Прокуратура Московской области
Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее ЦВСНП) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.
Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлены случаи и основания помещения несовершеннолетних в ЦВСНП.
В соответствии с п. 2 ст. 22 названного Федерального закона в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если необходимо обеспечить защиту их жизни или здоровья, или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние или правонарушение либо если они проживают на данной территории, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение трех часов.
Кроме того, в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние, направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
Основанием помещения несовершеннолетних в ЦВСНП является судебное решение (приговор или постановление суда), вынесенное по результатам рассмотрения материалов на несовершеннолетнего, представленного в суд органами внутренних дел.
До направления материалов в суд органы внутренних дел могут поместить несовершеннолетних в ЦВСНП, но на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя указанного органа. Не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в ЦВСНП материалы должны быть направлены в суд по месту задержания несовершеннолетнего для решения вопроса о дальнейшем его содержании или об освобождении.
Материалы о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП рассматриваются судом с участием несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, адвоката, прокурора, представителей ЦВСНП или представителей подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В рассмотрении материалов также могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Несовершеннолетние могут находиться в ЦВСНП в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.
Необходимо обратить внимание, что несовершеннолетние названной категории, выявленные на территории Московской области, помещаются в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве, который расположен по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 13, корп. 4.
mosoblproc.ru
Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Подколзина А.Ю.
В статье раскрываются проблемы, возникающие в сфере семейно-правовых отношений при помещении подростков в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Автором рассматривается сущность данной меры воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних, а также вопросы реализации права ребенка на общение с родителями или лицами, их заменяющими, в условиях изоляции.
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Подколзина А.Ю.,
Mitigating Juvenile Delinquency by Placing Difficult Minors in Custody of Dedicated Short-Term Care CentersRun by Bodies or Units of the Ministry of Internal Affairs
The author analyzes the nature of police custody and looks into its role in mitigating juvenile delinquency. The focus is on keeping difficult minors in dedicated short-term care centers run by bodies or units of the Ministry of Internal Affairs. Much attention is devoted to how to protect the right of an incarcerated minor to contact with his or her parents or other custodians.
Текст научной работы на тему «Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних»
старший инспектор группы международного сотрудничества (Академия управления МВД России)
A.Yu. PODKOLZINA, Senior Inspector at the Section for International Cooperation (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних
Mitigating Juvenile Delinquency by Placing Difficult Minors
in Custody of Dedicated Short-Term Care Centers
Run by Bodies or Units of the Ministry of internal Affairs
Несовершеннолетний правонарушитель, профилактика, помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, права ребенка.
Juvenile offender, crime prevention, keeping juvenile delinquents in dedicated short-term care centers run by bodies or units of the Ministry of Internal Affairs, rights of minor.
Нестабильность экономической и социальной обстановки в мире в настоящее время является фактором, снижающим способность государства обеспечить оптимальный уровень жизни и развития общества, в частности, наиболее незащищенной его составляющей — лицам, не достигшим совершеннолетия. Такая ситуация влечет за собой рост числа беспризорных и безнадзорных детей, являющихся основным источником преступности несовершеннолетних. Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по итогам 2015 г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 3,8 % (с 59 549 до 61 833) [6].
За первое полугодие 2016 г. наблюдается некоторое снижение количества таких преступлений — с 30 247 до 27 251 [10]. Несмотря на общее снижение, в 20 субъектах Российской Федерации отмечен рост преступлений, совершенных несовершеннолетними. Не ослабевает также и проблема повторности совершения преступлений несовершеннолетними, что свидетельствует о существенных трудностях применения мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних в реализации деятельности субъектов системы профилактики.
В сложившейся ситуации успех профилактики безнадзорности и правонарушений несо-
вершеннолетних зависит от сбалансированной и хорошо скоординированной работы всех ведомств и учреждений, являющихся субъектами системы профилактики. Ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2] (далее — Закон) определяет центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее — ЦВСНП) в качестве субъектов системы такой профилактики. ЦВСНП являются структурными подразделениями территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству [3].
