Многоженство правила

Многоженство в исламе: условия, правила. Почему в исламе разрешено многоженство?

Многоженство, или полигамия, является, пожалуй, одной из самых противоречивых и увлекательных тем, причем не только в мусульманском мире, но и далеко за его пределами. Однако известно, что оно практиковалось еще с давних времен и было социально и культурно обоснованным, обеспечивало воспроизводство потомства. Сегодня многоженство не является обязательным для мусульман, а в отдельных случаях и вовсе запрещается. Это связано с определенными правилами и законами, установленными Кораном. Узнаем, что сегодня представляет собой многоженство в исламе и есть ли в нем насущная необходимость.

История многоженства

Мнение о том, что полигамия впервые появилась именно у мусульман, является ошибочным. Традиция брать в жены нескольких женщин существовала еще с древнейших времен и в разных цивилизациях. Она оправдывалась уменьшением количества мужчин из-за их гибели в многочисленных войнах. Но если вначале это было необходимостью, то позже в некоторых обществах начались злоупотребления этой практикой.

Мужчины брали в жены неограниченное количество женщин. Тем самым они ущемляли их права и сеяли несправедливость, дискриминацию и падение нравов.

Совершенно иным является многоженство в исламе. Эта религия установила строгие правила и ограничения по этому вопросу. В основном они касаются количества жен (их должно быть не больше четырех), а также желательности или запрета на полигамию для каждого отдельно взятого мужчины.

Обоснование многоженства у мусульман

Если углубиться в изучение вопроса многоженства, можно обнаружить, что оно вовсе не является обязательным. Это право дается каждому мужчине. А он уже может решать, воспользоваться им или нет. Но при этом оно допустимо и в некоторых случаях даже желательно. Итак, разберемся, почему в исламе разрешено многоженство.

Исторически сложилось, что в первую очередь полигамия практикуется в тех местностях, где мужского населения меньше, чем женского. Это необходимо, чтобы каждая женщина смогла оказаться под защитой и не осталась старой девой. Тем самым общество оберегается от пороков и разложения. При этом женщина соглашается на роль второй или третьей жены лишь потому, что не смогла стать первой.

Таким образом, многоженство в исламе предназначено в первую очередь для того, чтобы обеспечить благополучие и равные права всем женщинам.

Условия и правила

Однако полигамия разрешается далеко не во всех случаях и не каждому мужчине. Существуют определенные правила многоженства в исламе, которые необходимо соблюдать. В первую очередь, это справедливость. Что же подразумевается под этим правилом? Перечислим коротко основные положения, установленные Кораном.

Муж должен одинаково обеспечивать всех жен. Это относится к пище, гардеробу, жилью, мебели и прочему. То есть каждая должна получать все, что ей нужно.

Мужчина обязуется предложить отдельное жилье для всех своих избранниц. Исключение составляет лишь тот случай, когда они соглашаются жить под одной крышей, но в разных помещениях дома. При этом мужчина не может поселить одну жену в шикарном дворце, а другую – в тесной лачуге. Это несправедливо и ущемляет права.

Муж должен проводить со своими женами равное количество времени. Таким образом, справедливым должно быть распределение не только материальных благ, но и внимания. Исключение составляет случай, когда одна из жен дает супругу разрешение проводить с ней меньше времени, чем с остальными. При этом шариат не обязывает мужа одинаково любить своих женщин. Ведь человек даже при желании не может распределить это чувство равноценно.

Муж должен одинаково заботиться о детях, рожденных от разных жен. Здесь принцип равномерности должен соблюдаться еще тщательнее и щепетильнее.

Таким образом, условия многоженства в исламе таковы, что мужчина должен быть полностью справедлив ко своим избранницам. Если же он не в силах этого обеспечить, то ему не следует жениться более одного раза.

Шариатские законы относительно многоженства

В исламе существуют определенные положения, касающиеся многоженства. Согласно им, в разных случаях оно может быть желательным, допустимым или же запретным для какого-либо мужчины. Рассмотрим эти ситуации более подробно, чтобы узнать, когда именно в исламе разрешено многоженство, а когда нет.

В случаях, когда мужчина хочет жениться во второй раз из-за болезни или бесплодия супруги, полигамия для него желательна. Конечно, при условии, что он будет справедлив к своим избранницам.

Если мусульманин хочет взять вторую супругу без особой необходимости, к примеру, чтобы упрочить свое положение в обществе, то полигамия для него не очень желательна, но допустима.

