Правила о поведении учащихся в коллективе

Правила поведения учащихся

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

1.1. Настоящие Правила поведения учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 (далее — Школа) разработаны в соответствии с Типовым положением об общеобразовательной школе, Законом РФ «Об образовании».

1.2. Учащийся должен соблюдать Устав школы и Правила для учащихся утвержденные Советом Школы.

1.3. Выполнять учебный план и правила внутреннего распорядка.

1.4. Соблюдать правила техники безопасности.

1.5. Бережно относиться к общественному имуществу, соблюдать чистоту и по рядок.

1.6. Возмещать причиненный материальный ущерб (самостоятельно или за счет
родителей /лиц, их заменяющих/).

1.7. Принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории , в меру своих физических возможностей.

1.8. Учащимся следует уважать право собственности. К ученикам, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до уголовного наказания, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их дежурному администратору или учителю.

1.9. Подчиняться обоснованным действиям педагогов.

1.10. Быть вежливым, тактичным с учащимися, учителями и другими взрослыми.

1.11. Соблюдать нормы общественного поведения.

1.12. В целях обеспечения в школе дисциплины, порядка и создания благопри­ ятных условий для успешной работы школьного коллектива учащимся школы категорически запрещается:

— приносить, передавать или использовать в школе ненужные для учебных за­ нятий предметы, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и нарко­ тические средства;

— курение на территории школы и в самой школе;

— приносить и использовать любые предметы и вещества, способные привести к взрывам и возгораниям, оружие;

— применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания, вымо­ гательства.

1.13. Запрещается без разрешения педагогов уходить из Школы и с ее территории в урочное время. В случае пропуска занятий уча­щийся должен предъявить классному руководителю справку от врача или записку от родителей о причине от­сутствия на занятиях. Пропускать занятия без уважительной причины не разрешается.

2. Поведение на занятиях

2.1. При входе педагога в класс учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как педагог ответит на при­ветствие и разрешит сесть.

2.2. Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство ученика.

2.2. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами; мобильные телефоны, планшеты и др.средства должны быть отключены и убраны с рабочего стола.

2.3. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога.

2.4. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос, он поднимает руку.

2.5. Занятия проводятся по кабинетной системе. За каждым учеником в кабинете закреплено строго определенное место. Каждый ученик отвечает за сохранность санитарного состояния своего рабочего места.

2.6. На уроки физической культуры ученики являются в спортивной форме и спортивной обуви. Без разрешения учителя в спортивный зал учащиеся не входят. Учащиеся, освобожденные от занятий физкультурой, обязательно присутствуют в зале.

2.7. На уроке учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему надо бережно и аккуратно.

2.8. 3вонок (сигнал) об окончании урока дается для учителя; только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс.

2.9. Если учащийся опоздал на урок по уважительной причине, ему следует постучать в дверь, извиниться и с разрешения учителя сесть за парту, не мешая ходу урока.

2.10. Домашнее задание следует записывать в дневник. С урока учащийся уходит, после того как выяснит домашнее задание.

3. Поведение до начала, в перерывах и после окончания занятий

3.1. Учащийся приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоя­щему уроку.

3.2. Во время перерывов между занятиями (перемен) и пос­ле их окончания учащийся обязан навести порядок на своем рабочем месте.

3.4. Во время перемены учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме т ex мест, где им запрещено, находится в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории).

· бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;

· толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу; .

· употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим.

3.6. С амовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.

3.7. Входить учащимся в учительскую без разрешения;

3.8. После окончания уроков ученики идут в раздевалку только в присутствии учителя, проводившего урок. Учитель следит, чтобы все ученики оделись и ушли домой или в группу продленного дня; остаются в школе только те ученики, которые заняты работой (кружки, секции, клубы, факультативы, спец.курсы).

3.9. Дежурный по классу:

· обеспечивает порядок в классе;

· помогает педагогу подготовить класс уроку;

· после окончания занятий проводит посильную уборку класса.

3.8 .Учащиеся, находящиеся в столовой:

· подчиняются требованиям педагога и работников столовой;

· проявляют осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд;

· убирают стол после принятия пищи.

3.9. Учащиеся, находящиеся в столовой:

· подчиняются требованиям педагога и работников столовой; проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд;

· убирают стол после приема пищи.

· запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

4.1. В целях соблюдения эстетических и санитарных норм учащиеся Школы должны соблюдать деловой стиль в одежде (одежда классического покроя, однотонного цвета).

4.2. Исключается из школьного гардероба:

· спортивная одежда вне занятий физкультуры;

· одежда вечернего или дискотечного плана.

4.3. Разрешается использование бижутерии в виде неброских сережек, умеренный макияж учащимся III ступени.

5.1.Учащиеся не имеют права во время нахождения на тер­ритории Школы и при проведении школьных мероприятий со­вершать действия, опасные для жизни и здоровья самого себя и окружающих.