В соответствии с Законом сотрудники ЦВСНП в своей деятельности решают следующие взаимосвязанные задачи:
— обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей;
— обеспечивают защиту их жизни и здоровья;
— организовывают и осуществляют профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями в целях предупреждения повторных правонарушений и формирования у них правопослушного поведения;
— осуществляют в пределах своей компетенции меры по дальнейшему устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП.
Анализ вышеуказанных задач и нормативной правовой базы, регулирующей функционирование ЦВСНП, позволяет сделать вывод о том, что основная цель их деятельности — профилактика безнадзорности и недопущение совершения повторных преступлений и правонарушений подростками, в частности, ранее содержащимися в ЦВСНП. Однако ни в Законе, ни в ведомственных нормативных правовых актах цель деятельности центров не закреплена.
На основании Закона в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние:
— совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста наступления уголовной ответственности за это деяние, в случаях, если необходимо предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния или обеспечить защиту жизни или здоровья подростка;
— совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
Несовершеннолетний помещается в ЦВСПН при наличии следующих условий:
— его личность не установлена;
— он не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение;
— он проживает на указанной территории, однако вследствие удаленности места проживания не может быть передан родителям или законным представителям в течение 3 часов.
Помимо указанных категорий, в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние, направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа либо самовольно ушедшие из них.
Согласно п. 3 ст. 22 Закона основанием помещения несовершеннолетних в ЦВСНП является приговор суда или постановление судьи, вынесенное в результате рассмотрения предоставленных в суд материалов. Исключением являются случаи помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел. Необходимо отметить, что перечень оснований для помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП, указанных в Законе, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
При помещении подростка в ЦВСНП необходимо исходить из того, что данная мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетнего направлена на его социально-педагогическую и психологическую реабилитацию, формирование законопослушного поведения, предупреждение совершения повторных правонарушений, разъяснение несовершеннолетнему особенностей и последствий привлечения к уголовной и административной ответственности. Она не является наказанием либо мерой государственного принуждения, которые применяются в порядке уголовного судопроизводства.
Однако помещение несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП как профилактическая мера на практике применяется крайне редко, в связи с чем отмечается снижение количества помещенных в ЦВСНП несовершеннолетних правонарушителей.
По нашему мнению, данный факт обусловлен отсутствием единого понимания сущностной особенности данного участка профилактической работы [5] как сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, так и судами при вынесении постановлений (приговоров) о помещении подростков в ЦВСНП. Так, отдельные руководители убеждены, что «многими судами
Центр рассматривается как учреждение пенитенциарной системы, что не соответствует цели существования данных учреждений» [9].
При этом обязательным содержанием профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в ЦВСНП является ориентированность на устранение противоправной составляющей в поведении, приобщение к учебе и труду, развитие новых умений и навыков, положительных склонностей, интересов, увлечений, хобби.
Некоторые авторы считают, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП является отобранием ребенка и ограничением родительских прав, но данная норма не закреплена в Семейном кодексе Российской Федерации [1] (далее — СК РФ). Так, Л.В. Туманова говорит о том, что Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должен основываться непосредственно на нормах СК РФ, и семейное законодательство необходимо дополнить особым случаем ограничения родительских прав, когда подросток может быть помещен в Центр или иное специализированное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей [8].
По нашему мнению, помещение несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП не является отобранием ребенка у родителей либо особым случаем ограничения родительских прав. В соответствии со ст. 73 СК РФ под ограничением родительских прав понимается отобрание ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав. Данная мера ответственности применяется к родителям, не выполняющим возложенные на них родительские обязанности по содержанию и воспитанию ребенка, нарушающим его права. Помимо сказанного, ограничение родительских прав — превентивная мера, которая применяется в отношении родителей, неспособных понимать значение своих действий и руководить ими либо имеющих тяжелое заболевание, для обеспечения безопасности ребенка [7].
Таким образом, помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП является мерой, применяемой к подростку в целях изъятия его из той сложившейся криминальной среды, в которой он совершает правонарушения и которая в определенной степени отрицательно влияет на его поведение. При этом указанная мера осуществляется исключительно для защиты его жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений и не ограничивает права несовершеннолетнего на общение со своими родителями либо лицами, их заменяющими.
В ч. 2 ст. 55 СК РФ закреплено положение о том, что ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение
под стражу, нахождение в медицинской организации и др.), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.
