Происхождения спора

История происхождения спора

Спор как вид речевой коммуникации появился в глубокой древности, когда один человек не согласился с другим по некоторому вопросу. Античные мыслители первые обратили внимание, что спор играет не малую роль при определении истины. Они считали, что о всякой мысли существуют множество мнений, и каждый вправе высказать то, что думает. В античных государствах высоко ценилось умение полемизировать, доказывать, обосновывать свою правоту и таким образом приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. Диспуты между политическими деятелями, нередко принимавшие крайние формы, были характерны для повседневной жизни античного мира. Публично обсуждая злободневные темы своего времени, античные мыслители широко использовали диалог, излагая свои мысли в форме вопросов и ответов. Способ ведения диалога, спора заключался в постановке вопросов собеседнику и показе ошибочности его ответов. Первым стал применять такой метод древнегреческий философ Протагор, которому приписывают сочинение «Искусство спора». Известно, что еще великий греческий мыслитель Сократ пытался спровоцировать спор, чтобы выявить заблуждения соотечественников. Он, как величайший мастер диалога, выработал ряд общих приемов развития мысли в процессе полемики. Добро и зло, свобода и долг, богатство и бедность, знание и незнание, самопознание и образование, душа и тело — вот далеко не полный перечень тем диалогов Сократа. Конечной целью сократовских диалогов и бесед было выяснение истины. Сократ называл свой метод ведения диалога, с помощью умело поставленных вопросов и полученных ответов, майевтикой (от греч. Maja — старшая из Плеяд), считая, что такая форма разговора облегчает рождение истины, приводит собеседника к истинному знанию. Его ученик, Платон, записал свои идеи в форме диалогов и представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений к общим понятиям-идеям. Аристотель в известных работах «Аналитики», «Категории», «Риторика» дал немало высказываний, относящихся к проблемам обмена мнениями по спорным вопросам. Его книга «Топика» полностью посвящена диалектическим дискуссиям.

Формальную законченность дебаты приобрели к Средневековью. Сколько чертей может поместиться на острие иглы — характерная тема жарких теологических споров тех времён. Спорили между собой целые монастыри, кланы — цена спора могла быть разной. Проигравший мог отдать здание, или настоятели одного монастыря присоединялись к другому. Иногда спор мог стоить ценою в собственную жизнь, проигравший сбрасывался со скалы. Условием возникновения диалога и спора было не только лишь умение разговаривать на неком языке — для многих гораздо удобнее было применить в качестве «аргумента, не требующего доказательств» большую дубину вождя, приказ старейшины, силу войска. Даже в XX веке было широко распространено мнение о том, что «аргумент, вооруженный пистолетом, убеждает лучше, чем просто аргумент».

Особое отношение к спору существовало в Древней Индии и Китае. В Древней Индии были написаны научные работы об искусстве спора. В «Наставлении о научных диспутах» и в сочинении «Ньяя-сутра» рассматриваются различные виды спора, большое внимание уделяется культуре спора, даются советы, как правильно вести себя во время дискуссии. Древнеиндийские логики высоко ценили такие черты участника спора, как умение найти ошибки в рассуждениях противника, способность быстро схватить то, что высказано оппонентами, быстро вникать в их мысли и находить ответы на них, не раздражаться, не допускать грубостей по отношению к оппоненту и др. Последователи китайского философа Моцзы различали следующие методы ведения спора: аналогия; сравнение суждений по частям; использование противоречий в аргументах противника; подражание противнику и др. Большой вклад в теорию и практику спора внесли выдающиеся мыслители разных стран в последующие исторические эпохи.

В России мы обязаны спору таким людям как А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Т.Н. Грановский и др. Огромную роль в развитии спора сыграли Московский и Петербургский университеты. Между ними шли споры о защите диссертации. Еще одни выдающийся наш деятель о споре Поварнин. Он создал работу «Искусство спора. О теории и практике спора».

Примером научной полемики являются дискуссии Н. Бора и А. Эйнштейна относительно принципа неопределенности, сформулированного Бором. Споры Велера и Берцелиуса об особенностях химической формы движения материи, Павлова и Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности являются образцом подлинно творческого преодоления разногласий по проблемным вопросам науки. Блестящими полемистами были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Немало остроумных споров приводится в произведениях А. Данте, У. Шекспира, Ф. Рабле, О. Бальзака, Л.Н. Толстого, Ф.И. Достоевского, И.С. Тургенева, Э. Хемингуэя.

mydocx.ru

Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности (стр. 1 )

СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Споры, дискуссии — это испытание не столько

ума человека, сколько его нравственности.