5.2.Настоящие Правила распространяются на территории Школы и на все мероприятия, проводимые Школой.

5.3. За нарушение настоящих Правил и Устава школы учащиеся привлекаются к ответственности.

maou-soch14.edusite.ru

Оглавление:

I .Общие положения

1.1. Правила для учащихся средней общеобразовательной школы (в дальнейшем именуются «Правила») принимаются общешкольной конференцией обучающихся. Порядок созыва конференции и ее представительства определяется администрацией школы совместно с педагогическим советом школы не позднее 1 месяца до конференции. После принятия Правила утверждаются и вводятся в действие приказом директора школы.

1.2. Правила ежегодно обсуждаются на классных собраниях и при необходимости вносятся изменения и дополнения, о чем сообщается в письменной форме дирекции школы не позднее 1 месяца со дня проведения классного собрания. Поступившие предложения классных собраний рассматриваются администрацией и принятое решение доводится классному собранию письменно или через своего представителя на собрании не позднее 1 месяца со дня вступления.

1.3. Вопрос об изменениях в настоящих Правилах вносится на рассмотрение конференцией при наличии предложений не менее чем из 1/3 классных коллективов или сбора подписей от 1/3 старшеклассников (8-11 классы) с предложением и решение принимается общешкольной конференцией учащихся с последующим утверждением дирекцией школы.

1.4. Настоящие правила устанавливают нормы поведения учащихся с момента зачисления их в школу и регулируют взаимоотношения учащихся друг с другом, а также с работниками школы, способствуют успешной учебной работе каждого учащегося, воспитанию уважительного отношения к личности и ее правам, развитию культуры поведения и навыков общения на основе традиций чувашского населения.

II. Общие правила поведения

2.1. Учащийся приходит в школу для выполнения учебной работы, развития своих способностей и склонностей. Любые организованные занятия в школе регулируются расписанием, утверждаемым директором школы.

Учащийся в школу является за 15-20 минут до начала занятий, чистый и опрятный.

2.2. Учащийся школы проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Все учащиеся к педагогам, другим работникам школы и взрослым, а младшие школьники и педагоги к учащимся старших классов обращаются на «вы».

2.3. при выходе и входе в помещение школьники уступают дорогу взрослым, старшие школьники – младшим, мальчики – девочкам.

2.4. В коридорах и на лестничных пролетах устанавливается правостороннее движение.

2.5. Вне школы учащиеся ведут себя достойно, чтобы не уронить свою честь, не запятнать доброе имя Школы.

2.6. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и чужому имуществу. По просьбе учителей, а также по своей инициативе включаются в общественно полезный для Школы труд.

III. Поведение на занятиях и обязанности

3.1. При в ходе педагога в класс, учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как педагог ответит на приветствие и разрешит сесть. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего с разрешения директора или в экстренных случаях в класс.

3.2. Каждый учитель, не ущемляя права учащихся, определяет свои требования к ним на занятиях в соответствии с настоящими Правилами.

3.3. При необходимости выйти из класса во время урока, учащийся должен встать и получить разрешение у педагога, и получив его, выйти и зайти бесшумно.

3.4. Учащийся поднимает руку, чтобы задать вопрос учителю. Учащиеся 9-11 классов по согласованию с учителем разрешается задать вопрос сидя.

3.5. Урок завершается со звонком или другим сигналом, оповещающим об этом. После объявления учителем об окончании урока учащиеся встают и убирают свои рабочие места и выходят из класса.

3.6. Учащийся обязан:

· Выполнять Настоящие Правила для учащихся;

· Добросовестно готовиться к каждому уроку;

· Подчиняться школьным инструкциям и правилам;

· Выполнять просьбы и требования администрации, учителей и взрослых, если они предъявлены в рамках их компетенции;

· Не пропускать занятия без уважительных причин.

IV. Поведение во внеурочное время

4.1.1. До начала урока готовит свое рабочее место и все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

4.1.2. По просьбе дежурного по классу (кабинету) выходит из учебного помещения для его проветривания.

4.1.3. Помогает учителю или дежурному подготовить класс к следующему уроку.

4.1.4. В столовой соблюдает очередность при получении еды, проявляет осторожность и внимание при получении и употреблении горячих и жидких блюд, убирает стол за собой, принесенные с собой еду и напитки по возможности употребляет в столовой.

4.2. Дежурный по классу (кабинету) обеспечивает порядок в классе, проводит посильную уборку после окончания урока, помогает учителю готовиться к следующему уроку, по необходимости проводит проветривание классного помещения, и в обязательном порядке – во время большого перерыва.

