Обновление: 20 октября 2017 г.
Размер страхового стажа играет важную роль не только при назначения пенсии, но и при определении размера пособий, например по временной нетрудоспособности. Для того, чтобы проверить, правильно ли работодатель рассчитал больничный или Пенсионный фонд – пенсию, необходимо знать, как производится исчисление страхового стажа.
Трудовой и страховой стаж
В связи с тем, что изменения в пенсионном законодательстве в последнее время происходят достаточно часто, данные понятия представляются гражданам достаточно размыто. Не все понимают разницу между ними, поэтому у граждан возникает много вопросов.
С 2015 года определяющим для назначения пенсии стал стаж, который называют страховым. Понятие «трудовая пенсия» уходит в прошлое. Теперь размер пенсии по старости будет зависеть от страхового стажа, соответствующего коэффициента и стоимости данного коэффициента на момент назначения пенсии, и называется эта пенсия «страховая».
Каждый год размер указанного стажа, необходимый для назначения пенсии, увеличивается – с 6 в 2015 году до 15 к 2024 году.
При исчислении стажа и назначении пенсии необходимо руководствоваться Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее – Закон). Прежний закон, регулировавший назначение трудовых пенсий (от 17.12.2001 N 173-ФЗ ), применяется лишь в части, не противоречащей новому законодательству.
В чем разница
Под страховым стажем понимают периоды, в которые за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иные периоды, которые перечислены в ст. 12 Закона.
Такой стаж является более широким понятием, нежели трудовой. В первом случае в расчет могут включаться периоды, когда гражданин вообще не работал, а общий трудовой стаж подразумевает время, на протяжении которого человек осуществлял именно трудовую деятельность.
Порядок исчисления трудового стажа
Разобраться в том, чем отличаются рассматриваемые понятия, поможет ответ на вопрос, какие периоды используются для исчисления данных видов стажа.
Как уже было сказано выше, в трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности гражданина, а также иной деятельности, которые дают ему право на получение социальных гарантий (отпуска, больничных и т.д.), проще говоря – официального трудоустройства. Так производится исчисление трудового стажа.
Ранее большое значение имел так называемый непрерывный трудовой стаж. Так, перерыв между периодами трудовой деятельности гражданина по общему правилу не должен превышать один месяц. Есть и исключения: например, при ликвидации предприятия или сокращении работнику дается три месяца на трудоустройство. Сегодня непрерывность трудового стажа играет роль, например, при присвоении званий или назначении стимулирующих выплат. А вот для расчета больничного используется величина страхового стажа.
Исчисление страхового стажа
После пенсионной реформы 2002 года работодатели стали уплачивать за своих работников страховые взносы, и с этого момента в законодательство вошли термины «страховая пенсия» и «страховой стаж». Последний учитывается при назначении не только пенсии, но и различных пособий — по временной нетрудоспособности, безработице и т.д. Так как индивидуальный предприниматель обязан ежегодно уплачивать страховые взносы за самого себя, период занятия предпринимательской деятельностью также включается в данный период.
На сегодняшний момент в расчет данного стажа включаются следующие периоды:
- трудовой деятельности, когда за работника уплачивались страховые взносы;
- прохождения военной и приравненной к ней службы;
- нахождения на больничном;
- ухода за ребенком до полутора лет (не более 6 лет в сумме, для одного из родителей);
- получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда в другую местность для трудоустройства по направлению службы занятости;
- необоснованного пребывания под стражей или отбывания наказания и отстранения в связи с этим от должности или работы;
- ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы или пожилым лицом (старше 80 лет);
- для супругов военных – проживания в местности, в которой отсутствовала возможность трудоустроиться (не более 5 лет в сумме);
- для супругов дипломатов, консулов и других представителей РФ в иностранных государствах – проживания в данных государствах (не более 5 лет в сумме);
- сотрудничества по контракту в качестве основной деятельности с органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
В отношении страхового стажа не применяются правила непрерывности. Величина данного стажа определяется сложением всех календарных периодов, в которые за работника уплачивались страховые взносы или которые перечислены выше.
glavkniga.ru
Исчисление и подтверждение трудового стажа
Исчисление трудового стажа
Пенсионные законы 1990 и 1993 гг. устанавливают два порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж (в выслугу лет): обычный и льготный. Следует иметь в виду, что в обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа, а в льготном — лишь отдельные из них и в определенных случаях, предусмотренных законом.
