Горячий стаж профессии

Списки 1 и 2 вредных профессий в РФ

Обновление: 3 марта 2017 г.

В целях реализации и соблюдения права граждан на льготное пенсионное обеспечение установлены правила о применении Списков 1 и 2 вредных профессий РФ, в соответствии с которыми у некоторой категории работников имеется право выйти на пенсию раньше, чем у большинства остальных граждан. При наличии документального подтверждения факта и периода работы в специальных условиях, отнесенных Списками 1 и 2 к вредным (тяжелым) условиям труда, работник может обратиться в управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.

Вредные профессии по Спискам 1 и 2

Разъяснения, как определять специальный трудовой стаж и применять Списки 1 и 2 вредных профессий в РФ, содержатся в Постановлении Правительства РФ № 665 от 16.07.2014. Сформулируем для удобства кратко основные моменты:

  • Список 1 подлежит применению в том случае, если работник был занят на подземных работах, а также работах с вредными условиями труда, либо работа проходила в горячих цехах при высокой температуре окружающего воздуха либо непосредственном соприкосновении с искрами/очагами огня;
  • При занятости на работах, при которых условия труда признаны работой с тяжелыми условиями труда, следует смотреть Список 2.
  • На практике возможна ситуация, когда работник занят одновременно на нескольких работах из разных Списков (например, является совместителем), в этом случае необходимо применять Список 2.

    Чтобы при назначении досрочной страховой пенсии у работника не было проблем с Пенсионным фондом, работодателю следует учитывать требования к названию вредных профессий, предусмотренные Списками 1 и 2. Поэтому еще на стадии приема на работу и оформления документов, включая штатное расписание, трудовую книжку, трудовой договор с работником, его личную карточку, работодателю следует ознакомиться с порядком применения Постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 и указывать название должности (профессии) и трудовой функции работника так, как указано в Списках 1 и 2.

    При несовпадении наименования должностей (либо трудовой функции) для работника существует риск наступления негативных последствий: работнику ПФР может отказать в досрочном выходе на пенсию. В этой связи работнику можно рекомендовать попытаться доказать идентичность наименований, заручившись правовой поддержкой Минтруда России, изложенной в письме от 02.08.2000 № 3073-17, № 06-27/7017 . Государственные органы признают право работника на льготное пенсионное обеспечение при соблюдении необходимых требований для возникновения такого права, несмотря на разные наименования одной профессии.

    Список 1: особо вредные условия

    Установление факта, что характер трудовой функции работника у конкретного работодателя связан с особо вредными или особо тяжелыми условиями труда, как того требует Список 1, производится через аттестацию рабочих мест.

    Работодатель, а также соответствующие государственные (муниципальные) органы по просьбе работника обязаны предоставить ему справку о характере и периоде работы. Указанные документы предоставляются в дальнейшем в Пенсионный фонд и являются основанием для исчисления работнику льготного стажа и досрочного выхода на пенсию по старости.

    Право на досрочную льготную пенсию по старости согласно Списку № 1 с особо вредными условиями имеет тот работник, профессия которого идентична профессии из Списка 1, при соблюдении условий, что:

  • у работника полная трудовая занятость (то есть не менее 80 % своего рабочего времени работник выполняет работу в особо вредных и особо тяжелых условиях труда) и
  • факт работы в особых условиях может быть документально подтвержден.
  • Основным, но не единственным документом, подтверждающим факт работы в особых условиях, является трудовая книжка. Законодатель не ограничивает работника в праве предоставить иные документы, которые Пенсионный фонд также обязан принять для подсчета страхового стажа для установления льготной пенсии. Это могут быть справка работодателя о периоде и характере работ, личная карточка работника, трудовое соглашение, оформленное по правилам, действовавшим на момент его заключения, справки о заработной плате, приказы и иные документы. Право работника предоставлять дополнительные документы закреплено в пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.

    Стаж работы в должности, включенной в список льготных профессий с вредными условиями труда, для мужчин составляет не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев для женщин.

    Список 2 льготных профессий

    В специальный стаж работнику также будет засчитана работа, если его работа (должность, профессия) и показатели с вредными и тяжелыми условиями труда включены в Список 2.

    При включении работы из Списка 2 в специальный стаж следует учитывать разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 о порядке применения льготных Списков 1 и 2.

    Пенсионный фонд обязан назначить работнику досрочную льготную пенсию по старости, включив в подсчет специальный трудовой стаж работу, если:

  • должность работника из указанных в Списках 1 и 2 вредных профессий РФ,
  • у работника полная трудовая занятость (то есть не менее 80 % своего рабочего времени работник выполняет работу в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, включая командировки, больничные, отпуска (ежегодный, дополнительный), время для перерыва на обед).
  • Особые правила подсчета специального трудового стажа предусматривают, что:

    • при сокращении объема производства и перевода работника на режим работы с неполным рабочим днем (рабочей неделей) стаж следует считать исходя из фактически отработанного времени;
    • в подсчет специального стажа не подлежат включению периоды работы, в которые предоставлялись учебные отпуска.
    • Льготное пенсионное обеспечение по Спискам 1 и 2

      Несмотря на проводимую в настоящее время в стране очередную пенсионную реформу, направленную, в том числе, на увеличение пенсионного возраста, которая уже с 1 января 2017 года коснулась некоторых граждан, являющихся государственными и муниципальными служащими, а также лиц, занятых на политических должностях, порядок льготного пенсионного обеспечения сохранился прежним.

