МСперанский свод законов

Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме Свода законов Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Козинец Камилла Кирилловна

Статья посвящена истории систематизаций законодательства в России в форме свода законов. Автор обращается к последовательным этапам в истории систематизаций и подробно описывает, какие именно решения были приняты и какая работа была проделана. Первые попытки систематизации относятся к XV-XVI векам. В статье исследованы элементы кодификации в Судебниках этого периода, Соборное Уложение 1649 г ., работа комиссии князя Н.И. Одоевского . Вторым этапом является систематизация Петра I, цель которой собрать дополнения к Соборному Уложению 1649 г . По мнению автора, эта попытка систематизации не была успешной. Значительное событие в периодизации отечественных систематизаций деятельность М.М. Сперанского . В статье проанализирован результат этой работы полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. Завершающий этап систематизации , рассмотренный в статье, работы периода Советской России и затем Российской Федерации. Автор делает вывод о необходимости продолжения деятельности по систематизации , так как правотворчество за последние двадцать лет переживает фазу активного развития.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Козинец Камилла Кирилловна,

Текст научной работы на тему «Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме Свода законов»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РОССИЙСКИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ФОРМЕ СВОДА ЗАКОНОВ

Козинец Камилла Кирилловна, студентка отделения «Зарубежное регионоведение» Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: kammo95@mail.ru.

Аннотация. Статья посвящена истории систематизаций законодательства

в России в форме свода законов. Автор обращается к последовательным этапам в истории систематизаций и подробно описывает, какие именно решения были приняты и какая работа была проделана. Первые попытки систематизации относятся к XV-XVI векам. В статье исследованы элементы кодификации в Судебниках этого периода, Соборное Уложение 1649 г., работа комиссии князя Н.И. Одоевского. Вторым этапом является систематизация Петра I, цель которой — собрать дополнения к Соборному Уложению 1649 г По мнению автора, эта попытка систематизации не была успешной. Значительное событие в периодизации отечественных систематизаций — деятельность М.М. Сперанского. В статье проанализирован результат этой работы — полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. Завершающий этап систематизации, рассмотренный в статье, — работы периода Советской России и затем — Российской Федерации. Автор делает вывод о необходимости продолжения деятельности по систематизации, так как правотворчество за последние двадцать лет переживает фазу активного развития.

Ключевые слова: систематизация, корпорация, инкорпорация, консолидация, Свод законов РСФСР, Соборное Уложение 1649 г., Полное Собрание, М.М. Сперанский, Н.И. Одоевский, Свод законов РФ, правотворчество, законодательный процесс.

Проблема систематизации российского законодательства довольно

актуальна на сегодняшний день.

В государстве принимается множество нормативных актов, зачастую находящихся в противоречии, поэтому необходимо упорядочить нормативные акты и привести их в определенную систему. Данная мера нужна для того, чтобы обеспечить доступность законодательства, удобство его использования и устранения устаревших и неэффективных норм.

Систематизация законодательства в России — это процесс, имеющий глубокие исторические корни и разделяющийся на несколько этапов.

Вопросы систематизации достаточно глубоко проработаны как отечественной1, так и зарубежной2 наукой.

1. Первые попытки систематизации (XV-XVI вв.)

Элементы кодификации возможно проследить уже в Судебниках XV-XVI веков. Кодификации требовали нормы судопроизводства, как уголовного, так и гражданского. Ко времени восшествия на престол династии Романовых в законодательстве творилась неразбериха и путаница. Зачастую нормативные акты противоречили друг другу и не были известны широкому кругу людей. В этих условиях было важно создать документ, который позволил бы кодифицировать законодательство и «разложить по полочкам» различные правовые нормы. Первым систематизированным актом, который охватывал значимые сферы, можно назвать Соборное Уложение 1649 г, принятое при царе Алексее Михайловиче. Этот документ также вполне мог быть назван символом окрепшего Российского государства. Для разработки проекта Уложения была создана специальная комиссия, во главе которой стоял князь Н.И. Одоевский. Данный документ частично заменил устаревшие правовые акты и оставил те, на которые в Уложении давались прямые ссылки. Нельзя не отметить, что разделение по отраслям права лишь только намечалось, но тем не менее это была положительная тенденция к дальнейшему развитию системы права и системы законодательства.

