Особо тяжкие меры наказания

Наказание за тяжкие и осбо тяжкие преступления

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ — НАКАЗЫВАТЬ СТРОГО

Библейская заповедь «не убий» адресована и гражданам, и правительствам: убийство и смертная казнь одинаково аморальны. К сожалению, еще многие ратуют за сохранение и широкое применение смертной казни.

Наукой доказано, что преступность порождают субъективные, объективные, негативные причины и условия во взаимодействии. Их воздействие не фатально — от преступлений многих удерживает высокое моральное сознание, и лишь лица с ослабленной общественной установкой оказываются в плену обстоятельств и совершают преступления.

Когда говорят о необходимости сохранения смертной казни, почему-то забывают о причинности в криминологии. А ведь причины преступлений имеют не только криминологическое, но и уголовно — правовое значение. Обнищание населения, резкое падение авторитета закона и правоохранительных органов, кровавые межнациональные конфликты и терроризм, рост безработицы, пьянство и наркомания — реальность наших дней. Можно ли игнорировать это, перекладывая вину общества и государства на убийцу? Конечно, нельзя. Могут сказать, что определенную роль в генезисе преступности имеет наследственность. И это действительно так. Предыдущие поколения передают будущим свой генетический код, который уже содержит определенные установки социального поведения. В то же время действие наследственности не неизбежно, при благоприятных условиях негативные задатки сводятся на нет, не успев проявиться .

Универсального рецепта устранения причин преступлений нет и не может быть, но поскольку социальные причины преступности существуют, то за смешанную вину (преступника и общества) казнить преступника негуманно.

В ст. 6 УК РФ провозглашен принцип справедливости. И нарушать его с позиции криминологии никому не дано. В этом видится главный аргумент против сохранения в России смертной казни.

Против сохранения смертной казни можно привести и такой аргумент. Безошибочного правосудия не бывает. Известны случаи судебных ошибок, когда по приговору суда казнили невиновных. Только поэтому следует отказаться от этого исключительного вида наказания. Известная формула «лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного» особенно наглядна, когда речь идет о применении смертной казни.

В России в течение XX века смертная казнь то вводилась, то отменялась. При советской власти в этом вопросе был произвол, который прекратился лишь с введением в действие УК РСФСР 1960 года. В новом российском Уголовном кодексе, введенном в действие с 1 января 1997 года, законодатель отказался от сохранения смертной казни почти в 30 случаях. И лишь за убийство при отягчающих обстоятельствах смертная казнь сохранилась (ч. 2 ст. 105 УК). Более того, даже в этом исключительном случае установлены ограничения в виде круга лиц, к которым нельзя применять смертную казнь. К их числу отнесены: женщины, граждане, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте, мужчины, которым на момент вынесения приговора судом исполнилось 65 лет (ст. 59 УК).

В России применение смертной казни заморожено уже несколько лет. Когда этот вопрос будет решаться окончательно, никому не известно. Все это время в обществе не прекращается дискуссия о возможности сохранения смертной казни. В течение этого года высказывания сторонников смертной казни уже не раз приобретали форму требований о законодательном ее возобновлении. С учетом высказанных аргументов выход видится в неизбежном и строгом наказании за убийство.

Общество ожесточается, убийства стали чуть ли не обыденным явлением, человеческая жизнь девальвируется.

В этих неординарных криминогенных и все ухудшающихся условиях законодатель не должен быть консервативным. Нужны срочные меры по усовершенствованию закона. Ведь государство порой уже не выполняет свою функцию по охране достоинства и жизни личности. Нужны кардинальные меры по борьбе со всеми преступлениями и особенно с умышленными убийствами. При назначении наказания за совершение особо тяжких преступлений применение смягчающих обстоятельств должно быть минимальным.

Настало время пересмотреть ст. 105 УК. Убийство без отягчающих вину обстоятельств наказывается лишением свободы от 6 до 15 лет (ч. 1 ст. 105 УК). Разрыв — 9 лет! Убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, отнесенное к категории особо тяжких преступлений, наказывается лишением свободы от 8 до 20 лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы. Снова значительный разрыв — 12 лет. Вероятно, за убийство при отягчающих обстоятельствах максимальный срок лишения свободы целесообразно повысить, а временной разрыв, подразумевающий судейское усмотрение при определении меры наказания, по всем видам убийств сократить. Тогда унифицируется судебная практика, меньше будет злоупотреблений. Что можно наблюдать сегодня? Один суд за убийство с отягчающими обстоятельствами назначает 8 — 12 лет, другой по аналогичному делу выносит приговор, предусматривающий для виновных 18 — 20 лет лишения свободы. В результате — обидные для правосудия разговоры: деньги богатых сделали свое дело; с богатым не судись и т.п.