Обычный порядок подсчета периодов, включаемых в стаж, прост: подсчитывается фактическая продолжительность периода по календарю — со дня начала и до дня окончания периода (включительно). Выходные и праздничные дни не исключаются. Не исключаются и иные периоды, в течение которых работа (служба) не выполнялась, но соответствующие отношения по применению труда не прерывались (ежегодные отпуска, учебные отпуска, отпуска без сохранения заработка, периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам и т. п.). Это касается периодов работы (службы), учебы, а также всех других периодов.
В некоторых случаях в документах отсутствуют точные даты начала и окончания соответствующих периодов, а названы лишь месяц и год либо только год. В таких случаях началом или окончанием условно считается середина месяца (15-е число) или середина года (1 июля).
Льготный порядок исчисления трудового стажа не всегда одинаков. Он различается, в частности, в зависимости от того, каким законом предусмотрен, к каким видам и подвидам стажа относится, каких пенсий касается, и т. д.
Рассмотрим сначала льготный порядок исчисления трудового стажа, предусмотренный Законом 1990 г.
Согласно этому закону, в льготном порядке исчисляется общий трудовой стаж, специальный трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, и специальный трудовой стаж, с учетом которого назначаются некоторые пенсии за выслугу лет.
В льготном порядке стаж исчисляется в связи с выполнением определенной работы (службы), работы в определенное время, работы в соответствующих организациях либо в определенных местностях.
Во-первых, за год работы считается работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте, а также работа в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Продолжительность навигационного периода зависит от климатических условий, в которых расположены водные пути. Так, в средней полосе нашей страны навигация начинается раньше и заканчивается позже, чем в северных.
Понятие сезонных работ дано в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. Ими признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. Сезонными признаются не все такие работы, а лишь те, которые включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 4 июля 1991 г.
Не так уж редко граждане, проработавшие полный сезон на работах, указанных в Перечне, или полный навигационный период на водном транспорте, трудятся в межсезонные и межнавигационные периоды на другой работе. По закону такая работа также должна учитываться в стаж, сверх года за работу в течение полного сезона или полного навигационного периода.
Во-вторых, работа в лепрозориях и противочумных учреждениях, работа во время Великой Отечественной войны — с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, военная служба по призыву засчитывается в двойном размере.
В-третьих, работа (служба) в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, время работы в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) засчитывается в тройном размере. С 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона также засчитывается на льготных условиях: один месяц службы за три месяца. Военная служба по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) включается в стаж в двойном размере, т. е. один день военной службы засчитывается за два дня работы.
В-четвертых, Закон 1990 г. предусматривает льготный порядок исчисления времени работы (службы) на Крайнем Севере. Этот порядок существенно отличается от того, который действовал ранее. В прошлом работа на Крайнем Севере в период с 1 августа 1945 г. по 1 марта 1960 г. включалась в стаж в двойном размере, а с 1 марта 1960 г. — в полуторном размере, причем при некоторых дополнительных условиях. Помимо этого, за период работы до 1 марта 1960 г. стажевые льготы распространялись на работников ряда предприятий, которые находились не на Крайнем Севере.
По российскому пенсионному закону льготное исчисление времени работы (службы) на Крайнем Севере распространяется на всех граждан, работавших в прошлом и работающих ныне на Крайнем Севере, независимо от времени работы, ее характера и каких-либо других условий. Так исчисляется, в частности, время работы местных жителей, аборигенов. В таком порядке подсчитывается и срок военной службы, если он не может исчисляться в более льготном порядке (в двойном или тройном размере).
Иные периоды, включаемые в трудовой стаж (см. ст. 92, 92′ Закона 1990 г.), в льготном порядке не исчисляются, даже если они проходили на Крайнем Севере.
О перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, см. § 5 гл. 9.
