Учебно методическое пособие по культурологии

Учебно-методические пособия

Коллективом кафедры изданы и используются в учебном процессе следующие учебно-методические пособия:

Щеглова Л.В. Культурология. Единство и многообразие форм культуры [Электронный ресурс] / Л.В. Щеглова, Н.Б. Шипулина, Н.Р. Саенко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 194 c. — 978-5-905916-85-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31951.html

Плужникова Н.Н. Основы православной культуры [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей отделения заочного обучения / Н.Н. Плужникова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 98 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31949.html

Плужникова Н.Н. Православная культура России [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов / Н.Н. Плужникова, Л.В. Щеглова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 107 c. — 978-5-905916-83-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31950.html

Плужникова Н.Н. Человек и его потребности [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н.Н. Плужникова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 127 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49906.html

Шипулина Н.Б. Художественная культура Волгограда [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н.Б. Шипулина, А.Ю. Марченко, Е.Л. Кудрявых. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 175 c. — 978-5-906172-29-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60186.html

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

edu.vspu.ru

Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов

Авторы: Кветкина и.И., доцент кафедры истории, к.И.Н.,

Кулумбекова А.К., ст. преподаватель кафедры истории,

Чехоева И.А., доцент кафедры истории, к.и.н.

Тема 1: Культурология в системе гуманитарного знания.

План: 1. Культура как предмет изучения. Ее сущностные характеристики. Структура и функции культуры.

2. Этапы становления и структура культурологии.

Культура как предмет изучения. Ее сущностные характеристики. Структура и функции культуры.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерностях развития и значении культуры.

Культура стала предметом внимания исследователей довольно давно. Уже в античной Греции философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином «культура», но придавали близкий к нему смысл греческому слову «пайдейя» (от греч. pais – ребенок) — воспитание, образование, просвещение. Греки создали уникальную систему образования, дополнив ее понятиями «мусейя» (от 9-ти муз – покровительниц искусств и наук) и «калокагатия» (под которой понималось физическое совершенство человека: греки полагали, что если дух – это истинное сокровище, то оно должно иметь достойную оправу в виде развитого и одухотворенного тела). В этой системе формировался человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. В основе античного понимания культуры лежал идеал человека как цели культурного процесса. В греческом полисе, существовавшем как община равноправных свободных граждан при осознании общности интересов большинства, сформировалось представление о гармоничности, разумности, упорядоченности мира, осознаваемого как совершенная, прекрасно устроенная структура. Мир как космос (что как раз и означало «прекрасно устроенный мир»), по представлениям греков, неизменен и вечен, гармоничен, в основе его лежит «красота» и «благо». Природа – главная, неотъемлемая часть космоса, который включал в себя также богов и людей. Жизнь «по природе» превращалась у греков в этический идеал образования и культуры.

Само слово «cultura» появилось в римской античности, означало «возделывание, уход, обработка» и применялось в смысле «агрокультура». Впервые о «возделывании духа» — «cultura animi» писал в своих трудах («Тускуланские беседы», 45 г. до н.э.) Марк Туллий Цицерон, знаменитый римский оратор и писатель. Постепенно термин «cultura» становится антонимом к слову «natura» (природа), означая все неприродное, созданное руками и разумом человека. В целом именно такое понимание культуры существовало до конца эпохи античности.

В Средние века (5-15 вв.) культуру рассматривали главным образом под именем религии.

Эпоха Возрождения (15-16 вв.) ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности искусства.

В Новое время (в 17 веке) в работах английского философа Томаса Гоббса и немецкого правоведа Сэмюэля Пуффендорфа (1632-1694) утвердилась идея о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном состоянии и культурном состоянии. Таким образом, во второй половине 17 в., закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Собственно, с этого момента, мы можем говорить о начале постепенного изучения культуры, о культуре в качестве предмета научного познания.

В 18 в., веке Просвещения, понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия. Одним из первых термин «культура» ввел в оборот Иоганн Гердер (1744-1803). В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство. В трудах этого немецкого философа и просветителя культура выступает как ступень совершенствования человека и, прежде всего ступень развития наук и просвещения. Именно в это время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, высшее развитие его духовных способностей.

Таким образом, если первоначально представление о культуре формировалось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно дополнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности.

В 19 веке у ученых-гуманитариев появилась потребность познать причины, а также наиболее важные условия становления различных культур. Более того, исследователям хотелось заглянуть за горизонт повседневного человеческого существования — а что же там дальше? Постепенно стала осознаваться необходимость разработки науки о культуре как особой научной дисциплины.

Английский антрополог и этнограф Эдуард Тайлор первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871) озаглавливает «Наука о культуре». Он предложил одно из первых объяснений понятия «культура» и сделал это в ключе описания. «Культура, или цивилизация… слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества… ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего» (Тайлор Э. «Первобытная культура».- М., 1989, с.18).

Исследователи всегда подчеркивали многозначность определений культуры. Сегодня, по подсчетам компьютера, число применяемых в разных сферах человеческой деятельности определений культуры, превысило 11 тысяч. Уже в 19 в. получили распространение 2 основных подхода к пониманию культуры, которые существуют и в настоящее время: антропологический и аксиологический (ценностный). В первом смысле культура характеризует то, что есть, т.е. реально существующий образ жизни людей, во втором смысле культура понимается как то, что должно быть.

Антропологическое понимание культуры предполагает, что она охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. С этой точки зрения культура не есть безусловное благо. В ней наряду с разумным есть и много неразумного.

Аксиологический (ценностный) подход исходит из представления, что культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинства человека и способствует их развитию, поэтому не всякий результат деятельности человеческого разума может называться достоянием культуры. Под культурой следует понимать совокупность лучших творений человеческого духа, высших духовных ценностей, созданных людьми.

Понятие культуры является базисным в культурологии. Но какое бы определение культуры мы не использовали, необходимо помнить главное: культура – это специфически человеческая деятельность, которой не существует в животном мире.

Культурная деятельность – это деятельность по созданию нового, того, чего не имелось в природе и что не могло бы возникнуть без усилий человека. Культурная деятельность характеризуется творческим, созидательным и свободным началами, а также продуктивностью (культурная деятельность предметна по своей сути, т.е. направлена на создание предметов). Кроме того, к основным критериям культурной деятельности человека относят смыслополагание, коммуникативность, регламентированность.

Смыслополагание означает, что человеческие поступки наделяются определенным смыслом, значением, и именно поэтому любая культурная деятельность носит осмысленный характер.

Коммуникативность предполагает, что деятельность субъекта всегда имеет адресата, который откликнется на обращенное к нему действие.

Регламентированность — это конкретные формы культурной деятельности, создаваемые обществом в процессе культурного контакта.

Таким образом, если дать обобщающее определение культуры, учитывающее наиболее обоснованные точки зрения на ее сущность и роль в развитии человека и общества, то оно принимает следующую форму: «Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире». Культуру можно определить и как способ человеческого бытия, особенность которого проявляется в том, что он создается своим носителем, т.е. человеком.

К основным понятиям культурологии относится также понятие субъект культуры. Субъектом культуры может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей. Субъект культуры — это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности, который посредством своей деятельности вторгается в культуру и изменяет ее.

Человека вообще и человека как субъекта культуры определяют три существенных момента: сознательность, воспитанность и креативность.

Сознательность предполагает, что поступки человека определяются не только материально-природными факторами, но и осознанным выбором. Воспитанность предполагает, что человек умеет подчинить «зов природы», физиологические потребности иным, не природным, а духовным требованиям. Прогресс человечества измеряется мерой роста неприродной, культурной составляющей, когда определяющую роль в жизни человека играет не природные, физиологические, а культурные условия.

Креативность (созидательность) предполагает, что человек как субъект культуры ориентирован не только на удовлетворение своих физических потребностей, но и на реализацию своего творческого потенциала, который направлен на преобразование окружающей реальности и создание новых форм деятельности.

Характер культурной деятельности человека, таким образом, определяется совокупностью вышеуказанных признаков, без которых деяния субъекта нельзя квалифицировать как культурные, а сам человек не может считаться субъектом культуры.

Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание:

1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого культурой, и характера продуцируемой личности, то можно различать элитарную и массовую культуры.

