Законы для участковых

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166
«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

С изменениями и дополнениями от:

8 сентября 2016 г.

В целях совершенствования организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике преступлений и иных правонарушений, повышения их роли в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности — приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции*(1).

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции может привлекаться к выполнению служебных обязанностей, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), в порядке, установленном частью 8 статьи 31 и статьей 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».*(7) При этом возложение на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.

5. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном уровне:

5.1. Осуществить организационно-практические меры по изготовлению бланков служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Наставлением.

5.2. Обеспечить в первоочередном порядке: участковых уполномоченных полиции — автомототранспортом, средствами связи и другими материально-техническими ресурсами в соответствии с утвержденными нормами положенности, служебной документацией и визитными карточками в пределах выделенных бюджетных ассигнований; участковые пункты полиции — мебелью, оргтехникой, информационными стендами, нормативными правовыми актами, бытовыми принадлежностями (согласно требованиям санитарных норм и правил, а также норм положенности).

5.3. Обеспечить в системе профессиональной служебной и физической подготовки изучение и выполнение личным составом подразделений органов внутренних дел Российской Федерации*(2) настоящего приказа и Наставления.

5.4. Исключить привлечение участковых уполномоченных (старших участковых уполномоченных) полиции к выполнению функций, связанных с осуществлением проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

*(1) Далее — «Наставление».

*(2) Далее — «органы внутренних дел».

*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 20 ноября 2002 г., регистрационный N 3936.

*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2003 г., регистрационный N 4538.

*(5) Зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2006 г., регистрационный N 7849.

*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2007 г., регистрационный N 9437.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 13, ст. 1528; N 47, ст. 6633; N 49, ст. 6928; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1022; N 29, ст. 4356; N 41, ст. 5639; 2016, N 27, ст. ст. 4160, 4233, 4238. Далее — «Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2013 г.

Регистрационный N 27763

Усовершенствована организация деятельности участковых уполномоченных полиции (УУП). Утверждены наставления УУП.

Участковый призван стать ключевой фигурой в полиции, обеспечивающей профилактику правонарушений и преступлений, безопасность массовых мероприятий.

Детализированы и уточнены права и обязанности участковых уполномоченных, а также их руководителей. Как и прежде, участковые работают с заявлениями граждан, проводят рейды, обходы, проверяют неблагополучных жителей, выявляют пьяниц и наркоманов, проверяют чердаки и подвалы.

Новым является то, что участковых нельзя привлечь к выполнению функций, связанных с проверками по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции. Участкового можно привлекать к ряду мероприятий только в тех случаях, когда нет возможности заменить его другими сотрудниками.

Детально прописана работа УУП, которые чаще всего сталкиваются с населением. Закреплено, что должен иметь при себе участковый во время выполнения им служебных обязанностей. Он должен вручить жителям на своем участке визитную карточку, на которой обозначены его контактные данные (приведена ее форма). Визитки изготовят за счет бюджетных ассигнований. Кроме того, участковых обеспечат служебным автомобилем и мобильной связью.

Сокращен оборот служебной документации. Это должно упростить работу УУП, даст возможность больше времени уделять общению с гражданами. Установлено, какая именно документация должна находиться у участкового.

Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции утратила силу.

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 27 марта 2013 г. N 65

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 8 сентября 2016 г. N 526

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

base.garant.ru

Статья 27. Порядок формирования и полномочия участковых комиссий

Статья 27. Порядок формирования и полномочия участковых комиссий

1. Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.

2. Срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

3. Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом.

4. Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.

5. Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

6. Участковая комиссия:

а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;

д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

е) выдает открепительные удостоверения;

ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;

и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) утратил силу;

м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;

н) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

1. Участковые комиссии являются особым видом комиссий и обладают рядом признаков, присущих только им. Так, участковые комиссии являются нижестоящими по отношению ко всем иным комиссиям, составляя организационный фундамент системы избирательных комиссий в Российской Федерации. Они образуются только для проведения конкретных выборов или референдума. Комментируемый Федеральный закон прямо определил целевое назначение комиссий – обеспечение решающего момента избирательной кампании, кампании референдума, т.е. процесса голосования и подсчета голосов. Участковые комиссии действуют только на непостоянной (временной) основе и имеют самый короткий по сравнению с другими комиссиями срок полномочий. Комментируемый Федеральный закон впервые предусмотрел возможность возложения полномочий участковых комиссий на другие избирательные комиссии. Это возможно только при проведении выборов в органы местного самоуправления или при проведении местного референдума. Из смысла комментируемого Федерального закона следует, что если одновременно проводятся выборы государственных органов власти и местного самоуправления, то возложение полномочий УИК на иные комиссии невозможно.

Полномочия УИК могут выполнять, например, ОИК по выборам депутатов представительного органа муниципального образования, если территория избирательного округа совпадает с территорией участка, а также избирательная комиссия городского (сельского) поселения, если в данном населенном пункте (деревне, поселке) один избирательный участок. В этих случаях ОИК или ИКМО поселения организуют процесс голосования и подсчета голосов как УИК, составляют протокол об итогах голосования по избирательному участку. Если полномочия УИК возложены на ОИК, то она на основании протокола об итогах голосования принимает решение о результатах выборов по соответствующему избирательному округу. Если полномочия УИК возложены на ИКМО, то в зависимости от вида выборов, она либо на основании протокола об итогах голосования принимает решение о результатах выборов (например, при избрании главы поселения, в котором один избирательный участок), либо составляет протокол участковой комиссии об итогах голосования (например, при избрании главы муниципального района). Конкретно вид решения, принимаемого избирательной комиссией, на которую возложены полномочия УИК, будет зависеть от вида выборов, места комиссии в системе избирательных комиссий и полномочий, которые возложены законом субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования на ту или иную комиссию.

2. Срок полномочий участковых комиссий начинается с установленного законом момента их формирования (например, участковые комиссии по выборам депутатов Государственной Думы должны быть сформированы не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования). Следует учитывать, что при возложении полномочий участковых комиссий на другие избирательные комиссии, сроки формирования этих других комиссий должны быть такими, чтобы они обеспечили своевременное получение списка избирателей, работу по его уточнению, необходимое информирование избирателей и т.д. Комментируемый Федеральный закон более точно сформулировал норму о сроках прекращения полномочий участковых комиссий. По общему правилу срок заканчивается через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, которое должно осуществиться не позже одного месяца со дня голосования. Следует отметить, что на практике официальная публикация результатов происходит гораздо быстрее, поэтому и срок полномочий комиссий обычно короче максимально допустимого. Однако в случае обжалования или опротестования итогов голосования на конкретном избирательном участке или участке референдума, связанного с нарушениями, допущенными участковой комиссией при организации голосования или подсчета голосов, ее полномочия сохраняются до вынесения решения по жалобе вышестоящей избирательной комиссии, либо вступления в силу решения суда.

3. Число членов участковой комиссии зависит от числа избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить надлежащую организацию голосования и выдачу бюллетеней в помещении для голосования, обеспечение учета заявлений и голосования вне помещения для голосования. Число членов комиссии с правом решающего голоса устанавливается федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации о конкретных выборах и, как правило, составляет от трех до шестнадцати человек.

4. Вышестоящими комиссиями, формирующими состав участковых комиссий, могут быть в зависимости от вида проводимых выборов: ТИК, ИКМО, ОИК по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в представительные органы местного самоуправления. В новой редакции комментируемого Федерального закона закреплена и объективно сложившаяся практика. Кроме вышестоящих комиссий правом формирования участковых комиссий обладают определенные должностные лица: капитаны судов – при образовании участковой комиссии на судне 1 , находящемся в плавании, начальники полярных станций, руководители дипломатических представительств и миссий – при образовании участковых комиссий за пределами территории Российской Федерации. В этих случаях комиссии формируются преимущественно на основе предложений собраний избирателей по месту их работы.

5. Субъекты предложения кандидатур в состав участковой комиссии те же, что и в состав ИКМО, ТИК и ОИК (см. комментарий к пунктам 7 и 7 1 статьи 25).