Выше уже говорилось о льготном порядке исчисления времени работы, а также в ряде случаев военной службы. Причем Закон 1990 г. впервые установил льготный порядок подсчета времени этой службы. Наконец, в льготном порядке при исчислении трудового стажа подсчитываются некоторые периоды, помимо работы и службы. В тройном размере засчитывается в общий трудовой стаж время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных. В двойном размере засчитывается в общий трудовой стаж, во-первых, время проживания в г. Ленинграде в период его блокады (если в этот период они трудились, то время работы засчитывается, как отмечалось, в тройном размере) и, во-вторых, время нахождения в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной, войны узников (кроме случаев, когда они в указанные периоды совершили преступления).
Подтверждение трудового стажа
Любой юридический факт в юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение, его также нужно доказать.
Закон 1990 г. предусматривает два способа подтверждения трудового стажа. Первый, основной способ, — подтверждение трудового стажа документами. В таком порядке доказываются все виды трудового стажа — общий, специальный, страховой и непрерывный. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также все иные периоды, которые в него включаются (время ухода за ребенком, инвалидом, пребывание на временно оккупированной территории и т. д.).
Второй способ, вспомогательный, состоит в подтверждении стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться лишь стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), к тому же при определенных условиях и лишь для назначения государственной пенсии. Ни страховой, ни непрерывный трудовой стаж свидетельскими показаниями доказывать нельзя.
Рассмотрим первый способ подтверждения трудового стажа — с помощью документов.
Правила его подтверждения подразделяются по времени на два основных этапа. Первый этап — трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Второй этап — трудовой стаж, приобретенный после такой регистрации; он начался с 1 января 1997 г. и еще продолжается, поскольку регистрация застрахованных повсеместно еще не завершена.
Первый этап в свою очередь слагается из двух периодов — до введения трудовых книжек и после их введения.
Трудовые книжки для тех, кто трудится в качестве рабочих и служащих, т. е. для работающих по найму, введены с начала 1939 г., а для колхозников — в 1967 г.
За периоды до введения трудовых книжек трудовой стаж подтверждается различными документами — послужными списками (они велись до 1917 г. на некоторых государственных служащих и специалистов (например, земских врачей, в первые годы советской власти в этих списках продолжали делать записи о работе их владельцев), трудовыми списками (они велись с 1927—1929 гг. на служащих государственных, общественных предприятий и учреждений) и другими документами, выдаваемыми с места работы (справки, удостоверения и т. п.). Записи о работе, службе в таких документах заверялись подписью руководителя организации и ее печатью. В настоящее время такие документы встречаются крайне редко, учитывая, что они выдавались многие годы назад.
Ныне основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка. Трудовые книжки, как отмечалось, заводятся с начала 1939 г. на всех граждан, работающих по трудовому договору свыше пяти дней, в том числе на сезонных, временных, нештатных работников в любой организации независимо от формы собственности.
Порядок внесения в трудовую книжку записей о работе в организации, которая заполняет трудовую книжку, сохранился без изменений с 1939 г.: заполняются все графы раздела «Сведения о работе» (порядковый номер записи, год, месяц, число приема на работу, наименование организации, должность, профессия, квалификация). При увольнении записи о работе в данной организации заверяются подписью ее руководителя (или уполномоченным лицом) и печатью.
Правила внесения сведений о прошлой трудовой деятельности, имевшей место до заполнения трудовой книжки, менялись дважды. С 1939 г. по 14 декабря 1962 г. сведения о прошлой трудовой деятельности (до поступления в организацию, которая впервые выдает трудовую книжку) указывались суммарно, без расшифровки конкретных периодов работы (отмечалось лишь общее число лет, месяцев, дней работы). С 14 декабря 1962 г. до 1 января 1975 г. запись о прошлой трудовой деятельности расшифровывалась по отдельным периодам работы: указывались даты приема и увольнения в каждой организации, структурное подразделение организации, характер работы, причина увольнения и некоторые иные сведения (например, о переводе на другую работу). Расшифровка таких сведений производилась на основании представленных документов, которые указывались в графе «Основание внесения записи».
