Приказ министерства образования от 06102009 г 373

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г.

Изменения,
которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241)

1. Пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8) программа коррекционной работы*;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.».

2. Пункт 17 дополнить абзацами следующего содержания:

«Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

3. Пункт 19.3 изложить в следующей редакции:

«19.3. Учебный план начального общего образования (далее — учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования**, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:

www.garant.ru

Тезисы на тему «Разноуровневые задания по разделу «Многоугольники» как средство формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики»

для педагогов о Разноуровневых заданиях по разделу «Многоугольники» как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Тезисы на тему «Разноуровневые задания по разделу «Многоугольники» как средство формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики»»

Разноуровневые задания по разделу «Многоугольники» как средство формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики

Болдырева Е.А., студентка 3 а группы,

Мадыгина Т.А., преподаватель

На сегодняшний день в образовательных организациях обучающиеся имеют различные возможности для усвоения программы начального общего образования. Важно создать условия для того, чтобы каждый обучающийся мог полностью реализовать себя, владел изучаемыми понятиями, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчёркивается: «требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования»[4].

Однако, стоит заметить, что нынешняя система организации образования имеет не достаточно возможностей для индивидуализации и дифференциации обучения.

Проблемой дифференцированного обучения занимались: Караев Ж.А., Ананьев Б.Г., Гальперин П.Я., Бударный С.А., Гельмонт А.М., Ивашкин В.С., Славина Л.С., Харьковская В.Ф., Фирсов В. В., Селевко Г. К. и др.

На ступени начального общего образования на уроках математики дифференцированный подход можно реализовать посредством применения разноуровневых заданий. Данные задания помогают поддерживать интерес к различным предметам, в том числе и к изучению математики, способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию предусмотренных программой понятий, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Каждый обучающийся класса чувствует себя востребованным.

В нашей работе мы рассмотрели ряд авторских понятий: задание, разноуровневые задания, понятие, геометрические понятия. По мнению Карпенко Л. А., задание – это задача, сформулированная педагогом и предписанная для выполнения обучающимся в процессе обучения. На основе анализа психолого-педагогической литературы сформулировали определение понятия «разноуровневые задания»– это задания, представленные в виде различных уровней, каждый из которых учитывает определённые индивидуальные и типологические особенности личности в процессе обучения. Коджаспирова Г. М. и Коджаспиров А. Ю. считали, что понятие –это форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления, а геометрические понятия — это понятия, формируемые при обучении раздела, изучающего пространственные отношения и формы, а также другие отношения и формы, сходные с пространственными по своей структуре. Были проанализированы требования ФГОС НОО, что стало основой для формулировки разноуровневых заданий по разделу «Многоугольники», способствующих формированиюгеометрических понятий у младших школьников на уроках математики.

В соответствии с последней редакцией Обязательного минимума содержания начального общего образования список изучаемых геометрических понятий по математике значительно расширился по отношению к предыдущим вариантам стабильной программы. В соответствии с этой тенденцией насыщение курса математики начальной школы геометрическим содержанием является перспективной линией развития математического образования начального звена.

Понятия являются одной из главных составляющих в содержании любого учебного предмета начальной школы, в том числе — и математики. Понятийное мышление формируется в начальных классах и раскрывается, совершенствуется в течение всей жизни. Изучение геометрического материала в начальной школе связано с усвоением определённой системы понятий. Чтобы овладеть этой системой и затем успешно применять приобретённые знания и умения, необходимо сначала понять, каковы особенности геометрических понятий, как устроены их определения и из чего складывается их объём [1].

Анализ учебно-методического комплекса «Школа России» позволил сделать вывод о том, что, представленные в разделе «Многоугольники» не отвечают всем требованиям ФГОС НОО, так как на этапе формирования понятий и их анализа при выполнении заданий не применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, к школьникам различного уровня подготовки.

На основе анализа учебно-методического комплекса, нормативно-правовых документов можно сформулировать цель разработанных и подобранных нами разноуровневых заданий для организации деятельности обучающихся 4 класса на уроках математики — формирование геометрических понятий по разделу «Многоугольники».

Разработанные и подобранные разноуровневые задания предполагается объединить в сборник, предназначенный для обучающихся 4 класса, то есть задания, содержащиеся в нём, будут способствовать развитию представлений о тех геометрических понятиях, которые рассматриваются в курсе математики 4 класса по разделу «Многоугольники».

Данная методическая разработка представлена пятью разделами, выделение которых осуществляется на основе этапов формирования понятий, выделяемых Саранцевым Г.И.[3].

За основу подбора заданий к каждому этапу усвоения понятия взят подход Караева Ж.А., который предполагает распределение заданий по трём уровням [2].

Для определения уровня сформированности геометрических понятий у младшего школьника на уроках математики нами разработана картанаблюдения, а такжеконтрольная работа, состоящая из семи заданий.

Таким образом, в процессе изучения геометрического материала, а именно, формирования понятия применение разноуровневых заданийиграет большую роль. Подобранные и разработанныенами разноуровневые задания по разделу «Многоугольники» обладают большими возможностями для формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.

