Оглавление:
Страховка для горных походов: как выбрать и что делать при наступлении страхового случая
Недавно наткнулся на отзыв знакомого туриста о негативном опыте взаимодействия со страховой компанией при наступлении несчастного случая в горах. Это уже не первый раз, когда доводится читать или слышать такие отзывы, что побуждает меня написать письменные рекомендации по работе со страховщиками. У меня в личной практике было всего два случая, когда приходилось использовать страховку в горах с необходимостью вертолетной эвакуации (один случай положительный, во втором — вертолет не прилетел и пришлось обходиться своими силами), но я достаточно глубоко «вентилировал» этот вопрос, в том числе опрашивая знакомых туроператоров, которым в силу больших объемов работы гораздо чаще приходилось сталкиваться с несчастными случаями, поэтому, уверен, что изложенное ниже может кому-то оказаться полезным, с учетом имеющегося у меня юридического образования.
Нормативные акты, регулирующие сферу спортивного туризма, обязывают всех участников группы застраховаться перед выходом на маршрут. Но четкие требования к содержанию самих страховок отсутствуют. Это приводит к тому, что МКК (маршрутно-квалификационная комиссия, выпускающая группу на маршрут) зачастую подходит к проверке страховок формально: лишь бы была бумажка с печатью. А сами туристы тоже иногда недооценивают важность хорошей страховки и пытаются по возможности экономить на этой статье расходов. До первого страхового случая. После которого в соцсетях потом распространяются объявления о сборе денежных средств для хорошего человека, попавшего в беду и нуждающегося в дорогом лечении.
В идеале, вопросами страховки должен заниматься либо руководитель группы лично, либо специально назначенный ответственный человек со светлой головой, но под контролем руководителя группы. Будет лучше, если централизованно оформить для всех участников одинаковую страховку в одной страховой компании (порой это обходится даже дешевле, т.к. при группах от 10 человек можно договориться о скидках). Если у кого-то из участников уже имеется страховка в другой страховой компании, то руководителю следует тщательно проверить, соответствует ли она требованиям, речь о которых пойдет далее по тексту. Особенно тщательно надо проверять условия корпоративных страховок, очень популярных в настоящее время: редко бывает, что корпоративные страховки распространяются на экстремальные виды спорта вообще и на горные виды в частности.
Лучше оформлять страховки лично в офисе у страховщика, а не онлайн. Предлагаемые на сайтах страховых компаний онлайн-продукты — это чаще всего унифицированные страховые программы, не рассчитанные на особенности горного туризма и альпинизма. Поймите, удобство оформления страховки сейчас не играет для вас никакой роли. А главное сейчас — заключить грамотный договор с учетом особенностей вашего похода, чтобы потом в случае ЧП можно было максимально быстро запустить механизм эвакуации вертолетом.
Существует довольно распространенное заблуждение, что лучше оформлять полисы в страховых компаниях, где работает кто-то из знакомых. «Да не переживай, мы в «N» застраховались, там Ленка работает, поможет быстро, если что». Или еще лучше: «Васька говорил, что у Анькиного Кольки там Ленка работает». Если гипотетическая Ленка относится к топ-менеджменту страховой компании, то, возможно, при наступлении НС (несчастный случай) шансы на решение проблемы у вас действительно будут чуть выше. Но при наличии знакомств на уровне менеджеров по продаже, руководителей отделов и т.п. — ваши связи не сыграют никакой роли. Разбором несчастных случаев у страховщиков занимаются специальные подразделения, никак не пересекающиеся с продажниками. Сотрудники там замотивированы на получение премий, завязанных в том числе на объем отказов от страховых выплат. Поверьте, никто не вышлет за вами вертолет, если страховка в принципе не покрывает риски, связанные с горным туризмом. Никакая Ленка не поможет.
На что же обращать внимание?
1. Надо определиться с тем, какой страховой продукт вам нужен. Люди часто путают два вида страховок:
— страховка от несчастных случаев (предусматривает фиксированные денежные компенсации в случае травмы или смерти, но не подразумевает оплаты расходов на лечение и транспортировку)
— страховка с покрытием медицинских и медико-транспортных расходов (которые могут опционально дополняться покрытием расходов на поисково-спасательные работы).
Зачастую МКК (маршрутно-квалификационная комиссия) довольствуется страховками только от несчастных случаев на минимальную сумму. Но вы-то сами должны понимать, что по такой страховке шансы вызвать вертолет и получить медицинскую помощь — равны нулю. Страховать надо в первую очередь именно медицинские и медико-транспортные расходы, а страховку от несчастных случаев можно добавлять уже по желанию.
