Оглавление:
ООО Свой Мастер & PoliStyle
Монтаж стальных трубопроводов
Стальные трубопроводы, прокладываемые в траншеях, подвергаются коррозии и воздействию блуждающих токов (в городских условиях), что сокращает их срок службы. Для защиты стальных трубопроводов от коррозии их покрывают изоляцией, а при опасности наличия блуждающих токов дополнительно применяют методы электротехнической защиты (дренажная, катодная, проекторная).
Работы по изоляции стальных труб могут выполняться:
- на стационарной базе с последующей изоляцией мест сварных соединений в полевых условиях;
- непосредственно на трассе (магистральные трубопроводы).
В качестве изоляционных материалов применяют: нефтяные битумы, пластмассовые покрытия из полимерных липких лент и др. Покрытия из полимерных липких лент отмечаются высокой защитной способностью и возможностью механизации их нанесения.
Непосредственной изоляции трубопровода предшествует очистка поверхности от грязи, окалины, ржавчины, пыли и пр., выполняемая механизированным способом. Изоляционные покрытия состоят из грунтовки, одного или несколько слоев изоляционного материала (мастика, липкая лента), армирующего (стеклохолст) и оберточного слоя (крафт-бумага, бризол, гидроизол).
Особое внимание при изоляции трубопроводов следует уделять технике безопасности (битумную мастику наносят с температурой 160-180° на высохшую грунтовку!). Нельзя наносить изоляционные покрытия на влажную поверхность, при снегопаде, дожде, сильном ветре и пр.!
Воздействие блуждающих токов на стальной трубопровод состоит в том, что в местах дефектов изоляции токи выходят из трубопровода, который становится анодом (+) и активно разрушается в этих местах. Задача электротехнической защиты превратить трубопровод из анода в катод (принцип анодирования – ионы двигаются от анода к катоду).
Основной способ соединения стальных труб – сварка, которая может быть электрическая и газовая. Фланцевое соединение!
Электрическая сварка стыков может быть ручная и автоматическая (под слоем флюса или в среде защищенного газа).
Схема действия катодной защиты:
1 – источник постоянного тока;
3 – места повреждения изоляции;
4 – подсоединение дренажа.
Перед сваркой трубы очищают от грязи (до металлического блеска очищают кромки (фаски) и прилагающие к ним внутреннюю и наружную поверхности на ширину не менее 10мм), проверяют форму кромок, совпадение торцевых поверхностей и т.д.
Свариваемые трубы (секции) укладывают на лежки. После правки и очисти их центрируют с фиксацией требуемого зазора с помощью центратора (наружного или внутреннего), выполняют прихватку, а затем сварку стыков (сварка с поворотом или без поворота труб).
Прочность свариваемых стыков проверяют механическими и физическими методами, что естественно проще проводить в условиях заготовительной базы при сборке секций (длинною до 36м).
Доставка труб и секций на трассу осуществляется автомобильными или тракторными трубопроводами и плетевозами, обеспечивающими сохранность защитного покрытия.
Выбор технологии монтажа стального трубопровода зависит от того изолированные или неизолированные трубы (секции) доставляются на трассу, какие монтажные механизмы имеются в распоряжении строительной организации.
Монтаж изолированного трубопровода может вестись:
- отдельными трубами или секциями со сваркой и изоляцией стыков в траншее;
- сборка непрерывной нитки трубопроводов из отдельных труб или секций (плетей) укладываемых на подкладки над траншеей;
-
сборка непрерывной нитки трубопровода из отдельных труб или секций (плетей) на берме.
В последнем случае монтаж ведется 3-4 кранами-трубоукладчиками, размещаемыми вдоль трубопровода на расстоянии 20-40м друг от друга (в зависимости от диаметра труб) чтобы не повредить трубопровод и его изоляцию, захват трубопровода осуществляют с помощью мягких полотенец; подъем, перемещение и опускание трубопровода с обеспечением синхронной работы кранов, исключающей рывки, удары, дополнительные изгибы.
При прокладке магистральных трубопроводов рационально работы выполнять совмещенным методом, при котором очистка, изоляция и укладка трубопровода выполняется одной комплексной бригадой, оснащенной кранами-трубоукладчиками, самоходными очистными и изоляционными машинами (ОМ и ИМ):
- трубопровод на берме сваривается в непрерывную нитку;
- на трубопровод устанавливаются очистная и изоляционная машины, его поднимают трубоукладчиками с помощью троллейных подвесок и начинается движение всей колонны с выполнением всего комплексно-механизированного процесса.