В случаях, когда мужчина не обеспечен материально или слаб физически, или же знает, что не сможет соблюдать вышеперечисленные требования, многоженство для него находится под запретом.

Вышеперечисленные положения подтверждают, что полигамия в первую очередь служит для равноправия и благополучия женщин.

Ислам, многоженство: правила, если первая жена против

Существует мнение, что мужчина может жениться повторно только с разрешения первой супруги. Насколько оно правдиво? Итак, углубимся в ислам.

Если первая жена против, Коран не ограничивает мужчину. Однако супругу желательно поставить ее в известность и обсудить этот вопрос, чтобы не подвергать опасности семейное счастье и гармонию.

Также для женщины есть возможность остаться единственной и любимой женой, если это требование будет обговорено и зафиксировано при составлении брачного договора.

Польза для семьи

По мнению мусульман, многоженство помогает решить множество семейных проблем. В частности, значительно уменьшает вероятность супружеских измен и разводов. Считается, что мужчины по природе склонны к полигамии. Поэтому законное многобрачие гораздо более предпочтительно, чем измена.

Также многоженство в исламе служит для увеличения потомства как одного из важнейших принципов процветания народа. Этот фактор тоже берет свое начало из прошлого, когда мужчины погибали на войнах. Чтобы численность населения увеличивалась, нужно было много женщин, способных рожать детей.

Польза для общества

Есть и социальные обоснования того, почему в исламе многоженство допускается. Как уже упоминалось выше, в местностях, где мужчин меньше, повышается процент незамужних. А законная полигамия позволяет каждой женщине оказаться под защитой и опекой супруга и испытать радости материнства.

Весомой причиной, объясняющей многоженство, является защита нации от венерических заболеваний, абортов и детей-беспризорников. Снижается количество разводов, а первая жена может не бояться быть брошенной, даже если в отношениях произошло охлаждение. Она по-прежнему будет пользоваться почетом и уважением.

Многоженство в разных странах мира

В большинстве стран, исповедующих ислам, многоженство разрешено и является правовой нормой. Но не везде. К примеру, в Турции оно запрещено законодательно еще с начала прошлого столетия. Также оно не позволяется в Алжире и Тунисе. Обязательным условием заключения второго брака в Иране является согласие первой супруги. А в Сирии, Марокко, Пакистане или Ираке вначале необходимо получить разрешение органов власти.

В России, как и в большинстве государств мира, многоженство запрещается и преследуется. После распада Советского Союза было много заявлений о необходимости его разрешения. Однако на практике это было сделано лишь в Ингушетии, да и то ненадолго.

А, к примеру, во Франции, где многоженство также запрещено, для выходцев из мусульманских стран сделано исключение в этом вопросе.

Пережиток прошлого или благо?

Многим женщинам трудно, а порой и невозможно смириться с тем, что они будут не единственными для своих мужей. Особенно сложно понять многоженство людям, исповедующим другую веру. Поэтому вокруг этой темы ведется настолько жаркая полемика. Кто-то считает многобрачие пережитком прошлого и путем к разврату. Другие – благом.

Конечно, каждый решает сам, чем считать многоженство в исламе. Фото счастливых семей, где все живут в мире и гармонии, убеждают в мудрости этой традиции.

С другой стороны, нередки и случаи, когда мужчина злоупотребляет своим правом жениться еще раз. Он заключает повторный брак лишь ради удовольствия, а как только молодая спутница ему надоест, разводится с ней. Поэтому, конечно, стоит все взвесить, прежде чем соглашаться на роль второй или третьей супруги.

В любом случае многоженство не является обязательной практикой. Сегодня подавляющее большинство мужчин заключают лишь один брак. Ведь повторная женитьба не только хлопотна и затратна, но и наносит обиду первой супруге, даже если она соглашается на это.

Это только право, которым мужчина может воспользоваться по своему желанию. И хорошо, если он соблюдает при этом все необходимые требования. Тогда в семье царит мир, а многоженство выполняет функции, исторически возложенные на него: защитить женщин и сохранить нравственные устои.

fb.ru

Многоженство в Исламе и его мудрость

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаляму аляйкум, дорогой читатель. Видя сегодняшнее отношение мусульман и немусульман к теме многоженства, мы решили немного раскрыть эту тему, привести доказательства на его дозволенность и разъяснить ситуации, когда оно бывает желательным, нежелательным или же запретным. А также рассказать о мудрости предписания многоженства.