      Суть льготного пенсионного обеспечения заключается в том, что мужчины могут выйти на пенсию по старости не в 60 лет, а женщины при достижении 55 лет, а на несколько лет раньше.

      Это означает, что те работники, работа (должность, профессия) которых включена в Списки 1 и 2 вредных профессий РФ, при условии соблюдения требований:

    • о стаже работы на указанных работах у мужчин не менее 10 лет и у женщин — 7 лет 6 месяцев, а также
    • наличии страхового стажа у мужчин не менее 20 лет, у женщин – 15 лет,
    • то указанные работники имеют право на льготное пенсионное обеспечение. Это означает, что мужчины могут выйти на пенсию по достижении 50 лет, а женщины – по достижении возраста 45 лет.

      При отработке не менее половины требуемого срока на работах, включенных в список льготных профессий с вредными условиями труда, и при условии соответствия остальным требованиям закона (включая требуемый минимальный страховой стаж и период работы во вредных и опасных условиях труда) мужчины и женщины могут также рассчитывать на особый порядок назначения страховой пенсии – общеустановленный для всех граждан России пенсионный возраст подлежит уменьшению на один год за каждый полный год такой работы.

      В заключение укажем нормативно-правовую базу, регулирующую отношения по назначению пенсий, касающиеся, в том числе, льготного пенсионного обеспечения в связи с выполнением работ на вредных и опасных условиях труда. Это:

    • Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ регулируется право на досрочное назначение страховой пенсии;
    • до 01.01.2015 применению подлежал Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (см. подпункт 1 пункта 1 статьи 27).
    • glavkniga.ru

      Когда уходят на пенсию по «горячему» стажу

      Непрерывный стаж работы на предприятии во вредных и опасных условиях труда называется «горячим» стажем. «Горячий» стаж (по сути это вредный стаж) входит в состав такого понятия, как «льготная пенсия», которое предполагает выход на пенсию раньше достижения общего пенсионного возраста. Какие профессии относятся к «горячему» стажу и как его рассчитывать, можно узнать из данной статьи.

      Законодательная база

      В законодательстве РФ составлены списки профессий, дающие право на льготную пенсию (постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10).

      В статье 30 ФЗ РФ указаны виды специальностей и требования к досрочному выходу на пенсию, а расчет пособия проводится за специальной формулой, закрепленной Федеральным законом (№ 400-ФЗ). Подробнее о минимальном стаже для выхода на пенсию — читать тут.

      Список профессий

      Существуют определенные специальности, которые выходят на пенсию раньше общеустановленного срока. Согласно закону, они разделены на два списка. К «горячему» стажу относится первый список (первая сетка):

    • специальности, предусматривающие горные и подземные работы (шахта, рудники, постройка подземных сооружений и пр.);
    • особо тяжелые условия работы (переработка нефти, добыча газа и пр.);
    • работа в горячих цехах (металлургия и пр.).
    • Мужчины, работающие на специальностях по данному списку, уходят на пенсию по достижению 50 лет. Льготный стаж должен составлять не менее 10 лет, а страховой – 20 лет работы. Для женщин предусмотрен выход на пенсию в 45 лет. Стаж работы на перечисленных выше предприятиях должен составлять не менее 7,5 лет работы, а страховой – от 15 лет.

      Документация для подтверждения льготной пенсии

      Для получения информации, касающейся необходимого пакета документов, можно обратиться в ближайший территориальный Пенсионный Фонд. Для получения права на досрочную пенсию необходимо обратится в выше названое учреждение минимум за 5 месяцев до предполагаемого выхода на пенсию. Такой строк нужен для того, чтобы гражданину успеть собрать необходимые документы, а специалистам ПФ рассмотреть предоставленную документацию и принять решение об отказе или разрешении на льготную пенсию.

      Подать заявление можно также через Интернет на сайте ПФ.

      Список документов

      Копия и оригинал трудовой книжки с необходимыми записями и договор о трудоустройстве. Дополнительно предоставляются сведения, которые подтверждают право на ранний уход на пенсию (уточнение условий и особенностей труда), и документы, подтверждающие наличие вредных условий на выполняемой должности. Копия и оригинал паспорта, идентификационный код налогоплательщика и свидетельство о страховании, а также свидетельство о рождении ребенка. Также в список документации входит свидетельство о браке (женщинам) и военный билет (мужчинам). Сведения о доходах за предыдущие 5 лет работы.

      Начисление регулярных ежемесячных пособий

      При начислении регулярных ежемесячных пособий учитывается совокупность всех полных трудовых дней с условием положенных отчислений (работодателем или работником) в ПФ. В стаже также учитывается отпуск (декретный, по уходу за ребенком и ежегодный) и периоды временной потери трудоспособности.

