товаров, что особенно тяжело для малообеспеченных слоев населения.

    Налоговое регулирование используется:

    1) Для преодоления экономического застоя — льготное налогообложение с целью увеличения совокупного спроса.

    2) Для стимулирования НТР, структурной перестройки — ускоренная амортизация.

    3) Для региональных изменений, создания объектов инфраструктуры — льготное налогообложение.

    teachecon.ru

    § 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения

    Следует отметить, что и в правоприменительной практике воп­рос отнесения налога к тому или иному виду стал иметь определяю­щий характер для защиты налогоплательщиками своих прав[139].

    Многообразие налогов предполагает и проведение по различным основаниям их классификации. Следует сразу оговориться, что лю­бая классификация налога имеет условный характер.

    С.Г. Пепеляев, определяя значение классификации налогов, ука­зывает на то, что «систематизация налогов способствует правильно­му толкованию налогового законодательства»[140]. В юридической ли­тературе широко представлено мнение ученых по выявлению видов налогов. Одни авторы предлагают проводить выделение различных налогов в зависимости от оснований, заложенных в их классифи­кации.

    В соответствии с этим ими предлагаются следующие виды на­логов[141].

    ■ По признаку доминирующего элемента юридического состава налога выделяются:

    ■ По признаку перелагаемое™ налога:

    ■ По признаку платежеспособности:

    ■ По порядку определения окладной суммы:

    ■ По источнику доходов бюджета:

    ■ По порядку установления и введения:

    ■ По бюджетному назначению:

    ■ По признаку периодичности:

    ■ По юрисдикции государства:

    Другие авторы предлагают производить классификацию по сле­дующим основаниям1.

    ■ В зависимости от плательщика выделяются:

    • налоги с организаций;

    • налоги с физических лиц;

    • общие налоги для физических и юридических лиц.

    ■ В зависимости от формы обложения:

    Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):

    Местные налоги (ст. 15 НК РФ):

    1) земельный налог;

    2) налог на имущество физических лиц.

    Элементы налогообложения. При установлении налогов долж­ны быть определены все элементы налогообложения. Акты законо­дательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом налог считается уста­новленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщи­ки и элементы налогообложения.

    К элементам налога относятся (ст. 17 НК РФ):

    • порядок исчисления налога;

    • порядок и сроки уплаты налога.

    Без этих составных частей налог в том понимании, в котором он определяется законодателем, не образует каких-либо правовых по­следствий.

    Обращаясь к элементам налога, необходимо рассмотреть их по­нятийный аппарат элементов налогообложения.

    Объектами налогообложения могут являться операции по реали­зации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физиче­скую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика за­конодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязан­ности по уплате налога.

    Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ (например, ст. 146, 182, 209 НК РФ).

    Непосредственно в НК РФ не содержится единого определения понятия объекта налогообложения. Для характеристики объекта на­логообложения в законе указываются только некоторые виды эконо­мической деятельности. Объект налогообложения определяется не­посредственно при установлении конкретного налога.

    В соответствии с п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом для целей на­логообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за ис­ключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соот­ветствии с ГК РФ.

    Под товаром для целей налогообложения (п. 3 ст. 38 НК РФ) при­знается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взима­нием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

    Под работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ).

    Под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуют­ся и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

    Под реализацией товаров, работ или услуг организацией или ин­дивидуальным предпринимателем признается (ст. 39 НК РФ), соот­ветственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен то­варами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, воз­мездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, ока­зание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

    Налоговая база (ст. 53, 54 НК РФ) — это стоимостная, физиче­ская или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по феде­ральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанав­ливаются НК РФ.

    Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

    Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бух­галтерского учета и (или) на основе иных документально подтверж­денных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

    Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета дохо­дов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.

    Остальные налогоплательщики — физические лица — исчисля­ют налоговую базу на основе получаемых в установленных случа­ях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произ­вольным формам.

    Под налоговым периодом (ст. 55 НК РФ) понимается календар­ный год или иной период времени применительно к отдельным на­логам, по окончании которого определяется налоговая база и исчис­ляется сумма налога, подлежащая уплате.