Далее. Необходимо помнить, что перечень медицинских услуг, которые покрываются страховкой, различается не только в разных страховых компаниях, но даже у одного страховщика этот перечень будет разным для разных видов страховых программ. Это как покупка автомобиля: одну модель можно купить в совершенно разных комплектациях. Но в случае с автомобилем все проще, товар более осязаем. А взяв в руки страховой полис, вы извлечете из него лишь минимум информации. В полисе не расписывается в деталях, какие именно мед.услуги покрываются страховкой. И тут мы подходим к самому главному. Полис — это, конечно, важная бумажка, подтверждающая факт заключения договора страхования, но это лишь верхушка айсберга. При покупке страховки в обязательном порядке НАДО ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРАВИЛАМИ СТРАХОВАНИЯ. Практика показывает, что обычно страховщики не горят желанием раскрывать перед страхователем содержание этого документа и сами по доброй воле не предлагают вам его почитать. Но вы вправе попросить, и тогда вам точно не откажут, это обязанность страховщика. Очень редко при заключении договора страхователю выдаются на руки Правила страхования, чаще выдается лишь страховой полис, а о существовании Правил страхования многие люди даже не догадываются. Между тем, это основной документ, в котором сокрыты все «подводные камни». Это именно там говорится, что для данного вида страховой программы страховщиком не компенсируются, например, расходы на компьютерную томографию или расходы, связанные с укусом ядовитых насекомых. И многое, многое другое (прочитав Правила, вы наверняка будете неприятно удивлены). Если же вам важны какие-то конкретные медицинские услуги, то надо выбирать более дорогой страховой «пакет», подразумевающий расширенный перечень услуг и меньшее количество исключений, либо за дополнительную плату вносить оговорку в страховой полис об исключении из Правил страхования какого-то конкретного пункта применительно к вашему индивидуальному случаю (это можно сделать только лично в офисе страховой компании, но никак не онлайн). Правила страхования — это большой объемный документ. Он рассчитан на людей, умеющих читать по-русски, владеющих формальной логикой и способных к самостоятельному анализу информации. Я понимаю, что подавляющее большинство населения сейчас занимается рассматриванием фоточек с котиками в соцсетях, полностью утратив навыки вдумчивого чтения текста объемом более 3 строк. Но обоснованно предполагаю, что эта часть публики сдулась еще на первом абзаце моих «рекомендаций» 🙂 Конечно же, вы можете дотошно пораспрашивать менеджера по продажам, у которого покупаете страховку. Он наверняка вам многое расскажет и поможет советом, какая из программ страхования является оптимальной. Но совершенно не исключен вариант, что данный менеджер как раз относится к расширяющейся популяции субъектов, разглядывающих котиков в соцсетях (иначе говоря, не читал сам правил страхования или не способен в них разобраться). К сожалению, в различных сферах деятельности работает множество людей, имеющих расплывчатое представление о продаваемых продуктах/услугах. Поэтому не поленитесь и изучите все же Правила страхования самостоятельно.
Теперь что касается вертолета. Это то, что интересует горных туристов в первую очередь. Прямым текстом про вертолет почти никогда не говорится — ни в полисе, ни в Правилах страхования. Но если страховка покрывает медико-транспортные расходы, то это означает, что страховщик при наступлении страхового случая обязан оплатить расходы по транспортировке пострадавшего до ближайшего медицинского учреждения. Каким транспортом будет осуществляться перевозка — решается индивидуально в каждом конкретном случае, в зависимости от транспортной доступности того места, где находится пострадавший. И подразумевается, что если человека нельзя доставить в больницу иначе как вертолетом, то страховая компания обязана оплатить вертолет. Если, конечно, стоимость перевозки вертолетом не выходит за пределы страховки. Вот тут как раз важно проверить 2 момента:
— общая сумма вашей страховки (она должна быть никак не менее 30 000 долларов, в идеале — 50 000 долларов, чтобы гарантированно покрыть стоимость вертолета в любой точке мира и чтобы при этом осталась достаточная сумма непосредственно на лечение);
— отсутствие в Правилах страхования оговорок на ограничения по размерам компенсации транспортных расходов (мне приходилось сталкиваться с вариантами, когда при общей страховой сумме, скажем, в 30 000 долларов, в Правилах страхования оговаривалось, что компенсация медико-транспортных расходов возможна лишь в пределах 500 — 1000 долларов).
Наиболее железобетонный вариант — это выбрать программу с покрытием поисково-спасательных работ, но это уже будет явно дороже, и целесообразность такой страховки надо оценивать в каждом конкретном случае, исходя из того, куда и зачем вы идете. Для походов 5-6 категории сложности это определенно имеет смысл, особенно в удаленных районах. Но в целом, надо понимать, что в рамках обычной медико-транспортной страховки за вами тоже должны направить вертолет, если другой транспорт недоступен. В чем разница обычной медицинской эвакуации от поисково-спасательных работ? В том, что обычная медицинская транспортировка осуществляется по медицинским показаниям, когда застрахованый жив и четко известно его место нахождения. А поисково-спасательные работы — это поиск пропавших (например, под лавиной) людей, как мертвых, так и живых. Хотя все эти нюансы тоже надо внимательно проверять в Правилах страхования в каждом конкретном случае.