V. Учащимся запрещается

5.1. Учащимся запрещается:

· приносить в школу и на ее территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, взрыво- и огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;

· пропускать учебные занятия, уходить из урока или школы и с ее территории в урочное время без разрешения педагогов и уважительных причин. В случае пропусков занятий учащийся предъявляет классному руководителю. Оправдательный документ (справку от медицинского или другого учреждения или записку от родителей (законных представителей) о причинах отсутствия на занятиях);

· появляться в помещении в головном уборе, грязной одежде и обуви (может быть установлена сменная обувь по школе);

· опаздывать на занятия;

· кричать, шуметь в коридорах во время занятий, мешать отдыхать другим, употреблять непристойные выражения и жесты;

· толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;

· бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр.

VI. Меры наказания

6.1. К учащимся, нарушающим установленный Правилами порядок и взаимоотношения, могут быть применены следующие меры дисциплинарной ответственности (наказания):

· замечание; выговор; строгий выговор; исключение из школы; общественное порицание на классном или общешкольном собрании учащихся;

· извещение родителей по месту их работы.

6.2. Все вышеуказанные меры дисциплинарной ответственности, кроме исключения из школы, могут быть применены классным собранием, администрацией школы, как в устной, так и в письменной форме.

6.3. Любые формы наказания должны быть доведены до родителей (законных представителей) в течение трех дней со дня принятия решения.

6.4. Исключение из школы применяется в исключительных случаях и в порядке, определенном Уставом школы.

6.5. Меры наказания считают доведенными до учащегося 1-9 классов, если они были объявлены ему в присутствии хотя бы одного педагога. Учащийся 10-11 класса считается наказанным, если меры наказания были вынесены письменно, и они объявлены ему под расписку.

Выполнение Правил для учащихся учитывается классными руководителями при составлении характеристики на учащихся (по необходимости, заявкам правоохранительных органов, учащихся и их представителей) и в обязательном порядке доводятся до родителей (законных представителей) учащихся при допущении отклонений.

о единых требованиях к организации

I. Общие положения

1.1. В целях регулирования взаимоотношений участников образовательного процесса и соблюдения ими общих требований по организации образовательного процесса в соответствии с Уставом гимназии разработано настоящее Положение «О единых требованиях к организации образовательного процесса» (далее именуется «Единые требования»).

1.2. Единые требования вводятся в действие приказом директора гимназии после принятия большинством членов педагогического коллектива и являются обязательными для исполнения всеми участниками образовательного процесса локальным актом.

1.3. Единые требования могут быть изменены, дополнены и пересмотрены по инициативе администрации, педагогического совета, конференции школы, общешкольного родительского собрания, не менее 1/3 классных собраний учащихся.

1.4. С целью систематического поддержания взаимоотношений с родителями, информировании их о выполнении учащимися настоящих требований и учебных поручений по согласованию с общешкольным родительским комитетом последняя суббота каждого месяца объявляется «Днем открытых дверей» для родителей. Посещение уроков родителями в этот день является свободным и согласуется лишь с учителем, проводящим урок.

1.5. Администрация несет ответственность за своевременное ознакомление всех участников образовательного процесса с настоящими Едиными требованиями, а также напоминание не менее 1 раза в течение учебного года.

1.6. При проведении общешкольных торжественных мероприятий с учащимися администрация гимназии обеспечивает исполнение Государственного Гимна Чувашской Республики, Гимна гимназии (после его утверждения). При этом могут быть использованы фонограммы или хоровое исполнение Гимна.

Гимн Чувашской Республики и/или/ Гимн __________ гимназии слушают или исполняют стоя.

1.7. Любые мероприятия с обучающимися не могут проводиться более 1,5 часов в 1-8 классах, 2 часов в 9-11 классах. Все внеклассные мероприятия с учащимися завершаются не позже 18 часов для 1-8 классов и 20 часов – для 9-11 классов.

1.8. Требования, возникающие в ходе организации образовательного процесса, не зафиксированные настоящим Положением, предъявляются к участникам образовательного процесса с соблюдением Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека администрацией или другими локальными актами гимназии, которые не могут противоречить законодательно-нормативным документам.

II. Требования к организации учебной работы

2.1. Образовательный процесс в гимназии регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, утверждаемыми гимназией самостоятельно в соответствии с примерными рекомендациями Министерства образования Чувашской Республики.

2.2. Учебная работа проводится строго по расписанию уроков и занятий, утвержденному директором гимназии . При составлении расписания занятий учитываются педагогические требования, требования КЗоТ Российской Федерации в части соблюдения продолжительности рабочего дня, пожеланий специалистов образования. Целесообразно уроки по учебным предметам, требующим напряженной работы, чередовать с уроками меньшей умственной трудности, чередовать последовательность устных и письменных видов работ и т.д.

Запрещается концентрация в расписании на одни дни гуманитарных предметов, а на другие – естественно-математических.

Проведение сдвоенных уроков в начальных классах запрещается. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков трудового обучения, физической культуры целевого назначения. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков.

2.3. За правильную и рациональную организацию учебной работы в соответствии с учебным планом гимназии ответственность несет заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе.

