Новый закон рф 2018 года

Новые законы-2018: что изменилось в стране с 1 июня?

Борьба с авиадебоширами, желтая разметка и новые правила для должников

Шипы, цветная разметка и новости европротокола

Резко подорожавший за последние пару недель бензин — не единственный повод удивиться для автолюбителей всей страны. В июне их ждёт еще несколько более приятных сюрпризов. Так, с 1 июня решено отменить требование об обязательном нанесении наклейки со знаком «Ш» на стекло автомобиля с шипованной резиной.

Требование ввели в конце 2017-го, но продержалось новшество всего одну зиму — в ГИБДД решили, что своей функции — помогать другим водителям вычислять тормозной путь следующего впереди автомобиля — наклейка не выполняет.

Еще с 1 июня в России изменились правила европротокола, то есть оформления ДТП без вызова полиции. М аксимальную сумму выплаты по европротоколу увеличат сразу в два раза — до 100 тысяч рублей для всех регионов, кроме Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где с 2014 года действует страховая выплата в размере до 400 тысяч рублей. Все это действительно для аварий, случившихся со 2 июня.

Будьте готовы и к тому, что на дорогах может появиться новая цветная разметка. С 1 июня вступил в силу национальный стандарт, по которому запрещенные для обгона зоны могут обозначаться желтыми полосами, а движение на перекрёстках — синими. Разноцветные обозначения, по мнению ГИБДД, не дадут водителям пропустить разворот или запрет выезда на перекрёсток.

Долой рекламу на квитанциях ЖКХ!

Россияне с 1 июня начнут получать новые квитанции за услуги ЖКХ. В новую квитанцию включат размер повышения платы, суммы долга и штрафа, данные о штрафах управляющей компании или ТСЖ. Помимо этого, в ней будет указан идентификатор платежного документа и единого лицевого счета, которые необходимы для проверки достоверности квитанции и оплаты коммунальных услуг онлайн.

Также с 3 июня на платёжных документах для оплаты ЖКХ запрещено размещать рекламу, в том числе и на оборотной стороне. На квитанциях теперь можно печатать лишь информацию о тарифах, поставщиках услуг и социальную рекламу.

Черные авиасписки

Отличная новость для всех часто летающих россиян — отныне им не придется терпеть рядом с собой разнообразных хулиганов, дебоширов и прочих проблемных элементов. С 4 июня авиаперевозчики смогут вести собственные черные списки пассажиров, «отказавшихся выполнять распоряжения командира экипажа во время рейса, хулиганивших на борту, а также совершавших любые действия, угрожающие безопасности воздушного судна».

Самое важное — всем попавшим в такой список компания может отказать в осуществлении перелета и дальнейшей покупке билетов на свои рейсы. Оспорить такое решение можно будет в суде, но если суд не встанет на сторону клиента, ему можно будет забыть о полетах на самолетах этой компании.

Блокировка купленных «с рук» SIM-карт

С 1 июня операторы обязаны отключать SIM-карты абонентов, если не могут подтвердить их личность. Поправки в закон «О связи» приняли в июле 2017 года. Они обязывают операторов проверять достоверность данных абонента, а компании, которые пользуются корпоративными тарифами — предоставлять информацию о пользователях.

Главная проблема — до сих пор на правах анонимности сотовой связью пользовались не только покупатели «серых» SIM-карт, но и сотрудники компаний, которые вполне легально приобрели пакет корпоративной связи с несколькими привязанными к нему номерами. Крупные операторы уже обратились к корпоративным клиентам с просьбой сообщить всю недостающую информацию о пользователях номеров.

Формально, теперь любых анонимных пользователей операторы должны будут просто отключить.

Новые правила для должников

С 1 июня появится несколько новых правил в отношениях между должниками и их кредиторами.

Ужесточаются требования к оформлению самих займов. Раньше заключать письменный договор с кредитором нужно было, если сам заем в 10 раз превышал минимальный размер оплаты труда. Теперь такой договор стороны должны будут подписать, если сумма займа составляет 10 тыс. рублей и более. Если сделка была заключена в устной форме, то подтвердить ее нужно будет, например, выпиской из банка.

