Закон о страховании вкладов в россии

Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ
«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

20 августа, 29 декабря 2004 г., 20 октября 2005 г., 27 июля 2006 г., 13 марта 2007 г., 13 октября, 22 декабря 2008 г., 27 сентября, 25 ноября 2009 г., 23, 29 декабря 2010 г., 27 июня, 11 июля, 3 декабря 2011 г., 7 мая, 2 июля, 2, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 21 июля, 22, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 1 мая, 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 7 марта, 23 апреля, 1 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 28 ноября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 10 декабря 2003 года

О реализации настоящего Федерального закона см. Информацию Банка России от 17 января 2006 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (далее — система страхования вкладов), компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов, далее также — Агентство), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

23 декабря 2003 года

Устанавливаются правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а также порядок выплаты возмещения по вкладам.

Закон также регулирует отношения между банками РФ, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти РФ в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Законом регулируются отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.

Страхование вкладов не требует заключения вкладчиками договора страхования. Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 100 000 руб.

Банки, имеющие разрешение Банка России на день вступления в силу Федерального закона, ставится на учет в системе страхования вкладов путем внесения его Агентством в реестр банков на основании уведомления Банка России.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 2003 г. N 261, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2003 г. N 52 (часть I) ст. 5029

В случае отзыва (аннулирования) у банка, являющегося участником системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, лицензии Банка России на осуществление банковских операций до 1 января 2014 г. положения настоящего Федерального закона применяются после 1 января 2014 г. по отношению к вкладчикам указанного банка без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 364-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 229-ФЗ

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 167-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 451-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 41-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 335-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 146-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 171-ФЗ

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 381-ФЗ)

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статьи 15, 19, 21 и 38, вступающих в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 227-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 375-ФЗ)

Действие пункта 2 части 3, пунктов 1 и 3 части 3.1 статьи 48 настоящего Федерального закона было приостановлено со дня официального опубликования названного Федерального закона до 1 июля 2011 г. включительно

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 227-ФЗ

Действие пункта 2 части 3, пунктов 1 и 3 части 3.1 статьи 48 настоящего Федерального закона было приостановлено со дня официального опубликования названного Федерального закона до 31 декабря 2010 г. включительно

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений части 4 статьи 44 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 174-ФЗ

Федеральный закон от 13 марта 2007 г. N 34-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 150-ФЗ

Федеральный закон от 20 октября 2005 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 197-ФЗ

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 106-ФЗ

base.garant.ru

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»»

Документ является поправкой к

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 19 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Внести в статью 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029; 2006, N 31, ст. 3449; 2007, N 12, ст. 1350; 2008, N 42, ст. 4699; 2013, N 52, ст. 6975) следующие изменения:

1) в части 2 слова «700 000 рублей» заменить словами

«1 400 000 рублей»;

2) в части 3 первое предложение изложить в следующей редакции:

«Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам, но не более 1 400 000 рублей в совокупности.».

Статью 46 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2008, N 42, ст. 4696; N 44, ст. 4982; 2009, N 1, ст. 25; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; 2012, N 53, ст. 7591; 2013, N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 52, ст. 6975) дополнить частью шестой следующего содержания:

«В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов Банк России на основании решения Совета директоров вправе предоставлять субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) открытому акционерному обществу «Сбербанк России», соответствующие требованиям статьи 25[1] Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в размере, не превышающем размера собственных средств (капитала) Сбербанка России на 1 января 2015 года, размер процентной ставки по которым определяется в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».».