Хорошо ли, что споры, дискуссии и полемика, стали характер­ными чертами нашего образа жизни? Благом или злом является спор? Эти вопросы не так наивны, как может показаться на пер­вый взгляд*.

Можно привести в качестве примеров много крылатых выражений и высказываний, в которых спор оценивается позитивно. «Спор — отец истины», — так считали древние греки. С этим афоризмом перекликаются известные всем слова: «В споре рождается истина». Перечень изречений, в которых отмечается необычайная полезность спора, легко продолжить.

Однако можно привести и такие выражения, в которых споры оцениваются негативно, например в пословицах и поговорках: «Кто спорит, тот ничего не стоит»; «Когда споры кипят, истина испаря­ется»; «В спорах теряется время».

О спорах весьма неодобрительно отзывался : «Спо­ры всегда больше содействуют затемнению, чем уяснению истины». А. Линкольн говорил: «Ни один человек, который решил действи­тельно преуспеть в жизни, не должен тратить время на личные споры».

Как же разобраться, кто прав: те, кто одобряет споры, или те, кто их порицает? Думается, что и те и другие. Спор действительно способен породить истину. Но спор нередко и губит ее. Все заключа­ется в том, как ведется спор, какими методами и средствами.

Представим себе картину, нарисованную -Щед­риным:

«Говорили все вдруг, говорили громко, стараясь перекри­чать друг друга. Вот кто-то вскакивает и кричит кри­ком, захлебывается, жестикулирует, а рядом, как бы сорев­нуясь, вскакивают двое других и тоже начинают захлебы­ваться и жестикулировать. Вот четыре спорящие фигуры заняли середину комнаты и одновременно пропекают друг друга на перекрестном огне восклицаний, а в углу безнадеж­но выкрикивает некто пятый, которого осаждают еще трое ораторов и, буквально, не дают сказать слова. Все глаза горят, все руки в движении, все голоса надорваны и тянут какую-то недостижимо высокую ноту. Разве можно иметь дело с людьми, у которых губы дрожат и руки вертятся, как крылья у мельницы?»

Такой спор ничего, кроме неприятных воспоминаний, принести не может. Думается, многие были если не участниками, то по край­ней мере свидетелями таких споров.

Как научиться эффективно спорить, вести полемику? Предло­жить алгоритм, пригодный на все случаи жизни, практически не­возможно. Спор — это тонкое искусство, причем кроме логических аспектов у него имеется множество трудноуловимых психологичес­ких, нравственных и этических граней. Выявить и учитывать их в споре позволяет лишь длительная практика.

Вместе с тем для рациональной организации и успешного веде­ния диалога, дискуссии, полемики необходимо руководствоваться определенными рекомендациями, установками и правилами. Без их усвоения невозможно результативно обсуждать сложные проблемы науки, искусства, экономики и политической жизни. Знание этих правил и принципов необходимо каждому деловому человеку.

Знать правила спора надо не только для того, чтобы вести его самому. Каждый из нас, независимо от рода занятий, время от времени превращается в слушателя, читателя или зрителя. Тем са­мым мы невольно становимся участниками споров, которые ведут­ся другими людьми. Вникнуть в суть обсуждаемых ими проблем, разобраться в доводах «за» и «против», разобраться в хитросплете­ниях мысли поможет знание психологических особенностей спора.

Решение многих деловых вопросов возможно только на путях открытого и гласного обмена мнениями. Умение компетентно и пло­дотворно обсуждать важные проблемы, доказывать и убеждать, ар­гументируя свою точку зрения и опровергая мнение оппонента, должно стать обязательным качеством каждого делового человека., этого необходимо знать, как зарождался спор, каковы его корни I его история. Необходимо определиться в понятиях, чтобы не воз* кало путаницы в их применении или подмены одного понятия гим. Кроме того, необходимо определить, какие существуют поле мические приемы и возможно ли овладеть искусством ведения спора.