С 1 января 1975 г. действует правило, запрещающее вносить в трудовую книжку записи о прошлой трудовой деятельности. Организация, которая заводит трудовую книжку на данного работника, вносит лишь сведения о работе в данной организации за исключением сведений о периодах службы в Вооруженных Силах и учебы в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, предшествующих поступлению на работу в данную организацию. Записи о таких периодах, как и прежде, вносятся в трудовую книжку отдельной строкой до первой записи о приеме на работу с указанием документов, на основании которых они внесены.
Все записи в трудовой книжке принимаются в подтверждение стажа, в том числе и до заполнения ее впервые, если они внесены на основании документов.
В некоторых случаях записи о работе, внесенные в трудовую книжку, нуждаются в дополнительном подтверждении. Прежде всего это относится к случаям документального установления специального трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и пенсии за выслугу лет (необходимо подтверждать, например, условия и характер работы, местность, где выполнялась работа, налет часов на воздушных судах и т. п.).
Трудовая деятельность может подтверждаться также справками организаций, если сведения о ней по каким-либо причинам не отражены в трудовой книжке. Согласно ст. 40 КЗоТ администрация обязана выдать работнику по его просьбе справку о работе в данной организации с указанием в ней оснований выдачи (ссылка на приказы, ведомости на выплату заработка и т. д.). Без ссылки на основание выдачи принимаются на практике лишь те справки, которые выданы при увольнении.
Расчетные книжки также могут подтверждать трудовой стаж, если отсутствуют другие документы. При этом ими подтверждается трудовой стаж лишь за время, за которое имеются заверенные отметки о выплате заработной платы.
Доказательством стажа служит также справка архивных органов.
Особые правила действуют в отношении доказательства работы у отдельных граждан по их обслуживанию (в качестве домашней работницы, няни, сторожа, водителя и т. д.), предпринимателем без образования юридического лица, фермером, по гражданско-правовым договорам у физических лиц (подряда, поручения и т. п.). С 1991 г. время указанной работы (она не отмечается в трудовых книжках) подтверждается соответствующими справками отделений Пенсионного фонда России об уплате страховых взносов в этот фонд.
Некоторые дополнительные условия предусмотрены в отношении подтверждения работы за границей. Стаж работы граждан России за границей устанавливается по документам, легализованным Министерством иностранных дел СССР и Российской Федерации. Документы о стаже работы, выданные органами государств, с которыми СССР, Российская Федерация заключали соответствующие соглашения, принимаются в качестве доказательств без легализации.
Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенным правительствами этих стран 13 марта 1992г., предусмотрено, что в качестве доказательств трудового стажа принимаются без легализации документы, выданные до 1 декабря 1991 г. на территории всех союзных республик, входивших в СССР, а также документы, выданные после 1 декабря 1991 г. в странах, заключивших
Соглашение. Что касается государств, ранее входивших в СССР, но не являющихся участниками Соглашения, то документы, выданные органами этих государств, принимаются в качестве доказательств лишь после их легализации на общих основаниях.
Период работы после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. доказывается документами, выданными органами Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета о работе и уплате страховых взносов. Записи о такой работе, внесенные в трудовую книжку, документальным доказательством стажа уже служить не могут.
Персонифицированный учет включает: регистрацию застрахованных лиц; сбор сведений о трудовом стаже, заработке (доходе) и начисленных страховых взносах застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации; поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже застрахованных лиц за период, предшествующий начальной регистрации.
Каждое лицо, работающее по трудовому договору (контракту), по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или по авторскому договору, должно быть зарегистрировано работодателем в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, в котором этот работодатель зарегистрирован как плательщик страховых взносов. При проведении начальной регистрации работодатель представляет в этот орган на каждое застрахованное лицо анкету, содержащую следующие сведения: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, адрес регистрации по месту жительства и по месту пребывания; номер телефона; серия, номер, дата и место выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
При приеме на работу лица, не зарегистрированного в системе государственного пенсионного страхования, а также при заключении с таким лицом договора гражданско-правового характера или авторского договора работодатель представляет на это лицо анкету застрахованного в территориальный орган в течение двух недель с момента приема на работу или заключения договора.
Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью застрахованного лица.
На основании представленной анкеты территориальный орган принимает решение об открытии лицевого счета и оформлении соответствующего страхового свидетельства. Работодатель в течение недели после получения от территориального органа страховых свидетельств выдает их застрахованным лицам, о чем они расписываются в сопроводительной ведомости. Территориальный орган затем отмечает в лицевом счете факт выдачи страхового свидетельства.
Лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, проходят регистрацию в территориальном органе одновременно с регистрацией в качестве плательщика страховых взносов.
На каждое застрахованное лицо территориальный орган оформляет страховое свидетельство, содержащее страховой номер, фамилию, имя, отчество, дату рождения, место рождения и пол застрахованного лица. Форма страхового свидетельства (его дубликата) утверждается Пенсионным фондом РФ.
Страховое свидетельство хранится у застрахованного лица. Оно действительно только при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Работодатель требует от застрахованного лица предъявления страхового свидетельства при приеме на работу по трудовому договору (контракту), при заключении договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или авторского договора. При этом работодатель обязан проверить соответствие предъявленного страхового свидетельства документу, удостоверяющему личность застрахованного лица. При представлении в территориальный орган сведений о стаже и заработке застрахованного работодатель указывает страховой номер, содержащийся в его страховом свидетельстве.
В случаях изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения или пола застрахованного либо установления неточности или ошибочности содержащихся в страховом свидетельстве сведений оно подлежит обмену. Заявление об обмене страхового свидетельства в указанных выше случаях застрахованный передает работодателю в месячный срок после их наступления, а работодатель направляет его вместе с сопроводительным документом в территориальный орган в двухнедельный срок. Территориальный орган в течение трех недель после получения данного заявления принимает решение о его обмене или отказе в обмене. В последнем случае решение доводится до сведения работодателя и застрахованного с указанием причины отказа.
В случае утраты страхового свидетельства застрахованный, работающий по трудовому договору (контракту), в течение месяца обращается к работодателю с заявлением о выдаче дубликата страхового свидетельства, которое вместе с сопроводительным документом и документом, подтверждающим страховой номер, в двухнедельный срок передается в территориальный орган. Этот орган в месячный срок после получения такого заявления принимает решение о его оформлении либо отказе в оформлении. При этом территориальный орган вправе потребовать от застрахованного дополнительную информацию, подтверждающую его личность и сведения, содержащиеся в его лицевом счете.
Застрахованные, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также те, кто не работает по трудовому договору (контракту), заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства представляют лично в территориальный орган в течение месяца со дня утраты страхового свидетельства.
Инструкция «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г., предусматривает, что каждый работодатель ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в территориальный орган на каждое застрахованное лицо, работающее у него по трудовому договору (контракту), а также на каждое лицо, получившее у него вознаграждение по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или по авторскому договору документ, содержащий относящиеся к отчетному кварталу индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах застрахованного. Сведения о заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах представляются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о трудовом стаже — на основании приказов и других документов по учету кадров. Копию сведений, представленных в территориальный орган для включения в лицевой счет застрахованного, работодатель передает этому лицу.
При увольнении застрахованного работодатель выдает ему в день увольнения копию его индивидуальных сведений, ранее не представленных в территориальный орган в общем порядке.
При оформлении пенсии застрахованное лицо обращается к работодателю с заявлением о представлении в территориальный орган индивидуальных сведений, которые работодатель в десятидневный срок должен представить территориальному органу (если они ранее не были представлены).
Индивидуальные сведения работодатель, являющийся юридическим лицом, заверяет личной подписью руководителя и печатью организации. Работодатель, не являющийся юридическим лицом, заверяет их личной подписью.
Сведения, содержащиеся в документах, представленных работодателем, не вносятся в лицевые счета застрахованных, если они подготовлены с нарушением требований Пенсионного фонда РФ в части форм документов и правил их заполнения. Копии этих документов территориальный орган возвращает работодателю с указанием обнаруженных нарушений.