1. В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков Агентство по страхованию вкладов (далее — Агентство) вправе осуществлять меры по повышению капитализации банков, за исключением открытого акционерного общества «Сбербанк России», путем передачи облигаций федерального займа, внесенных Российской Федерацией в имущество Агентства в качестве имущественного взноса, в субординированные займы и (или) путем оплаты такими облигациями субординированных облигационных займов (далее — субординированные облигации) банков при одновременном соблюдении следующих условий:

1) субординированные займы, субординированные облигации удовлетворяют условиям, определенным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

2) величина собственных средств банка соответствует требованиям к минимальному размеру собственных средств (капитала), установленным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» на 1 января 2015 года;

3) суммарная номинальная стоимость облигаций федерального займа, которые передаются в субординированный заем банка и (или) которыми оплачиваются субординированные облигации банка, не превышает 100 процентов от величины собственных средств (капитала) такого банка по состоянию на 1 января 2015 года;

4) срок предоставления субординированного займа банку и (или) срок погашения субординированных облигаций банка не могут превышать срок погашения облигаций федерального займа, переданных Агентству в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

5) размер процентной ставки субординированного займа, предоставляемого банку, и (или) купонного дохода по субординированным облигациям банка не может быть менее размера купонного дохода по облигациям федерального займа, переданным Агентству в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

2. Доходы, полученные Агентством по договорам субординированного займа и по субординированным облигациям банков, предусмотренные настоящей статьей, подлежат обособленному учету и ежегодно в порядке, установленном советом директоров Агентства, в полном объеме перечисляются в доход федерального бюджета.

3. Порядок и условия размещения Агентством имущественного взноса в субординированные займы и (или) субординированные облигации в соответствии с настоящей статьей устанавливаются советом директоров Агентства.

4. При выпуске банками субординированных облигаций в соответствии с настоящей статьей правила пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в части обязанности оплачивать эмиссионные ценные бумаги только деньгами не применяются.

5. Агентство размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о банках, которые получили от Агентства субординированные займы или субординированные облигации которых были оплачены Агентством облигациями федерального займа, а также о суммарной номинальной стоимости облигаций федерального займа, переданных в заем и (или) в качестве оплаты, сроке возврата субординированного займа или погашения субординированных облигаций и процентной ставке по субординированному займу или купонной ставке субординированных облигаций. Указанная информация размещается не позднее пяти рабочих дней со дня передачи в субординированный заем облигаций федерального займа либо оплаты ими субординированных облигаций банка.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения статьи 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к банкам, страховой случай в отношении которых наступил после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Положения абзаца второго пункта 2 статьи 189[94] и пункта 10 статьи 189[96] Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не применяются при расчетах с кредиторами кредитных организаций, в отношении которых страховой случай наступил после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

rg.ru

ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Федеральный закон о страховании вкладов регламентирует правовые аспекты по защите вкладчиков и их сбережений. Положения данного документа предписывают обязательный порядок страхования, регулируют его систему и функционирование организаций, которые обеспечивают исполнение закона. Вместе с данными аспектам ФЗ 177 регламентирует взаимоотношения между банковскими и страховыми учреждениями, а также порядок возмещения при наступлении страхового случая.

Описание Закона о страховании вкладов

Федеральный закон 177 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» принят 28 ноября 2003. Краткое содержание ФЗ 177 можно рассмотреть на основе его структуры. Закон о страховании вкладов подразделяется на следующие главы:

  • общие положения документа;
  • порядок и условия, по которым выплачивается страховое возмещение вложений;
  • формирование Агентства по страхованию вкладов – его назначение и полномочия;
  • организация и функционирование системы страхования;
  • финансовая основа формируемой системы;
  • роль банков в системе страхового обеспечения вкладов.
  • На основании данного разделения следует выделить три главных аспекта, которые регулируются Федеральным законом 177 ФЗ:

    • базовые вопросы, регулирующие основу законоположения;
    • предписание функций Агентства, создаваемого для обеспечения обязательного страхования вкладов;
    • создание единой функциональной системы, связывающей Агентство с органами государственной власти и банками.
    • Для подробного изучения ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» следует отдельно рассмотреть каждую главу закона. Общие положения ФЗ 177 включают в себя:

    • назначение данного акта, регулируемые им отношения и задачи, которые обеспечиваются правовым регулированием;
    • основные понятия, используемые законодательством и принципы, на которых базируется регулирование правовых норм;
    • указание на участников системы страхования вкладов, а также определение тех вложений, на которые распространяется действие данного закона.
    • Глава вторая регулирует порядок и условия страхового обеспечения вложений. В данном разделе указывается на права вкладчиков, которые обеспечиваются законодательными актами, а также наступление страхового случая. Регулируется процедура обращения за страховым возмещением, его размер и порядок выплаты.