Фланцевое соединение стальных труб применяется при необходимости их соединения с узлами арматуры (задвижки, насосы и пр.) или при производстве работ в стесненных условиях и др.
Применение газовой сварки ограничено трубопроводами низкого давления, т.к. при ее производстве происходит выгорание углерода, марганца и кремния из металла, что ухудшает механические, химические и физические свойства труб.
Из группы лопастных насосов насосов наиболее широкое применение нашел центробежный насос, обладающий многими ценными качествами. Он используется практически во всех областях промышленности – водоснабжении, канализации, системах отопления, строительстве, транспортировании нефти по мощным трубопроводам, и особенно часто – в химической промышленности.
- Корпус спиральной формы (улитка);
- Рабочее колесо с криволинейными лопатками;
- Всасывающий трубопровод с приемным клапаном;
- Питательный резервуар;
- Нагнетательный трубопровод.
- Высокая производительность и равномерная подача.
- Простота конструкции, компактность, легкость соединения с приводом (отсутствие передаточных механизмов – редукторов, вариаторов и т.д.)
- Простота регулирования и обслуживания.
- Возможность работы на загрязнённых жидкостях (отсутствие клапанов, достаточно большие зазоры между рабочим колесом и корпусом).
- Отсутствие инерционных сил при работе насоса (рабочее колесо вращается равномерно), поэтому не требуются тяжёлые фундаменты.
- Высокая надёжность в работе и долговечность.
- Малый создаваемый напор (в одноступенчатой конструкции обычно не превышает 50м). Для создания наиболее высоких напоров применяют многоступенчатые насосы, имеющие несколько одинаковых колёс, вращающихся на общем валу. Жидкость, последовательно проходя через все колёса, получает напор, теоретически равный сумме напоров, создаваемых каждым рабочим колесом. Однако, при переходе из одной ступени в другую, жидкость многократно изменяет направление скорости, поэтому происходят потери энергии на местные сопротивления и, как следствие, снижение КПД. Кроме того, конструкции многоступенчатых насосов намного сложнее одноступенчатых.
- Насосы не обладают свойством самовсасываемости (требуют заливки перекачиваемой жидкостью перед пуском).
- Подача насоса зависит от сопротивления сети и в случае подключения дополнительного потребителя жидкости и(или) увеличения общего сопротивления сети подача насоса уменьшается.
- Недопустимо соединять медь с нелегированной и оцинкованной нелегированной сталью, потому как неизбежно возникнут ненужные водопроводу электрохимические процессы, которые приведут к ускоренной коррозии стали и оцинкованной стали.
- Если уж стальных труб избежать невозможно, то ставить их нужно перед медными трубами – по направлению течения воды. А вот стык меди и ее сплавов с кислотоупорной сталью вполне допустим.
- Со стальными трубами лучше использовать трубы из ПВХ, а не медные.
Передача энергии потоку жидкости от электродвигателя осуществляется при помощи рабочего колеса 2. При вращении рабочего колеса жидкость, заполняющая пространство между лопатками, также приходит во вращение. Под влиянием центробежных сил, развивающихся при этом, жидкость перемещается к периферии колеса. Одновременно увеличивается окружная скорость (пропорциональная радиусу вращения). Далее жидкость выбрасывается в спиральный канал корпуса (улитку), в центре рабочего колеса при этом возникает разрежение. Под действием образовавшегося перепада давлений (между атмосферным, действующим на свободную поверхность жидкости в питательном резервуаре 4, и разряжения в центре рабочего колеса) жидкость поднимается по всасывающему трубопроводу 3 и заполняет рабочее колесо. Рабочее колесо вращается непрерывно с постоянной частотой, поэтому жидкость непрерывно подсасывается в рабочее колесо и выбрасывается из него. Приращение энергии жидкости в рабочем колесе происходит, в основном, за счет увеличения окружной скорости (кинетической энергии). В дальнейшем кинетическая энергия, полученная жидкостью, частично преобразуется в потенциальную (энергию давления) в спиральном канале корпуса (улитке), поперечное сечение которого постепенно увеличивается к выходному патрубку. При этом скорость жидкости снижается, а давление растет (согласно уравнению Бернулли). Если скорость жидкости не снижать, то это приведет к большим потерям напора в нагнетательном трубопроводе 5 (вспомним, что потери напора по длине и в местных сопротивлениях при турбулентном движении пропорциональны квадрату скорости потока), и полученная жидкостью энергия в насосе будет растрачена на бесцельный нагрев трубопроводов.