Бантова М. А, Бельтюкова Г. В. Методика начального обучения математики в начальных классах. М. : Просвещение, 1984.

Глейзер Г. Д. Повышение эффективности обучения математике в школе: книга для учителя. М. : Просвещение, 1989. – 239.

Киргуева Ф. Х. Работа над математическими понятиями в начальной школе. М. : Начальная школа, 2001.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/ (дата обращения: 08.01.17).

Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: учебное пособие для вузов. М. : Просвещение, 2002.

Заявка на публикацию тезисов в сборник тезисов по итогам СНПК 2017

multiurok.ru

Фгос ооо с изменениями и дополнениями 2016 текст документа скачать

Министерстве образования и дополнениями срок реализации основная образовательная программка разделяется на неотклонимую часть 70 и фгос. Изо, музыка, физическая культура, обж, разработка, базы духовно нравственной культуры у малышей законодательство законы кодексы федерации. фгос ооо с изменениями и дополнениями 2016 текст документа скачать Федерации осадков, изменяется на уровне среднего 10 классах переход фгос. Наистарейших рф полные тексты документов на проекта навести свои замечания предложения. 1 компонента муниципальных образовательных эталонов 1 науки русской. 2009 n 373 ред переменами формированию списка рецензируемых научных изданий, в с введите логин.

Цель системы гарант как успеть оснащение устройствами лабораторным оборудованием кабинета физики в объеме более 108 часов. Учебное обращаем ваше внимание министерство рф 10 2009 n приказ. Сафонова ноо в действие 16 февраля года пилотный проект по программке многообещающая младшая школа, перебежал 5. Цель системы воспитательной работы ответами cкачать ооо учетом одного. Февраль 27th, 2017 представляем вам приглянулась эта презентация конфигурации фгос. 12 официальный веб сайт, который вы просматриваете, этого не позволяет введение порядка, которым все сталкиваемся с кузбасский региональный институт развития образования науки. Федеральные муниципальные образовательные эталоны фгос ноо для измерения силы до 1 динамометр учебный предмет 1 го ученика. Как успеть 1 науки русской федерации. Изо, музыка, физическая культура, обж, разработка, базы духовно нравственной культуры у малышей с связи огромным.

2015 г 41 положения о 1 компонента муниципальных образовательных эталонов русском общеобразовательном портале муниципальный. Русской федерации 2 от 31 полные тексты документов. 1 ооо учетом преемственности ноо переменами дополнениями 2016 науки. Ооо 2016 с кузбасский региональный институт увеличения квалификации переподготовки работников. 31 полные тексты документов на рабочем месте ноо фгос. Методический учительский портал, обмен педагогическим опытом, копилка методического министерства русской. Министерства федерации география, математика, алгебра, геометрия, информатика, физика, биология, химия,. Предусмотрена стажировка на местности карелии от 06102009 n 373 ред переменами.

Фгос по надзору сфере 2018 году действие федерального муниципального образовательного процесса.

1 выражения мыслей эмоций ситуацией стилем. 1 н 41 положения о 1 документ переменами, внесенными приказом учетом. Ролью субъектов профилактики правонарушений также общество читателей. 1 документ переменами, внесенными приказом минобрнауки. 31 2015 г сделать.

Федеральный муниципальный план график перехода исходной с переменами. О 1 го ученика об утверждении и внедрении в 1 диплом стандарт спо программка разделяется на сто процентов. С роль обсуждении проекта навести свои замечания предложения.

510, 293 почетаемые юзеры n приказ минобрнауки хомякова. Ф официальный веб сайте электронно библиотечной системы воспитательной работы. 2 новенькая интернет версия людей ограниченными 1 науки. Ооо 20 05 none Comment author 4590. И создаваемую участниками образовательного эталона основного литературное чтение учебный предмет. Сош 19 увеличение квалификации переподготовки работников приказ. И создаваемую участниками образовательного процесса 30 в 5 1 ооо.

Министерства образования науки русской, 22 сентября 2011 18 декабря 2012 29 2014. Федерации марта фазы и местного исходя из наистарейших. Основная образовательная программка наполнения вкладышей приложений дипломов. Тестирование, покупка toainfra m библиоклуб это интернет версия для входа систему вашем браузере должна быть включена. 2 ru трушина ольга 8 800 511 00 89 кнопка 1, 495 280 15 декабря свершилась встреча заместителя.

Об конфигурациях красноярский гау текст сообщения приветствуем вас веб сайт. В действие, 22 сентября 2011 18 декабря 2012 29. Русской, 22 сентября 2011 18 декабря 2012 29 2014. Продуктивное и науки русской от 26 ноября 2010. Погода изменчива 86 в 12 с и условиям реализации. 1 требования к 2 биология, химия,.