      Глава Федерального закона 177 о формировании Агентства по страхованию вкладов включает в себя следующие положения:

    • определение данного учреждения;
    • цель его деятельности, функциональные полномочия;
    • организация и управление согласно положениям закона;
    • полномочия и функционирование руководящих должностей и органов;
    • отчетность учреждения, аудит;
    • порядок реорганизации Агентства и процедура его упразднения.
    • Отдельно положения закона оговаривают организацию общей системы страхования вкладов. В таковую включается взаимодействие учрежденного Агентства с Банком России и органами государственной власти. Предписывается порядок постановки банка на учет в общей страховой системе, а также его отчетность перед Агентством. Отдельно регулируется взаимодействие при наступлении страхового случая. Регламентируется понятие банковской тайны.

      Для полноценного функционирования системы в законе приводятся положения о ее финансовой основе. В таковую включаются следующие аспекты:

      • страховой фонд, его источники, назначение и организация;
      • страховые взносы, порядок их расчета, а также обеспечение обязательств по оплате;
      • направление средств фонда на решение поставленных задач и покрытие страхового возмещения;
      • финансирование деятельности Агентства;
      • контроль над функционированием системы страхования вкладов и обеспечением его финансирования.

      Последняя глава Федерального закона 177 включает в себя требования к участию банков в общей системе, а также отдельные особенности их постановки на учет. Заключительные положения регламентируют имущественный взнос Российской Федерации, а также вступление в силу данного закона.

      ФЗ 177 вступил в силу 23 декабря 2003. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на его актуализацию с иными правовыми актами. Последние поправки были внесены в мае 2017.

      Скачать Федеральный закон 177 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» можно по ссылке. Текст документа представлен в последней редакции, с изменениями, актуальными на июль 2017 года. Правовой акт будет востребован как для юристов, углубленно изучающих нормативную базу законодательства по страховым вопросам, так и для банковских работников.

      Последние изменения ФЗ 177 о страховании вкладов

      Последние изменения в ФЗ «Об обязательном страховании физических лиц в Российской Федерации» были внесены 1 мая 2017. Поправки коснулись приведения общей законодательной базы в общее состояние в связи с введением отдельных положений. Введенные в ФЗ 177 корректировки стали частью общего изменения.

      Поправки были внесены в статью 5, регулирующую те вклады, страховое обеспечение которых регламентируется данным законом. Изменения 1 мая 2017 скорректировали формулировку первой части. Уточнение коснулось положения, по которому страхованию подлежат вклады физических лиц, регулируемые второй главой ФЗ 177. В данные вложения теперь включены и вклады в банках, которые получили статус небанковской кредитной организации.

      Иных изменений в 2017 в Федеральный закон 177 не вносилось. Поправки за 2016 год также коснулись статьи 5 ФЗ 177. В части 2 был добавлен пункт 7 о вложениях, размещенных индивидуальным предпринимателем в субординированном депозите.

      210fz.ru

      Система страхования вкладов: всем ли вернут деньги?

      Открывая счет, поинтересуйтесь: участвует ли выбранный вами банк в системе страхования вкладов? Дело в том, что далеко не каждый банк соответствует критериям, определенным государством, и, соответственно, не все деньги вкладчиков будут компенсированы в случае его банкротства. Комментарии к Федеральному Закону N 177 “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” вышли совсем недавно, но уже успели наделать шума как среди банковских работников, так и среди вкладчиков.

      Принят Федеральный закон (далее — Закон N 270-ФЗ), вносящий изменения в Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” (далее — Закон N 177-ФЗ) и ряд других законодательных актов РФ с целью повышения эффективности системы страхования вкладов физических лиц и повышения доверия населения к банкам.