Доказательство дозволенности многоженства в Исламе

Аллах в Коране говорит «..то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3). Прочитав аят, мы видим, что изначально речь идет о двух трех и четырех супругах, а одна жена предполагается в случае, если мужчина не может быть справедливым ко всем женам.

Справедливость

Что же подразумевается под справедливостью, которая требуется в Священном Писании от мужчины, желающего жениться более чем на одной женщине? И в чем она должна проявляться?

Равное обеспечение

Муж должен предоставить каждой жене равное обеспечение в еде, питье, одежде, жилье, мебели и т.д. Понятие «равное» не подразумевает, что каждой супруге всё должно быть предоставлено в одинаковом количестве. «Равное» значит обеспечить каждую тем, что ей необходимо.

Предоставление отдельного жилья для жен

На мужчине лежит обязанность предоставления отдельного жилья каждой из жен, если только они сами не согласятся жить в одном доме, но в разных комнатах. Имам Ибн К’удама сказал: “Человек не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми женами и старыми, поскольку в этом может быть для них вред, который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жен в одном доме может привести к спорам и баталиям». См. “Аль-Мугъни” 7/229.

А также, муж не имеет права предоставить роскошный дом одной из жен, а другую поселить в старую хибарку.

• Справедливость в делении дней и ночей

Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами, кроме случая, когда одна из жен дает разрешение, проводить у нее меньше времени, чем у другой. Имам Аш-Шафии сказал: “Сунна посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и все ученые говорят о том, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. Он должен быть справедливым и не имеет права ущемлять их в этом”. См. “Аль-Умм” 5/110.

Что же касается любви, то Шариат не обязывает испытывать ее в равной степени к каждой из супруг, так как это невозможно. Аллах в Коране говорит: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании», так как это выше способностей человека, и такое чувство как любовь ему не подвластно, а, как известно, «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Корова,286). Даже сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, имея в виду справедливость между женами, сказал: “О Аллах, это мое деление, в том, что мне подвластно. Не порицай меня в том, что мне не подвластно”.

Шариатские решения относительно многоженства

Положение многоженства в Исламе различается в зависимости от ситуаций, связанных с человеком, который желает жениться больше чем на одной женщине. Иногда оно бывает желательным, порой нежелательным, а порой и запретным. Рассмотрим каждую из ситуаций более подробно.

• Если мужчина нуждается в двух супругах по причине того, что одна жена не оберегает его целомудрия, или его первая жена тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребенка. Это при условии, что он предполагает, что сможет проявлять справедливость между ними. В таком случае, ему желательно женится на другой, как были женаты многие из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, более чем на одной женщине.

• Если мужчина желает жениться на другой женщине без нужды, или же для увеличения почета в обществе или же для него это просто предмет роскоши, а при этом он еще и сомневается в том, что сможет проявлять справедливость между ними, то в этом случае многоженство является для него нежелательным. Как говорится в хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Оставь то, что внушает тебе сомнения и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает” (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи).

• Если мужчина уверен в том, что не сможет проявлять справедливость между женами, по причине его бедности или слабости или по каким-нибудь другим причинам, то в этом случае, многоженство для него является греховным делом. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3).

Мудрость предписания многоженства

Ислам дозволил многоженство, так как в этом есть большая мудрость и польза для людей, даже если это и не очевидно на первый взгляд. Рассмотрим эту мудрость через ситуации, которыми переполнена наша реальность. Мы увидим, как Шариат решает эти ситуации и как сегодняшнее мировое сообщество зачастую поступает в этих случаях.

• Оберегание мужчины от прелюбодеяния

Природное естество многих мужчин таково, что одна жена зачастую не может сохранить его целомудрие и поэтому они прибегают к супружеским изменам, что в свою очередь ведет к распространению венерических заболеваний, абортов и увеличению разводов, число которых, например, в России около 50% . Исходя из этого, возникает вопрос: что лучше? Запретить мужчине многоженство, и тем самым подтолкнуть его на удовлетворение своих потребностей запретным путем, либо дозволить ему женится еще на одной женщине?