      Выплаты производятся ежемесячно. Получить пособие можно в ближайшем отделении государственной почты, через банковые учреждения или через другие организации, которые занимаются доставкой пособий.

      sovetadvokatov.ru

      Льготники уйдут вовремя

      Сразу необходимо успокоить всех льготников, которые сегодня трудятся на вредных и опасных производствах: все ваши пенсионные права остаются в полном объеме, принятое решение позволит не допустить ухудшения пенсионного обеспечения, на которое застрахованные лица рассчитывали до введения в действие нового пенсионного законодательства. Об этом «РГ» заверили в Минтруде России, который и подготовил документ.

      Данное постановление правительства (N 665 от 16 июля 2014 г.), по сути, пролонгировало действие предыдущего аналогичного документа и закрепило перечень ныне действующих «списков вредности», дающих право на досрочную пенсию, а также правил исчисления льготных периодов работы.

      Принятие постановления, подчеркивают в минтруде, не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения ныне действующих в этой области нормативных правовых актов правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Более того, документ прямо указывает на то, что старые нормы продолжают действовать. Некоторые перечни, списки и правила исчисления льготного стажа датируются 50-60-ми годами прошлого века.

      Например, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется так называемый Список N 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года.

      Однако к тем работникам данных отраслей, у которых льготный трудовой стаж начался до 1 января 1992 года, будет применяться более ранний документ — Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года.

      Таким образом, прослеживается четкая преемственность нормативной базы советского периода и нынешнего в отношении льготных категорий работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию.

      Аналогичная ситуация и со Списком N 2, в который входят производства, цеха, профессии и должности с тяжелыми условиями труда.

      rg.ru

      Расчёт льготного стажа для досрочной пенсии

      Работникам, которые имеют стаж работы на вредных и тяжелых условиях производства, а также в районах Крайнего Севера, назначается досрочная пенсия. Как суммируется льготный стаж, если человек в течение жизни менял профессию, место работы и жительства?

      Вопросов при определении права на льготную пенсию возникает немало, особенно когда специальный стаж «смешанный» или же не выработан полностью ни по одному основанию.

      Требования по специальному стажу

      Правительством закреплен список производств и профессий, которые дают право на льготы. Но они во многом устарели, законодательство постоянно изменяется и не все предприятия подают сведения в ПФР о своих работниках.

      Основные проблемы возникают, когда человек не может подтвердить имеющийся специальный стаж документами, и в случае, когда трудно определить: есть право на пенсию или нет.

      Условия назначения пенсий при работе во вредных и тяжелых условиях не меняются с 1956 года, когда они впервые были установлены.

      По Списку №1:

    • до десяти лет снижения возраста;
    • наличие специального стажа от 7,5 лет (для женщин) до 10 лет (для мужчин);
    • количество страхового (ранее общего трудового) стажа не меньше 15 лет (женщины) и 20 лет (мужчины).
    • По списку №2:

    • до пяти лет снижения о возраста;
    • наличие льготного стажа от 10 лет (для женщин) до 12,5 лет (для мужчин);
    • По «Северу»:

    • наличие льготного стажа 15 календарных лет в районах КС или 20 лет в МПКС;
    • количество страхового (ранее общего трудового) стажа не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины).

    Кроме названных, законом установлены так называемые «малые списки», которые предусматривают досрочную пенсию для представителей отдельных профессий: геологов, железнодорожников, водителей пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах — всего их около полутора десятков. Требования для них разные, но все они снижают пенсионный возраст на 5 лет.

    По Спискам №1 и №2 допускается пропорциональное снижение возраста, если отработано не меньше половины требующегося стажа. В первом случае, 1 год за год работы, во втором случае — 1 год снижения за 2,6 года работы для мужчин, и за 2 года для женщин. Для «Севера» также предусматривается 4 месяца снижения за каждый отработанный год.

    Для выхода на пенсию по «малым спискам» — нужно иметь полный требуемый стаж.

    По каким правилам учитывается льготный стаж?

    Достаточно часто встречаются ситуации, когда у человека не имеется полного требуемого стажа для досрочной пенсии, но в то же время он работал в особых условиях по нескольким основаниям. Например, он жил и трудился 6 лет на Севере, а после выезда — еще 10 лет водил БелАЗ на угольном карьере.

    «Северные» права он не приобрел, так как для этого требуется 15 лет; водители грузового транспорта на вывозке руды также уходят на пенсию досрочно, лишь отработав полные 15 лет.

    В подобных случаях допускается суммирование льготного стажа, но по особым правилам. Соблюдается принцип: к работе, дающей право на выход по менее льготным условиям, может быть прибавлен период работы с такими же условиями или дающий большие преимущества.

    Так, например, по Списку №2 — снижение составляет 5 лет, а по Списку №1 — 10 лет. Для получения права на льготу по 2-му списку в специальный стаж включаются периоды по 1-му списку; обратный вариант — не допускается.

    Какие же виды льготного стажа могут быть объединены для приобретения права?

    К работе по Списку №1, а это «подземные», вредные (химическое производство) и горячие (металлургия) условия труда, приравнивается только деятельность по ликвидации последствий чернобыльской аварии.