Под экстремальной ситуацией в контексте данной статьи следует понимать чрезвычайную, необычную ситуацию, сопряженную с вынужденной изоляцией ребенка. Она может быть вызвана разными причинами, в том числе связанными с возможной краткой либо продолжительной обособленностью несовершеннолетнего, вызванной его противоправными действиями, но даже в таких случаях право на общение ребенка с родителями, лицами их заменяющими, а также родственниками не перестает существовать [4].
В свою очередь, помещение несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП целесообразно считать экстремальной и исключительной ситуацией, в которой на основании ч. 2 ст. 8 Закона поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий осуществляется без ограничения их количества. В ч. 4 ст. 8.1 Закона указано, что по отношению к подросткам, находящимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не допускается ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями.
На практике право общения несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП, с родителями либо законными представителями без каких-либо ограничений, как правило, используется родителями и лицами, их заменяющими, с учетом понимания необходимости проведения с их ребенком профилактической работы в изолирующих условиях содержания в ЦВСНП, смысл которой состоит в изменении сформировавшегося негативного противоправного поведения, направлении на путь исправления, привитии положительных качеств и навыков.
Таким образом, по нашему мнению, помещение подростка-правонарушителя в ЦВСНП не противоречит нормам СК РФ, регулирующего семейно-правовые отношения, в том числе возникающие при применении к несовершеннолетнему указанной формы воздействия, не умаляет права ребенка на общение с родителями или лицами, их заменяющими. Это является профилактической мерой и тем самым дает возможность для несовершеннолетнего, который находится в конфликте с законом, в полной мере осознать противоправность своего поведения, встать на путь исправления и вернуться к нормальной законопослушной жизни.
1. Семейный кодекс Российской Федерации 6. от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен- 7. нолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) //
СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
3. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовер- 8. шеннолетних правонарушителей: приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 // Рос. газ. 2012. № 290.
4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / отв. ред. И.М. Кузне- 9. цова. М., 1996.
5. Микаутадзе С.Р. Использование возможностей центра временного содержания
для несовершеннолетних правонаруши- 10. телей в осуществлении профилактики подростковой преступности // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 4.
cyberleninka.ru
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 839 г. Москва «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей»
Комментарии Российской Газеты
Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 декабря 2012 г.
Регистрационный N 26012
В целях совершенствования деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей — приказываю:
1. Утвердить Инструкцию по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
2. ГУОООП (Ю.Н. Демидову), ГУУР (В.В. Голованову), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации обеспечить изучение и выполнение требований настоящего приказа.
3. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации обеспечить сопровождение оперативно-разыскной деятельности в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них.
4. Считать утратившими силу приказы МВД России от 2 апреля 2004 г. N 215 1 , от 18 октября 2005 г. N 835 2 , от 30 августа 2006 г. N 690 3 .
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.
Министр генерал-лейтенант полиции В. Колокольцев
1 Зарегистрирован в Минюсте России 10 августа 2004 года, регистрационный N 5964.
2 Зарегистрирован в Минюсте России 8 ноября 2005 года, регистрационный N 7144.
3 Зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2006 года, регистрационный N 8271.
Инструкция по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция регулирует деятельность центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей — структурных подразделений территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях 1 по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству 2 .
2. ЦВСНП в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» 3 , от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 4 , другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также настоящей Инструкцией.
3. Руководство деятельностью ЦВСНП осуществляют:
3.1. На региональном уровне — заместители начальников полиции (по охране общественного порядка) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений (управлений) Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации.
3.2. На районном уровне — заместители начальников полиции (по охране общественного порядка) управлений (отделов) Министерства внутренних дел Российской Федерации по муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям.
4. Лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа в ЦВСНП организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
5. Материально-техническое обеспечение деятельности ЦВСНП осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и актами МВД России.
6. Организация оперативно-разыскной деятельности в ЦВСНП по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их, возлагается на подразделения уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях и осуществляется ими в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами МВД России.
7. Делопроизводство и мероприятия по соблюдению режима секретности осуществляются ЦВСНП самостоятельно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и актами МВД России.