2. Систематизация при Петре I

Император Петр I считал, что закону должны подчиняться все подданные и, следовательно, они (законы) должны быть упорядочены и понятны, поэтому он предпринимает попытку создать сводное уложение. Указом от 18 февраля 1700 года император повелевает собрать воедино все акты, изданные после Соборного Уложения (1649 год)3. Создается специальный орган «Палата об уложении»4 (первый в череде органов, создаваемых на протяжении XVII-XVIII вв. с целью упорядочения законодательства). По замыслу Петра I кодификация должна была начаться со сбора всех новоуказных статей. В

1 Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003; Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / под ред. И.С. Самощенко, С.Н. Братуся. — М.: ГосЮрИздат, 1962.

2 Сандевуар П. Введение в право. — М.: Изд. группа Интратэк-Р, 1994; Пилипенко А.Н. Классификация и систематизация законодательства во Франции // Журнал российского права. -2001. — № 9.

3 Соборное уложение 1649 года. — URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm.

4 Палата об Уложении 1700 // Энциклопедии и словари. — URL: http://enc-dic.com/word/p/Palata-ob-ulozhenii-1700-120616.html.

Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме Свода законов

1711 году, когда был создан Сенат, именно он взял под контроль этот вопрос. Все новоуказные статьи должны были предоставляться со сведениями: изменены ли они или являются дополнением к Соборному Уложению. Работа по упорядочению законодательства протекала с большими трудностями. При Петре попытки кодификации не увенчались успехом, несмотря на большое количество комиссий, которые занимались данным вопросом. Ни одна из них не достигла конечной цели, которая была провозглашена в 1700 году, — создание сводного уложения.

3. Деятельность М.М. Сперанского

В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность соблюдать их?»1 Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства. Александр I в 1801 году учредил десятую комиссию во главе с П.В. Завадовским. Эта комиссия провела хорошую подготовительную работу, но лишь Николай I смог действительно реализовать идею систематизации законодательства.

Кодификационная комиссия была просто преобразована во II отделение Собственной его величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник -соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером. Фактически работу над созданием систематизированного законодательства возглавлял М.М. Сперанский. Его идеей было разделить данный проект на этапы, что и было сделано.

Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные материалы с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти.

После издания Полного собрания законов М.М. Сперанский приступил ко второму этапу работы — созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Отмечу, что уже и при создании ПСЗ Сперанский позволял себе несколько редактировать публикуемые законы. При создании Свода М.М. Сперанский исходил из того,

1 Цит. по: История отечественного государства и права / под. ред. О.И. Чистякова. Ч. I. — М.: БЕК, 1999 // URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/chistjakova_istorija/05.aspx.

что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование»1. Однако, по мнению исследователей, М.М. Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной М.М. Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод — уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских концепций, восходящих к римскому праву. М.М. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, М.М. Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации — римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему

После издания Свода М.М. Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации — к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный метод работы, то есть не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми.

Идеей М.М. Сперанского было привести законодательство в соответствие с требованиями жизни, укрепить самодержавие. Однако его стремления не нашли поддержки, и работа была приостановлена на втором этапе.

4. Систематизация в Советской России и Российской Федерации

В СССР продолжались попытки осуществления комплексной систематизации. Так, например, 2 сентября 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР»2.

Схема Свода законов включала семь разделов законодательства:

1) об общественном и государственном устройстве;

2) о социальном развитии и культуре; социально-экономических правах граждан;

3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов;

4) о народном хозяйстве;

5) о международных отношениях и внешних экономических связях;

6) об обороне страны и охране государственных границ;

7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

Ведение сводов законов СССР и РСФСР угасло в конце 1980-х годов

1 Калачов Н. Архив историко-юридических сведений относящихся до России. Кн. 2. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1859. — С. 6.