• Защита женщины

На сегодняшний день мы наблюдаем такую статистику, что количество женщин в мире во многом превосходит количество мужчин. В США, к примеру, соотношение полов 1:4 в пользу женщин. В Советском Союзе это соотношение равнялось 1:5, в Йемене 1:6, а в некоторых округах Китая это соотношение доходит до 1:10, в части стран Африки 1:5. К тому же во всех странах смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Так что же лучше, чтоб все эти женщины оставались вдовами, сохраняли свою девственность до конца жизни, стали причиной внебрачных половых связей, на которые они идут зачастую в надежде на замужество, или же лучше будет разрешить им стать законными, пусть и не единственными, женами и находиться под опекой и обеспечением мужа?

• Потомство

Также, одной из мудростей многоженства является увеличение потомства, так как оно является одним из основных факторов процветания нации. Как сказал английский философ Г.Спенсер: «Многожёнство является необходимым для тех народов, в которых погибают мужчины на войне, и на выжившего мужчину была только одна жена. Если же поражает общину война, уничтожая их мужчин, то остаётся много женщин без мужей, и в итоге от этого уменьшается рождаемость в народе. Когда сражаются две группы друг с другом, то война не приносит пользу тому народу, в котором не требуется от женщин, чтобы они рожали, так как народ не в состоянии сопротивляться народу, в котором требуется от женщин, чтобы они рожали им мужчин, посредством многоженства».

• Сохранение народа от нечестия и болезней

Нет сомнений в том, что с запретом многоженства, в обществе появляется множество недугов, как физических, так и социальных. Это и распространение разврата, венерических заболеваний, увеличение количества абортов и рост числа беспризорных. Дозволенность же многоженства, способствует излечению общества от этих болезней.
То, что было упомянуто в этой статье это всего лишь малая часть из всех тех мудростей, явных и скрытых, которые содержатся в многоженстве.

www.ansar.ru

Путешествия

Правила жизни

Амани

45 лет, Каир

«Для меня счастье — временное состояние, которое постоянно возникает и исчезает»

О любви, семье, браке и одиночестве. «Моя Планета» беседует с самыми разными людьми, чтобы узнать, что важно для них в жизни.

Сегодня в Египте многоженство — явление достаточно редкое. Только около 4% египетских мусульман женаты на более чем одной женщине. Чаще всего вторых жен берут либо представители самых бедных слоев (в этом случае обе семьи живут все вместе в одной квартире), либо, напротив, богатые египтяне, которые могут позволить себе купить для своих жен отдельные дома. Однако в силу различных причин (неспособность иметь детей, вдовство женщины в возрасте, когда большинство мужчин ее возраста уже обзавелись семьями) некоторые женщины из семей среднего класса также соглашаются на брак с уже женатым мужчиной. Амани, 45-летняя жительница Каира, приняла решение стать второй женой после смерти мужа. Ее избранником стал компаньон мужа по бизнесу.

Я решила повторно выйти замуж спустя год после смерти моего мужа. У нас не было детей, мои подруги и родственники жили своей жизнью, и мне нужен был рядом человек, на которого можно было бы опереться. Также осталась компания, которой муж управлял совместно со своим компаньоном, поэтому нам все равно пришлось бы часто видеться, что могло бы поставить нас обоих в неудобное положение.

На свадьбу муж подарил мне золотое кольцо с бриллиантом. У нас не было пышной свадьбы, так как для нас обоих это не первый брак, и мы не видели в этом необходимости. Мы заключили брачный контракт в мечети в присутствии свидетелей с обеих сторон и родственников (*1).

Моя семья позитивно приняла новость о моей свадьбе. Именно они уговаривали меня выйти замуж еще раз, так как я была очень подавлена смертью мужа, в особенности потому, что у нас не осталось детей, которые придавали бы смысл моей жизни.

Я живу в Каире, а муж со своей первой женой — в Александрии. Каждую неделю он приезжает в Каир на три дня, чтобы навестить меня. Муж старше меня всего на два года, поэтому у нас много общих интересов: мы ходим гулять в клуб (*2), посещаем моих родственников, ужинаем в кафе, бываем в театре. Две недели назад, например, мы ходили в Каирскую оперу на концерт классической египетской музыки. Мы не рассматривали вариант переезда в один город, так как у каждого из нас уже сложившаяся жизнь в наших городах и в нашем возрасте гораздо труднее кардинально менять место жительства, в особенности окружение.

Последние два года я не работаю. Раньше я принимала активное участие в управлении нашей общей компанией, но сейчас лишь изредка езжу проверить, как обстоят дела. Я забочусь о доме, встречаюсь с подругами, вместе мы ходим в клуб, иногда ездим на море. Также раз в пару месяцев я езжу в Александрию проведать компанию и повидать семью мужа.