8. ЦВСНП осуществляют взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с иными государственными органами, с органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9. ЦВСНП в порядке, установленном актами МВД России, обеспечиваются оперативно-техническими средствами, автомобилями, мебелью, инвентарем и другим имуществом.
II. Основные задачи
10. К основным задачам ЦВСНП относятся:
10.1. Обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.
10.2. Проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений.
10.3. Доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП.
III. Прием, регистрация и учет несовершеннолетних, доставленных в ЦВСНП
11. Прием несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП осуществляется круглосуточно.
12. В ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние, указанные в пункте 2 статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
13. Основания помещения несовершеннолетних в ЦВСНП предусмотрены пунктом 3 статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
14. Несовершеннолетние, категории которых перечислены в подпунктах 3-6 пункта 2 статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» могут быть помещены в ЦВСНП на срок не более 48 часов на основании постановления (приложение N 1 к настоящей Инструкции) руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации.
15. В целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в ЦВСНП, должностные лица ЦВСНП в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» проводят личный осмотр несовершеннолетних и их вещей перед помещением несовершеннолетних в ЦВСНП, а также ежедневные осмотры территорий ЦВСНП, спальных, бытовых, других помещений и находящегося в них имущества, о чем составляются соответствующие акты (приложения N 2 и N 10 к настоящей Инструкции).
16. Личные вещи (деньги, валюта зарубежных стран, ценные бумаги, документы, удостоверяющие личность, фотоаппараты, фото-, аудио-, видеоматериалы, аудио-, видеозаписывающая техника, средства связи, электробытовые и оптические приборы, лекарственные вещества, предметы медицинского назначения и другие вещи, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации) в установленном порядке сдаются ответственному за их хранение должностному лицу ЦВСНП и хранятся до истечения срока содержания несовершеннолетних.
17. В случае доставления в ЦВСНП несовершеннолетних, личность которых не установлена, должностные лица ЦВСНП принимают меры к установлению личностей доставленных несовершеннолетних.
В этих целях должностные лица ЦВСНП:
выявляют обстоятельства задержания несовершеннолетних доставленных, путь их следования, вид транспорта, места возможного проживания, источники и средства существования, а также иные обстоятельства, имеющие значение для установления их личности;
составляют описание внешности по методу словесного портрета, организуют фотографирование несовершеннолетних (фас, оба профиля), а также составляют описание одежды и других имеющихся у них вещей;
организуют направление для определения возраста в медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту расположения ЦВСНП несовершеннолетних, личность которых не установлена;
передают доставленного немедленно оперативному дежурному территориального органа МВД России на районном уровне по месту дислокации ЦВСНП либо по месту его задержания для принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в случаях, когда установлено, что он достиг 18 лет;
в течение суток после установления личности несовершеннолетнего письменно информируют о месте его нахождения соответствующие территориальные органы МВД России, заинтересованные органы и общественные организации, а также незамедлительно уведомляют родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего путем проведения телефонных переговоров либо через территориальные органы МВД России по месту жительства несовершеннолетнего;
при отсутствии сведений о родителях или иных законных представителях в течение трех суток с момента помещения несовершеннолетних в ЦВСНП направляют уведомление в орган опеки и попечительства по последнему месту жительства несовершеннолетних.
18. Несовершеннолетние, помещенные в ЦВСНП, регистрируются в журналах учета несовершеннолетних, доставленных в ЦВСНП (приложение N 3 к настоящей Инструкции), с заполнением на них учетно-статистических карточек (приложение N 4 к настоящей Инструкции).
19. Учетно-статистические карточки на несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП, хранятся в алфавитном порядке. После убытия несовершеннолетних учетно-статистические карточки помещаются в архивную часть картотеки ЦВСНП, где хранятся до достижения несовершеннолетними 18-летнего возраста.
20. На несовершеннолетних, помещенных в ЦВСНП, заводятся учетно-статистические дела (приложение N 5 к настоящей Инструкции), в которых содержатся следующие документы:
20.1. Приговор суда либо его копия.
20.2. Постановление судьи либо его копия.
