Правила техники безопасности на уроках технологии мальчики

Техника безопасности на уроках технологии

ИНСТРУКЦИИ
по технике безопасности при ручной и машинной обработке древесины, и металла

Инструкция по технике безопасности при ручной обработке металла

1. Правильно надень спецодежду (фартуке нарукавниками или халат и головной убор: берет При этом следует тщательно подобрать волосы)
2.При рубке металла надень очки.
З.Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, щетка для чистки напильников, сидение, подставная решетка).
4. Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщи об этом учителю.
5.Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).

1. Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускай плавно, чтобы не получить травм рук.
Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами,
Во избежание травм следи за тем. чтобы:

а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;
б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;
в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель и др.) иметь не сбитую поверхность;
г)зубило должно быть длиной не менее 150 мм, причем оттянутая его часть должна равняться 60-70 мм;
д)при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.

4. Не проверяй пальцами качество опиливаемой поверхности.

5.Не применяй ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлиняй рукоятку ключа путем накладывания (захвата) двух ключей.

6. Слесарными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.

7.При резании металла ножницами придерживай отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).

1. Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю.
Приведи в исправное состояние инструменты (сними заусенцы на молотке, зубиле, керне. Очисти напильники от стружки). Тщательно убери рабочее место (стружку и опилки не сдувай и не смахивай руками). Отходы сложи в специальный ящик

2.Положи инструменты в том порядке, который установил учитель.
Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1-2 мм.
Приведи себя в порядок.
Из мастерской выходи с разрешения учителя.

Инструкция
по технике безопасности при ручной обработке древесины

1 .Правильно надень спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет, при этом следует тщательно подобрать волосы).
2.Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, сидение, подставная решетка).
3.Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщи об этом учителю.
4.Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).

1.Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю.
Приведи в исправное состояние инструменты.
Тщательно убери рабочее место (опилки не сдувай и не смахивай руками) Отходы сложи в специальный ящик.
Положи инструменты в том порядке, который установил учитель.
Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1-2 мм.
Приведи себя в порядок.
7.Из мастерской выходи с разрешения учителя.

Общие правила безопасности труда
при использовании станочного парка

1 .Правильно надеть спецодежду (застегнуть рукава халата, спрятать волосы под берет).
2.Проверить надежность закрепления инструмента (сверла в патроне, фрезы в оправках, резца в резцедержателе).
3.Прочно закрепить обрабатываемую заготовку (в тисках, патроне, прихватами и др.).
4.Проверить работу станка на холостом ходу.

Инструмент к заготовке (у сверлильного и токарного станков) или заготовку к вращающемуся инструменту (у фрезерного станка) надо подавать плавно, без усилий и рывков.
Во избежание травм запрещается трогать руками патрон, сверло или оправку, а также отходить от работающего станка, не выключив его.
Перед остановкой станка надо обязательно отвести инструмент от заготовки, чтобы избежать его поломки или заклинивания.

При полной остановке вращения инструмента или заготовки удалить стружку щеткой.
Протереть станок, привести в порядок инструменты и приспособления, сдать рабочее место дежурному или учителю.
Возможные травмы: ожог (температура посин
евшей стружки более 250°С) и порезу (надломленный внешний край стружки подобен зубьям остро заточенной пилы), травма глаз (острые края стружки, попадание мелкой стружки в глаза), травмы рук при неправильной работе (удерживание заготовки, неправильном закреплении заготовки) и т.д.

www.ucheba.com

Правила техники безопасности на уроках технологии мальчики

Техника безопасности на уроках технологии.

Инструкция
по технике безопасности при ручной обработке металла
До начала работы

1. Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускай плавно, чтобы не получить травм рук.
Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами,
Во избежание травм следи за тем. чтобы:
а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;
б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;
в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель и др.) иметь не сбитую поверхность;
г)зубило должно быть длиной не менее 150 мм, причем оттянутая его часть должна равняться 60-70 мм;
д)при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.
4.Не проверяй пальцами качество опиливаемой поверхности,
5.Не применяй ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлиняй рукоятку ключа путем накладывания (захвата) двух ключей.
6. Слесарными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.
7.При резании металла ножницами придерживай отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).

1. Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю.
Приведи в исправное состояние инструменты (сними заусенцы на молотке, зубиле, керне. Очисти напильники от стружки).
Тщательно убери рабочее место (стружку и опилки не сдувай и не смахивай руками). Отходы сложи в специальный ящик
4.Положи инструменты в том порядке, который установил учитель.
Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1-2 мм.
Приведи себя в порядок.
Из мастерской выходи с разрешения учителя.

Инструкция
по технике безопасности при ручной обработке древесины
До начала работы

1.Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках.
2.Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами.
З. Во избежание травм следи за тем, чтобы:
а) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;
б) не отвлекайся во время работы;
в) при работе с ножовкой выполняя запил используй приспособления.
4.Не проверяй пальцами качество обработанной поверхности,
5.Столярными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.

Общие правила безопасности труда при использовании станочного парка.
До начала работы

Во время работы:

После окончания работы:

www.tca77.narod.ru

Безопасность детей — Защитница Багира

Вход на сайт

Техника безопасности на уроках труда в мастерской описывает базовую модель поведения ученика, которая поможет свести к минимуму потенциальные риски. Еще сайт «Защитница Багира» рекомендует вам ознакомиться с методическим материалом «Безопасность на уроках труда по шитью». А для родителей, у которых есть дошкольники, или для воспитателей детского сада, возможно, будет интересно прочесть «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Общие правила техники безопасности на уроках труда

  • Приступать к обучению и работе с инструментами могут только школьники, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроке труда;
  • Брать инструменты, использовать их, а также пользоваться станками можно только с разрешения учителя;
  • Приступая к уроку труда, школьник должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат, головной убор, рукавицы, защитные очки и т.д.);
  • Запрещено выполнять задания сломанным или поврежденным инвентарём;
  • Рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать;
  • На уроках труда запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты;
  • Инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя;
  • В случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю;
  • По окончанию урока сдать весь инструмент, спецодежду и средства защиты и привести в порядок рабочие места;
  • После урока труда необходимо тщательно вымыть руки с мылом и умыться.

Инструкция по технике безопасности на уроках труда

Каждый школьник на уроке труда должен неукоснительно соблюдать технику безопасности, а учитель контролировать её выполнение.

Технике безопасности на уроке труда при ручной обработке металла и древесины

  • Перед началом обработки материала нужно правильно надеть спецодежду и средства защиты. Особенно важна безопасность и защита глаз, при выполнении рубки металла всегда надевай защитные очки;
  • Перед тем как приступить к уроку надо проверить полное наличие необходимого инвентаря и удостовериться, что инструменты находятся в безопасном работоспособном состоянии. Их рукоятки должны быть без трещин, и плотно прилегать к основанию;
  • На верстаке все инструменты должны быть положены в указанном учителем порядке и в строго отведенных для этого местах. Ничего лишнего на верстаке быть не должно;
  • Весь обрабатываемый материал должен быть надежно закреплен в соответствующих зажимах (тиски, струбцины и т.д.);
  • При обработке материалов необходимо всегда использовать установленные упорные и подкладные приспособления;
  • Если во время выполнения учебного задания был повреждён или сломан инструмент, то работу надо прекратить, а его заменить у учителя;
  • В процессе обработки и соединения материалов необходимо соблюдать особую осторожность при работе с ударным, режущим инвентарём, клеем, острыми краями металла;
  • Запрещено использовать палец в качестве упора при начальном запиле дерева;
  • При пилении материала надо всегда следить за степенью натяжения полотна лучковой пилы. Не проверяй остроту режущей части пальцами, ты можешь порезаться;
  • При обработке материала напильником, пальцы должны быть на его поверхности, при резке металла придерживай отрезаемую часть рукой защищенной рукавицей или перчаткой;
  • Нельзя сдувать стружку ртом или смахивать её рукой, используй для этого специальный инвентарь.
  • Технике безопасности на уроке труда при обработке металла и древесины на станках

