Сообщение о судне

Действия экипажа при нападении пиратов

Комитет по безопасности на море ИМО определил две основные ситуации, которые могут возникнуть при нападении пиратов.
Пираты обнаружены до высадки на судно. Если пиратами не было выставлено требование судну соблюдать радиомолчание, с судна должно быть немедленно послано сообщение с категорией “Piracy/armed robbery attack” в адрес близкорасположенных судов и властей, находящихся на берегу. При этом должны быть задействованы все возможные способы передачи сообщения: система ИНМАРСАТ, оборудование ЦИВ с использованием соответствующих частот бедствия ЦИВ, любое другое оборудование с использованием любых частот бедствия.

Пираты высадились на судно неожиданно В случае если требованиями пиратов судну запрещено вести какие-либо передачи и выполнение рекомендаций, изложенных выше, может привести к
физическому насилию/смерти членов экипажа судна, любые такие требования должны быть выполнены, т.к. у них может быть оборудование, способное обнаружить любые радиосигналы, включая сигналы спутникового оборудования.
Таким образом, в случае нападения на судно пиратов передавать сообщение с категорией “Piracy/armed robbery attack” рекомендуется лишь при тех обстоятельствах, когда пиратами, находящимися на борту, не было выставлено требование соблюдать радиомолчание.
Передача указанного сообщения должна осуществляться путем нажатия скрытых кнопок, расположенных по крайней мере в трех разных местах на судне:
1) в рулевой рубке;
2) в каюте капитана;
3) в машинном отделении.
Нажатие на кнопку должно привести к тому, что спутниковый терминал автоматически выберет сообщение о нападении и передаст его соответствующему береговому полномочному органу.
Рекомендуемая практика по защите от пиратов. Обычно нападение производится пиратами с двух или более небольших лодок с мощными моторами и скоростью до 25 узлов, чаще всего они подходят к судну с левого борта или кормы. Большинство атак происходит в утренние и вечерние часы на восходе и заходе Солнца.
Использование пиратами судов-баз позволяет им выходить далеко в море и нападать на суда там, где считалось, что вероятность нападения очень маленькая. Большинство отбитых нападений приходится на суда, которые заранее готовились к возможности пиратской атаки, имели планы и проводили тренировки. Непосредственно перед проходом проводится общесудовое собрание, на котором разъясняются требуемые от экипажа действия, а также проводятся предварительные учения: каждый должен знать свое место, обязанности и особо – средства связи и тревожной сигнализации.

Перед проходом рекомендуется:
– спланировать судовое расписание и работы так, чтобы ко времени прохода экипаж отдохнул;
– необходимо свести к минимуму весь радиообмен, от воки-токи до AIS;
– все механизмы судна должны быть готовы к немедленным действиям – реверсы, включение пожарных насосов и т. п.;
– необходимо обеспечить закрытие доступа в настройку, на мостик, в машинное отделение, жилые помещения экипажа;
– убедиться, что с бортов ничего не свисает;
– определить «цитадель» – место, где экипаж сможет запереться и выиграть время, которое может оказаться критическим в ожидании помощи от военных – в идеале в «цитадели» не должно быть иллюминаторов или легко взламываемых дверей;
– заранее разнести пожарные шланги и подготовить систему к немедленной подаче воды под давлением;
– рассмотреть возможность установки проволочных заграждений, но так, чтобы это не повлияло на безопасность экипажа при его перемещениях и особо, чтобы не затруднило аварийный выход;
– включение системы защитной сигнализации и наблюдения (камеры наблюдения и т.п.), если она на судне имеется.
При обнаружении пиратов рекомендуется устроить как можно больше шума – огнями, сиреной, активностью экипажа – чтобы показать им, что они обнаружены, а судно готово к отражению атаки.