§ 1. Из истории происхождения спора

Чем больше мы углубляемая мысль в истину,

тем более удлиняем свою жизнь

В Древней Греции придавалось большое значение умению спорить и отстаивать свою точку зрения. Античные мыслители первыми обратили внимание на то, что спор играл важную роль выяснении истины. С целью публичного обсуждения острых проблем и злободневных тем они широко использовали диалог, излагали свои мысли в форме вопросов и ответов. Античные мыслители исходили из того, что о всякой вещи существует проти ложное мнение, поэтому в споре каждый может отстаивать ев точку зрения, свою позицию, так как это позволяет приобретать знания не в готовом виде, а путем размышления, совместного суждения проблемы, поиска правильного решения.

Первым стал применять такой метод Протагор, прославивши в Древней Греции как большой мастер спора. Публичные диспуты, которые он устраивал, вызывали огромный интерес.

Способ ведения диалога, заключавшийся в постановке вопросов собеседнику и показе ошибочности его ответов, позже стал использовать величайший древнегреческий философ Сократ, имя го пережило века. Сократ утверждал, что спор может развиваться тех пор, пока по его ходу встают и разрешаются вопросы. Это ев образная пища для любого диалога. Если вопросы исчерпаны, движение мысли прекращается. Сократовские беседы до сих волнуют нас, увлекают, учат, заставляют задуматься.

Сократ постоянно мыслил и заставлял мыслить других, он сомневался сам и вызывал сомнение у своих собеседников, он вал проверки и доказательства каждой мысли, каждого выдвинутого положения, заставляя своих собеседников задумываться над

pandia.ru

ВВЕДЕНИЕ. § 1. Из истории происхождения спора..155;

СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. 153

§ 1. Из истории происхождения спора. 155

§ 2. Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика».

Классификация видов спора. 158

§ 3. Культура спора. 162

3.1. Предмет спора. 162

3.2. Позиции полемистов. ‘. 164

3.3. Употребление понятий. 164

3.4. Поведение участников спора. 165

3.5. Индивидуальные особенности участников спора. 167

3.6. Национальные и культурные традиции. 168

3.7. Уважительное отношение к оппоненту. 169

3.8. Выдержка и самообладание в споре. 170

§ 4. Психологические приемы убеждения в споре. 171

4.1. Приемы воздействия на участников спора. 171

4.2. Вопросы в споре и виды ответов. 174

4.3. Нечестные приемы. 178

4.4. Позволительные и непозволительные уловки. 179

Психологический практикум. 186

Глава VII

ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА. 195

§ 1. Модели поведения. 197

§ 2. Тактика общения. 203

Психологический практикум. 213

Заключение. 216

Словарь основных психологических понятий. 217

Список литературы. 222

Представляемая читателю книга — первый опыт создания учеб­ного пособия для студентов по психологии делового общения. Ее актуальность обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессиональ­ного уровня, способных придать формирующимся рыночным отно­шениям цивилизованный характер. То обстоятельство, что данная дисциплина преподается теперь в ряде государственных и негосу­дарственных вузов, определяет необходимость издания настоящего пособия.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специа­листам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек—человек» — политикам, бизнесменам, менеджерам и мно­гим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успе­ха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затрудне­ния в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать кон­такты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и при­родные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учить­ся этому. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уде­ляется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успе­хом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.

Данное учебное пособие выполнено на основе исследований за­рубежного и отечественного психологического опыта по налажива­нию делового сотрудничества, а также формированию эффективных и взаимоотношений в профессиональной деятельности.

Автор ставил своей задачей систематизацию имеющегося мате­риала, структурирование его в более удобной и приемлемой для усвое­ния форме в соответствии с имеющимися учебными программами.

Особенностью настоящего учебного пособия является его комлексный характер (деловое и неформальное общение рассматрива-

ются в тесной взаимосвязи). Зачастую на практике трудно разде­лить эти два вида общения или провести между ними жесткую границу. Именно поэтому глава I посвящена проблеме общения в целом, в ней дается определение понятия «общение», рассматри­ваются виды и формы общения, его структура и психологические механизмы, а также стили общения. Материал широко иллюстри­руется конкретными примерами из художественных произведений и реальных жизненных ситуаций в такой форме, в которой эти примеры близки, доступны и легко узнаваемы читателем. В после­дующих главах рассматриваются психологические приемы, которые читатели могут использовать в своей конкретной практике.