2 Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР от 02.09.1976 № 716 «О подготовке и издании Свода законов СССР» // Сейчас.ру. — URL: http://www.lawmix.ru/sssr/11327.

в связи с бурным правотворчеством и существенными политическими преобразованиями. В 1995 году была предпринята попытка возрождения систематизации законодательства: издан Указ Президента РФ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации»1. Основной задачей Свода законов должно было стать усовершенствование и сведение всех законов в единый источник, устранение противоречий. Но она так и не была осуществлена до настоящего времени.

Систематизация нормативных актов характерна для любой развитой системы законодательства, для российской же она просто необходима ввиду принадлежности страны к романо-германской правовой системе и соответствующих правовых традиций. Со времени принятия Конституции 1993 года в России резко активизировалась правотворческая деятельность. Принятие множества законов, подзаконных актов, множество поправок требует постоянного мониторинга, поэтому на данном этапе развития законодательства сложно провести даже простую систематизацию. Для того чтобы упорядочить нормативные акты, необходимо учитывать исторический опыт, нюансы в законодательной сфере РФ и обеспечить доступность данной кодификации всем гражданам государства.

1. Исаев И.А. История государства и права России. — М.: Юристъ,

2. История отечественного государства и права / под. ред. О.И. Чистякова. Ч. I. — М.: БЕК, 1999; Калачов Н. Архив историко-юридических сведений относящихся до России. Кн. 2. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1859. — С. 6.

3. Палата об Уложении 1700 // Энциклопедии и словари. — URL: http:// enc-dic.com/word/p/Palata-ob-ulozhenii-1700-120616.html.

4. ПилипенкоА.Н. Классификация и систематизация законодательства во Франции // Журнал российского права. — 2001. — № 9.

5. Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР от 02.09.1976 № 716 «О подготовке и издании Свода законов СССР» // Сейчас. ру. — URL: http://www.lawmix.ru/sssr/11327.

6. Распоряжение Президента РФ от 25.12.1995 № 555-рп (ред. от 14.02.1998) «О мерах по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации».

7. Сандевуар П. Введение в право. — М.: Изд. группа Интратэк-Р 1994.

8. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.

9. Соборное уложение 1649 года. — URL: http://www.hist.msu.ru/ER/

1 Распоряжение Президента РФ от 25.12.1995 № 555-рп (ред. от 14.02.1998) «О мерах по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации».

Право и современные государства 2014 / № 1

10. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / под ред. И.С. Самощенко, С.Н. Братуся. — М.: ГосЮрИздат 1962.

cyberleninka.ru

4. Общая характеристика Свода законов Российской Империи

После издания Полного собрания законов Сперанский присту­пил ко второму этапу работы — созданию Свода законов Российской Империи (см. схему 37). При его составлении исключались недейст­вующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакцион­ная обработка текста. Отметим, что уже и при создании ПСЗ Сперан­ский позволял себе несколько редактировать публикуемые законы. Конечно, существо не менялось, но форма в определенной мере из­менялась. Прежде всего, акты давались в орфографии XIX в. Отбра­сывались элементы закона, которые кодификатор считал, видимо, несущественными. Так, например, в «Учреждении для управления губерний» 1775 г. были отброшены заголовки статей. Это значительно сократило объем документа, но вместе с тем потерялся удобный для читателя вспомогательный к тексту аппарат. Иногда, видимо, в силу высокого темпа работы, вкрадывались и ошибки. Именно так, оче­видно, «Краткое изображение процессов» и Артикул воинский попа­ли под шапку Воинского устава и были датированы 1716 г. Однако эти недостатки не умаляют громадного исторического значения рабо­ты, проделанной Сперанским и его небольшим коллективом.

При создании Свода М.М.Сперанский исходил из того, что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование». Вместе с тем он неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде законов весь материал был расположен по особой систе­ме, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологиче­скому принципу, то Свод — уже по отраслевому, хотя и не совсем по­следовательно проведенному.

В основу структуры Свода было положено деление права на пуб­личное и частное, восходящее к римскому праву. Сперанский только

называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной ко­дификации — римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.