    Налоговый период может состоять из одного или нескольких от­четных периодов.

    Налоговая ставка (ст. 53 НК РФ) представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Налоговые ставки по региональным и местным налогам уста­навливаются соответственно законами субъектов Российской Фе­дерации, нормативными правовыми актами представительных ор­ганов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ. Например, гл. 28 НК РФ при регламентации порядка уплаты транс­портного налога устанавливает размеры налоговых ставок, которые могут быть изменены законами субъектов Российской Федерации не более чем в пять раз (как в сторону повышения, так и в сторону по­нижения).

    Порядок исчисления налога предусмотрен ст. 52 НК РФ. На­логоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежа­щую уплате, за налоговый период исходя из налоговой базы, налого­вой ставки и налоговых льгот.

    В случаях, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы на­лога может быть возложена на налоговый орган или налогового аген­та. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведом­ление.

    В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты на­лога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Сроки уплаты налогов и сборов (ст. 57, 58 НК РФ) устанавлива­ются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установ­ленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

    Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной да­той или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварта­лами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применитель­но к каждому такому действию.

    В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты по­лучения налогового уведомления.

    Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы нало­га либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (ст. 58 НК РФ).

    Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляет­ся) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

    При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию свя­зи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

    Конкретный порядок уплаты налога устанавливается НК РФ применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных на­логов устанавливается НК РФ.

    Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавлива­ется соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов мест­ного самоуправления в соответствии с НК РФ.

    Под льготами по налогам и сборам (ст. 56 НК РФ) признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и пла­тельщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщика­ми или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сбо­рам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплатель­щик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

    Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и от­меняются только НК РФ.

    Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяют­ся НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о на­логах.

    Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (п. 3 ст. 56 НК РФ).

    textbook.news

    Какие бывают налоги?

    Теперь поговорим об одной из главных обязанностей предпринимателя — уплате налогов

    Налоговое право в нашем государстве является одной из самых молодых отраслей, ведь с момента ее возникновения прошло не более пятнадцати лет. Но это и наиболее «живая», нестабильная, динамично развивающаяся отрасль законодательства. Ей до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Поэтому попытаемся разобраться в основных понятиях, которые используются в налоговой сфере.

    Для начала нужно определить, что понимается под «налогом». Итак, согласно Налоговому кодексу РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то есть денежная сумма, которая уплачивается в пользу государства, для его обеспечения и функционирования.

    В свою очередь, под «сбором» понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Иными словами, сбор — это денежная сумма, которую Вы выплачиваете за совершение определенных действий (сюда же входит и государственная пошлина, выдача разрешений и т.д.).

    Участниками «налоговых» отношений являются несколько категорий лиц:

    1) организации и физические лица-налогоплательщики и плательщики сборов;
    2) организации и физические лица — налоговые агенты (лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ);
    3) налоговые органы (в частности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная Налоговая Служба) и его территориальные органы)
    4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная Таможенная Служба) и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

    Эти субъекты (участники) наделены определенными правами и несут определенные обязанности, которые указаны в Налоговом Кодексе (ст. 21- 24).

    Теперь Вы знаете, кто участвует в налоговых отношениях, что такое налог. Но налоги бывают нескольких видов и классифицируются они в зависимости от разных оснований.

    Налоговый Кодекс, например, классифицирует их по территориальному принципу. Так, в нашем государстве существуют следующие виды налогов и сборов:

    Перечень всех видов налогов устанавливается законом (Налоговым Кодексом) и является исчерпывающим, то есть запрещается устанавливать другие налоги на каком бы, то ни было уровне.

    Очень важно определиться с объектом налогообложения, то есть теми материальными ценностями, со стоимости которых и будет высчитываться определенная сумма, уплачиваемая в качестве налога в пользу государства.

    Объектом налогообложения являются следующие предметы и действия — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристику и наличие которого влечет возникновение обязанности по уплате того или иного налога. В таблице наглядно показаны виды налога, объекты налогообложения, с которых взимается тот или иной налог и налоговая база, которая определяется как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Главная функция налоговой базы — выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.

    smallbusiness.ru