Работы с несовершеннолетними правонарушителями

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях

ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра теории и методологии социальной работы

Выпускная квалификационная работа

по специальности бакалавр 040100

На тему: «Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях»

Выполнил Лубсандоржиев Доржи Баяртуевич

Студент 4 курса

Научный руководитель Демидова Татьяна Евгеньевна

Допущено к защите

Зав. кафедрой Старовойтова Лариса Ивановна

Д.и.н., профессор _________________________

Глава I. Теоретические основы социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях ……. 10

Современные теоретические модели социальной работы в пенитенциарных учреждениях с осуждёнными подростками……….10

Современные теоретические подходы к организации социальной работы с осужденными подростками. …………………………………14

Нормативно-правовые основы социальной работы с осужденными подростками………………………………………………………………20

Глава II. Проблема эффективности социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях………………………………………………..29

Теоретические подходы к определению эффективности социальной работы с подростками………………………………………………….29

Условия эффективной социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях…………………………………………32

Теоретическое обоснование базовой модели социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях………………………..38

Глава III. Опыт социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями на примере ГУ МЦ «Дети улиц» ЮЗАО…………41

Личность бывшего осуждённого и основные проблемы социальной и её социальной реадаптации ………………………………………………. 41

Cпособы психологического воздействия на личность бывшего преступника ………………………………………………………………48

Факторы влияющие на успех социальной реадаптации ……………. 52

Анализ опыта деятельности Методического Центра по развитию ювенальных технологий в городе Москве …………………………….56

Список использованной литературы……………..……………….………. 68

Актуальность темы исследования. В настоящее время особого внимания требует социальная поддержка тех групп населения, которые не в состоянии себя защитить. К ним, безусловно, относятся осужденные, особенно подростки, которые находятся в изоляции и лишены части гражданских прав, и уже в силу этих обстоятельств они не могут самостоятельно отстаивать свои права.

Последние пять лет рост подростковой преступности идёт на спад, однако, этот показатель уменьшается не столько из-за уменьшения количества преступлений, совершаемыми подростками, а скорее связан с уменьшением численности детского населения страны. Так за последние шестнадцать лет она уменьшилась в полтора раза, а показатель преступности в целом по стране уменьшился на 1-2%. 1 В 2008 году несовершеннолетними и при их участии в России совершено 139,4 тыс. преступлений; а по итогам 2009 г. – 135,1 тыс. Приведенные показатели характеризуют отнюдь не фактический, а только лишь регистрируемый уровень подростковой преступности. Для учета латентности необходимо показатели официальной статистики увеличить, как минимум, в 4 раза. 2

Необходимость социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях вызвана к жизни следующими факторами:

во-первых, социальная работа с подростками не достаточно разработана, а точнее – находится на стадии разработки.

во-вторых, из-за того, что подростковая преступность остаётся на достаточно высоком уровне, уголовно-исполнительная система в будущем столкнется с еще большим количеством проблем: возрастет и количество пенитенциарных учреждений, в которых придется применять новые технологии воспитания и исправления осуждённых подростков.

в-третьих, возрастной уровень осужденных, по данным статистики, заметно снизился. Сейчас число лиц в возрасте 14-19 лет, находящихся в местах лишения свободы, превышает 25,2%.

Вместе с тем следует отметить, что подростки и молодежь – это наиболее активная, трудоспособная возрастная категория людей, огромный кадровый и экономический потенциал, который никак не задействован в целях развития общества и страны. 1

в-четвёртых, осужденные подростки слабо защищены законодательством государства от посягательств, издевательств и насильственных мер со стороны обслуживающего персонала пенитенциарных учреждений. Действующая пенитенциарная cистема основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников.

Подростковая преступность характеризуется крайней жестокостью: 2 подавляющее большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, составили тяжкие и особо тяжкие преступления.

Основное количество преступлений в городах, совершаемых подростками, имеют корыстную направленность. Это всевозможные кражи, грабежи, вымогательства, шантажи, массовые драки, убийства.

