Оглавление:
Основные законы диалектики
Диалектика — учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта.
Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию.
Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония — противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония — одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт — борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого — системы. 4. Разрешение противоречия: возможно несколько вариантов:
4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением. 4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое — гибель целого. 4.3. Временное возвращение к гармонии. 4.4. Снятие противоречия — эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант — развитие через борьбу противоположностей.
Пример на политической сфере. Этапы 1-3 — недовольные существующим положением пытаются усилить свои позиции, от стабильной обстановки переходим к обострению политической борьбы, революционной ситуации или положению, близкому к ней. Дальше вот какие варианты. 4.1. Оппозицию разогнали, активистов арестовали, но позже оппозиционное движение опять начнёт набирать оборот. 4.2. Гражданская война. 4.3. Некоторые уступки оппозиции, в результате которых обстановка временно стабилизируется. 4.4. Прогрессивные реформы.
Закон перехода количества в качество
Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример — изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь — температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем: есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы.
Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок — переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример — как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания — закон диалектики, показывающий результат развития как единство новизны и преемственности, относительное повторение старого на новом уровне.
Категория отрицание отражает отношение между последовательными стадиями развития объекта. Некоторые мыслители (метафизики) понимают под отрицанием полный разрыв с предшествующим этапом. Диалектики считают, что старое никогда целиком не отбрасывается.
В какой-то мере созвучна данному закону диалектики фраза Новое — это хорошо забытое старое, или, как говорил Чосер в 14 веке, Нет того нового обычая, который не был бы старым.
Гегель — немецкий философ 19 века — представлял развитие в виде спирали. Цикл развития — виток спирали: после двух отрицаний воспроизводится на более высоком уровне структура исходной ступени развития, но это не простой возврат, а обогащение новым.
Если рассматривать данный закон диалектики с помощью такой модели, то выходит, что прогресс сопровождается периодическими приходами к какому-то строю, но на более высоком уровне. Подобно тому, как Демокрит ещё до нашей эры предложил идею атомов, и через многие века к ней вернулись. Или Ньютон отстаивал корпускулярную теорию света, которую вспомнили в 20 веке, когда оказалось, что волновая теория объясняет не все свойства света. Но это обращение к теориям было не тупым возвратом, ведь в физике был новый уровень знаний.
crypto.hut2.ru
Диалектика и законы диалектики
- Философия бытия и его формы
- Категория бытия в онтологии
- Сущность и формы бытия
Диалектика
В науке есть несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Наиболее применимой к разнообразным изменениям окружающего мира считается диалектика. В Древней Греции это понятие обозначало спор, столкновение противоположных взглядов, противоречие. Позже этим понятием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и в природе, мире в целом. Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель.
В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.
Понятие и принципы диалектики
Содержанием научной теории выступают ее принципы и законы.
Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:
- принцип всеобщей связи;
- принцип развития всех форм бытия.
Говоря о принципе всеобщей связи, подразумевают, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле.
Особое значение имеет понятие «закон». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.
Связи между различными вещами и явлениями в природе имеют объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые естественные связи называют законами природы.
Если человек силой разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удается открыть причины определенных событий, условия осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки чаще всего описывают природные связи приблизительно, ведь человек не знает всего. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже если считают их научными. Например, иногда людям становится непонятно, почему ломается техника.
С пониманием отношений между людьми дело обстоит сложнее. Мотивы активности или пассивности людей различны и часто не устойчивы. Можно предугадать, как «поведет себя» дерево в течение часа. Как поведет себя человек в ближайшие минуты, — сказать трудно, а группа людей — еще труднее. Мотивы поступков одного человека даже в сходных ситуациях различны: вчера хотел выступить на семинаре, а сегодня уже не хочет; утром не хотел делать зарядку, а сейчас с удовольствием бы размялся; пять минут назад какое-то занятие ему казалось важным, а сейчас ему просто не до него; и т. д.
Для того чтобы в обществе сохранялся порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений, т. е. наличие или отсутствие зависимостей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведения. В данном смысле юридические законы — предписываемые людям связи с другими объектами. Это искусственные (функциональные) связи.