2. Структурирование культуры по ее носителю позволяет выделять мировую культуру (как синтез наивысших достижений национальных культур), национальные культуры (как культуры отдельных этносов), культуру социальных общностей или субкультуру (классовую, профессиональную, городскую, сельскую, молодежную и т.д.), культуру семьи и культуру отдельного человека (индивидуума).

3. Если учитывать многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуры. К материальной культуре относят культуру труда и материального производства, культуру быта, места жительства (топоса), физическую культуру, культуру отношения к собственному телу. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление является условным, так как многие из видов культуры – экономическая, экологическая, эстетическая, политическая – пронизывают всю ее систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.

4. По содержанию и влиянию культура может разделяться на прогрессивную и реакционную, так как, воздействуя на личность и общество, культура может воспитывать человека не только нравственного, но и безнравственного. Критерием для такого разделения является, конечно же, интеллектуальное и нравственное содержание культуры.

5. Культура может разделяться по признаку актуальности. Подобной актуальной культурой сегодня является массовая культура, которая, несмотря на огромную степень распространения, однако, не становится репрезентативной (т.е. представляющей наиболее адекватно культурное содержание эпохи).

Этот вопрос предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. Культура – многофункциональная система. Исследователи выделяют следующие основные функции культуры:

1. Функция социализации (человекотворческая, гуманистическая, инкультурации) — главная в культуре; она обеспечивает процесс вхождения человека в социум, т.е. придает ему вторую, социальную сущность.

Принято выделять 2 стадии социализации:

первичная (детский и подростковый период, когда человек осваивает самые необходимые социокультурные нормы);

вторичная (при которой уже взрослый человек в течение жизни осваивает новые знания, навыки и т.д.).

Наряду с этим термином применяется и другой — инкультурация, обозначающий процесс приобщения человека к культуре, усвоения им ценностей, норм, моделей поведения, характерных для данной культуры. Термин инкультурация был введен в оборот американским культурантропологом М. Херсковицем в 1948 г. Термин «инкультурация», по сути, дублирует понятие «социализация». В настоящее время социализация и инкультурация рассматриваются как две стороны единого процесса вхождения человека в социокультурную систему.

2. Адаптивная (защитная) функция — культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.

3. Коммуникативная функция — культура формирует средства человеческого общения; культура — условие и результат общения людей;

4. Интегративная функция — культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность скрепляется своей культурой;

5. Познавательная (гносеологическая) функция — заключается в предоставлении человеку способов познания окружающей реальности и путей формирования представлений, норм, идей и ценностей;

6. Нормативная (регулятивная) функция — способствует созданию общественных норм и ценностей, а также приемлемых и допустимых правил поведения человека. Эти нормы и правила имеют различные проявления, они могут быть выражены в морали, праве и обычае;

7. Знаковая (семиотическая, сигнификативная) функция — каждая культура представляет собой определенную знаковую систему и нахождение в ней предполагает усвоение этих знаков;

8. Информационная (исторической преемственности, трансляции социального опыта) функция — отвечает за сохранение накопленного опыта, так как культура является единственным механизмом его передачи от поколения к поколению.

В разных работах исследователи выделяют и многие другие (креативная, релаксационная, ценностная) функции культуры, подробное их рассмотрение будет сделано в ходе семинарских занятий.

studfiles.net

Учебно методическое пособие по культурологии

Учебно-методическое пособие содержит учебно-методические планы (количество часов — для каждой специальности по соответствующему ГОСТу), темы лекций, планы семинарских занятий, варианты индивидуальных заданий и контрольных работ, рекомендуемую литературу. Кроме того, в него включены тестовые задания итогового контроля по теоретической части курса.

Открывает учебно-методическое пособие первый раздел «История и перспективы развития региональной культуры и искусства», состоящий из двух лекций: «Динамика культурной жизни Тюменского региона» и «Изобразительное искусство в Тюменской области». Содержание обеих лекций дает ответ на 10 вопросов из предлагаемых 91-го в списке контрольных вопросов к экзамену (зачету). Авторы сочли нужным поместить в учебно-методическое пособие именно этот материал, поскольку в многочисленных антологиях, энциклопедических словарях, учебниках и учебных пособиях, хрестоматиях по культурологии (в книге студентам предлагается 37 источников самой современной основной и дополнительной литературы по курсу) отсутствует именно региональный аспект современных подходов к изучению культуры. Основное внимание авторы пособия уделили в этом разделе проблемам истории и перспектив развития региональной культуры, развитию театральной и музыкальной культуры Тюменской области, роли библиотек и музеев в развитии культуры Тюменской области, становлению профессиональной живописи Тюменского региона, своеобразию стилистических линий в живописи Тюмени ХХ века и стилям искусства в деревянной резьбе Тюмени.

Своеобразие культуры Тюменской области связано как с климатическими и этнографическими, так и с социальными особенностями нефтегазоносного края, поскольку интенсивное развитие культуры и искусства шло параллельно с освоением ее газовых и нефтяных богатств, где главной задачей культурной политики является предоставление государственных гарантий культурной идентификации проживающим в Тюменской области представителям более 125 национальностей.

Развитие художественной жизни в регионе тесно связано с общими для всей страны поисками новых приемов и методов оформившегося еще в середине XIX столетия стиля «реализм». Для этого же периода характерно усиление авторской манеры и, соответственно, появление крупных мастеров-профессионалов в существующих народных промыслах (И.А. Калганов, М.С. Знаменский и др.). Искусство резьбы по кости в Тобольске (наряду с чукотским и холмогорским косторезными промыслами) прославило Тюменскую художественную школу (Г.Г. Терентьев, В.И. Денисов, Г.Р. Песков, Г.А.Хазов и др.). Заказы на изделия из кости мамонта поступали из Москвы, Петербурга, Киева и др. городов России. Традиционным для Тюменского региона, как и для большинства зауральских русских городов, было украшение домов деревянными резными панелями. Прославились своим искусством мастера-резчики В.Н. Привалов, П.Г. Лебедев и др. Образование творческих союзов в первой половине ХХ века, организация выставок тюменских мастеров на протяжении всего ХХ века во многих городах России — свидетельства поиска субъективного выразительного языка, новых концепций творчества. Получая эмоциональный импульс во внешней действительности, тюменские деятели искусства отталкивались от реальных народных форм (Г.В. Вершинин, А.С. Чугунов, А.С. Новик, В.П. Овчаров и мн. другие).

Во вступительных лекциях к учебно-методическому пособию, уделяя внимание региональному аспекту, преподаватели дают понятия общей и профессиональной культуры специалиста, предлагают студенту определить, что есть культурный человек и человек культуры.

Отличает данное пособие от многих других, кроме углубления в региональный аспект при пристальном внимании к тематике, обусловленной государственным стандартом, предлагаемые задания по самостоятельной работе студентов. Таких заданий всего четыре:

  1. Общественно-историческая школа культурологии;
  2. Натуралистическое толкование культуры;
  3. Семиотическое направление в культурологии;
  4. Русские философы XIX века о культуре.

    Каждая из предлагаемых тем имеет задания и вопросы для самостоятельного изучения. Например, четвертая тема имеет два задания. Первое: идея Человекобога; Искусство и религия; О предназначении художника. Это задание должно быть выполнено после ответа на вопрос: Бердяев Н.А. О назначении человека. «Человек. Микрокосм и макрокосм». И второе задание: Истина, Добро и Красота в эстетике В.Соловьева; Общий смысл искусства; Нравственная миссия художника. Задание выполняется при ответе на вопрос: Соловьев В.С. Красота в природе.

    Для выполнения четвертой темы предлагается следующая литература:

  5. Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990.
  6. Бердяев Н.А. Судьбы России. — М., 1990.
  7. Русская идея / сост. М.А. Маслин. — М., 1992.
  8. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. Т.1-2. — М., 1994.
  9. Русское православие: вехи истории. — М., 1989.

Все четыре предложенные темы предполагают самостоятельное изучение студентами историко-философских трудов представителей основных направлений в культурологии. Задача студента заключается в том, чтобы уметь кратко сформулировать концепцию прочитанной статьи, произведения. Вопросы к темам позволяют точнее сориентироваться и выбрать верное направление размышлений. Преподаватель нацеливает студента не только интерпретировать взгляды каждого автора, но также находить сходства и различия воззрений философов в рамках одной школы. Студент должен назвать принципы и методологические основания, характерные для различных направлений.