2. Территория страхования. Забавно, но пару раз я сталкивался со случаями, когда для поездки в Непал участники присылали мне полисы, действительные лишь на территории России. Не зыбывайте про этот момент. Для России существуют одни страховки, для поездок за рубеж — другие (там либо указывается конкретная страна, либо весь мир — с ограничениями по отдельным странам или без таковых). Тут вообще надо заметить, что если ваш поход проходит на территории России, то по российскому законодательству при наступлении несчастного случая вас должны эвакуировать силами отечественного МЧС, в том числе с использованием вертолетов при необходимости. Другой разговор, как это работает на практике (отвечу: как повезет, так что дальше думайте сами). Для поездок же за рубеж страховки обязательны, там никто вас эвакуировать не обязан.
3. Период страхования. Тут вроде все понятно. Просто внимательно проверяйте сроки, на которые вам нужна страховка. Лишь один маленький нюанс: в большинстве страховых компаний действует такое правило, что страховку можно оформить не позднее чем за 3-7 дней до начала поездки. Так что озадачивайтесь этой проблемой заблаговременно. Если вы явитесь в страховую за день до похода, вам могут отказать в оформлении полиса.
4. Дополнительные риски, покрываемые страховкой. Еще один момент, на котором многие «прогорают» в силу неосведомленности или других причин. Поскольку речь сейчас идет не об отдыхе в черноморском пансионате, а о горных походах, то естественно, что стандартные страховки «для путешествий» или «для выезда за рубеж» нам не подойдут. Отдельных программ для горного туризма или альпинизма я не встречал, поэтому приходится покупать стандартные страховки, но с включением дополнительных опций, которые у разных страховщиков называются по-разному: СПОРТ, АКТИВНЫЙ ОТДЫХ, ЭКСТРИМ и т.д. Само собой, включение в страховку таких допонительных опций предполагает и наличие повышающих коэффициентов при расчете стоимости страховки (страховой премии). При выборе необходимых вам дополнительных опций надо самостоятельно проверять, на какие виды активной деятельности эти опции распространяются и соотносить это с фактическим содержанием планируемого вами мероприятия. Иначе говоря, само слово «СПОРТ» в вышеприведенном примере — это лишь принятое у данного страховщика кодовое обозначение конкретного страхового продукта. Не поленитесь и прочитайте, какие виды деятельности включены в этот страховой продукт в данной страховой компании (там, например, могут быть дайвинг, горные лыжи, гимнастика и многое другое, но если при этом там не будет как минимум горного треккинга, то эта опция вам уже точно не подходит). Еще раз повторяю: вам нужна именно конкретика. Требуйте у менеджеров Правила страхования или иные официальные документы с расшифровкой по видам деятельности, на которые распространяется интересующая вас программа или дополнительная опция. Так, например, горные походы 1-2 категории сложности вполне подходят под общее понятие «горный треккинг», используемое большинством страховых компаний. Походы 4-6 к.с. уже однозначно переходят в разряд «альпинизм», сколько бы вы ни пытались объяснять страховщикам, что в нитке маршрута у вас не предусмотрены восхождения на вершины, а только перевалы. Если вы застраховали горный треккинг, а звоните при этом с верхней части ледопада или с перевального взлета уклоном 60 градусов, куда невозможно попасть без применения альпинистского снаряжения, то долго разговаривать с вами не станут, а тонкости различия между туризмом и альпинизмом вы можете долго излагать потом на форумах в интернете. Поймите, когда вы будете звонить в страховую со спутникового телефона при наступлении ЧП, то у вас не будет времени на споры и убеждения, если ваши представления об альпинизме отличаются от представлений, принятых у страховщиков. Иногда страховщики соглашаются на то, чтобы прямо в полисе в графе «особые условия» или «дополнительные риски» написать конкретно «альпинизм» или «горный туризм». Это, пожалуй, наиболее оптимальный вариант.
5. Порядок оплаты страховщиком расходов при наступлении страхового случая. Это тоже излагается обычно в Правилах страхования, либо в самом Полисе, либо в Приложении к нему. Тут возможны два варианта:
— вы ничего не платите сами, в больнице вас принимают на основании гарантийного письма от компании-ассистанс (про ассистанс смотрите следующий пункт), а расчеты между больницей, ассистанс и страховщиком производятся без вашего участия. Это хороший вариант. Пожалуй, единственно возможный в нашем с вами случае.
— оплату за лечение вы производите сами, собираете все чеки, а страховщик потом компенсирует вам понесенные расходы. Это плохой вариант. Может так случиться, что у вас просто не хватит собственных денег на оплату лечения, не говоря уже про транспортировку вертолетом.