    К работе по Списку №2 (тяжелые условия труда) — прибавляется работа по 1-му списку. Кроме того, в него могут быть включены периоды работы на ж/транспорте, водителем грузовика на вывозе руды из карьеров, сезонные работы на лесосплаве, плавсоставе, в геологоразведочных экспедициях, на рыбном промысле.

    Перечисленные виды будут учтены только, если при суммировании набирается полный требуемый стаж — 12,6 лет.

    К «северному» стажу— приплюсовываются Списки №1 и №2 и практически все «малые» списки» дающие снижение по возрасту на 5 лет. Здесь нужно обратить внимание на то, что «Север» не только дает возможность выйти на пенсию досрочно, но и влияет на ее размер. При наличии справки о зарплате с повышенным коэффициентом (хотя бы за один месяц) — размер будет выше. Кроме того, «северная» льгота рассчитывается пропорционально отработанному стажу, если отработано 7,5 и более лет.

    Возвращаясь к примеру с водителем БелАЗа, можно сделать вывод о том, что к имеющемуся «Северному» периоду может быть прибавлена работа водителем («малые списки») и в результате приобретается право на снижение возраста на пять лет.

    Какая пенсия выгоднее при «смешанном» стаже?

    Нередко бывает, что у человека имеется разный льготный стаж, в том числе его достаточно для того, чтобы уйти на досрочную пенсию по нескольким основаниям. Например, мужчина выработал 10 лет в подземных условиях и имеет право на пенсию по Списку №1 в 50 лет. Но также в трудовой книжке отмечено 5 лет на Севере. По исполнении 55 лет, он вправе обратиться с заявлением о переводе его на пенсию по «северному» основанию. Эта работа суммируется. Тогда расчет будет сделан с применением «северного» коэффициента.

    Возможность использовать заработок в повышенном размере была введена в закон с 1 января 2002 года. Поэтому, если он обращается за назначением уже в «обычной» местности, но на указанную дату проживал на Севере — льгота применяется независимо от его возраста. Другими словами, сначала он использует льготу по возрасту, а затем — возможность увеличить размер пенсии.

    Важно! Если у вас имеется различный льготный стаж и разные основания для выхода на досрочную пенсию, необходимо получить консультацию у специалистов Пенсионного фонда. Законом допускаются разные варианты определения как льготы по возрасту, так и размера пенсии. Они зависят от периода работы, времени и местности, где она протекала. Условие непрерывности для этого не требуется.

    Кто может уйти на пенсию до наступления пенсионного возраста? Что такое списки профессий, а также как подтвердить свой особый трудовой стаж?

    В расчёте трудового стажа учитывается не только рабочее время, но и другие периоды жизни. Читайте подробности.

    Читайте далее: Что такое медико-социальная экспертиза, каким будет размер трудовой пенсии по инвалидности и какова процедура ее оформления?

    Рост потребительских цен и пересчет пенсий. Каких пенсий коснулась индексация 2015, а также что ожидает пенсионеров в будущем — подробнее читайте тут!

    pensionnyj-fond.ru

    Официальный сайт органов власти МО «Селенгинский район»

    Досрочная трудовая пенсия железнодорожникам

    В соответствии с подпунктом 5, пунктом 1, статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.2001г № 173 трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55, женщинам — по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

    Работникам железнодорожного транспорта и метрополитена, учитывая особый характер их труда, пенсия по старости может назначаться досрочно и в соответствии с подпунктами 1 и 2, пункта 1 вышеуказанной статьи по перечню профессий и должностей, предусмотренных в первую очередь в Списках N 1 и N 2, а согласно пп. 5, п. 1, ст. 27 по Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 апреля1992 г. N 272.

    По Списку N 1 пенсия назначается мужчинам по достижении 50 лет при наличии страхового стажа 20 лет, из которых не менее 10 лет должно приходиться на работы, дающие право на эту пенсию, женщинам — по достижении 45 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет, из которых не менее 7 лет и 6 месяцев должно приходиться на указанные работы.

    По Списку N 2 пенсия назначается мужчинам по достижении 55 лет при наличии страхового стажа работы не менее 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев должно приходиться на работы, дающие право на эту пенсию, женщинам — по достижении 50 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет, из которых не менее 10 лет должно приходиться на указанные работы.

    В тех случаях, когда работник (в том числе железнодорожного транспорта и метрополитена) по каким-либо причинам не выработал стажа на соответствующих видах работ, дающего право на пенсию по Спискам N 1 и N 2, но имеет его не менее половины требуемого, законодательством предусмотрена возможность уменьшения возраста выхода на пенсию пропорционально специальному стажу. Так, гражданам, проработавшим на работах, предусмотренных Списком N 1, не менее половины установленного срока (мужчины — не менее 5 и женщины — не менее 3 лет и 9 месяцев), трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы. Гражданам, проработавшим на работах, предусмотренных Списком N 2, не менее половины установленного срока (мужчины — не менее 6 лет и 3 месяцев и женщины — не менее 5 лет), трудовая пенсия по старости назначается: мужчинам — с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев, а женщинам — за каждые два года работы, дающей право на пенсию по Списку N 2. Следует иметь в виду, что данная льгота не распространяется на работников, которые пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи.