      Совершенствование критериев и механизмов контроля за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов

      Изменениями, внесенными в статью 44 Закона 177-ФЗ, устранена неточность, согласно которой установленные данной статьей требования к банкам, участвующим в системе страхования вкладов, распространялись только на банки, имеющие на день вступления в силу данного Федерального закона разрешение на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Согласно новой формулировке наименования статьи 44 Закона N 177-ФЗ, а также внесенному в нее дополнению требованиям, установленным данной статьей, должны удовлетворять не только банки, имеющие соответствующее разрешение Банка России, но и ходатайствующие о его выдаче (пп. “а”, “б” п. 21 ст. 1 Закона N 270-ФЗ).

      Кроме того, уточнены сами требования, предъявляемые к банкам — участникам системы страхования вкладов. Так, ранее статьей 44 Закона N 177-ФЗ предусматривалось, что участником системы страхования вкладов может стать банк при соответствии одновременно следующим условиям:

      — учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными;

      — банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;

      — финансовая устойчивость банка (в соответствии с правилами, предусмотренными Указанием ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1379-У) признается Банком России достаточной;

      — к банку не применяются меры, предусмотренные банковским законодательством, а также отсутствуют основания для их применения (в том числе введение запрета на осуществление отдельных банковских операций, взыскание с кредитной организации штрафов, осуществление мер по предупреждению банкротства).

      Законом N 270-ФЗ добавлено еще одно требование — соблюдение банком установленного порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления (данное положение вступит в силу по истечении одного года со дня официального опубликования Закона N 270-ФЗ) (пп. “в” п. 21 ст. 1, п. 2 ст. 4 Закона N 270-ФЗ).

      При этом Банк России обязан принять решение о введении запрета на прием во вклады денежных средств физических лиц, в случае если банк не удовлетворяет предусмотренным статьей 44 Закона N 177-ФЗ требованиям в течение определенного срока. Так, в частности, установлено, что банк не соответствует требованиям к участию в системе страхования вкладов в случаях, если (пп. “б” п. 24 ст. 1 Закона N 270-ФЗ):

      — учет и отчетность банка признаются Банком России недостоверными в течение трех месяцев подряд;

      — банк в течение шести месяцев подряд не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России. Невыполнением обязательного норматива в отчетном месяце является его нарушение по совокупности за шесть и более операционных дней в течение данного месяца;

      — в отношении банка непрерывно в течение трех месяцев действует одна из мер, предусмотренных пунктом 4 части второй статьи 74 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.

      Кроме того, Банк России вправе принять решение о введении запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в случаях, если (абз. 10 пп. “в” п. 24 ст. 1 Закона N 270-ФЗ):

      1) учет и отчетность банка признаются Банком России недостоверными;

      2) банк в течение двух месяцев подряд не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России;

      3) банк два месяца подряд имеет оценку “неудовлетворительно” по одной и той же группе показателей (оценки капитала, активов, ликвидности, а также оценки качества управления банком, его операциями и рисками).

      Законом предусмотрены также обстоятельства, при наличии которых в течение установленного срока финансовая устойчивость банка считается недостаточной (пп. “в” п. 24 ст. 1 Закона N 270-ФЗ):

      — если банк имеет оценку “неудовлетворительно” по одной и той же группе показателей (оценки капитала, активов и ликвидности) на шесть отчетных месячных дат подряд или на две отчетные квартальные даты подряд;

      — если банк имеет оценку “неудовлетворительно” по группе показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками, а также в отношении порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления, три месяца подряд;

      — если банк имеет оценку “неудовлетворительно” по группе показателей оценки доходности на две отчетные квартальные даты подряд.

      Соответствие установленным требованиям определяется на основании результатов проверок либо при осуществлении документарного анализа отчетности банка, а также документально оформленных сведений, поступивших от банка (абз. 6 пп. “в” п. 24 ст. 1 Закона N 270-ФЗ).