Центробежные насосы перед пуском необходимо заполнять перекачиваемой жидкостью. Для того, чтобы жидкость не уходила в питательный резервуар при заполнении насоса и всасывающего трубопровода, на нижнем конце всасывающего трубопровода устанавливают приемный клапан, который пропускает жидкость только в одном направлении – к насосу. Если заполнение рабочего колеса жидкостью не произведено, атмосферный воздух, имеющий малую плотность по сравнению с капельной жидкостью, не может быть выброшен из рабочего колеса, в нем не возникает разряжения, а значит и перепада давлений, необходимого для процесса всасывания.
Преимущества и недостатки центробежных насосов
Центробежные насосы получили широкое распространение во всех отраслях промышленности, а во многих химических производствах полностью вытеснили поршневые насосы. Это объясняется их большими достоинствами, к которым относятся:
Недостатками центробежных насосов являются:
svoymaster.com
Монтаж стальных трубопроводов
Стальные трубы стремительно набирают популярность на отечественном рынке строительных материалов. Насмотря на более частое использование трубопроводов из полипропилена и полиэтилена, металлические трубопроводы по прежнемы остаются наиболее востребованными при монтаже. Монтаж трубопровода из стальных труб получил широкое распространение благодаря своей долговечности и относительной простоте монтажа. Несмотря на растущую популярность пластиковых труб, их удобнее монтировать и требуется гораздо ниже квалификация мастеров, стальные трубопроводы в итоге стоят дешевле, чем полипропиленовые трубы.
Это происходит за счет того, что в большинстве своем производители полижтиленовых или полипропиленовых труб используют импортные комплектующие. Стоимость монтажа стальных труб практически одинаковая с полипропиленовыми при одинаковых диаметрах. Сами металлические трубы, в зависимости от ГОСТа стоит дешевле, поэтому все чаще ООО «Единый Инженерный Центр» выполняет работы по монтажу стальных трубопроводов. Стальные трубопроводы применяют при строительстве противопожарных трубопроводов, сетей водоснабжения и отопления, причем как наружных так и внутренних сетей.
Компания «Единый Инженерный Центр» выполняет работы по проектированию и монтажу трубопроводов из стальных труб, дает советы по монтажу стального трубопровода. Специалисты помогут с выбором оптимального варианта стальной трубы, который станет гармоничным сочетанием качества и цены.
Существует много разновидностей стальных труб. Можно выделить следующие типы.
Бесшовная труба
Как видно из названия, у таких труб отсутствует сварной шов. Их производят посредством ковки, прокатки, волочения. Чаще всего изготовление труб производится горячедеформированным способом или же способом холодной деформации. Максимальная длина бесшовной стальной трубы достигает двенадцати метров.
Сварная труба
В производстве используются штрипсы самых разных форм. При установке таких труб швы листов сваривают друг с другом. Изготовление осуществляется по средствам горячего и холодного деформирования.
Паяная стальная труба
При установке трубы спаиваются между собой. Листы по всей длине пропаиваются с помощью меди.
Подавляющее большинство людей на сегодняшний день делает выбор в пользу бесшовного типа стальных труб. Они могут применяться в самых разных сферах.
Верхнее покрытие трубопровода из стальных труб может быть металлическим или полимерным. Поверхность также можно отполировать, отшлифовать, обточить.
Сверху на стальные трубы наносятся специальные защитные покрытия. Оно служит защитой от коррозии, появления налетов и размножения на поверхности трубы вредоносных микроорганизмов. Чтобы срок полезного использования был как можно более долгим, нужно выполнить цементно-песчаную изоляцию. Двойная изоляция увеличит срок эксплуатации в разы, надежно защищая трубы от агрессивного воздействия окружающей среды. Термодиффузное цинковое покрытие надежнее всех других препятствует возникновению коррозийных процессов.
Работу по подбору, установке и обработке трубопровода из стальных труб следует доверять настоящим профессионалам. Наши мастера являются именно такими. Обратившись к нам, вы получите не только грамотный монтаж труб, выполненный по всем нормам и правилам, но и дельные советы по их подбору, а также обязательную обработку защитными растворами.
Своим заказчикам мы рекомендуем использовать трубопроводы отечественных производителей. У стальных трубопроводов пр-во Китай, часто наблюдается фабричный брак и трубы начинают течь уже через 2-5 лет точно по шву.
Для расчета стоимости работ просьба связаться по телефону 8 (812)980-83-95 или отправить Заявку и Техническое задание на почту.
eic.spb.ru
Правила монтажа стальных труб
Стальные трубопроводы закрытых оросительных систем строят из звеньев стальных труб. Чаще всего звенья труб соединяют сваркой.