Данное учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию печатным способом учебно-методической комиссией филологического факультета и одобрено учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

Учебно-методическое пособие отрецензировано доктором филологических наук, доцентом Г.И. Данилиной и кандидатом философских наук, доцентом М.Г. Чистяковой.

www.natural-sciences.ru

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Культурология»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Костанайский гуманитарный колледж

Мешелова Р.Ж, преподаватель Костанайского гуманитарного колледжа

В учебно-методическом пособии для учащихся включены тезисы лекций, контрольные вопросы для самопроверки, глоссарий. Предназначено для обучающихся Костанайского гуманитарного колледжа.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.

Цель данного учебного пособия помочь студентам в условиях этого курса, дать по возможности цельное представление о том, что такое культура, каковы ее основные фуекции в их историческом аспекте с момента возникновения до насточщих дней, расширение кругозора студентов – введение в сложную и многогранную науку о культуре.

В учебном пособии кратко, емко, в доступном изложении раскрывается основной спектр мировой культуры во всем ее разнообразии, отражены наиболее интересные явления мирового искусства и художественной культуры, являющиеся важной составляющей челвеческой цивилизации.

Цель данного курса на основе полученных и имеющихся у студентов знаний выработать понятие о происхождении, сущности, структуре культуры, общих закономерностях ее развития и функционирования, специфики локальных и региональных культур, их связи и преемственности с другими культурами.

В итоге изучения культурологии студенты должны получить представлении о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.

Целью данной работы является создание новых возможностей для получения дополнительного образования непосредставенно по предмету Культурология. Пособие предназначено для преподавателей истории, школьников, студентов, интересующихся историей мировой культуры, многообразием и самоценностью различных культур.

Тема 1 Понятие культуры и ее функции .

Культура — неотъемлемое свойство человека

Представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными.

Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагает, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать, прежде всего, Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания, объем, и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения.

infourok.ru

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. В. Ю. Ивахнов, Г. Г. Иванов. Учебно-методическое пособие ISBN

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет Волжский институт строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета УДК 008 ББК 71 И237 Р е ц е н з е н т ы : В. О. Шелекета, доктор философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарной подготовки Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко Д. В. Гарбузов, доктор философских наук, профессор кафедры истории, политических и правовых учений Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета В. Ю. Ивахнов, Г. Г. Иванов КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета Ивахнов, В. Ю. И237 Культурология: учебно-методическое пособие / В. Ю. Ивахнов, Г. Г. Иванов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т, ВИСТех (филиал) ВолгГАСУ. Волгоград : ВолгГАСУ, , [1] с. ISBN Учебно-методическое пособие по культурологии включает в себя: содержание курса; планы семинарских занятий; методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов; темы контрольных работ для заочной формы обучения и методические указания к ним; темы рефератов; список вопросов к зачету/экзамену; терминологический словарь и тестовые материалы для самопроверки. Для студентов-специалистов направления подготовки «Наземные транспортно-технологические средства», для студентовбакалавров направлений «Металлургия», «Менеджмент», «Дизайн», «Стандартизация и метрология», «Строительство», «Наземные транспортно-технологические средства» (очная и заочная форма обучения). Волгоград ВолгГАСУ 2013 ISBN УДК 008 ББК 71 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет», 2013 Волжский институт строительства и технологий (филиал) ВолгГАСУ, 2013 Ивахнов В. Ю., Иванов Г. Г.,

2 Содержание Введение Цели освоения дисциплины Место дисциплины в структуре ООП Требования к результатам освоения дисциплины 6 4. Содержание курса 7 5. Планы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения и тестовые задания к ним Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов Темы рефератов (докладов) для студентов очной формы обучения Темы контрольных работ для студентов ускоренной и заочной форм обучения Методические указания по написанию контрольной работы для студентов ускоренной и заочной форм обучения Примерные вопросы к зачету/экзамену.. 68 Терминологический словарь. 70, использованная при подготовке терминологического словаря 86 Приложение I 88 Приложение II.. 96 Тестовые материалы для самопроверки 103 Ключи к тестовым заданиям Введение Культурология сравнительно молодая дисциплина, синтезирующая в себе философские, исторические, социологические, этнографические, антропологические и другие методы исследования культуры. Она изучает происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы, выявляет наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления. Курс культурологии состоит из двух разделов: теории и истории культуры. В первом разделе, посвященном теории культуры, рассматриваются темы, раскрывающие сущность, структуру и функции культуры, типологию и динамику культуры. Студенты знакомятся здесь с основными этапами становления и развития научных представлений о культуре, с различными культурологическими концепциями и их представителями. В историческом разделе раскрывается многообразие конкретноисторических форм культуры: первобытной, древневосточной и античной цивилизаций, генезис западноевропейской и русской культур, выявляются их основные особенности. При подготовке учебно-методического пособия были использованы работы известных ученых-философов, историков, психологов, ставшими классиками культурологической мысли: Бердяева Н. А., Гумилева Л. Н., Данилевского Н. Я., Лихачева Д. С., Лотмана Ю. М., Тейлора Э., Тойнби А., Фрейда 3., Хейзинги Й., Шпенглера О., Юнга К.Г., Ясперса К. и др., а так же учебники, учебные пособия, отдельные работы современных российских культурологов: Арнольдова А. И., Багдасарьян Н. Г., Багновской Н. М., Бессарабовой Н. В., Бобахо В. А., Борзовой Е. П., Булановой-Топорковой М. В., Веремьева А. А., Грушевицкой Т. Г., Гуревича П. С., Доброхотова А. Л., Драча Г. В., Ерыгина А. Н., Иконниковой С. Н., Каверина Б. И., Когана М. С., Калинкина А. Т., Костиной А. В., Кравченко А. И., Кругловой Л. К., Левиковой С. И., Левяш И. Я., Мамонтова С. П., Марковой А. Н., Моисеевой Н. А., Пигалева А. И., Поликарпова B. C., Полищука В. И., Попова Е. В., Радугина А. В., Розина В. В., Садохина А. П., Самохваловой В. И., Солонина Ю. Н., Фоминой Н. Н., Флиера А. Я., Хоруженко К. М., Шаповалова А. И. и др. Использован также широкий круг справочной литературы по философии, культурологии, истории Древнего Востока, Греции, Рима и Руси. 4

3 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» Цель дисциплины формирование у студентов целостного и системного представления о культурологии как науке и понимания её места в системе гуманитарного знания, о культуре как творческом процессе и результатах человеческой деятельности как способе существования человека в истории, о взаимосвязи и взаимозависимости развития культуры и человека, об истории культуры; формирование личной позиции студентов по отношению к культуре, понимания её гуманистического содержания. Задачи дисциплины «Культурология» заключаются в том, чтобы: сформировать у студентов систематизированное представление о понятии «культура», о мировом культурно-историческом процессе; ознакомить студентов с категориальным аппаратом изучаемой дисциплины; ознакомить студентов с историей культурологической мысли, с основными концепциями культурологии; сформировать у студентов научное представление об основных этапах развития мировой и отечественной культуры, показать их своеобразие и отличие друг от друга; сформировать у студентов умение обобщать и анализировать события, происходящие в области культуры и вырабатывать собственную позицию по отношению к ним; стимулировать творческую самостоятельность и умение находить оптимальные решения в границах возникших проблем. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа данной дисциплины опирается на знания, полученные в ходе изучения в средней школе курсов истории и обществознания. Основные положения культурологии могут быть использованы в дальнейшем при освоении дисциплин профессионального и гуманитарного цикла. Культурология органически связана с философией, историей, правоведением, социологией, политологией, психологией и является одной из основ для овладения знаниями по указанным курсам. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучение дисциплины «Культурология» направлено на формирование следующих компетенций: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбора путей ее достижения; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; умение самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии; использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. В результате освоения дисциплины «Культурология» студент должен знать: место культурологии в системе гуманитарного знания и ее значение как науки; многообразие определений культуры, методологические подходы и методы анализа культурного процесса; понятия и термины, отражающие специфические характеристики данной области научного знания; основные направления, школы и концепции в истории культурологической мысли; основные этапы развития мировой и отечественной культуры; уметь: определять особенности культурологии как интегративного знания; выделять теоретические и прикладные аспекты культурологического знания, применять их в практических целях; ориентироваться в современной социокультурной ситуации, в основных тенденциях развития культуры; осуществлять сравнительный анализ разных культурных систем; на основе этико-культурных решений добиваться снижения конфликтности в коллективе и в межличностных отношениях; работать с социально-научными и гуманитарными текстами; 5 6

