Приказ о назначении ответственного за предрейсовый осмотр образец

Приказ об предрейсовом и послерейсовом осмотре водителей автомобилей и автопогрузчиковов

№ ___ от __. __. __ г.

Об организации прохождения
предрейсового осмотра водителей

В целях соблюдения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и недопущения выпуска водителей на линию, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Организовать проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств в соответствии с письмом министерства здравоохранения РФ от 21 августа 2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».
2. Назначить ответственными лицами на предприятии:
за организацию предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, оборудование медицинского кабинета – инженера по охране труда ДГИ – _________________;
за прием на работу, организацию труда и своевременное прохождение аттестации и получение лицензии на право проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств медицинским работником – Директора по персоналу – _______________.;
за проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств на предприятии — медицинского работника – _______________-;
за контроль выпуска на линию водителей без прохождения предрейсового медицинского осмотра водителем при выезде на линию – механиков ТК.
3. Ответственным лицам:
3.1. Ответственному за организацию предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств:
до 30.10.2009 г. организовать оборудование в ДЛ кабинета для прохождения предрейсового медицинского осмотра водителями при выезде на линию и обеспечить его приобретением медицинских препаратов и средств контроля в соответствии с письмом министерства здравоохранения РФ от 21 августа 2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»;
ежегодно проводить освидетельствования алкотесторов. При их несоответствии техническим требованиям, проводить их ремонт или замену.
3.2. Ответственному за прием на работу, организацию труда и своевременное прохождение аттестации и получение лицензии на право проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств:
Прием на работу медицинского работника осуществить при наличии лицензии на право проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств на предприятии, а при ее отсутствии (окончании срока действия) – организовать обучение данного работника за счет предприятия в специализированном учреждении;
организовать замещение медицинского работника при убытии его в отпуск (по болезни) другим работником;
принимать на работу в ТСК только водителей имеющих действующую справку о прохождении медицинского осмотра на право управления соответствующей категорией транспортного средства;
организовать разработку и доведение должностных инструкций по специальности, режим работы медицинского работника;
организовать медицинское освидетельствование и обследование работников направляемых на дообследование в медицинские учреждения согласно договора социального страхования для решения вопроса о допуске к работе. При выявлении противопоказаний осуществить, временное или постоянное перемещение работника на профессию не связанную с вредными условиями труда. Организовать периодическое обследование водителей в медицинских учреждениях.
3.3. Ответственному за проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств на предприятии — медицинскому работнику:
При проведении предрейсового медицинского осмотра проводить их освидетельствование на предмет возможности управления транспортным средствам по медицинским показаниям.
Категорически запрещается допускать водителей к управлению автомобилем в следующих случаях:
при выявлении признаков временной нетрудоспособности;
при положительной пробе на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;
при выявлении признаков воздействия наркотических веществ;
при выявлении признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.
При несоответствии, отстранять от рейса с направлением на освидетельствование в наркологический диспансер или поликлинику для проведения дообследования.
6. Контроль за выполнением данного приказа возложить на начальника ДЛ – ____________.

Генеральный директор
ООО «______________» ___________

logistlain.ru

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Статьи по теме

Проведение предрейсового и послерейсового медосмотра водителей зачастую вызывает трудности даже у экспертов. Узнайте, кто может проводить предрейсовый медосмотр, скачайте образец договора

Читайте в нашей статье:

Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей

Перед каждым выходом на смену водители должны пройти медосмотр. Именно врач выявляет серьезные болезни, состояние опьянения и оценивает допустимость субъекта к управлению средством повышенной опасности. Исключения закон делает только для служб экстренного реагирования (Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г. No 835н). Время медосмотра включается в табель учета как рабочее.

Скачайте документы из статьи:

Разумеется, проводить такую экспертизу имеет право только врач, имеющий необходимую квалификацию. Здесь есть два варианта: либо он числится в медорганизации, которая работает с вашим предприятием по договору, либо у вас в штате. В последнем случае необходимо оборудовать для работы врача кабинет площадью не менее 12 кв. м. Это должны быть 2 комнаты – одна для осмотров, а вторая для забора анализов.