6. Исходя из целевого назначения участковых комиссий, федеральный законодатель определил их компетенцию более конкретно и подробно, чем компетенцию иных комиссий. Участковые комиссии ближе всего стоят к избирателям (участникам референдума) и главными направлениями их деятельности являются разнообразное информирование избирателей (участников референдума), работа со списками избирателей (участников референдума), подготовка и проведение голосования и подсчета голосов:

а) первичную информацию о месте нахождения участковой комиссии и помещения для голосования избиратели получают не позднее чем за 40 дней до голосования из соответствующей публикации главы муниципального образования (пункт 7 статьи 19). Сама комиссия должна довести до сведения избирателей график своей работы, и ближе ко дню голосования (еще раз или неоднократно) известить избирателей о времени и месте голосования (обычно такие извещения рассылаются по адресам места жительства избирателей);

____________
1 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 октября 2005 года № 155/1034-4 «О работе избирательных комиссий Архангельской, Калининградской, Камчатской и Мурманской областей по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных и отдаленных местностях, а также на судах, находящихся в день голосования в плавании» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 10 (189).

б) подробно порядок работы участковой комиссии по уточнению списка и ознакомлению с ним избирателей изложен в пунктах 14–17 статьи 17 комментируемого Федерального закона;

в) поскольку помещения для голосования обычно располагаются в муниципальных или государственных учреждениях (школы, другие учебные заведения, дом культуры и прочее), их окончательное оборудование и подготовку участковая комиссия обеспечивает накануне дня голосования в соответствии с требованиями статьи 61 комментируемого Федерального закона;

г) информирование избирателей о кандидатах, избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, а также о вопросах референдума осуществляется участковой комиссией путем размещения соответствующих сведений на информационных стендах в помещении для голосования или непосредственно перед ним в виде плакатов, публикаций в печатных изданиях и т.п. (пункт 3 статьи 61);

д) контроль за соблюдением правил предвыборной агитации относится к обязанностям всех комиссий, однако спецификой полномочий участковой комиссии является контроль за содержанием и местом размещения наглядной агитации в виде плакатов и иной печатной продукции. При обнаружении фактов распространения печатных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований пункта 2 статьи 54, или правил их размещения (пункты 7, 8 и 10 статьи 54) уполномоченные члены участковой комиссии могут составить протокол об административном правонарушении. Если на территории избирательного участка распространяются незаконные агитационные материалы, комиссии следует довести эти факты до сведения вышестоящей комиссии, осуществляющей учет печатных агитационных материалов на соответствующей территории (пункт 3 статьи 54). Кроме того, именно участковая комиссия должна обеспечить соблюдение содержащегося в пункте 10 статьи 54 комментируемого Федерального закона запрета на размещение агитационных материалов на расстоянии не менее 50 метров от входа в помещение для голосования, а также вправе принимать меры по пресечению незаконной агитации, проводимой на территории избирательного участка в день голосования или в день, предшествующий дню голосования;

е) см. комментарий к статье 62;

ж) порядок осуществления полномочий участковой комиссией по организации на избирательном участке, участке референдума голосования в день голосования, а также досрочного голосования установлен статьями 64–66 комментируемого Федерального закона (см. комментарий к статьям 64–66);

з) см. комментарий к статье 68;

и) см. комментарий к пунктам 1 и 3 статьи 30, пунктам 29, 31 статьи 68;

к) практика показывает, что типичным для деятельности участковых комиссий является рассмотрение определенных видов жалоб. Это жалобы по поводу ошибок и неточностей в списках избирателей, а также на нарушения порядка голосования или подсчета голосов. Важно, что последние должны быть рассмотрены на заседании комиссии непосредственно после подсчета голосов и до подписания протокола об итогах голосования (пункт 26 статьи 68);