В целом большую часть недели я провожу дома, особенно летом, когда на улице становится слишком жарко. Раз в две недели ко мне приходит женщина помочь с уборкой, в остальном я могу сама о себе позаботиться. Когда мне нужно что-то купить, я либо езжу на такси, либо заказываю доставку на дом (*3).

От первого мужа у меня нет детей. Однако у второго мужа есть двое сыновей. У нас хорошие отношения, мы любим друг друга.

С первой женой мужа мы стали подругами. Первые пару лет нам было тяжело принять друг друга и поддерживать связь; это было большой проблемой для нас троих. Но со временем нам удалось подружиться, и сейчас мы даже иногда ездим друг к другу в гости на пару дней. Мы также ходим в клуб, кафе и по магазинам. Однажды мы ездили втроем в круиз по Нилу, у каждого была отдельная комната, поэтому никаких проблем не возникло и мы прекрасно провели время.

С семьей мужа я тоже в хороших отношениях. Дело в том, что мы с мужем приходимся друг другу дальними родственниками, поэтому его семья в буквальном смысле — моя семья.

Любовь — это самое главное в жизни. Я очень любила своего первого мужа, он был идеальным мужчиной. Поэтому мне было еще тяжелее оставаться одной после его смерти, я бы не смогла прожить остаток жизни в одиночестве, без заботы о ком-либо, кто бы также заботился обо мне. Мой второй муж — очень хороший человек, с ним я не чувствую себя такой одинокой.

Для меня счастье — временное состояние, которое постоянно возникает и исчезает. Иногда я чувствую себя счастливым человеком, а иногда нет.

Я не думаю много о будущем. Только Богу известно, что ждет меня дальше и как сложится моя жизнь.

От автора

Многоженство в Египте постепенно уходит в прошлое, так как современные молодые египтянки в большинстве своем не приемлют положения второй или тем более третьей жены в семье. Также растет количество разводов среди молодого поколения, более категоричного и менее уступчивого, чем их родители.

Браки среди старшего поколения редко заканчиваются разводом, как и во многих других странах мира. У египтян, родившихся в прошлом веке, также как и у наших родителей и бабушек с дедушками, попросту другие ценности и воспитание, у них не принято решать проблемы разрывом отношений.

Тем не менее, если одна из сторон или обе захотят получить развод, это не составит большого труда (при условии мирной договоренности). При разводе египтян-мусульман каждая сторона оставляет при себе то, что принадлежало ей до брака (в случае с Амани это будет та часть компании, которая принадлежала ее первому мужу), а жена также может получить дальнейшее содержание от мужа, если это было прописано в контракте. Что касается совместно нажитого имущества, то, если муж и жена хотят обезопасить себя на сто процентов, они обычно прописывают во всех чеках имя того, на чьи деньги была приобретена та или иная вещь. Такие отношения трудно назвать доверительными, однако впоследствии это значительно упрощает бракоразводный процесс. Если же супруги изначально верят друг другу и готовы во всем идти на компромисс, то такие браки обычно и не заканчиваются разводами.

*1 Традиционно брак между египтянами-мусульманами заключается следующим образом: после решения молодых заключить брак, знакомства с семьями друг друга, уточнения всех материальных вопросов между семьями и празднования помолвки в назначенный день жених с невестой, двое свидетелей-мужчин и обычно вся многочисленная семья с каждой стороны направляются в мечеть для подписания официального брачного контракта, где прописаны все оговоренные условия брака. Жених и невеста по своему усмотрению могут добавить дополнительные пункты в контракт, которые будут действительны только при условии соответствия египетскому законодательству (основанному на шариате). Затем, обычно через несколько дней или недель, организуется непосредственно праздник в ресторане, куда приглашаются все родственники, друзья и знакомые. Во время празднования обычно предлагаются закуски и напитки, весь вечер гости общаются и танцуют, а молодые располагаются на украшенном диване на возвышении, куда каждый может подойти их поздравить и сфотографироваться с ними.