Проявление законов диалектики в развитии общества
Диалектика в экономике
Обратимся к проявлениям диалектики в развитии экономической сферы общества, которая, как отмечалось выше, включает отношения людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также отношения собственности. На заре развития общества люди имели возможность выжить, только приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Первоначально они использовали для пропитания, жилья и т. д. только то, что могли найти в природе в готовом виде. В настоящее время такой способ жизни называют присваивающей экономикой. Эта экономика была представлена отношениями общинной собственности, распределения и потребления.
Качественным скачком явился переход к производству материальных благ, которое разделилось на производство продуктов питания и производство орудий труда. Это привело к появлению отношений по поводу производства. Данные отношения проявлялись в разделении общественного труда на различные формы, самые крупные из них — земледелие, скотоводство, а затем ремесленничество. Дальнейшее развитие производства привело лишь к количественному росту профессий и увеличению возможностей потреблении различных продуктов.
По мере развития племен и родов, их перемещении родовые отношении стали трансформироваться в территориальные. Кровнородственные связи в родовой общине с общностью имущества стали вытесняться отношениями между обособленными семьями с частной собственностью на имущество, орудии труда и производимую продукцию.
Следствием преобразовании родовой общины в гражданскую с выделением государства как института политического управления явилось закрепление частной собственности за отдельными гражданами, т. е. смена господствующих отношений собственности. Совершенствование производства, накопление избытка продуктов приводило к развитым отношениям обмена посредством денег и новой формы общественною труда — торговли. Таким образом, полное развитие всей совокупности отношений в экономической сфере произошло в два этапа. Теория К. Маркса предлагала диалектический возврат к общественной собственности на средства производства материальных благ. Исторический опыт реализации этой теории в нашей стране оказался неудачным. Одной из форм возврата к коллективной экономике является ее глобализация, мировая экономическая интеграция.
Диалектика в социальной сфере
Не менее диалектична социальная сфера, включающая разнообразные отношения между индивидами, группами и организациями. В этой совокупности отношений исторически первыми выступают половозрастные отношения. Наиболее важные роли в обеспечении жизни племени играли взрослые мужчины. Женщинам, старикам и детям отводились роли вспомогательные. Общественное разделение труда привело к появлению отношений между группами, представляющими различные виды производственной активности (межпрофессиональные отношения). Частная собственность породила межклассовые отношения. Развитие религий и государств стало источником межконфессиональных и межнациональных отношений. Развитие культуры различных слоев общества, возникновение разнообразных общественных институтов (братства, советы, союзы и т. п.) привело к появлению большого количества субкультур, отношения между представителями которых стали все больше усложнять социальную сферу общества. В разных странах и регионах заметную роль играли то одни, то другие социальные отношения.
Диалектика в политической сфере
Политическая сфера представляет собой диалектическую совокупность отношений социальных субъектов в области общественного управления, призванной обеспечить коллективную безопасность. В первобытном обществе безопасность обеспечивалась коллективным контролем за соблюдением обычаев и традиций, предписаний и табу (запретов, основанных на страхе перед возмездием какого-нибудь божества). Затем функция обеспечения безопасности закрепилась за постоянными правителями (вождями). Следующим шагом в развитии политической сферы было появление государства как специальной организации, обеспечивающей безопасность общества, и права как предписанной системы отношений, нарушение которой влечет возмездие государства. Диалектическим возвратом к коллективному обеспечению безопасности граждан является развитие организаций гражданского общества, стремящихся к участию в управлении общественными процессами. К ним относятся церковь, политические партии, корпорации и т. д.
Диалектические отношения в духовной сфере
Духовная сфера общества по своей сути сходна с экономической сферой, только продуктами здесь являются не вещи, а идеи и образы. Она включает отношения, возникающие между людьми в процессе производства, освоения (потребления) и передачи (распределения и обмена) духовных ценностей. По аналогии с отраслями производства материальных благ в духовном производстве можно выделить мораль, религию, искусство, философию, право, науку.
Еше в дописьменный период люди накапливали знания в области морали, религии, искусства и передавали их следующим поколениям. Эти знания формировались стихийно. Так же как владение материальными благами, владение духовными ценностями имело коллективный характер.
С развитием письменности, а позже с множественными процессами разделения общественного труда, усложнением социальной структуры, развитием государств некоторые специальные знания становятся товаром. Они приобретаются в процессе обучения за определенную плату, т. е. и здесь возникают своего рода отношения обмена. Появление философских школ, возглавляемых духовными авторитетами, борьба идейных течений свидетельствуют о явной частнособственнической претензии на определенные знания.