4 формировать и аргументировать личную позицию по отношению к проблемам культуры; владеть: навыками отбора материала, конспектирования, составления тезисного плана, работы с электронными средствами информации; методами исторического, статистического и сравнительного анализа; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа, логики различного рода рассуждений. 4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Т е м а 1. Введение в культурологию Предмет и задачи культурологии. Основные категории и понятия культурологии. Структура культурологического знания. Методологические подходы и методы анализа в культурологии. Фундаментальный и прикладной уровни культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Её взаимоотношение с философией, историей, социологией, антропологией, эстетикой и другими науками. Т е м а 2. Культура: понятие, структура и функции. Типология культур. Культура и цивилизация Определение, структура и функции культуры. Многообразие определений культуры. Механизмы передачи культурного наследия. Общие свойства культур. Понятие материальной и духовной культуры. Типы культур. Этническая и национальная культуры. Массовая, традиционная, субкультура и контркультура. Сельская и городская культура. Обыденная и специализированная культура. Религия и культура. Миф как культурная форма. Культура и цивилизация: сущность и соотношение этих понятий. Культура и природа. Культура и общество. Понятие субъекта культуры. Человек как творец, носитель и потребитель культуры. Социализация индивида основной механизм его приобщения к культуре. Культура как особая сфера деятельности. Социальное и индивидуальное в культуре. Понятие культурной нормы и культурной ценности. Язык культуры. Т е м а 3. Развитие представлений о культуре: от античности до середины XIX века Культурологическая мысль в эпоху Античности (Гомер, Сократ, Демокрит, Аристотель, Катон, Цицерон и др.). Представления о культуре в период европейского Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.). Представления о культуре в эпоху Возрождения (Данте Алигьери, Ф. Петрарка, С. Пуфендорф, Д. Вико и др.). Культурологическая мысль в эпоху Просвещения (Д. Локк, Д. Юм, А. Смит, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Гольбах, Жан-Жак Руссо, Д. Дидро, И. Кант, И. Г. Гердер, Г.В. Гегель и др.). Т е м а 4. Основные направления, школы и концепции второй половины XIX начала XXI вв. Эволюционизм и неоэволюционизм. Марксистская концепция культуры (К. Маркс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Концепция культуры О. Шпенглера. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби. Концепция культуры Ф. Ницше. Психологическая концепция культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг). Культурологическая мысль в России (П. Я. Чадаев, Н. Я. Данилевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин и др.). Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе). Т е м а 5. Первобытная культура Предпосылки возникновения первобытной культуры и особенности ее формирования. Периодизации первобытной культуры, её основные критерии: изменения в орудиях труда, перемены в социальных отношениях. Искусство эпохи Палеолита: искусственная изобразительная форма, натуральное творчество, роспись пещер и прочее. Мезолит: изобретение лука и стрелы, приручение собаки. Искусство неолита: возникновение архитектуры, строительство первобытных жилищ, появление керамических изделий. Мировоззрение первобытного человека. Формирование мифологии как системы жизненных представлений народа. Понятие мифа. Религия и мораль первобытного общества. Анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и магия. Культ предков и погребение. Совершенствование магических процедур. Вера в духов и ее смена на культ божественных образов. Значение культуры первобытного общества. 7 8

5 Т е м а 6. Культура древних цивилизаций Возникновение древних цивилизаций Востока: Шумероаккадская, Египет, Индия, Китай. Географический фактор и его роль в формировании «речных цивилизаций». Возникновение письменности. Особенности развития древнеегипетской культуры: архитектура, литература, изобразительное искусство и научное знание в Египте. Культура Китая: исторические этапы. Развитие философии, живописи, архитектуры, зодчество, скульптуры. Религия и ее влияние на культурный процесс. Конфуцианскодаосский тип культуры. Буддизм и формирование особого индобуддийского типа культуры. Культура Индии: Хараппская цивилизация, ведийская эпоха, буддийский период. Буддизм и индуизм. Т е м а 7. Античная культура Понятие «Античная культура». Культура Древней Греции. Мифология, религия, эпос и философия в Древней Греции. Развитие научных знаний. Культура архаической эпохи и её специфические особенности. Греческая архитектура: дорический, ионический, коринфский античные ордера. Культура классического периода. Развитие скульптуры и вазописи. Развитие литературы: создание жанра трагедии и комедии. Греческая трагедия: Эсхил, Софокл и Еврипид. Комедии Аристофана. Развитие театрального искусства, музыки и поэзии. Ораторское искусство Древней Греции. Рассвет античной философии: Сократ, Платон и Аристотель. Система образования. Культура эллинизма. Развитие материальной культуры. Развитие науки, знаний, истории, философии, математики, астрономии (Архимед, Евклид, Аристарх Самосский, Эрасистрат, Герофил). Создание библиотек. Александрийский Музейон (храм муз) как совокупность научных и учебных учреждений. Изобразительное искусство и литература эпохи эллинизма. Основные особенности культуры Древнего Рима. Сочетание греческих и восточных культов в жизни римского общества. Наука и система образования в Древнем Риме. История и философия: их развитие. Юлий Цезарь, Тит Ливий, Тацит, Плутарх. Архитектура Древнего Рима: Лукреций, Катулл, Гораций, Овидий, Вергилий, Апулей, Плутарх, Лукиан и др. Театральное и изобразительное искусство. Система ценностей античной культуры. Формирование западноевропейской культуры и цивилизации. Т е м а 8. Культура средневековья и эпохи Возрождения Социально-экономические основы становления и развития средневековой культуры. Культура европейского средневековья синтез христианской, античной и варварской культур. Христианство как мировая религия и культура. Нравственные принципы и культурные ценности христианства. Западное и восточное христианство: сходство и различия. Церковь организационный и духовный «стержень средневековой культуры». Зарождение монашества и монастырей (IV VI вв.), роль последних в развитии культуры: просветительство (библиотеки, книжные мастерские, школы, больницы и т.п.). Рыцарство как явление светской культуры. Фольклор и народная «смеховая культура». Система образования и воспитания в Средние века. Средневековая схоластическая философия (Альберт Великий, Фома Аквинский). Первые университеты. Романский и готический стили в архитектуре. Литературное творчество. Развитие устной поэзии. Скандинавские и древнеирландские саги, рыцарский роман, куртуазная (придворная) литература. Важнейшие черты культуры эпохи Возрождения: обращение к античному наследию, интерес к природе, пантеизм, антропоцентризм. Гуманизм культуры данной эпохи как интегрирующие начало. Искусство Ренессанса. Живопись (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Дюрер, Брейгель и др.); литература (Данте, Петрарка, Боккаччо, Рабле, Шекспир, Сервантес). Развитие архитектуры (Брунеллески, Донателло). Усовершенствование технических приёмов в архитектуре и живописи. Исторические причины и сущность Реформации (XVI в.) (Лютер, Кальвин, Цвингли). Ренессанс в Англии. Творчество В. Шекспира. Культура Возрождения Нидерландов. Два поколения выдающихся художников: Ян Ван Эйк, Босх, Франс Халс, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт. Ренессанс во Франции. Значение культуры Возрождения для развития мировой культуры. Т е м а 9. Европейская культура XVII XX вв. Социально-экономические и политические условия формирования европейской культуры Нового времени. Эпоха буржуазных революций. Наука духовная доминанта эпохи: рационализм, математизация знаний, развитие экспериментальных исследований. Формирование общеевропейских художественных стилей (барокко, классицизм, рококо). 9 10

