Налоговой базой по налогу на имущество иностранной организации

Налог на имущество организаций: расчет налога и заполнение декларации

Изменения в главе 30 НК РФ.

С 1 января 2014 г. изменился порядок расчета налога на имущество в отношении объектов недвижимости. Соответствующие изменения были внесены в гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Российские организации

До 2014 г. налоговая база по налогу на имущество по всем основным средствам, подлежащим налогообложению, определялась как их среднегодовая стоимость (п. 1 ст. 375 НК РФ). Для расчета среднегодовой стоимости используется остаточная стоимость основных средств на основании данных бухгалтерского учета организации (п. 3 ст. 375 НК РФ).
Начиная с 2014 г. налоговая база по отдельным объектам недвижимости определяется в особом порядке, установленном ст. 378.2, которой дополнена гл. 30 НК РФ. Сказанное касается:

  • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  • нежилых помещений, предназначенных для офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо фактически используемых в этих целях.
  • Для расчета налога на имущество по означенным объектам используется их кадастровая стоимость.
    Переход к расчету налоговой базы исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества является необратимым. Если субъектом Российской Федерации принят закон о расчете налога на имущество по отдельным объектам недвижимости российской организации исходя из кадастровой стоимости, то использовать среднегодовую стоимость объекта недвижимости при расчете налога на имущество нельзя (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

    Иностранные организации

    Плательщиками налога на имущество являются не только российские организации, но и иностранные организации, имеющие постоянные представительства на территории Российской Федерации; иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства в Российской Федерации, но владеют недвижимым имуществом на ее территории (п. п. 2 и 3 ст. 374 НК РФ).

    В первом случае объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое относится к основным средствам по правилам бухгалтерского учета (п. 2 ст. 374 НК РФ). При этом движимое имущество, принятое на учет после 1 января 2013 г., не является объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

    Для расчета налога на имущество иностранная организация должна вести бухгалтерский учет основных средств по российским правилам (абз. 2 п. 2 ст. 374 НК РФ), поэтому объект налогообложения у иностранной организации, имеющей постоянное представительство на территории Российской Федерации, определяется так же, как и у российских организаций.

    Налоговая база по налогу на имущество рассчитывается:

  • по движимому и недвижимому имуществу, которое относится к деятельности постоянного представительства, — как среднегодовая стоимость недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ);
  • по недвижимому имуществу иностранной организации, которое не относится к деятельности постоянного представительства, — как инвентаризационная стоимость объектов недвижимости данных органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января года, за который рассчитывается (п. 2 ст. 375 НК РФ).
  • Во втором случае объект налогообложения у иностранной организации возникает только в том случае, если у нее имеются объекты недвижимости на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 374 НК РФ). Налоговой базой по налогу на имущество в этом случае является инвентаризационная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января отчетного года (п. 2 ст. 375 НК РФ, п. 5 ст. 376 НК РФ).

    Органы технической инвентаризации объектов недвижимого имущества обязаны сообщать сведения об их инвентаризационной стоимости в налоговую инспекцию по местонахождению указанных объектов (абз. 2 п. 2 ст. 375 НК РФ). Предоставлять необходимую информацию иностранной организации они не обязаны. Иностранная организация должна самостоятельно обратиться к ним за сведениями для расчета налоговой базы.

    Такой порядок действовал до 1 января 2014 г.

    С 1 января 2014 г. налоговой базой будет являться кадастровая стоимость:

  • по объектам недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • по объектам недвижимости, которые не относятся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
  • Если по указанным объектам недвижимости иностранной организации кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. не определена, то налоговая база по ним считается равной нулю (п. 14 ст. 378.2 НК РФ).

    Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости

    Для того чтобы перейти на новый порядок расчета налога на имущество, органы власти субъекта Российской Федерации должны сначала утвердить результаты оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости, налог на имущество по которым определяется как кадастровая стоимость, и только после этого законом субъекта Российской Федерации должны быть установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций по этим объектам (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

    Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии с новыми правилами, утверждается ежегодно не позднее 1 января уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и размещается в сети Интернет (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Этот перечень направляется в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимости.