*2 В Египте очень популярны так называемые спортивные клубы — закрытые территории с большим парком, кафе и многочисленными спортивными секциями. Эти места представляют собой нечто вроде парков развлечений и отдыха: в будние дни их посещают в основном дети и молодежь, которые занимаются различными видами спорта, а по выходным сюда приходят всей семьей или с друзьями просто пообщаться и погулять.

www.moya-planeta.ru

Тайны многоженства в современной России: гаремы пересмотрели правила

Восточные женщины готовы содержать мужа

19.05.2017 в 15:25, просмотров: 20465

Говорят, будущее за мусульманскими семьями, так как их традиции крепче. Но все имеет оборотную сторону… Утомленные вековой мужской опекой, «закрепощенные женщины Востока» начали демонстрировать такую эмансипированность, что за голову хватаются даже раскрепощенные жительницы российской столицы. И, что самое удивительное, исламские священнослужители их активно поддерживают.

Мы часто говорим о непримиримости исламских догм и светского образа жизни, но на деле наблюдаем стремительное сближение культур. Мужчины и женщины, независимо от их веры или ее отсутствия, совершают одни и те же поступки. Это «слияние нравов» особенно заметно на примере недавно развернувшейся дискуссии о разрешении даже самым бедным мусульманам брать максимальное количество жен и отправлять их на работу.

Моя знакомая, работающая в Москве жительница Махачкалы по имени Умайра, съездила домой и вернулась под впечатлением:

— Наши муллы стали призывать мужчин не лениться и брать по четыре жены, даже если они не в состоянии их содержать. А то, мол, незамужние девушки выставляют себя в соцсетях в непотребном виде, красятся и одеваются как проститутки и готовы встречаться с кем попало, даже с неверными! Муллы считают, что пусть уж лучше будут 2–3–4-ми женами, чем бесхозными и падшими.

— И как ваши мужчины к этому относятся? — интересуюсь я.

— Мужчины задали вопрос: а чем же кормить семью с четырьмя женами, от которых будут дети, если денег не хватает содержать даже одну? Тем более у нас по традиции за невесту выкуп дают ее родителям, пусть и символический. А мулла ответил, что ради спасения чести наших женщин можно истолковать означенную суру Корана сообразно ситуации. То есть с учетом бедствия, в которое попали эти бесхозные правоверные женщины, можно не давать за них калым (выкуп) и не содержать, а, напротив, отправить каждую из них на работу. Священная же обязанность мусульманского мужа — беречь себя, чтобы иметь возможность дарить каждой из жен мужское внимание и физическую ласку, которой им так не хватает.

— То есть он может на диване лежать и копить силы на физическую ласку! Правоверные возрадовались, конечно?

— Наоборот, гневно отказались. По шариату мужчина может иметь четырех жен, если он в состоянии не только уделять каждой внимание как женщине, но и содержать на одинаковом уровне. А вот если мужчина берет женщину и не может выполнить перед ней свой материальный долг — худшего позора не придумаешь! Поэтому у нас многие парни даже к одной не сватаются, если денег нет.

— Но здесь же сам мулла разрешил!

— Вековые обычаи все равно сильнее любых новейших толкований муллы.

По словам Умайры, люди часто приходят к мулле за советом, как поступить в своем случае так, чтобы не нарушить нормы шариата. И каждый мулла (имам, богослов) имеет право истолковать каждую суру Корана применительно к частному случаю конкретного человека — для того в исламе и нужен священнослужитель. Но если ситуативное толкование противоречит местным или родовым традициям, оно не принимается. А для дагестанского джигита в веках нет большего позора, чем отправлять жену на заработки.

— Неужели все без исключения возмутились?

— Муж говорит, что, по крайней мере, вслух все сказали: нет, ни за что! А вообще люди же все разные, и среди наших есть альфонсы — вон в Москве 20-летние парни живут на содержании у богатых москвичек, и ничего. Но, думаю, дома, на глазах родни и знакомых, никто так не поступит. Стыдно же.

— А что же ваши женщины? Разгневались?

— Обрадовались! Хотя и понимают, что такого, скорее всего, не будет. Наши девчонки все хотят учиться, работать. Чтобы выходить в люди, наряжаться, общаться, развиваться, нормальным человеком быть. А многим сначала отцы запрещают много времени вне дома проводить, а потом мужья. Иметь полноценную работу не только с согласия мужа, родителей и муллы, но и по необходимости, раз муж не может содержать всю семью, — для наших девушек это шанс официально получить больше прав и возможностей!

К гарему новой формации — всегда готов?