Оборудование для такой работы тоже необходимо – хотя и не очень сложное. Это тонометры, градусники, стетофонендоскопы, прибор для определения паров спирта в дыхании (так называемая «трубочка») и экспресс-тесты на наркотики и алкоголь. Кроме того, ваша организация должна в обязательном порядке получить лицензию на проведение медосмотров.

Что именно должен сделать врач:

  1. Провести визуальный осмотр водителя.
  2. Спросить о состоянии здоровья.
  3. Осмотреть водителя на предмет видимых повреждений: ссадин, следов от инъекций, реакции зрачков на свет и т. д.
  4. Измерить температуру, давление, пульс.
  5. Провести тесты на алкоголь и наркотики.

Далее принимается решение о допуске или недопуске к работе, которое фиксируется в специальном журнале учета.

www.pro-personal.ru

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: требование закона — условие безопасности

Предрейсовый осмотр водителей является обязательным для каждой компании, осуществляющей деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Склонность к алкоголизму или наркомании может стать серьезной помехой работе водителя.

Все виды лабораторных анализов по доступным ценам.

Сэкономить на медицинском обследовании можно, став участником специальной дисконтной программы.

Выбирать желательно лаборатории, осуществляющие контроль клинических лабораторных исследований по международным стандартам.

Развитие рынка логистических услуг ведет к появлению все большего числа транспортных компаний и расширению их штата. Ответственность водителя за грузы, транспортное средство, жизнь пешеходов и пассажиров предполагает, что он здоров и не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Эту ответственность с ним разделяет транспортная компания, которая обязана организовать предрейсовый медосмотр.

Со стороны все выглядит очень просто: по итогам осмотра водитель допускается или не допускается к работе, допуск (печать организации, проводившей осмотр) должен значиться в его маршрутном листе. На практике руководство транспортных компаний часто испытывает затруднения в обеспечении требований законодательства.

Законодательство в области предрейсовых медицинских осмотров

Предрейсовый медицинский осмотр — обязательное условие работы водителя в транспортной компании. Это регламентируется рядом нормативно-правовых документов. В их числе положения трудового законодательства (ст. 213 ТК РФ), Кодекса об Административных правонарушениях и Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20 п. 1), а также письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». В общем случае рекомендован, но не является обязательным и послерейсовый осмотр, если его проведение считает уместным работодатель. Например, такой осмотр возможен в отношении сотрудников «группы риска» — часто болеющих или имеющих хронические заболевания, употребляющих алкоголь, работающих пенсионеров. Стоит, однако, сказать, что согласно законодательству водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы, должны проходить такой вид осмотра в обязательном порядке.

Медосмотр позволяет определить: здоров ли водитель, не страдает ли он от переутомления или похмельного синдрома, не принимал ли он алкоголь, наркотики или другие вещества, которые могут повлиять на его способность к вождению. Если выявлен хотя бы один из перечисленных признаков, к работе в этот день водитель не допускается.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей

Давайте вместе ответим на самые распространенные вопросы о порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей.