    Если в течение года будут выявлены объекты, которые не были включены в перечень, то они подлежат включению в перечень, утверждаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на следующий год (п. 10 ст. 378.2 НК РФ). Налоговая база по налогу на имущество по таким объектам определяется в прежнем порядке, т.е. как среднегодовая стоимость имущества (пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

    Если определена кадастровая стоимость только здания, но не расположенных в нем помещений, то налоговая база в отношении этих помещений будет рассчитываться как кадастровая стоимость здания, умноженная на долю площади помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

    Ставка налога на имущество и расчет налога

    Законом субъекта Российской Федерации должны быть установлены ставки налога, которые применяются к налоговой базе, определяемой в виде кадастровой стоимости объектов. Они не могут превышать следующих значений:

  • для г. Москвы: в 2014 г. — 1,5%; в 2015 г. — 1,7%; с 2016 г. — 2%;
  • для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 г. — 1%; в 2015 г. — 1,5%; с 2016 г. — 2%.
  • Налог на имущество за год в отношении указанных объектов недвижимости рассчитывается как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в котором расположено это имущество, и их кадастровой стоимости (п. 13 ст. 378.2 НК РФ). По итогам отчетного периода рассчитываются авансовые платежи по налогу на имущество как 1/4 кадастровой стоимости этого объекта (пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

    Исчисленный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества (п. 13 ст. 378.2 НК РФ).

    Законы субъектов Российской Федерации

    Налог на имущество в Москве

    Законом г. Москвы от 20.11.2013 N 63 внесены изменения в Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций».

    С 1 января 2014 г. налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. м и помещений в них, но только при условии, что эти здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Данное положение не действует в отношении помещений, которые находятся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений.

    Кроме того, в 2014 г. налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении:

  • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
  • Что касается зданий (строений, сооружений), которые предназначены для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания, кадастровая стоимость этих объектов будет использоваться для расчета налога на имущество только с 1 января 2015 г. (п. 2 ст. 1.1 Закона N 64).

    По объектам недвижимости, налоговая база по которым рассчитывается как их кадастровая стоимость, ст. 4.1 Закона N 64 предусмотрены налоговые льготы.

    Во-первых, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика. При этом должны одновременно соблюдаться два условия:

  • организация является субъектом малого предпринимательства;
  • организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующие налоговому периоду.
  • Во-вторых, организация может платить только 1/4 налога на имущество в отношении помещений, которые расположены в административно-деловых центрах и торговых центрах, если они используются:

  • для образовательной или медицинской деятельности;
  • научными организациями, выполняющими НИОКР за счет бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, но только при условии, что указанные средства составляют не менее 30% всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.
  • В-третьих, на объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, распространяются льготы, установленные ст. 4 Закона N 64.

    Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 г. В этот Перечень включены 1842 объекта.

    Ставки налога на имущество в Москве в 2014 г. составят 0,9%, в 2015 г. — 1,2%, в 2016 г. — 1,5%, в 2017 г. — 1,8%, в 2018 г. — 2%.

    Налог на имущество в Московской области

    Законом Московской области от 15.11.2013 N 137/2013-ОЗ внесены изменения в Закон Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области».

    С 1 января 2014 г. налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, расположенного на территории Московской области, определяется в отношении только торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. м и помещений в них.

    Распоряжением Минмособлимущества от 20.12.2013 N 1631 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В него включены 3211 объектов.

    Кадастровая стоимость объектов недвижимости, которые расположены на территории Московской области, представлена в Распоряжении Минмособлимущества от 28.11.2013 N 1499.

    Ставки налога на имущество в Московской области в 2014 г. составят 1%, в 2015 г. — 1,5%, в 2016 — 2018 гг. — 2%.

    Налог на имущество в Санкт-Петербурге

    Законом г. Санкт-Петербурга от 29.11.2013 N 658-103 среди прочего внесены изменения в Закон г. Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 «О налоге на имущество организаций».

    С 1 января 2014 г. налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении:

  • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • Однако перечень объектов, по которым налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, не утвержден.

    Ставки налога на имущество в Санкт-Петербурге в 2014 — 2018 гг. составят 0,7%.

    Налог на имущество в Ленинградской области

    В Закон Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-ОЗ «О налоге на имущество организаций» никаких изменений в 2013 г. внесено не было. Следовательно, в 2014 г. налоговая база по налогу на имуществу будет рассчитываться по всем объектам основных средств по-прежнему — исходя из среднегодовой стоимости.