Есть и такая проблема: минимальная санкция за убийство без отягчающих обстоятельств (отнесенное к категории тяжких преступлений согласно ст. 15 УК) составляет шесть лет лишения свободы, и те же шесть лет предусмотрены как минимальное наказание за совершение преступлений средней тяжести, например за кражу с проникновением (ч. 2 ст. 158 УК). Таким образом, убийца и подросток, укравший кролика из чужого сарая, могут получить одинаковое наказание. Но разве сравнить одно с другим можно? Исходя из требования справедливости, стоит пересмотреть классификацию преступлений, данную в ст. 15 УК РФ, убийство без отягчающих обстоятельств также отнести к категории особо тяжких преступлений.

Актуален и вопрос о строгости наказания несовершеннолетних преступников. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетний убийца за совершение преступления любой тяжести не может быть лишен свободы на срок свыше 10 лет. Если можно согласиться со сроком наказания от 6 до 10 лет лицам, совершившим простое или квалифицированное убийство в возрасте от 14 до 16 лет, то для лиц в возрасте от 16 и до 18 лет с учетом социализации личности оно должно быть строже — от 10 до 15 лет. Пока же все несовершеннолетние уверены, что больше 10 лет тюрьмы им не дадут и можно делать что угодно. И делают, совершают порой самые жестокие убийства.

Говоря о гуманном отношении к убийцам, нельзя забывать о жертвах и их родственниках. Согласно ст. 52 Конституции РФ потерпевшие должны быть надежно защищены законом. Главной фигурой в процессе должен быть представитель потерпевшего, а после процесса родственникам убитого необходимо предоставлять гарантии безопасности, охранять их от мести родственников и других лиц, защищающих убийцу.

Совершение убийства нередко сопряжено с совершением других тяжких и особо тяжких преступлений, а наказание по совокупности преступлений согласно ст. 56 УК РФ не может превышать 25 лет лишения свободы. Это правило вызывает возражения. Получается по народной мудрости: семь бед — один ответ. Когда речь идет об умышленном убийстве в совокупности с другими преступлениями, наказания должны суммироваться.

Аналогичная ситуация сложилась и при назначении наказания при совокупности приговоров (ст. 70 УК). За убийство при отягчающих обстоятельствах максимальный срок лишения свободы не должен превышать 20 лет, за новое убийство — такой же срок. Но по правилам ст. ст. 56 и 70 УК РФ при назначении наказания по совокупности приговоров максимальный срок лишения свободы не может быть более 30 лет. Почему же с учетом рецидива, тяжести преступлений и общественной опасности личности подсудимого надо «прощать» ему десять лет? Полагаю, что такая индульгенция в подобных случаях неоправданна.

Зарубежный опыт применения пожизненного лишения свободы показывает, что самым суровым и действенным наказанием оказывается именно оно. Наше общество долго ожидало введения в России пожизненного лишения свободы. Наконец ввели. Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающий в ст. 57 этот вид наказания, действует с 1 января 1997 г. Но суды до сих пор весьма робко применяют пожизненное заключение. В России немало регионов, где суды до сих ни по одному делу не назначили пожизненное лишение свободы.

Наличие самого закона, его разумное применение и эффективное исполнение, безусловно, имеет общее и частное предупредительное значение. Но в любом случае нельзя забывать о хорошо налаженной и мощной разъяснительной работе среди населения, чего у нас недостает и что особенно нужно в период реформирования государственного устройства.

Противники смертной казни утверждают, что страх перед казнью не снижает числа убийств. Сторонники сохранения смертной казни говорят то же самое о пожизненном заключении. Точных научных выводов на этот счет нет. На мой взгляд, предупредительное значение закона бесспорно. При оценке его эффективности важное значение имеет гласность статистики, до сих пор весьма неполной. На практике видно, что назначение строгих мер наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления действенно, если такая линия проводится последовательно. И наоборот, слишком мягкие наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления вызывают протест у населения, пагубно влияют на граждан, имеющих антиобщественную установку, ослабленную волю, низкий образовательно — воспитательный и культурный уровень, то есть склонных к противоправным действиям.

Общество должно адекватно защищаться от убийц, не экономить карательный запал. Ужесточение наказания призвано защищать невиновных.

Дубровин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1979.