Тем временем дружная мусульманская семья с двумя работающими женами мирно существует в Подмосковье и никого не удивляет. Вернее, домовладельцы элитного коттеджного поселка, в котором эти трое работают, не вдаются в подробности, отчего этот узбек живет с двумя женщинами. А соплеменники, работающие по соседству, знают: Хамид, Гюльчехра и Гульназ — семья. У Хамида имеется еще одна жена, только она дома — в Узбекистане. Все трое — из разных узбекских сел, а свела их Москва. 42-летний Хамид сначала приехал на заработки с первой (а теперь уже старшей) женой, на которой женился еще в родном селе и нарожал четырех детишек. Но она долго московский климат не выдержала, заболела, пришлось отправить ее домой. А Хамид остался зарабатывать теперь уже не только на детей и пожилых родителей, но и на лечение жены.

— Работал на стройке, потом на складе, но везде зарплату задерживали, — рассказывает о себе Хамид. — А мне домой регулярно высылать надо, иначе никак. И тут подвернулась хорошая работа — в загородном доме у богатой семьи. Но с условием: должна быть супружеская пара. А я к тому моменту как раз с Гюльчехрой уже жил, трудно же мужчине одному в чужом городе. Она мне готовила, убирала — хорошая девушка! Вот и взял ее в жены.

— В ЗАГС, что ли, повели?

— Нет, зачем? Для мусульманского брака достаточно благословения имама и разрешения первой жены. Юлдуз дала разрешение на никях нам с Гюльчехрой.

23-летняя Гюльчехра плохо понимает по-русски, но крутится рядом и жестами и улыбками показывает, что у них все прекрасно.

— А откуда же взялась Гульназ? — любопытствую я.

Младшая жена Хамида, Гульназ, на самом деле старше всех остальных жен и его самого: ей 45 лет, из них 20 она в Москве, по-русски говорит почти без акцента. Работает поваром в ресторане на территории этого же поселка. О том, как попала в третьи жены, рассказывает сама:

— Я с мужем давно развелась, еще когда в Москву впервые уехала. С Хамидом мы тут познакомились, в поселке. Посидели, я ему рассказала, как мне бывает одиноко. Он пару раз зашел ко мне — хороший он мужчина, честный. На третий раз говорит: не хочу, мол, Гюльчехру обманывать, давай я тебя перед Всевышним замуж возьму. Я ответила, что не против — но если только его жена не будет против. Зачем мне склоки эти женские? Ну а потом Хамид Гюльчехру ко мне в ресторан привел: познакомил нас, мы посидели, покушали, поговорили. И она согласилась. Мы сделали никях, а уж потом Хамид и старшей жене обо мне по телефону рассказал.

Мы друг другу не мешаем. Я живу отдельно, у меня комната при ресторане, муж заходит ко мне, когда хочет. Денег я у него не прошу, сама зарабатываю, а за доброе имя среди людей я Хамиду благодарна. Гюлька тоже свою зарплату отрабатывает, на шее у Хамида не висит. У нее только одна проблема: ее родители думают, что она не работает. У нас, если у мужчины одна жена и оба работают — это еще ничего. Но если он может содержать только одну, а берет еще нескольких, да еще молоденьких, и гонит на работу — это позор! Таких альфонсами считают.

Многоженство и русским не чуждо

А буквально в паре километров от счастливого узбекского трио живет 37-летняя москвичка, назовем ее Светлана, растящая 14-летнего сына. С отцом своего ребенка Света начала встречаться 15 лет назад и продолжает делать это по сей день, но все эти годы ее любимый женат. Однако Свету с сыном, по словам самой женщины, он очень любит:

— Первые пару лет я, конечно, ждала, что он уйдет от жены, — признается она. — А потом как-то привыкла. Все эти годы он появляется у нас с сыном два раза в неделю. А летом, когда жена на курорте, вообще переезжает на три недели. Я работаю, сын учится, а приходы отца для нас всегда праздник — стол накрываем, общаемся. Олег, когда приходит, мужскую работу по дому делает и сына учит, как что починить, если нужно. К праздникам сыну и мне подарки всегда дарит.

Для меня главное, что я не чувствую себя одинокой! Олег меня как женщину по-прежнему любит, как и 15 лет тому назад. А у моего сына есть мужское воспитание. И у него, в отличие от детей других матерей-одиночек, папа не воскресный, а самый настоящий! У других мужья в семье живут. Но с работы так поздно приходят, что словом с детьми не успевают перекинуться. А Олег всегда отводит отдельное время на общение с сыном, на мужские беседы по душам.

— А как же законная супруга вашего Олега? Неужели за все эти годы она так ничего и не узнала?