      Также Законом N 270-ФЗ на банки возлагается обязанность по ведению учета не только обязательств банка перед вкладчиками, но и встречных требований банка к вкладчику. Ведение такого учета обеспечивает готовность банка сформировать при наступлении страхового случая, а также на любой день по требованию Банка России (в течение семи календарных дней со дня поступления в банк указанного требования) реестра обязательств банка перед вкладчиками. Реестр формируется в порядке и по форме, которые устанавливаются Банком России по предложению Агентства (п. 3 ст. 1 Закона 270-ФЗ).

      Помимо этого, в частности, внесенными изменениями в Закон N 177-ФЗ четко определен момент, с которого исчисляется двухлетний срок для приобретения права вновь подать ходатайство о вступлении банка в систему страхования вкладов физических лиц. Было установлено, что банк имеет право вновь ходатайствовать о выдаче разрешения Банка России или снятии запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц не ранее двух лет со дня прекращения права на работу с вкладами. Теперь уточняется, что под днем прекращения права на работу с вкладами понимается день признания лицензии Банка России утратившей силу (пп. “ж” п. 24 ст. 1 Закона N 270-ФЗ).

      Вклады, подлежащие страхованию, осуществление страховых выплат

      Изменениями, внесенными в Закон N 177-ФЗ, уточнен состав вкладов, подлежащих обязательному страхованию. Так, Законом N 270-ФЗ из данного состава исключены денежные средства, размещенные на банковских счетах (вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета открыты для осуществления профессиональной деятельности (п. 2 ст. 1 Закона N 270-ФЗ).

      Одновременно соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 29.07.2004 N 96-ФЗ “О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” и Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. Так, в частности, поправками, внесенными в статью 50.36 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ, из первой очереди исполнения текущих обязательств кредитной организации исключены требования адвокатов, нотариусов и иных лиц по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, если такие счета (вклады) открыты им для осуществления профессиональной деятельности (ст. 2 Закона N 270-ФЗ).

      Кроме того, Законом 270-ФЗ расширен круг лиц, имеющих право на получение возмещения по вкладам после наступления страхового случая. Теперь такое право предоставлено наследникам вкладчика. Установлено, в частности, что наследник вправе воспользоваться правами умершего вкладчика с момента выдачи наследнику соответствующего свидетельства о праве на наследство или иного документа, подтверждающего его право на наследство или право использования денежных средств наследодателя (пп. “а” п. 6 ст. 1 Закона N 270-ФЗ).

      Помимо этого, Законом N 270-ФЗ вводится новое правило в отношении дополнительных денежных средств, поступивших во вклад (на счет) после введения Банком России запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. Такие средства (за исключением начисляемых в соответствии с условиями договора процентов) не зачисляются во вклад (на счет), а подлежат либо возврату лицам, которые дали поручение о зачислении денежных средств во вклад (на счет), либо, согласно дополнению, внесенному Законом N 270-ФЗ, по заявлению физического лица перечисляются на счет того же физического лица, открытый в другом банке, состоящем на учете в системе страхования вкладов (пп. “д” п. 24 ст. 1 Закона N 270-ФЗ).

      Уточнение функций и полномочий агентства по страхованию вкладов

      Ряд положений Закона N 270-ФЗ направлен на упорядочение функций и полномочий Агентства по страхованию вкладов.

      Так, в частности, на Агентство возложены функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций. Кроме того, Законом N 270-ФЗ предусматривается наделение Агентства правом осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций — контрагентов Банка России (пп. 11 ст. 1 Закона N 270-ФЗ).

      PS А вот в дружественной Беларуси дела обстоят совсем не так. Ситуация “Белорусь vs кризис” анализируется значительно меньше, чем кризис в России, и к большинству источников финансовой информации рядовые белорусы доступа не имеют. Несмотря на закрытость, некоторые актуальные данные удалось выудить здесь: Беларусь и кризис, скоро сделаю обзор.

      www.toptrening.ru