С.Ф. Ширинский, адвокат, г. Губкин Белгородской области.

www.zakonno.spb.ru

Точка зрения

За особо тяжкие преступления

Министр внутренних дел Владимир Колокольцев поднял одну из самых благодатных тем для спора и обсуждений — тему смертной казни. Об этом он заговорил в передаче «Итоговая программа» на канале НТВ. К рассуждениям о смертной казни Колокольцева подтолкнули жестокие убийства детей в Шелехове Иркутской области и Набережных Челнах. Министр заявил, что не видит ничего предосудительного в смертной казни как наказании за особо тяжкие преступления. Колокольцев при этом подчеркнул, что, опасаясь «навлечь на себя гнев противников смертной казни», выражает в первую очередь частное мнение, а не делает заявление от лица министра силового ведомства. Министр также добавил, что считает смертную казнь нормальной реакцией общества на свершившийся факт. Комментариев из МВД по поводу высказываний Колокольцева пока не поступало.

Реакция общественности на слова Колокольцева, «обычного человека, выразившего частное мнение», показала, что слова человека его положения не могут остаться простым сотрясанием воздуха. СМИ, депутаты, общественные деятели, блогеры в очередной раз задались вопросом «Казнить нельзя помиловать». В Госдуме мнения разошлись. ЛДПР традиционно выступает за введение смертной казни, КПРФ в этом поддерживает либерал-демократов. В ЛДПР предлагают казнить, как выразился депутат Сергей Иванов, «за изнасилование несовершеннолетних и подобные вещи». Коммунисты готовы лишать человека жизни за убийства, преступления, связанные с детьми, теракты, разбойные нападения, а также за коррупцию в особо крупных размерах. В «Справедливой России» не считают целесообразной отмену запрета на смертную казнь, мотивируя это тем, что сегодня в плане борьбы с преступностью важна не мера, а неотвратимость наказания.

Единороссы ничего определенного касательно смертной казни сказать не могут, они лишь признают, что внутри партии идет дискуссия по этому вопросу. По словам Владимира Плигина, главы думского комитета по конституционному законодательству, желание вернуть смертную казнь можно понять с эмоциональной точки зрения, но в России сейчас нет «достаточного механизма, чтобы исключить возможность судебной ошибки».

А вот член Совета Федерации, глава комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров, разделил «гражданскую позицию» Колокольцева. С этим мнением полностью согласился и глава комитета по конституционному законодательству Евгений Тарло. Оба выразили мнение, что большинство граждан России поддержит возвращение смертной казни за особо тяжкие преступления.

Глава Совета по правам человека при Президенте Михаил Федотов пояснил, что для этого нужно будет принять новую Конституцию, так как мораторий на смертную казнь был введен постановлением Конституционного суда РФ, а решения этого органа имеют высшую юридическую силу. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что треть всех заключенных в России — невиновные люди. Она добавила, что введение смертной казни будет означать международную изоляцию России, в частности выход из Совета Европы, а такое развитие событий губительно не только для экономики, но и вообще для самого существования страны в современном глобальном мире. Публицист Максим Соколов после слов Колокольцева пустился в рассуждения о том, может ли вообще глава МВД высказываться за или против смертной казни. Соколов пришел к выводу, что Колокольцев поступил по принципу «Как человек, я против, но как служитель закона — смиряюсь». Требовать же от чиновников, чтобы они не вправе были иметь личное мнение, публицист назвал «проявлением коммунистической партийности или западной политкорректности».

Если бегло взглянуть на историю смертной казни в России, то становится понятно, что «роман с плахой» у нашей страны длился веками. В Древней Руси человеческая жизнь стоила мало и казнили, грубо говоря, за что попало: за разбой, кражу, святотатство, клевету. При Иване Грозном смертная казнь стала самым распространенным видом наказания, причем делилась на простую — виселица — и квалифицированную — сожжение, отрубание головы, четвертование. При Петре I смертных казней стало существенно меньше, жизни лишали лишь за мятеж, убийство и государственную измену. После Февральской революции 1917 года смертная казнь была на короткий срок отменена, но вскоре по распоряжению Временного правительства на фронте стали казнить за воинские преступления, государственную измену, убийство и разбой. В период становления советской власти смертная казнь пару раз отменялась, чтобы потом быть разрешенной вновь.

Данный вид наказания был прописан в Конституции России 1993 года, в которой говорилось о необходимости «исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». В 1996 году Россия вошла в Совет Европы и подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека, предполагающую мораторий на смертную казнь. В 2009 году Конституционный суд России вынес решение, согласно которому российским судам запрещалось выносить смертные приговоры.

Спорам о допустимости или недопустимости смертной казни тоже не одна сотня лет. Он начался после трактата «О преступлениях и наказаниях» авторства знаменитого итальянского мыслителя Чезаре Беккариа. По сей день в разных странах мира кто-то жаждет расправы над лютыми преступниками и возмущается тому, что Брейвик в тюрьме жалуется на недостаток конфет в рационе, а кто-то говорит о том, что человек не вправе лишать жизни другого человека и вспоминает, как до ареста маньяка Чикатило по ошибке расстреляли двух человек. Доводы и тех и других понять можно.