6. Компания ассистанс. Особенности страхового бизнеса таковы, что страховая компания сама не связывает себя договорными отношениями с медицинскими учреждениями. Страховщик для этих целей действует через компанию ассистанс. А та, в свою очередь, уже заключает договоры с больницами. И телефоны, указанные в страховом полисе, по которым вам предлагается звонить при наступлении страхового случая, это не телефоны страховой компании, а телефоны ассистанса. Поэтому скорость реагирования на ваш несчастный случай будет зависеть в том числе и от репутации вашего ассистанса в конкретном регионе. Есть хорошо зарекомендовавшие себя ассистансы с надежной международной репутацией (например, International SOS, с которым, к сожалению, в последние годы не работает ни один из российских страховщиков), одного звонка от которых в больницу достаточно, чтобы вас тут же приняли. А есть менее известные, гарантийные письма от которых будут долго и тщательно мусолиться, прежде чем вам согласуют бесплатный прием. Перед покупкой страховки имеет смысл уточнить, с каким ассистансом заключен договор у данной страховой компании (иногда страховщик предлагает несколько возможных ассистансов на выбор), а потом навести по возможности справки, как зарекомендовал себя этот ассистанс в том регионе, куда вы направляетесь. Этой информацией с вами могут поделиться турфирмы, через которые вы заказываете трансферы на местах, а также МЧС или частные вертолетные компании. Иногда бывает, что у страховых компаний существует собственная служба ассистанс. Но чаще все-таки заключаются договоры с крупными независимыми компаниями.
7. Паспорт, на который оформляется страховка. В полисе надо указывать данные того паспорта, с которым вы поедете в поход. Если едете с загранпаспортом, то на него и надо оформлять полис.
8. Репутация страховой компании в том регионе, куда вы собираетесь. Поспрашивайте по знакомым, наведите справки в турфирмах в регионе, в МЧС, в вертолетных компаниях. Лишним это не будет.
Если говорить про конкретные рекомендации, то среди российских страховщиков (по состоянию на 2017 год) я советую 2 варианта:
1. Ресо-Гарантия (оптимально по соотношению «цена-качество» на данный момент). Для треккинга и для горных походов уровня 1-2 к.с. достаточно выбрать дополнительную опцию СПОРТ-2 (покрывает горный треккинг на высотах более 2000 м). Для более серьезных мероприятий в горах рекомендуется выбирать более дорогую опцию СПОРТ-4 (с покрытием рисков при занятиях альпинизмом)
2. Согласие. Для треккинга и для горных походов уровня 1-2 к.с. достаточно выбрать дополнительную опцию «активный отдых». Для более сложных походов можно договориться о включении в полис дополнительных условий, распространяющихся на альпинизм (при этом, в Согласии существует градация по допустимым высотам: до 4000 м, до 5000 м, до 6000 м и далее).
Но с течением времени многое меняется. Сейчас, например, я уже не советую некоторых страховщиков, которых мог рекомендовать лет 5 назад. Поэтому все, о чем говорилось в первой части этой статьи, сохраняет свою актуальность и требует перепроверки каждый раз.
Можно также страховаться у иностранных страховщиков. Это дороже. Но надежней (скорость «разруливания» страховых случаев ощутимо выше, судя по отзывам). Общаться при этом придется по-английски. Как вариант: World Nomads — крупная компания с прекрасной репутацией.
Выше были советы, актуальные на стадии оформления страховки.
Ниже речь пойдет о том, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ ВСЕ ЖЕ НАСТУПИЛ.
1. Предполагается, что у вас в группе имеется спутниковый телефон для экстренной связи (и вы заранее проверили, что ваш оператор работает в том регионе, куда вы направляетесь). Предполагается, что у спутникового телефона имеется достаточный запас аккумулятора, а лучше иметь 1 или 2 запасных, или возможность подзаряжаться от солнечной батареи. Предполагается также, что у вас есть GPS-навигатор для определения своих точных координат на местности, и вы умеете им пользоваться, чтобы сообщить данные о местонахождении в компанию ассистанс.
Предполагается, что все участники группы взяли с собой если не оригиналы, то хотя бы копии страховых полисов с телефонами, по которым можно звонить при наступлении страхового случая. По-хорошему, у руководителя группы должны быть дополнительно дубликаты полисов.
Предполагается, что участники группы взяли с собой именно те паспорта, на которые оформлялась страховка (бывает так, что страховка оформляется на российский паспорт, а человек едет с загранпаспортом).
2. Перед звонком в компанию ассистанс заранее приготовьте страховой полис и паспорт пострадавшего, т.к. вам придется зачитать некоторые данные из них. Также заранее приготовьте ручку и бумагу для записей. Если вам нужна эвакуация вертолетом, то будет лучше, если будет звонить не сам пострадавший, а руководитель группы, или медик группы, или кто-то из других участников. Вы должны понимать, что согласование вертолета происходит всегда со скрипом, а если пострадавший сам может внятно разговаривать, то сторона «на другом конце провода» может расценить, что все не так уж плохо.
3. Четко и по существу опишите по телефону состояние пострадавшего. Упор надо делать на то, что жизнь находится под угрозой и что промедление с вертолетом может закончиться печально. Не забудьте добавить, что вы находитесь на большой высоте. Можете приукрасить, искусственно нагнать краски (сказать, например, что человек находится без сознания, что он очень плохо переносит высоту, преувеличить характер болей). Это ложь во спасение. Естественно, если речь идет о действительно серьезных случаях, а не о переломе мизинца.
Разговаривайте настойчиво, но не грубите.
4. Оставьте менеджеру номер своего телефона. Договоритесь о промежутке времени для следующей связи, чтобы у вас потом спутниковый телефон был включен в это время. Объясните менеджеру, что вы разговариваете по спутниковому телефону с ограниченным ресурсом аккумулятора. Сообщите свои координаты, с уточнением системы координат, которую вы используете в своем навигаторе.