  • Какие категории водителей подлежат осмотру? Все, кто числится в компании на водительских должностях, независимо от места, дальности поездки, типа транспортного средства. Исключение может быть сделано только для водителей, работающих в экстренных службах (скорая помощь, газовая служба, полиция, автоинспекция, МЧС, пожарная бригада и так далее).
  • Когда осуществляется проверка? Проверка осуществляется перед выездом водителя в рейс и засчитывается как его рабочее время.
  • Где осуществляется проверка? Для предрейсового медицинского осмотра должен быть выделен специальный кабинет на предприятии площадью не менее 12 кв. м. Также на медосмотр сотрудники могут быть отправлены в медучреждение организованно — например, корпоративным транспортом.
  • Что проверяется? Основная задача — выяснение готовности к вождению автотранспорта. Сюда входят определение общего самочувствия, выявление признаков алкогольной или иной интоксикации, похмельного синдрома.
  • Какие медицинские манипуляции позволяют решить те или иные задачи? Необходимо провести внешний осмотр кожного покрова, зрачков на предмет реакции, слизистой глаз и ротовой полости. Затем водителя опрашивают о состоянии его здоровья, чтобы получить данные о его самочувствии и психическом состоянии. Измеряются пульс и артериальное давление. Если у водителя есть гипертонические проблемы, в его медицинской карточке отмечаются рамки нормы артериального давления, при которых он может быть допущен к работе. Эти рамки определяются как среднее арифметическое зафиксированных врачом показаний на протяжении десяти дней. Прием алкоголя определяется с помощью алкотестера, наркотические и психотропные вещества требуют лабораторного анализа крови и мочи.
  • Сколько времени занимает осмотр одного водителя. На осмотр достаточно 10–15 минут, если нет подозрений на наркотическое или лекарственное опьянение (например, от приема больших доз обезболивающих). Если есть необходимость в такой проверке, делается экспресс-тест крови и мочи, на это требуется дополнительно 20 минут.
  • Документы, в которые вносятся данные об осмотре. Результат медосмотра отображается в путевых листах и журнале предрейсовых медосмотров водителей.
  • В каких случаях может быть вынесено решение об отказе в допуске водителя к транспортному средству? Если выявлены следы приема алкоголя, наркотических или психотропных средств, ненормально учащен пульс или повышено давление, есть признаки острого заболевания.
  • Что выдается по итогам, куда вносится информация? В результате медосмотра в путевой лист ставится штамп допуска. В нем проставляются дата и точное время прохождения медосмотра, фамилия, инициалы и подпись врача, проводившего обследование. Информация дублируется в журнал медосмотров. Если водитель по медицинским показателям отстранен от рейса, данные об этом заносятся в журнал, а факт отстранения доводится до внимания руководства предприятия.
  • Предрейсовый медицинский осмотр водителей, выявивший факт нахождения водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, может послужить поводом для наложения на водителя взыскания в соответствии с трудовым законодательством. Отметим, что данный штраф накладывается не сотрудниками ГИБДД, а должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

    Требования к организации, проводящей осмотр

    Медицинский осмотр водителей считается отдельным видом медицинской деятельности, требующим лицензирования. Проводить осмотр имеет право медицинский персонал, прошедший специальный курс обучения и имеющий соответствующий сертификат/диплом. Исходя из этого, у предприятия есть три варианта организации предрейсовых медицинских осмотров водителей:

  • Сертифицированный врач, работающий в штате компании по трудовому договору. В этом случае лицензия не требуется.
  • Привлеченная организация, имеющая лицензию и работающая по договору на оказание услуг по проведению медицинских осмотров. Держателем лицензии может быть не только медучреждение в общепринятом смысле (больница, поликлиника), но и организация, для которой медицинские осмотры являются единственным медицинским видом деятельности.
  • Самостоятельное получение предприятием лицензии на проведение медицинских осмотров водителей. Это имеет смысл для крупных автотранспортных предприятий, которым в любом случае приходится нести затраты по содержанию медицинского кабинета и выплате зарплаты сертифицированным специалистам. Получив лицензию, они могут также оказывать услуги медосмотра водителей более мелким предприятиям.
  • Организация, проводящая медицинские осмотры водителей, должна обладать собственным помещением для их приема или иметь возможность предоставить выездных специалистов с необходимыми наборами для медицинских исследований.

    Предрейсовый медицинский осмотр водителя: цена услуги

    В таблице ниже приведена примерная стоимость услуги предрейсового медицинского осмотра водителей в случае, если привлекается сторонняя организация.

    www.kp.ru

    Проведение ежедневных медицинских осмотров водителей

    Вопрос-ответ по теме

    Хотим заключить договор на проведение ежедневных медицинских осмотров водителей нашего транспорта (до-рейсовых, после-рейсовых). Можем ли мы заключить договор с медицинским работником (как с физическим лицом)? Мед. работник имеет сертификат о пройденном обучении. Или нужно заключить договор с юридическим лицом (поликлиникой), которая имеет лицензию на проведение таких мед. осмотров?

    Да, нужно заключить договор именно с юридическим лицом, которое имеет лицензию на осуществление этого вида деятельности (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н),

    Подробно об этом см. материалы в обосновании.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

    Рекомендация: Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

    Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

    Сотрудники, которые обязаны проходить медосмотр

    Какие сотрудники обязаны проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры

    Предрейсовые медосмотры обязаны проходить все сотрудники, выполняющие работу, связанную с движением и управлением транспортными средствами (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Например:

  • водители автомобилей, троллейбусов, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (абз. 7 п. 1 ст. 20 и ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);
  • машинисты электропоездов, кочегары паровозов в депо (абз. 2 п. 3 ст. 25 Закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, перечень, утвержденный приказом Минтранса России от 28 марта 2007 г. № 36).
  • Послерейсовые медосмотры обязаны проходить только те водители, работа которых связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

    Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

    Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя. Организация проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров также возлагается на работодателя.