Кодификация Сперанского Свод Законов План общего разделения законов

I Основные законы (т.1; ч.1).

II Учреждения: 1) центральные (т.1; ч.2)

Устав о службе гражданской (т.З)

III Законы правительственных сил:

Уставы о повинностях (т.4)

Уставы о податях и пошлинах (т.5)

Устав таможенный (т.6)

Уставы монетный, горный и о соли (т.7)

Уставы лесной, оброчных статей и счетные (т.8)

IV Законы о состояниях (т.9)

V Законы гражданские и межевые (т. 10)

VI Уставы государственного благоустройства:

1) Уставы духовных дел иностранных исповеданий,кредитный, о векселях, торговый, консульский,

о промышленности, ремесленный (т. 11)

2) Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный,строительный, положение о временном страховании

от огня, устав о сельском хозяйстве, положение о найме на сельские работы и о трактирных заведениях, о казачьих селениях и о колониях иностранцев в Империи (т.12)

VII Уставы благочиния:

Уставы о народном продовольствии, врачебный, об общественном призрении (т. 13)

Уставы о паспортах и беглых, цензурный,

о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. 14)

VIII Законы уголовные (т. 15)

Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книг. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я — уставы о повинностях, 3-я — устав казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сбо­ре и др.), 4-я — законы о сословиях, 5-я — гражданское законода­тельство, 6-я — уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я — уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении, врачебный и др.), 8-я — законы уголов­ные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержа­ние отдельных законов. Этот принцип соблюдался на всем протя­жении истории Свода, т. е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.

После издания Свода Сперанский предполагал приступить к третьему этапу систематизации — к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать пра­во. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложе­ния предполагало кодификационный метод работы, т. е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако имен­но этого-то и не хотел Император.

Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался подрывать устои феодализма. Он просто хотел привести законода­тельство в соответствие с требованиями жизни.

Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отме­тить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложения о наказа­ниях уголовных и исправительных — первого настоящего россий­ского уголовного кодекса.

studfiles.net

Концепция формирования Свода законов Российской империи М.М. Сперанского

В статье Вафиной О.П. «Концепция формирования Свода законов Российской империи М.М. Сперанского» продолжается исследование систематизации законодательства в России первой половины XIX в. в рамках создания Свода законов Российской империи. Рассматривается процесс разработки М.М. Сперанским базовых начал Свода, в частности его структуры, формы, правил составления, а так же системы общеимперского законодательства. Свод законов стал действующим источником права.

Законодательное направление в юридической политике Российского государства в первой половине XIX в., сохраняя главенствующее положение в механизмах законотворчества императора, получает дальнейшее развитие и начинает выстраиваться на новых основаниях, позволяющих говорить о достаточно четкой институционализации данного направления. Провозглашенный и развиваемый властью принцип опоры на закон и законность в управлении страной потребовал и решения проблем, связанных с качеством нормативных актов, систематизацией законодательства и определением системы узаконений. В контексте данного подхода заметим, что разработка и создание Свода законов Российской империи стало важнейшим этапом на пути формирования российской государственности и привело к определенному логическому и практическому завершению более чем вековую деятельность по упорядочиванию законодательного массива в стране.

На указанной ранее отечественной историко-теоретической базе М.М. Сперанский определил этапы работ по систематизации законодательства и содержание практической реализации каждого из них. При этом он, с учетом прежнего опыта, не исключая и своего, составил последовательный процесс упорядочивания законодательного массива, исходя из необходимости на первом этапе собрать все узаконения и опубликовать их в рамках Полного собрания законов Российской империи как хронологической инкорпорации и необходимой базы для последующих работ [1, с. 134]. И завершение его позволило перейти ко второму, более сложному этапу работ — созданию Свода законов Российской империи и изданию в его рамках систематизированного по определенным критериям действующего общеимперского законодательства.