Если пираты высадились на судно:
Никакого сопротивления пиратам, это может повлечь за собой побои или даже гибель. Если придется покинуть мостик и машинное отделение, необходимо остановить двигатель и по возможности направить судно в сторону от других судов в целях навигационной безопасности. С пиратами необходимо вести себя спокойно и выполнять все их требования. Желательно собрать весь экипаж (за
исключением вахты на мостике) в одном месте. Если люди находятся в «цитадели» или другом закрытом помещении, не препятствовать пиратам, когда они пытаются туда проникнуть.
В случае вмешательства военных:
НЕЛЬЗЯ использовать фото, кинокамеры и мобильные телефоны со вспышкой в течение всего времени действий военных. При высадке военных на борт судна и каких-либо военных действиях, экипажу необходимо лечь на палубу, держа руки за головой – в руках ничего не должно быть, руки должны быть хорошо видны. Не следует делать никаких резких движений без команды военных. На вопросы военных следует немедленно отвечать – назвать себя и свою должность на судне. Иметь в виду, что в заливе много военных, чей разговорный язык – не английский.

seaspirit.ru

«Судно оказалось в метеоусловиях, к которым не приспособлено»: самолёт МЧС принимает участие в поисках корабля «Восток»

В Японском море пропало следовавшее из Южной Кореи на Сахалин российское рыболовное судно «Восток», на борту которого находились 20 человек. Об этом сообщает Дальневосточная транспортная прокуратура.

«25 января 2018 года в 04:32 по местному времени (21:32 мск 24 января. — RT) в морской спасательный координационный центр Владивосток ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» поступило сообщение о срабатывании на судне, находящемся в акватории Японского моря, аварийного радиобуя. Принято решение о проведении поисково-спасательной операции», — говорится в сообщении.

По данным ведомства, рыболовецкое судно «Восток» принадлежит компании «ДВ-Флот». Корабль следовал из южнокорейского Донгхэ в сахалинский порт Холмск. По словам источника агентства Интерфакс, все члены экипажа — россияне.

По сообщению МЧС, информация о том, что в 200 км южнее мыса Гамова произошло срабатывание аварийного радиобуя, принадлежащего судну «Восток», поступило в Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России в 08:10 по местному времени (01:10 мск).

Все попытки связаться с судном не принесли результата, после чего к месту срабатывания радиобуя отправился сторожевой пограничный корабль береговой охраны, а затем — морской спасательный буксир «Заборщиков».

Около 10:40 по местному времени (03:40 мск) в район поиска вылетели два вертолёта Ми-8, а в 13:22 (06:22 мск) — самолёт Бе-200 хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России.

«На его борту находятся десять спасателей Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, которые имеют всё необходимое снаряжение и плавсредство для поиска и спасения людей», — сообщили в МЧС.

В ближайшем от места происшествия населённом пункте (посёлке Славянка Хасанского района) дежурят бригады медицинских работников, готовых оказывать первую медицинскую помощь возможным пострадавшим.

В управлении МЧС по Приморскому краю сообщили, что в 11:50 по местному времени (04:50 мск) на месте происшествия был обнаружен радиобуй, два спасательных жилета и бытовой мусор. Однако позднее эту информацию опровергли в администрации Сахалинской области — за буй была ошибочно принята пустая бочка.

«Поступила информация, что проходящее мимо района поисков судно «Диомид» обнаружило мусор и рыбацкий буй. Однако чуть позже она не подтвердилась. Мы связались с руководством судовладельца. По их сведениям, была обнаружена пустая бочка, которую ошибочно приняли за буй», — рассказал заместитель председателя правительства Сахалинской области Анатолий Макоедов.

«Поступающие сведения пока слишком противоречивы. Поэтому любые предположения будут преждевременными. Необходимо дождаться результатов поисковой операции. Специалисты отмечают, что «Восток» находится в районе с оживлённым судоходством, поэтому шансы на благоприятный исход высоки», — подчеркнул Макоедов.

После соответствующего запроса Владивостокского морского спасательного координационного центра к проведению поисково-спасательной операции также подключились силы Тихоокеанского флота.

«Командование флота, с учётом сложных погодных условий и ледовой обстановки, которые ограничивают действия поисково-спасательных судов, приняло решение о привлечении к операции самолёта Ан-26 морской авиации ТОФ с группой спасателей на борту. В операции уже принимает участие вертолёт Ми-8», — сообщили в Минобороны.

Между тем источник Интерфакса в международных службах морского поиска и спасения сообщил, что судно могло затонуть из-за сильного шторма.