Кроме того, на первой странице договора должна будет стоять полная стоимость кредита с процентами и сумма основного кредита. Сотрудники банка также обязаны будут рассказать клиенту о плавающих ставках и об их влиянии на размер платежей заемщика как по валютным, так и по рублевым кредитам.

Благодаря поправкам в ГК РФ теперь можно взять кредит в банке, чтобы погасить предыдущую задолженность. Но это возможно только в том случае, если речь идет об одной и той же финансовой организации.

Кроме того, с 1 июня кредитор, уступивший долг третьей стороне, больше не несет ответственности, если долговое требование окажется недействительным. Для этого, впрочем, кредитору нужно будет доказать, что он не знал об этом обстоятельстве.

webcache.googleusercontent.com

Обзор законопроектов

13 июля 2018 года

Законопроектом предлагается снизить кворум для принятия решения общим собранием собственников о наделении совета многоквартирного дома полномочиями по принятию решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме с кворума не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме до кворума более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников.

Также планируется увеличить с простого большинства голосов от общего числа принимающих участие в собрании собственников помещений в многоквартирном доме до 2/3 голосов от общего числа кворум для принятия решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в нем, в т.ч. о размещении, обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект Закона подготовлен в связи с принятием Конституционным Судом РФ Постановления от 05.12.2017 N 36-П, признавшего п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» не соответствующим Конституции РФ в части отказа в назначении страховой пенсии детям по случаю потери ими кормильца, самостоятельно поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Законопроектом предлагается внести в Федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О страховых пенсиях» и «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изменения, предусматривающие признание нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца его детей, братьев, сестер и внуков, обучающихся по очной форме обучения за границей, вне зависимости от условия направления этих лиц на обучение в соответствии с международными договорами РФ.

Также предусматривается внесение дополнений, согласно которым условием выплаты пенсии по случаю потери кормильца данной категории граждан является ежегодное подтверждение пенсионером факта соответствующего обучения, а основанием для приостановления (прекращения) ее выплаты — несоблюдение указанного условия.

Проектом закона предусматривается включить в перечень подакцизных товаров нефтяное сырье и кальянную смесь.

Планируется увеличить с 01.01.2021 ставки акцизов, проиндексировав их на прогнозируемый Минэкономразвития России уровень инфляции в 4%. При этом ставки акцизов на период 2019 — 2020 гг. останутся на действующем уровне.

Разработчиками проекта предлагается ввести вычеты по акцизам для организаций, которые получили свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья. Указанное свидетельство будет выдаваться компаниям, которые перерабатывают нефтяное сырье с целью получения товаров в виде продуктов, таких как прямогонный, автомобильный бензин, авиационный керосин, дизельное топливо, средние дистилляты, высоковязкие продукты. За выдачу свидетельства вводится госпошлина в размере 3500 руб.

Кроме того, законопроектом равномерно повышаются ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата при одновременном предполагаемом снижении с 30% до 0% от цены нефти ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в течение 6 лет, начиная с 01.01.2019.

Правительством РФ предлагается освободить организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты госпошлины при подаче ими заявления о государственной регистрации в форме электронного документа. Аналогичные правила будут действовать в случае оформления ликвидации и реорганизации юридического лица.

Правительством РФ разработан законопроект, в соответствии с которым ставка НДС будет повышена с 18% до 20%.

Кроме того, предлагается предоставить налогоплательщикам-производителям право не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий, полученных в 2018 году на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в т.ч. сельскохозяйственной техники.

Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предусматривается установить на постоянной основе в размере 22% с сумм выплат физическим лицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, и 10% — в отношении выплат сверх установленной предельной величины.

Законопроектом предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты РФ, регулирующие вопросы пенсионного страхования, установив новые тарифы для определения суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии.