    Рассмотрим подробнее вопросы о том, кому и при каких условиях предоставляются эти льготы.

    Подпунктом 5 определены две категории лиц, которым установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:

    — работники железнодорожного транспорта и метрополитена;

    — водители грузовых автомобилей.

    Для каждой из этих категорий предусмотрены собственные критерии оценки занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Для водителей грузовых автомобилей следует подтвердить личное участие на вывозке угля, сланца, руды, породы на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах, поэтому сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке работника, может быть недостаточно для подтверждения занятости на указанных работах.

    Так, правом на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости пользуются рабочие локомотивных бригад и работники отдельных категорий, которые непосредственно участвуют в организации перевозок и обеспечивают безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. Мужчинам пенсия назначается по достижении 55, женщинам — по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах, дающих право на пенсию в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи. К ним относятся работники службы пути, службы движения и перевозок, локомотивного и вагонного хозяйства, службы энергетики. При этом не имеет значения, какие перевозки они осуществляют: грузовые или пассажирские.

    Круг работников железнодорожного транспорта и метрополитена, которым предоставляется досрочное пенсионное обеспечение, содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272. Данный Список применяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля2002 г. N 537.

    При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении таких работников следует иметь в виду, что указанный Список распространяется не только на работников магистральных железных дорог системы Министерства путей сообщения РФ (далее — МПС России), но и на работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций. Например, в Списке от 24 апреля1992 г. предусмотрены кочегары поездов, машинисты тепловозов и некоторые другие профессии без дополнительных уточнений. Этим работникам пенсия в связи с особыми условиями труда назначается независимо от того, на какой железной дороге они заняты.

    Факт занятости на соответствующих видах работ может служить основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости только в том случае, если такая работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, что в каждом конкретном случае подтверждается необходимыми документами.

    Работникам железнодорожного транспорта и метрополитена, которые не заняты непосредственно перевозками, трудовая пенсии по старости может назначаться в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи согласно перечню профессий и должностей, предусмотренных в соответствующих разделах Списков N 1 и N 2 (см. комментарий к подп. 1 и 2 п. 1 настоящей статьи).

    Основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи является наличие страхового стажа и стажа работы, предусмотренной соответственно Списками N 1 и N 2, определенного абзацами первыми указанных подпунктов. Для лиц, которые выработали не менее половины требуемого стажа на соответствующих видах работ, предусмотрена возможность уменьшения возраста выхода на трудовую пенсию по старости пропорционально имеющемуся стажу на таких работах. Такой порядок досрочного назначения трудовой пенсии по старости для работников, которым назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи, не предусмотрен.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 239 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи, засчитывается время выполнявшейся до 1 января 1992 г. работы, предусмотренной Списками N 1 и N 2 от 1956 г., наравне с работами, предусмотренными Списками N 1 и N 2.

    При этом следует иметь в виду, что в список N 2 от 1956 г. включены работы, которые в настоящее время дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи. Поэтому если до 1 января 1992 г. работники железнодорожного транспорта и метрополитена выработали не менее половины стажа работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списком N 2 от 1956 г., то вопрос о назначении трудовой пенсии по старости таким работникам может быть рассмотрен в соответствии с подп. 2 п. 1 комментируемой статьи.

    Круг работников железнодорожного транспорта и метрополитена, которые имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, определен Списком от 24 апреля1992 г. Этот Список распространяется на работников как федерального железнодорожного транспорта системы МПС России, так и промышленного железнодорожного транспорта организаций, имеющих подъездные пути, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

    Перечень ранее применявшихся наименований профессий и должностей работников железнодорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, определен разъяснением Минтруда России от 11 июня1992 г. N 5в «О порядке применения Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Минтруда России от 11 июня1992 г. N 21и.

    Постановлением Минтруда России от 1 апреля 2003 г. N 15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком от 24 апреля 1992 г., тем же профессиям, которые предусмотрены Списком N 2 от 1956 г. и которые при пересмотре соответствующих выпусков ЕТКС были унифицированы в профессии, включенные в Список от 24 апреля 1992 г. Периоды работы в профессиях, по которым установлено тождество, могут засчитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи на основании выписок из соответствующих выпусков ЕТКС или постановлений Госкомтруда СССР, подтверждающих унификацию профессий.

    Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, являющихся специфичными для железнодорожного транспорта и метрополитена, помещены в ЕТКС (вып. 56, раздел «Железнодорожный транспорт и метрополитен»), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря1983 г. N 283/24-82.

    Должностные обязанности работников железнодорожного транспорта также предусмотрены квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих, определенными указанием МПС России от 18 октября1996 г. N А-914-у.

    Итак, основным критерием определения занятости работников локомотивных бригад, работников железнодорожного транспорта и метрополитена на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является их занятость в профессиях (должностях), предусмотренных Списком от 24 апреля1992 г.