Античность характеризовалась множественностью учений о природе, об общественном устройстве, множественностью божеств. Средние века в Западной Европе — это господство единобожия, борьба христианства со всевозможными ересями. Такое единомыслие требовало однообразия в морали, праве, философии, искусстве, знаниях о природе. Эпоха Возрождения и Новое время представляют собой возврат к множественности в области духовного производства.
В настоящее время приходится говорить о двух противоположных тенденциях в развитии отношений в духовной сфере общества. С одной стороны, потребности гуманизации и демократизации общественных отношений диктуют необходимость терпимости к идейному плюрализму (множественности). С другой стороны, процессы глобализации во всех сферах общества ведут к пропаганде однообразных духовных ценностей.
Подводя итоги рассуждений об общественном развитии, можно заметить, что общество развивается под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы действуют независимо от сознания людей. Это законы природы и естественные зависимости между социальными субъектами. Они реализуются в том числе в соответствии с законами диалектики, что было показано выше. Субъективные факторы — это осознанная активность и волевые усилия людей: творчество выдающихся личностей, наличие или отсутствие организаторских способностей и инициативы у лидеров общества, социальные институты, использование технических объектов и т. д.
История человечества показывает, что активность является способом существования общества. Только активное противостояние стихиям природы, стремление к преобразованию окружающей среды позволили разрозненным группам превратиться в общество. Дальнейшее развитие общества также зависит от упорной духовной и практической активности людей.
Возможность выбора тех или иных решений создает условие для альтернативности общественного развития, наличия вариантов эволюции, которые исключают друг друга. История человечества — это цепь уникальных событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Ступени человеческой истории характеризуются многообразием путей и форм общественного развития.
www.grandars.ru
Диалектика в нашей жизни
Диалектика в нашей жизни
(из записок пессимиста)
Пессимист – это хорошо информированный оптимист
(народная мудрость)
Что такое диалектика и какие ее основные законы лучше всего знают люди, получившие образование во времена СССР. Тогда законы диалектики проходили даже в школе. Но, видимо, реально понимали немногие, так как знание этих законов не нашло применения в практике государственного строительства и развития экономики. Нынешние поколения народа, наша политическая и экономическая «элита», наши бизнесмены и знать их не хотят. А зря! Это объективные и краеугольные Законы самой природы! Игнорирование их приводит к печальным последствиям. Именно с игнорированием этих Законов связаны все негативные явления не только в Украине, но всего мирового сообщества. Как говорится: незнание законов не освобождает от ответственности!
Вот три закона диалектики:
1) Закон перехода количества в новое качество;
2) Закон единства противоположностей;
3) Закон отрицания отрицания.
С моей точки зрения, реально существуют только два первых, а третий закон – это производное двух первых. Поэтому мы будем рассматривать только два Закона.
Итак. Закон перехода количества в новое качество. В советские времена его иллюстрировали на уроках химии. Я проиллюстрирую его более понятными примерами.
Пример 1. Автомобиль – это условно положительное явление. Положительное качество автомобиля (ускорение передвижения, перевозка грузов) сохранялось с ростом их численности до определенного количества. Однако нынешнее количество автомобилей перешло в новое – отрицательное – качество, которое заключается в ускоренном уменьшении ресурсов углеводородного топлива, роста цен, ухудшении экологической ситуации. В странах Западной Европы, которые резко улучшили экологические показатели своей промышленности за счет новых технологий и выведения «грязных» производств в развивающиеся страны, основным загрязнителем воздушного пространства является именно автотранспорт.
Пример 2. Аналогично обстоят дела и с промышленностью. Сегодня положительный эффект промышленности зачеркивается отрицательным экологическим эффектом, что опять-таки связано с количественными изменениями.
Пример 3. Энергетика. Традиционная на сегодня энергетика – гидроэлектростанции и тепловые электростанции. Сегодня их польза (обеспечение человечества энергией) перекрывается отрицательным (опять-таки. ) экологическим фактором. Крупные гидроэлектростанции с их водохранилищами не только нарушают гидрогеологические условия, но даже влияют на тектоническую деятельность Земли. Теплоэлектростанции, особенно, работающие на угле, являются основными загрязнителями окружающей среды радиоактивными элементами (это, не считая кислотных дождей и золошлаков). Тем не менее, малые гидро- и теплоэлектростанции (работающие на древесине) сохраняют на сегодня за собой положительные факторы.