Применяют два вида сварки: газовую и электросварку. Газовая сварка рекомендуется только для труб малого диаметра (менее 125 мм) с рабочим давлением до 3 атм.
Это вызвано тем, что при газопламенной сварке ухудшаются свойства стали вследствие выгорания из нее углерода, марганца и кремния.
Электросварку можно применять на любых стальных оросительных трубопроводах. Стыки труб обычно сваривают электродуговым способом. Для этого используют ручные или полуавтоматические электросварочные аппараты.
Перед электросваркой выполняют следующие подготовительные работы: обточкой выравнивают торцы свариваемых труб и удаляют ржавчину и грязь; на торцах труб под углом 35-40° вытачивают фаски; с помощью хомута-центратора центрируют свариваемые концы труб. Для строительства не ответственных или сезонных трубопроводов можно с успехом использовать б/у трубы которые можно приобрести по цене на порядок ниже. Для этого надо посетить сайт на котором реализуют такие трубы различного диаметра и назначения.
Торцевание стальных труб
Сначала через окна в хомуте-центраторе в нескольких местах по окружности прихватывают сваркой концы труб и после окончательной выверки проектного положения труб, соединяемые концы их заваривают расплавленным металлом из электродов.
При толщине стенок стальных труб до 6 мм шов доваривают в два слоя, а при толщине 6-12 мм — в три слоя, при большей толщине стенок труб — в четыре слоя.
После сварки стык, так же как и сами стальные трубы, покрывают антикоррозийной защитой. В качестве антикоррозийной защиты стальных труб применяют битумную мастику, крафт-бумагу, битумно-резиновую мастику и гидроизол.
Контроль за качеством изоляции ведут путем внешнего осмотра каждого слоя изоляции в процессе ее нанесения. Проверяют, нет ли в покрытии пузырей, трещин, пропусков и каверн. Толщину слоя покрытия измеряют толщиномером через каждые 100 м по длине трубопровода и не менее чем в четырех точках по окружности трубы. Сплошность изоляции проверяют с помощью электрического детектора. Прилипаемость изоляции к поверхности трубы и защитных обмоток к битумному покрытию проверяют через каждые 100 м по длине трубопровода. Для этого изоляцию надрезают по двум сходящимся под углом 45-60° линиям и пробуют отдирать ее от вершины надреза.
Трубопроводы можно укладывать в траншею одним из следующих способов:
-опуская непрерывную нить с бровки траншеи или непосредственно из трубоизоляционной машины;
-опуская отдельные секции со сваркой их в траншее;
-последовательно наращивая отдельные трубы или секции рядом с траншеей или в приподнятом положении над траншеей.
Непрерывную нить и секции трубопровода разрешается укладывать в траншею с помощью не менее чем двух кранов (трубоукладчиков).
hydrotechnics.ru
Монтаж трубопроводов
ВНУТРЕННИЕ ТРУБОПРОВОДНЫЕ СЕТИ — МОНТАЖ СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ . Наружный диаметр стальных водонапорных труб может заметно варьировать в зависимости от толщины стенок. Когда говорят о диаметрах стальных труб, обычно имеют в виду не внешний, а внутренний диаметр условного прохода, или диаметр на «свету». Его значение является величиной более постоянной, чем диаметр самой трубы. Измеряется диаметр условного прохода в миллиметрах. Когда о трубе говорят «3/4 дюйма или ½ дюйма», то речь идет о внешнем диаметре, в зависимости от диаметра резьбы, которая может быть нарезана на конкретной трубе.
В квартирной разводке применяют трубы ½ и ¾ дюйма со внутренним диаметром 15 и 20 мм соответственно.
Сеть трубопроводов, по которой под определенным давлением перемещается вода, пар или газ, состоит из отдельных соединенных между собой участков стальных труб. Трубопровод на всем протяжении, в том числе в местах соединений, должен быть прочным, плотным и сохранять свою непроницаемость при удлинении или укорачивании от температурных изменений.
Стальные трубы соединяют на резьбе, фланцах и сварке. Соединение стальных труб на резьбе позволяет производить в будущем замену и ремонт отдельных участков без демонтажа всей сети. Соединение на резьбе доступно практически любому, тогда как сварочные работы требуют не только дорогостоящего оборудования, но и соответствующей квалификации. Соединительные части изготавливают с цилиндрической резьбой.