Пока подростками совершаются преступления, всё ещё особую роль играет привлечение их к уголовной ответственности, применение к ним различных видов наказания, и лишение свободы на определенный срок носит приоритетный характер. 3

Каждый 10-й осуждённый подросток является сиротой, либо его родители лишены соответствующих прав. Примерно 1/3 подростков, оказавшихся за колючей проволокой, имеют отклонения в психическом развитии, почти половина осужденных до ареста нигде не работали и не учились.

Таким образом, в места лишения свободы попадают лица с высоким уровнем социально-педагогической запущенности, криминальной зараженности, больные и нравственно, и психически. 1

Особо остро стоит проблема адаптации, реабилитации и ресоциализации осужденных подростков и освобождающихся воспитанников. Заключение подростков приводит к необратимым последствиям: они формируются как личности, принадлежащие к криминальной культуре. 2

Как показывают исследования, продолжительное содержание подростков под стражей по существу не исправляет их, а способствует криминализации и усилению антисоциальных установок, это признают не только общественные организации, но и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, сами служащие колоний. Это обнаруживается в рецидиве преступности бывших воспитанников: каждый 6-ой «выпускник» воспитательной колонии возвращается туда снова. Рост рецидива за 2007 – 2008гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 2009 г., каждый пятый совершил новое преступление отбывая наказание. 3

Объект исследования — несовершеннолетние правонарушители в пенитенциарных учреждениях;

Предмет исследования – социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях.

Целью дипломной работы является анализ положения несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях пенитенциарной системы и выработка путей усовершенствования организации социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

1) рассмотрение и анализ нормативно-правовых основ социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями;

2) анализ эффективности социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях

3) исследование технологии социальной работы по оказанию помощи несовершеннолетним правонарушителям в ГУ МЦ «Дети улиц»;

4) разработка практических рекомендаций по улучшению социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Степень научной разработанности исследуемой проблемы. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях рассматривается в трудах Е. И. Холостовой, И. Д. Жаркова, С. А. Ветошкина 1 . Проблемам социальной работы в пенитенциарных учреждениях посвящены работы В. В. Селяниной, Е. Я. Тищенко, Е. И. Холостовой 2 .

Особое внимание специфике социальной работы с осужденными подростками уделяется в работах М. В. Фирсова, М. Маколи 3 .

Проблемы несовершеннолетних преступников разработаны в исследованиях А. И. Антонова, О. Л. Лебедь 4 .

Проблемам формирования ювенального права посвящены работы Н. Е. Борисовой 1 .

Сущность и цели тюремного наказания представлены в работе Я. Гилинского 2 .

Проблемам теории и практики пенитенциарной педагогики посвящена работа С. А. Ветошкина 3 .

Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях освещены в работах Б. Н. Алмазова, Ю. Н. Галагузовой, А. В. Мельникова 4 .

Должное внимание уделено проблемам сохранения социально-полезных связей в трудах Е. И. Холостовой, А. В. Мельникова, Б. Н. Алмазова.

Педагогические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях освещены в работах А. Г. Сломчинского, М.А. Галагузовой, Д. П. Дьяконова, Е. Я. Тищенко 5 .

Проблема профессиональной подготовки кадров (специалистов по социальной работе) для работы с осужденными нашла свое отражение в трудах Е. И. Холостовой, М. Ф. Черкасовой 6 .

Аксиологический аспект социальной работы в пенитенциарной системе представлен в труде О. Е. Балаевой 7 .

Теоретическая основа исследования — социологические, психологические и педагогические положения, концепции и теории, раскрывающие специфику теоретических социолого-ориентированных, психолого-ориентированных, социально-педагогических, терапевтически-психологических подходов социальной работы с осуждёнными подростками; общая теория социальных систем (Берталанфи), социально-педагогическая концепция активного взаимодействия человека и среды (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, И.А. Липский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов); гуманистическая теория личности (А.В. Батаршев, А.Я. Кузнецова, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл); теоретические и практические аспекты подготовки профессиональных кадров социальной сферы (В.Г. Бочарова, Ф.Ш. Мухаметзянова, П.Д. Павленок, А.М. Панов, Т.М. Трегубова, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева).