По мнению М.М. Сперанского, фундаментом систематизации законодательства должен был стать Свод законов Российской империи. Свод законов базировался на материалах Полного собрания законов, но он как сложный акт систематизации законода­тельства представлял тематическую инкорпорацию законодатель­ного материала с его отраслевой консолидацией по соответствую­щим разделам свода — отраслям законодательства. Здесь перед правоведом встали несколько проблем: определение общих пра­вил составления Свода законов и его структуры, которая одновре­менно становилась и системой общеимперского законодательства.

В «Обозрении исторических сведений о Своде законов» Сперанский, исходя из состояния русского права в тот период, обосновывал необходимость Свода законов, объясняя это особенностями нашего юридического быта. Главной особенностью он считал, что Россия не получила, в отличие от западноевропейских стран, заимствовавших римское право, его стройной системы, которую составляли «законы высоким знанием придуманные, долголетним опытом испытанные и веками утвержденные». Основная задача Свода законов — это дальнейшее совершенствование законодательства. Отсутствие его вело к тому, что «. суд непрестанно обращался к законодательству и искал разрешения; отсюда так называемые в старину дела временные именными указами и боярскими приговорами» [2, с. 84-88].

Анализируя данное обстоятельство, известный историк Н.М. Коркунов считал, что необходимость составления Свода Сперанский обосновывал «отсутствием у нас права самостоятельного судебного толкования законов» [3, с. 95], то есть тем, что большинство действующих законоположений в России представляли собой решения по конкретным делам. Поэтому Свод законов был призван по идее правоведа — создать твердую основу для издания новых законов [4, с. 31].

Перед составлением Свода законов правовед предлагал определить его форму. Он различал в истории систематизации законодательства несколько видов свода:

1) свод, составляемый посредством выписок. Для составления такого свода готовились выписки из разных законов, касающиеся одного и того же предмета, но без взаимосвязи между собой. Сперанский различал общие и частные выписки. Частные выписки он видел в судопроизводстве по конкретным делам и классифицировал их на подготовительные или окончательные. В подготовительных выписках в хронологическом порядке излагались все положения, которые могли иметь отношение к делу. Общие выписки составлялись не по конкретному делу, а на целые главы или разделы законодательства. В таких выписках приводились указы, относившиеся к определенной главе или разделу законодательства. Эти указы приводились в хронологическом порядке, без связи одного с другим и без разделения действующих и недействующих правовых норм. Такое разделение осуществлялось присутствием уложенной комиссии, которое определяло, какую правовую норму считать действующей, а какую отмененной или подлежащей отмене;

2) учебные или научные своды. В этих сводах по принятой системе обычно излагались основные принципы классификации какого-либо раздела законодательства, последствия этой классификации и связь этих последствий между собой. К подобным сводам Сперанский относил сочинения римских правоведов, которые составили одну из частей Свода Юстиниана;

3) ручные книги или сборники. Это краткое указание на законы, содержавшие только их общий смысл. Они были схожи с учебными сводами, но, по мнению Сперанского, имели два существенных отличия: во-первых, учебные своды сочинялись для обучения, а ручные книги и сборники составлялись только для руководства должностных лиц, чтобы ввести их в курс своей должности; во-вторых, учебные своды обычно охватывали какой-либо целый раздел законодательства с соблюдением принятой системы и ее методическим изложением, а ручные книги составлялись не научными методами, а для удобства их практического применения;

4) своды в виде указателей. Последние обычно составлялись в алфавитном порядке и были либо пространные, либо краткие. В пространных указателях на каждое слово излагалась история прежних законов, их основные изменения, а также существо действующего законодательства с более или менее подробным указанием частных случаев и судебных решений. Краткие указатели ограничивались изложением содержания закона с указанием времени его издания. Такой краткий указатель законов был составлен и приложен, в частности, к Полному собранию законов Российской империи;

5) сводное уложение. Сводным уложением Сперанский считал свод законов, начало которому было положено в 1700 г. Петром I. Будущий свод получил название сводного уложения, так как, во-первых, в его основе лежало Уложение 1649 г., и, во-вторых, потому что с Уложением 1649 г. предполагалось соединить «новоуказные статьи» и последовавшие за ними указы;

6) свод Юстиниана. Известно, что свод Юстиниана состоял из трех частей: из Институций, Дигестов, или Пандектов, и действующих императорских конституций, благодаря которым дошел до нас памятник периода расцвета римской юриспруденции [5, с. 5].