5. Уточните у менеджера присвоенный вам номер страхового случая. Запишите этот номер. Также вежливо уточните ФИО менеджера и тоже запишите эти данные.
6. Позвоните кому-то из родственников дома (тут уж вам решать, будут ли это родственники пострадавшего или родственники других участников группы), сообщите им номер страхового случая, данные полиса и паспорта пострадавшего. Если согласование вертолета начнет недопустимо затягиваться, пусть они параллельно начинают звонить в страховую компанию, пусть поднимают шум, пусть привлекают имеющиеся связи. Если у вас есть контакты вертолетной компании или принимающей турфирмы в данном регионе, звоните им тоже, пусть они тоже подключаются к давлению на страховщиков.
7. После повторного созвона и согласования вертолета подумайте о месте посадки вертолета. Если рядом нет оборудованной вертолетной площадки (в Непале, например, на популярных маршрутах вертолетные площадки — не редкость), то надо поискать рядом максимально ровное место размером хотя бы 3 х 3 метра и по возможности расчистить его от камней. Заранее приготовить крупные яркие вещи из одежды, которыми можно размахивать для привлечения внимания вертолетчиков. Упрятать в рюкзаки всю мелочевку, которую может снести ветром (когда вертолет идет на посадку и на взлет, то его лопасти поднимают очень сильный ветер). Ждать. При долгом отсутствии вертолета прозваниваться в ассистанс повторно и уточнять ситуацию.
Если согласование вертолета затягивается, а при этом состояние пострадавшего ухудшается, то надо начинать спуск пострадавшего вниз силами группы, если это можно сделать безопасно на данном рельефе. Но об этом следует уведомить компанию ассистанс заранее, а потом сообщить им новые координаты.
О мерах первой неотложной помощи я здесь не говорю, поскольку я не врач и не имею права давать советы по этой теме, тем более общего характера. Подразумевается, что вы с этим знакомы хотя бы в общих чертах и умеете ставить уколы в задницу.
От души желаю, чтобы вы никогда не воспользовались своей страховкой.
spirin-foto.livejournal.com
Проект Alp
Портал про альпинизм, скалолазание, горный туризм.
Страховка в горах. Краткое пособие для начинающих
Если посмотреть, как совершались восхождения в недалеком прошлом, то нетрудно заметить, что происходят значительные изменения. Научно-технический прогресс неуклонно меняет облик горовосхождений. Меняется качество горного снаряжения, применяются новые материалы и технологии, а это немедленно отражается на технике восхождений. Данная статья рассматривает вопросы применения веревки и технику страховки, что является важнейшими вопросами обеспечения безопасности в альпинизме, туризме, скалолазании и в некоторых других экстремальных видах спорта.
- Веса сорвавшегося человека (вместе с одеждой и рюкзаком, если он есть).
- Жесткости веревки.
- Фактора рывка. Фактор рывка — это отношение глубины падения человека (от точки его срыва до того места, где он зависнет на веревке) к длине веревки, на которой он завис. При этом под длиной веревки подразумевается длина нерастянутой (выданной) веревки. Может принимать значение от 0 до 2 (в обычной ситуации).
- От трения веревки о выступы и в карабинах.
- От наличия фрикционного (тормозного) устройства, длины протравленной веревки и усилия, с которым веревка протравливалась через данное устройство.
-
Страховка готова?
Команда лидера перед началом его движения. Лидер начинает движение только после положительного ответа на данную команду — «Страховка готова!». Страхующий при этом находится в рукавицах и готов страховать лидера. Эти же команды применяются, когда первый принимает второго. -
Страховка готова
Ответ на предыдущую команду. Эта команда означает, что человек, собирающийся начать движение, может его начинать (то есть отстегнуть свою самостраховку с базы или начать снимать базу). После этой команды единственная страховка у страхуемого — эта веревка. Страхующий после отдачи данной команды должен начать страховать напарника и быть готовым в любой момент к срыву напарника. Не допускается перещелкивание страховочной веревки после отдачи этой команды. -
Понял
Ответ на любую команду, если смысл команды понят. -
Повтори
В случае если команда непонятна или не услышана. -
Пошел
Команда отдается перед началом движения. Страхующий должен быть готов начать выбирать или выдавать веревку. -
Иду
Команда может применяться вместо предыдущей или может быть ответом на команду «как дела?», если человек продолжает свое движение. -
Страхуй
Вариант команды для привлечения внимания страхующего к процессу страховки. Может применяться как вариант команды «пошел», «иду». Обычно, все же, означает неудовольствие первого относительно того, как его страхуют. -
Выдай (есть вариант этой команды — дай веревку)
Выдать веревку, как можно быстрее. -
Выбери
Выбрать веревку, как можно быстрее, не сдернув при этом первого (или второго для случая траверса). -
Закрепи
Первый отдает эту команду страхующему, чтобы он жестко закрепил веревку на базе. Страхующий закрепляет веревку и ждет следующей команды. -
Закрепись
Страхующий подает эту команду первому в случае, если есть необходимость на время перестать страховать первого. Первый должен найти хорошее место и устойчиво стать (лучше, если он при этом станет на самостраховку), при этом он отвечает «Готово» или «Есть». Страхующий выполняет необходимые действия (например, поправляет страховку) и вновь возобновляет страховку, подав соответствующую команду (например — «страховка готова»). -
Сколько веревки?