«Предварительно, судно оказалось в метеоусловиях, к которым не было приспособлено. Речь о шторме 4-5 баллов и порывистом ветре до 24 м/с. Волна накрыла судно, а из-за сильного ветра оно не смогло устоять на поверхности воды и перевернулось», — заявил собеседник агентства.

Он добавил, что экипаж пропавшего судна практически не имеет шансов на спасение из-за сложных метеоусловий.

«Это не позволяет спасательным судам подойти близко к району крушения, с одной стороны, с другой, такие метеоусловия не оставляют шансов на спасение даже на плоту, потому как волны достигают нескольких метров, вода в море ледяная», — отметил источник.

Выяснилось, что метеорологи заранее предупреждали об угрозе обледенения судов в районе проходящей поисково-спасательной операции.

«Примгидромет два дня назад предупреждал об угрозе быстрого обледенения судов из-за ряда погодных факторов. Сейчас в районе поисково-спасательной операции ветер скоростью 15-20 м/с. Высота волн там 3,5-4,5 метра. Штормовая погода сохранится в течение суток», — заявил пресс-секретарь регионального гидрометцентра Виктор Чулков.

По факту потери связи с рыболовным судном «Восток» возбуждено уголовное дело, сообщила старший помощник руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте СК Дарья Немцева.

По её словам, расследование ведётся по части 3 статьи 236 УК «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц», передаёт РИА Новости.

Согласно данным Российского морского регистра судоходства, рыболовное судно «Восток» построили 30 лет назад в Южной Корее, а до 2011 года оно носило название Gray.

О пропаже корабля предупреждены все проходящие мимо суда, а координацию поисковых работ в морской акватории осуществляет Владивостокский морской спасательно-координационный центр Росморречфлота Минтранса России. Координационный штаб также развёрнут в территориальном центре управления Тихоокеанского флота.

russian.rt.com

Глава 3 — МЕРСАР

Действия судов оказывающих помощь

3.1. Сигнал бедствия и сообщение о бедствии

3.1.1. Суда могут принять:

(a) сигнал тревоги и/или сигнал бедствия и сообщение о бедствии непосредственно от судна или через посредника,

(b) сигнал бедствия и сообщение о бедствии с воздушного судна, которые обычно поступают через ретранслятор — береговую радиостанцию,

(c) сигналы, излучаемые аварийным радиобуем, указывающим местонахождение, которые считаются сигналами бедствия,

(d) визуальные или звуковые сигналы с морских или воздушных судов, терпящих бедствие.

3.2. Немедленные действия

3.2.1. Любое судно, принявшее сообщение о бедствии, должно не­медленно осуществить следующие действия:

(a) подтвердить прием и, если это возможно, ретранслировать сообщение о бедствии,

(b) немедленно попытаться взять пеленги во время передачи сообщения о бедствии и поддерживать радиовахту на частотах 500 Кгц и/или 2182 Кгц,

(c) передать на терпящее бедствие судно следующую информацию (|) свои опознавательные данные

(d) свое местонахождение (Ш) скорость и расчетное время прибытия (ЕТА), (IV) при возможности истинный пеленг на судно, терпящее бедствие,

(e) установить непрерывную слуховую вахту на международных частотах

(i) 500 Кгц (радиотелеграфия), И) 2182 Кгц (радиотелефония), ш) 156.8МГц (16-й канал УКВ) (радиотелефония), (е) непрерывно использовать радиолокатор,

(1) находясь вблизи от места бедствия, увеличить число наб­людателей.

3.2.2. Судно или береговая станция, контролирующие прием/пе­редачу аварийных радиограмм, должны установить связь с со­ответствующим СКЦ через береговую радиостанцию и передавать ему всю имеющуюся информацию с необходимыми коррективами.

3.2.3. Суда, которые могут поддерживать связь на частотах бедствия 500 Кгц, 2182 Кгц и 156.8МГц (16-й канал УКВ) должны по возможности повторять сообщение о бедствии на этих частотах.

3.3. Следование в район бедствия

3.3.1. Суда, следующие в район бедствия, должны нанести на карту местонахождение курсы, скорости и РТА других судов, оказывающих помощь.

3.3.2. Сведения о типах связной аппаратуры, которой оснащаются суда, могут быть получены из списка судовых радиостанций Международного союза электросвязи.