2.4. С учетом пожеланий учителей администрация создает благоприятные условия для повышения педагогического мастерства учителям, в том числе, предоставляя еженедельно свободный от уроков день, если это не повлечет ухудшения организации образовательного процесса. Работа учителем на этот день планируется самостоятельно, кроме случаев организации плановых занятий методическим кабинетом отдела образования администрации района или методическим объединением гимназии.

2.5. Уроки в классах начинаются и завершаются со звонком. За 1 (одну) минуту до начала уроков дается короткий предупредительный звонок для приготовления учащимися школьных принадлежностей. Учащиеся, опоздавшие на урок, допускаются к обучению в соответствии с Правилами для учащихся. Учитель не может задержать класс после звонка с урока.

2.6. Конкретное содержание текущего урока учитель определяет самостоятельно на основе утвержденного директором рабочей программы или календарно-тематического плана с учетом ее усвоения всеми учащимися. Учитель обязан рационально использовать отведенное Уставом для учебной деятельности время, предварительно продумывая организацию всех этапов урока.

2.7. Домашние задания учащимся даются с учетом возможности выполнения их в пределах: в начальных классах – не более 2 часов, в том числе в 1 классе желательно без домашних заданий или до 1 часа, во 2 классе – до 1,5 часа; 5-7 классах – не более 2,5 часа; 8-11 классах – не более 3,5 – 4 часов.

2.8. Уроки физической культуры, трудового (допрофессионального) обучения, а также практические и лабораторные занятия по химии, физике и другим предметам проводятся при строжайшем соблюдении правил и норм техники безопасности и наличии соответствующей формы.

2.9. Гимназия самостоятельно выбирает форму оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации учащихся в соответствии с Положением о них.

2.10. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования завершается итоговой аттестацией в установленном порядке.

2.11. Учитель несет ответственность за своевременную организацию установленных администрацией зачетов для учащихся старших классов. Итоговая и текущая аттестация учащихся не проводится в первый день после выходных, каникул, праздников, а также по субботам и в канун праздников. В одном и том же классе не может проводиться более одной проверочной работы в день, не считая проверочных работ по физической культуре, трудовому обучению, изобразительному искусству, музыке. График текущей и итоговой аттестации учащихся утверждается заместителем директора по учебно-воспитательной работе, как правило, на учебную четверть (семестр) за 3 дня до ее начала.

2.12. Невыполнение Единых требований учащимися служит основанием для обсуждения его отношения к учебной деятельности на классном собрании, замечаний классного руководителя (учителя), письменных или устных докладных его родителям (законным представителям), вынесения мер общественного порицания ученическими объединениями. Меры дисциплинарной ответственности принимаются в порядке, установленном Правилами для учащихся.

III. Требования к школьной и учебной документации

3.1. Школьная документация (классные журналы, журналы факультативных классов, записи уроков чувашского языка и литературы). занятий, журнал учета пропущенных и замещенных уроков, личные дела учащихся) заполняются аккуратным почерком синими или фиолетовыми пастами (чернилами) в порядке, предусмотренном соответствующими инструкциями на одном из государственных языков. Как правило, вся документация оформляется на русском языке. Гимназия постепенно переходит к оформлению школьной документации на чувашском языке (классные журналы и личные дела учащихся начальных классов, записи уроков чувашского языка и литературы).

3.2. Ученическая документация (тетради, дневники, альбомы) заполняются учащимися, как правило, фиолетовой или синей пастой (чернилами). Каждый учитель по своему предмету предъявляет единые требования по ведению тетрадей (альбомов) и проверяет в низ записи не менее 1(одного) раза в четверть, а по тем предметам, по которым предусмотрена доплата за проверку тетрадей – после каждой письменной работы с соответствующей оценкой. По изобразительному искусству, черчению оценивается каждая самостоятельно выполненная работа.

3.3. Учащийся в соответствии с п.____ Правил для учащихся обязан приносить дневник в школу. На каждом уроке он делает записи домашних заданий в дневнике и подает учителю в случаях его опроса. Учитель добивается выставления каждой оценки в дневник на уроке.

IV. Требования к родителям

4.1. Родители обучающихся (законные представители) обязаны:

4.1.1. Обеспечить учащихся школьными принадлежностями, тетрадями в нужном количестве, дневником, школьной и специальной формами с их согласия.

4.1.2. Систематически проявлять интерес к школьной жизни, интересоваться успехами и (или) неудачами в учебной деятельности своих детей.

4.1.3. Посещать гимназию, встретиться с классным руководителем, учителями, при необходимости с членами администрации не менее 1 (одного) раза в течение учебной четверти.

4.1.4. Просматривать дневники учащихся, беседовать с ними по поводу учебных успехов и неудач, расписаться о проведении анализа учебной недели.

4.1.5. Посещать классные, общешкольные родительские собрания.

4.1.6. По требованию общешкольного родительского комитета содействовать и участвовать в дежурстве родителей в гимназии и в ее микрорайоне.