  • Перед выполнением заданий необходимо соблюсти технику безопасности и надеть спецодежду и средства защиты;
  • Запрещено работать на станках при отсутствующем или поврежденном ограждении, а также, если детали закреплены непрочно в соответствующих пазах;
  • Нельзя выполнять действия на станке при неисправном или затупленном режущем или сверлящем инструменте;
  • Запрещено останавливать движущиеся части станка руками, менять или поправлять сверла, резцы или приводной ремень на включенном оборудовании;
  • Запрещено сильно наклоняться к станку, передавать через работающий станок предметы, измерять или трогать детали при работающем устройстве, класть на него посторонние предметы, ловить рукой отрезаемую деталь, отходить от включенного оборудования, смазывать или охлаждать сверла и резцы тряпкой;
  • Категорически запрещено работать на станке с неисправным электрооборудованием или отсутствием заземления. При возникновении во время работы признаков неисправности (запах дыма, искры электропроводки, сбои двигателя и т.д.) немедленно отключить станок и сообщить учителю;
  • Перед работой на уроке труда по правилам техники безопасности необходимо проверить работоспособность оборудования на холостом ходу;
  • Резец или сверло всегда надо подводить плавно, не делая резких движений или рывков, особенно быть внимательным при выходе сверла из материала;
  • Перед работой с деревообрабатывающим станком необходимо убедиться, что деревянные заготовки не имеют трещин или значительных дефектов;
  • При выполнении задания на уроке труда на токарном станке не допускай значительного увеличения сечения стружки, подводи резец плавно и не спеша;
  • Перед остановкой металло- или деревообрабатывающего оборудования всегда предварительно отводи сверло или резец от детали;
  • Запрещено сдувать со станка стружку ртом или смахивать рукой.
  • Техника безопасности поможет в значительной мере минимизировать вероятность травм на уроках труда. Но в первую очередь безопасность зависит от сознательности каждого отдельно взятого ученика. Задача учителя донести школьникам важность правил техники безопасности.

    Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

    Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:


    Ознакомьтесь с похожими статьями на нашем сайте, нажмите на интересующую тему:


    bezopasnost-detej.ru

    Техника безопасности на уроках технологии (мальчики)

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Правила ТБ в мастерских

    ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

    — Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая.

    Каждое рабочее место должно быть оборудовано сидениями (приставными, выдвижными или откидными), которыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и производства отдельных операций при выполнении основной работы.

    — Рабочие места должны быть оборудованы специальными приспособлениями: тумбочками, выдвижными ящиками, шкафами, инструментальными полками или стеллажами для хранения инструмента, защитных очков, чертежей и т.п.; хранимые на стеллажах заготовки, инструмент и др. не должны выступать за пределы рабочей площади стеллажа.

    — Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами, заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.

    — Инструмент должен находиться в специальных инструментальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией машины, — внутри ее.

    — Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее 1 м между их осями. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты учащихся от отлетающих осколков должны быть установлены щиты (из сетки с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.

    Тиски должны обеспечивать надежное крепление заготовки, губки тисков должны иметь несработанную насечку.

    — Молотки, кувалды и др. должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин, иметь прочные рукоятки.

    — Ручки молотков, кувалд изготовляются из твердых и вязких пород древесины (клен, дуб, береза и др.). Применение ручек из мягких или крупнослойных пород дерева (ель, сосна) запрещается.

    Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам. Поверхность ручек должна быть гладкой, ровно зачищенной, без трещин, заусениц и сучков.

    — На хвостовики напильников, стамесок, долот, отверток, пил и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание.

    Длина ручек должна соответствовать размерам инструмента.

    Размеры инструментов и их вес должны соответствовать возрастным особенностям учащихся Работа перечисленными и подобными инструментами без ручек или с неисправными (имеющими трещины, отколы и т.д.) ручками запрещается.

    — Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) должны быть правильно разведены и хорошо заточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены, гладко зачищены.

    Лучковые пилы должны иметь прочный станок, обеспечивающий надежное натяжение полотна и необходимое его вращение.

    — Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и т.п.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки.

    Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки колодок должны быть гладкими. Железки строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно и плотно пригнаны к деревянным колодкам и не должны иметь выбоин, вмятин, трещин и заусениц.

    — Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не должны иметь трещин, забоин и заусениц. Запрещается наращивать ключи контрключами, трубами и т.д.

    Разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных частях. Рабочие грани губок ключей должны быть параллельны между собой.

    — Все приспособления (кондукторы, делительные головки и пр.), применяемые на оборудовании, должны быть исправными, удобными, безопасными в эксплуатации.

    — Допуск учащихся к работе без спецодежды и предохранительных приспособлений запрещен.

    — Размер и модель спецодежды учащихся должны исключать возможность захватывания ее движущимися частями станков и обрабатываемыми деталями. Не должно быть свисающих или развевающихся концов (полы, галстука, косынки, передника, тесемки). Одежда должна наглухо застегиваться, свисающие концы косынок, платков, тесемок должны быть подобраны, манжеты рукавов должны плотно охватывать руки около кистей.

    Размеры спецодежды должны соответствовать росту учащихся.

    — Волосы у работающих должны быть закрыты плотно облегающим головным убором и подобраны под него.

    — Учащиеся, производящие работу по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, а также при рубке металла и др. должны быть снабжены защитными очками или маской из оргстекла для предохранения от разлетающейся окалины, пыли и т.п.

    — Учителя по технологии обязаны строго следить за выполнением учащимися как в учебных мастерских, так и на предприятиях указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

    — Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены противопожарным инвентарем, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.

    — Воспрещается загромождать доступ и проходы к противопожарному инвентарю и оборудованию, а также использовать этот инвентарь и оборудование не по назначению.

    — Обтирочный материал, как использованный, так и не использованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками.

    — Использованный обтирочный материал, стружки, мусор должны убираться после каждого занятия.

    — В столярной мастерской не должно быть более однодневного запаса материалов.

    РАЗМЕЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ В МАСТЕРСКИХ

    1. Рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, целесообразно расположить недалеко от входа.

    2. Классная доска и место преподавателя должны быть хорошо видны с каждого рабочего места.

    3. Расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см, а между рядами (проходы вдоль мастерской) — не менее 100 см.

    4. От станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.

    5. Крайние тиски на многоместных слесарных верстаках, упирающихся торцами в стену, должны отстоять от стены не менее чем на 70 см.

    6. Расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см, а между рядами — не менее 70 см.

    7. В столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов.

    8. Механическое оборудование следует располагать ближе к рабочему месту учителя. Токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40 — 50 см от стены.

    9. Заточной станок устанавливается возможно дальше от других станков.

    ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

    НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО МЕТАЛЛУ

    Несчастные случаи при работе на токарных станках происходят вследствие:

    1. Отсутствия или неисправности ограждения.

    2. Непрочного крепления детали и инструмента.

    3. Неисправности и притупления режущего инструмента.

    4. Надевания и снятия ремня на ходу станка.

    5. Неисправности электрооборудования и, в частности, заземления.

    6. Беспорядка на рабочем месте.

    1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат):

    а) застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесемкой;

    б) спрятать волосы под головной убор: берет или косынку, завязанную без свисающих концов.

    2. Проверить наличие и надежность крепления защитных ограждений и соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.

    3. Расположить инструменты и заготовки в определенном порядке на приставочной тумбочке или на особом приспособлении.

    4. Прочно закрепить резец и обрабатываемую деталь. Вынуть ключ из патрона и положить на установленное место.

    5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок и рычагов управления.

    Во время работы

    1. Плавно подводить резец к обрабатываемой детали, не допускать увеличения сечения стружки.

    2. Во избежание травм запрещается:

    а) наклонять голову близко к патрону или режущему инструменту;

    б) передавать и принимать предметы через вращающиеся части станка;

    в) облокачиваться или опираться на станок, класть на него инструменты или заготовки;

    г) измерять обрабатываемую деталь, смазывать, чистить и убирать стружку со станка до полной остановки;

    д) охлаждать режущий инструмент или обрабатываемую деталь с помощью тряпки или концов;

    е) выход из-под резца длинной стружки;

    ж) останавливать станок путем торможения рукой патрона;

    з) отходить от станка, не выключив его;

    и) поддерживать и ловить рукой отрезаемую деталь.