3.3.3. Судам следует попытаться воссоздать точную картину обсто­ятельств, сопутствующих аварии Необходимые сведения которые должны быть включены в сообщение об аварии, перечислены в п.2.2. Если терпящее бедствие судно не передало этих сведений, судно, следующее ему на помощь должно запросить необходимую информацию.

3.4. Приготовления на борту судна

3.4.1. Во время следования в район бедствия важно сделать соот­ветствующие приготовления. Сюда относятся следующие меры:

(a) завести леер для удержания спасательных шлюпок и плотов, идущий от носа к раковине у ватерлинии на каждом борту и прикрепленный к борту шкентелями,

(b) приготовить стрелу (кран) с грузовыми платформами или сетками для обеспечения быстрого подъема с каждого борта обессилевших или раненых,

(c) подготовить вдоль обоих бортов судна на самой нижней открытой палубе бросательные концы, штормтрапы и сетки Члены экипажа по возможности должны быть снаряжены над­лежащим образом, чтобы спуститься в воду и помочь постра­давшим,

(d) подготовить спасательный плот для использования его в случае необходимости в качестве сборного пункта на воде Надувные спасательные плоты без надобности в действие не приводить,

(е) подготовиться к приему пострадавших и нуждающихся в медицинской помощи включая обеспечение их носилками, (1) предусмотреть наличие на своих спасательных шлюпках любых средств для обеспечения связи между ними и судном-базой,

(f) приготовить линеметательное устройство с проводником и буксиром для подачи на судно, терпящее бедствие, или спа­сательное средство.

3.5. Бедствие воздушных судов

3.5.1. Информация о бедствии воздушного судна содержится в Глава 8.

3.6. Назначение координатора надводного поиска

3.6.1. Координатор надводного поиска обязан организовать и ско­ординировать поисково-спасательные операции, проводимые торговыми судами. Поскольку это является очень сложной задачей, то она должна служить главным соображением при выборе координатора надводного поиска.

3.6.2. Весьма желательно, чтобы координатор надводного поиска был назначен как можно раньше и предпочтительно до прибытия на место действия.

3.6.3. Координатор надводного поиска должен быть назначен по взаимному согласию между принимающими участие в операции судами в зависимости от их возможностей и ЕТА. Однако судно, прибывшее первым, должно немедленно предпринять все необходимые меры.

3.6.4. Очень важно, чтобы координатор надводного поиска распола­гал средствами радиосвязи, которые могут работать в дополнение к радиотелеграфной частоте 500 Кгц на частотах 2182 Кгц и/или 1568 МГц (16-й канал УКВ).

3.6.5. В случае языковых затруднении следует использовать Меж­дународный свод сигналов и Стандартный морской навигационный словарь.

3.6.6.Приняв обязанности, координатор надводного поиска должен немедленно сообщить об этом на береговую радиостанцию. Кроме того, он должен информировать эту станцию через регулярные промежутки времени о развитии событии.

3.6.7.Координатор надводного поиска должен регулярно сообщать в СКЦ или СПЦ, осуществляющий координацию действий при поиске и спасании, о ходе операции и всех изменениях.

3.7. Визуальные отличительные сигналы координатора надводного поиска

3.7.1. Координатор надводного поиска должен постоянно нести сле­дующие визуальные сигналы:

(a) Днем — двухфлажный сигнал «РР» Международного свода сигналов,

(b) Ночью — любой ясно различимый сигнал, о котором координатор надводного поиска оповещает всех участников операции.

3.8. Контроль за межсудовой радиосвязью

3.8.1. Координатору надводного поиска следует контролировать имеющиеся каналы межсудовой связи Радиосвязь должна осуществляться при соблюдении строжайшей дисциплины и порядка.

3.9. Подход к месту действия

3.9.1. При подходе к месту действия суда должны в полной мере ис­пользовать любой имеющийся радиопеленгатор для «наведения» и определения местонахождения аварийного радиобуя (ЕР1РБ) Характеристики аварийного радиобуя указывающего местоположение содержатся в Глава 7. Должен работать радиолокатор и вестись эффективное визуальное наблюдение. Типичные дальности обнаружения с помощью радиолокатора приведены в Глава 5.