4.1.7. По приглашению председателя или заместителя председателя педагогического совета гимназии присутствовать на его заседании и при необходимости отчитываться

перед ним о работе с ребенком (детьми).

4.2. Ответственность за ликвидацию причиненного учащимися материального ущерба, академической задолженности обучающегося по одному или двум предметам, несут родители, в т.ч. и финансовую в установленном порядке.

4.3. Родители по возможности способствуют улучшению условий учебы детей в школе, помогают в оформлении и ремонте классных помещений.

4.4. Родители (законные представители) учащихся обязаны установить время, но после которого ребенку не разрешается находиться вне дома, особенно в вечернее и ночное время. После 22 часов учащиеся гимназии любого возраста не могут находиться вне дома, кроме экстренных случаев.

gov.cap.ru

Правила поведения в обществе для школьников

Этикет для детей

Правила поведения для мальчиков

Правила поведения в театре, в кино

Собираясь в театр, кино или на концерт, помни, что отдохнуть и получить наслаждение хочешь не только ты, но и другие. Поэтому не мешай окружающим приятно проводить время. Это главная заповедь при выходе «в люди».

Одежда торжественная: прийти в театр в джинсах и футболке — признак дурного тона.

В театр, кино и на концерт приходи заранее, чтоб успеть отдышаться, сдать верхнюю одежду в гардероб, привести себя в порядок и найти места. Если твои места в середине зала, проходи к ним лицом к сидящим. Если ты пришел с девушкой, ты идёшь первым, прокладывая путь и принося извинения недовольным соседям. Кстати, воспитанный человек, если его потревожат, никогда не покажет своего раздражения и не будет ждать, пока у него попросят разрешения пройти, а встанет заранее сам, заметив идущих по узкому проходу. Вставая и садясь, старайся избегать шума. Сиденья кресла опускай бесшумно (ты должен сделать это для своей девушки). Вставая, придерживай сиденье рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Не занимай оба подлокотника, ведь твоему соседу, возможно, тоже хочется облокотиться. Свои вещи держи на коленях, а не бросай на пол под сиденье. Не склоняйся на спинку соседнего кресла и не упирайся в него ногами. Не занимай чужих мест; неприятно смотреть на тех, кого с позором изгоняют с чужих мест.

Если ты по какой-либо причине опоздал, входи в зал тихо и садись на свободные места, если таковых нет — стой возле двери. Свои места можно занять только во время антракта.

У некоторых людей есть привычка перед началом фильма или спектакля рассказывать содержание. Этого делать нельзя. У твоего спутника будет возможность вскоре самому всё узнать.

Во время спектакля ты должен только слушать и смотреть. Даже если спектакль или фильм неинтересен, вежливость обязывает молча досидеть до конца спектакля. Если это невыносимо — зал можно покинуть в перерыве.

Когда начинается программа, нужно прекратить всякие разговоры. Во время спектакля запрещается делать все, что мешает окружающим: шушукаться с соседом, хихикать, ёрзать в кресле, шуршать обёртками от конфет, жевать, вслух комментировать происходящее на сцене или экране, подпевать исполнителю или отбивать такт ногой, сидеть с любимой голова к голове, разговаривать по сотовому телефону. Сотовый телефон должен быть отключен на время спектакля. Если у тебя кашель или насморк, подумай, прежде чем выходить в свет. Нужно позаботиться не только о своем здоровье, но и о спокойствии других. Сходишь в другой раз.

Как уходить. Некоторые срываются с мест и мчатся в гардероб, не дождавшись конца пьесы. Это в высшей степени невежливо. Дождись, когда опустится занавес и все артисты уйдут со сцены, только после этого вставай с места.

Последнее замечание. Ты не имеешь права бросать девушку на произвол судьбы посреди ночного города (многие спектакли заканчиваются довольно поздно). Ты обязан проводить ее, если не до двери, то хотя бы до подъезда ее дома. Хотя если уж до подъезда дошел, то и до квартиры довести сможешь.

Правили поведения на улице

На улице много народа, а потому ты должен соблюдать основные правила массового общения, чтобы избежать стрессов и конфликтов.

Итак, у нас правостороннее движение, поэтому идя по улице, не устремляйся против общего потока. Встречных обходи с правой стороны. Даже если ты очень торопишься, не лети, сбивая всех с ног, не прокладывай себе дорогу локтями, а проси разрешения пройти: «Извините, разрешите пройти».

В многолюдной толпе не превращайся в черепаху, иначе ты можешь дождаться, когда кто-нибудь придаст тебе ускорение. Не останавливайся внезапно посреди тротуара, даже если тебя осенила гениальная мысль. Иди в ритме со всеми.

Сумки несут обычно в правой руке, стараясь не бить ими прохожих по ногам и не пачкать пальто. Зонт неси в вертикальном положении. Раскрытый зонт держи над головой так, чтобы вода не стекала на прохожих, а спицы не лезли им в глаза. Если ты под зонтом с девушкой, то зонт держишь ты.