    В этот Список включены работники, которые непосредственно осуществляют организацию перевозок и обеспечивают безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

    Метрополитен — вид рельсового транспорта. Линии метрополитена обычно прокладываются под землей (в тоннелях), а при необходимости — по поверхности и на эстакадах. Метрополитен включает не только непосредственно железную дорогу, но и здания, сооружения, станции, депо с ремонтной службой и др.

    Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является частью единой транспортной системы страны и состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

    Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

    Списком от 24 апреля1992 г. ряд профессий и должностей предусмотрены без дополнительных условий, поэтому для работников, занятых в таких профессиях и должностях, не имеет значения, на каких железных дорогах они заняты: магистральных или железнодорожных путях организаций. Например, это относится к кочегарам паровозов, машинистам и помощникам машинистов автомотрис и мотовозов, машинистам и помощникам машинистов паровозов, машинистам и помощникам машинистов электровозов, машинистам и помощникам машинистов дизель-поездов, машинистам и помощникам машинистов электропоездов (секция).

    Работникам перечисленных профессий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости дает их работа в составе локомотивных бригад железнодорожного транспорта или метрополитена либо непосредственное участие в организации перевозок и безопасности движения на железных дорогах.

    Как указывалось выше, Список от 24 апреля1992 г. распространяется и на работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций. Например, в этом Списке предусмотрены кочегары поездов, машинисты тепловозов и некоторые другие профессии без дополнительных уточнений. Этим работникам пенсия в связи с особыми условиями труда назначается независимо от того, на какой железной дороге они заняты.

    Вместе с тем некоторые работники будут иметь право на досрочную трудовую пенсию по старости, если выполняют работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным или с особо интенсивным движением поездов. К ним относятся, например, бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, монтеры пути, ремонтники искусственных сооружений. Магистральные железные дороги — это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, входящих в систему МПС России. Особо интенсивное движение — это размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутном участке — более 48 пар в сутки. Интенсивное движение — соответственно, более 50 пар в сутки.

    Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, ежегодно утверждаемым МПС России. График является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог, основой организации движения поездов и объединяет деятельность всех подразделений, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.

    Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены работники, занятые на определенных железнодорожных станциях. Такие условия применяются к дежурным по сортировочным горкам, занятым на станциях внеклассных и I класса, диспетчерам маневровых железнодорожных станций внеклассных и I класса, операторам сортировочных горок, занятым на станциях внеклассных и I класса.

    Железнодорожная станция — пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

    При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении работников железнодорожных станций (дежурных по станциям, по сортировочным горкам, диспетчеров маневровых, операторов сортировочных горок, осмотрщиков вагонов, слесарей по ремонту подвижного хозяйства) необходимо знать, на каких станциях они работают. Станции подразделяются на внеклассные, I — V классов. Объем выполняемых работ оценивается в баллах по показателям, установленным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 ноября1986 г. N 495/26-192 (указание МПС России от 8 января1987 г. N 10пр-4).

    К внеклассным относятся станции, имеющие 100 баллов и более, к I классу — свыше 40 до 100 баллов, ко II — свыше 18 до 40 баллов, к III — свыше 8 до 18 баллов, к IV — свыше 1,5 до 8 баллов, к V — менее 1,5 балла.

    Объем выполняемых работ на станциях, а также размеры движения поездов на железных дорогах содержатся в Правилах технической эксплуатации железных дорог, утверждаемых МПС России. С учетом этих показателей определяется интенсивность движения поездов на конкретной железной дороге, классифицируется конкретная станция, что закрепляется приказом по предприятию.

    Отдельным категориям работников железнодорожного транспорта право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется при условии выполнения конкретных работ. Это касается следующих работников, предусмотренных Списком от 24 апреля1992 г.: дежурных по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятых приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением.

    Дежурные по железнодорожным станциям — это сменный помощник начальника станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими передвижениями подвижного состава по главным и приемоотправочным путям станций (а где нет маневрового диспетчера — и по остальным путям).

    Разграничение районов управления и круг обязанностей каждого дежурного по станции указываются в техническо-распорядительном акте станции.

    Критерием определения занятости дежурных по железнодорожным станциям на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является не только документально подтвержденная работа на станциях внеклассных и I класса, но и выполнение предусмотренных Списком от 24 апреля1992 г. работ на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением.

    При этом то обстоятельство, что указанные работники могут управлять передвижениями подвижного состава по маневровым путям, не лишает их права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены диспетчеры маневровые железнодорожных станций внеклассных и I класса.

    Правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются члены локомотивных бригад. Что понимается под этими бригадами? Локомотивная бригада представляет собой группу работников, назначаемых на обслуживание поездных или маневровых локомотивов, а также мотор-вагонных поездов. Работниками локомотивных бригад являются машинист и помощник машиниста, а на паровозе — и кочегар паровоза.

    Под локомотивами понимаются все виды железнодорожных тяговых средств. В зависимости от вида источников энергии они делятся на тепловые и электрические. Тепловые локомотивы — паровозы, паротурбовозы, тепловозы, мотовозы — имеют собственные силовые установки для выработки энергии (на паровозе — это паровая машина, на паротурбовозе — паровая турбина, на тепловозе и мотовозе — двигатель внутреннего сгорания, на газотурбовозе — газовая турбина). Функции локомотивов выполняют также моторные вагоны, входящие в состав дизель-поезда (в отличие от локомотивов они имеют места для пассажиров и багажа).