3.9.2. Ночью следует использовать прожекторы или любые другие средства освещения поверхности моря.

3.9.3. Координатор надводного поиска должен постоянно иметь информацию о любых контактах достигнутых с помощью радиопеленгования радиолокации или визуального наблюдения. Если координатор не назначен, эта информация должна передаваться всем радиостанциям на частоте или частотах бедствия.

3.9.4.Судам следует принять меры к тому, чтобы они были хорошо видны пострадавшим, например посредством дыма днем и яркого освещения в ночное время. Однако следует соблюдать осторожность, так как излишнее использование огней может ухудшить видимость для наблюдателей поисковых судов.

3.9.5.При поисках потерпевших, которые могут оказаться в закрытых спасательных плотах, суда должны подавать звуковые сигналы, чтобы привлечь их внимание и чтобы они могли использовать устройства для подачи визуальных сигналов.

3.9.6.Дополнительные посты визуального наблюдения необходимо установить таким образом, чтобы на протяжении всего поиска велось непрерывное наблюдение по всему горизонту. Это обеспечит обнаружение сигналов, подаваемых пострадавшими, даже в том случае если судно пройдет мимо.

3.9.7.Следует запретить команде судна во время поиска выбрасывать за борт мусор, чтобы он не образовал ложных следов обнаружения.

3.10. Прибытие на место действия — процедуры поиска

3.10.1.Если место бедствия не определено, необходимо без задержки начать поиск, используя соответствующую схему поиска (см. Глава 5).

3.10.2. Для эффективной координации действий координатору над­водного поиска и всем судам, идущим на помощь, следует иметь общий план обследования района поиска. При планировании поиска координатор надводного поиска должен полностью использовать все средства электрорадионавигации.

sea-library.ru

Радиорубка

Для управления судном и по организационным причинам необходимо все время иметь связь с внешним миром, т. е. с соответствующими портами, пароходствами и другими службами, а также с другими находящимися поблизости судами. Задача радиста заключается в том, чтобы постоянно поддерживать надежную связь с внешним миром. Кроме того, радист принимает также навигационные предупреждающие сообщения, например о смещении буев, потушенных маяках, дрейфующих минах или айсбергах, сводки погоды, предупреждения о шторме, сообщения прессы для газеты на борту судна, а также медицинские консультации, поскольку не на всех судах имеется врач. Для выполнения указанных задач на борту судна установлен ряд коммуникационных устройств. Все морские суда, начиная с определенной величины, имеют радиостанцию, выполненную по международным стандартам. Величина этой станции зависит от размеров и типа судна, а также дальности плавания, причем пассажирские суда имеют больше всего радиооборудования. В радиорубке на морских пассажирских судах устанавливаются следующие устройства: Главный средневолновый передатчик используют для передачи сообщений азбукой Морзе на расстояние 300 миль (и более) в диапазоне частот от 405 до 535 кГц. Аварийный средневолновый передатчик, работающий на волне морских бедствий 500 кГц (дополнительно он может быть настроен на другие рабочие частоты в средневолновом диапазоне от 405 до 535 кГц). Аварийный передатчик используется в случае бедствия или когда основная установка электропитания не обеспечивает радиопередатчик необходимой энергией. В такой ситуации вблизи радиостанции устанавливают соответствующую аварийную батарею, которая постоянно поддерживается на рабочем напряжении и ежедневно контролируется. Аварийный передатчик на пассажирских и грузовых судах валовой регистровой вместимостью 1600 рег. т и более имеет минимальную дальность действия 1000 миль; на небольших транспортных судах она составляет 75 миль. В случае морского бедствия автоматический передатчик сигналов тревоги и бедствия включает аварийный передатчик с международной программой сигналов бедствия 5 05. По этой программе в определенной последовательности передается отличительный (позывной) сигнал судна, его местонахождение и собственно сигнал бедствия. Координаты местонахождения судна радист получает с мостика, и они принимаются датчиком сигналов бедствия. При необходимости управления передатчиком вручную автоматическое устройство может быть в любой момент времени отключено. Передатчик может автоматически вернуться в исходное положение и начать передачу всей программы сигналов бедствия.