20.3. Постановление начальника управления (отдела) территориального органа МВД России на районном уровне или его заместителя, начальника отдела (отделения, пункта) полиции или его заместителя в составе территориального органа МВД России на районном уровне, начальника линейного управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте или его заместителя, начальника линейного отдела МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте или его заместителя, начальника линейного отдела (отделения, пункта) полиции в составе линейного управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте или его заместителя о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП.
20.4. Анкета (приложение N 6 к настоящей Инструкции).
20.5. Акт личного осмотра.
20.6. Объяснения несовершеннолетнего.
20.7. Материалы о проведенных индивидуальных профилактических мероприятиях.
20.8. Сведения о применении к несовершеннолетним мер поощрения или взыскания.
20.9. Сведения о возрасте доставленных.
20.10. Словесный портрет несовершеннолетнего.
20.11. Данные о родителях несовершеннолетнего или иных законных представителях.
20.12. Заключение психолога о результатах обследования несовершеннолетнего и рекомендации о дальнейшей работе с ним.
20.13. Фотографии несовершеннолетнего.
20.14. Документы, послужившие основанием для освобождения несовершеннолетнего из ЦВСНП.
Документы учетно-статистических дел сшиваются, пронумеровываются, составляется их опись и подлежат хранению. Также указанная информация вносится в автоматизированные информационно-поисковые системы МВД России.
При убытии несовершеннолетних из ЦВСНП копии заключений психологов с рекомендациями о формах и методах профилактической работы направляются в территориальные органы МВД России и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту постоянного проживания.
IV. Срок содержания несовершеннолетних в ЦВСНП
21. В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние могут находиться в ЦВСНП в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток.
В исключительных случаях время нахождения несовершеннолетних в ЦВСНП может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который не входят:
период карантина, объявленного органом управления здравоохранением или учреждением здравоохранения;
время болезни несовершеннолетних, которое подтверждено учреждением здравоохранения и препятствует их возвращению в семью или направлению в соответствующие учреждения;
время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
22. Ответственность за нарушение срока содержания несовершеннолетних в ЦВСНП возлагается на должностных лиц органов и учреждений, по вине которых было допущено указанное нарушение.
23. Подготовка материалов о продлении срока содержания несовершеннолетних в ЦВСНП возлагается на начальников ЦВСНП либо их заместителей. Необходимые материалы представляются в суд не позднее 24 часов до истечения срока содержания несовершеннолетних в ЦВСНП.
V. Содержание несовершеннолетних в ЦВСНП
24. Несовершеннолетние, помещенные в ЦВСНП, пользуются правами, предусмотренными пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
25. Несовершеннолетние в зависимости от пола, возраста и степени общественной опасности их поведения размещаются в отдельных спальных помещениях, которые оборудуются мебелью и инвентарем в соответствии с приказами МВД России.
26. Режим дня составляется с учетом круглосуточного пребывания несовершеннолетних в ЦВСНП, отдельно для учебного времени и времени каникул.
27. Образовательный процесс организуется по программе общеобразовательной школы в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании» 5 .
28. Режим содержания несовершеннолетних в ЦВСНП обеспечивается должностными лицами ЦВСНП.
29. Несовершеннолетние находятся под круглосуточным наблюдением должностных лиц ЦВСНП в условиях, исключающих возможность самовольного ухода и совершения правонарушения.
VI. Индивидуальная профилактическая работа в ЦВСНП
30. При наличии оснований, указанных в статье 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в отношении несовершеннолетних с учетом их возраста, поведения, общественной опасности, ранее совершенных правонарушений, а также других обстоятельств, имеющих значение для применения эффективных мер профилактического воздействия, в течение всего времени нахождения в ЦВСНП проводится индивидуальная профилактическая работа.
31. В целях повышения эффективности индивидуальной профилактической работы начальниками ЦВСНП устно или в письменной форме могут применяться к несовершеннолетним меры взыскания, предусмотренные статьей 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
32. В целях предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, установления обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, должностные лица ЦВСНП:
32.1. Выясняют условия жизни и воспитания несовершеннолетних в семье; их личные качества, интересы, причины самовольного прекращения работы, учебы, ухода из семьи, учебного заведения; недостатки в деятельности организаций и учебных заведений, способствующие совершению правонарушений.