Страхующий должен назвать количество метров веревки, оставшейся у него. Обычно говорится примерная цифра, кратная 10 или из первого десятка. -
Веревки 6 метров.
Ответ на предыдущую команду. Не нужно долго думать. Отвечать сразу по принципу — лучше сказать меньше, чем больше. -
Камень
Если человек заметил падающий камень или сам упустил камень. Эта же команда применяется при падении любых предметов, способных травмировать группу (лед, ветки, предметы, выпавшие из рюкзака). Подается особо громко. -
Лавина
То же в случае лавины. -
Держи (Срыв)
Подается человеком во время срыва (если он успеет). По этой команде страхующий готовится к рывку. -
У крюка
Команда, которую подает идущий, чтобы пояснить страхующему, что он будет стоять на месте, чтобы вытащить или заложить точку страховки. -
На самостраховке
Подается после того, как идущий встал на самостраховку за базу и его уже не надо страховать. После этого, обычно, страхующий (второй) готовится к началу движения. -
Страховки нет
Подается после того, как идущий встал на самостраховку за базу и его уже не надо страховать. После этого, обычно, страхующий (второй) перестает страховать напарника и готовится к началу движения. -
Перила готовы
Команда означает, что страховочная веревка закреплена на базе и ее можно нагружать (использовать в качестве перил).
Как дела?
Команда, не обозначающая никаких действий. Означает, что напарнику (как правило, страхующему) надоело ждать, и он интересуется причиной задержки в действиях своего напарника. -
Вы-дай
Она более короткая и состоит из двух слогов. Напарник обычно слышит только «ай» или «а…». -
Вы-бе-ри
Более длинная, состоит из трех слогов. При предельной слышимости слышно только «и…» -
Стра-хов-ка го-то-ва
Самая длинная команда, в конце слышно «а…». Можно перепутать с командой «выдай» (она тоже оканчивается на «а…»), но отличить ее можно по тому, что она длинная. -
Надежность верхней точки
Если связка работает на льду — проблем нет. Если скалы — смотря какие точки страховки сделаны (а это, в свою очередь зависит от фактуры скал и от опыта альпиниста). Если снег — только динамическая страховка! -
Свойства веревки
Если веревка имеет сертификат UIAA , можно использовать статическую страховку (при благоприятных других обстоятельствах). -
Фактор рывка
Это отношение глубины падения к длине выданной веревки. Фактор рывка непосредственно влияет на величину рывка. При этом надо знать, на какой веревке ты ходишь. Лучше ходить на импортных. Например, как мы уже рассматривали, на веревке «Beal» можно использовать статическую страховку при факторах рывка до 1. В принципе на веревке «Beal» можно вообще не использовать динамическую страховку, но надо знать, что в худшем случае рывок на веревку будет равен 700 кг, а на верхнюю точку — 1200 кг. Выдержит ли верхняя точка? Если сомнения есть — лучше протравить, если страховка осуществляется через анкера — смысла в протравливании никакого нет, только повышается опасность удариться о выступ или полку. -
Масса сорвавшегося
Стандартный рывок UIAA рассчитан для веса 80 кг. Рывок пропорционален квадратному корню из веса человека (вместе с одеждой и снаряжением). Так, если вес в два раза больше, то величина рывка будет в 1.4 раза больше. Худейте перед выездом в горы — рывок в случае срыва будет меньше. -
Крутизна рельефа и наличие полок, выступов
Как мы уже отмечали, способ страховки зависит и от рельефа. Если падение не приведет к травме, можно использовать динамическую страховку. Если можно удариться или склон не крутой, нужно использовать статическую страховку.
Особо отметим, что рывок на веревку не зависит(!) от глубины падения человека, а зависит только от фактора рывка (см. выше). Например, человек стал на самостраховку и вылез выше точки, к которой он пристегнут, на всю длину самостраховки. Если он сорвется, то пролетит на глубину, равную двум длинам самостраховки (например, 3 м). В этом случае фактор рывка равен 2 (глубина падения 2 м, длина веревки — 1 м, фактор рывка 2:1=2). При этом рывок будет столь же сильным, как если бы он вылез вверх на всю длину веревки вообще без точек страховки (скажем на 40 м), сорвался бы вниз и пролетел бы при этом 80 м. (до страхующего 40 м и столько же после). Почему это так мы разберем ниже.
Особо надо отметить случай, когда слышимость очень плохая или ее вообще нет. Наличие переговорных устройств решило бы эту проблему, но в России для подобных случаев их практически не применяют (и они не всегда могут работать по различным причинам).