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник», в беседе с корреспондентом «Руси» заявил, что смертную казнь надо восстановить в виде наказания за особо тяжкие преступления, подчеркнув, что это его личная точка зрения:

– Никогда христианская Церковь не утверждала такой позиции, как непротивление злу насилием. Более того, мы благословляем, например, наших воинов на защиту Отечества, понимая, что жизнь, здоровье, а также другие ценности, религиозные и национальные, должны быть ограждены от посягательств. Мы понимаем, что в целом ряде случаев если не проявить определенной жесткости, то мы получим еще большее количество зла, еще большее количество смертей и трагедий. Исходя из того, что мы призваны уменьшить количество зла в мире, в особо тяжких случаях, когда это действительно имеет значение не как месть, а как ограждение, упреждение, то, что может остановить руку убийцы или маньяка, надо проявлять строгость и жесткость.

Важно понимать, что в Православной церкви, в отличие от католицизма, никогда не было своей «службы безопасности» типа инквизиции или чего-то в таком духе. Оградить жизнь, здоровье и безопасность своих граждан — это задача государства. Церковь не одобряет или благословляет смертную казнь, но иногда призывает государство проявить строгость.

По материалам Владимира Лактанова, интернет-платформа «Русь»

www.naslednick.ru

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года/Общая часть. Глава 4

Статья 20. Цели наказания

Наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Статья 21. Виды наказания

К лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие наказания:

1) лишение свободы;

2) исправительные работы без лишения свободы;

3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

5) увольнение от должности;

6) возложение обязанности загладить причиненный вред;

7) общественное порицание;

8) конфискация имущества;

9) лишение воинского или специального звания.

К военнослужащим срочной службы может также применяться наказание в виде направления в дисциплинарный батальон.

(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 11.10.82, от 20.10.87, Законов РФ от 18.02.93 N 4510-1, от 29.04.93 N 4901-1 — Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 41, ст. 1513; 1987, N 43, ст. 1501; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 10, ст. 360; N 22, ст. 789)

Статья 22. Основные и дополнительные меры наказания

Лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, общественное порицание, направление в дисциплинарный батальон — являются основными мерами наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред могут применяться в качестве основных или дополнительных наказаний.

Конфискация имущества и лишение воинского или специального звания могут применяться только в качестве дополнительных наказаний.

(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 11.10.82, Законов РФ от 18.02.93 N 4510-1, от 29.04.93 N 4901-1 — Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 41, ст. 1513; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 10, ст. 360; N 22, ст. 789)

Статья 23. Исключительная мера наказания — смертная казнь

В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни — расстрела — за особо тяжкие преступления в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Не могут быть приговорены к смертной казни женщины, лица, не достигшие до совершения преступления восемнадцатилетнего возраста, а также мужчины старше 65 лет.

(в ред. Закона РФ от 29.04.93 N 4901-1 — Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 22, ст. 789)

Статья 24. Лишение свободы

Лишение свободы устанавливается на срок от трех месяцев до десяти лет, а за особо тяжкие преступления, за преступления, повлекшие особо тяжкие последствия, и для особо опасных рецидивистов в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и Особенной частью настоящего Кодекса, — не свыше пятнадцати лет. При замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно может быть назначено пожизненно.

При назначении наказания лицу, не достигшему до совершения преступления восемнадцатилетнего возраста, срок лишения свободы не может превышать десяти лет.

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда назначается в исправительно-трудовых колониях-поселениях, колониях общего, строгого и особого режимов или в тюрьме, а также в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режимов.

Отбывание наказания в исправительно-трудовых колониях назначается мужчинам:

осуждаемым впервые к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, — в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности;