Сведения о периодах трудовой и иной общественно полезной деятельности, периодах выплаты пособия по безработице, а также периодах военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемых в общий трудовой стаж, в том числе о стаже застрахованных за период, предшествующий начальной регистрации, представляются застрахованными в территориальный орган по месту жительства в сроки, определяемые Пенсионным фондом РФ.
Территориальный орган вправе осуществлять контроль за правильным представлением индивидуальных сведений, в частности путем проведения документальных проверок, а также путем запроса дополнительных сведений. Работодатель обязан по требованию этого органа представлять дополнительные сведения, в том числе подтверждающие трудовой стаж работающих у него застрахованных лиц, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера, на пенсию за выслугу лет, и стаж, учитываемый при льготном исчислении. На основании результатов таких проверок уточняется содержание лицевых счетов застрахованных лиц.
Копии представленных в территориальный орган работодателем сведений о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах застрахованных хранятся у работодателя по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.
Другим важным документом в системе персонифицированного учета (наряду со страховым свидетельством застрахованного) является лицевой счет застрахованного. Он открывается на каждого застрахованного Пенсионным фондом РФ с постоянным номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе персонифицированного учета.
Лицевой счет содержит: страховой номер; фамилию, имя, отчество (фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении); пол; дату и место рождения; адрес регистрации по месту жительства и по месту пребывания; номер телефона; серию, номер и дату выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; гражданство; периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий стаж для назначения трудовой пенсии, а также в специальный стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; данные о заработной плате (вознаграждении) или доходе (за каждый месяц страхового стажа), на который начислены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ; данные о сумме заработка (за каждый месяц страхового стажа), учитываемого при назначении трудовой пенсии; о сумме начисленных данному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица; о периодах выплаты пособия по безработице; о периодах военной службы и другой приравненной к ней службе, включаемые в общий трудовой стаж; сведения о назначении (перерасчете), об индексации и о начислении пенсии.
Лицевой счет хранится в течение всей жизни застрахованного Пенсионным фондом РФ. После смерти застрахованного лица счет закрывается и хранится в течение срока, предусмотренного для хранения пенсионных дел.
Сведения, содержащиеся в лицевых счетах, относятся к категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством РФ.
Сведения о застрахованных лицах могут представляться работодателями и застрахованными как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений). Хранятся эти сведения в территориальных органах в порядке, определяемом Пенсионным фондом.
Застрахованным в системе персонифицированного учета предоставлены следующие права: получать бесплатно один раз в год в территориальном органе по месту жительства или работы копию лицевого счета; бесплатно получать у работодателя копию индивидуальных сведений, представленных работодателем в территориальный орган; при несогласии со сведениями, внесенными в лицевой счет, обратиться с заявлением об их исправлении в органы Пенсионного фонда РФ либо в суд.
Копия лицевого счета выдается застрахованному территориальным органом по месту жительства или работы по его личному заявлению при предъявлении страхового свидетельства и паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Территориальный орган в двухнедельный срок со дня подачи заявления представляет застрахованному выписку из его лицевого счета по форме, утвержденной Пенсионным фондом РФ.
К числу обязанностей застрахованных отнесены следующие: прохождение регистрации в территориальном органе; получение страхового свидетельства, хранение его и предъявление по требованию работодателя, работников органов Пенсионного фонда РФ и органов социальной защиты населения; сообщение в территориальный орган в порядке, установленном Инструкцией, об изменении сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, а также об утрате страхового свидетельства; представление документов, подтверждающих сведения, подлежащие включению в лицевой счет.
Сведения о некоторых периодах, включаемых в трудовой стаж, не отражаются ни в трудовой книжке, ни в данных персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. К ним относятся, например, нахождение на оккупированной неприятелем территории СССР в период Великой Отечественной войны; уход за ребенком в возрасте до трех лет неработающей матери; уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет; пребывание в местах заключения в случаях необоснованного привлечения к уголовной ответственности, а также сверх срока, назначенного при пересмотре дела; учеба. Все эти периоды доказываются иными документами, выдаваемыми в установленном порядке компетентными органами.