Государственно-правовые аспекты изучаемой проблемы основывались на материалах Российско-Британского юридического семинара (Тюрьма и права человека), Уголовного кодекса, Уголовно-Исправительного кодекса Российской Федерации).

Методологическая база исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме исследования; методы индукции, дедукции, анализа и синтеза, а так же правовые, социально-психологические методы практической социальной работы.

Эмпирическая база исследования: Социальное исследование проводилось на базе Ювенального отдела ГУ МЦ «Дети улиц» Юго-западного административного округа г. Москва.

Структура дипломной работы: Данная дипломная работа состоит из содержания, введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях.

works.doklad.ru

О психологическом компоненте работы с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — З.Р. Танаева,

Текст научной работы на тему «О психологическом компоненте работы с несовершеннолетними правонарушителями»

К личностным стратегиям-ресурсам относятся Я-концен-, ция, локус контроля, восприятие социальной поддержки, эмпатия, аффцлиация, мораль и другие психологические конструкты личности. Одним из важных средовых стратегий-ресурсов является социальная поддержка, характеризуемая как обмен ресурсами по крайней мере между двумя индивидуумами, один из которых является: поставщиком социальной поддержки (например, сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних), а другой (непосредственно сам несовершеннолетний) — получателем с целью повышения благополучия.

Теоретическим подходом к разработке программы подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних* а также сотрудников других служб, занимающихся проблемами малолетних, к проведению первичной профилактики асоциального Поведения у малолетних может стать рассмотрение стратегии разрешения трудных ситуаций й‘ профессионально значимых качеств (личностно-средовых стратегий ресурсов сотрудников различных служб органов внутренних дел) в рамках разработанной модели первичной ко-пинг-профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским/Ее цель заключается в формировании активного, функционального адаптивного поведения, направленного на профилактику асоциального поведения малолетних. ‘ !

Основным способом реализаций стратегии разрешения трудных ситуаций с малолетними нарушителями является, прежде всего, по нашему мнению, обучение сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних социальным навыкам и умениям преодоления стрессовых и проблемных ситуаций, а также оказание социальной поддержки малолетним.

1. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — М., 2004.

2. Реан А.А. Семья и дети группы риска: проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Мир детства. -2004. — № 1.

3. Цветков В.Л. Проблемы совершенствования профилактической работы асоциального поведения малолетних в деятельности сотрудников внутренних дел: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — М., 2004.

4. Цветков В.Л. Психология асоциального поведения малолетних. Монография. — М.: Щит-М, 2004.

‘5. Цветков В.Л. Психология деятельности сотрудников органов внутренних дел по профилактике и преодолению асоциального поведения. Монография. — М.: Моек, ун-т МВД России, 2004.

6 Bandura A.- Social learning. Theority. — Englewood Cliffs, N.-Y. Prertice-HalE*1977.

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОМПОНЕНТЕ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

З.Р. Танаева, ст. преподаватель

Учебный центр ГУВД Челябинской области

Эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних предполагает комплекс мероприятий, успешное осуществление которых во многом зависит от специалистов, работающих с несовершеннолетними правонарушителями. Однако среди множества факторов, обусловливающих проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, можно выделить и недостаточную подготовленность

специалистов, работающих с данной категорией лиц. Теоретико-экспериментальные исследования показали, что содержание образования юридических вузов является отражением важнейших изменений, происходящих в обществе, однако в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних даннай проблема в настоящее время относится к числу менее разработанных.

Существующие программы высших юридических образовательных учреждений создают необходимую психологическую основу для подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, играют существенную роль в повышении правовых знаний в области расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, однако они не рассчитаны на специфику работы с данной категорией лиц, в них не предусмотрено обучение методике организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Кроме того, отдельные аспекты подготовки к этому виду деятельности рассматриваются в разных дисциплинах обособленно.