    Налоговая декларация по налогу на имущество организаций и налоговый расчет по авансовому платежу

    Приказом ФНС России от 05.11.2013 N ММВ-7-11/478@ утверждены новые формы налоговой отчетности по налогу на имущество организаций — новая форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (Приложение 1) и новая форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (Приложение 4).

    Кроме того, внесены изменения в Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (Приложение 3) и Порядок заполнения налогового расчета по авансовому платежу (Приложение 6).

    Соответствующие изменения внесены в Приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.

    Новую форму налоговой декларации по налогу на имущество организаций следует применять при составлении отчетности за 2013 г.

    В рамках Федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007 — 2011 годах», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.10.2006 N 595, с 1 января 2014 г. вводится в действие Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013 (ОКТМО), утвержденный Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-СТ.

    С 1 января 2014 г. коды ОКТМО используются в бюджетном процессе вместо кодов ОКАТО. Соответствующие изменения были внесены в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, налоговых деклараций по ЕНВД и НДФЛ, по земельному и транспортному налогу и др. (Приказ ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-3/501@).

    Аналогичные изменения внесены и в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций, и в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций. В те поля отчетных форм, в которых ранее указывался код ОКАТО, теперь необходимо вносить код ОКТМО.

    Для внесения кода предусмотрено 11 знако-мест. Если код ОКТМО имеет восемь знаков, то в свободных ячейках, оставшихся справа, указываются прочерки. Например, ОКТМО 45343000 отражается в ячейках декларации следующим образом: 45343000— (п. 2.4 Порядка). Напомним, что ранее в свободных ячейках указывались нули.

    Российские и иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, теперь должны включать в состав налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу не только титульный лист, разд. 1 и разд. 2, но и разд. 3 «Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого определяется как кадастровая (инвентаризационная) стоимость» (п. 1.3 Порядка).

    По месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иностранной организации, не относящегося к ее деятельности через постоянное представительство, налоговая декларация по налогу на имущество и налоговый расчет по авансовому платежу представляются в прежнем составе: титульный лист, разд. 1 и разд. 3 (п. 1.4 Порядка).

    Отдельный разд. 2 налоговой отчетности по новым формам необходимо заполнять по коду вида имущества «железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» при представлении налоговой декларации по налогу за 2013 г. (п. 5.2 Порядка).

    В разд. 2 налоговой декларации по налогу на имущество появилась новая строка 270, в которой отражается остаточная стоимость всех основных средств, учтенных на балансе организации по состоянию на 31 декабря отчетного года, за исключением остаточной стоимости имущества, которое не облагается налогом на имущество в соответствии с пп. 1 — 7 п. 4 ст. 374 НК РФ (пп. 15 п. 5.3 Порядка).

    Данная строка заполняется:

  • по местонахождению организации;
  • по местонахождению обособленных подразделений организации, выделенных на отдельный баланс;
  • по местонахождению объектов недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и обособленных подразделений.
  • В разд. 2 налогового расчета по авансовому платежу появилась аналогичная строка 210, в которой отражается стоимость основных средств (за исключением тех, которые не облагаются налогом на имущество) по состоянию:

  • на 1 апреля — при заполнении расчета за I квартал;
  • на 1 июля — при заполнении расчета за полугодие;
  • на 1 октября — при заполнении расчета за 9 месяцев.
  • ФНС России существенно изменила разд. 3 формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу.

    Если раньше в разд. 3 рассчитывалась сумма налога на имущество по объектам недвижимости, налоговая база по которым рассчитывалась как инвентаризационная стоимость, то теперь разд. 3 будет заполняться и в отношении тех объектов недвижимости, налоговая база по которым рассчитывается как кадастровая стоимость. Сказанное касается как иностранных, так и российских организаций.

    По итогам 2013 г. разд. 3 налоговой декларации по налогу на имущество заполняют иностранные организации в отношении объектов недвижимости, которые облагались налогом на имущество по инвентаризационной стоимости. По строке 030 они должны указать инвентаризационную стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2013 г., а по строке 035 — инвентаризационную стоимость объекта недвижимости из строки 030, который не облагается налогом на имущество.

    Налоговая база по строке 060 в этом случае будет определяться как разность между показателями по строкам 030 и 035. Если объект недвижимости находится на территории разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), то разность строк 030 и 035 умножается на показатель по строке 050 (пп. 5 п. 6.2 Порядка). Напомним, что по строке 050 отражается доля стоимости объекта недвижимого имущества на территории субъекта Российской Федерации (пп. 4 п. 6.2 Порядка).