    Об этом говорится в пунктах 7 и 9 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

    Вопрос из практики: Как проконтролировать режим труда и отдыха водителей пассажирских и большегрузных машин

    Общие требования к учету рабочего времени каждого сотрудника установлены частью 4 статьи 91 Трудового кодекса РФ. В отношении режима труда отдельных категорий водителей работодатель обязан обеспечить дополнительный контроль с помощью специальных технических средств – тахографов (п. 8.1 Технического регламента, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720, приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36). Требования к тахографам, правила их использования определены приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36. Перечень машин, которые должны быть оснащены средствами контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха, приведен втаблице. Порядок оснащения транспортных средств тахографами утвержден приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273.

    Оснащать автомобиль указанными средствами контроля обязаны все работодатели, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов. При этом не имеет значения, является работодатель собственником или использует арендованное авто. Это следует из пункта 1 статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ,пункта 2 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273.

    Все автомобили должны быть оснащены тахографами нового типа со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ). Предельные сроки оснащения новыми приборами зависят от типа авто:

  • грузовики категорий № 2 и № 3, перевозящие опасные грузы, – до 1 апреля 2014 года;
  • автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров, а также грузовики категории № 3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок, – до 1 июля 2014 года;
  • грузовики категории № 3, перевозящие неопасные грузы, – до 1 сентября 2014 года;
  • грузовики категории № 2, перевозящие неопасные грузы, – до 1 апреля 2015 года.
  • Если транспортные средства уже были оснащены тахографами старого образца, установленные тахографы придется заменить на новые до 1 января 2018 года.

    Установить средства контроля можно в специальных мастерских, допущенных к выполнению таких работ. Сведения о них формирует ФБУ «Росавтотранс». На установленных приборах должна стоять пломба. Об этом говорится в пунктах 4, 6, 11 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273.

    За управление транспортным средством или его выпуск на линию без тахографа виновные могут быть привлечены к административной ответственности (ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ).

    Назначение предрейсовых медосмотров

    Какое назначение у предрейсовых медосмотров сотрудников

    Предрейсовые медицинские осмотры проводят перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов. А также состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

    Работодатель организует предрейсовые медосмотры сотрудников, чтобы:

    • выявить медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
    • предотвратить допуск нетрудоспособного сотрудника к выполняемым обязанностям;
    • предупредить дорожно-транспортные происшествия.
    • Данные разъяснения содержатся в пункте 2 статьи 1, пункте 6 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ и абзаце 5 раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

      Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н).

      Назначение послерейсовых медосмотров

      Какое назначение у послерейсовых медосмотров сотрудников

      Послерейсовые медицинские осмотры водителей проводят по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профзаболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

      Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

      Такой порядок установлен в пунктах 5 и 6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

      Вопрос из практики: Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

      Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые – только если водители возят пассажиров, например сотрудников организации, или опасные грузы.

      Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

      Обязательные предрейсовые медосмотры организация должна проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя, кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденные Минздравом и Минтрансом России, не делают никаких исключений для организаций, которые не оказывают услуг по перевозке пассажиров и грузов (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32).

      В то же время в законодательстве прямо предусмотрено, что обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

      Таким образом, предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно в любом случае, даже если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд. А послерейсовые медосмотры водителей нужно проводить, только если они возят пассажиров, например руководителя организации или других сотрудников, или опасные грузы. Если же водители перевозят только корреспонденцию, то послерейсовые медосмотры проводить не нужно.

      Организация предрейсовых и послерейсовых медосмотров

      Каким способом работодатель может организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

      Организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров работодатель может либо в собственном медпункте, либо по договору с медицинским учреждением (индивидуальным предпринимателем, занимающимся медицинской деятельностью). Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен договор на проведение медосмотров должно иметь лицензию на этот вид деятельности (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В случае если работодатель организует предрейсовые и послерейсовые медосмотры в собственном медпункте, то ему также необходимо иметь лицензию на осуществление этого вида деятельности (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н).