    3. Зачистку деталей на станке производить напильником или шкуркой, прикрепленными к жесткой оправе. Рукоятка оправы должна быть с предохранительным кольцом. При работе держать ее левой рукой.

    4. Перед выключением станка необходимо отвести резец от обрабатываемой детали.

    5. При работе на центрах проверить, надежно ли закреплена задняя бабка, и следить, чтобы засверловка была достаточна и угол ее соответствовал углу центров.

    6. Пользоваться ключами, соответствующими гайкам и головкам болтов.

    7. Обрабатываемый пруток не должен выступать за пределы станка.

    8. При выключении тока в сети во время работы немедленно выключить пусковую кнопку.

    1. Отвести суппорт, выключить мотор.

    2. Удалить стружку со станка при помощи щетки, а из пазов станины — крючками. Сдувать стружку ртом и сметать рукой запрещается.

    3. Протереть станок, смазать, привести в порядок инструмент и индивидуальные средства защиты. Сдать станок учителю.

    ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ФРЕЗЕРНОМ СТАНКЕ

    1. Ранение рук и пальцев.

    2. Перелом локтевой кости.

    3. Заматывание волос оправкой фрезы и скальпирование.

    4. Поражение глаз отлетающей стружкой при обработке хрупких металлов.

    Но кроме указанных возможны и другие несчастные случаи, характерные для работы на металлорежущих станках.

    1. Надеть и привести в порядок свою спецодежду:

    а) застегнуть обшлага рукавов на пуговицы;

    2. Осмотреть станок и проверить его исправность на холостом ходу; проверить, на месте ли все ограждения и исправны ли они.

    3. Проверить исправность рабочего и вспомогательного инструмента.

    4. Проверить исправность защитного заземления.

    1. Установить и надежно укрепить фрезу и обрабатываемую деталь.

    2. Не класть ничего на станок и не облокачиваться на него.

    3. Не отвлекаться во время работы посторонними делами и разговорами.

    4. Пользоваться только исправными инструментами.

    5. Не хватать ремень, фрезу, работающие части станка.

    6. Не убирать стружку руками, а пользоваться для этого щеткой и др. инвентарем.

    7. Не тормозить станок руками нажимом на ремень или шкив.

    8. Нельзя работать на станке со снятыми ограждениями.

    9. Нельзя отлучаться от станка, не остановив его предварительно.

    1. Остановить станок.

    2. Удалить стружку со станка и вытереть тщательно его и инструмент.

    3. Привести в порядок рабочее место. Смазать станок.

    4. Сдать учителю станок и рабочее место.

    5. Привести себя в порядок.

    НА СТРОГАЛЬНОМ СТАНКЕ

    1. Ранение рук движущимися частями и резцом.

    2. Травмирование лица и глаз отлетающей стружкой.

    3. Ушиб движущейся платформой продольно-строгального станка или ползуном.

    1. Надеть и привести в порядок спецодежду:

    а) застегнуть обшлага рукавов;

    б) спрятать волосы под берет, косынку, завязанную без свисающих концов;

    в) надеть защитные очки.

    2. Убрать все лишнее со станка и ненужные при работе детали.

    3. Осмотреть станок и проверить его исправность на холостом ходу.

    4. Проверить исправность защитного заземления (зануления).

    1. Надежно крепить обрабатываемую деталь.

    2. Не пользоваться для установки и крепления деталей неприспособленными подкладками, несоразмерными гаечными ключами.

    3. Не производить на ходу станка измерение обрабатываемых деталей, съема их, дождаться полной остановки станка.

    4. Накопившуюся стружку на станке не сметать рукой, а пользоваться специальной щеткой.

    5. Затупление и выкрошивание резца определять по поверхности обрабатываемой детали.

    6. Не отвлекаться посторонними разговорами.

    7. Отлучаясь от станка, следует выключить его и дождаться полной остановки.

    8. Не класть заготовки, инструменты и приспособления на станок.

    2. Убрать рабочее место, инструмент и приспособления. Смазать станок.

    3. Сдать учителю станок и рабочее место.

    4. Привести себя в порядок.