Если на судне не предусмотрены моторные спасательные шлюпки с вмонтированными радиотелеграфными установками, то во время кораблекрушения переносную радиостанцию берут с собой в спасательную шлюпку или плот. Передатчик, приемник, антенна и источник питания переносной радиостанции составляют единый блок. В качестве источника энергии используется встроенный генератор с кривошипной рукояткой; дополнительно устанавливается батарея для обеспечения надежного режима приема. Посредством передатчика можно просить о помощи, используя радиотелеграф, в средневолновом диапазоне на частоте 500 кГц и в коротковолновом диапазоне на частоте 8364 кГц, а также на граничной частоте 2182 кГц. Переносная радиостанция, предназначенная для применения на спасательных средствах, хранится в рулевой или в штурманской рубке. Главный и рабочий приемники принимают передачи на всех частотах от 14 до 28 тыс. кГц (а также сигналы бедствия) от других судов, береговых радиостанций, радиовещательных передатчиков и радиомаяков. Аварийный приемник при выходе из строя судовой сети получает питание от аварийной батареи и может настраиваться на все доступные частоты для приема сообщений. Автоматический приемный аппарат сигнала бедствия обеспечивает постоянный контроль международной частоты морского бедствия (500 кГц) без обслуживающего персонала в радиорубке. Радиостанции на судне в первую очередь служат для обеспечения безопасности людей в море. Чтобы не занимать непрерывно радиостанции на морских судах, что разрешается только на очень больших пассажирских судах с числом пассажиров более 300 чел., этот прибор включается лишь тогда, когда в радиорубке нет радиста. При приемке определенных радиосигналов (сигнала бедствия 505) на радиостанции, в рулевой рубке и в жилом помещении радиста раздается непрерывный звуковой сигнал тревоги, который может отключить только радист в радиорубке. Приняв сообщение от потерпевшего бедствие судна, радист передает его капитану, который принимает решение, каким образом можно оказать помощь этому судну. Для приема сигналов бедствия на предельной частоте 2182 кГц радиорубки, имеющие радиотелефонные аппараты, оснащены устройством для автоматического приема сигнала тревоги или контрольным приемником со встроенным громкоговорителем, который также может находиться в рулевой рубке.

Наряду с этими радиостанциями, на пассажирских, а также на морских судах других типов устанавливаются:

— коротковолновые передатчики и приемники для передачи сообщений на большие расстояния между судном и всеми частями света в частотном диапазоне от 4063 до 27 500 кГц;

— передатчик и приемник предельно допустимых частот, позволяющие осуществлять радиопередачи в диапазоне по крайней мере 150 морских миль (на многих судах эта установка имеет дальность действия примерно 500 миль) между судами и между судном и сушей в частотном диапазоне от 1605 до 3800 кГц.

Радиорубка

В последние годы суда оснащают также ультракоротковолновыми (УКВ) радиостанциями, предназначенными для передач морской радиослужбы в частотном диапазоне от 136 до 174 МГц (2-метровый диапазон). Эти станции применяют для переговоров и ведения передач между судами, судном и портом и для выхода в эфир. Их дальность действия ограничена и составляет около 30 миль. Для обеспечения во всем мире надежных радиопередач используется, как и в астрономической навигации, среднее время по Гринвичу. Путем ежедневного приема сигнала времени достигается точное совпадение всех «радиочасов» и судовых хронометров на Земле. Часы в радиорубке имеют два красных сектора, а именно от 15 до 18 мин и от 45 до 48 мин. Эти отрезки времени предназначены исключительно для передачи и приема сигналов бедствия. В это время царит всеобщее радиомолчание, для того чтобы даже в областях с большой плотностью радиосвязи можно было принять и очень слабые сигналы о помощи. Кроме установок в радиорубке, служащих для установления связи с внешним миром, на судах имеются также коммуникационные устройства, используемые для внутренней связи и обеспечения безопасности на борту судна.

www.seaships.ru

21.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИОСВЯЗИ В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

Международными сигналами особой важности, пере­даваемыми средствами радиосвязи, являются сигналы безопасности, срочности, тревоги и бедствия.