      Вопрос из практики: Должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых и послерейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Проведение медосмотров не является основной деятельностью организации

      Медицинская деятельность является лицензируемой (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Медосмотры (в т. ч. предрейсовые и послерейсовые) относятся к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию (перечень к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Никаких исключений для медицинской деятельности, осуществляемой для собственных нужд, законодательство о лицензировании не предусматривает. Поэтому при проведении в собственном медпункте как предрейсовых, так и послерейсовых медосмотров необходимо получить лицензию на данный вид деятельности (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н).

      Следует отметить, что до 1 мая 2012 года данный вопрос был спорным, поскольку ранее действующее Положение о лицензировании медицинской деятельности обязанность получать лицензию распространяло только на медицинские учреждения (организации государственной, муниципальной системы здравоохранения), а также на организации, которые оказывают медицинские услуги на постоянной основе с целью получения прибыли (частная система здравоохранения). Такой вывод следовал из пункта 2Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30. Правомерность такого подхода подтверждали и суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 17 марта 2010 г. № КА-А40/2021-10, Северо-Кавказского округа от 5 августа 2009 г. № А53-3470/2009, Дальневосточного округа от 17 марта 2009 г. № Ф03-185/2009, Западно-Сибирского округа от 5 марта 2009 г. № Ф04-1311/2009(1741-А45-43), Поволжского округа от 5 июля 2007 г. № А12-2901/07).

      Однако с введением в действие с 1 мая 2012 года нового Положения о лицензировании медицинской деятельности спорный момент был решен. Согласно новому Положению все организации, занимающиеся в том или ином виде медицинской деятельностью, перечисленной в перечне к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291, обязаны получать лицензию. Исключение предусмотрено только для организаций частной системы здравоохранения, расположенных на территории инновационного центра «Сколково».

      Вопрос из практики: Как должен быть оборудован медпункт в организации для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

      Для проведения медосмотра в организации необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред (выдыхаемый воздух и моча). При этом брать кровь категорически запрещено.

      Указанное помещение должно быть оснащено как минимум следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

    • кушетка медицинская;
    • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
    • прибор для определения артериального давления 2 шт., термометр 3 шт., стетофонендоскоп 2 шт.;
    • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе 2 шт.;
    • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
    • столик для медицинского оборудования 1 шт.;
    • шпатели медицинские 10 шт.;
    • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи 1 шт.;
    • оборудованная комната для отбора биологических сред.

    Требования к персоналу медпункта

    Каким требованиям должен соответствовать сотрудник, осуществляющий предрейсовый и послерейсовый осмотры

    Медицинский сотрудник организации, который осуществляет медосмотр, должен иметь соответствующий сертификат (п. 1.4 приложения 2 к письму Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32). Кроме того, он должен пройти обучение по специальной программе подготовки. . Продолжительность подготовки — 36 часов»>Примерная программа такой подготовки приведена в приложении 8, утвержденном приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308.

    Вопрос из практики: Вправе ли сотрудник организации, например бухгалтер, имеющий диплом о медицинском образовании, проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Организация не имеет собственного медпункта

    Организации всех форм собственности и предприниматели, которые имеют автомобильный транспорт, обязаны организовать проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей (п. 1 ст. 20, ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Организовать проведение обязательного медосмотра организация может либо в собственном медпункте, либо по договору с медицинским учреждением. Медицинское учреждение, с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).

    Если организация самостоятельно проводит предрейсовый и послерейсовый медосмотры, необходимо, чтобы это делали только медицинские работники. При этом они должны пройти обучение по программе подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения. Такие требования указаны в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

    Таким образом, если сотрудник организации имеет лишь диплом о медицинском образовании, но при этом не имеет соответствующего сертификата, то он не вправе проводить обязательные медосмотры.

    Требование к квалификации сотрудников не является единственным при проведении медосмотра самостоятельно.

    Вопрос из практики: Как организовать предрейсовые медосмотры водителя автобуса при длительных междугородних перевозках (маршрутах большой протяженности). В момент отправления в рейс сотрудник находится в другом городе

    Если водитель автобуса начинает рабочий день вне места расположения организации, то она обязана обеспечить проведение предварительных медосмотров через иные организации. Например, через автовокзалы, автостанции, оборудованные медпунктами. При этом, чтобы такая организация могла проводить предрейсовые медосмотры, она должна обладать лицензией на этот вид деятельности (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291).