В конце каждой главы помещен психологический практикум. С какой целью это сделано? Всем известно, что управление други­ми начинается с управления собой. Каждому нужно иметь пред­ставление о своих особенностях, способностях, сильных и слабых сторонах. Подобному самоуправлению способствует тестирование. Приведенные в психологическом практикуме тесты и задания вы­полняют двойственную роль: помогают аккумулировать определен­ную информацию о себе и пробуждают интерес к собственной лич­ности. Этот интерес будет проявляться и во время тестирования, и после него, так как ответы на поставленные вопросы заставляют задуматься и присмотреться к себе. Польза тестов не только в получе­нии информации о себе, но и в определении личностных резервов.

Главная задача данного учебного пособия — помочь студентам в усвоении психологических знаний и умений в области делового об­щения. Кроме того, важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимо­действия с другими людьми.

В пособии представлен словарь основных психологических по­нятий, обращение к которому будет способствовать усвоению мате­риала. Кроме того, в пособии помещен список литературы, знаком­ство с которой предоставит читателю возможность более углублен­но изучить заинтересовавшие его вопросы.

Автор надеется, что данное учебное пособие будет полезно всем, кто интересуется психологией делового общения, кто постоянно работает над собой и стремится к успеху. Восточная мудрость гла­сит: «Знать, чтобы уметь». Я буду рада, если знакомство с этой книгой принесет вам знания, а использование психологических при­емов даст умения. Именно поэтому, если читатель в итоге почувст­вует радость и гармонию в общении с друзьями, коллегами, партне­рами, а также с незнакомыми людьми — автор будет считать свою задачу выполненной. В добрый путь!

studopedia.su

Понятие спора

История происхождения спора как вида коммуникации. Анализ понятий «спор», «дискуссия», «диспут», «эклектика», «софистика», «обсуждение проблемы», «дебаты», «полемика» и их основных различий. Условия рационального построения и культуры ведения спора.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие, условия, виды и предмет спора. Выдержка и самообладание в споре. Рассмотрение спора как важного средства прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия. Общие требования к спору. Психологический анализ стратегии и тактики спора.

эссе [32,1 K], добавлен 25.11.2015

Спор, его цели и подходы. Техника убеждения. Критика в споре. Принципы ведения спора. Об агрессии во время спора. Советы Дейла Карнеги. Техника диссоциативного восприятия негативной ситуации. Правильная форма реагирования на агрессивное поведение.

реферат [34,6 K], добавлен 21.01.2003

Рассмотрение спора как важного средства прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия. Ознакомление с основными рекомендациями эристики. Изучение стратегии и тактики спора, получения победы. Описание характерных черт диалектики и софистики.

контрольная работа [28,2 K], добавлен 13.10.2015

Спор, его цели и подходы. Техника убеждения как умение отстаивать свою точку зрения. Критика в споре: конструктивная, бездоказательная, самокритика. Принципы ведения спора. Об агрессии во время спора-причины и способы избежания агрессии. Эксперимент.

реферат [50,1 K], добавлен 29.10.2007

Медиация как возможность для участников спора выйти победителями при отсутствии побежденных, разрешение спора посредством привлечения нейтральной стороны. Историческое возникновение медиации. Результаты участия медиатора в разрешении конфликтов.

контрольная работа [51,5 K], добавлен 22.10.2012

Классификации видов конфликтных явлений. Стадии разбора конфликтов и этапы выхода из него. Правила и тактика ведения спора. Этапы развития конфликта и пути предупреждения его отрицательных последствий. Описание внутренних мотивационных конфликтов.

курсовая работа [44,8 K], добавлен 30.05.2013

Основные мотивы вступления в брак и создания семьи как гармоничного дуэта двух людей. Описание основ построения отношений в молодой семейной паре. Культура спора и конструирование методик по предотвращению конфликтных ситуаций в супружеской жизни.

курсовая работа [102,1 K], добавлен 12.05.2011

Сущность понятия «альтернативное разрешение споров». Главное отличие переговоров от медиации. Общее понятие про мировое соглашение. Характеристика основных принципов медиации: добровольность, равноправие сторон, независимость, беспристрастность медиатора.

контрольная работа [18,2 K], добавлен 19.11.2011

Определение группы как категории социальной психологии. Проблемы группового спора. Сущность культуры межличностного общения. Цена конфликта и рекомендации по его оптимизации в ТД «Триумф». Проект тренинговой программы по работе с конфликтными ситуациями.

реферат [84,1 K], добавлен 26.07.2013

Спор как форма выяснения истины, способ общения и ведения диалога с собеседником. Дискуссии между античными политиками. Отстаивание своей позиции, грамотное и основательное аргументирование. Манипулирование людьми с помощью споров. Уважение к оппоненту.

