Закон о выборах день тишины

В России проходит день тишины перед выборами президента

Кандидаты и партии в течение 17 марта не могут вести агитацию

МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. День тишины, когда запрещена любая предвыборная агитация, проходит в России перед выборами президента.

В соответствии с законом «О выборах президента РФ», предвыборная агитация на теле- и радиоканалах, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Таким образом, на части территорий запрет на агитацию уже вступил в силу. В самых восточных регионах страны — Камчатке и Чукотке, с которыми Москву разделяет 9 часов, — день тишины наступил еще в 15:00 мск пятницы. В Калининграде — самом западном регионе России — день тишины начнется в 01:00 мск.

Кандидаты и партии в течение 17 марта не могут вести агитацию — проводить митинги, встречи избирателей, организовывать раздачу листовок. Такая норма существует в законодательстве многих стран мира, чтобы дать избирателю возможность сделать осознанный выбор без какого-либо давления.

Секретарь Центризбиркома России Майя Гришина напомнила в пятницу на заседании комиссии о недопустимости агитации в день тишины, а также проведения лотерей, связанных с выборами, и подкупа избирателей.

«Не допускается подкуп избирателей, под которым подразумевается вручение материальных ценностей в совокупности с предвыборной агитацией. В день тишины и в день выборов предвыборная агитация невозможна», — сказала она.

Также, по словам Гришиной, закон запрещает проведение лотерей и «других основанных на риске игр». «Но при этом законодательство содержит четкое ограничение относительно того, что такое лотерея. Это мероприятие, которое связано с материальным участием граждан и затем с розыгрышем призов», — уточнила она.

Размещенные ранее плакаты остаются

Запрет на распространение не касается материалов Центризбиркома и региональных комиссий с призывом прийти на выборы и информацией о времени и месте голосования.

Демонтировать размещенные ранее в соответствии с законом, то есть не ближе, чем за 50 метров от избирательных участков, агитационные баннеры и билборды не нужно.

За днем тишины последует непосредственно день голосования, на протяжении которого также нельзя вести агитацию. Запрет будет действовать до 21:00 мск 18 марта, когда закроются последние избирательные участки в Калининградской области.

«День тишины» в период проведения избирательной кампании

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается, так называемый «День тишины».

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Несоблюдение установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации влечёт возникновение различных видов ответственности.

Так, нарушение предусмотренных законодательством о выборах порядка и условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (ст. 5.8 КоАП РФ) является основанием для наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на избирательные объединения, на иных юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

За проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах, предусмотрена административная ответственность по ст. 5.10 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 5.11 КоАП РФ проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом карается также административным штрафом, размер которого для граждан составит от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; для должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; для юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Законодательством об административных правонарушениях также установлена ответственность за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах по ст. 5.12 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрены два специализированных состава этого проступка. Мерой наказания за его совершение также является административный штраф.

Если предвыборная агитация сопряжена с клеветой, то есть с распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, виновный в данном случае будет нести ответственность по ст. 128.1 УК РФ.

В этом же случае потерпевший будет вправе взыскать с виновного компенсацию морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ.

В случае обнаружения нарушений порядка проведения предвыборной агитации, граждане вправе обратиться с заявлениями в Управление Министерства внутренних дел по Ненецкому автономному округу и прокуратуру Ненецкого автономного округа.

prokuratura-nao.ru

В России наступил день тишины

Накануне президентских выборов, в субботу, 17 марта, в стране вводится запрет на любую агитацию в поддержку кандидатов

Фото: группа ЦИК «Вконтакте»

День тишины перед президентскими выборами наступил в ночь с 16 на 17 марта. В течение него запрещена любая агитация, в том числе распространение телевизионных роликов, печатных изданий, проведение различных акций. Также нельзя публиковать результаты социологических опросов, касающихся выборов. На прежнем месте позволяется оставить ранее размещённые агитматериалы, но при условии, что расположены они не ближе 50 метров от мест голосования. Не подпадают под запрет и призывы Центризбиркома прийти на выборы.

Зачем нужен день тишины

Основная цель проведения дня тишины — дать возможность избирателям осмыслить свои политические приоритеты и более взвешенно, без сиюминутных эмоций подойти к кабинке для голосования на следующий день. Спокойно, без понуждения со стороны обдумать накануне предстоящий выбор — это большой плюс российской избирательной системы, считает доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО Дмитрий Поликанов.

Избирательная кампания-2018 станет самой открытой в истории

«Эта практика себя оправдывает. День тишины даёт время подумать и сделать выбор не в последний момент, по пути на избирательный участок, когда различными предвыборными технологиями человека можно склонить в ту или иную сторону, а подойти к этому вопросу рационально. Для определённой категории колеблющихся граждан это норма, безусловно, полезная и нужная», — пояснил политолог.