    Поясним также, что представляет собой дизель-поезд. Это состав, в который входят два или несколько моторных вагонов с тяговыми дизельными двигателями, располагающимися на концах поезда, и несколько прицепных вагонов. Управление при этом осуществляется с одного поста. Дизель-поезда обеспечивают пригородное сообщение на неэлектрифицированных участках железных дорог. К дизель-поездам относится также автомотриса — самодвижущийся железнодорожный вагон с силовой установкой, предназначенный для перевозки пассажиров, грузов или вагонов.

    Ранее в состав локомотивных бригад, обслуживающих многосекционные тепловозы, входили дизелисты. В настоящее время такой профессии на железнодорожном транспорте нет. Функции бывшего дизелиста выполняет помощник машиниста тепловоза, который пользуется правом на пенсионные льготы, поэтому период работы в профессии дизелиста тепловоза засчитывается в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

    Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими локомотивов и мотор-вагонных поездов федерального железнодорожного транспорта устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от типа локомотивов и мотор-вагонных поездов, а также от местных условий на основе систем обслуживания, утвержденных МПС России.

    Машинисты-наставники локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизель-поездов, мотор-вагонных (электро) секций пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение так же, как и машинисты-инструкторы локомотивных бригад.

    Для перевозки людей, грузов и инструмента, используемого для технического осмотра путей, на железной дороге используется дрезина — транспортная машина, передвигающаяся по рельсам. В отличие от машинистов мотовоза, который является локомотивом, водители дрезин правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.

    В системе железнодорожного транспорта имеются экипировочные бригады, в состав которых могут входить машинисты тепловозов, паровозов, электровозов, дизель-поездов, электропоездов (секций) и других локомотивов. Этим работникам досрочное пенсионное обеспечение не установлено, поскольку они не перевозят грузы и пассажиров. Экипировочные бригады выполняют работы на экипировочных пунктах по подготовке локомотивов к перевозке грузов и пассажиров (заправка топливом, смазкой, водой, песком, проверка приборов безопасности и др.). В состав таких бригад включаются, как правило, машинисты локомотивов и их помощники, которые по каким-либо причинам не могут работать в составе локомотивных бригад.

    На метрополитене (как и на железнодорожном транспорте) кроме непосредственно перевозок выполняются маневровые работы на станциях оборота. Такие работы производятся машинистами электровозов (их помощниками) и занимают незначительную часть их рабочего времени. Основное рабочее время у них затрачивается на перевозку пассажиров. Выполнение маневровых работ на метрополитене не лишает их права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    В Списке от 24 апреля1992 г. предусмотрены машинисты крана (крановщики), занятые на паровых кранах на железнодорожном ходу. Машинист крана и крановщик — это разные наименования одной профессии, поэтому и крановщики, и машинисты паровых (в том числе паропутевых) кранов в равной степени могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение. При замене парового котла на дизельный двигатель характер работы и условия труда машинистов крана существенно не изменились, но при этом ликвидировалась запыленность, изменился температурный режим и т.д., поэтому машинистам дизельных и дизель-электрических кранов пенсия по старости назначается на общих основаниях.

    Кочегары, работающие на паровых (паропутевых) кранах на железнодорожном ходу, пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости.

    Диспетчеры поездные, кондукторы грузовых поездов, машинисты-инструкторы локомотивных бригад, регулировщики скорости движения поездов, старшие поездные диспетчеры метрополитена, составители поездов выполняют работы, непосредственно связанные с организацией перевозок и обеспечением безопасности движения. Поэтому достаточным подтверждением их занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может служить запись в трудовой книжке о работе в соответствующей профессии (должности) на железнодорожном транспорте или метрополитене.

    Например, диспетчеры поездные отвечают за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку, т.е. непосредственно и постоянно руководят движением поездов.

    Поездные диспетчеры работают и на предприятиях железнодорожного транспорта, и на предприятиях метрополитенов. При этом старшие поездные диспетчеры приобретают право на указанную пенсию, только если заняты на метрополитене.

    Порядок действий поездных диспетчеров по выполнению операций, связанных с отправлением поезда, устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября2000 г. N ЦД-790. Поездные диспетчеры могут быть участковыми, узловыми, кустовыми, диспетчерами отделений дорог. Все они имеют право на пенсионные льготы, так как непосредственно и постоянно руководят движением поездов. В связи с внедрением на железнодорожном транспорте селекторной связи, с помощью которой диспетчер имеет возможность давать необходимые указания всем станциям, расположенным на участке, оборудованном этой связью, появилась должность «диспетчер селекторной связи». Учитывая, что характер работы и условия труда диспетчеров селекторной связи (в том числе селекторных диспетчеров, диспетчеров-селектористов) не отличаются от характера работы и условий труда поездных диспетчеров, им также пенсия может назначаться раньше общеустановленного возраста.