Вообще подавать команды нужно все — вдруг вас слышат, а просто вы не слышите. Но на определенный минимальный набор команд надо заострить внимание и многократно повторять именно их (если нет ответа или ожидаемого действия).
Прохождение bigwall маршрутов
Динамическая страховка
При динамической страховке нужно оставлять свободную веревку для протравливания. При протравливании веревки нужно следить не за длиной, а за величиной усилия протравливания. Запас свободной веревки для протравливания должен быть в пределах 10—100% от выданной (в зависимости от надежности точек страховки).
Соответственно если усилие протравливания 200 кг, то протравливать нужно
5 м. Усилия, возникающие в различных участках страховочной цепи мы рассмотрим ниже.
Надо заметить, что с появлением современных веревок динамическая страховка стала использоваться реже. На скалолазных стендах и анкерных маршрутах ее уже не используют. Но в альпинизме ее надо уметь применять, а в отдельных случаях ее применение обязательно (например — на снежном склоне).
При динамической страховке нужно оставлять свободную веревку для протравливания. При протравливании веревки нужно следить не за длиной, а за величиной усилия протравливания. Запас свободной веревки для протравливания должен быть в пределах 10—100% от выданной (в зависимости от надежности точек страховки).
Страховка в горах
Срыв — описание процесса и возникающие при этом нагрузки
При срыве первого в связке он падает до точки страховки и далее на всю длину свободной веревки. При этом его потенциальная энергия переходит в кинетическую. Чем дальше он падает, тем более высокую скорость набирает.
Когда свободная веревка кончается, веревка начинает растягиваться и поглощать кинетическую энергию человека. Сорвавшийся останавливается в тот момент, когда веревка поглотит всю его кинетическую энергию. В этот момент усилие в веревке достигаем максимума. Именно это усилие надо рассматривать для оценки значения рывка и воздействия его на верхнюю точку страховки и страхующего.
Кинетическая энергия гасится, также, трением в верхнем карабине и трением в тормозном устройстве.
В приложении, приведенном в конце работы, мы сделаем вывод формул, описывающей поведение альпинистской веревки при срыве первого в связке.
А сейчас рассмотрим — какие силы возникают в различных элементах страховочной цепи при срыве ведущего.
На рисунке изображена верхняя точка страховки, на которой произошло задержание сорвавшегося. Кинетическая энергия сорвавшегося альпиниста поглощается упругим растяжением веревки. При этом на сорвавшегося действует сила упругости F, эта же сила воздействует на карабин верхней точки страховки в направлении срыва.
В карабине на веревку действует сила трения Fтрен, которая препятствует движению веревки. Сила трения зависит от коэффициента трения и силы давления веревки на карабин. В том же направлении, что и сила трения, действует сила F1, которая удерживает сорвавшегося от дальнейшего падения.
Удержание падающего человека возможно лишь при условии, когда F=F1+Fтрен.
При этом веревка может двигаться в карабине с некоторой постоянной скоростью (вариант протравливания), либо останавливаться до момента полной остановки. Когда веревка останавливается, движение ее описывается гармоническими затухающими колебаниями (их уравнение без учета эффекта затухания приводится в приложении).
Сила трения, по оценкам фирм-производителей снаряжения, составляет около
34% от силы рывка F (т.е. это для условий новой веревки, нового карабина и при отсутствии грязи, воды и прочих факторов, увеличивающих силу трения).
При этом сила F1 составляет 66% от силы F. Тогда на карабин будет воздействовать сила N=F1+F=1.66F. При наличии грязи, влаги, дефектов веревки или карабина сила трения может увеличиться, так что, реальная нагрузка на карабин (а поэтому и на точку страховки) составляет: F 2 могут возникнуть только в том случае, если страхующий после срыва первого успеет выбрать веревку. По этой причине (а также из соображений возможности потерять страховку) выбирать веревку после срыва ведущего категорически запрещается.
Влияние трения в верхней точке на величину рывка Рассмотрим влияние трения о карабин верхней точки, на которой происходит зависание сорвавшегося.
Здесь f — коэффициент трения веревки в карабине. При очень большом трении
(например, веревка застряла в карабине) ситуация эквивалентна случаю, когда рывок с фактором К=2 приходится на верхний карабин. Действительно, при этом f=1; (Lo-L1)/Lo=H/Lo=K/2; имея это в виду, выражение в скобках, указанное ниже, в которое входит f, обращается в величину K/2. Это эквивалентно ситуации, когда К=2 и нет трения.
Данное выражение в уравнении отвечает за влияние сил трения в верхней точке на величину рывка. Проанализируем его. Выражение L1/Lo может принимать значения от 0 до 1. В обычной ситуации L1/Lo=(1-К/2).
Графики зависимости F(f) и F(L1/Lo) — практически линейные. (Линейность графиков означает, что во сколько раз увеличилось трение или отношение L1/Lo, во столько раз и возрастет величина рывка). Графики приведены ниже.
Имеется особенность, когда f и L1/Lo близки к 1.
Это видно на графиках. При этом величина рывка резко возрастает. Это соответствует ситуации, если при падении первого в связке резко выбрать всю веревку и трение через карабин будет высокое. При этом нагрузка придется на верхнюю точку, а на амортизацию рывка веревки, при этом, не окажется.