Для обеспечения высокого уровня подготовки выпускников юридических вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, способных решать профессиональные задачи в условиях изменяющейся социально-политической обстановки, увеличения уровня и качественного изменения преступности несовершеннолетних, необходимо решить проблему научно обоснованного построения всего учебно-методического обеспечения процесса подготовки специалиста к данному виду деятельности. В этой связи особую актуальность, на наш взгляд, приобретает разработанная нами междисциплинарно-правовая педагогическая система подготовки будущего юриста к работе с подростками-правона-рушителями, определяющаяся интеграцией ее компонентов: психолого-педагогического (ознакомление с научно обоснованной методикой организации работы с несовершеннолетними правонарушителями), правового (овладение необходимыми теоретическими знаниями в области права) и поведенческого (развитие положительной, устойчивой мотивации обучаемых к работе с несовершеннолетними правонарушителями).

Остановимся подробно на психолого-педагогическом компоненте разработанной нами системы. Психолого-педагогический компонент системы подготовки будущего юриста к работе с несовершеннолетними правонарушителями позволяет научно обосновать требования к процессу профилактики подростковой преступности и выработать научно обоснованную методику организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Возможности психолого-педагогических методов в перевоспитании девиантных подростков доказаны многими исследователями (А.Г. Антонова, И.Т. Буху-лейшвили, Н.Н. Верцинская, А.С. Новоселова, Т.В. Писарева, В.А. Родионов и др.).

Актуальность овладения психолого-педагогическими знаниями в работе с несовершеннолетними правонарушителями также очевидна. Поскольку нормативные документы (приказы, директивы, указания) ставят перед специалистами задачи, регламентирующие круг обязанностей, предписывают, что необходимо делать, но не дают ответа на вопрос, как это делать, на местах отсутствует научно обоснованная методика организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Поэтому большинство специалистов, работающих с данной категорией лиц, испытывают трудности в проведении обследования по выявлению сущности и причин отклоняющегося поведения подростков; в анализе полученных результатов; в выборе форм и методов работы, адекватной уровню и виду отклоняющегося поведения подростков; в проведении групповой и индивидуальной профилактической работы с данной категорией подростков и их родителями; в составлении психолого-педагогической характеристики на правонару-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

шителей. Выявленные затруднения практических работников, осуществляющих профилактическую деятельность, приводят, в конечном итоге, к тому, что они больше внимания обращают на внешнюю сторону поведения несовершеннолетних, а не на мотивы его поступка; стремятся навязать способы поведения в готовом виде; оценивают отдельные поступки подростка вне контекста его общего поведения. Низкий уровень подготовки кадров, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, является причиной преобладающего авторитарного стиля взаимодействия с подростком и членами его семьи, осуществления формально-ролевого, а не межличностного общения.

Анализ трудов А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г’. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского показал, что успешное решение педагогами проблемы предупреждения отклонений поведения у подростков они связывали с глубокими знаниями о ребенке, умениями владеть особыми методами и приемами воздействия. Так, К.Д. Ушинский подчеркивал умение учителя всесторонне и глубоко изучать личность воспитанника, со всеми ее положительными сторонами и недостатками. Многие исследователи и в настоящее время указывают в своих педагогических исследованиях на значительные возможности психолого-педагогической подготовки педагогов в работе с девиантными подростками (И.А. Михеев, Н.В. Прозорова, В.Н. Рязанцева и др.). Накопленный опыт в данном направлении создает основу для разработки психолого-педагогической подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Конкретными задачами психолого-педагогического компонента разработанной нами междисциплинарно-правовой педагогической системы подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями являются:

— раскрытие механизмов и закономерностей профилактического воздействия на перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей;

-ознакомление с основными подходами к проблеме изучения индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и их групп: классификация и характеристика изучения личности данных подростков;

— определение основных форм и методов работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Теоретико-экспериментальное исследование показало, что психолого-педагогический компонент должен включать в себя знание:

— психолого-возрастных особенностей несовершеннолетних правонарушителей; их учет в профилактической работе;