Правило гласит: мужчина, сопровождающий даму, всегда идёт с левой стороны. Этот обычай уходит в средние века, когда у каждого мужчины на левом боку висела сабля или шпага. Чтоб оружие при ходьбе не ударяло по ногам спутницы, мужчина старался идти слева от дамы. Этому правилу в наше время не подчиняются только военные в форме. Чтобы отдавать воинское приветствие встречным военным и не задевать при этом локтем свою даму, им удобнее идти справа.

Любую тяжелую ношу своей спутницы настоящий мужчина обязан взять в свои руки, но не дамскую сумочку — девушка несет её сама. Мужчина с дамской сумочкой в руках смотрится смешно и нелепо.

В немноголюдной толпе молодые люди могут пройтись в обнимку, если они сумеют при этом идти красиво и не мешать общему движению. На улице неприлично смеяться, целоваться и находиться нетрезвым.

Если ты встретил на улице своего знакомого, не останавливайся посреди тротуара, чтобы переброситься с ним парой слов — отойди в сторону. Если ты кого-то ждешь на улице, то лучше походи взад-вперед, а не стой на одном месте.

Если девушка, идя с тобой, повстречала другого знакомого парня, то она не обязана вас представлять друг другу. Ты должен идти вперед медленным шагом или стоять поодаль, пока она разговаривает с повстречавшимся человеком. В то же время современный этикет запрещает в подобной ситуации парню оставлять девушку одну. Ты должен представить свою спутницу и только после этого начать беседу.

Если тебе нужно обратиться к прохожим, чтоб узнать дорогу, не забудь воспользоваться словами: «спасибо», «пожалуйста» и «простите». Если, напротив, за помощью обратятся к тебе, ответь ясно и коротко. Если не знаешь, так и скажи: «К сожалению, я не знаю», а не запутывай человека длинными разъяснениями. Абсолютно недопустимо пройти мимо, проигнорировав вопрос или процедив сквозь зубы нечто невразумительное.

Есть на улице недопустимо, даже если ты голоден, как волк. Лучше зайди в кафе или бар. Летом в жару можешь съесть мороженое — это нужно сделать быстро и изящно, не дав ему растаять.

Ни для кого не секрет, что нужно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Всегда придерживайся правой стороны дороги, а если нет тротуара, то иди навстречу движению.

Не пересекай проезжую часть улицы наискось, не перебегай улицу в неположенном месте. Не прогуливайся с друзьями в шеренгу по тротуару, вы закроете весь проход, и прохожие будут вынуждены вас обходить. Там, где можно пройти только по одному, пропусти вперед старших.

Громко не разговаривай и не смейся во весь голос; не разбрасывай по сторонам обёртки от жвачки и конфет — для этого есть мусорные контейнеры.

Не показывай пальцем на людей или предметы. Совершенно недопустимо проявлять любопытство к людям с внешними недостатками. Помоги таким людям, а также старикам, если этого требует ситуация. Однако не навязывай свои услуги, если люди в твоей помощи не нуждаются, либо отказываются. Если ты заметил у человека (даже незнакомого) какие-то погрешности в одежде, то тихо скажи ему об этом — человек будет тебе благодарен. Если человек уронил носовой платок, прикасаться к нему не следует. Надо подойти к его владельцу, тихонько сказать: «Вы уронили», и показать глазами.

При входе в магазин сначала пропусти выходящих, а потом уже заходи сам.

Необходимо помнить, что мужчина или парень с сигаретой в зубах, сопровождающий женщину, компрометирует эту женщину на все сто процентов.

Как вести себя в общественном транспорте

Нельзя висеть на подножках или бежать за движущимся транспортом, а тем более вскакивать и запрыгивать на ходу — это опасно для жизни. Если автобус переполнен, лучше подожди следующего.

При посадке и высадке пропускай вперед детей и пожилых, уступай им место. Необходимо уступать сидячие места больным, беременным женщинам, родителям с детьми и пожилым людям. Это правило еще никто не отменял. Трамвай обходи спереди, автобус и троллейбус — сзади.

Чтобы пройти в переполненном автобусе или троллейбусе, не стоит «работать локтями», толкаться, лезть напролом, просто попроси посторониться, пропустить вперед.

В общественном транспорте недопустимо есть что-либо, грызть семечки, ковыряться в зубах, курить, стряхивать снег или дождевые капли с одежды, бросать мусор на пол, разглядывать пассажиров, развёртывать газету на полвагона, заглядывать в книгу соседа, вести беседы о личной жизни и служебных делах, подслушивать чужие разговоры.

Если ты перевозишь колющие и режущие предметы, то аккуратно их упакуй, иначе можешь поранить или порвать чулки или одежду пассажирам.

Правила поведения в поездке за рубеж

В последнее время русские люди все чаще выезжают за рубеж, и здесь есть свои острые моменты.