Для соединения стальных труб на резьбе используют соединительные части (фитинги) из ковкого чугуна и стали. Соединительные части из ковкого чугуна применяют для трубопроводов, по которым проходит вода или пар температурой не выше 175 гр.С и давлением до 1.6 МПа при диаметрах условного прохода не более 40 мм и до 1 МПа при диаметрах от 50 до 100 мм . Соединительные части из стали используют для трубопроводов всех диаметров при давлении до 1,6 МПа. Фитинги из ковкого чугуна на концах имеют утолщения-буртики, необходимые для большей прочности. У фитингов из стали на концах нет буртиков.
Фитингами из ковкого чугуна с цилиндрической резьбой для соединения труб по прямой и для заглушки концов являются муфты прямые и переходные, соединительные гайки, футорки, контргайки, пробки. Для соединения труб под углом и устройства ответвлений применяют следующие фитинги из ковки чугуна: угольники прямые и переходные, тройники прямые и переходные.
Торцы фитингов должны быть ровными и перпендикулярными к оси соединительной части. Внутренняя и наружная резьбы должны быть чистыми, без заусенцев и рванин и нарезанными точно по осевым линиям фитингов. Допускаются участки с сорванной резьбой, если их длина в сумме не превышает 10% длины резьбы. При цилиндрических резьбовых соединениях труб, по которым транспортируется холодная и горячая вода (температурой 100 гр.С), уплотнительным материалом служит льняная прядь, пропитанная суриком или белилами, замешанными на натуральной олифе.
Для трубопроводов с теплоносителем температурой более 100 гр.С в качестве уплотнительного материала применяют асбестовый шнур вместе с льняной прядью, которые пропитывают графитом, замешанным на натуральной олифе. Резьбу сначала промазывают суриком или белилами. На короткую резьбу льняную прядь наматывают со второй нитки от торца трубы по ходу резьбы тонким ровным слоем «в расстилку», без обрыва. Прядь должна быть сухой, ее необходимо предварительно тщательно рассучить, чтобы волокна хорошо отделялись. Намотанную прядь сверху по ходу резьбы промазывают разведенным суриком. Прядь не должна свисать с конца трубы или входить внутрь трубы, так как это может вызвать засорение трубопровода.
Соединительные части нужно навертывать на трубы до отказа, т.е. так, чтобы они заклинились на последних двух конусных нитках (сбеге) резьбы; этим обеспечивается герметичное соединение. Кроме короткой резьбы трубы соединяют и на длинной резьбе, применяя сгоны. Стандартные сгоны длиной 110 мм изготавливают для труб диаметром 15 и 20 мм , 130 мм – для труб диаметром 25 и 32 мм , 150 мм – для труб диаметром 38- 50 мм .
Соединяют сгон следующим образом. На длинную резьбу насухо навертывают контргайку и муфту. Свинчивая муфту с длинной резьбы, ее навинчивают до конца короткой резьбы, применяя уплотнительный материал. Затем наматывают у конца муфты по ходу резьбы свитый в жгутик уплотнительный материал и контргайку плотно подгоняют к муфте. Жгутик помещается в фаске муфты и препятствует просачиванию воды или пара по резьбе. Если в муфте отсутствует фаска, жгутик уплотнительного материала выталкивается контргайкой, и соединение не будет достаточно плотным. Места соединения труб очищают от выступающего уплотнительного материала ножовочным полотном.
Асбестовый шнур со льном наматывают от сбега к началу резьбы, что позволяет более плотно уложить его на резьбе и не сбить при навинчивании фасонной части. Для уплотнения резьбовых соединений применяют уплотнительную ленту ФУМ. При использовании ленты ФУМ резьбу предварительно очищают от загрязнения, протирая ее ветошью; затем на резьбу наматывают ленту по направлению резьбы, после чего навертывают фитинг или арматуру. На трубы диаметром 15- 20 мм ленту наматывают в три слоя, а на трубы диаметром 25- 32 мм – в четыре слоя. При выполнении разъемных соединений (сгонов) между муфтой и контргайкой наматывают жгут из трех слоев той же ленты. Если резьбовое соединение не обеспечивает герметичности и появляется необходимость замены уплотняющего материала, резьбу нужно хорошо очистить от ленты и заново произвести соединение с соблюдением всех указанных выше операций.