Институции были составлены в основном из сочинений Гая, а также трудов Флорентина, Марсиана, Павла и Ульпиана. Они были разделены на следующие книги: общие учения о праве и о лицах; общие институты вещного права; общие институты обязательственного права; учение об исках и судопроизводстве. Подобная система получила название институционной.

Дигесты, или Пандекты, включили в себя выписки из сочинений других известных римских юристов, которые еще до Юстиниана получили, благодаря своей важности, силу закона. Они составляли основной предмет рецепции римского права и являлись в течение ряда столетий действующим правом [6, с. 3]. Дигесты были разделены на следующие основные части: а) общие вопросы права и учения о правах лиц; б) «о праве лиц на свои собственные и чужие вещи» и о защите права собственности; в) «об обязательствах двусторонних или возникающих из взаимного доверия»; г) об обеспечении обязательств, издержках и исках из обязательств, об обязанностях из семейных и опекунских прав; д) о завещаниях; е) о разных вопросах, разрешаемых по судейскому усмотрению; ж) об уголовном и публичном праве [7, с. 128-130].

При этом Сперанский считал, что только «наше Сводное Уложение в начатках его, и состав Юстинианов в действительном исполнении, одни представляют дело Законодательное; все прочие виды — выписки, сборники, указатели, книги учебные и ученые суть дело частное». Этим и было определено существо и форма Свода законов Российской империи.

Кроме того, Сперанскому предстояло определить правила составления самого Свода законов. Характерно, что приемы юридической техники он почерпнул из истории римского права и европейской юриспруденции, связанные с систематизацией узаконений. Эти правила содержались в самом своде Юстиниановом, но, сверх того, ближайшим руководством положено было принять начала, установленные Ф. Бэконом, поскольку они подходили к условиям составления нашего Свода [8, с. 5], с теми ограничениями, которые по свойству наших законов признаны необходимыми.

Действительно, в основу принципиальных подходов к созданию Свода законов он положил сочинение английского политического деятеля, философа и юриста Ф. Бэкона «О достоинстве и приумножении наук», в разделе которого «Образец трактата о всеобщей справедливости, или об источниках права», в одной главе «О новых сводах законов (Дигестах)» в форме афоризмов были изложены основные положения. Но это были лишь афоризмы, которым Сперанский придал практическую направленность, несколько дополнил и использовал уже в создании всех сводов узаконений Свода законов Российской империи.

Правила Ф.Бэкона были следующие:

1). «Исключить из свода все законы, вышедшие из употребления». Сперанский предлагал считать не подлежащими применению только те законы, которые отменены более поздними;

2). «Исключить все повторения, и вместо многих постановлений, одно и то же гласящих, принять в свод одно из них полнейшее»;

3). «Сохранить слова закона, извлекая статьи свода из самого их текста, хотя бы то было самыми мелкими и дробными частями; потом сии мелкие части связать и соединить по порядку: ибо в законе не столько изящество слога, сколько сила и важность его, а для важности древность, драгоценны. Без сего свод был бы книгою учебною или ученою, а не составом законов положительных».

Это правило Сперанский уточнил следующим образом: во-первых, статьи свода, взятые из одного действующего указа или постановления, следовало излагать дословно без каких-либо изменений; во-вторых, статьи, составленные из двух или более указов, излагать словами основного указа с присоединением слов из указов, служащих к нему дополнением или пояснением; в-третьих, статьи, составленные с учетом большого количества указов, должны были располагаться по смыслу, который они имели в своей совокупности, и, в-четвертых, под каждой статьей следовало давать ссылку на те указы и постановления, на основании которых она была составлена;

4). «Законы слишком многословные и обширные должны быть сокращаемы». Сотрудники Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии позднее получили разъяснение, что указы и постановления обычно состоят из трех частей: из изложения мотива издания закона, из положений, которые принимались во внимание при его написании, и из самого текста закона. Первые две части решено было исключить из свода, а третью изложить без изменений, несмотря на то, что иногда ее можно было бы усовершенствовать, но это противоречило бы предыдущему правилу;