м) по поводу обязанности участковых комиссий обеспечивать хранение и передачу в вышестоящую комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов нужно отметить следующее. Перечень этих документов указан в пунктах 30 и 31 статьи 68 и пункте 10 статьи 70 комментируемого Федерального закона. Учитывая, что участковые комиссии не имеют организационной и материальной возможности для продолжительного хранения избирательных документов, они обязаны обеспечивать их сохранность до передачи в вышестоящую комиссию. Моментом такой передачи обычно является прием вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования на участке, а также списка избирателей (участников референдума), бюллетеней, открепительных удостоверений, жалоб и решений по ним, а также иной предусмотренной документации непосредственно после подсчета голосов. С этого момента вся избирательная документация поступает на хранение в вышестоящую комиссию;

н) перечень полномочий участковой комиссии, как и иных комиссий, не носит исчерпывающего характера и предусматривает возможность более подробной регламентации в иных законах.

cikrf.ru

Часто задаваемые вопросы о работе участкового

Подготовлено по материалам исследований Института проблем правоприменения (ИПП)

Участковый уполномоченный полиции: роль в системе МВД и сфера ответственности

Функции и задачи участкового граждане часто воспринимают как своего рода периферию правоохранительной системы. С участковыми мы сталкиваемся редко и лишь по крайней необходимости: выправить охотничий билет, пожаловаться на шумных соседей, зафиксировать царапину на машине, припаркованной во дворе. Многим памятны также поквартирные обходы: «Этот призывник ещё в девяностые съехал, а вы каждую весну трезвоните». Должность участкового порой представляется малофункциональным рудиментом советской системы, но оказывается органично вписанной в систему функционирования МВД РФ все послесоветское время.

Исследователи-социологи образно называют участкового рабочей лошадью системы МВД. Определение, возможно, грубоватое по форме, но исключительно верное по существу. Без каждодневного труда участковых деятельность высших звеньев правоохранительной системы была бы невозможной; невозможно переоценитьих вклад в дело охраны общественного порядка. Объём же бумажной работы, который приходится проделывать участковым, превосходит все ожидания.

Практически все функции МВД, описанные в законе о полиции, дублирует на территории своего административного участка один единственный человек – участковый уполномоченный полиции.

Чем же занимается участковый помимо выдачи справок и профилактики хулиганства?

Этот вопрос требует длинного ответа, поскольку ведомственные приказы, регламентирующие деятельность участкового, написаны с исключительно широкими формулировками.

После реформ и сокращений, проведённых в структуре МВДв 2012-м году, список обязанностей участкового разросся практически до бесконечности; увеличился также размер участков.

Например, в приказе № 900, действовавшем до реформы, было чётко прописано максимальное количество жителей на административном участке, обслуживаемом участковым. В действующем приказе за номером 1166 больше не оговаривается, какое именно количество жителей должен «прикрывать» участковый.

Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России с учетом численности населения….

Выдержка из Приложения к приказу МВД России от 31.12.2012 N 1166, П.10

То есть руководитель участкового может на свое усмотрение перекраивать участки, а также направлять подчиненных на чужие участки, если там не хватает рук. В итоге сомнительной «нормой» стали участки в 7-10 тысяч человек на участкового, в крупных городах нередко наблюдается ситуация, когда на одного участкового приходится до 20 тыс. населения

Рассматривая перечень обязанностей участкового, мы должны понимать, что как уже было указано выше, в его обязанности входят все виды деятельности, предписанные МВД вообще. Участковый работает за целое министерство, но в границах своего конкретного административного участка (размеры которого могут быть совершенно неразумными).

Ниже перечислены некоторые обязанности участкового, предусмотренные процитированным выше приказом.

1. Проведение профилактического обхода административного участка.

2. Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений.

3. Проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете.

4. Проведение отчетов перед населением о проделанной работе.

Рассмотрим для примера тот вид работы участкового, который наиболее заметен гражданам, а именно обходы населения.

Обходы населения – одна из первых обязанностей участкового. Задачи обхода могут быть разными. Все мы знаем о кампанейщине разного рода, связанной с «охотой на нелегалов», или поиском уклонистов от армии.

Эти кампании, именуются в МВД операциями, график которых разрабатывается централизовано и спускается территориальным отделам. Привлечение участковых происходит практически по каждой из них.