При этом эксперт посетовал, что данное законом право гражданам спокойно подумать иными нечистоплотными политтехнологами игнорируется. В их понимании избиратели неорганизованны и стихийны, а потому нуждаются в ежесекундной опеке. Например, распространённой тактикой является создание кандидатом или партией в день тишины информационного повода в СМИ, что не относится к агитационной деятельности. Нередко скрытую агитацию проводят через распространение материалов, где нет прямых призывов проголосовать за того или иного кандидата, но даются ясные намеки в нужном направлении.

В ЦИК о всех политтехнологических ухищрениях хорошо осведомлены, а потому для кандидата-нарушителя предусмотрена ответственность. В данном случае запрет на агитацию в день тишины регламентируется статьей 49 Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». За нарушение данных требований в соответствии со статьей 5.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, для граждан — в виде штрафа от одной до полутора рублей.

Просят сделать погромче

ЦИК отрепетировал выборы президента

Соответствующие изменения предлагается внести в законы о праве граждан России избирать и быть избранными, об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме, о выборах президента и о выборах депутатов. Один из авторов инициативы, вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев объяснял актуальность законопроекта тем, что день тишины априори не соблюдается.

«Это лишнее законодательное ограничение, которое необходимо снять, — констатировал депутат. — Мы 25 лет находимся в избирательном процессе и за это время ни разу не видели, чтобы в субботу перед выборами люди сидели на кухне и обсуждали, за кого пойти голосовать. Подавляющая часть избирателей определяется со своим выбором задолго до дня голосования, а та часть избирателей, которые определяются в последний момент, обычно голосуют за номер 1 в избирательном бюллетене».

Вопрос пока повис в воздухе. Законопроект находится на стадии первого чтения, но Комитет Госдумы по госстроительству уже своё мнение высказал, порекомендовав палате отклонить документ, так как инициатива не соответствует позиции Конституционного суда и положениям закона о референдуме.

www.pnp.ru

День тишины перед выборами президента РФ наступил на Дальнем Востоке

За сутки до начала голосования запрещаются любая агитация, проведение предвыборных акций и митингов

МОСКВА, 16 марта. /ТАСС/. Так называемый день тишины — период, когда запрещена любая агитация, — начался в пятницу в преддверии выборов президента в самой восточной части России — на Камчатке и Чукотке, где уже наступила полночь субботы.

Все, что нужно знать о президентской гонке и процедуре голосования в России

Между Москвой и Петропавловском-Камчатским девять часов разницы, поэтому и день тишины там, а также в соседнем Чукотском автономном округе, наступает уже в 15:00 мск.

Для Москвы запрет на агитацию официально начнет действовать в 00:00 мск 17 марта. В самых восточных регионах России выборы начнутся, когда в столице день тишины еще не закончится: в 23:00 мск 17 марта.

В соответствии с законом «О выборах президента РФ» предвыборная агитация на теле- и радиоканалах, в периодических печатных и в сетевых изданиях прекращается в ноль часов по местному времени суток, предшествующих дню голосования.

Что запрещено в день тишины

За сутки до начала дня голосования запрещаются любая агитация, проведение предвыборных акций и митингов. Такая норма существует в законодательстве многих стран, чтобы дать избирателю возможность сделать осознанный выбор без какого-либо давления извне.

На прежнем месте могут оставаться лишь ранее вывешенные агитационные материалы, но при условии, что они расположены не ближе 50 метров от помещений для голосования. Также интернет-издания не должны удалять опубликованные ранее агитационные материалы.

За днем тишины последует непосредственно день голосования, на протяжении которого также нельзя вести агитацию. Запрет действует до 21:00 мск 18 марта, когда закроются последние избирательные участки в самом западном регионе России — Калининградской области.

tass.ru

Статья 49. Агитационный период

Статья 49. Агитационный период

1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

2. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

3. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

5. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

1–3. Агитационный период определен в подпункте 2 статьи 2 комментируемого Федерального закона как период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборную агитацию разрешается проводить со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ из комментируемого Федерального закона исключено требование о том, чтобы к моменту начала агитационного периода был создан избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, либо фонд референдума. Вместе с тем в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 48 комментируемого Федерального закона предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в формах, требующих материальных затрат, может проводиться только при условии ее оплаты из избирательного фонда, фонда референдума, при этом изготовление агитационных печатных материалов возможно только при условии предварительной оплаты из избирательного фонда, фонда референдума (пункт 5 статьи 54 комментируемого Федерального закона). Проведение предвыборной агитации методами, не требующими финансовых затрат, может осуществляться со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Как следует из подпункта 59 статьи 2 комментируемого Федерального закона, список считается выдвинутым со дня принятия решения о выдвижении списка избирательным объединением. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 33 комментируемого Федерального закона, кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные комментируемым Федеральным законом, иным законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления о выдвижении.

Регистрация инициативной группы по проведению референдума, согласно подпункту 34 статьи 2 комментируемого Федерального закона, является началом отсчета периода кампании референдума. Агитация по вопросу референдума может проводиться на этапе сбора подписей в поддержку инициативы референдума. Согласно пункту 2 статьи 42 комментируемого Федерального закона в период кампании референдума могут регистрироваться иные группы его участников. Они также могут проводить предвыборную агитацию непосредственно после своей регистрации.