реферат [25,4 K], добавлен 04.12.2016

knowledge.allbest.ru

«Часть политической мифологии Турции»: почему споры о происхождении Роксоланы не имеют смысла

Датой смерти Хюррем Хасеки-султан (Роксоланы) считается 15 апреля 1558 года. Причины её гибели достоверно неизвестны — существуют как версии об отравлении, так и об уходе из жизни по причине серьёзной болезни. Впрочем, о её рождении известно ещё меньше, чем о смерти. Однако именно по этому поводу более ста лет спорят российские, украинские и польские историки.

Любимая жена

Первые упоминания о Роксолане появились между 1517 и 1520 годами, когда девушка-подросток славянского происхождения попала в Османскую империю. Предположительно, её захватили в плен крымские татары во время набегов на территорию Восточной Европы, а затем продали на одном из невольничьих рынков Крыма. Как именно она попала в гарем тогда ещё шехзаде (принца) Сулеймана — неизвестно, но по одной из версий она была подарена ему по случаю восхождения на престол. Ей в это время было около пятнадцати лет. Оказавшись в Турции, девушка приняла ислам и имя Хюррем, что означало «Смеющаяся».

Спустя некоторое время Хюррем каким-то образом удалось привлечь к себе особое внимание султана. Судя по отзывам итальянского дипломата Пьетро Брагадина, красавицей она не была. Тем не менее Сулейман стал проводить с Хюррем всё больше времени, вызвав тем самым ревность главной наложницы — Махидевран — матери Мустафы, который на тот момент был наследником престола.

Тлевший между женщинами конфликт закончился дракой — Махидевран расцарапала сопернице лицо. Эта сцена описана в отчётах венецианского посла Бернардо Наваджеро. Однако султан принял сторону Хюррем, которая в итоге стала его любимой наложницей. В ближайшие несколько лет у Хюррем и Сулеймана родились дети, которые и стали основными наследниками престола. А попавшая в опалу Махидевран в 1533 году, когда Мустафа отправился отрабатывать управленческие навыки на должности наместника в Манисе, последовала за сыном.

В 1534 году умерла мать султана, и Хюррем фактически стала главной женщиной во дворце. По степени влияния на Сулеймана с ней мог соперничать лишь великий визирь Османской империи и близкий друг султана Паргалы Ибрагим-паша, чьей супругой, согласно некоторым источникам (в частности, по рассказам молдавского князя Дмитрия Кантемира), была одна из сестёр турецкого монарха. В 1536 году Ибрагим-паша был задушен — он пал жертвой интриг, к которым, считают исследователи, могла быть причастна Хюррем.

Примерно в середине 1530-х Хюррем, в нарушение традиций, не позволявших султанам вступать в брак с рабынями, стала официальной женой Сулеймана и первой носительницей специально учреждённого для неё титула — хасеки, которым именовались любимые жёны и наложницы османских монархов.

Сулейман Великолепный, всегда прислушивавшийся к советам Хюррем, в том числе и в политике, много времени проводил в военных походах, существенно расширив владения империи в Восточной Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Хюррем в это время принимала дипломатов и вела переписку с иностранными правителями. А также активно популяризировала ислам, открывая на личные средства новые мечети и медресе.

В 1553 году новый великий визирь Рустем-паша, женатый на дочери Хюррем и Сулеймана, втайне вызвал в армию к султану законного наследника престола Мустафу. При этом Рустем-паша донёс султану, что сын приехал к нему, чтобы убить его и захватить власть. Мустафа, а затем и его семилетний сын Мехмед в итоге были казнены по приказу Сулеймана.

Путь к престолу для детей Хюррем был свободен. Но она так и не дождалась статуса валиде — матери османского монарха, — в 1558 году она умерла при не до конца выясненных обстоятельствах. Её сын Селим, получивший прозвище Пьяница из-за своего пристрастия к вину, возглавил империю в 1566 году. Именно при нём вассалы Османской империи — крымские татары — дошли до Москвы в 1571 году, а спустя год их разгромили русские в битве при Молодях, вследствие чего татары надолго утратили свою боеспособность.

Русские корни

Сегодня в литературе и кинематографии можно найти немало версий о происхождении Хюррем. Некоторые из них претендуют на научную точность.