    Российские организации разд. 3 при заполнении налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2013 г. не заполняют.

    С 1 января 2014 г. разд. 3 налогового расчета по авансовому платежу должны заполнять как российские, так и иностранные организации по объектам недвижимости, которые облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости.

  • 014 «Кадастровый номер здания (строения, сооружения)»;
  • По строке 020 теперь следует указывать кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом или отдельного помещения в здании по состоянию на 1 января отчетного года, если она определена (пп. 2 п. 6.2 Порядка). По строке 030 следует указывать кадастровую стоимость объекта недвижимости (помещения) из строки 020, который не облагается налогом на имущество. Напомним, что кадастровая стоимость помещения определяется исходя из доли площади помещения в общей площади здания.

    Строку 080 может заполнять только иностранная организация, если в течение налогового периода у нее возникает (прекращается) право собственности на объект недвижимости. По этой строке отражается коэффициент К, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимости находился в собственности иностранной организации в налоговом периоде, к числу месяцев в налоговом периоде. Значение по строке с кодом 080 приводится в виде неправильной дроби (пп. 7 п. 6.2 Порядка).

    При заполнении строки 090 сумма авансового платежа по налогу за отчетный период определяется как 1/4 разности значения строк 020 и 030 и значений строк 050, 070, 080, деленного на 100 (пп. 8 п. 6.2 Порядка).

    С 1 января 2014 г. разд. 3 налоговой декларации по налогу на имущество организаций должны заполнять как российские, так и иностранные организации по объектам недвижимости, которые облагаются налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. При этом строки 030 и 035 заполнять не следует.

    В связи с этим в разд. 3 появились новые строки (пп. 1 п. 6.2 Порядка):

    • 015 «Кадастровый номер помещения», которая заполняется только в случае заполнения разд. 3 в отношении помещения, по которому проведен кадастровый учет.
    • По строке 020 теперь следует указывать кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом или отдельного помещения в здании по состоянию на 1 января отчетного года, если она определена (пп. 2 п. 6.2 Порядка). По строке 025 следует указывать кадастровую стоимость объекта недвижимости (помещения) из строки 020, который не облагается налогом на имущество организаций. Напомним, что кадастровая стоимость помещения определяется исходя из доли площади помещения в общей площади здания.

      Строку 090 может заполнять только иностранная организация, если в течение налогового периода у нее возникает право собственности на объект недвижимости. По этой строке отражается коэффициент К, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимости находился в собственности иностранной организации в налоговом периоде, к числу месяцев в налоговом периоде. Значение по строке с кодом 090 приводится в виде неправильной дроби (пп. 8 п. 6.2 Порядка).

      www.pnalog.ru

      Налог на имущество организаций 2017

      Содержание

      Основание и правовые основы

      Налог на имущество организаций установлен Налоговым кодексом России. Это региональный налог — он вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ. Основы налога на имущество организаций установлены главой 30 НК РФ. Субъекты Российской Федерации имеют право определять налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога — в рамках, указанных в Налоговом кодексе.

      Налогоплательщики

      Налогоплательщики — организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

      От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.). Также для отдельных категорий организаций на федеральном или региональном уровнях устанавливаются льготы — об этом см. пункт «Налоговые льготы».

      Обращаем внимание!

      С 1 января 2017 года из числа налогоплательщиков больше не исключены:

      • организации — организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
      • организации — маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета (МОК).
      • Однако согласно ст. 379 НК РФ налог в отношении имущества, необходимого для проведения мероприятий, по-прежнему не платят:

        • FIFA и ее дочерние отделения, а также ряд иных организаций, участвующих в подготовке и проведении в чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
        • Объект налогообложения

          Движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе как основные средства.

          Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

          Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

          Не являются объектами налогообложения:

          • земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы;
          • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, если оно используется для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
          • объекты, признаваемые культурным наследием (памятниками истории и культуры) народов РФ;
          • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
          • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
          • космические объекты;
          • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
          • объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.
          • Налоговая база

            Необходима для расчета авансовых платежей по налогу.

            По общему правилу налоговая база определяется организацией самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, относящегося к объектам налогообложения. Учитывается по его остаточной стоимости. Если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих затрат, связанных с данным имуществом, его остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций определяется без учета таких затрат.

            Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости может определяться как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. В этом случае она исчисляется в соответствии с правилами статьи 378.2 Налогового кодекса.

            Налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:

            • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них;
            • нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (фактическим использованием нежилого помещения в данных целях признается использование не менее 20% площади помещения для размещения указанных объектов);
            • объектов недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в России через постоянное представительство, либо объектов, не относящихся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство;
            • жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
            • унитарные предприятия.
            • Законодательные органы субъекта РФ наделены полномочием устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам, а значит, и по налогу на имущество организаций (статья 12 НК РФ). В частности, им разрешено утверждать перечни объектов, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости. Перечни такого имущества утверждаются не позднее 1 января года, в течение которого будут действовать установленные правила.

              Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:

              • подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
              • каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
              • Если фактическое местонахождение налогооблагаемых объектов находится в разных субъектах РФ, налог исчисляется с учетом ставок, принятых в соответствующих субъектах РФ.

                Особенности исчисления налоговой базы участниками простого товарищества (по договору о совместной деятельности), а также в отношении имущества, переданного в доверительное управление, определены статьями 377 и 378 главы 30 НК РФ.

                Налоговый и отчетные периоды

                Налоговый период — календарный год.

                Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

                Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

                Устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в Налоговом кодексе, субъекты РФ не вправе.

                Налоговая ставка

                Ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ — с учетом норм, установленных статьей 380 Налогового кодекса РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

                (ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС СПб 26.11.2003)

                Налоговые льготы

                Перечень организаций, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, установлен статьей 381 НК РФ. Согласно ей от уплаты налога освобождаются:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  2. религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  3. общероссийские общественные организации инвалидов:
    • среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
    • уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых иных), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
    • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
    • организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов;
    • организации:
      • в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
      • в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного для использования на территории ОЭЗ при ведении деятельности в рамках заключенного соглашения (в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества);
      • признаваемые управляющими компаниями инновационного центра «Сколково»;
      • получившие статус участников проекта «Сколково» по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов;
    • имущество:
      • специализированных протезно-ортопедических предприятий;
      • коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
      • государственных научных центров;
      • и другие — полный список см. в статье 381 НК РФ.
      • Обратите внимание!

        С 1 января 2017 года субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготу в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

        Исключение составляют движимые объекты, принятые на учет при:

          Кодекс также дополнен статьей 381.1 НК РФ, которая установила: если регион не воспользуется этим правом, то с 2018 года эта льгота на его территории действовать больше не будет. Льгота, установленная п. 24 ст. 381 НК РФ (в части имущества, расположенного в российском секторе дня Каспийского моря) также будет применяться с 1 января 2018 года только при принятии субъектом соответствующего закона.

          (ред. от 03.04.2013) «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов»

          (ред. от 28.12.2013) «Об инновационном центре «Сколково»

          (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) (дата введения 01.01.1996) (ред. от 14.04.1998)

          «О налоговых льготах»

          (ред. от 11.12.2013) «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции»

          Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

          Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

          Налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между полной суммой налога, исчисленного за год, и суммами авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода. Исчисляется отдельно в отношении имущества:

          • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
          • входящего в состав Единой системы газоснабжения;
          • налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
          • облагаемого по разным налоговым ставкам.
          • Авансовые платежи по налогу на имущество уплачиваются три раза в год, по итогам каждого отчетного периода — I квартала, полугодия и 9 месяцев.

            Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

            Особенности исчисления налога и сумм авансовых платежей в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется по его кадастровой стоимости, изложены в ст. 378.2 Налогового кодекса.

            Для имущества, в отношении которого налог определяется исходя из кадастровой стоимости, месяц перехода права считается полным для нового владельца, только если право возникло до 15-го числа включительно. В таком случае прежний собственник этот месяц при расчете не учитывает. Если же переход права собственности зарегистрирован после 15-го числа, налог за этот месяц не платит новый собственник.

            Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей установлены законами субъектов Российской Федерации.

            По общему правилу в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации-налогоплательщика. Особые случаи – см. статьи 384, 385, 385.1, 385.2 Налогового кодекса РФ.

            Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

            В отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи уплачиваются по месту нахождения недвижимого имущества.

            Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 30 марта следующего года. В этот же срок уплачивается сумма налога за истекший год.

            Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895. Представляются как в бумажном, так и в электронном виде.

            Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

            Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть здесь.