32.2. Осуществляют взаимодействие с сотрудниками подразделений уголовного розыска, принимают меры по установлению фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, совершения в отношении несовершеннолетних преступлений и иных противоправных действий, лиц их совершивших.
32.3. Незамедлительно докладывают рапортом своим непосредственным руководителям о выявлении лиц, причастных к совершению преступлений, или иных обстоятельствах, имеющих значение для их раскрытия.
Полученная информация подлежит регистрации в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденным приказом МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 6 .
32.3. Проводят индивидуальные профилактические мероприятия с несовершеннолетними, находящимися в ЦВСНП, обращая особое внимание на развитие положительных склонностей и интересов, устранение недостатков в поведении, приобщение к учебе и труду.
32.4. Информируют заинтересованные органы и учреждения о причинах и условиях безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и вносят соответствующие предложения об их устранении, а также по вопросам организации обучения, досуга и трудового воспитания детей и подростков, находящихся в ЦВСНП, оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве.
VII. Устройство несовершеннолетних
33. Несовершеннолетние, имеющие родителей или иных законных представителей, возвращаются в семью в сопровождении должностных лиц ЦВСНП либо передаются прибывшим за ними родителям или иным законным представителям.
34. В случае, когда возвращение несовершеннолетних к прежнему месту жительства невозможно в силу отсутствия надлежащих условий для их дальнейшего воспитания или иных причин, должностные лица ЦВСНП сообщают об этом в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в органы опеки и попечительства по прежнему месту жительства несовершеннолетних для решения вопроса об их бытовом и трудовом устройстве.
35. В случае если несовершеннолетние не были устроены в течение установленного срока их пребывания в ЦВСНП, начальники ЦВСНП или их заместители информируют об этом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и органы опеки и попечительства по местам дислокации ЦВСНП для дальнейшего решения вопроса об их устройстве.
36. По всем фактам непринятия или несвоевременного принятия ответственными должностными лицами мер по устройству помещенных в ЦВСНП несовершеннолетних незамедлительно информируются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также органы прокуратуры по местам дислокации ЦВСНП.
37. В целях доставления несовершеннолетних к месту их устройства сотрудниками ЦВСНП осуществляется перевозка несовершеннолетних, как в пределах субъектов Российской Федерации, так и на территории государств — участников Содружества Независимых Государств 7 .
38. Несовершеннолетние, на которых получены путевки для помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, направляются в них в сопровождении должностных лиц ЦВСНП.
39. При сопровождении несовершеннолетних, на которых получены соответствующие документы, к месту их устройства должностные лица ЦВСНП руководствуются Правилами сопровождения несовершеннолетних к месту их устройства (приложение N 7 к настоящей Инструкции).
40. Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и помещенных в ЦВСНП, осуществляется:
40.1. В пределах субъекта Российской Федерации — в сопровождении представителей специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
40.2. В пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации — в сопровождении должностных лиц ЦВСНП.
41. Доставление несовершеннолетних к месту устройства, расположенному на значительном расстоянии от места их задержания, осуществляется через транзитные ЦВСНП 8 .
42. Транзитные ЦВСНП:
42.1. В пределах закрепленных за ними регионов (приложение N 9 к настоящей Инструкции) непосредственно доставляют несовершеннолетних к месту их устройства или в региональные (районные) ЦВСНП.
42.2. Доставляют в установленном порядке несовершеннолетних жителей государств — участников СНГ в соответствующие транзитные учреждения государств — участников СНГ.
43. Несовершеннолетние доставляются к месту устройства или в ЦВСНП на региональном (районном) уровне, минуя транзитные ЦВСНП, в случаях:
направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
если ЦВСНП и место устройства несовершеннолетних расположены в одном субъекте Российской Федерации;
если место содержания несовершеннолетних и место устройства или ЦВСНП расположены в разных субъектах Российской Федерации, однако расстояние между ними не превышает 1000 километров, либо при наличии прямого транспортного сообщения, не превышающего указанное расстояние.
44. При отсутствии ЦВСНП несовершеннолетние доставляются напрямую по месту жительства для передачи законным представителям — родителям, усыновителям или опекунам.