осуждаемым впервые к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за умышленные преступления, не являющиеся тяжкими, а именно: незаконное производство аборта (статья 116, части вторая и третья); злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей (статья 122); оставление в опасности (статья 127, часть вторая); клевета (статья 130); мошенничество без отягчающих обстоятельств (статья 147, часть первая); присвоение вверенного имущества без отягчающих обстоятельств (статья 147.1, часть первая); вымогательство (статья 148, части первая и вторая); причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статья 148.3); незаконное повышение или поддержание цен (статья 154.3, часть первая); нарушение государственной дисциплины цен (статья 156.6); незаконное предпринимательство в сфере торговли (статья 162.5, часть первая); обман потребителей (статья 156, части первая и вторая); получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения (статья 156.2, часть вторая); незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов (статья 156.4, часть вторая); выпуск и продажа товаров, не отвечающих требованиям безопасности (статья 157, часть первая); изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки (статья 158, части третья и четвертая); подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов (статья 159); нарушение ветеринарных правил (статья 160); нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (статья 161); незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами (статья 163); незаконный промысел котиков и бобров (статья 164); незаконная охота (статья 166); продажа, скупка, обмен шкурок пушных зверей (статья 166.1); нарушение правил разработки недр и сдачи государству золота (статья 167, часть вторая); самовольная добыча янтаря (статья 167.2 часть вторая); незаконное создание искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации (статья 167.3); незаконная разработка минеральных ресурсов или незаконный промысел живых ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации (статья 167.4); незаконное проведение буровых работ, незаконная прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе Российской Федерации (статья 167.5); незаконное захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации (статья 167.6); незаконное проведение ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации (статья 167.7); нарушение правил эксплуатации и удаления искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации (статья 167.8); незаконная порубка леса (статья 169); злоупотребление властью или служебным положением без отягчающих обстоятельств (статья 170, часть первая); превышение власти или служебных полномочий без отягчающих обстоятельств (статья 171, часть первая); должностной подлог (статья 175); заведомо ложный донос (статья 180); заведомо ложное показание (статья 181); недонесение о преступлениях (статья 190); доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения (статья 210.1); — в колониях — поселениях для лиц, совершивших умышленные преступления;

(в ред. Федерального закона от 13.04.96 N 30-ФЗ — «Российская газета», N 74, 18.04.96)

осуждаемым впервые к лишению свободы за умышленные преступления, за исключением перечисленных в абзаце третьем части четвертой настоящей статьи, — в колониях общего режима;

осуждаемым за особо опасные государственные преступления (статьи 64 — 73) либо ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы — в колониях строгого режима;

признанным особо опасными рецидивистами — в колониях особого режима.

Осуждаемым к лишению свободы женщинам отбывание наказания в исправительно-трудовых колониях назначается: признанным особо опасными рецидивистками, а также осуждаемым за особо опасные государственные преступления (статьи 64 — 73) — в колониях строгого режима; осуждаемым впервые к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, — в колониях — поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности; осуждаемым впервые за умышленные преступления, перечисленные в абзаце третьем части четвертой настоящей статьи, — в колониях — поселениях для лиц, совершивших умышленные преступления; другим осуждаемым к лишению свободы женщинам — в колониях общего режима.

Отбывание наказания в воспитательно-трудовых колониях назначается:

несовершеннолетним мужского пола, осуждаемым впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетним женского пола — в колониях общего режима;

несовершеннолетним мужского пола, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, — в колониях усиленного режима.

В зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела судом, с указанием мотивов принятого решения, может быть назначено отбывание лишения свободы: осужденным впервые за преступления, совершенные по неосторожности, а также за умышленные преступления, указанные в абзаце третьем части четвертой настоящей статьи, — в исправительно-трудовых колониях общего режима; другим осужденным к лишению свободы, но не признанным особо опасными рецидивистами, — в исправительно-трудовых колониях любого вида, кроме колоний особого режима и колоний-поселений; осужденным несовершеннолетним мужского пола — в воспитательно-трудовых колониях общего режима вместо колоний усиленного режима.

Лишение свободы в виде заключения в тюрьме на весь срок наказания или часть его может быть назначено:

особо опасным рецидивистам;

лицам, по достижении восемнадцатилетнего возраста совершившим особо опасные государственные преступления (статьи 64 — 73);

лицам, по достижении восемнадцатилетнего возраста совершившим другие тяжкие преступления, предусмотренные статьей 7.1 настоящего Кодекса, осуждаемым за них к лишению свободы на срок свыше пяти лет.

Изменение назначенного осужденному вида исправительно — трудового учреждения производится судом по основаниям и в порядке, установленным законодательством Союза ССР и РСФСР.

(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 11.03.77, от 05.04.85, от 28.05.86, от 12.01.89, от 10.05.89, Закона РСФСР от 05.12.91 N 1982-1, Законов РФ от 18.03.92 N 2540-1, от 17.12.92 N 4123-1, от 29.04.93 N 4901-1, от 01.07.93 N 5304-1, от 06.07.93 N 5329-1, Федерального закона от 01.07.94 N 10-ФЗ — Ведомости ВС РСФСР, 1977, N 12, ст. 255; 1985, N 15, ст. 564; 1986, N 23, ст. 639; 1989, N 3, ст. 50; N 19, ст. 487; Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, N 52, ст. 1867; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 1, ст. 9; N 22, ст. 789; N 32, ст. 1231, ст. 1234; «Российские вести», N 123, 06.07.94)

Статья 24.1 Особо опасный рецидивист

(введена Указом Президиума ВС РСФСР от 14.11.69)

Особо опасным рецидивистом по приговору суда может быть признано:

1) лицо, ранее осуждавшееся к лишению свободы за особо опасное государственное преступление (статьи 64 — 73), бандитизм (статья 77), незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации с применением оружия или угрозой применения оружия (статья 83, часть третья), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг при отягчающих обстоятельствах (статья 87, часть вторая), нарушение правил о валютных операциях при отягчающих обстоятельствах (статья 88, часть вторая), разбой при отягчающих обстоятельствах (статья 146, части вторая и третья), умышленное убийство, предусмотренное статьями 102 и 103 (кроме убийства матерью своего новорожденного ребенка) и пунктом «в» статьи 240, изнасилование, совершенное группой лиц, или изнасилование несовершеннолетней, изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия, а равно изнасилование малолетней (статья 117, части третья и четвертая), похищение человека, совершенное при отягчающих обстоятельствах (статья 125.1, части вторая и третья), захват заложников (статья 126.1), посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника в связи с их служебной или общественной деятельностью по охране общественного порядка (статья 191.2), посягательство на жизнь военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел, а равно должностного лица, осуществляющего таможенный, иммиграционный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, автогрузовой и иные виды контроля, или иного лица при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации, а также на жизнь членов их семей (статья 191.5), угон воздушного судна (статья 213.2), хищение радиоактивных материалов (статья 223.3) и вновь совершившее какое-либо из перечисленных преступлений, за которое оно осуждается к лишению свободы на срок не ниже пяти лет; (в ред. Федерального закона от 18.05.95 N 79-ФЗ — «Собрание законодательства РФ», 22.05.95, N 21, ст. 1927)

2) лицо, ранее два раза в любой последовательности осуждавшееся к лишению свободы за особо опасное государственное преступление (статьи 64 — 73, бандитизм (статья 77), массовые беспорядки (статья 79), незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации при отягчающих обстоятельствах (статья 83, части вторая и третья), незаконное изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков, совершенное при отягчающих обстоятельствах (статья 83.1, часть вторая), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (статья 87), нарушение правил о валютных операциях (статья 88), умышленное убийство, предусмотренное статьями 102 и 103 (кроме убийства матерью своего новорожденного ребенка) и пунктом «в» статьи 240, умышленное тяжкое телесное повреждение (статья 108), изнасилование (статья 117), похищение человека (статья 125.1), захват заложников (статья 126.1), кражу, грабеж или мошенничество, совершенные при отягчающих обстоятельствах (статьи 144, часть третья; 145, часть третья; 147, часть третья), разбой (статья 146), получение взятки (статья 173), посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника в связи с их служебной или общественной деятельностью по охране общественного порядка (статья 191.2), оказание сопротивления военнослужащему, сотруднику органа внутренних дел, а равно должностному лицу, осуществляющему таможенный, иммиграционный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, автогрузовой и иные виды контроля, или иному лицу при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации, сопряженное с насилием или угрозой применения насилия (статья 191.4, часть вторая), посягательство на жизнь военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел, а равно должностного лица, осуществляющего таможенный, иммиграционный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, автогрузовой и иные виды контроля, или иного лица при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации, а также на жизнь членов их семей (статья 191.5), особо злостное хулиганство (статья 206, часть третья), угон воздушного судна (статья 213.2), хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ при отягчающих обстоятельствах (статья 218.1, части вторая и третья), хищение радиоактивных материалов (статья 223.3), незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических веществ с целью сбыта, сбыт таких веществ (статья 224, части первая и вторая), хищение наркотических веществ с целью сбыта, а равно хищение их при отягчающих обстоятельствах (статья 224.1) и вновь совершившее какое-либо из перечисленных преступлений, за которое оно осуждается к лишению свободы на срок свыше трех лет;

(в ред. Федерального закона от 18.05.95 N 79-ФЗ — «Собрание законодательства РФ», 22.05.95, N 21, ст. 1927)

3) лицо, ранее три раза или более в любой последовательности осуждавшееся к лишению свободы за злостное хулиганство (статья 206, часть вторая) или за преступления, перечисленные в пункте 2 части первой настоящей статьи, и вновь совершившее злостное хулиганство или какое-либо из преступлений, перечисленных в пункте 2 части первой настоящей статьи, за которое оно осуждается к лишению свободы;

4) лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы за какое-либо из преступлений, перечисленных в пунктах 2 и 3 части первой настоящей статьи, и вновь совершившее умышленное преступление, за которое оно осуждается к лишению свободы на срок не ниже пяти лет.

Суд, рассматривая вопрос о признании лица особо опасным рецидивистом, учитывает личность виновного, степень общественной опасности совершенных преступлений, их мотивы, степень осуществления преступных намерений, степень и характер участия в совершении преступлений и другие обстоятельства дела. Решение суда должно быть мотивировано в приговоре.