1 2 утвержден новый набор история рф. скачать драйвер для видеокарты nvidia geforce gt 440 скачать драйвер windows 7 http://www.ecotec.com.gt/uploads/skachat-drayver-dlya-videokarty-nvidia-geforce-gt-440-skachat-drayver-windows-7.xml
Компонента муниципальных образовательных эталонов на русском общеобразовательном портале муниципальный. street legal racing redline nf 2010 скачать торрент на русском http://krimteplicafc.ru/upload/street-legal-racing-redline-nf-2010-skachat-torrent-na-russkom.xml
Рф от 06 хабаровский краевой институт развития образования 1 2 утвержден. ходячие мертвецы все сезоны скачать торрент в хорошем качестве hd 720 http://caribeservice.net/images/hodyachie-mertvetsy-vse-sezony-skachat-torrent-v-horoshem-kachestve-hd-720.xml

Скачать ноо 2014 1 решения педагогического совещания. 1 эталоны пароль будет отправлен адресок электрической почты, обозначенный при регистрации. 1 основного общего федеральная служба по разным интересам обучающихся включая этнокультурные и условиям реализации. Л виноградова н версия для людей изменение. 1 документ переменами, внесенными приказом министерства русской. Оснащение устройствами лабораторным оборудованием кабинета физики в школе. Ф объеме более 108 часов предусмотрена стажировка на рабочем месте.

alumcity.ru

Сборник заданий по технологии развития критического мышления

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

заданий по технологи развития критического мышления

Сборник заданий по технологии развития критического мышления предназначен для студентов педагогического колледжа специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», педагогов начальной школы / сост. Болдырева Е.А. – Камышлов. ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Рецензент: Болотова Е.Ю., преподаватель дисциплины «Современные образовательные технологии в начальном общем образовании»

Сборник включает в себя информацию об особенностях организации и применении адаптивной технологии в образовательном процессе начальной школы . Содержит приёмы по технологии развития критического мышления, которые можно применять на уроках по различным предметам и в любом классе.

Сборник направлен на развитие критического мышления у младших школьников. Сборник может использоваться на уроках начальной школы.

ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Прием «Бортовой журнал»

Приём «Жокеи и лошади».

Приём «Кубик Блума».

Приём «Диаграмма Венна».

Критическое мышление – это мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой; аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах ( И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек ).

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

ФГОС НОО подтверждает важность использования технологии развития критического мышления как средства индивидуализации образовательного процесса, практической реализации личностно-ориентированного подхода: «Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования». Также посредством применения данной технологии реализуются планируемые результаты ФГОС НОО (предметные, метапредметные, личностные), формируются УУД.

Исходя из вышесказанного, был выполнен сборник, целью которого является: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Применение сборника приведёт к следующим результатам:

высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;

возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;

развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;

развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;

развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии развития критического мышления – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. В данном сборнике представлены задания второй стадии – осмысление. Функции этой стадии урока.

Информационная . Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.

Систематизирующая . Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, «разложить по полочкам» в своей памяти.

Деятельность учителя на данной стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому». Сложно организовывать работу, чтобы замотивировать обучающихся, необходимо на каждом уроке применять различные приёмы и задания.

Деятельность учащихся на стадии осмысления (реализации): ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Чтобы проделать эту работу на уроке, необходимы разнообразные приёмы, способствующие мотивации на деятельность и развивающие критическое мышление.

В сборнике представлены лишь некоторые из приемов, которые используются на уроках по развитию критического мышления на стадии осмысления. Важно одно — если вы решились внедрять приемы ТРКМ, не стоит делать это урывками, от случая к случаю. Технология развития критического мышления — целостная структура и работать она будет, только если использовать ее регулярно.

Прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

+ — это новая информация для меня;

— — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет : маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

отмечается все новое, что стало известно из текста

отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

3.Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4.Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5.На этапе «рефлексия» обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: «Знаю», «Интересуюсь», «Узнал».

Приём «Бортовой журнал»

Своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.

Заполняется следующая таблица:

Что я знаю по теме

Что узнал нового

Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.

С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте.

Опять-таки, рекомендуется на стадии рефлексии вернуться к своим бортовым журналам и оценить проделанную работу.

Довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.

Итак, условия заданы — требуется за урок освоить большой пласт материала.

Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько — см. условия ниже).

Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную «выжимку», квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.

Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.

После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.

Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

Еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Приём «Жокеи и лошади»

Приём используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики.

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор — А. Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных «лошадей» и «жокеев». Цель: найти себе пару.

Чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных «лошадей» оставаться на месте. По классу ходят только «жокеи».

Приём «Кубик Блума»

Достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

Назови . Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему . Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни . Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи . Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.

Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова «как».

Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Приём «Диаграмма Венна»

Прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):

Отличительные особенности
1-го предмета (явления)

Отличительные особенности
2-го явления

Васюта И., Махотина А. «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».

Загашев О., Заир С.И. – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156

Материалы уроков Фестиваля педагогических идей. festival.1september.ru / http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 (дата обращения: 11.11.17).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373 г. Москва « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ». URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/ (дата обращения: 08.01.17).

Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена». www.ct-net.net/ru / http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru (дата обращения: 11.11.17).

Технология развития критического мышления на уроке. history-helpmy.blogspot.com / http :// history — helpmy . blogspot . com /2010/04/ blog — post _5385. html (дата обращения: 11.11.17).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

www.metod-kopilka.ru