Сваривать трубу следует до уплотнения резьбового соединения лентой ФУМ. Если необходимо выполнить сварной стык после уплотнения резьбового соединения, последнее должно быть расположено не ближе чем на 400 мм от места сварки. Трубы соединяют также с помощью гаек. Для этого на обоих концах соединяемых труб нарезают короткие резьбы и навинчивают на уплотнительный материал штуцера соединительных гаек. Затем, поставив между соприкасающимися плоскостями штуцера прокладку из тряпичного картона, проваренную в олифе, или паронитовую прокладку (для пара), штуцера стягивают накидной гайкой.
При соединении труб с муфтовой арматурой трубы нарезают с уменьшенной короткой резьбой, соответствующей длине резьбы на арматуре. Водогазопроводные трубы на резьбе соединяют с помощью трубных ключей.
При свинчивании труб для получения надежного заклинивания фасонной части или арматуры на сбег резьбы не разрешается подавать назад навинченную фасонную часть, чтобы избежать нарушения плотности соединения. Если фасонная часть или арматура не заняла требуемого положения и ее нельзя повернуть по ходу резьбы, то положение можно исправить, разъединив сгоны по обеим сторонам фасонной части или арматуры и придав им требуемое положение; затем сгоны вновь надо соединить. Если это не представляется возможным нужно разобрать соединение и вновь его собрать, применив новые уплотнительные материалы. Трубы свинчивают в прижимах или на месте монтажа.
Соединение труб на фланцах. Безрезьбовые стальные трубы можно соединять на приваренных к ним фланцах с помощью болтов, которые вставляют в отверстия фланцев. При навинчивании гаек на болты фланцы не должны давать перекоса, поэтому гайки рекомендуется навинчивать не в порядке расположения болтов по окружности, а одну против другой.
Уплотнительным материалом между фланцами служат прокладки. Для трубопровода, предназначенного для холодной или горячей воды (до 100 гр.С), прокладки изготавливают из тряпичного картона толщиной 3 мм . Вырезанные картонные прокладки смачивают водой и высушивают, чтобы лучше впитывалась олифа, а затем пропитывают горячей олифой в течение 20-30 мин. Для трубопровода, предназначенного для теплоносителя температурой до 450 гр.С и давлением до 5 МПа, прокладки изготавливают из паронита. В паропроводах давлением пара до 0,15 МПа для прокладок применяют асбестовый картон толщиной 3- 6 мм . Асбестовый картон должен быть плотным и гибким; при сгибании картона под углом 90 градусов вокруг цилиндра диаметром 100 мм не должен ломаться. Асбестовые прокладки смазывают составом из графита, замешанного на натуральной олифе.
Между фланцами располагают одну прокладку. Чтобы прокладка не упиралась наружной кромкой в болты, а внутренней не закрывала отверстия трубы, наружный диаметр ее не должен доходить до болтов, а внутренний – до края трубы на 2- 3 мм . Фланцы соединяют болтами таким образом, чтобы головки всех болтов помещались на одной стороне соединения. Концы болтов не должны выступать из гаек больше чем на 0,5 диаметра болта. Болты свинчивают простым или разводным гаечным ключом.
Разбирают фланцевые соединения следующим образом. Сначала гаечными или трубными ключами последовательно развинчивают гайки и вынимают болты. Если болты заржавели и свободно не вынимаются, выколачивают молотком по деревянной подкладке, поставленной на конец болта, чтобы не повредить резьбу. Негодную прокладку срубают зубилом. При разборке фланцев необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы освобожденная деталь не упала на ноги работающего.
МОНТАЖ МЕДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ — Наиболее распространенным способом монтажа является капиллярная пайка. Данный способ основан на капиллярном эффекте, суть которого заключается в том, что при определенном расстоянии между стенками двух поверхностей жидкость поднимается вверх по капилляру, преодолевая силу тяжести. Именно этот эффект позволяет припою равномерно распространяться по всей поверхности паевого конца независимо от положения трубы (можно, например, припой подавать снизу соединения).
При установке медных труб необходимо применять однородные материалы (то есть медь и ее сплавы). Это продлит жизнь трубопроводу. Но если невозможно избежать этой «смеси», то необходимо соблюдать следующие правила:
МОНТАЖ МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ — Разматывают трубу из бухты и специальными ножницами отрезают участок требуемой длины. Сгибают трубу – это легко сделать руками. Для получения малых радиусов изгиба используют кондукторные пружины, которые позволяют произвести эту операцию безопасно для трубы. Помимо этого, экономится значительное количество угольников.
Затем откалибровывают трубу и снимают внутреннюю фаску. Для этого используют универсальный калибратор (или просто калибр). Надевают последовательно на трубу накидную гайку, разрезное кольцо и штуцер. При затягивании гайки труба надежно обжимается на штуцере.