            С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

            (ред. от 05.11.2013) «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» (вместе с «Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций», «Порядком заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций»)

            Зачисление

            100% зачисляется в бюджет субъекта РФ.

            Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге

            Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге введен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

            Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества:

            • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения;
            • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
            • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
            • нежилых помещений площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
            • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
            • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
            • Налоговая ставка установлена в размере 1 % от кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, устанавливается в размере 0,7%.

              Перечень льгот, предоставляемых по налогу на имущество, включает более 20 позиций. Например, от уплаты налога освобождены:

              • органы государственной власти Санкт-Петербурга,
              • организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность инвалидов, а также технических и иных средств реабилитации инвалидов,
              • жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев — в отношении жилых помещений, а также общего имущества жилого дома и имущества, используемого для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома,
              • садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан — в отношении имущества, используемого в целях обеспечения социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,
              • организации — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения,
              • органы местного самоуправления — в отношении имущества детских и спортивных площадок, ограждений газонов и иных зеленых насаждений,
              • гаражно-строительные кооперативы — в отношении находящегося на их балансе имущества,
              • и еще ряд довольно приличный список организаций — полный их перечень указан в статье 4-1 закона 26.11.2003 N 684-96.
              • Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются налогоплательщиками не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. В те же сроки уплачиваются авансовые платежи.
              • С 1 января 2016 года организации — в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, фактически используемых ими для размещения бань и включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
              • Налог на имущество организаций в Москве

                Налог на имущество организаций в Москве введен Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

                Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении:

      1. административно-деловых центров и торговых центров общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них, если эти здания, за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, использование которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
      2. отдельно стоящих нежилых зданий общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
      3. расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания;
      4. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства.

      Налоговая ставка по общему правилу установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в размере 1,3 процента.

      Сроком уплаты налога признано 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

      Дополнительные налоговые льготы установлены статьей 4 закона от 05.11.2003 N 64. Например, освобождены от уплаты налога на имущество в Москве:

      • автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований
      • органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве;
      • организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы;
      • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, жилищные кооперативы;
      • жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья;
      • и ряд других организаций — полный список см. в статье 4 закона.
      • Также предусмотрены льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

        (ред. от 20.11.2013) «О налоге на имущество организаций»

        Налог на имущество организаций в Ленинградской области

        Налог на имущество организаций в Ленинградской области введен Областным законом Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз. Им утверждены налоговые ставки, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

        Налоговая ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, устанавливается в размере 2,0%.

        Налоговая ставка в отношении государственных унитарных предприятий, оказывающих инженерные услуги (сбор, очистка и распределение воды, прием стоков, передача пара и горячей воды, передача электроэнергии, услуги железнодорожного транспорта) предприятиям, осуществляющим свою хозяйственную деятельность на территории Ленинградской области, в части имущества, не используемого в производстве, а также не приносящего иного дохода имущества при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), устанавливается в размере 0,4%.

        Налоговая ставка для научных организаций, заключивших государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также научных организаций Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус, — в отношении их имущества, за исключением имущества, сдаваемого в аренду или переданного другим юридическим и(или) физическим лицам на иных основаниях, устанавливается в размере 1,1%

        Сроки уплаты налога и сдачи отчетности.

        Авансовый платеж по налогу по итогам отчетного периода уплачивается не позднее 35 дней по окончании отчетного периода.

        Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками до 10 апреля следующего года.

        В Ленинградской области освобождены от налогообложения налогом на имущество целый ряд организаций. Например:

        • бюджетные и автономные учреждения Ленинградской области жилищные кооперативы;
        • жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья организации по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;
        • религиозные организации;
        • некоторые организации поддержки субъектов малого предпринимательства;
        • организации народных художественных промыслов;
        • и другие предприятия — их полный перечень установлен в статье 3-1 закона 98-оз.

        Санкт-Петербург:

  4. Областной закон Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз
  5. (ред. от 29.12.2012) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС ЛО 25.11.2003)

    Налог на имущество организаций: что нового в 2017 году?

  6. реорганизации или ликвидации;
  7. передаче друг другу взаимозависимыми лицами.
  8. Однако эти исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного с января 2013 года. Изменения внесены в пункт 25 статьи 381 НК РФ.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

    Обращаем внимание!

    При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

    Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.
  • При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

      Федеральные:
  • Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ

    «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    m.ppt.ru