Выше уже говорилось, что наряду с документальным подтверждением трудового стажа он может устанавливаться также по свидетельским показаниям. В таком порядке стаж подтверждается на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т. п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов и по другим причинам (например, вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и т. п.).
Невозможность восстановления документов подтверждается соответствующими справками организации либо архивного органа о несохранности данных о личном составе работающих в соответствующий период.
По свидетельским показаниям может устанавливаться стаж работы, указанной лишь в ч. 1 ст. 89 Закона 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Это любая работа по трудовому договору (контракту), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию; работа в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера.
Периоды иной общественно полезной деятельности, включаемой в трудовой стаж, по свидетельским показаниям не устанавливаются (например, период учебы, работы у отдельных граждан, в фермерских (крестьянских) хозяйствах, индивидуальная трудовая деятельность и др.).
Некоторые дополнительные правила подтверждения стажа свидетельскими показаниями введены Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным Минсобесом 4 октября 1991 г. и согласованным с Пенсионным фондом РФ, Минтрудом и Минюстом.
Положение предусматривает, что стаж устанавливается на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или одной системе, если документы об имеющемся стаже отсутствуют в связи с военными действиями, стихийными бедствиями, авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями.
В таком же порядке подтверждается свидетельскими показаниями время проживания граждан из числа народностей, насильственно выселенных из мест постоянного проживания в 20—50-е годы, а также время работы в колхозе до 1965 г.; в этих случаях причина несохранности архивных документов юридического значения не имеет.
Согласно Положению, трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя, а продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии.
Условия об ограничении продолжительности стажа, устанавливаемого по свидетельским показаниям, а также об обязательном документальном подтверждении работы самих свидетелей в тот период, о котором они свидетельствуют, не основаны на законе — в нем не содержится подобных ограничений.
Стаж работы устанавливается органом социальной защиты населения по месту жительства заявителя. Этот орган может вызвать свидетелей, указанных в заявлении лица, претендующего на установление трудового стажа по свидетельским показаниям, для дачи личных показаний или ограничиться рассмотрением письменных показаний свидетелей при условии, если подлинность их подписей засвидетельствована в нотариальном порядке. В отдельных случаях по просьбе заявителя стаж может устанавливаться по свидетельским показаниям и до наступления условий, дающих право на пенсию (например, до достижения пенсионного возраста).
Есть еще одно правило при определении продолжительности стажа работы, устанавливаемого по показаниям свидетелей: если свидетели указывают период работы заявителя различной продолжительности, то установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.
Стаж работы, установленный по свидетельским показаниям, учитывается как при определении права на пенсию, так и при исчислении ее размера в зависимости от продолжительности трудовой деятельности. В связи с таким стажем может назначаться пенсия не только на общих основаниях, но и в связи с особыми условиями труда либо за выслугу лет. Однако при наличии документов об общем трудовом стаже, в которых отсутствуют данные о характере работы, дающей право на льготную пенсию или на пенсию за выслугу лет, по свидетельским показаниям характер такой работы устанавливаться не может.
Особый порядок установления стажа работы предусмотрен для случаев массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций. Он утвержден по поручению Правительства РФ постановлением Минтруда от 24 июня 1994 г.
В случаях массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.) трудовой стаж устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ. В состав этих комиссий включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов и других заинтересованных организаций.
Установление факта работы, профессии (должности) и периода работы в данной организации осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справки, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т. д.), а в случае их отсутствия — на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе в одной организации или в одной системе.
Если работник до поступления в данную организацию уже работал, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт.
По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа каждого работника. Администрация организации на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки. При этом в графе 4 указываются дата и номер акта комиссии, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате. Периоды трудовой деятельности, установленные комиссией, включаются в общий и специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, а также для установления ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет как время работы, подтвержденное документами.
Рассмотренный выше порядок, как уже говорилось, относится к случаям, когда документы организации утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, и не исключает возможности установления трудового стажа по свидетельским показаниям в обычном порядке, если невозможно получить документы о трудовой деятельности, имевшей место до поступления на работу в организацию, утратившую документы в связи с чрезвычайными ситуациями.
be5.biz