МОНТАЖ ПЛАСТИКОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ — Раструбное соединение. Основной вид соединения пластмассовых труб и фасонных частей для систем внутренней канализации – раструбное соединение с установкой резинового уплотнительного кольца. Герметичность раструба при этом достигается за счет обжатия резинового кольца между стенками раструба и гладким концом трубы.
Порядок монтажа. Очищают от грязи наружную поверхность трубы, внутреннюю поверхность раструба и желобок, а также резиновое кольцо. Затем вкладывают резиновое кольцо в желобок раструба. После этого гладкий конец трубы с фаской смазывают глицерином или мыльным раствором и с легким поворотом вводят его в раструб до метки. Когда монтаж раструбного соединения закончен, проверяют наличие кольца в желобке, повернув одну из соединяемых деталей вокруг другой. Если кольцо находится в желобке, то деталь легко поворачивается.
Соединение на клею. Склеивание канализационных, водопроводных, водосточных или газовых труб выполняют в два этапа. Первый этап заключается в подготовке концов склеиваемых труб, второй – собственно склеивание. При подготовке концов труб склеиваемым поверхностям необходимо придать шероховатость. Для этого наружный конец трубы и внутреннюю поверхность раструба обрабатывают шлифовальной шкуркой. Обработанные концы тщательно обезжиривают метиленхлоридом (этот состав или другой может продаваться в комплекте с клеем).
Для соединения труб из жесткого или сверххлорированного ПВХ при сборке газовой, канализационной, водопроводной или водосточной сетей можно воспользоваться импортными клеями на растворителе « PVC rigide» от «Bostik Findley » и др., обеспечивающими время схватывания 15 секунд.
Для склеивания труб из ПВХ выпускают два состава клея (в состав 1 входит 14-16 вес. частей перхлорвиниловой смолы и 86-84 вес. частей метиленхлорида; в состав 2 входит 14-16 вес. частей перхлорвиниловой смолы, 76-72 вес. частей метиленхлорида и 10-12 вес. частей циклогексанона). Один состав применяют для склеивания труб диаметром до 100 мм , второй – для склеивания труб диаметром более 100 мм при температуре наружного воздуха выше 20 гр.С. Для склеивания одного соединения труб диаметром 50 или 100 мм потребуется соответственно 12 и 50 г клея. Из-за летучести растворителей консистенция клея со временем изменяется, поэтому в открытом сосуде клей можно хранить не более 4 часов.
После подготовки концов трут наносят клей на 1/3 глубины раструба и на всю длину калиброванного конца трубы. Наносят клей быстро, равномерным тонким слоем шириной 30- 40 мм . Затем калиброванный конец трубы вводят в раструб до упора. Склеенные стыки в течение 5 минут не должны подвергаться механическим воздействиям, а склеенные узлы следует выдержать перед монтажом не менее 2 часов.
Сварка пластмассовых труб. Стыковые соединения на трубах из РЕ, РР, РВ выполняют контактной сваркой. Перед сваркой свариваемые поверхности торцов труб очищают от грязи и окисной пленки. Для соединения полиэтиленовых труб диаметром 100- 250 мм при сварке применяют универсальную установку.
Порядок монтажа. В первую очередь заготавливают куски трубы необходимого размера. Деление трубы выполняют с помощью специальных ножниц, ножовки или дисковой пилой. Концы труб после обрезки необходимо зачистить шкуркой и обезжирить. На конце свариваемой трубы снимают наружную фаску под углом 30-45 градусов на длине, равной толщине стенки трубы. Затем устанавливают раструб фасонной части в цилиндре до упора и трубу – в кольцо до упора в диск. Требуется осторожность при сварочных работах – предписанная температура нагревательной оправки достигает 260 гр.С.
После оплавления одновременно снимают детали с рабочих элементов, после чего соединяют их с выдержкой в течение 10-30 с. Промежуток времени между окончанием нагревания и соединением оплавленных торцов труб должен быть в пределах 2-3 с.
Крепление труб и расстановка опор. Все пластиковые трубы необходимо крепить к элементам конструкции с помощью захватов, соответствующих наружному диаметру трубы. Держатели не должны механически повреждать захваченные ими трубы.
Держатели – постоянные захваты – должны препятствовать перемещению трубы относительно зажима. Идеальным решением является металлический захват с резиновым вкладышем или другим эластичным материалом. Постоянный захват можно выполнить путем размещения постоянного элемента водопровода (например, клапана, фитинга, соединения) между зажимами из пластмассы. Важно, чтобы такая конструкция принимала на себя нагрузки, возникающие вследствие удлинения трубы.