Во-первых, запомни, другая страна — другие нравы. К обычаям другой страны необходимо относиться деликатно. За границей ты представляешь нашу страну, и по твоим поступкам и поведению будут судить о народе в целом.

Собираясь за границу, узнай о климате, обычаях и достопримечательностях той страны, которую ты собираешься посетить, чтоб не попасть впросак. Не поленись выучить несколько английских слов и фраз — они тебе там могут пригодиться.

В аэропорт необходимо приехать заранее, чтобы успеть выполнить необходимые формальности. Таможенный досмотр не воспринимай как личное оскорбление: таков порядок везде.

В самолёте думай не только о своем покое, но и о покое окружающих. Не издавай криков удивления или страха при взлёте и посадке. Не рассказывай соседям страшных историй об авариях и катастрофах в небе. Не занимай чужих мест, у тебя есть свое. Не бравируй своей смелостью и пристегнись ремнём безопасности, таковы правила.

В поезде правила этикета остаются в силе. Заходя в купе, поздоровайся со спутниками. Представляться не обязательно, только если появилось желание продолжить знакомство.

Не злоупотребляй правом на нижнюю полку, которая формально закреплена за тобой билетом. Ведь человек с верхней полки не сможет всю поездку провести там. Дай ему возможность периодически спускаться вниз и сидеть рядом. Помни и о том, что ящик для багажа тоже общий.

Больному или пожилому человеку воспитанный юноша всегда уступит лучшее место.

Есть в поезде нужно так, чтобы не беспокоить соседей. Не употребляй продукты с сильным ароматом: чеснок, лук, селедку и тому подобное. Во время еды не откусывай от целого помидора так, что брызги летят во все стороны, не разрывай зубами кусок мяса, не выламывай крылья курице, не чавкай, в общем, веди себя достойно.

Тихая, приятная беседа поможет в дороге скоротать время. Однако не подавляй попутчиков своей чрезмерной общительностью: не рассказывай им всю историю своей жизни, не посвящай в свои личные проблемы, не задавай некорректных вопросов: кто да зачем едет, где работает, сколько получает и т. п. Мрачно молчать тоже не стоит — это угнетающе действует на окружающих. Лучший способ прекратить разговор с назойливым соседом — углубиться в книгу или журнал.

В поезде не устраивай шумных бесед, не играй в карты до глубокой ночи (нет нужды говорить, что ни в коем случае не играй в карты с незнакомыми людьми, иначе рискуешь быть ободранным как липка), не пой, не расхаживай по вагону, не хлопай дверьми и не занимай надолго туалет.

Правила поведения в отеле, в гостинице

В отеле нужно поддерживать порядок в номере, следить за сохранностью отельного имущества, иначе тебя могут попросить заплатить штраф за испорченную вещь. Соблюдай существующий распорядок дня, в ресторан отеля приходи без опозданий, иначе можешь остаться без еды: правила отелей довольно строги. Приходить в ресторан нужно в приличной одежде, недопустимо являться к столу в купальнике, в шортах и футболке.

Выходя в город, не забудь про местные нравы и обычаи. Прежде чем что-то купить или куда-то сходить, узнай, сколько это стоит, потому что тебе может не хватить денег. Надо заметить, что русские за границей за все сильно переплачивают. Причина не только в том, что мы не умеем торговаться, но и в том, что мы часто даже не знаем, сколько что стоит, а иностранцы это знают и умело используют.

Правила поведения на пляже

На пляже нельзя брызгать, пусть даже случайно, на соседа и загораживать ему солнце, закапывать в песок мусор, загорать в обнимку с любимой или класть голову ей на живот; плюхаться с разбега в море, обрызгивая людей, стоящих поблизости, тащить в море подружку, которая сопротивляется и вопит во все горло от страха; далеко заплывать и игнорировать замечания спасателей.

Правила поведения в коллективе

Вежливому, культурному человеку присуща тактичность. Такт — это чувство меры. Быть тактичным — значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить ту или иную форму общения с ним.

В коллективе — в школе, институте и т. д. — будь вежливым. Хамство недопустимо нигде.

Внимание к приятелям, одноклассникам не должно быть назойливым. Не лезь в душу к людям, не грузи их своими проблемами. Избегай фамильярности по отношению к другим, не допускай ее и по отношению к себе.

Никогда не перемывай кости окружающим, не обсуждай их манеру одеваться, фигуру и цвет лица, не судачь о том, кто как на кого посмотрел, иначе горя не оберешься: уже на третьем человеке твои слова обретут совершенно иной смысл. Сплетни — грязное дело, постарайся и сам не опускаться до них, и старайся, чтобы это не коснулось тебя.

Если ты любишь шутить, следи, чтобы твои шутки не задели самолюбия окружающих, постарайся не причинить боли неуместной шуткой. Помни важное правило: в 99% из 100 твои шутки над внешностью людей, их именами или какими-то привычками успеха тебе не принесут и друзей вряд ли добавят.