    НА СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ

    1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.

    2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.

    1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).

    2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

    3. Проверить надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.

    4. Надежно закрепить сверло в патроне.

    5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.

    6. Прочно закрепить деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Запрещается при сверлении незакрепленную деталь поддерживать руками.

    7. Надеть защитные очки.

    1. Нельзя пользоваться сверлами с изношенными конусными хвостовиками.

    2. После того как шпиндель станка набрал полную скорость, сверло к детали подавать плавно, без усилий и рывков.

    3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалываются шилом.

    4. Проявлять особое внимание и осторожность в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки нужно уменьшить подачу.

    5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладется обрезок доски или кусок многослойной фанеры.

    6. Во избежание травм в процессе работы на станке запрещается:

    а) наклонять голову близко к сверлу;

    б) производить работу в рукавицах;

    в) класть посторонние предметы на станину станка;

    г) смазывать или охлаждать сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;

    д) тормозить руками патрон или сверло;

    е) отходить от станка, не выключив его.

    7. При прекращении подачи электротока немедленно выключить мотор.

    8. Перед остановкой станка необходимо отвести сверло от детали, после чего выключить мотор.

    После окончания работы

    1. После остановки вращения сверла удалить стружку со станка с помощью щетки. В пазах станочного стола стружка убирается металлическим крючком. Запрещается сдувать стружку ртом или сметать рукой.

    2. Отделить сверло от патрона и сдать станок учителю.

    3. Привести себя в порядок.

    НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ

    Опасности в работе

    1. Ранение глаз отлетающей стружкой.

    2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.

    3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

    4. Ранение осколками плохо склеенной древесины, косослойной, суковатой.

    1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: мальчики — берет, девочки — косынки).

    3. Осмотреть надежность присоединения защитного заземления (зануления) к корпусу станка.

    4. Убрать со станка все посторонние предметы, инструменты разложить на установленные места.

    5. Проверить, нет ли в заготовке сучков и трещин, обтесать заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепить на станке.

    6. Установить подручник с зазором 2 — 3 мм от обрабатываемой детали и закрепить его на высоте центровой линии заготовки.

    7. Проверить исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

    8. На холостом ходу проверить работу станка, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения его кнопок.

    9. Перед началом работы надеть защитные очки.

    1. Подачу режущего инструмента на материал следует производить только после того, как рабочий вал наберет полное число оборотов.

    Подача инструмента должна быть плавной, без сильного нажима.

    2. Своевременно подвигать подручник к обрабатываемой детали, не допускать увеличения зазора.

    3. Во избежание травм во время работы на станке запрещается:

    а) близко наклонять голову к станку;

    б) принимать и передавать предметы через работающий станок;

    в) замерять обрабатываемую деталь до полной остановки ее вращения;

    г) останавливать станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;

    д) отходить от станка, не выключив его.

    1. Уложить на свои места инструменты.

    2. Удалить со станка стружку при помощи щетки. Сдувать стружку ртом и сметать ее рукой запрещается.

    3. Сдать станок учителю.

    НА АБРАЗИВНОМ СТАНКЕ (ЭЛЕКТРОТОЧИЛЕ)

    Работа на заточных станках без индивидуальных средств защиты может привести к следующему:

    а) травмирование глаз (ранение, ожоги, засорение);

    б) движущими незакрытыми деталями станка захват одежды, волос;

    в) ранение лица, тела в результате вылета осколков абразива или инструмента из-за большого зазора подручника.

    1. Правильно надеть спецодежду.

    2. Проверить надежность крепления ограждений опасных мест на станке: защитного кожуха у абразивного круга и концов шпинделя, а также исправность защитного экранчика против абразивной пыли.

    3. Путем осмотра убедиться, нет ли трещин и отколов на абразивном круге.

    4. Проверить исправность защитного заземления станка.

    5. Установить подручник для точки инструментов на 2 — 3 мм от круга абразива и надежно закрепить его.

    6. Надеть защитные очки или опустить предохранительный экран.

    7. Проверить станок на холостом ходу, отступить несколько в сторону от опасной зоны против круга.