5). «Из законов противоречащих избирать тот, который лучше других». Однако Свод переступил бы свои границы, если бы его составители решали, какой из двух противоречащих законов лучше. Поэтому вместо этого правила Сперанский предложил из двух противоречащих законов следовать позднейшему, так как закон считается утратившим силу, если на его предмет издан другой. Если бы противоречие возникло между статьями одного закона, то только законодательная власть была бы вправе устранить его;

6). «По составлении таким образом свода, сей Состав Законов должен быть утвержден надлежащей властью, дабы, под видом законов старых, не вкрались законы новые» [9, с. 499-502]. Во исполнение данного правила своды каждой части законодательства должны были, по мнению Сперанского, подвергаться ревизии того управления, к ведомству которого они принадлежали. Для этого во всех министерствах следовало учредить особые ревизионные комитеты, а для ревизии гражданских, межевых и уголовных законов — составить особый комитет под председательством министра юстиции.

Система разделения законодательного материала в Своде, по мнению Сперанского, была основана на мысли, что «в государстве действуют два союза. союз государственный и гражданский. отсюда два порядка законов: законы государства и законы гражданские». Он выделяет «четыре вида за­конов государственных»: 1) «Законы Основные»; 2) «Учреждения»; 3) «Законы сил государственных»; 4) «Законы о состояниях». Схема законов гражданских представлена «в следующем порядке: I. Законы Основные. II. Законы Учредительные. III. Законы Правительственных Сил. IV. Законы Бла­гоустрой­ства. V. Законы о Состояниях. VI. Законы Полиции. VII. За­коны Испра­витель­ные и Уголовные» [10, с. 150-151].

М.М. Сперанский посчитал так же необходимым «соединить две цели: удоб­ство употребле­ния их при производстве дел и средства к систематическому их изучению, так чтоб те же за­конные книги, а не две системы разные, были основанием и в от­правлении дел, и в учебном образовании». Поэтому «порядок разделения за­конов, принятый в Своде, соображен в главных его началах с порядком учеб­ного их разделения. За­коны государственного пер­вого разряда представляются в книгах I, II, III и IV, и каждый их вид занимает то самое место, какое в теории ему предназначено: за Основными законами сле­дуют Законы установлений, за­тем Уставы управления государственных сил в двух книгах и потом Законы о состояниях», и лишь «неко­торые … части Учреждений отделены от общего их состава в книге I и для прак­тического удобства раз­мещены в книге III вместе с Уставами» [10, с. 152].

Подготовительные к созданию и изданию Свода законов труды, по мысли Сперанского, должны были состоять в «1) собрании законов, и 2) подробных обозрениях посредством Сводов исторических» [2, с. 128-129]. Исторические обозрения являлись необходимым этапом в процессе создания Свода законов. Они способствовали обнаружению официально отмененных или утративших свою силу законов, а также всех законодательных изменений [11, с. 194]. При составлении сводов исторических сначала законы «приискивались без различия действующих от недействующих». Затем проводились сравнения законов одного года с законами другого. Статьи отмененные были исключаемы из Свода, пояснения и дополнения были «прилагаемы к первоначальному узаконению». Таким образом, составлялась история изменений закона по каждому отделению.

Во второй половине 1820-х гг. было составлено только историческое обозрение гражданских и некоторых частей уголовных законов. Создание исторических сводов по другим областям законодательства было отложено на неопределенное время. Только в 1832-1833 гг. чиновникам Второго отделения была снова поручена подготовка исторических сводов. Эти обозрения для тех частей законодательства, для которых они были составлены, группировали правовой материал по царствованиям. Однако, историк П.М. Майков, который исследовал архивные материалы М.М. Сперанского, считал, что эта работа не была закончена [12, с. 40]. Деятельность по составле­нию исторических сводов явилась важным этапом, непосредственно пред­шествующим созданию Свода законов. По мере завершения исторических сводов начались работы над систематическим Сводом.