6 Возникновение реализма в искусстве, явления приближенного к повседневной жизни. Историческое значение Просвещения как общественного движения (распространение знаний) и как самостоятельной культурной эпохи (XVIII в.). Основные идеи просветителей: критика сословного феодального строя и церкви, теория «правового государства» и естественных прав личности, вера в «прогресс», понимаемый через усовершенствование человека и общества. Особенности эпохи Просвещения в отдельных европейских странах Англии (Дж. Локк); Франции (Вольтер, Ж. Ж, Руссо, Ш. Монтескье, К. А. Гельвеций, Д. Дидро); Германии (Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер); России (Ломоносов, Фонвизин, Новиков, Радищев). Идеи Просвещения в литературе и искусстве. Классицизм и романтизм. Музыкальное искусство: Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен. XVIII столетие «Золотой век театра» (драматурги Бомарше, Шеридан, Гольдони, Лессинг, Гёте). Особенности индустриальной централизации XXI века. Инновационный характер европейской буржуазной культуры. Отражение в европейской общественной мысли новых условий и проблем культурного развития. Немецкая классическая философия и романтизм. Теория «научного социализма К. Маркса, «философия жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, учение З. Фрейда. Плюрализм стилей и направлений в искусстве: критический реализм О. Бальзака, Г. Флобера, Ч. Диккенса, романтизм Д. Байрона, Г. Гейне, натурализм Э. Золя, символизм Ш. Бодлера, А. Рембо, живопись художников импрессионистов. Начало распада системы общеевропейских художественных стилей и выдвижение на передний план субъективного мироощущения автора. Первая мировая война итог и следствие нарастания кризисных явлений в европейской экономике, политике, культуре. Модернизм в живописи. Экспрессионизм в литературе и изобразительном искусстве. Футуризм и дадаизм как авангардистские литературнохудожественные течения. Сюрреализм (XXв., Сальвадор Дали, Рене Магрит). Литературный модернизм. Литературная деятельность Элюара, Арагона, Бергсона, Пруста, Кафки. Литературная деятельность экзистенциалистов (Альбера Камю, Жана Поля Сартра, Хайдеггера). Т е м а 10. Русская культура: от истоков до наших дней Быт и нравы языческой Руси. Влияние Византии и православия на формирование культуры Древнерусского государства. Ведущие культурные центры Древней Руси (Киев, Новгород, Владимир и Суздаль). Древнейшие памятники письменности и литературы («Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку 11 Игореве»). Древнерусская живопись: мозаика, фреска, иконопись. Развитие промыслов и ремесел, народные обряды. Русская культура в период монголо-татарского нашествия. Русская культура в период формирования единого русского централизованного государства. Перемещение центра культурного развития в Московское княжество. Церковь и русская государственность. Просветительская деятельность М. Грека. Творчество А. Рублёва. Создание архитектурного ансамбля Московского Кремля. Русская литература, распространение грамотности и начало книгопечатания. Общественно-политическая мысль. Взгляды Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Феофана Косого. Русская культура XVII века. Реформа Патриарха Никона, раскол церкви и возникновения старообрядчества. Основание славяногреко-латинской академии. Возникновение новых жанров литературы (социальная сатира, биографическое повествование, бытовая повесть, появление художественной литературы). Деятельность русского театра. Развитие научных знаний. Архитектура (зарождение «Московского барокко»). Живопись («Годуновская школа» и «Строгановская школа»). Петровские реформы и их влияние на развитие русской культуры: позитивные и негативные моменты. Просвещение в России (XVIII век): деятельность русских просветителей Ломоносова, Новикова, Радищева, Фонвизина, Державина. Московский университет, светские школы и Царскосельский лицей. Развитие науки, издательского дела, прессы и периодики. Санкт-Петербург центр новых архитектурных веяний. Строительство городов-крепостей, городов-заводов ( Азов, Воронеж, Тверь). Формирование портретного искусства (Никитин, Строганов, Матвеев, Зубов). Русская культура XIX века («Золотой век»). Место и роль А. С. Пушкина. Лирика Баратынского, Лермонтова, Тютчева. Развитие пейзажной живописи (Щедрин, Айвазовский, Шишкин). Архитектура (строительство исторического лицея в Москве; церковь Воскресения «на крови» в Петербурге и др.) Споры западников и славянофилов о судьбе России. Открытие первой публичной библиотеки. Развитие отечественной науки. Вклад в национальную культуру Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, А. П. Чехова. Серебряный век в отечественной культуре (конец XIX начало XX). Русская литература (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн, И. А. Бунин, А. М. Горький, М. М. Пришвин). Русская поэзия (К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Н. С. Гумилев, М. И. Цветаева, С. А. Есенин, А. А. Ахматова). Развитие философской мысли (В. С. Соловьёв, И. А. 12

7 Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Н. Трубецкой). Архитектура Серебряного века (строительство новых сооружений: банки, магазины). Живопись (А. П. Рябушкин, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель и др.). Октябрьская революция и её влияние на русскую культуру. Раскол русской интеллигенции. Социальные и идеологические предпосылки формирования «социалистической» культуры. Большевистская культурная революция в теории и на практике. Роль государства в развитии культуры. Реформа образования, успехи в науке и технике, освоении космоса, в градостроительстве, здравоохранении. Новый художественный метод «социалистического реализма» и его воплощение в художественной культуре. Сложность, противоречивость культуры советского периода. Советская литература: А. М. Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Островский, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, М. А. Шолохов, Б. Л. Пастернак, А. И. Солженицын, И. А. Бродский. Культура русского зарубежья. СССР: падение «железного занавеса», отмена цензуры. Сокращение финансирования различных культурных сфер. Отток ученых за границу. Активное издательство ранее запрещенной литературы. Ренессанс религии. Реставрация и строительство новых церквей и монастырей. Платное образование: его преимущества и недостатки. Коммерциализация культуры. Проблема возрождения культуры России: пути её решения. Т е м а 11. Современная цивилизация и судьбы мировой культуры. Глобальные проблемы Современная цивилизация и мировая культура. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Кризис современной культуры и его проявления. Глобализация в современном мире. Тенденции культурной универсализации. Культура и личность в современном обществе. Россия и ее роль в мировом культурном процессе ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К НИМ Т е м а 1. Введение в культурологию 1. Культурология как наука. 2. Структура и состав культурологических знаний. 3. Культурология в системе научных знаний о культуре. 1. Багновская, Н. М. Культурология : учебник / Н. М. Багновская. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Бобахо, В. А. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В. А.Бобахо, С. М. Левикова. М., Гуревич, П. С. Культурология : учебник для средних профессиональных учебных заведений / П. С. Гуревич. М., Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. М. : 5. Культурология : учебное пособие / Драч Г. В. [и др.] ; под ред. Г. В. Драча. М. : Альфа-М : ИНФРА-М, Культурология : учебник для вузов / Санкт-Петербургский гос. ун-т; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М. : Юрайт, Культурология : учебник для бакалавров / ред. Н. Г. Багдасарьян. М. : «Юрайт», Иконникова, С. Н. Культурология : учебник / С. Н. Иконникова, Е. П. Борзова. М. : 9. Флиер, А. И. Культурология для культурологов : учебное пособие для магистров и аспирантов, докторов и соискателей, а также преподавателей культурологи / А. И. Флиер. М., Тестовые задания для самопроверки (к теме 1) 1. (один вариант ответа) К проблемам, изучаемым культурологией, относятся 1) психологические и психические особенности этносов; 2) культурно-бытовые отличия между народами; 3) типологию культур, этнические и национальные, элитарную и массовую, восточную и западную, локальные культуры; 4) сравнительное исследование социальных проблем. 14

8 2. (несколько вариантов ответа) Разделами культурологии являются: 1) теоретический; 2) прогностический; 3) исторический; 4) математический. 3. (один вариант ответа) Одним из основных методологических подходов культурологического анализа является: 1) семиотический; 2) деятельностный; 3) аксиологический; 4) системный. 4. (один вариант ответа) Первым из мыслителей термин «культурология» ввел в научный оборот 1) Ю. Лотман; 2) Н. Бердяев; 3) Л. Уайт; 4) М. Мид. 5. (один вариант ответа) Латинское слово «cultura» буквально означает 1) очеловечивание; 2) возделывание, обработка; 3) украшение; 4) развлечение. 6. (один вариант ответа) Культура как понятие, противоположное цивилизации, рассматривалось 1) Г. Спенсером; 2) М. Вебером; 3) А.Тойнби; 4) Н. Бердяевым (один вариант ответа) Функцией культуры, выполняющей роль общественной памяти, является функция 1) человеко-творческая; 2) познавательная; 3) трансляция социального опыта; 4) этническая культура. 8. (один вариант ответа) Кто считается основоположником культурной антропологии? 1) Б. Малиновский; 2) Ф. Гребнер; 3) М. Херсковиц; 4) Ф. Боас. 9. (один вариант ответа) Первым ученым, давшим определение культуры, ставшим классическим, был 1) К. Маркс; 2) Н. Данилевский; 3) Э. Тайлор; 4) Ф. Энгельс. 10. (один вариант ответа) Субкультура понятие означающее 1) особенности культуры отдельной личности; 2) часть общей культуры, системы ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе; 3) культурно-психологический феномен, характеризующийся способностью человека к комплексной оценке действительности; 4) культура, занимающая господствующее положение в обществе. 11. (выберите варианты согласно заданию) Установите соответствие между исторической эпохой и особенностями мировоззрения: 1) культура средневековья; 2) культура Возрождения; 3) культура Нового времени. 16