Кроме того, уточняется порядок определения суммы страховых взносов для формирования пенсионных прав при исчислении страхового взноса в фиксированном размере.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В целях упрощения процедуры получения профессионального образования и сдачи квалификационного экзамена для приобретения статуса оценщика, определения порядка реорганизации саморегулируемой организации оценщиков (далее — СРО оценщиков), а также усовершенствования правил ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) разработчиками законопроекта предлагается:

— закрепить, что профессиональное образование оценщиков должно будет осуществляться по программам высшего и дополнительно профессионального образования. В случае необходимости повторной сдачи квалификационного экзамена срок допуска к нему будет сокращен с 90 до 30 дней. При этом планируется отменить требование к опыту работы для получения квалификационного аттестата оценщика;

— СРО оценщиков разрешить реорганизацию только в форме присоединения к другой СРО оценщиков, закрепив при этом особенности реорганизации данной некоммерческой организации и порядок внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр СРО оценщиков;

— установить, что особенности применения кадастровой стоимости для целей налогообложения могут быть установлены законодательством о налогах и сборах;

— отменить пятилетний ограничительный срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, исчислявшийся с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости;

— в целях упрощения поиска информации по публикуемому ЕФРСБ возложить на арбитражных управляющих обязанности по публикации в указанном реестре ряда дополнительных сведений согласно установленному перечню;

— исключить требование по обязательной оценке в составе имущества должника имущества, являющегося предметом залога.

В целях создания транзитных коридоров, повышения их конкурентоспособности, организации движения маршрутных поездов с транзитными грузами и введения особенностей тарифно-таможенного регулирования транзитных перевозок разработчиками законопроекта предлагается урегулировать отношения, возникающие при осуществлении перевозок транзитных грузов (товаров) через территорию РФ всеми видами транспорта.

В связи с этим законопроектом планируется:

— закрепить необходимый понятийный аппарат, ввести при этом новое понятие «оператор транзитной перевозки»;

— определить правила осуществления перевозок транзитных грузов (товаров) через территорию РФ, закрепив при этом порядок документарного оформления указанных перевозок, предусмотреть его гармонизацию с международной практикой;

— установить особенности государственного регулирования перевозок транзитных грузов (товаров) через территорию РФ, в т.ч. оптимизировать процедуры и сократить сроки проведения контроля транзитных грузов при пересечении государственной границы;

— возложить на соответствующий уполномоченный орган обязанность по ежегодному объявлению размера предельного провозного платежа по каждому транзитному транспортному коридору и виду транспорта;

— ввести взаимную ответственность участников транзитной перевозки за нарушение установленных требований;

— регламентировать порядок создания и функционирования транзитных транспортных коридоров.

Одновременно подготовлены корреспондирующие изменения в некоторые нормативные правовые акты.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Законопроектом предлагается установить запрет на рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

— распространить действие Федерального закона «О кредитных историях» на расположенные за пределами Российской Федерации филиалы, являющиеся источниками формирования кредитных историй, только если это не противоречит законодательству государства их места нахождения;

— расширить понятие договора займа (кредита), включив в него договоры банковского счета, предусматривающие осуществление платежей со счета, несмотря на отсутствие денежных средств (кредитование счета);

— уточнить состав идентификационных сведений, которые необходимо указывать в титульной части кредитной истории в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

— отнести к источникам формирования кредитной истории ликвидационную комиссию (ликвидатора) в случае ликвидации юридического лица, а также лиц, приобретших право требования по обязательствам, в т.ч. специализированные финансовые общества и ипотечных агентов;

— определить порядок проведения идентификации субъекта кредитной истории;

— возложить на бюро кредитных историй обязанность принимать запросы субъекта кредитной истории как в письменной форме, так и в форме электронного документа;

— увеличить с 2 до 6 месяцев срок действия согласия субъекта кредитной истории на предоставление данных пользователю кредитной истории и сократить с 5 до 3 лет срок хранения данного согласия.

В целях совершенствования законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, законопроектом, в частности, предлагается:

— установить запрет на продажу, прокат, аренду, а также выдачу из фондов общедоступных библиотек информационной продукции, запрещенной для детей, несовершеннолетним;

— уточнить положения, касающиеся запрета на распространение продукции с маркировкой «18+» вблизи школ, детских садов, поликлиник и др. организаций, предназначенных для детей. Данная информация не допускается к распространению на расстоянии менее чем 100 метров от детской организации. Субъекты РФ вправе устанавливать свои границы в зависимости от особенностей и плотности застройки в каждом конкретном населенном пункте, но не менее 50 метров от границ территорий указанных организаций;

— обязать организаторов зрелищных мероприятий, на которых демонстрируется информационная продукция, запрещенная для распространения среди детей, не допускать на такие мероприятия лиц младше 18 лет.