Исходя из определения агитационного периода, инициатива его начала принадлежит кандидату, избирательному объединению. Но после этого в агитации могут принимать участие (допускаемыми законом методами) и иные субъекты избирательного процесса. Возможность проведения агитации со дня выдвижения (регистрации инициативной группы) означает возможность проведения агитации в том числе и в указанный день (статья 11 1 комментируемого Федерального закона).

Агитация в течение всего агитационного периода может проводиться любыми не запрещенными законом методами, кроме проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. Для указанного метода предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума пунктом 2 комментируемой статьи установлен особый срок, который начинается за 28 дней до дня голосования. Этот срок распространяется на проведение агитации с использованием как государственных, так и негосударственных организаций, выпускающих СМИ 1 .

________________
1 Примеры исчисления срока: если голосование назначено на 11 марта, то предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях может начинаться 10 февраля (если в феврале 28 дней); если голосование назначено на 2 декабря, то предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях может начинаться 3 ноября.

Платное эфирное время и платная печатная площадь могут предоставляться негосударственными организациями, выпускающими СМИ, непосредственно с начала течения срока, установленного в пункте 2 комментируемой статьи. Что касается агитации с использованием услуг государственных и муниципальных организаций, выпускающих СМИ, то после окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов, до начала предоставления как бесплатных, так и платных эфирного времени и печатной площади должны быть проведены мероприятия, обеспечивающие участникам избирательного процесса (зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям) равный доступ к государственным и муниципальным СМИ (как правило – это жеребьевка по распределению эфирного времени и печатной площади). Вместе с тем не исключено проведение подобных процедур и негосударственными СМИ по их решению. Такое распределение (жеребьевка) должно быть проведено до начала течения указанного 28-дневного срока.

Агитационный период оканчивается за сутки до дня голосования, т.е. с учетом того, что днем голосования может являться только воскресенье; последним днем, когда может проводиться предвыборная агитация, является пятница той же недели, когда проводится голосование. Вне агитационного периода, включая день голосования и предшествующий ему день, проведение предвыборной агитации запрещено. Нарушением агитационного периода следует считать и нарушение срока, установленного комментируемым пунктом 2. Нарушение перечисленных запретов влечет административную ответственность в соответствии со статьей 5.10 КоАП РФ.

Окончанием срока проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях является общий срок окончания агитационного периода. Вместе с тем при размещении агитационных материалов в последние дни агитационного периода следует учитывать обычный срок распространения периодического печатного издания: если такое распространение планируется на день, когда проводить предвыборную агитацию запрещено, редакции следует воздержаться от размещения агитационного материала. Не может однозначно расцениваться как нарушение указанного срока происходящее по его окончании распространение в установившемся для определенных (отдаленных или труднодоступных) местностей порядке на возмездной основе (продажа в розницу либо доставка по подписке) периодического печатного издания, содержащего в том числе агитационные материалы, если дата его выхода в свет (пункт 4 части 1 статьи 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»), а также срок доставки большинству читателей не выходит за рамки установленного периода проведения агитации в периодических печатных изданиях. В случае, предусмотренном пунктом 33 статьи 38 комментируемого Федерального закона, если в избирательном округе зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов), то данный кандидат (соответствующее избирательное объединение) может продолжать свою агитационную деятельность, за исключением агитации на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях, которая должна возобновиться только после регистрации иных кандидатов, списков кандидатов. Это вытекает из принципа равного доступа кандидатов, избирательных объединений, к государственным и муниципальным СМИ (пункт 1 статьи 50 комментируемого Федерального закона).

4. Возможность оставить агитационные печатные материалы на прежних местах относится только к материалам, вывешенным с соблюдением требований статьи 54 комментируемого Федерального закона. При этом разрешение касается только печатных материалов, копии или экземпляры которых были представлены в комиссию в соответствии с пунктом 3 статьи 54 комментируемого Федерального закона. Разрешение не касается иных материалов (растяжки, световая реклама и другие агитационные материалы, размещенные на основании договора на рекламных конструкциях, т.е. с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта 1 ), в частности тех, фотографии которых были представлены в соответствующую комиссию. В связи с этим в договорах между владельцами рекламных конструкций и кандидатами, избирательными объединениями о размещении агитационных материалов на рекламных конструкциях должно быть предусмотрено, что вывешенные агитационные материалы снимаются до начала периода, в который запрещено проводить предвыборную агитацию (т.е. до дня, предшествующего дню голосования).

5. Возможность проведения повторного голосования на выборах предусмотрена пунктом 1 статьи 71 комментируемого Федерального закона. При повторном голосовании агитационный период начинается со дня назначения повторного голосования. Однако законом должны предусматриваться сроки проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, исходя из необходимости проведения жеребьевки для определения времени выхода в эфир (в печать) агитационных материалов кандидатов на равных условиях.

________________
1 См.: часть 1 статьи 29 Федерального закона «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

cikrf.ru