Пример 4. Из экологической области. Альтернативная энергетика: ядерная и ветровая. Возросшее количество атомных электростанций (а, следовательно, и ядерных отходов) уже сегодня потенциально угрожает будущему человечеству. Ветроэлектростанции – это, казалось бы, совершенно экологичное производство. Это так, но при определенных масштабах. Чем больше единичная мощность ветроэлектрического агрегата, тем хуже его экологические показатели в виде шума. Поэтому такие агрегаты размещают сегодня в безлюдных регионах. Большое количество таких агрегатов, установленных в регионах с постоянными и сильными ветровыми потоками, уже оказывает влияние на климатические условия, так как они нарушают сбалансированные материально-энергетические атмосферные потоки. Вывод: электростанции должны быть самых разных видов и в разных количествах, но каждый вид по отдельности и все вместе не должны приводить к нарушению сложившихся материально-энергетических балансов атмосферы земли.
Теперь геополитические примеры. Следует признать, что высокоразвитые страны и, в первую очередь, США в 20 веке сделали выдающиеся шаги в направлении стратегического планирования своего развития на Земле. Определенную роль в этом сыграла Великая Октябрьская революция, СССР и страны соцлагеря. Тем не менее, даже мудрый капитализм так и не желает учитывать объективные законы диалектики. Наиболее сильно этому мешают частнособственнические интересы. С 80-х годов происходит реализация стратегических планов, разработанных в 40-70-х годах. Большое значение в этих планах отводилось космонавтике. Экспансия высокоразвитых стран ограничивается размерами Земли и количеством стран. При существующей неэкономной, энергозатратной и энергоизлучающей экономике основные надежды, связанные с ресурсной базой, были на планеты солнечной системы (Луна, Марс). Однако космическая экспансия по ряду объективных факторов задерживается. И это приводит как раз к резким количественным изменениям на Земле. И, согласно Закона о переходе количества в новое качество, это приводит к появлению нового качества. К, сожалению, негативного. «Демократия» и высокий уровень жизни высокоразвитых стран являлся рекламным двигателем их экспансии в развивающиеся страны в постколониальную эпоху. И это принесло им успех (особенно США). Эти страны перешли в новую – постиндустриальную – фазу. Они вынесли многие опасные производства в страны с материально-энергетическими и людскими ресурсами. Они создали транснациональные корпорации и наднациональные кредитно-финансовые системы с колоссальными средствами. Но законы диалектики неумолимы. В странах, куда распространилась экспансия высокоразвитых стран, неизбежно стал подниматься уровень экономики, уровень жизни, уровень потребления, что неизбежно привело к напряжению на мировом рынке энергоресурсов (и нынешнему росту цен на энергоносители). Это в свою очередь вызвало практически военную экспансию США в страны с такими ресурсами. И многие аналитики считают неизбежным в ближайшем будущем военный конфликт между высокоразвитыми странами и Китаем.
Из всего вышеприведенного выплывает яркий пример проявления второго Закона диалектики: единства и борьбы противоположностей. В любом явлении уже изначально сосуществует добро и зло (положительное и отрицательное). В какой-то период развития (одно количественное соотношение) преобладает одно качество, а в другой (при росте количественных изменений) – другое. Но отсюда же вытекает и теснейшая связь этих двух Законов.