В случаях, когда передача несовершеннолетних родителям или иным законным представителям невозможна (временное их отсутствие по месту жительства, по состоянию здоровья, нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения), должностные лица ЦВСНП осуществляют передачу несовершеннолетних сотрудникам территориальных органов МВД России по прежнему месту жительства с целью дальнейшей передачи родителям или иным законным представителям либо иного бытового устройства.
Передача несовершеннолетних родителям или иным законным представителям, представителям органов опеки и попечительства, учреждений социального обслуживания, детских учреждений или в другие ЦВСНП оформляется актами о передаче несовершеннолетних, акты заверяются печатью и подписью начальника ЦВСНП (приложение N 8 к настоящей Инструкции).
45. В случае необходимости оформления в посольствах или консульствах соответствующих государств документов для пересечения несовершеннолетними жителями стран СНГ границы и доставления их в государство постоянного проживания, несовершеннолетние направляются в ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве.
Доставление несовершеннолетних в ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве осуществляется в срок, не превышающий 20 суток до истечения срока их содержания, указанного в постановлении судьи.
46. Начальники ЦВСНП, при необходимости, обязаны предоставить помещения для отдыха в ЦВСНП должностным лицам, сопровождающим несовершеннолетних.
47. Должностные лица территориальных органов МВД России на районном уровне — линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, линейных отделов (отделений, пунктов) полиции в составе линейного управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте оказывают помощь должностным лицам ЦВСНП, сопровождающим несовершеннолетних, в приобретении проездных билетов на железнодорожный, водный и воздушный транспорт, а также содействуют временной охране несовершеннолетних в пунктах пересадки и на конечных пунктах следования; принимают меры к розыску на участках оперативного обслуживания территориальными органами МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте несовершеннолетних, совершивших побеги во время перевозки, доставляют их в ближайшие ЦВСНП.
2 ЦВСНП территориального органа МВД России на районном уровне образуется при наличии существующего на региональном уровне ЦВСНП и удалении их друг от друга на расстоянии от 200 километров.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст.ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст.ст. 7018, 7020; 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 20, ст. 3441.
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2001, N 3, ст. 216; 2003, N 28, ст. 2880; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4849; 2005, N 1, ст. 25; N 17, ст. 1485; 2006, N 2, ст. 174; 2007, N 27, ст. 3215; N 30, ст. 3808; N 31, ст. 4011; N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N42, ст. 4861; 2011, N 1, ст. 39; N 7, ст. 901; N 49, ст. 7056. Далее — «Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2000, N 30, ст. 3120; N 33, ст. 3348; N 44, ст. 4399; 2001, N 1, ст. 2; N 53, ст. 5030; 2002, N 52, ст. 5132; N 30, ст. 3029, 2003, N 2, ст. 163; N 26, ст. 2517; N 28, ст. 2892; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5038; 2004, N 10, ст. 835; N 27, ст. 2714; N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; N 30, ст. 3103; N 30, ст. 3111; 2006, N 1, ст. 10; N 12, ст. 1235; N 29, ст. 3122; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5285; 2007, N 1, ст. 5; N 1, ст. 21; N 2, ст. 360; N 7, ст. 834; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 27, ст.ст. 3213, 3215; N 30, ст. 3808, N 43, ст. 5084; N 44, ст. 5280; N 49, ст.ст. 6068, 6069, 6070, 6074; 2008, N 9, ст. 813; N 17, ст. 1757; N 30, ст. 3616; N 44, ст. 4986; N 52, ст.ст. 6236, 6241; 2009, N 7, ст.ст. 786; 787; N 29, ст. 3585; N 46, ст. 5419; N 51, ст. 6158; N 52, ст.ст. 6405, 6441, 6450; 2010, N 19, ст. 2291; N 25, ст. 3072; N 31, ст. 4184; N 40, ст. 4969; N 46, ст. 5918; N 50, ст. 6595; 2011, N 1, ст.ст. 40, 51; N 6, ст. 793; N 23, ст. 3261; N 25, ст. ст. 3537, 3538; N 27, ст.ст. 3871; 3880; N 30, ст. 4590; N 46, ст. 6408; N 47, ст. 6608; N 49, ст.ст. 7061, 7063; 2012, N 10, ст.ст. 1158, 1159; N 14, ст. 1551; N 29, ст. 3991.