Одновременно с этим продавцы билетов, контролеры, библиотекари наделяются правом требовать документ, удостоверяющий личность, в случае, если есть сомнения относительно совершеннолетия лица, желающего приобрести билет, пройти на мероприятие или воспользоваться библиотечным фондом.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Парламентарии предлагают на законодательном уровне обеспечить возможность посещения родителями, иными членами семьи, законными представителями пациента при оказании ему стационарной медицинской помощи в медицинской организации в отделении реанимации и палате интенсивной терапии. При этом порядок посещения будет устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Инициаторами законопроекта предлагается признать в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) лицом, проживающим совместно с несовершеннолетним, а равно любыми лицами (не только несущими обязанность по надзору за несовершеннолетним), осуществляющими трудовую деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

При этом соответствующая ответственность может быть возложена как на лиц, выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению и (или) защите прав и законных интересов несовершеннолетнего (несовершеннолетней) в силу закона, так и на лиц, выполняющих указанные обязанности по договору.

В целях защиты прав на половую неприкосновенность лиц, не достигших 12-летнего возраста, т.е. находящихся в силу возраста в беспомощном состоянии, закрепляется положение, согласно которому сроки давности по невыявленным преступлениям в отношении малолетних детей не будут течь до момента достижения жертвой 18 лет (совершеннолетия). Данное правило будет распространяться на все преступления против половой неприкосновенности детей независимо от категории тяжести.

Законопроектом вводится возможность назначения пожизненного лишения свободы за совершение преступления против половой неприкосновенности малолетнего, влекущего тяжкие последствия.

Также предусматривается ответственность за понуждение детей к действиям сексуального характера с использованием сети Интернет, а также за факты такого понуждения группового характера.

Планируется повысить уголовную ответственность (т.е. отнести к числу тяжких преступлений) за понуждение несовершеннолетних к действиям сексуального характера, если такие действия совершаются лицами, имеющими судимость за преступления против половой неприкосновенности.

Кроме того, законопроектом предлагается признать тяжким преступлением изготовление, приобретение, хранение и (или) перемещение, а равно распространение, публичную демонстрацию или рекламирование материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Устанавливается уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, и повышается уголовная ответственность за укрывательство особо тяжких преступлений.

Согласно подготовленным изменениям в Уголовно-процессуальный кодекс РФ планируется обеспечить в ходе судебного следствия при допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до 14 лет возможность участия психолога.

ПРАВОСУДИЕ

Законопроектом предлагается исключить из полномочий старшего судебного пристава субъекта РФ право распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, и закрепить его за главным судебным приставом субъекта РФ и старшим судебным приставом структурного подразделения ФССП России.

Одновременно с этим в качестве счета по учету названных средств планируется определить депозитный счет структурного подразделения ФССП России или депозитный счет территориального органа службы.

ВНЕСЕННЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

Новое в российском законодательстве

12 июля 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены уточнения в правила оценки эффективности функционирования особых экономических зон

— добавлены показатели, учитываемые при осуществлении оценки эффективности особых экономических зон: показатель эффективности планирования при создании особой экономической зоны и показатель объема выручки управляющей компании особой экономической зоны туристического кластера от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

— увеличено количество учитываемых показателей объема израсходованных бюджетных средств в деятельности особой экономической зоны;

— установлен порядок оценки эффективности особых экономических зон, за исключением особых экономических зон, входящих в состав туристического кластера;

— определен порядок расчета показателей эффективности, применяемых для оценки особых экономических зон туристического кластера.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Минстроем России разъяснены особенности установления тождественности и схожести фирменных наименований организаций, владеющих лицензиями на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами

Сообщается, в частности, что в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ определение тождественности наименований юридических лиц может определяться путем установления:

графического сходства наименований (например, ООО УК «Урал» и ООО УК «УРАЛ»);

смыслового сходства наименований на основании таких признаков, как использование различных слов или словосочетаний, их сокращений, дополняющих основное наименование, характеризующих родовые или видовые признаки предмета, использование словесного описания символов, знаков препинания, орфографических знаков применительно к одинаковым словам, словосочетаниям, указание на различную организационно-правовую форму юридических лиц с одинаковым или схожим до степени смешения наименованием;

звукового (фонетического) сходства, определяемого по наличию ассонанса (при совпадении или близости произношения, созвучности) при различном написании слов (например, ООО «Дымов» и ООО «Дымофф»).