Сигнал безопасности извещает, что данная радиостан­ция будет передавать сообщение, касающееся безопасно­сти плавания кораблей и судов. К таким сигналам отно­сятся сигналы об опасных льдах, опасных плавающих предметах, тропических штормах, а также о нахождении судна в районе штормового ветра при температуре воз­духа ниже нуля (сильное обледенение) или о ветре 10 и более баллов, о котором не было получено штормовое предупреждение.

Радиотелеграфный сигнал состоит из трех повторений группы букв ТТТ (ТТТ) и передается с достаточными промежутками между буквами и группами.

Радиотелефонный сигнал состоит из трех повторений слова СЭКЮРИТЕ. Сигнал безопасности может переда­ваться в радиотелеграфном режиме на частоте 500 кГц и в радиотелефонном режиме на частоте 2182 кГц. Сиг­нал относится ко всем судовым радиостанциям и пере­дается перед вызовом.

Сигнал срочности передается в случае, когда на судне произошла авария, последствия которой судно устранить не может. К таким случаям относятся аварии на судне, передающем сообщение, на судне или самолете, видимых с борта судна, передающего сигнал срочности, тяжелая болезнь члена экипажа и необходимость получения меди­цинской консультации, падение человека за борт и не­возможность оказания ему помощи. Радиотелеграфный сигнал состоит из повторений группы букв XXX (ЬЬЬ) и передается с достаточными промежутками между бук­вами и группами. Радиотелеграфный сигнал состоит из трех повторений слов ПАН. Сигнал срочности может передаваться в радиотелеграфном режиме на частоте 500 кГц и в радиотелефонном режиме на частоте 2182 кГц. Сигнал срочности адресуется определенной ра­диостанции и передается перед вызовом.

Сигнал тревоги применяется для оповещения всех ра­диостанций о предстоящей передаче сигнала и сообще­ния о бедствии. Радиотелеграфный сигнал тревоги со­стоит из 12 тире по 4 секунды с интервалом в 1 секунду. Сигнал тревоги передается автоматическими датчиками сигналов тревог или телеграфным ключом с контролем по секундомеру. Радиотелеграфный сигнал состоит из двух передаваемых попеременно в течение 1 минуты си­нусоидальных тонов частотой 2200 и 1300 Гц. Длитель­ность каждого составляет 250 мкеек. В радиотелеграф­ном режиме сигнал передается на частоте 500 кГц, в ра­диотелефонном — на частоте 2182 кГц. Сигнал тревоги не адресуется какой-либо отдельной радиостанции, а от­носится ко всем судовым и береговым радиостанциям.

Сигнал бедствия подается, когда судну и экипажу угрожает гибель и ему необходима немедленная по­мощь. Сигнал передается всем кораблям и судам. Воен­ные корабли могут использовать международный сигнал бедствия только в мирное время в одиночном плавании, когда помощь не может быть оказана своими кораблями и судами. В сообщении о бедствии указываются назва­ние судна, его координаты, характер бедствия, род тре­бующейся помощи и другие сведения, облегчающие ее оказание. В мирное время любому военному кораблю или гражданскому судну, терпящему бедствие, командир ко­рабля обязан оказать помощь всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Радиотелеграфный сигнал со­стоит из группы SOS (СОС) и передается в виде одного знака. Если есть возможность, сигнал бедствия предва­ряется сигналом тревоги, разделенным двухминутным молчанием. Радиотелеграфный сигнал состоит из сигнала бедствия SOS, повторяемого три раза, букв ДЕ и трех­кратного названия судна, терпящего бедствие. Сигнал может передаваться на частотах 500 кГц и 156,8 МГц.

Радиотелефонный сигнал состоит из слов МЭЙДЭЙ, ИСИ и трехкратного повторения названия судна. Сигнал передается на частотах 2182 кГц и 156,8 МГц.

При нахождении в море на одном из корабельных приемников должна быть установлена радиовахта на частоте 500 кГц в периоды от 15-й до 18-й и от 45-й до 48-й минуты каждого часа (три минуты молчания) для приема сигналов бедствия.

Предупреждения о циклонах и сильных штормах, о плавающих предметах, айсбергах, об изменении навига­ционной обстановки передаются судами на другие суда и береговые радиостанции с предварительной подачей сигнала безопасности на частотах 500 и 2182 кГц.

flot.com