-психических состояний подростков (стресс, депрессия, тревожность) и их учет в профилактической работе с ними;

— криминогенных проявлений свойств психики несовершеннолетних (лидерство, сила личности, импульсивность, агрессивность) и способы их нейтрализации;

-различных точек зрения на типологию несовершеннолетних правонарушителей;

— общесоциальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних;

— различных форм предупреждения преступности среди несовершеннолетних (взаимодействие с гражданами и общественностью, общеобразовательными учреждениями, роль семьи и т.д.);

— общепрофилактических мероприятий, проводимых органами и учреждениями системы профилактики преступности среди несовершеннолетних;

-этапов профилактики преступности несовершеннолетних;

— методов и приемов индивидуальной работы с правонарушителями, в том числе предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций;

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

cyberleninka.ru

Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательно (стр. 1 из 18)

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время ситуация современного детства в России тревожна и опасна для самих подростков. Обострившиеся противоречия во всех сферах жизни общества, в первую очередь, отразились на судьбах подрастающего поколения.

Проблема правонарушений в подростковом среде присутствовала в обществе во все времена. Однако как негативное социальное явление преступность в подростковой среде всегда ярко проявляется и обостряется в связи с социальными потрясениями и взрывами (войнами, терроризмом, этническими конфликтами, социально- политическими и экономическими кризисами). Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, которое проявляется в форме жестокости и агрессии. Растет преступность среди подростков. Появляются новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, занимаются проституцией и сутенёрством, совершают экономические преступления. В современном обществе педагоги, психологи, юристы, медики бьют тревогу в связи с тем, что подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения.

В соответствии с этим можно поставить проблему : каковы социально-педагогические методы проведения индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в колонии.

Решение этой проблемы и составило цель исследования. Крупные теоретические и практические достижения с разработкой данного вопроса представлены в работах социологов, социальных педагогов, психологов, таких как: Кон И. С., Еникеев М.И., Глинский Я. И., Мокрецов А.И., Пирожков В.Ф, и многих других.

Исходя из проблемы, мы выделили объект исследования: индивидуальная профилактика правонарушений у несовершеннолетних.

Предметом исследования является процесс индивидуально-профилактической работы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью решаются следующие задачи :

1. проанализировать социально-педагогические и психологические исследования по вопросу специфики индивидуально-профилактической работы с подростками.

2. выявить особенности несовершеннолетних правонарушителей

3. подготовить методические рекомендации для педагогов и социальных педагогов, обеспечивающих индивидуальный подход в профилактике правонарушений.

При написании дипломной работы использовались следующие методы:

— анализ психолого — педагогической литературы;

— моделирование и синтез теоретической литературы;

— анкетирование, беседы, тестирование, опросы.

Новизна и значимость работы.

Совокупность теоретических положений, методических рекомендаций и выводов может быть использовано в практической работе социального педагога.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

1.1. Понятие и специфика индивидуально-профилактической работы с подростками.

В данном параграфе будут рассмотрены следующие понятия: определение, основные направления профилактики правонарушений у подростков, специфика проведения индивидуально-профилактической работы с подростками, а так же причины, влияющие на формирования делинквентного поведения.

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение профилактики: «Профилактика (от греч. Prophylaktikos) система мер по предупреждению негативных явлений» [4, 215]. Индивидуально- профилактическая работа, с точки зрения Васильева В.Л, это система превентивных мер, осуществляемая с учетом личностных, половых, возрастных, национальных, социальных и т.д. особенностей человека [6, 121]. В силу темы дипломной работы, нас будет интересовать профилактика правонарушений у подростков. Под профилактикой правонарушений у подростков мы, вслед за Мицкевичем А.В., будем понимать совокупность социальных, педагогических, психологических и юридических мероприятий, направленных на предупреждение противозаконных действий со стороны лиц, не достигших совершеннолетия [22, 72].