    1. При заточке инструмента необходимо надежно удерживать его руками, плавно, без рывков и усилий подводить к абразивному кругу несколько выше горизонтальной оси его.

    2. Не наклоняться к затачиваемому инструменту для наблюдения за ходом заточки. Момент соприкосновения круга с инструментом определять по искре. Момент окончания заточки определять после того, как круг отведен от инструмента и инструмент выведен в безопасную зону.

    3. Во избежание травм запрещается:

    а) производить заточку на неисправном круге;

    б) работать без защитного экрана или очков;

    в) стоять в направлении плоскости вращения абразивного круга;

    г) проводить заточку на боковой поверхности круга;

    д) определять рукой на ощупь остроту и ровность заточенных инструментов;

    е) класть предметы на корпус станка;

    ж) отходить от станка до полной остановки вала с абразивным кругом.

    1. Выключить станок. После окончания вращения круга убрать пыль со станка с помощью сметки.

    2. Привести себя и индивидуальные средства в порядок.

    3. Станок сдать учителю.

    ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА

    До начала работы

    1. Правильно надеть спецодежду: фартук с нарукавниками или халат и головной убор — берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки.

    2. При рубке металла надеть очки.

    3. Проверить наличие инвентаря (совок, сметка, щетка для чистки напильников, сидение, подставная решетка).

    4. Проверить состояние инструментов индивидуального пользования, разложить их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщить об этом учителю.

    5. Проверить состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).

    1. Прочно закрепить обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускать плавно, чтобы не получить травму рук.

    2. Работу выполнять только исправными, хорошо налаженными инструментами.

    3. Во избежание травмирования необходимо следить за тем, чтобы:

    а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;

    б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные концы-хвостовики, были снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы, без расколов и трещин;

    в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель и др.) имели несбитую поверхность;

    г) зубило имело длину не менее 150 мм, причем оттянутая его часть равнялась 60 — 70 мм;

    д) при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.

    4. Не проверять пальцами качество опиливаемой поверхности.

    5. Не применять ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлинять рукоятку ключа путем накладывания (захвата) двух ключей.

    6. Слесарными инструментами пользоваться только по их прямому назначению.

    7. При резании металла ножницами придерживать отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).

    1. Проверить состояние инструментов и в случае неисправности их доложить учителю.

    2. Привести в исправное состояние инструменты (снять заусенцы на молотке, зубиле, керне, очистить напильники от стружки).

    3. Тщательно убрать рабочее место (стружку и опилки не сдувать и не смахивать руками). Отходы сложить в специальный ящик.

    4. Положить инструменты в том порядке, который установил учитель.

    5. Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимать их плотно, оставлять зазор в 1 — 2 мм.

    6. Привести себя в порядок.

    7. Из мастерской выходить с разрешения учителя.

    ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ

    2. Проверить наличие инвентаря (сидение, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).

    3. Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.

    1. Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

    2. Пользоваться инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.

    3. Концы полотен лучковых пил должны быть прочно закреплены в шаховках, полотна разведены. Шнур должен обеспечивать необходимое натяжение полотна.

    4. Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калевках, гелтелях. Задняя часть колодки должна быть округлой и гладкой. Расщепленные части стругов немедленно заменяются. Ручка инструмента должна быть удобной для работы.

    5. Технологические операции (пиление, отесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполнять на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.

    6. Не допускать захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращать учителю инструмент общего пользования.

    7. Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.

    8. Приготовление и разогревание клея производить под постоянным наблюдением в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.

    9. Пользоваться открытым огнем, а также электроразогревателями в деревообрабатывающей мастерской категорически запрещается.

    10. Во избежание травмирования необходимо:

    а) следить за натяжкой полотна лучковой пилы;

    б) применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании;

    в) проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель, фуганок) деревянными клиньями;

    г) в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его.

    1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.

    2. Проверить состояние инструментов и положить их в том порядке, как установлено учителем.

    3. Убрать свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.

    4. На верстаке проверить наличие и состояние клиньев, а зажимные коробки (задняя, передняя) завинтить до установленного зазора (не более 2 — 5 мм).

    6. Из мастерской выходить с разрешения учителя.

    infourok.ru