Так, по версии киевских историков, Роксолана — украинка по национальности. Хюррем даже включена в интернет-рейтинг «Сто великих украинцев», её портрет украшает почтовые марки Незалежной, в её честь названа улица в галицийском Трускавце. Однако абсолютно достоверной эту точку зрения назвать всё-таки нельзя.

«Споры о происхождении Хюррем идут до сих пор. И какого-то конкретного результата ждать не стоит. Рассказы о юности Роксоланы — это беллетристика», — отметила в интервью RT кандидат исторических наук, старший преподаватель СПбГУ Александра Жевелева.

По словам эксперта, в современных научных дискуссиях Хюррем называют то русской, то украинкой, то полькой, поскольку надёжных источников о месте её рождения и происхождении не существует.

Современники Хюррем, в частности Пьетро Брагадин и Бернардо Наваджеро, именовали её русской.

Литовский посол в Крыму Михалон Литвин утверждал, что Хюррем в юности была похищена с территории Великого княжества Литовского. А польский дипломат XVII столетия Самуил Твардовский через шестьдесят лет после смерти Хюррем назвал её дочерью священника из галицийского Рогатина. Версии взаимоисключающие, так как Галиция под властью Литвы никогда не находилась.

Именем Роксолана Хюррем впервые назвал посол Священной Римской империи Ожье Гислен де Бусбек, указав на то, что она происходит из Роксолании: так в средневековой Европе называли большую часть земель, заселённых восточнославянскими народами.

В XIX веке с лёгкой руки польского поэта Маврикия Гославского распространилась версия, согласно которой Хюррем якобы родилась в городке Чемерицы на Подолии. Позже стихи Гославского перепели и стали выдавать за старые украинские народные песни, что ввело в заблуждение некоторых украинских исследователей ХХ века.

Также с подачи литераторов поляки начали называть Хюррем Александрой, а украинцы — Анастасией Лисовской, хотя никаких научных подтверждений ни у одной из этих версий нет. Более того, известный украинский историк Владимир Грабовецкий выяснил, что никаких упоминаний о роде Лисовских, живших в Галиции в XV или XVI столетиях, в архивах не сохранилось.

Современные украинские националисты, называя Роксолану «украинкой», также ошибаются. В XVI—XVII веках, когда о Хюррем писали европейские дипломаты, отдельного украинского народа ещё не существовало.

Роль в истории

«Никакой ключевой роли в истории Турции Хюррем не сыграла», — заявил в беседе с RT кандидат филологических наук, учёный-тюрколог Евгений Бахревский.

С точки зрения эксперта, вне всякого сомнения, Роксолана была личностью неординарной, так как стала женой и помощницей могущественного монарха Сулеймана. Однако самостоятельным государственным деятелем её считать нельзя.

«Политика стала делаться в гаремах позже», — подчеркнул Бахревский.

Жевелева в свою очередь видит историческую роль Хюррем в том, что она заложила основы так называемого «султаната женщин» — периода в истории Османской империи, когда жёны и матери султанов начали оказывать некоторое влияние на государственные дела в Турции. Однако единственной реформой, связанной с именем самой Роксоланы, было то, что Сулейман в принципе женился на наложнице. Остальные инициированные женщинами изменения в системе наследования и государственного управления — например, отказ от убийства младших братьев султана при его восхождении на престол — произошли гораздо позже.

В современной публицистике можно найти утверждения, что Сулейман и его наследники под влиянием Хюррем якобы стали лучше относиться к восточным славянам. Однако эксперты скептически относятся к подобным утверждениям. По словам Жевелевой, Хюррем полностью отвергла свои корни. Впоследствии представительницы европейских аристократических родов, заключая брак с султаном, действительно влияли на внешнюю политику Османской империи, помогая своим родственникам, но Хюррем ни в чём подобном замечена не была.

Хотя о Роксолане в турецком обществе знали всегда, интерес к ней, считает Жевелева, в последнее время резко вырос из-за популярного турецкого телесериала «Великолепный век», который, кстати, сами турки считают исторически недостоверным — на него подано свыше 70 тыс. соответствующих жалоб.

«Всё бытие Хюррем окружено мифами и легендами», — сказал в беседе с RT директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, востоковед Дмитрий Егорченков.

По мнению эксперта, даже определить, насколько на самом деле было сильно влияние Хюррем при дворе Сулеймана, сегодня невозможно. История Роксоланы, по его словам, стала частью турецкой политической мифологии, доказательством того, что Османская империя была демократичнее, чем принято считать.

russian.rt.com