Графики приведены для веса 80 кг и веревке, которая при стандартном рывке
UIAA имеет значение рывка 1200 кг. Такая ситуация на самом деле может присутствовать на практике и это надо иметь в виду. Например, если при одновременном движении связки происходит срыв нижнего, он может сорвать верхнего.
При одновременном падении их веревка будет двигаться в верхнем карабине.
При этом первого в связке как бы затягивает в верхнюю точку и когда веревка начнет гасить его энергию падения, ее почти не останется для этой цели, рывок будет очень жестким. При таком рывке фактор рывка может оказаться гораздо выше, чем 2.
Влияние протравливания веревки на величину рывка Рассмотрим влияние протравливания веревки. При этом будем различать собственно протравливание, которое входит в понятие динамической страховки, и трение, которое возникает при движении веревки между базой и верхним карабином за счет продвижения веревки через карабины и за счет трения о неровности рельефа.
В уравнение величины рывка входит следующее выражение: [pic]
При этом участвуют две относительные величины — отношение усилия протравливания к весу человека и отношение длины протравливания к длине веревки. Как можно учитывать протравливание реально во время страховки?
Для этого выясним — как погасить рывок только протравливанием?
Усилие протравливания o Если усилие протравливания равно весу человека, в этом случае длина протравливания будет равна глубине падения человека. o Если усилие протравливания больше веса человека в N раз, значит длина протравливания будет в N раз меньше, чем глубина падения.
При гашении рывка только за счет протравливания сила рывка на веревку будет постоянной в течение всего периода протравливания. Этим данный прием является очень удобным и универсальным. Используя этот прием можно ходить на любой веревке (в том числе и не имеющей сертификат UIAA, даже на пеньковой веревке). Его недостаток — в сложности исполнения.
Трение веревки о промежуточные карабины и о рельеф
Этот фактор можно установить только приблизительно. Чем первому труднее выбирать веревку, тем больше такое трение. Чем больше перегибов делает веревка в карабинах, тем трение также больше. При работе в связках стараются это трение уменьшить, так как оно мешает передвижению. При этом используют оттяжки, двойную веревку и ряд других приемов. При большой величине трения рывок на верхний крюк может оказаться очень жестким (в худшем случае будет жесткий рывок с фактором рывка К=2). Итак, трение веревки действует как тормозное устройство с некоторой силой протравливания.
Динамическая страховка
Динамическая страховка — довольно сложный технический прием, который позволяет при срыве партнера уменьшить рывок на веревку и на все остальные звенья страховочной цепи и обезопасить последствия падения. При этом страхующий зажимает веревку не жестко, а так, чтобы она при рывке протравилась на некоторую длину. Можно контролировать либо усилие, с которым страхующий зажимает веревку, либо длину протравливания.
Проще контролировать усилие протравливания. Длина протравливания будет такая, которая соответствует данному усилию. Так как в реальных условиях присутствуют трение веревки о карабины и о рельеф, они действуют действовать одновременно с действиями страхующего. Надо оценить насколько критично падение партнера на большую глубину падения (нет ли там полочек, выступов, о которые ваш партнер может удариться), а также длину свободной веревки. Если условия позволяют — постараться протравить веревку на достаточное расстояние. В первый момент рывка не следует зажимать веревку сильно (вдруг трение о промежуточные карабины и выступы будет велико). Затем надо плавно увеличить усилие на вашем тормозном устройстве.
Если длина протравливания получается слишком большой — нужно увеличить силу. Если вы все делаете правильно, рывок будет почти незаметен для партнера и вы снизите риск вырыва верхней точки страховки. Во время страховки рекомендуется пользоваться тормозным устройством.
Распространенными тормозными устройствами являются «восьмерка», «букашка» и «шайба Штихта».
На базе страхующий делает страховку первому в связке. База должна выдержать рывок как вниз (если ни одной точки сделать первому не удастся или они все повылетают), так и вверх. Рывок за базу может быть как очень жестким, так и слабым. Важно, чтобы на базу не пришелся сильный рывок. Это может привести к вырыву отдельных точек страховки и даже к разрушению самой базы (и тогда все участники связки, скорее всего, погибнут, чего, естественно, нельзя допускать).
Для базы делают обычно 2 точки страховки или более. Затем их блокируют между собой.
На верхней точке страховки происходит задержание сорвавшегося. Этот процесс мы уже рассматривали выше. Если бы трения в карабине не было, то на верхнюю точку действовала бы сила, в 2 раза превышающая рывок на веревку. За счет силы трения на карабин будет воздействовать сила N=F1+F=1.66F. При наличии грязи, влаги, дефектов веревки или карабина сила трения может увеличиться, так что реальная нагрузка на карабин (а поэтому и на точку страховки) составляет: F
kurbatovv Январь 8, 2010 Январь 31, 2013
Имею 2-й разряд по альпинизму. Увлекаюсь ледолазанием, скалолазанием и немного base jumping.
alp.org.ua