На реальные ошибки людей нужно указывать спокойно, без оскорблений.

Если возникло какое-то недоразумение, если ты считаешь, что с тобой обошлись несправедливо, постарайся спокойно разобраться в ситуации. Раздражение — плохой помощник, нужно владеть собой. Парень, потерявший контроль над собой и переходящий на личности, оказывается в еще более удручающем положении.

Как выработать пунктуальность и точность

• Приучайся вставать без будильника в назначенное время.

• Держи все свои вещи и книги в порядке, чтобы у каждого было свое определенное место. Тогда тебе всегда будет легко найти нужную вещь или книгу.

• Приготовь с вечера все, что понадобится взять с собой, чтобы утром не тратить времени на поиски нужной вещи или не забыть ее в спешке.

• Всегда выходи из дома заранее. Лучше прийти раньше на две-три минуты, чем опоздать.

• Не опаздывай на собрания, в компанию. Этим ты крадешь время у людей, которые пришли вовремя и вынуждены тебя ждать.

• Если одолжил что-нибудь у кого-нибудь, отдавай точно в обещанный срок, не ожидая, пока напомнят. И уж конечно вещь должна быть в том же состоянии, в каком ты ее брал.

• Никогда не обещай того, чего не можешь выполнить. А уж если обещал, сделай.

Важные мелочи

Что бы ты ни делал, всегда нужно помнить, что ты не один на этом свете. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно рядом с тобой. Ведь именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Вежливый человек никогда не включит магнитофон или телевизор на полную громкость; всегда может оказаться, что за стеной кто-нибудь читает или пишет, или спит, и громкий звук ему помешает.

Привычка хлопать со всего маху дверью или громко кричать на лестнице говорит о недостатке воспитания. Ведь в любой квартире может оказаться больной или напряженно работающий человек.

Если ты увидишь, например, рисующего художника, не заглядывай через плечо в его альбом или мольберт. Этим ты можешь ему помешать.

Не заглядывай также в книгу, которую читает твой товарищ, или в письмо, которое он пишет. Это может быть ему неприятно, даже если в письме нет особых секретов. Не каждому хочется, чтобы другой прочел слова, предназначенные не ему.

Но, если ты пишешь что-нибудь сам, не закрывай рукой написанного, когда кто-нибудь подойдет. Не проявляй недоверия к подошедшему, словно он собрался выведать твои секреты.

Не вздумай прочесть письмо, которое адресовано не тебе. Это то же самое, что подслушать чужой разговор.

Но, если ты сам просишь кого-либо передать твое письмо, оставь конверт не заклеенным, иначе ты покажешь, что не вполне доверяешь тому, кто выполняет твою просьбу.

Прописные истины, которые нужно помнить всегда

• Не путай скромность и хорошие манеры с низкопоклонством.

• У каждого есть свои слабости и недостатки. Не раздражайся, замечая мелкие недостатки окружающих, помни, что ты тоже не безгрешен и кого-то, вероятно, так же могут раздражать твои слабости.

• Умей хранить чужие тайны.

• Бережно и доброжелательно относись к более слабым и старайся всегда прийти им на помощь.

• «Слово — серебро, а молчание — золото» — утверждает старая пословица. Тот, кто много говорит, говорит и много глупостей.

• Если ты разочаровался в человеке, которого ценил, держи себя с достоинством, а не пылай от ненависти и желания отомстить, не рассказывай на каждом углу, каким он оказался. Помни, он таким и был, а ошибся, скорее всего, ты, приняв желаемое за действительное.

• Старайся не опаздывать. Хроническая непунктуальность является оскорблением для человека, который тебя ждет, и она может отвратить от тебя многих людей. Люди просто решат, что с тобой не стоит иметь дел.

• Научись слушать — это необыкновенно ценная черта, которая, к сожалению, не часто встречается, но принесет тебе большие дивиденды.

• Всегда с уважением относись к взрослым, уважай старость.

• Умей ценить и беречь дружбу, дорожи этим чувством и не предавай людей. Вряд ли человек, которого ты предал, станет с тобой дружить, если случайно узнает о твоем поступке.

• Во время разговора невежливо постоянно смотреть на часы, это создает неприятное впечатление, так ты показываешь неуважение к собеседнику.

• Не бравируй тем, что хорошо разбираешься в искусстве или музыке. У других, по всей вероятности, тоже есть какие-то не доступные твоему пониманию знания и таланты.

• Не злоупотребляй гостеприимством кого бы то ни было, всегда уходи вовремя. Лучше не досидеть в гостях, чем пересидеть.

• И последнее: запомни эти нехитрые правила и старайся всегда их выполнять, и вскоре заметишь, что люди тебя стали больше уважать, ценить и прислушиваться к твоему мнению.

На нашем сайте вы можете также прочесть:

razdeti.ru