Дача взятки рб

Как доказать получение взятки должностным лицом?

Ответственность за получение взятки регулируется ст. 290 УК РФ и может быть как в виде штрафных санкций, так и в возможности получения реального срока.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с получением взятки, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • Данное деяние может иметь следующие виды, которые определяют квалифицированные типы получения взятки:

  • Получение подарков и услуг.
  • Получение денежных сумм в значительном размере, которые превышают 25 тыс. руб.
  • Получение денежных сумм в крупном размере, которые превышают 150 тыс. руб.
  • Получение взятки в особо крупном размере – более 1 млн. руб.
  • Должностными лицами: госслужащими, сотрудниками правоохранительных органов и иными уполномоченными лицами.
  • При организации преступной деятельности — группой лиц по сговору.
  • Важно! Получение взятки считается оконченным преступлением с того момента, когда взяточник лично, перечислением на счёт или через посредничество принял от взяткодателя некоторое вознаграждение за оказание услуги незаконным путем.

    Как доказать получение взятки?

    Для доказательств необходимо подтверждение факта передачи денежных либо иных средств определенному лицу взамен выполнения незаконного действия в пользу взяткодателя.

    В последние годы студенты ВУЗов проявляют бдительность в отношении преподавателей, которые вымогают деньги за хорошую оценку, применяя в качестве доказательства получения взятки диктофон сотового телефона или съёмку на камеру. С данными записями можно обратиться в полицию и возбудить уголовное дело.

    С крупными должностными лицами, госслужащими, представителями административных и муниципальных служащих — дело обстоит гораздо сложнее.

    Для этого проводят специальные операции по задержанию преступников на месте злодеяния, путём подставных лиц, меченых денежных купюр и других особых методов.

    Основаниями доказательства дачи взятки могут быть:

  • записанные видео- и ауди материалы;
  • свидетельские показания;
  • получение денежных средств;
  • арест (с дачей показаний) посредника или взяткодателя;
  • присутствие на месте деяния участников антикоррупционного комитета.
  • Важно! Никакие устные заявления не будут иметь юридической силы.

    В доказывании опираются на отсутствие свидетельства, каких-нибудь отношений между лицами, которые предполагают факт передачи значительной суммы денежных средств. Так, к примеру, если в момент передачи некоторой суммы на руках у одной из сторон был договор купли-продажи, доказать получение взятки будет сложнее.

    К месту будут показания свидетелей, которые сообщают о том, что одна сторона нуждалась в каких-нибудь действиях либо бездействиях от иной стороны и тем самым от нее поступило предложение в виде вознаграждения.

    В заключение нужно отметить, что получение взятки — достаточно серьёзное преступление, за которые привлекают к наказанию и уголовной ответственности.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

    opravdaem.ru

    Дача взятки. Особенности преступления и сроки наказания

    «Барашек в бумажке» и «дать на лапу» вот несколько названий уголовно наказуемого деяния дачи взятки. Пусть говорят, что в СССР взяток не было, но была благодарность врачам за качественно проведенную операцию, чиновникам за помощь в оформлении документов и прочего. Как бы это не называлось, взяткой или благодарностью данное явление не появилось неоткуда и в никуда, к сожалению не исчезнет. В современных реалиях дача взятки настолько частое явление, что за борьбу с взяточничеством в своих странах берутся сами президенты.

    Дача взятки. Нюансы преступления

    Прежде чем обратиться к законодательству, следует определиться с понятием такого явления, как взятка и взяточничество.

    Взятка – это материальные ценности, к которым относятся деньги и предметы, имущественная выгода или услуга, принимаемые должностным лицом за действия, предпринимаемые в интересах взяткодателя. Данные действия или в некоторых случаях бездействие должностное лицо должно было или могло совершить в связи со своим служебным положением.

    Помимо этого взятка дается за:

    • действия, предпринимаемые взяткополучателем, не входящие в круг его полномочий в силу служебного положения, но совершению, которых он может поспособствовать благодаря занимаемой должности;
    • покровительство на службе (продвижение, рекомендации и т.д.);
    • попустительство по службе (прикрытие ошибок и прочее.).
    • Передача и прием взятки в российском законодательстве являются противозаконными и караются в соответствии с Уголовным кодексом.