В Природе эти Законы гармонизированы и обеспечивают практически идеальный механизм развития материи. Они являются причиной многообразия в Природе (Материи), что служит обеспечению устойчивости. Человечество создало свою Техногенную Природу – бледную копию матери-Природы. Инстинктивно человечество понимает положительную и стабилизирующую роль многообразия. И пытается это реализовать. Но чаще всего идет симуляция многообразия. Более того, процесс глобализации, начавшийся в эпоху великих географических открытий и сыгравший определенную положительную роль, сегодня уменьшает разнообразие земной цивилизации, так как упрощает, нивелирует имеющиеся национальные особенности. Создание глобальной информационной сети (Интернет), проведение финансовых операций и платежей в формате реального времени, вероятно, играет положительную роль в тактическом плане для экономики многих стран. Однако и все негативные процессы в экономике будут распространяться с такой же скоростью. По аналогии с физикой – это означает уменьшение сопротивления или инертности системы. И негативный результат будет похож на короткое замыкание, от которого пострадают все. То есть скорости реализации Закона единства противоположностей возрастают максимально: время перехода положительного фактора на отрицательный резко уменьшается. В таких условиях для всех на Земле было бы лучше, если бы у Власти были люди, понимающие диалектику развития и способные влиять на происходящие процессы, быстро реагировать на изменения. Человеческая цивилизация в техническом смысле похожа на сложнейший, многоэтапный технологический процесс. И если в Природе (Материи) все ее элементы (кроме человека) подчиняются Законам Природы, то в техногенной Природе человеческой цивилизации этого нет. Здесь много субъективных факторов. В этом главная проблема. И в определенном плане Глобализация – это, вероятно, также и попытка активного управления происходящими процессами в масштабах всей цивилизации. Однако реализация этой попытки идет, как уже указывалось выше, по пути упрощения, что может сказаться на устойчивости всей системы.
В Природе, объективно говоря, отсутствуют понятия добра и зла. В ней все проще и, одновременно, сложнее. Но все происходящие процессы направлены на совершенствование системы, адаптации ее к изменяющимся условиям пространства-времени, на повышение устойчивости.
Выше мы говорили о тех явлениях, которые изначально имели положительный импульс. Но как обстоят дела с явлениями в человеческой цивилизации, которые изначально имеют отрицательный импульс. Повторю: есть Закон единства противоположностей. В капиталистическом и любом классовом обществе он проявляется, например, в бедности и богатстве. Бедность и богатство – это два неразделимых явления: без богатых нет бедных, без бедных нет богатых. Обогащение одних оборачивается бедностью для других. И иначе быть не может, так как любое общество и государство можно сравнить с котелком, из которого все черпают. Если кто-то берет больше, то другим остается меньше. И все мы видим, какая идет политическая драка, чтобы быть ближе к Власти, а, значит, и к кормушке. Но борьба за место у кормушки – это только внешне похоже на борьбу за выживание, какая есть в Природе. Там борьба за выживание направлена, в конце-концов, на выживание всего вида и даже на выживание всей живой материи.
Борьба за выживание в человеческом обществе ничего общего с этим не имеет. Более того, эта борьба ведет не только к деградации человечества, но и создает угрозу другим формам жизни на Земле. Мы – человечество – считает себя царями Природы, но мы забыли, что мы только ее часть. И если мы сами не боремся за выживание себя как вида и не осуществляем общую стратегию по выживанию всего живого на Земле, то Природа Земли без сожаления расстанется со своей частью, которая несет угрозу ей. Все просто. Самое интересное, что все мы делаем своими собственными руками. Да, может быть, согласно Закону единства противоположностей, человеческая цивилизация и является противоположностью Живой Природы. Но это должно быть единство противоположностей, направленное на развитие живой формы Материи. Если это не так, то от этой противоположности Природа просто избавится, как от ошибочного элемента. Эта функция заложена в Природе и Материи: в случае накопления негативных явлений качественные изменения проявляются в распаде неудавшейся системы. Материя как бы отступает назад, чтобы начать новое развитие с учетом приобретенного опыта.
Материальное производство – это основа экономики человеческой цивилизации. Хотя многие считают, что торговля – это основа экономики. Похоже. Что в это поверили даже многие политики. Действительно, высокая производительность труда в высокоразвитых странах привела к тому, что в материальном производстве занята незначительная часть трудоспособного населения. Высокие технологии, информационные технологии только способствуют повышению производительности труда, но не заменяют материальное производство. Творческая деятельность и интеллектуально наполненное материальное производство способствуют прогрессу человеческой личности. Нематериальное производство (сфера обслуживания), не связанное с интеллектуальным трудом, к, сожалению, как отмечают специалисты, ведут к деградации личности. Как и безработица.
18.01.08 г.
www.proza.ru
Новое в блогах
Приложения пользователя
Приведём три закона диалектики: «Единство и борьба противоположностей», «Переход количества в качество», и «Отрицание отрицания».
Разберём первый закон, «Единство и борьба противоположностей». Когда может возникнуть борьба? Когда имеется две стороны, между которыми происходит эта борьба. Если второй стороны нет, то и борьбы не происходит. Противоположности едины в своей борьбе, борьба объединяет противоположности в единое целое. Не обязательно борьба на физическом уровне, мысли, желания, — всё имеет свою противоположность, а значит, противостоят друг другу, и борются между собой.