Однако участковый может прийти с визитом, даже если вы никогда «не были», «не состояли» и в вашем доме и близко нет ни мигрантов, ни квартирантов.

То есть кампании, объявляемые в связи с каким-либо ЧП или сезонные – не единственный повод для обхода территории.

В так называемых «паспортах» на дом и на административный участок, который составляет участковый, есть сведения обо всех гражданах, по тем или иным причинам попадавших в поле зрения полиции. И идеале в этих журналах должны быть переписаны все живущие на территории с отдельным учетом тех, кто называются «подучетными». В первую очередь, это группы риска: судимые с условным сроком наказания, бывшие заключённые, лица, страдающие от пагубных привычек (в том числе те, кто состоит на учёте в алко — и наркодиспансерах), социально-опасные психические больные, семейные дебоширы и т.д.

Но нужно помнить, что полиция интересуется также автовладельцами, владельцами охотничьего оружия и даже собак бойцовых пород. Анекдот про «то ли он украл, то ли у него украли» хорошо иллюстрирует подход участкового к т.н. «контингенту» (то есть гражданам, проживающим на участке, не только к представителям «групп риска») и вот почему.

Если на подведомственной территории происходит ЧП, оперативные работники и следователи в первую очередь обращаются к участковому вплоть до формата «сколько японских иномарок серебристого цвета есть в квартале» или «на вашем участке покусан гражданин, располагаете ли сведениями о псе-боксёре по кличке Рекс».

Поэтому участковый постоянно должен «держать руку на пульсе», проверяя все категории граждан, даже самых законопослушных.

Любопытно, что так называемый «паспорт участка», то есть сборник полезных сведений о гражданах, согласно должностным инструкциям, должен быть бумажным журналом, заполненным от руки. Закон о персональных данных формально не позволяет участковому создать удобную для работы электронную базу. (На практике участковые часто обходят этот запрет, пользуются Access и Excel ).

И это лишь одна сторона деятельности участкового.

Может возникнуть следующее закономерное предположение: вероятно, в оставшееся от обходов и прочей профилактики время участковый посвящает расследованию преступлений.

Не всё так просто.

Расследуют ли участковые преступления?

К сожалению, картина вдумчивого расследования происшествий «местным специалистом» (а кому как не ему лучше всего знать людей в округе), которую мы помним из советских фильмов, очень далека от действительности.

Когда по 02 в отдел полиции поступает звонок, по неочевидным случаям, где нет явного преступления, направляют именно участкового.«Пусть сходит участковый и разберется, вроде никого не убивают».

Если же внешне «несерьёзный» случай оказывается серьёзным преступлением (например, выясняется, что это не «кошка кричала на дереве», а произошло избиение или изнасилование), участкового подключают к расследованию.

Однако содержательной работы на его долю приходится немного. Участковый, как правило, выполняет всевозможные поручения служб и специалистов, которые эту работу исполняют (следователей, дознавателей, оперативных работников). Суть этих поручений обычно состоит в том, чтобы «выяснить», «установить», «опросить», «уведомить» и т. д.

Также в этом наборе, как правило, будут поручения, спущенные с регионального или федерального уровней и связанные со всякого рода проверками. «Проверить антитеррористическую защищенность объекта», «оценить доступность подъездов для пожарной техники» и т. д. В этом случае ожидается, что участковый составит рапорт или заполнит отчет по установленной форме. Наконец, участковому же отписываются все поступившие заявления и жалобы граждан, по которым не проводилось должной работы (то есть не выезжал экипаж ППС или другие сотрудники полиции).

При таком уровне загрузки участковый не имеет возможности скрупулёзно заниматься расследованием конкретного дела. Отметим однако, что такая работа считается похвальной и поощряется руководством, но в основном только морально.

Едва ли не единственное процессуальное действие, которое часто приходится принимать участковым – это решение об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку участковых фактически обязывают делать работу дознавателей по тем самым «неочевидным» делам, которыми неохотно занимаются другие подразделения МВД.

Здесь мы рекомендуем вам обратиться к разделу, посвящённому фильтрации сообщений о преступлениях на начальном этапе.