— Если честно, я думаю, что узнала. Просто после определенного возраста женщина становится мудрее и понимает, что иногда лучше прикинуться слепоглухонемой, чем прогонять хорошего, надежного мужика. Даже если у него и есть кто-то. И даже лучше, что одна постоянная на стороне, чем сотни разных. По крайней мере, я бы на ее месте именно так рассуждала.

Когда я рассказываю Светлане про семью Хамида, она улыбается:

— Ну да, в нашем случае это тоже практически многоженство. Получается, ничем от мусульман не отличаемся. Только они своего многоженства не скрывают, а нам приходится. Мои-то знакомые знают, что я фактически вторая жена Олега, а вот от знакомых его жены приходится этот факт скрывать.

Мать-одиночка по шариату

Мусульмане в последнее время настолько продвинулись, что уже замахиваются и на одинокое материнство. Об этом поведала миру в соцсетях эмансипированная обеспеченная мусульманка, живущая в российской столице. У нее есть все — работа, круг общения, деньги. Замуж за соотечественника она не хочет, понимая, что тогда в ее жизни наступят ограничения. Замуж за иноверца — тоже. А вот ребенка хочет — и именно от мужчины своей национальности. Она готова воспитывать дитя одна и имеет для этого все возможности (деньги, жилье), только зачать этого ребенка оказалось неразрешимой проблемой. Так как для правоверного рождение ребенка вне брака — грех и харам (позор). Поэтому никто из них не готов подарить ребенка от себя той, которая желает стать матерью-одиночкой.

Опрос знакомых показывает, что проблема реальна и не единична.

— Конечно, многие наши мужчины готовы сожительствовать без брака, — признает московская мусульманка Нигяр. — Но если женщина беременеет, даже если она не мусульманка, мужчина или настаивает на заключении никях (мусульманский брак), или хотя бы участвует в жизни этого ребенка — и материально, и физически. А просто безымянным осеменителем ни один уважающий себя мусульманин не выступит! Хотя многие наши девушки мечтают растить дитя самостоятельно — ведь тогда можно воспитывать его так, как считаешь нужным. Конечно, это возможно, только если есть деньги. Но многие наши девушки в Москве очень хорошо устроились, а родители у них дома, так что сразу не осудят, а потом поймут и простят.

Спрашиваю у имама одной из московских мечетей, как он относится к совету махачкалинского коллеги не лениться жениться на нескольких, даже если не можешь их содержать:

— Коран — священная книга, способная решить любые проблемы, если верно толковать суры и применять их не в лоб, а адаптируя к ситуации, — объясняет священнослужитель. — Пророк, да благословит его Аллах, изрек: «О молодежь, пусть женится тот, кто может». Под «может» можно понимать любые возможности, необходимые для семейной жизни, — для одних важнее физические, для других материальные.

По шариату наличие имущества не является условием для брака — если даже самый бедный человек женится, его брак действителен в глазах Всевышнего, ведь в сурах сказано: «Соединяйте браком незамужних женщин и праведных мужчин, а если они бедны, Аллах обеспечит их своей щедростью». Пророк сказал, что Аллах обещал помочь каждому, кто женится с благой целью. А дать законный статус девушке, желающей стать замужней женой, а не чьей-то любовницей, — это благая цель.

Я знаю от своих прихожанок, что многим женщинам и раз в месяц любви хватает, чтобы не чувствовать себя одинокой, а вот быть женой в глазах Всевышнего для них самих и их семей очень важно. Также возможно разрешить женам работать, если они сами этого хотят и если возможно избежать несправедливости, чтобы одна жена работала, а другая нет. Главный залог соблюдения шариата в таком деликатном вопросе — мирные договоренности между всеми участниками.

— Мы постоянно говорим о непримиримости исламских догм и светского образа жизни, — резюмирует психолог Алина Колесова, — а на деле видим стремительное сближение культур и слияние нравов. По сути, многие россиянки давно живут в таких же «гаремах», как и мусульманки: только правоверным женщинам недавно разрешили вкалывать вместе со своими мужьями, а наши всегда это делали. Людям, как бы они ни называли своего Бога, свойственны одни и те же слабости.

Заголовок в газете: Оттепель по шариату: гаремная демократия
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27397 от 20 мая 2017 Тэги: Дети , Книги, Праздник, Ислам Места: Россия, Москва, Узбекистан

www.mk.ru