Указанные признаки рекомендуется учитывать как каждый в отдельности, так и в совокупности. Также необходимо сопоставлять как полное, так и сокращенное наименование юридического лица, которое указывается в его уставных документах и ЕГРЮЛ. При этом наименование следует считать тождественным, если оно совпадает с ним во всех элементах, а сходным до степени смешения — если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные различия.

При определении даты возникновения права на фирменное наименование необходимо учитывать дату выдачи лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, а при совпадении дат — число номера лицензии.

У любителей погреться за чужой счет наступят трудные времена

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354) (далее — Правила), в той мере, в какой эти положения не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.

Положения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дают рачительно расходующим тепловую энергию потребителям коммунальных слуг, несущим расходы на обеспечение сохранности индивидуальных приборов учета тепловой энергии, их надлежащую эксплуатацию и своевременную замену, основания для законных ожиданий соразмерного снижения платы за отопление, тем более в ситуации, когда многоквартирный дом при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а жилые и нежилые помещения в этом доме были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к данным Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Приведенное нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически создает — в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме — условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует — вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке — достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3.3 и 3.4 приложения N 2 к Правилам, исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Во взаимосвязи с абзацем третьим того же пункта это означает, что возможность учета фактического потребления тепловой энергии в помещениях многоквартирного дома, оснащенных соответствующими индивидуальными приборами учета, обусловливается наличием исправных приборов во всех иных помещениях многоквартирного дома (даже применительно к тем многоквартирным домам, все помещения в которых в соответствии с нормативными требованиями должны быть оборудованы таковыми, а на собственников и пользователей этих помещений возлагается обязанность по их надлежащей эксплуатации, обеспечению сохранности и своевременной замене). Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий создания равных условий для реализации своих прав и законных интересов лицами, относящимися к одной категории (собственниками и пользователями помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в многоквартирном доме, в котором не во всех помещениях имеются такие приборы, с одной стороны, и собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, все помещения которого имеют соответствующее оснащение, — с другой), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания.

При этом часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объема, который определяется по показаниям приборов учета, не разделяет значение коллективных (общедомовых) приборов и индивидуальных приборов учета и тем самым порождает неопределенность, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ указал, что Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

Вместе с тем, поскольку отвечающее конституционно одобряемой цели охраны окружающей среды и задачам политики государства по энергосбережению добросовестное, законопослушное поведение собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, выражающееся в обеспечении сохранности индивидуальных приборов учета тепловой энергии, их своевременной замене и надлежащей эксплуатации, требует поддержки и поощрения, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Минтруд России разъяснил порядок применения решения Конституционного Суда РФ о невключении в состав МРОТ районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П.

В Письме сообщается, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина МРОТ в РФ. С 1 мая 2018 года МРОТ установлен в сумме 11163 рубля в месяц, что составляет 100 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Структура заработной платы определяется организацией самостоятельно.

Под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Это подтверждено Постановлением N 38-П, согласно которому положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они не предполагают включения в состав МРОТ районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии с данным Постановлением оно окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения (7 декабря 2017 года), действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Постановление распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты.

Иной подход не соответствовал бы принципам разумности и справедливости, не учитывал финансово-экономическое положение работодателей, в т.ч. в бюджетной сфере, особенности бюджетного процесса.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Представлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ за второй квартал 2018 года по вопросам налогообложения

Так, в частности, Определением Верховного Суда РФ от 25.06.2018 N 306-КГ18-7689 были поддержаны выводы судов о том, что принятое обществом решение о реализации акций своих дочерних компаний через подконтрольную дочернюю организацию, зарегистрированную в Республике Кипр, привело к сокрытию налоговой базы налогоплательщика при реализации ценных бумаг и выводу прибыли из-под налогообложения в Российской Федерации.

Аналогичный вывод о получении необоснованной налоговой выгоды был сделан Верховным Судом РФ в Определении от 27.06.2018 N 308-КГ18-8068. Так, при рассмотрении вопроса о применении обществом ставки 5 процентов по налогу на доходы иностранных организаций в виде дивидендов было указано, что совокупность сделок, заключенных между обществом, российскими обществами, а также зарегистрированными в Республике Кипр компаниями, представляла собой часть единой схемы, реализованной с целью искусственного создания условий для применения льготы.