      Одно из проявлений коррупции – дача взятки государственному служащему. Использования термина «взятка» распространяется на подкуп именно государственного служащего, тогда как подкуп сотрудника любой коммерческой структуры носит название « коммерческий подкуп ».

      С развитием технологий схемы дачи взятки стали более сложными для раскрытия, данного вида преступлений. Ведь личная или с использование посредника передача денег, а так же других ценностей происходит только при мелких взятках. Это связано с тем, что и передающего и взяточника очень легко взять с поличным. Крупные взятки требуют использования более сложных схем.

      Самые распространенные схемы дачи взятки:

      1. На банковский счет или кошелек электронной платежной системы кладут деньги, а получателю взятки, передают только набор цифр позволяющий получить доступ к счету. Такая схема в значительной мере затрудняет доказательство факта взятки, даже при условии, что правоохранительным органам известно о получении кода.
      2. Фирме оформленной на «подставное», или говоря юридическим языком аффелированное лицо, получателя взятки, предоставляется очень выгодный контракт.
      3. Дача взятки осуществляется путем предоставления преференций любому из родственников получателя взятки. Так, например, достаточно распространена оплата обучения детей получателя взятки.
      4. На счет «подставной» фирмы взяточника переводится определенная сумма денег за якобы предоставленные услуги.

      До 2011 года дача взятки наказывалась штрафом размер, которого не превышал саму сумму взятки. 16 мая 2001 года наказание за дачу взятки было изменено. На сегодняшний день штраф за взятку во много раз превышает ее размер. Борьба с коррупцией набирает обороты, в демократическом государстве нет места взяткам и взяточничеству.

      Уголовная ответственность, предусмотренная за дачу взятки, описана в ст. 291 УК РФ.

      Получатель взятки согласно ст. 291 УК РФ – должностное лицо. Дающий взятку, определяется, как вменяемое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста. Должностное лицо, получающее взятку, может иметь отношение к российскому или иностранному государству, а также к публичной международной организации.

      Иностранное должностное лицо – это любое избираемое или назначаемое лицо, которое занимает какую-либо должность в исполнительном, законодательном, судебном или административном органе иностранного государства.

      Иностранное должностное лицо, относящееся к публичной международной организации – это лицо, которое выполняет какую-либо публичную функцию для иностранного государства, уполномоченное действовать от имени такой организации.

      Сроки наказание за преступление

      Дача взятки вне зависимости от того происходит она лично или через посредника, карается:

    • штрафом в 15-30-ти кратном размере от суммы взятки;
    • лишением свободы на срок до 2 лет (штраф, применяемый при назначении данного наказания — 10-ти кратный размер от суммы взятки).
    • Дача взятки в значительном размере, лично или через посредника, карается:

    • штрафом 20-40-ка кратном размере от суммы взятки;
    • лишением свободы на срок до 3 лет (данное наказание сопровождается штрафом в 15-ти кратном размере от суммы взятки).

    Взятка может даваться за содействие путем произведения законных и незаконных действий. За дачу взятки за незаконные действия или же бездействие должностного лица п. 3 ст. 291 УК РФ предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в 30-60-ти кратном размере от суммы взятки;
  • лишения свободы на срок до 8 лет (это наказание сопровождается штрафом в 30-ти кратном размере от суммы взятки).
  • Обязательным условием квалификации преступления по п. 3 ст. 291 УК РФ является знание, дающего взятку, о том, что действия предпринимаемые взяткополучателем являются незаконными. Если же взяткодатель не знает о том, каким путем будет осуществляться содействие ему в решении вопроса, данная квалификация преступления исключается. Преступление в таком случае будет квалифицироваться по другим пунктам ст. 291 УК РФ.

    Дача взятки в крупном размере или организованной группой (группой по предварительному сговору) карается:

  • штрафом от 70-ти до 90-то кратной суммы от взятки;
  • лишением свободы на срок от 7 до 12 лет (штраф, предусмотренный данным наказание – 70-ти кратная сумма от взятки).
  • Момент окончания преступления дачи взятки – принятие должностным лицом хотя бы части ценностей. Также преступление считается оконченным, если часть ценностей принята близкими или родственниками взяткополучателя с его ведома и согласия.

    Значительный размер взятки – более 25 тыс. рублей.

    Крупный размер – более 150 тыс. рублей.