Для проведения профилактики правонарушений необходимо знать, какие факторы влияют на делинквентное поведение подростка. Мокрецов А.И. дает следующие определение делинквентного поведения: «делинквентное поведение — это крайние проявление девиантного поведения, которое является уголовно наказуемым» и подчеркивает, что причиной совершения несовершеннолетним преступления яв­ляется взаимное влияние отрицательных факторов внешней сре­ды и личности самого несовершеннолетнего [23,79].

Анализ работ Тигунцевой и Васильева В.Л. позволяет выделить следующие социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения:

Негативные процессы, происходящие в обществе. Состояние общества, характерное для России, Лукашева Е.А. определила понятием «социальная дезорганизация, происходящая из-за возникшего нормативного, морального, идеологического вакуума». Это происходит на фоне кардинальных и длительных процессов расслоения общества на бедных и богатых. Как следствие, в поведении подрастающего поколения в различных формах и проявлениях возникают многочисленные социальные отклонения, приводящие к правонарушениям [21, 93]. Тигунцева Л.М. выделила наиболее существенные из них:

· отсутствие ясной, целостной, позитивной государственной идеологии, направленной на формирование общественных ценностей;

· несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений как во взрослой, так и в несовершеннолетней среде;

· доступность табака, алкоголя, наркотиков (на уровне государства);

· ослабление, разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (семьи, школы, детских и юношеских организаций). Отсутствие или недостаточное количество общественных формирований, которые призваны заниматься воспитанием детей приводит к тому, что воспитание подростков часто происходит стихийно, а иногда под влиянием людей, ведущих антисоциальный образ жизни;

· отсутствие социальных гарантий государственной поддержки для экономически несостоятельных семей;

· недоступность, для определенной части детей, качественного бесплатного дополнительного образования.

· негативное влияние фильмов, содержащих сцены насилия. По возра­стным психологическим особенностям подростки вос­приимчивы к различным влияниям. Особенно хорошо воспринимается информация яркая, нестандартная, полученная визуальны путем, например фильмы. Но среди произведений современной кине­матографии встречаются и порочные произведения, различные боевики и фильмы ужасов, которые воздействуют отрицательно на зрителей, особенно молодых. Показа фильмов, где человек преступающий закон, является главным положительным героем, частое звучание по радио «блатных» песен приводит к тому, что в сознании подростка формируется устойчивый романтический образ преступника. Подросток стремится подражать тому образу жизни, который рисуется в этих произведениях;

· отсутствие единой программы по правому просвещению подростков Часто подростки не знают о карательных функциях правовых норм [35, 96].

Неблагополучная семья. Нездоровая обстановка в семье, корыстолю­бие, жадность, стяжательство, равнодушие к людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемое родителями, асоциальный и антисоциальный образ жизни родителей и ближайших родственников, по мнению Васильева В.Л., фор­мируют у подростка ложное представление о действи­тельности, приводят к возникновению антиобщественных навы­ков и привычек. Особенную опасность для развития ребенка представляет его нахождение в криминально-аморальной семье [5, 203].

На формирование делинквентного поведения подростка может повлиять не только отсутствие моральных устоев в семье и ее антиобщественная направленность, но и количество детей в семье, вид воспитания.

Новоселова А. С. обратила внимание на тот факт, что часто подростки из семей, имеющих более 4 детей, имеют нарушения в поведении и ведут асоциальный образ жизни. Она так же отмечает, что причины подверженности таких подростков риску пока недостаточно ясны. Этот риск, видимо, обусловлен усложнением проблем воспитания сразу нескольких детей и, в какой-то степени, большей вероятностью разногласий в семье. К этому можно добавить, что, как показано исследованиями Деменьтьва И.Ф. и Деева В.Г., большие семьи чаще всего находятся в плохих условиях: живут в тесных домах и сталкиваются с финансовыми трудностями. Родители в таких семьях часто делегируют детям часть своих полномочий по материальному содержанию семьи. Отсутствие жизненного опыта, низкий контроль со стороны родителей может привести к тому, что дети будут решать стоящие перед ними финансовые проблемы антисоциальными методами.[24, 159]

mirznanii.com