Кроме того, Верховным Судом РФ были признаны основанными на неверном толковании норм права доводы о том, что подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ предусматривает исключение из объекта налогообложения только операций по реализации должником-банкротом имущества, включенного в конкурсную массу, а изготовленная в рамках текущей производственной деятельности продукция подлежит налогообложению НДС.

Указано, что реализация товаров, произведенных (приобретенных) организациями-банкротами в ходе своей текущей деятельности с 1 января 2015 года в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ должна осуществляться без выставления счета-фактуры, без НДС и без выделения его в стоимости в первичных и платежных документах.

В Определении от 12.04.2018 N 841-О Конституционным Судом РФ было указано на то, что отказ от применения нулевой ставки по НДПИ был реализован законодателем в рамках комплекса мероприятий по изменению системы фискального регулирования в нефтяной сфере, предполагающего при повышении ставок по НДПИ одновременное снижение вывозных пошлин и введение понижающих коэффициентов. В этой связи обществу было отказано в рассмотрении жалобы на законоположения, которые, по мнению общества, произвольно лишили его права на применение льготной (нулевой) ставки на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 342 НК РФ.

Федеральное казначейство подготовило «памятку» о порядке действий при возникновении просроченной дебиторской задолженности по выданным авансам в рамках государственных контрактов

При возникновении просроченной дебиторской задолженности контрагенту направляется требование об уплате пеней (расчет осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042), а также осуществляется информирование правоохранительных органов о фактах неисполнения обязательств по госконтрактам при наличии признаков правонарушений.

Приводится порядок действий при урегулировании просроченной дебиторской задолженности в досудебном/судебном порядке. Порядок описывает содержание действий, срок исполнения, устанавливает исполнителей и отражает результат осуществления соответствующих действий.

Налогоплательщики ЕСХН не уплачивают налог на имущество в отношении объектов, используемых по целевому назначению и одновременно в иных целях

Также указано, что в отношении имущества, не используемого непосредственно для производства сельхозпродукции, переработки и реализации этой продукции (в отношении административного здания, офисного помещения, объектов жилого фонда, столовой, иных объектов), налоговая льгота такими налогоплательщиками не применяется.

Чтобы не уплачивать налог, угнанное транспортное средство необходимо снять с регистрационного учета

Не облагается налогом транспортное средство, находящееся в розыске, если факт угона или кражи подтвержден документом, выданным уполномоченным органом (к таким документам может относиться, в частности, справка об угоне (краже) транспортного средства, справка или постановление о возбуждении уголовного дела в связи с его угоном, справка о прекращении уголовного дела по факту угона (кражи) в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности).

Обращено внимание на то, что, если розыск прекращен, транспортное средство не нашлось, а владелец не снял его с регистрационного учета, налогообложение возобновляется.

В основу бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 — 2021 годы будет взят базовый вариант сценария социально-экономического развития России

Базовый вариант прогноза предусматривает, что цена на нефть в 2018 году составит 69,3 долл. США за баррель. Начиная с 2019 года, стоимость нефти марки «Юралс» будет постепенно снижаться, опустившись до 57,9 долл. США за баррель к 2021 году.

По итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,4%. Замедление темпов экономического роста будет связано как с умеренным замедлением инвестиционной активности, так и снижением темпов роста потребительского спроса.

В целях повышения инвестиционной активности Правительство РФ разрабатывает план мероприятий, направленных на ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышение до 25% их доли в ВВП.

В 2019 году предстоит принять новую редакцию Бюджетного кодекса в качестве системного, стабильного и удобного для правоприменения закона.

Планируется принятие ряда мер по расширению доходной базы регионов, изменению разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде будет выступать развитие института государственных (муниципальных) программ на проектных принципах управления.

В числе системных мер предусматривается формирование стабильных налоговых условий для делового сообщества.

Так, в частности, предполагается повысить основную ставку НДС с 18% до 20% с фиксацией на постоянной основе ставки тарифа страховых взносов на уровне 30%. В целях минимизации влияния повышения ставки НДС на социально-незащищенные группы людей, льготные ставки НДС на основные социально значимые товары и услуги будут сохранены.