    Взяткодатель, активно способствующий расследованию или раскрытию преступления, освобождается от уголовной ответственности. Также, освобождение от уголовной ответственности для взяткодателя предусмотрено в случае вымогательства взятки со стороны должностного лица, если он после совершения преступления добровольно обратился в органы, имеющие право возбудить уголовное дело.

    Помощь адвоката по уголовным делам в случаях с дачей взятки является необходимым средством борьбы с бюрократическим аппаратом, с его налаженной системой укрывательства «своих». Огромные штрафы и сроки лишения свободы направлены на уменьшения коррупции в среде государственных служащих, но следует помнить, что уголовное наказание предусмотрено не только для берущего, но и для дающего, так называемого «барашка в бумажке». Если у вас вымогают взятку или не решают вопрос без определенного денежного вознаграждения с вашей стороны, прежде чем совершить данное преступление обратитесь за консультацией к адвокату по уголовным делам, который сможет рассказать о последствиях таких действий.

    Советуем прочесть также:

    Адвокат по уголовным делам Виктория Державина

    www.legalneed.ru

    УО ФПБ «Международный университет «МИТСО»

    Главное меню

    Правовые последствия дачи взятки преподавателю

    Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

    Получение взятки — принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (ч.1 ст.430 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

    Дача взятки — передача должностному лицу лично или через посредников предмета взятки — денег, ценностей, иного имущества или оказание иной выгоды имущественного характера должностному лицу.

    Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве» взяточничество является наиболее опасным проявлением коррупции, поскольку подрывает принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, сдерживает экономическое развитие, составляет угрозу моральным устоям общества.

    В соответствии с Заключением Конституционного Суда Республики Беларусь от 12.11.2001г. №З-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» к лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, следует относить не только тех преподавателей, которые выполняют свои обязанности в качестве членов квалификационных или экзаменационных комиссий, но и преподавателей, принимающих у студентов или учащихся курсовые экзамены либо зачеты.

    Выставление преподавателями оценок на курсовых экзаменах, а также положительная или отрицательная оценка знаний обучаемых при принятии у них зачета, что фиксируется в официальных документах (экзаменационные ведомости, зачетные книжки и т.п.), в одних случаях являются прямым и непосредственным основанием наступления юридически значимых последствий, то есть возникновения, изменения или прекращения правоотношений (например, предоставление права на получение учебной стипендии). В других случаях такие действия являются одним из необходимых (обязательных) элементов основания наступления указанных последствий, то есть влияют на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в совокупности с другими обстоятельствами как часть единого целого (студент подлежит отчислению из вуза при наличии академической задолженности либо при несдаче во время сессии экзаменов по трем и более дисциплинам). От выставленных на экзаменах или зачетах оценок знаний студентов или учащихся зависит решение вопросов о дальнейшем обучении их в соответствующем учебном заведении, о предоставлении им права на получение учебной стипендии, диплома с отличием, который является основанием для увеличения заработной платы выпускникам некоторых вузов при поступлении на работу, о сокращении платы за обучение в негосударственных учебных заведениях и др.

    Вышеизложенное свидетельствует, что преподаватели высших или средних специальных учебных заведений, уполномоченные в установленном порядке на принятие у обучаемых экзаменов или зачетов, являются субъектами юридически значимых действий и в связи с осуществлением указанных полномочий подпадают под признаки должностного лица, предусмотренные в п. 3 ч. 4 статьи 4 УК Республики Беларусь.

    Действующее уголовное законодательство предусматривает ответственность как за получение взятки и посредничество во взяточничестве, так и за дачу взятки.

    Уголовная ответственность за дачу взятки предусматривается ст.431 УК Республики Беларусь. За совершение данного преступления судом может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

    Студенты пытающиеся «задобрить» или «отблагодарить» преподавателя путем передачи ему денежных средств, подарков, конфет, других подобных предметов должны помнить не только об уголовной ответственности, но и о иных видах юридической ответственности, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь.

    Согласно ст.126 Кодекса Республики Беларусь об образовании обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности при наличии соответствующих оснований. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

    В соответствии со ст.128 Кодекса Республики Беларусь об образовании за совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление.

    Ответственность студентов также предусматривается и в ряде локальных нормативных правовых актах (уставах, положениях, правилах внутреннего трудового распорядка и т.п.).

    www.vitebsk.mitso.by

    Дача взятки (ст.431 УК), ее отличие от посредничества во взяточнистве (ст.432 УК).