9 Варианты ответов: а) приоритет веры над разумом, схоластичность науки; б) развитие светской образованности, интерес к гуманитарным знаниям; в) развитие научного естествознания. Появление методологии науки. 12. (один вариант ответа) Прикладная культурология решает задачи 1) описания и интерпретации событий истории культуры; 2) анализа маркирующей семантики культурных объектов; 3) формирования принципов и технологий культурных процессов; 4) познания объективных закономерностей развития культуры. Т е м а 2. Культура: понятие, структура и функции. Типология культур. Культура и цивилизация 1. Культура: определение, структура и общие свойства. 2. Функции культуры. 3. Типология культур (отрасли, виды, формы и типы культуры). 4. Культура и цивилизация: сущность и соотношение понятий. 1. Багновская, Н. М. Культурология: учебник / Н. М. Багновская. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Бобахо, В. А. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В. А.Бобахо, С. М. Левикова. М., Гуревич, П. С. Культурология : учебник для средних профессиональных учебных заведений / П. С. Гуревич. М., Кравченко, А. И. Культурология. / А. И. Кравченко. М. : 5. Культурология : учебное пособие / Драч Г. В. [и др.]; под ред. Г. В. Драча. М. : Альфа-М : ИНФРА-М, Культурология : учебник для вузов / Санкт-Петербургский гос. ун-т; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М. : Юрайт, Культурология : учебник для бакалавров / ред. Н. Г. Багдасарьян. М. : «Юрайт», Иконникова, С. Н. Культурология : учебник / С. Н. Иконникова, Е. П. Борзова. М. : 9. Скрипник, А. П. Культурология : учебник пособие для студентов ВУЗов / А. П. Скрипник. М., Хоруженко, К. М. Культурология : энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. Ростов н/ Д., Тестовые задания для самопроверки (к теме 2) 1. (один вариант ответа) Что означает греческий термин «пайдея»? 1) образование, обучение, просвещение; 2) город-государство; 3) мысль; 4) община. 2. (один вариант ответа) Мыслители Э. Б. Тайлор и Л. Морган выделяли в эволюции культуры следующие периоды 1) осевое время, научно-техническая эпоха; 2) рабовладение, феодализм, капитализм; 3) прометеевская эпоха, великие культуры древности; 4) дикость, варварство, цивилизация. 3. (один вариант ответа) Онтология культуры это 1) эмпирическое описание культуры; 2) сравнительный анализ культуры; 3) фундаментальные принципы и концепция бытия культуры; 4) способы поведения в различных социокультурных ситуациях. 4. (один вариант ответа) Морфология культуры предполагает 1) сопоставление и сравнительный анализ культуры; 2) изучение типичных форм и структур культуры; 3) функционирование и динамику культуры; 4) явление и ценности культуры. 5. (один вариант ответа) Синтез культур различных классов и социальных групп есть 1) мировая культура; 2) региональная культура; 3) национальная культура; 4) этническая культура. 18

10 6. (один вариант ответа) Латинское слово «цивилизация» на русский язык переводится как 1) техника; 2) наука; 3) город; 4) способ производства. 7. (один вариант ответа) Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл 1) А. Фергюсон; 2) О. Шпенглер; 3) А. Тойнби; 4) Н. Данилевский. 8. (выберите варианты согласно заданию) Определите соответствие между формами бытия и их динамическими признаками: 1) органическая природа; 2) человеческая культура; 3) личность человека. Варианты ответов: а) прогресс и регресс; б) эволюция и инволюция; в) развитие и деградация. 9. (один вариант ответа) Функцией культуры, дающей возможность накапливать знания о мире и тем самым создавая благоприятные возможности для его познания и освоения, является: 1) трансляции социального опыта; 2) познавательная (гносеологическая); 3) ценностная (аксиологическая); 4) человеко-творческая (гуманистическая). 10. (один вариант ответа) В понятие «духовная культура не входит» 1) мифология; 2) искусство; 19 3) религия; 4) политика. 11. (один вариант ответа) К социальной культуре не относится 1) нравственная; 2) правовая; 3) политическая; 4) аграрная. 12. (один вариант ответа) Свойство объекта удовлетворять какую-либо потребность человека, фиксированное в сознании это 1) знание; 2) важность; 3) ценность; 4) значение. Т е м а 3. Развитие представлений о культуре: от античности до середины XIX века 1. Мыслители Древней Греции и Древнего Рима о культуре. 2. Понимание культуры в период средневековья. 3. Проблемы культуры в эпоху Возрождения. 4. Концепции культуры XYII века. 5. Проблемы культуры в эпоху Просвещения. 1. Багновская, Н. М. Культурология : учебник / Н. М. Багновская. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Иконникова, С. Н. История культурологических теорий. 2-е перераб. и доп. / С. Н. Иконникова. СПб, Кравченко, А. И. Культурология. / А. И. Кравченко. М.: 4. Культурология : учебное пособие / Драч Г. В. [и др.] ; под ред. Г. В. Драча. М. : Альфа-М : ИНФРА-М, Культурология : учебник для вузов / Санкт-Петербургский гос. ун-т ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М. : Юрайт, Культурология : учебник для бакалавров / ред. Н. Г. Багдасарьян. М. : «Юрайт»,

11 7. Иконникова, С. Н. Культурология : учебник / С. Н. Иконникова, Е. П. Борзова. М. : 8. Пигалев, А. И. Культурология : учебник / А. И. Пигалев. Волгоград, Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., Тестовые задания для самопроверки (к темам 3 и 4) Т е м а 4. Основные направлания, школы и концепции второй половины XIX начала XXI вв. 1. Эволюционизм и неоэволюционизм. 2. Цивилизационное направление в культурологии. 3. Фрейдизм и его вклад в развитие культурологии. 4. Школы и концепции культурологии во второй половине XIX и XX вв. 1. Багновская, Н. М. Культурология : учебник / Н. М. Багновская. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Бобахо, В. А. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В. А.Бобахо, С. М. Левикова. М., Иконникова, С. Н. История культурологических теорий. 2-е перераб. и доп. / С. Н. Иконникова. СПб., Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. М. : 5. Культурология : учебное пособие / Г. В. Драч [и др.] ; под ред. Г. В. Драча. М. : Альфа-М : ИНФРА-М, Культурология : учебник для вузов / Санкт-Петербургский гос. ун-т ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Юрайт, Культурология : учебник для бакалавров / ред. Н. Г. Багдасарьян. М.: «Юрайт», Иконникова, С. Н. Культурология : учебник / С. Н. Иконникова, Е. П. Борзова. М. : 9. Пигалев, А. И. Культурология : учебник / А. И. Пигалев. Волгоград, Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. М., Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура. / 3. Фрейд. М., Хейзинга, Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. / Й. Хейзинга. М., Шпенглер, О. Закат Европы. Т. 1 / О. Шпенглер. М., (несколько вариантов ответа) Основоположниками эволюционизма являлись 1) Э. Тейлор; 2) М. Вебер; 3) Л. Морган; 4) К. Ясперс. 2. (один вариант ответа) В основе марксистской концепции генезиса человека и культуры лежит 1) искусство; 2) труд; 3) пассионарность; 4) игра. 3. (один вариант ответа) Философом, выдвинувшим идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией, а также лозунг «о возврате в природу», являлся: 1) Гегель; 2) Сократ; 3) Кант; 4) Руссо. 4. (один вариант ответа) Мыслителем, создавшим концепцию «осевого времени», являлся 1) В. Гегель; 2) К. Ясперс; 3) Ф. Ницше; 4) И. Кант. 5. (несколько вариантов ответа) Назовите представителей русского просвещения? 1) М. Ломоносов; 22