Второй закон: «Переход количества в качество». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество.
Третий закон: «Отрицание отрицания». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество. Когда это продолжает к вам поступать, то вы уже стараетесь избавиться от лишнего. То есть вы отрицаете то, что ещё недавно вам было необходимо.
Разберём это на конкретном примере.
Возьмём чувство голода. Оно является противоположным для чувства сытости. То есть происходит постоянная борьба меду двумя противоположностями. Средством для утоления чувства голода является еда. По мере поглощения пищи, чувство голода постепенно переходит в чувство насыщения, то есть количество переходит в другое качество.
Если мы будем продолжать насыщаться, то произойдёт отрицание отрицания. Это требует дополнительного разъяснения. Чувство насыщения, является противоположным, по отношению к чувству голода, то есть является отрицанием чувства голода. Когда мы съедаем больше чем необходимо организму, мы больше не хотим далее насыщаться, то есть, начинаем отрицать чувство насыщения, а так как насыщение уже является отрицанием, то происходит уже отрицание отрицания, и мы начинаем двигаться к противоположному полюсу.
Чтобы довести наше рассуждение до логического конца, необходимо те же рассуждения провести по отношению к чувству голода, то есть когда чувство голода доходит до такой степени, что мы ни о чём другом, кроме еды думать не можем, мы начинаем его отрицать, то есть, ищем средство (еду) его уничтожения.
В результате мы постоянно имеем: первое – борьбу противоположностей, второе – переход количества в качество, и в конечном итоге – отрицание отрицания.
К чему все эти рассуждения? Хотелось бы опять же подвести к начальному этапу эволюции, когда существовало только ничто. Когда ничто разделилось на две части, между ними возникло напряжение (отношение). Что произошло? Два (два ничто) породило одно (напряжение), это одномоментный процесс, то есть при разделении ничто на две части одновременно возникает напряжение. Можно сказать, что напряжение, разделило ничто на две части. Что мы видим? Возникло две противоположности, и одновременно количество перешло в качество. Два ничто превратились в одно разно полюсное напряжение. Когда напряжение достигает максимальной величины (для данного процесса), оно начинает стягивать два ничто в одно и при воссоединении ничто, напряжение исчезает (зато в этой точке максимальное значение импульса движения, то есть максимальный потенциал), то есть опять переходит в другое качество. По аналогии с вышеприведённым примером, можно сказать, что когда пустота не разделена на две части, она соответствует отсутствию и голода и насыщения, то есть, находится в срединной точке (срединный путь и т.д.).
Ноль всегда и везде находится точно в середине, в точке равновесия, и всегда обладает наивысшим потенциалом. Если применить это к вышеприведённому примеру, то мы увидим такую картину: голодный (на высшей стадии) человек лежит, ничего ему не надо (кроме еды), практически он обладает нулевым потенциалом. Та же картина с человеком, который объелся, он так же лежит и не хочет чем-либо заниматься, у него как говорится даже мысли «ленивые». В состоянии не голода, и не пресыщения, то есть в среднем, человек адекватен окружающему миру, он деятелен, у него есть желания, он обладает наивысшим потенциалом. Чем меньше амплитуда качания между чувством голода и насыщения, тем ближе вы к точке равновесия, и тем большим потенциалом обладаете.
Эти законы явно или не явно работают во всех сферах.
Давайте разберём ещё один пример, когда количество переходит качество, но качество уже другого уровня. Если постоянно переедать, то человек становится полнее, то есть сам человек становится качественно другим. Для наглядности приведу другой пример, когда человек долго бежит, он начинает чувствовать усталость, если какое-то время преодолевать чувство усталости, внезапно, через какое-то время открывается второе дыхание, то есть, пройдя какую-то планку, мы делаем скачок в своём состоянии, и можем продолжать движение, затрачивая гораздо меньше усилий. Можно привести ещё и такой пример. Возьмём раствор соли, если мы периодически будем доливать воду, а потом её выпаривать, то раствор будет в зависимости от насыщения его солью солёным, или не очень, при этом он будет оставаться жидкостью, но стоит выпарить воды больше опредёлённой черты, как соль начнёт кристаллизоваться, то есть перейдёт в другое состояние.
maxpark.com