    Порядок проведения предрейсового и послерейсового медосмотра в медпункте организации

    Как организовать предрейсовый и послерейсовый медосмотр сотрудника в собственном медпункте

    Предрейсовые медосмотры в медпункте организации проводят в следующем порядке.

    Как правило, руководитель издает приказ о назначении ответственного сотрудника за проведениепредрейсовых и послерейсовых медосмотров. Предрейсовый медосмотр сотрудников проводите перед началом рабочей смены. А послерейсовый медосмотр – после окончания рабочей смены. Об этом говорится в пунктах 4 и 5 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

    Водители должны приходить на предрейсовый и послерейсовый медосмотр с путевым листом, оформленным на транспортное средство. По итогам осмотра сотрудник медпункта поставит на нем соответствующую отметку (п. 16, 17 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н).

    Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводят в следующем объеме:

    1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

    2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянения, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

  • количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
  • определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
  • При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. № 40 для определения в ней наличия психоактивных веществ.

    В случае регистрации у сотрудника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование, но не более двух раз с интервалом не менее 20 минут.

    Такой порядок предусмотрен в пунктах 10 и 11 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

    Вопрос из практики: На какие особенности нужно обращать внимание медицинскому сотруднику в ходе проведения предрейсового медосмотра. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

    В ходе медосмотра медицинский сотрудник должен обратить внимание на:

  • походку, внешний вид, поведение обследуемого сотрудника;
  • состояние кожных покровов сотрудника;
  • состояние слизистых глаз и склер, зрачков и их реакцию на свет;
  • температуру тела, артериальное давление и частоту сердечных сокращений.
  • Об этом говорится в абзацах 2 и 3 раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

    При решении вопроса о допуске к работе медицинский сотрудник должен учитывать:

  • принадлежность сотрудника к одной из групп риска;
  • возраст;
  • стаж работы в профессии (должности);
  • условия работы;
  • характер производственных факторов.
  • К группе риска относятся сотрудники:

  • склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами;
  • длительно и часто болеющие;
  • страдающие хроническими заболеваниями;
  • старше 55 лет.
  • Такие разъяснения содержатся в абзаце 7 раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

    Результаты предрейсового и послерейсового медосмотра в медпункте организации

    Как оформить результаты предрейсового и послерейсового медосмотра в медпункте организации

    По результатам прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра медицинский работник выносит заключение о наличии или об отсутствии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

    Результаты проведенных предрейсовых и послерейсовых медосмотров вносят в журнал регистрациипредрейсовых медицинских осмотров и журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров, в которых указывают следующую информацию о сотруднике:

  • дата и время проведения медицинского осмотра;
  • фамилия, имя, отчество;
  • пол;
  • дата рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результатах медицинских осмотров;
  • подпись медицинского работника с расшифровкой;
  • подпись сотрудника.
  • Журналы можно вести на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, или в электронном виде с учетом требований законодательства о персональных данных и с обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

    По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при отсутствии противопоказаний на путевых листах ставят штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

    По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при отсутствии противопоказаний на путевых листах ставят штамп «Прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

    В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра признаков заболеваний или нарушений в состоянии здоровья сотрудника направляют в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой ему оказывают первичную медико-санитарную помощь.

    О результатах проведенных предрейсовых и послерейсовых медосмотров медицинский работник сообщает работодателю.

    Вопрос из практики: В каких случаях сотрудника нужно отстранить от работы по результатам предрейсового медосмотра. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

    По результатам медосмотра сотрудника нужно отстранить от работы, если у него выявились отклонения в состоянии здоровья, в частности:

  • симптомы острого или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 °C, общая слабость, головная и зубная боль);
  • изменения частоты сердечных сокращений и артериального давления;
  • признаки алкогольного или наркотического опьянения;
  • признаки употребления лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность;
  • жалобы сотрудника на плохое самочувствие, общую слабость.
  • Данные разъяснения содержатся в пункте 2.4 приложения 2 и абзаце 4 раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

    Ответственность за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

    Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

    За нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей организация и ее должностные лица могут быть оштрафованы (ст. 11.32 КоАП РФ). Кроме того, административная ответственность предусмотрена за допуск к работе водителя, не прошедшего соответствующий обязательный медосмотр (ч. 3 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Кроме того, для сотрудника, ответственного за соблюдение правил охраны труда и проведения медосмотров в организации может наступить уголовная ответственность, если нарушение по неосторожности повлечет причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть (ст. 143 УК РФ).