    Ст. 431. Дача взятки.

    Объект –интересы службы.

    Предмет – взятка (материальные ценности или выгоды имущественного характера).

    Объективная сторона -вручение, предоставление взятки лично или через посредника должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением (за покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение вопросов, входящих в компетенцию виновного, за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия). Дача взятки – это передача лично или через посредника должностному лицу материальных ценностей или предоставление ему выгод имущественного характера за использование служебных полномочий в интересах дающего или представляемых им лиц.

    Субъективная сторона – Прямой умысел.

    Субъект – общий, с 16 лет. Состав-формальный.

    Квал. признак- дача взятки повторно либо в крупном размере; дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК .

    Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном. Добровольное заявление предполагает обращение с соответствующим заявлением (устно или письменно) в прокуратуру, милицию, суд или иной государственный орган независимо от мотивов такого решения взяткодателя, но не в связи с тем, что о совершенном преступлении уже стало известно органам власти и взяткодатель об этом знал.

    Объективная сторона – пособнические действия, предусмотренные в качестве самостоятельного преступления и выразившиеся в непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя.

    Субъективная сторона – прямой умысел. Состав-формальный.

    Субъект – общий, с 16 лет.

    Ст. 432. Посредничество во взяточничестве

    Предмет – взятка (материальные ценности, выгоды имущественного характера).

    Квал. признак- совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере; совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере.

    jurisprudence.club

    Дача взятки

    Дача взятки (ст. 291 УК) состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. .1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).

    Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно, не может состояться оконченное преступление дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом. Поэтому предложение должностному лицу материальных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам должностного лица или посреднику во взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки, нужно квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки.

    Таким образом, дача взятки является своеобразным необходимы соучастием в получении взятки, в отличие от других случаев соучастия в этом преступлении против интересов публичной службы, выделенных в самостоятельный состав преступления.

    Путем дачи взятки субъект может склонить должностное лицо к совершению заведомо противозаконного действия (бездействия) по службе (ч. 2 ст. 291 УК), которое само по себе является преступлением. В этих случаях он должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за соучастие (подстрекательство) в преступлении должностного лица.

    Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

    Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16-летнего возраста.

    В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки. Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки, несет ответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки.

    С субъективной стороны дача взятки совершается с прямым умыслом. В содержание умысла преступника входит то, что он предоставляет должностному лицу незаконное вознаграждение (выгоду) имущественного характера именно как взятку, т. е. за действие или бездействие последнего с использованием служебных полномочий либо за .способствование в силу должностного положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом или за общее покровительство или попустительство по службе. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерность, состав дачи взятки отсутствует.

    Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть разными. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти закон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т. д. Однако всегда взятка дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц. Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственных или муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.

    Квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 291) является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать умысел взяткодателя, знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).

    Второй квалифицирующий признак дачи взятки — неоднократность (ч. 2 ст. 291 УК) — предполагает совершение этого преступления: 1) лицом, ранее судимым за дачу взятки, или 2) не менее двух раз лицом, ранее не судимым * .

    * По тексту закона получается, что неоднократность не имеет квалифицирующего значения в случаях дачи взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Точно так же для квалификации действия взяткодателя не имеет значения, что он дает взятку лицу, занимающему государственную должность РФ, субъекта РФ, или главе органа местного самоуправления в крупном размере, заведомо группе должностных лиц, действующих по предварительному сговору, или организованной группе, тогда как пособнику в получении взятки, знающему о наличии данных квалифицирующих признаков, они будут вменены. Вряд ли такое законодательное решение можно признать правильным.

    Необходимо отличать неоднократную дачу взятки от передачи одной взятки в несколько приемов и от продолжаемой дачи взятки должностному лицу за общее покровительство или попустительство взяткодателю или представляемым им лицам. Дача взятки группе должностных .пмц, совершающих преступление по предварительному сговору между собой, не может рассматриваться как преступление, совершенное неоднократно.

    Необходимо отличить взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого могут осуществляться передача и получение взятки.