В целях стимулирования экспорта планируется обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам путем снижения пороговых значений совокупных сумм налогов с 7 до 2 млрд рублей.

С 1 января 2019 года планируется исключить из объекта налогообложения движимое имущество.

Предусматривается введение с 1 января 2019 года нового режима налогообложения для нефтяного сектора — налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (НДД), который будет осуществляться в тестовом режиме на отдельных участках недр.

Для обеспечения благоприятных условий деятельности малого бизнеса будет разработан новый специальный налоговый режим — система налогообложения в виде налога на профессиональный доход.

Планируется продление моратория на функционирование института КГН (с ограничением срока действия такого института до 2023 года).

В планах также расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН (растениеводство и животноводство).

С 2019 года может быть отменена пониженная ставка акциза в отношении вин, игристых вин с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения. В отношении винограда, используемого производителями винодельческой продукции, может быть введен статус подакцизного товара.

Для стимулирования использования электронных сервисов предлагается снизить размер государственной пошлины до нуля при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа (старт за ноль).

В планах также отмена обязанности представления налоговой декларации налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующими «он-лайн» ККТ.

Планируется предусмотреть возможность уплаты налоговых платежей через МФЦ.

В 2019 — 2021 гг. планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования.

Для нового налога разработана форма налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья планируется ввести с 1 января 2019 года.

Одновременно подготовлена форма налоговой декларации, порядок ее заполнения и формат представления декларации в электронном виде.

Налоговая декларация будет представляться организациями, являющимися налогоплательщиками налога, установленного главой 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья» (в настоящее время готовятся соответствующие изменения в НК РФ).

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Начиная с отчетности за первое полугодие 2018 года подлежит раскрытию информация о расчете норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования)

Порядок раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках (утв. Указанием Банка России от 7 августа 2017 года N 4482-У) дополнен новой главой 15 «Информация о расчете норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования)».

Кредитная организация обязана соблюдать минимально допустимое числовое значение норматива (НЧСФ) в соответствии с Положением Банка России от 26.07.2017 N 596-П.

Помимо этого, внесены поправки, согласно которым требования о раскрытии информации о рисках не распространяются на небанковские кредитные организации — центральные контрагенты.

Уточнено также, что информация, предусмотренная подпунктом 4.3 Указания, подлежит раскрытию небанковскими кредитными организациями, имеющими право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, у которых средний за полгода объем обязательств перед клиентами по переводу денежных средств без открытия банковских счетов в течение месяца не превышает 2 миллиардов рублей, на полугодовой основе.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Генпрокуратурой России утверждена ежемесячная статистическая форма N 1-ФЭТ, по которой подаются сведения о преступлениях террористического характера и экстремистской направленности, действующая с отчета за январь — июль 2018 года

В форме, в частности, определены подразделения органов внутренних дел, предоставляющие такие сведения в соответствующие органы прокуратуры и Главный информационно-аналитический центр МВД России, который представляет их в том числе Генпрокуратуре, Национальному антитеррористическому комитету и Росстату. Определены даты представления формы и порядок ее заполнения.

Обновлен порядок подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии

Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения устанавливается, в частности:

— требования к содержанию договора о подключении к системе теплоснабжения;

— основания заключения договора технологического присоединения;

— требования к содержанию запроса о предоставлении технических условий, порядок его направления и предоставления технических условий, требования к содержанию технических условий;

— порядок подключения к системам теплоснабжения;

— особенности подключения при уступке права на использование мощности;

— особенности подключения к системам теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения.

Утратившим силу признается Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с внесенными в них изменениями и дополнениями.

Обновлены корректирующие коэффициенты к тарифам на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах в поездах дальнего следования

В частности, на 2018 год коэффициенты:

увеличены для АО «ФПК» для плацкартных и общих вагонов (например, для плацкартных вагонов — с 1,074 до 1,079);

увеличены для плацкартных вагонов и снижены для общих вагонов в отношении АО «Пассажирская компания «Сахалин» и АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии».

Определены прогнозные уровни коэффициентов на 2019 год.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ ФАС России от 28.04.2017 N 578/17. Настоящий Приказ вступил в силу с 30 апреля 2018 года.

www.consultant.ru