При решении вопроса о признании лица особо опасным рецидивистом не учитывается судимость за преступление, совершенное этим лицом в возрасте до восемнадцати лет, а также судимость, которая снята или погашена в установленном законом порядке.

Признание лица особо опасным рецидивистом отменяется при снятии с него судимости.

Статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающие ответственность за совершение преступления особо опасным рецидивистом, применяются в случаях, когда лицо было признано в установленном законом порядке особо опасным рецидивистом до совершения данного преступления.

(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 17.04.73, от 15.07.74, от 07.05.80, от 03.12.82, от 17.07.87, от 30.03.88, Закона РФ от 29.04.93 N 4901-1; Федерального закона от 01.07.94 N 10-ФЗ — Ведомости ВС РСФСР, 1969, N 47, ст. 1361; 1973, N 16, ст. 352; 1974, N 29, ст. 782; 1980, N 20, ст. 535; 1982, N 49, ст. 1821; 1987, N 30, ст. 1087; 1988, N 14, ст. 396; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 22, ст. 789; «Российские вести», N 123, 06.07.94)

Статья 24.2. Исключена. — Закон РФ от 18.02.93 N 4510-1. — Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 10, ст. 360.

Статья 25. Исключена. — Закон РФ от 18.02.93 N 4510-1. — Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 10, ст. 360.

Статья 26. Исключена. — Закон РФ от 18.02.93 N 4510-1. — Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 10, ст. 360.

Статья 27. Исправительные работы без лишения свободы

Исправительные работы без лишения свободы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются в соответствии с приговором суда либо по месту работы осужденного, либо в иных местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ, но в районе жительства осужденного.

Из заработка осужденного к исправительным работам без лишения свободы производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов заработка.

Лицам, признанным нетрудоспособными, суд может заменить исправительные работы штрафом из расчета суммы штрафа, равной одной трети минимального размера оплаты труда, за один месяц исправительных работ.

Порядок отбывания исправительных работ без лишения свободы устанавливается законодательством Союза ССР и РСФСР.

(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 14.11.69, от 03.12.82, Закона РФ от 12.06.92 N 2988-1, Федерального закона от 01.07.94 N 10-ФЗ — Ведомости ВС РСФСР, 1969, N 47, ст. 1361; 1982, N 49, ст. 1821; «Российские вести», N 123, 06.07.94)

Статья 28. Последствия уклонения от исправительных работ без лишения свободы

В случае уклонения от отбывания наказания лица, осужденного к исправительным работам без лишения свободы с отбыванием по месту работы, суд по представлению органа внутренних дел либо по ходатайству общественной организации или трудового коллектива может направить это лицо для отбывания наказания в иные места, определяемые органами, ведающими применением исправительных работ, но в районе жительства осужденного.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лица, осужденного к исправительным работам без лишения свободы, суд может заменить неотбытый срок исправительных работ наказанием в виде лишения свободы на тот же срок.

(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 03.12.82 — Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 49, ст. 1821)

Статья 29. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного или дополнительного наказания.

Это наказание может быть назначено в случаях, когда по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Сроки исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в порядке, предусмотренном Положением о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, утвержденным Президиумом ВС РСФСР.

(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 16.07.84 — Ведомости ВС РСФСР, 1984, N 29, ст. 992)

Статья 30. Штраф

Штраф есть денежное взыскание, налагаемое судом в случаях и пределах, установленных настоящим Кодексом, в виде суммы, соответствующей количеству минимальных месячных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, либо в виде суммы, исчисляемой из кратного размера причиненного ущерба.

Размер штрафа виновному устанавливается в пределах от одной второй минимального размера оплаты труда до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда либо в размере до пятидесятикратной суммы причиненного ущерба. В исключительных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за отдельные преступления могут быть установлены и более высокие размеры штрафа. При назначении штрафа суд учитывает имущественное положение виновного. Размер штрафа за существенное нарушение законодательства Российской Федерации о труде, а также за нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

(в ред. Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ — «Собрание законодательства РФ», 24.07.95, N 30, ст. 2865)

В случае злостного уклонения лица от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд может заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде исправительных работ без лишения свободы из расчета один месяц исправительных работ за два минимальных месячных размера оплаты труда, но на срок не свыше двух лет. При невозможности уплаты штрафа суд может постановить о замене его возложением обязанности загладить причиненный вред.

Замена штрафа лишением свободы и лишения свободы штрафом не допускается.

Предметы, не подлежащие конфискации, не могут быть изъяты при взыскании штрафа.