    Пленум Верховного Суда СССР в п. 8 постановления от 30 марта 1990 г. № 3 «О судебной .практике по делам о взяточничестве» определил посредника как «лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки» * . В отличие от взяткодателя — лица, заинтересованного в соответствующих действиях получателя взятки, посредник, передающий взятку по его поручению, не добивается за счет этого материального вознаграждения совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий по службе в своих интересах. Посредник представляет чужие интересы, выступает не от своего имени. Решение о даче взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет его волю. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки, если, конечно, он осознавал, что передаваемые им ценности или предоставляемые услуги являются взяткой.

    * БВС СССР 1990, № 3.

    Посредник со стороны взяткополучателя получает предмет взятки не для себя, а для передачи его своему доверителю, который обязуется совершить определенные действия в интересах взяткодателя. Такой посредник выступает от имени и по поручению взяткополучателя, который .санкционирует условия получения взятки. Действия посредника со стороны взяткополучателя, если он не является членом организованной группы, квалифицируются как соучастие в получении взятки.

    В практике следственных и судебных органов нередко встречаются случаи «мнимого посредничества». Если в целях завладения имуществом взяткодатель склоняется якобы посредником к даче взятки, действия «мнимого посредника» должны квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки. Действия взяткодателя в обоих случаях квалифицируются как покушение на дачу взятки. При этом-не имеет значения, называлось ли «мнимым посредником» конкретное должностное лицо, которому якобы предполагалось передать взятку.

    Дача взятки, без отягчающих обстоятельств отнесена к числу преступлений средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 291 УК) — к тяжким преступлениям.

    В примечании к ст. 291 УК предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) если в отношении его со.стороны должностного лица имело место вымогательство взятки или 2) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбудить уголовное дело. При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности. .

    Вымогательство взятки как основание, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, понимается точно так же, как и вымогательство, являющееся квалифицирующим признаком получения взятки.

    Норма об освобождении взяткодателей от уголовной ответственности в случае их добровольного сообщения о преступлении по своей направленности является стимулирующей, побуждая виновного к деятельному раскаянию, к заглаживанию вреда, к разоблачению взяткополучателя. Интересы получателя взятки и взяткодателя взаимосвязаны, тем более в случаях, когда взятка дается без вымогательства, по собственному желанию взяткодателя. Ни тот, ни другой в принципе не заинтересованы в предании огласке содеянного. Чтобы разорвать эту связь, закон предоставляет шанс лицу, давшему взятку, освобождая его от ответственности при условии добровольного сообщения им о содеянном.

    Добровольным считается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию взяткодателя при осознании им того обстоятельства, что о данной им взятке органам власти еще не известно. При указанном выше условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента дачи взятки, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о даче взятки должно быть признано добровольным и в тех случаях, когда взяткодатель сообщил о преступлении, поскольку должностное лицо, получившее взятку, не выполнило обещанного. При этом, конечно, взяткодатель должен считать, что органы власти не располагают информацией о преступлении.

    Сообщение о даче взятки может быть устным или письменным и сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело, т. е. прокурору, следователю, органу дознания, судье.

    В соответствии со смыслом закона соучастники в даче взятки, добровольно сообщившие о преступлении, также освобождаются от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 291 УК. При добровольном сообщении взяткодателя другие соучастники в даче взятки (соисполнители, организаторы, подстрекатели, пособники) от ответственности не освобождаются, если, конечно, сообщение не сделано от имени всех соучастников по договоренности с ними.

    Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки, которые подлежат обращению в доход государства.

    Совсем иная ситуация имеется в случаях, когда должностное лицо, покушаясь на получение взятки, требует передачи ему материальных ценностей у гражданина, а последний сообщает об этом в соответствующие органы, а затем с их ведома для. уличения и задержания с поличным преступника, пытавшегося получить взятку, передает ему деньги или иные ценности. Подобные действия нельзя рассматривать как провокацию получения взятки, поскольку должностное лицо по своей инициативе требовало взятку, т. е. уже совершило уголовно наказуемое деяние — приготовление или покушение на получение взятки, за что и должно нести ответственность. В действиях гражданина в таких случаях нет состава преступления, так как он не давал должностному лицу взятку, а лишь имитировал ее. Поэтому, в отличие от случаев дачи взятки с последующим добровольным сообщением о содеянном, материальные ценности должны быть возвращены гражданину или иному субъекту по принадлежности.

    www.bibliotekar.ru