Итак, Свод законов Российской империи установил официальную систему обще­имперского законодательства. Он делился на восемь книг по которым распределялись тома свода: книга первая — Основ­ные государствен­ные законы (ч. 1 т. I); книга вторая — учреж­дения: цен­траль­ные (ч. 2 т. I) и ме­ст­ные (т. II), а также уставы о службе го­судар­ственной (т. III); книга третья — за­коны правитель­ст­венных сил: уставы о повинно­стях (т. IV), о пода­тях и пошлинах (т. V), ус­тав таможенный (т. VI), ус­тавы монетный, горный, о соли (т. VII), уставы лесной, об­рочных статей, аренд­ных ста­ростинских имений (т. VIII); книга четвер­тая — за­коны о состоя­ниях (т. IX); книга пятая — за­коны граж­данские и межевые (т. X); книга шестая — законы госу­дарст­венного благоустрой­ства: уставы кредит­ный, торго­вый, про­мышленно­сти (т. XI), путей сообщения, строи­тельный, по­жар­ный, о городском и сельском хозяй­стве, о благоустройстве в ка­зенных селениях, о коло­ниях иностранцев в им­пе­рии (т. XII); книга седьмая — законы благо­чиния (поли­цейские): уставы о народ­ном продо­вольст­вии, об обществен­ном призре­нии и вра­чебный (т. XIII), о пас­пор­тах и бег­лых, о предупреж­дении и пресече­нии пре­ступ­лений, о содержа­щих­ся под стражей, о ссыльных (т. XIV); книга восьмая – за­коны уголовные: законы о преступлениях и наказаниях, уголовное судопроизводство: следствие, суд (кн. 1-2, т. XV) [11, с. 199], [13, с. 99]

Работа над Сводом закипела в январе 1826 г. и к концу 1832 г. Свод, заключавший в себе действую­щие узаконения, был отпечатан тиражом 1200 экземп­ляров и 19 января 1833 г. был представлен Государственному совету на за­седании, происходившем под личным председательством Николая I. Со­ставляющие Свод отдельные статьи расположены в систематическом, а не хроноло­гическом порядке. Свод законов изд. 1832 г. делился на восемь главных раз­делов и состоял из 15 томов. Всего в Своде законов 1832 г. содержалось 36000 статей. В целях периодического отражения состояния законодательства в определенный момент предполагалось выпускать Про­должения к Своду законов, а также переиздавать весь Свод через каждые де­сять лет. Продолжения к Своду должны были отражать все изменения в за­конодательстве, последовавшие за известный период времени. В течение восьми лет (1832-1840гг.) вышло шесть Продолжений к Своду законов.

Второе издание было осуществлено через десять лет после первого издания в 1842г. общий объем Свода значительно возрос, число статей в нем в полтора раза превысило, это количество в первом издании. Число томов осталось прежнее — пятнадцать, хотя состав томов вообще не подвергался особенным изменениям. В 1857 г. Свод был переиздан в третий, по­следний полностью раз, количество статей в 15-ти томах достигло 90000. Свод сделался обширнее потому, что были включены находившиеся в изданных с 1843 по 1854г. продолжениях различные законы, учреждения, уставы и постановления. К этому изданию Свода был составлен алфавитный указатель [12, с. 128]. В последующие годы полных переизданий не производилось, а переиздавались лишь отдельные тома свода.

Таким образом, Российское государство привело к определенному логическому и практическому завершению более чем вековую деятельность по упорядочиванию законодательного массива в стране. Систематизация имперского законодательства, осуществленная посредством издания Свода законов, была крупным шагом вперед в развитии русского права. Свод законов Российской империи стал действующим источником права. Он впервые представил для органов государства свод действующих законов, имеющий достаточно четкую и продуманную теоретическую и практиче­скую основу, снабженный указателями и вспомогательными материалами. На долгие годы Свод законов стал основным документом, к которому обращались российские юристы — как в своей практике, так и для теоретических целей. В качестве исторического источника Свод законов не утратил своего значения и сегодня.

ego.uapa.ru