На моём подъезде висит объявление с мобильным телефоном участкового. Выходит, наш участковый – энтузиаст своего дела?

С одной стороны, это требование руководства – население должно знать участкового. И объявление, и визитки дают возможность это сделать. Часто объявление и визитки им печатаются централизованно и стандартизированно.

Но с другой стороны, это выгодно и самим участковым. Ваш участковый, скорее всего, человек добросовестный. Но в случае с мобильным телефоном им движет, в первую очередь, чувство самосохранения. Участковый старается, чтобы граждане, в том числе представители поднадзорных групп,звонили не в дежурную часть, а ему лично. Это важный механизм сокращения количества бумажной работы.

Бывает, что по прошествии времени жертва мелкого правонарушения утрачивает интерес к заявлению. Если звонок не был зарегистрирован в дежурной части, участковому достаточно просто провести беседу с нарушителем спокойствия и ограничиться рапортом о том, что «поступил звонок, проведена такая-то работа».

В случае, когда вызов проходит через дежурную часть, с большой вероятностью добавляется работа по подготовке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (см. ответ на предыдущий вопрос) и других отчетных документов, включая опросы свидетелей, сбор экспертиз и прочее.

Тактика «личного общения» позволяет участковому снизить число зарегистрированных через дежурную часть сообщений и даёт ему свободу действий: можно спустить случай на тормозах или наоборот – вызвать оперативно-следственную группу.

Человек вышел утром и обнаружил царапину на своей машине. Нужен документ из полиции для страховой компании — ему выдают постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Два выпивших приятеля подрались в баре, но не имеют друг к другу претензий — полиция пишет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этом не было бы ничего страшного — в конце концов, какая разница, как называется бюрократическая бумага, которой фиксируется тот факт, что ничего серьезного не произошло.

Однако типовой «отказной материал» — постановление с сопутствующими документами — это от 15 до 40 страниц, заполненных преимущественно вручную: объяснения участников, свидетелей, оценка стоимости имущества, рапорты сотрудников и т. д. И такие материалы совершенно обязательны для всех официальных вызовов. И все они проверяются не только непосредственным руководителем участкового, но также начальником отдела полиции, и прокурором.

Другими словами, подготовка документа, основное содержание которого «ничего не случилось», занимает от пары часов до полного рабочего дня.

Участковые готовят более 5 миллионов отказных материалов в год. Каждый участковый готовит за неделюдо пяти постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Выходит, что личный звонок экономит участковому время и труд. При этом «безбумажное» решение проблемы может оказаться вполне осмысленным и удовлетворительным для заинтересованных сторон.

Как с минимальными потерями времени и сил добиться от участкового решения конкретной проблемы, если она выходит за пределы стандартных процедур?

Готовых рецептов здесь быть не может.

К сожалению, работа участкового в настоящее время подчиняется не соображениям общественной пользы, а чисто формальным внутриведомственным критериям. Участковый – раб статистики, а статистика формируется «сверху» вне всякой связи с реальными запросами граждан к правоохранительной системе.

Теоретически, используя механизмы, предусмотренные ведомственной субординацией (жалобы по инстанциям и т.д.), можно добиться приоритетного решения какого-то нетривиального вопроса.

В связи с последним важно отметить, что система требований и принципы обратной связи, существующие в системе МВД, не предусматривают оптимизации трудозатрат и компенсаторных механизмов в случае перегрузки работников. То есть, если ваш случай нестандартный и требует большой отдачи от специалиста, вы можете добиться своего, но не «вопреки системе», а за счёт перегрузки конкретного участкового: благодаря его энтузиазму и доброй воле, или по причине страха перед умелым давлением.

Мы надеемся, что предоставленные нами сведения помогут гражданам лучше понять работу участкового и адекватнее действовать в ситуации общения с ним.

Мы также рассчитываем, что действующие сотрудникислужбы участковых уполномоченных и её ветераны поделятся с нами своими соображениями о фактическом и желаемом положении дел на местах и дополнят наши материалы.

openpolice.ru