    Нарушение ответственным сотрудником правил охраны труда также может стать основанием для дисциплинарного взыскания: замечания или выговора, а в крайних случаях и для увольнения, если нарушение повлечет тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создаст угрозу их наступления (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81, ст. 192 ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

    За допуск к управлению транспортным средством нетрезвого водителя сотрудник, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, может быть оштрафован на сумму в размере 20 000 руб., а сама организация – на сумму 100 000 руб. (ст. 12.32 КоАП РФ).

    Вопрос из практики: Можно ли работодателя привлечь к ответственности за то, что сотрудник-водитель осуществляет езду без водительских прав. Сотрудник был лишен прав в нерабочее время, управляя собственным автомобилем

    Нет, нельзя, если о лишении водительских прав работодатель официально не извещен.

    Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязанности работодателя периодически контролировать у сотрудников-водителей наличие специального права на управление транспортным средством. Наличие этого права работодатель проверяет единожды – при трудоустройстве (ст. 65 ТК РФ).

    Если сотрудник нарушил правила дорожного движения и по решению суда был лишен водительских прав, а работодатель не был извещен об этом (например, заявлением самого сотрудника либо копией постановления суда о наложении наказания в виде лишения прав), привлекать работодателя к административной ответственности за допуск к управлению без прав нельзя в связи с отсутствием его вины (ст. 1.5, 2.1КоАП РФ).

    Вопрос из практики: Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр сотрудников, которые не являются водителями, но в течение рабочего дня периодически используют служебный транспорт

    Организации, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить предрейсовые осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Предрейсовый осмотр является мерой по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). При этом законодательство не содержит исключений ни для профессиональных водителей, ни для сотрудников, которые управляют служебной машиной эпизодически. Эти категории участников дорожного движения равноправны.

    Целью предрейсового осмотра является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем. Об этом говорится в пункте 1.3 приложения 2 к письму Минздравсоцразвития России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

    Таким образом, проходить предрейсовые осмотры обязаны не только водители организации, в чьи непосредственные обязанности входит управление транспортным средством, но и любые другие сотрудники, время от времени использующие в рабочих целях служебные автомобили.

    Вопрос из практики: Можно ли на водителя возложить обязанность по проведению предрейсового техосмотра автомобиля

    Можно, но только при наличии соответствующей квалификации и пройденной аттестации.

    Организации, которые эксплуатируют транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, должны обеспечивать проведение предрейсового контроля их технического состояния. Указанный контроль необходимо проводить ежедневно перед выездом транспортного средства на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой об исправности или о неисправности транспорта в путевом листе. Для проведения предрейсового технического контроля в организации может быть назначено отдельное должностное лицо, которое соответствует квалификационным и профессиональным требованиям механика. Это следует из пункта 4 статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, а также подпункта 3 пункта 6, пункта 28 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, и подпункта 2.5 пункта 2 перечня, утвержденного приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7.

    Кроме этого, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, должны проходить аттестацию на право занятия соответствующих должностей. По результатам аттестации таким сотрудникам выдают аттестационные листы. Это предусмотрено приказом Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11.

    При этом законодательством не установлено, сотрудник с какой именно должностью должен проводить предрейсовый техосмотр транспорта.

    Вместе с тем, квалификационными требованиями для должности водителя не предусмотрено проведение технического осмотра транспортных средств (квалификационный справочник должностей, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102). Законодательство обязывает водителей только проходить предрейсовые медицинские осмотры (п. 1 и 4 ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

    На практике сотрудниками, которые проводят технический осмотр транспортных средств, являются механики, в должностные обязанности которых, в частности, входит техническое обслуживание оборудования и которые должны иметь высшее или среднее профессиональное техническое образование (квалификационный справочник должностей, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37).

    Таким образом, обязанность по проведению предрейсового техосмотра следует возложить на сотрудника, который отвечает соответствующим квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел аттестацию в установленном порядке. Им может быть и водитель, если он прошел профессиональную переподготовку и аттестацию.

    www.law.ru