6 Зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2012 г., регистрационный N 24633.
8 Перечень транзитных учреждений, в том числе транзитных ЦВСНП, через которые устанавливается межгосударственная перевозка несовершеннолетних, возвращаемых в места их постоянного проживания, установлен Соглашением о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 7 октября 2002 г. Настоящее Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 9 июня 2006 г. N 81-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 24, ст. 2556).
Приложение N 7 к Инструкции
Правила сопровождения несовершеннолетних к месту их устройства
1. Сопровождение несовершеннолетних к месту их устройства осуществляется старшими полицейскими (полицейскими) или должностными лицами ЦВСНП, приданными им в помощь из расчета:
на 1 — 2 несовершеннолетних — 1 — 2 сопровождающих;
на 3 — 6 несовершеннолетних — 2 — 4 сопровождающих;
на 7 — 10 несовершеннолетних — 4 — 7 сопровождающих.
Если в сопровождении участвуют 2 сотрудника и более, назначается старший группы. Распоряжением начальника ЦВСНП утверждаются состав и старший группы сопровождения, определяется срок командировки.
2. Сопровождение несовершеннолетних из ЦВСНП к месту их дальнейшего устройства и проживания осуществляется на основании:
распоряжения начальника ЦВСНП об их возвращении (доставлении) родителям или законным представителям, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, другие специализированные учреждения для несовершеннолетних;
командировочного удостоверения сопровождающего;
акта передачи несовершеннолетних от ЦВСНП, в котором они находятся, сопровождающим лицам;
акта передачи несовершеннолетних, составленного старшим инспектором (инспектором) ЦВСНП (с указанием даты поступления несовершеннолетнего, входящего номера и полного текста ответной информации, подтверждающей адрес проживания несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, адрес места расположения специализированного учреждения для несовершеннолетних), родителям или законным представителям, администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних. Указываются личные вещи, документы, ценные предметы и другое имущество несовершеннолетнего.
Акт подписывается начальником ЦВСНП и заверяется печатью.
3. Выезд сотрудников ЦВСНП в служебные командировки за пределы субъекта Российской Федерации осуществляется в установленном порядке.
4. Начальник ЦВСНП или его заместитель в обязательном порядке проводит инструктаж (уточняет задачи, способы и сроки выполнения задания по доставлению несовершеннолетних к месту устройства, порядок взаимодействия с органами внутренних дел, другими ведомствами), отдает распоряжение о сопровождении несовершеннолетних, подлежащих доставлению к месту их дальнейшего устройства.
5. Старший инспектор (инспектор) ЦВСНП накануне выбытия несовершеннолетних из ЦВСНП готовит необходимую документацию на каждого несовершеннолетнего, подлежащего доставлению к месту дальнейшего устройства, заявку на автотранспорт.
6. Сопровождающий следует в группу, в которой находится несовершеннолетний. Получив учетно-статистическое дело на несовершеннолетнего, он знакомится с ним, проверяет правильность оформления, беседует с воспитателем с целью получения дополнительной информации, характеризующей несовершеннолетнего. Проводит индивидуальную беседу с несовершеннолетним, выясняет состояние его здоровья, настроение. В дежурной части ЦВСНП сопровождающим получаются и проверяются в присутствии несовершеннолетнего его личные вещи (предметы и ценности).
7. Личные вещи, принадлежащие несовершеннолетнему, сопровождающее лицо получает и передает по акту администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, принявшего несовершеннолетнего, либо под расписку родителям или иным законным представителям.
8. Несовершеннолетние обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время следования по установленным нормам. При необходимости несовершеннолетним могут выдаваться предметы одежды и обуви по сезону.
9. В целях предупреждения самовольных уходов, чрезвычайных происшествий сопровождающий обязан знать основные сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего, особенности его поведения. В случае побега несовершеннолетнего знать вероятные направления его передвижения и возможные места укрытия, незамедлительно сообщать указанные сведения и приметы несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России на районном уровне, на территории которого совершен побег, и принимать все возможные меры к преследованию и задержанию несовершеннолетнего.
rg.ru