    Всем остальным диспетчерам (диспетчерам локомотивного депо, диспетчерам по регулированию вагонного парка, диспетчерам локомотивным, дорожным и др.), кроме диспетчеров маневровых железнодорожных станций внеклассных и I класса, трудовая пенсия по старости назначается на общих основаниях.

    На железной дороге имеются рефрижераторные поезда с холодильными установками. Рефрижераторный поезд — это поезд, сформированный из рефрижераторных вагонов. Механики таких поездов (секций) пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости.

    Механики рефрижераторных поездов (секций) в составе бригад проводят их техническое обслуживание, которое представляет собой комплекс работ, направленных на подготовку вагонов к перевозкам скоропортящихся грузов, поддержание требуемых температурных и вентиляционных режимов в грузовых помещениях вагонов в процессе перевозки, а также обеспечение безопасности движения поездов, пожарной безопасности и охраны труда.

    Механикам рефрижераторных поездов (секций) в специальный стаж для назначения льготной пенсии включаются периоды их работы в 1978 — 1990 гг. в качестве начальников рефрижераторных поездов (секций) при обслуживании таких поездов меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами обслуживания рефрижераторных поездов (секций), и при наличии подтверждающих документов о доплате за совмещение профессий (названное разъяснение Минтруда России от 11 июня1992 г. N 5в).

    Для механиков рефрижераторных поездов (секций) запись в трудовой книжке о выполняемой работе может быть достаточным документальным подтверждением критерия занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    В Списке от 24 апреля1992 г. предусмотрены ремонтники искусственных сооружений. К ним относятся бетонщики, землекопы, каменщики, мостовщики, плотники, слесари мостовые, тоннельные рабочие, штукатуры. Всем этим рабочим трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если они заняты ремонтом и содержанием искусственных сооружений на магистральных железных дорогах и на участках с интенсивным движением поездов.

    Правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются осмотрщики-ремонтники вагонов, а также осмотрщики вагонов всех наименований (осмотрщики-пролазчики, осмотрщики-автоматчики, осмотрщики по сохранности вагонного и контейнерного парка), занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог.

    Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены:

    бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов;

    монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

    Для таких работников следует документально подтвердить занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов. Особо интенсивное движение поездов: размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных — более 48 пар в сутки.

    Критерием определения их занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является документально подтвержденное выполнение работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. При этом не имеет значения, какой ремонт выполняют указанные работники: капитальный, средний, подъемочный.

    Железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов. Железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения). Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов — пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.

    В соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного транспорта, утвержденной МПС России 1 июля2000 г. N ЦП-774, в задачу текущего содержания пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями.

    Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Под ним понимается изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению.

    Основным структурным подразделением путевого хозяйства, осуществляющим текущее содержание пути, является дистанция пути. Протяженность дистанции пути и ее структурное деление устанавливались МПС России в зависимости от эксплуатационных условий.

    Дистанции пути должны иметь чертежи и описания всех имеющихся на дистанциях сооружений и устройств путевого хозяйства, железнодорожных подъездных путей, где обращаются локомотивы железной дороги, и др.

    Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог. К ним приравнены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог.

    Пункты технического обслуживания вагонов формируются на станциях формирования и расформирования поездов, а в пути следования — на станциях, предусмотренных графиком движения, и предназначены для осмотра, технического обслуживания каждого вагона поезда, а при выявлении неисправностей — ремонта вагонов.

    Перечни станций, на которых размещаются пункты технического обслуживания, устанавливаются начальником железной дороги. Порядок технического обслуживания излагается в технологическом процессе работы пункта технического обслуживания.

    Пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов выявляют и устраняют коммерческие неисправности, угрожающие безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. Их организуют на станциях формирования поездов, смены поездных локомотивов, локомотивных бригад и передачи вагонов с дороги на дорогу, а также на других станциях.

    Перечень станций, на которых организуют пункты коммерческого обслуживания, утверждает начальник железной дороги.

    Допускается организация совмещенного коммерческого и технического осмотра с привлечением к коммерческому осмотру прошедших обучение работников пункта технического обслуживания вагонов.

    Работа пункта коммерческого обслуживания организуется на основании технологического процесса, разрабатываемого начальником станции в соответствии с типовым технологическим процессом работы пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов, с учетом технического оснащения и местных условий работы станции.

    Технологический процесс работы пункта коммерческого осмотра утверждает начальник отделения дороги по согласованию с руководителями служб, работники которых участвуют в коммерческом осмотре.

    Технологический процесс работы пункта коммерческого осмотра должен предусматривать качественный осмотр всех груженых вагонов в коммерческом отношении и порожних вагонов на предмет наличия остатков грузов, своевременное устранение выявленных неисправностей в установленное технологическим процессом работы станции время.

    В системе железнодорожного транспорта имеются депо, ремонтные заводы и другие организации, работники которых не участвуют непосредственно в организации перевозок. Работникам этих организаций, если они заняты на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, трудовая пенсия по старости может назначаться досрочно по Спискам N 1 и N 2 от 1991 г. или Спискам N 1 и N 2 от1956 г.

    admselenga.ru