12 2) Н. Бердяев; 3) В. Соловьев; 4) Н. Радищев. 6. (один вариант ответа) Английский ученый, разработавший теорию «Вызовов и Ответов» 1) Т. Гоббс; 2) А. Тойнби; 3) Т Парсонс; 4) Д. Локк. 7. (один вариант ответа) Труд нидерландского ученого Й. Хейзинги, в котором он излагает свою концепцию культуры, называется 1) «Первобытная культура»; 2) «Недовольство культурой»; 3) «Человек играющий»; 4) «Закат Европы». 8. (один вариант ответа) Автором концепции «пассионарности» является 1) Ф. Ницше; 2) Л. Гумилев; 3) В. Соловьев; 4) К. Ясперс. 9. (один вариант ответа) Представителями функционализма являются 1) Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун; 2) К. Леви-Стросс, М. Фуко; 3) Э. Тейлор, Г. Спенсер; 4) Ж. Лакан, Дж. Фрейзер, Л. Морган. 10. (один вариант ответа) Назовите, представителями какой концепции культурологической мысли являлись известные мыслители К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю? 1) игровой; 23 2) социологической; 3) общественно-исторической; 4) экзистенциалистской. 11. (один вариант ответа) Автором книги «Первобытная культура» является 1) Э. Тейлор; 2) К. Леви-Стросс; 3) Н. Данилевский; 4) Л. Морган. 12. (один вариант ответа) Автором книги «Закат Европы» является 1) Э. Тейлор; 2) А. Тойнби; 3) Н. Данилевский; 4) О. Шпенглер. Т е м а 5. Первобытная культура 1. Предпосылки возникновения первобытной культуры и особенности ее формирования. Периодизация первобытной культуры. 2. Мировоззрение первобытного человека. Формирование мифологии как системы жизненных представлений народа. Понятие мифа. 3. Религия и мораль первобытного общества. Анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм. Культ предков и погребение. 4. Первобытное искусство. 1. Багновская, Н. М. Культурология : учебник / Н. М. Багновская. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Борзова, Е. П. История мировой культуры. 3-е изд. перераб. и доп. / Е. П. Борзова. СПб., История первобытного общества. М., Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. М. : 5. Культурология : учебное пособие / Г. В. Драч [и др.] ; под ред. Г. В. Драча. М. : Альфа-М : ИНФРА-М,

13 6. Культурология : учебник для вузов / Санкт-Петербургский гос. ун-т; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М. : Юрайт, Культурология : учебник для бакалавров / ред. Н. Г. Багдасарьян. М. : «Юрайт», Иконникова, С. Н. Культурология : учебник / С. Н. Иконникова, Е. П. Борзова. М. : 9. Маркова, А. Н. Культурология. История мировой культуры / А. Н. Маркова. М. : «Юнита-Дана», Моисеева, Н. А. Культурология. История мировой культуры / Н. А. Моисеева. СПб., Хоруженко, К. М. Культурология : энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. Ростов н/д, Тестовые задания для самопроверки (к теме 5) 1. (один вариант ответа) Назовите понятие, которому соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующие первоначальное состояние первобытной культуры»: 1) анимизм; 2) фетишизм; 3) синкретизм; 4) тотемизм. 2. (один вариант ответа) Ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них называется? 1) анимизм; 2) тотемизм; 3) фетишизм; 4) магия. 3. (один вариант ответа) На смену культуре камня пришла культура обработки 1) алюминия; 2) бронзы; 3) меди; 4) железа (один вариант ответа) Мыслители Э. Б. Тайлор и Л. Морган выделяли в эволюции культуры следующие периоды 1) прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое время; 2) рабовладение, феодализм, капитализм; 3) научно-техническая эпоха; 4) дикость, варварство, цивилизация. 5. (один вариант ответа) Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется 1) аккультурация; 2) антропоморфизм; 3) антропосоциогенез; 4) антропопатизм. 6. (один вариант ответа) Неолитическая революция это 1) научно-техническая революция; 2) революция за права; 3) революция за землю; 4) переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству производящего типа. 7. (один вариант ответа) Эпоха, когда в изобразительном искусстве зверей изображали чаще, чем человека это 1) каменный век; 2) бронзовый век; 3) железный век; 4) средние века. 8. (один вариант ответа) Образ мира, ориентированный на тотем, на «великого предка», — характерная черта культуры. 1) новой эпохи; 2) постиндустриального типа; 3) первобытного общества; 4) раннегородских цивилизаций. 26

14 9. (один вариант ответа) Английский ученый Э. Тейлор утверждал, что основным признаком любых религиозных верований является 1) анимизм; 2) тотемизм; 3) фетишизм; 4) магия. 10. (один вариант ответа) Фетишизм это 1) поклонение обожествленному животному; 2) вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов; 3) священность рода; 4) вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира. 11. (один вариант ответа) Понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению, сохраняющиеся в течение длительного времени, называются 1) ритуал; 2) традиции; 3) обряд; 4) праздник. 12. (один вариант ответа) Автором книги «Первобытная культура» является 1) Э. Тейлор; 2) Л. Морган; 3) Н. Данилевский; 4) К. Леви-Стросс. Т е м а 6. Культура древних цивилизаций Востока 1. Древнеегипетская цивилизация: особенности формирования. 2. Культура Древней Месопотамии. 3. Древнекитайская цивилизация: преемственность культурных традиций Древнеиндийская культура: вклад в мировую духовную культуру. 1. Багновская, Н. М. Культурология : учебник / Н. М. Багновская. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Борзова, Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова ; 3-е изд. перераб. и доп. СПб, Васильев, Л. С. История Востока. Т. 2 / Л. С. Васильев. М., Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. М.: 5. Культурология : учебное пособие / Драч Г. В. [и др.] ; под ред. Г. В. Драча. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, Культурология : учебник для вузов / Санкт-Петербургский гос. ун-т ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Юрайт, Культурология : учебник для бакалавров / ред. Н. Г. Багдасарьян. М.: «Юрайт», Иконникова, С. Н. Культурология : учебник / С. Н. Иконникова, Е. П. Борзова. М.: 9. Маркова, А. Н. Культурология. История мировой культуры / А. Н. Маркова. М.: «Юнита-Дана», Моисеева, Н. А. Культурология. История мировой культуры / Н. А. Моисеева. СПб., Хоруженко, К. М. Культурология: энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. Ростов н/ Д,1997. Тестовые задания для самопроверки (к теме 6) 1. (один вариант ответа) Памятниками, относящимися к архитектуре Древнего Египта являются. 1) Дворец Миноса; 2) пирамиды в долине Гизе; 3) Мавзолей в Галикарнасе; 4) Колизей. 2. (один вариант ответа) Древнегреческий историк называл Египет «Даром Нила». Это был. 1) Геродот; 28

15 2) Плутарх; 3) Страбон; 4) Павсаний. 3. (один вариант ответа) Архитектура и другие виды искусства Древнего Востока в основном носили характер. 1) архаический; 2) сакральный; 3) средневековый; 4) гуманистический. 4. (один вариант ответа) Самая высокая пирамида (147 м) была построена фараоном: 1) Рамзесом; 2) Тутанхамоном; 3) Тутмосом; 4) Хеопсом. 5. (один вариант ответа) Наиболее древний очаг перехода от предыстории человечества к цивилизации находился на 1) Чукотка, Аляска; 2) Австралия; 3) Древний Восток; 4) Южная Америка. 6. (несколько вариантов ответа) На смену культуре камня пришла культура обработки двух металлов: 1) меди; 2) бронзы; 3) серебра; 4) алюминия. 7. (один вариант ответа) В 4 тыс. до н.э. возникла речная цивилизация Месопотамии в долине рек: 1) Янцзы и Хуанхэ; 2) Тигр и Евфрат; 29 3) Инд и Ганг; 4) Нил. 8. (один вариант ответа) В середине 19 века была обнаружена «библиотека» из глиняных табличек при раскопках столицы царя 1) Ашшурбанипала; 2) Дария I; 3) Александра Македонского; 4) Тиглатпаласар III. 9. (один вариант ответа) В культуре Индии высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных страстей, отражается в понятии: 1) драхма; 2) йога; 3) нирвана; 4) сансара. 10. (один вариант ответа) Основателем буддизма является 1) Ашока; 2) Вишну; 3) Сиддхартха Гаутама; 4) Лао-цзы. 11. (один вариант ответа) Основоположником даосизма является 1) Гуан Чжоу; 2) Конфуций; 3) Сиддхартха Гаутама; 4) Лао-Цзы. 12. (один вариант ответа) Основателем конфуцианства был 1) Кун-Цзы; 2) Вэй-Цзы; 3) Кон-Цзы; 4) Лао-Цзы. 30