(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 03.12.82, от 05.06.87, от 29.07.88, Закона Российской Федерации от 20.10.92 N 3692-1, Федерального закона от 01.07.94 N 10-ФЗ — Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 49, ст. 1821; 1987, N 24, ст. 839; 1988, N 31, ст. 1005; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, N 47, ст. 26642; «Российские вести», N 123, 06.07.94)

Статья 31. Увольнение от должности

Увольнение от должности может применяться судом в случае признания невозможности оставления осужденного в занимаемой им должности.

Статья 32. Возложение обязанности загладить причиненный вред

Исполнение обязанности загладить причиненный вред состоит в непосредственном устранении причиненного вреда своими силами, или в возмещении материального ущерба своими средствами, либо в публичном извинении перед потерпевшим или членами коллектива в форме, устанавливаемой судом.

Наказание в форме возложения обязанности непосредственно устранить причиненный вред своими силами может быть назначено в случае, когда, учитывая характер причиненного вреда, суд признает, что виновный способен непосредственно устранить его указанным путем.

Наказание в форме возложения обязанности возместить материальный ущерб своими средствами может быть назначено, если размер причиненного ущерба не превышает пятисот рублей.

Наказание в форме возложения обязанности публично извиниться перед потерпевшим или членами соответствующего коллектива может быть назначено, если имело место посягательство на неприкосновенность или достоинство личности либо нарушение правил социалистического общежития, не причинившее материального ущерба.

Если осужденный в установленный судом срок не выполнил обязанности загладить причиненный вред, суд может заменить это наказание исправительными работами, или штрафом, или увольнением от должности. В этом случае, а также если материальный ущерб причинен на сумму свыше пяти минимальных размеров оплаты труда, возмещение причиненного ущерба потерпевшему производится в порядке гражданского судопроизводства.

(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 03.12.82, от 16.07.84, Федерального закона от 01.07.94 N 10-ФЗ — Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 49, ст. 1821, 1984, N 29, ст. 992; «Российские вести», N 123, 06.07.94)

Статья 33. Общественное порицание

Общественное порицание заключается в публичном выражении судом порицания виновному с доведением об этом в необходимых случаях до сведения общественности через печать или иным способом.

Статья 34. Направление военнослужащих, совершивших преступления, в дисциплинарный батальон и замена исправительных работ содержанием на гауптвахте

К военнослужащим срочной службы, совершившим преступления, может применяться направление в дисциплинарный батальон в случаях, предусмотренных законом, на срок от трех месяцев до двух лет, а также в случаях, когда суд, учитывая обстоятельства дела и личность осужденного, найдет целесообразным вместо лишения свободы на срок до трех лет применить направление в дисциплинарный батальон на тот же срок. Направление в дисциплинарный батальон вместо лишения свободы не может применяться к лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы.

Исправительные работы без лишения свободы заменяются военнослужащим содержанием на гауптвахте на срок до двух месяцев.

(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 18.10.85 — Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 43, ст. 1500)

Статья 34.1. Исключена. — Закон РФ от 29.04.93 N 4901-1. — Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 22, ст. 789.

Статья 35. Конфискация имущества

Конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося личной собственностью осужденного. Если конфискуется часть имущества, то суд должен указать, какая часть имущества конфискуется, или перечислить конфискуемые предметы.

Не подлежат конфискации предметы, необходимые для осужденного и лиц, находящихся на его иждивении, согласно перечню, данному в приложении к настоящему Кодексу.

Конфискация имущества может быть назначена только в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, а за корыстные преступления — также в случаях, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса.

При конфискации имущества государство не отвечает по долгам и обязательствам осужденного, если они возникли после принятия органами дознания, следствия или судом мер по сохранению имущества и притом без согласия этих органов.

В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает лишь в пределах актива, причем в отношении очередности удовлетворения претензий соблюдаются правила, установленные Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 17.04.73, от 03.12.82 — Ведомости ВС РСФСР, 1973, N 16, ст. 352; 1982, N 49, ст. 1821)

Статья 36. Лишение воинских и других званий, а также орденов, медалей, почетных грамот и почетных званий

При осуждении за тяжкое преступление лицо, имеющее воинское или специальное звание, может быть по приговору суда лишено этого звания.

При осуждении за тяжкое преступление лица, награжденного орденом, медалью, почетной грамотой или имеющего почетное звание, присвоенное Президиумом Верховного Совета СССР, Президиумом Верховного Совета РСФСР или другой союзной республики, а также автономной республики, либо воинское или другое звание, присвоенное Президиумом Верховного Совета СССР, Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР или другой союзной республики, суд при вынесении приговора решает вопрос о целесообразности внесения представления в орган, который наградил осужденного орденом, медалью или почетной грамотой или присвоил ему звание, о лишении осужденного ордена, медали, почетной грамоты или почетного, воинского или другого звания.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.07.84 — Ведомости ВС РСФСР, 1984, N 29, ст. 992)

ru.m.wikisource.org