Держатели – скользящие захваты, как правило, производят из пластмасс, они должны обеспечивать свободное перемещение труб относительно захвата. Для вертикальных отрезков можно увеличить расстояние между опорами на 20%. Держатели должны быть так спроектированы и смонтированы, чтобы обеспечить термическую компенсацию.
Прокладка труб в стенах и каналах. Дополнительные требования к установкам горячей воды и центрального отопления обусловлены линейным расширением применяемого материала. Поэтому очень важным моментом является разводка вертикалей и горизонталей, без каких либо напряжений, по возможности, с использованием натуральной компенсации. Это означает, что расстановка захватов и опор должна быть выполнена на достаточном расстоянии от точек изменения направления трубопровода и разветвления системы.
При прокладке труб сквозь строительные преграды (стены, потолки и т.д.) необходима дополнительная механическая защита, в качестве которой можно использовать трубы большого размера, наполненные полиэтиленовой изоляцией или монтажной пеной. В этих местах не рекомендуется делать соединения труб и крепления.
Стоякам и их ответвлениям, проложенным в защитных каналах, необходимо обеспечить возможность компенсации вертикальной трассы. Этого можно достичь путем размещения трубы в канале, монтажа компенсационного плеча или соответствующего увеличения отверстия для вывода ответвления.
Прокладка трубопровода под штукатуркой и полом. При устройстве трубопровода горячей воды и центрального отопления, в связи с линейным расширением трубы недопустим непосредственный контакт со штукатуркой. Поэтому лучше всего прокладывать трубу в защите, например, в гофротрубе. В местах разветвлений и в точках изменения направления трубы и фитинга трубы монтируют, применяя эластичные материалы для компенсации удлинения. Недопустимо бетонировать неизолированный участок трубы. В местах выхода труб из пола их надо вести в защитных муфтах или в изоляции. Трубы, проводимые в стенных штрабах, нужно укладывать на опорах, применяя захваты, защищающие их от соприкосновения с краями канавки, а потом проложить сетку и выполнить штукатурку.
Ремонт элементов системы. В случае повреждения трубы или соединения следует вырезать аварийный кусок и с помощью муфт вставить новый участок.
Соединение пластиковых труб со стальными трубами. В местах соединения труб ПВХ для холодной воды с металлической муфтой можно применять пластиковую соединительную муфту с наружной резьбой. Учитывая различие в температурных расширениях пластика и металла, категорически запрещается накручивать фитинги из ПВХ с внутренней резьбой на металл. В системах горячей воды и центрального отопления для соединения с металлическими элементами (отопительные приборы, счетчики воды, клапаны и т.д.) следует применять только переходные муфты с уплотнительной резинкой, а также разъемные муфты из латуни с элементом из ПВХ. Запрещается применять при монтаже трубопроводов горячей воды и центрального отопления винтовые соединения пластик-металл с уплотнением на резьбе.
Диаметры труб пишутся по наружному диаметру трубы, а внутренний – равен: наружный минус толщина стенки (у труб PN10и PN20 стенки разные, у трубы PN20 стенка толще). У металлических труб и фитингов диаметр идет из расчета проходного диаметра, но металлическую трубу диаметром ½ дюйма можно спокойно менять на трубу диаметром 20 мм из полипропилена, как на тонкостенную, так и на PN20.
Подключение унитаза к канализационному трубопроводу. Вариантов присоединения выпуска керамического унитаза к канализационному трубопроводу из полиэтиленовых труб обычно три.
В первом случае герметичность стыка достигается уплотнением резиновыми кольцами с последующей заделкой цементным раствором на глубину ½ раструба. Во втором случае стык уплотняется льняной прядью, пропитанной раствором полиизобутилена в бензине (65% по массе полиизобутилена и 35% бензина), после чего заделывается цементным раствором. В третьем случае стык можно уплотнить резиновой манжетой.
Подключение сифона к канализационному трубопроводу. Пластмассовые сифоны присоединяйте к системе канализации с помощью резиновой переходной детали, вставляемой в раструб трубы из ПВХ.
Соединение пластиковых и чугунных труб в канализационных стояках. Канализационные стояки из пластмассовых труб соединяйте с чугунными трубами с помощью полиэтиленового переходного патрубка, на конце которого имеется раструб с желобком, обеспечивающий плотное соединение с пластмассовой трубой.
www.stroy-sintez-n.ru