16 Т е м а 7. Античная культура 1. Культура Древней Греции: мифология, религия, философия, развитие научных знаний и искусство. 2. Культура Древнего Рима продолжение и развитие традиций Древней Греции. 1. Багновская, Н. М. Культурология : учебник / Н. М. Багновская. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Борзова, Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова ; 3-е изд. перераб. и доп. СПб, Зелинский, Ф.Ф. История античной культуры / Ф. Ф. Зелинский. СПб. : Марс, Кравченко А. И. Культурология. / А. И. Кравченко. М.: 5. Культурология : учебное пособие / Драч Г. В. [и др.] ; под ред. Г. В. Драча. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, Культурология : учебник для вузов / Санкт-Петербургский гос. ун-т ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Юрайт, Культурология : учебник для бакалавров / ред. Н. Г. Багдасарьян. М.: «Юрайт», Иконникова, С. Н. Культурология : учебник / С. Н. Иконникова, Е. П. Борзова. М.: 9. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима. М., Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / сост. А. А. Нейхардт. М., Маркова, А. Н. Культурология. История мировой культуры / А. Н. Маркова. М.: «Юнита-Дана», Моисеева, Н. А. Культурология. История мировой культуры / Н. А. Моисеева. СПб., Тестовые задания для самопроверки (к теме 7) 1. (один вариант ответа) Термин «Античность» означает 1) греко-римскую древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима); 2) термин, означающий эпоху конца последнего тысячелетия до н.э. и начало первого тысячелетия н.э.; 31 3) термин, равнозначный русскому «древность»; 4) выражение «античность» употребляется в двух смыслах в узком (1) и широком (3). 2. (один вариант ответа) Архаический период развития древнегреческой культуры охватывает: 1) XVI XII вв. до н.э.; 2) 336 г. II вв. до н.э.; 3) VIII VI вв. до н.э.; 4) V 336 г. до н.э. 3. (один вариант ответа) Немецкий купец Генрих Шлиман на собственные средства осуществил раскопки: 1) дворца в Кноссе; 2) гробницы в Микенах; 3) город Трою, дворца «Одиссея на острове Итака и т.д.; 4) дворец Ашшурбанипала. 4. (один вариант ответа) Спортивные состязания Древней Греции, посвященные Зевсу: 1) Панафинейские игры; 2) Олимпийские игры; 3) Пифийские игры; 4) Истмийские игры. 5. (один вариант ответа) Примером развития древнегреческой демократии стал городполис? 1) Спарта; 2) Афины; 3) Сиракузы; 4) Фивы. 6. (один вариант ответа) Религиозный и политический центр греческого города-крепости обычно находился на возвышенности: 1) кремль; 32

17 2) акрополь; 3) храм; 4) некрополь. 7. (один вариант ответа) Европейская философия зародилась в древнегреческом городе 1) Афины; 2) Микены; 3) Спарта; 4) Милет. 8. (один вариант ответа) Знаменитый римский общественный деятель и оратор? 1) Эпиктет; 2) Сенека; 3) Цицерон; 4) Марк Аврелий. 9. (один вариант ответа) Верховным божеством в Древнем Риме был: 1) Меркурий; 2) Юпитер; 3) Марс; 4) Вулкан. 10. (один вариант ответа) Верховным божеством в Древней Греции был: 1) Посейдон; 2) Зевс; 3) Гермес; 4) Арес. 11. (один вариант ответа) Основателем эпической и лирической поэзии римлян считается 1) Тит Плавт; 2) Силий Италик; 3) Ливий Андроник; 4) Тибулл (несколько вариантов ответа) Два брата близнеца, основателей Рима, по легенде вскормленные волчицей 1) Рем; 2) Ромул; 3) Рамон; 4) Рикс. Т е м а 8. Культура средневековья и эпохи Возрождения 1. Европейская культура раннего Средневековья (V XI вв.). 2. Культурные особенности зрелого Средневековья (XI XIII вв.). 3. Культура позднего Средневековья. 4. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения. Культура раннего Возрождения. 5. Особенности культуры высокого Возрождения. 6. Культура позднего Возрождения. 1. Багновская, Н. М. Культурология : учебник / Н. М. Багновская. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Бессарабова, Н. В. Культурология : курс лекций / Н. В. Бессарабора. М. : МГИ им. Е. Р. Дашковой, Борзова, Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова ; 3-е изд. перераб. и доп. СПб., Культурология : учебное пособие / О. С. Борисов [и др.]. СПб. : СПбГУ ИТМО, Кравченко, А. И. Культурология. / А. И. Кравченко. М. : 6. Культурология : учебное пособие / Драч Г. В. [и др.] ; под ред. Г. В. Драча. М. : Альфа-М : ИНФРА-М, Культурология : учебник для вузов / Санкт-Петербургский гос. ун-т ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М. : Юрайт, Культурология : учебник для бакалавров / ред. Н. Г. Багдасарьян. М. : «Юрайт», Иконникова, С. Н. Культурология : учебник / С. Н. Иконникова, Е. П. Борзова. М. : 10. Маркова, А. Н. Культурология. История мировой культуры / А. Н. Маркова. М. : «Юнита-Дана»,

18 11. Моисеева, Н. А. Культурология. История мировой культуры / Н. А. Моисеева. СПб., Т е м а 9. Европейская культура XVII XX вв. 1. Социально-экономические и политические условия формирования европейской культуры Нового времени. 2. Основные черты культуры эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в отдельных европейских странах (в Англии, Франции, Германии, России и др.). 3. Сущность и содержание важнейших направлений в развитии европейской культуры XIX века. 4. Основные черты культуры XX века (модернизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, экзистенциализм, постмодернизм и др.). 1. Багновская, Н. М. Культурология : учебник / Н. М. Багновская. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Бессарабова, Н. В. Культурология : курс лекций / Н. В. Бессарабова. М. : МГИ им. Е.Р. Дашковой, Борзова, Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова ; 3-е изд. перераб. и доп. СПб., Культурология : учебное пособие / О. С. Борисов [и др.]. СПб.: СПбГУ ИТМО, с. 5. Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. М. : 6. Культурология : учебник для вузов / Санкт-Петербургский гос. ун-т ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М. : Юрайт, Культурология : учебник для бакалавров / ред. Н. Г. Багдасарьян. М. : «Юрайт», Иконникова, С. Н. Культурология : учебник / С. Н. Иконникова, Е. П. Борзова. М. : 9. Моисеева, Н. А. Культурология. История мировой культуры / Н. А. Моисеева. СПб., Т е м а 10. Русская культура: от истоков до наших дней 1. Основные виды и жанры древнерусской культуры: ремесла, письменность, литература, зодчество, иконопись, фольклор. 2. Русская культура XIV XVII-го вв. 3. Русская культура XVIII века. 35 вв.). 6. Специфика современной социокультурной ситуации в России. 4. «Золотой век» русской культуры. 5. Серебряный век русской культуры (конец XIX начало XX 1. Багновская, Н. М. Культурология : учебник / Н. М. Багновская. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., Бессарабова, Н. В. Культурология : курс лекций / Н. В. Бессарабова. М. : МГИ им. Е. Р. Дашковой, Борзова, Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова; 3-е изд. перераб. и доп. СПб., Культурология : учебное пособие / О. С. Борисов [и др.]. СПб. : СПбГУ ИТМО, Зезина, М. Р. История русской культуры IX XX вв. / М. Р. Зезина, Л. В. Кошман, В. С. Шульгин. М., История России : учебник / А. С. Орлов [и др.]. М., Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. М. : 9. Культурология : учебник для вузов / Санкт-Петербургский гос. ун-т ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М. : Юрайт, Культурология: учебник для бакалавров / ред. Н. Г. Багдасарьян. М. : «Юрайт», Иконникова, С. Н. Культурология : учебник / С. Н. Иконникова, Е. П. Борзова. М. : 12. Моисеева, Н. А. Культурология. История мировой культуры / Н. А. Моисеева. СПб., Тестовые задания для самопроверки (к теме 10) 1. (один вариант ответа) Верховным божеством восточных славян являлся 1) Велес; 2) Симаргл; 3) Ярило; 4) Перун. 36

docplayer.ru