Закон целостности и единства

Закон целостности и единства

Основной закон композиции.

Основной закон композиции – это закон единства и целостности объекта как произведения искусства, ремесла или промышленного изделия. Под единством и целостностью понимают соответствие формы и содержания (функции) произведения, соподчиненность элементов и средств композиции с целью выявления идеи и художественного образа, обоснованность и логичность пространственного решения, соответствие зрительному восприятию человека.

Этот закон требует оперировать такими понятиями и явлениями действительности как: симметрия и асимметрия, ритм, равновесие, порядок, гармония, статика и динамика, подчинение второстепенных элементов главному, контраст и нюанс, монументальность и фрагментарность, колорит, художественный материал и др.

Над законами композиции люди задумывались давно, с того момента, когда оформилось понимание, что в мире существуют силы хаоса и противостоящие им силы порядка. В хтонических (наиболее древних) мифах греков Хаос порождал жизнь. Случайное и закономерное осмысливались как эстетические категории. К крупным эстетическим категориям относятся и фундаментальные категории композиции – единство и целостность.

Понимание единства и целостности живой и неживой природы интуитивно присутствует у каждого человека. Рассматриваем ли мы кристалл или ветку дерева, следим ли за полетом птицы или бегом лошади, движениями танцующего человека, − во всяком объекте видим функциональность конструкции, которая проявляется как красота внешней формы. Такие же положительные эмоции вызывает рукотворный предмет, если он идеально выражает назначение предмета, будь то инструмент, здание, одежда и даже мусорная корзина, если вспомнить рассуждения Сократа о красоте. Со временем функция красоты как бы отделилась от предмета, «пережила» его во времени и тогда красивыми воспринимаются предметы, не имеющие прямого утилитарного назначения, например, ювелирные изделия — в далеком прошлом амулеты.

Сравним два сосуда различных по форме, но близких по назначению: крынку и серебряный сосуд для охлаждения и хранения шербета, ароматной сладкой жидкости. Крынка из обожженной глины для хранения и топления молока удобна в деревенском быте: ее легко обхватывает и моет рука женщины, материал доступен и долго сохраняет определенную температуру, при нагревании на углях не разрушается, относительно дешев и доступен.

Второй сосуд изящен, объемист и вместе с тем имеет узкое горло, чтобы не иссякал аромат. Его удобно захватывать рукой, переносить на голове, можно охладить в быстром арыке, прижав камнями высокое подножие. Натертая до блеска поверхность серебра отражает свет, замедляя нагревание; антисептические свойства серебра известны. Продолжая рассуждать подобным образом, можно найти и другие полезные качества сосудов, сочетание которых проявляется во внешней форме как гармоничные членения и делает ее красивой. Все современные вазы для цветов хранят в своей форме отголосок первой функции сосудов, а плавные контуры ассоциативно связываются с женской фигурой.

Один из видов сложного композиционного единства – фасад Адмиралтейства в Петербурге. Чрезвычайно растянутое здание (388 м) имеет ясные членения, акценты. Композиционный (смысловой) центр здания – башня с аркой и золоченым шпилем, — уравновешивает монотонность горизонтали.

Продолжая анализ разнообразных объектов культуры, можно самостоятельно выделить качества композиционной целостности и единства, например, в конструкции русской церкви и готического собора, проявляющихся не только в логическом соподчинении частей и целого, но и в выразительном силуэте.

Станковая картина также дает ясное представление о роли основного закона композиции. Рассмотрим репродукцию картины В.Сурикова «Боярыня Морозова». Мысль художника предельно ясно выражена при помощи расположения и соподчинения элементов картины, главных и второстепенных персонажей, пейзажа, общего колорита живописного полотна. Жизненность произведения заключается не только в реалистической передаче пространства и людей, но и в том, что в царящем хаосе зритель может находить смысловые нити, догадываться о страстной, сильной и непреклонной натуре боярыни, узнавать характеры сочувствующих или глумящихся над трагедией зрителей. Таким образом, хаос организован художником для передачи идеи и этому способствовало знание законов композиции. Мир картины самостоятелен, внутренне логичен, убедителен для зрителя.

Каким образом достигаются единство и целостность композиции?

Перед рассмотрением этого вопроса необходимо вспомнить, что такое художественный образ, так как именно образ вызывает к жизни те средства, которыми пользуется художник.

Основные признаки художественного образа – это метафоричность, ассоциативность, многозначность и недосказанность, парадоксальность, наличие типизации и обобщения.

Метафоры древнего искусства прямолинейны, составлены из сочетания символов, например, в сфинксе соединяются два начала: фараона-божества и льва как символа власти. Сложение символов порождало новый, более значимый символ. Современное искусство прибегает к более сложным метафорам . В фильмах А.Тарковского пейзажи, даже элементы пейзажей, такие, например, как зеркальная гладь воды, звуки и освещение несут философскую нагрузку.

Многозначность и недосказанность делают произведение емким по содержанию при относительно немногих, порой скупых средствах выражения. Гравюра лишена цвета, но в монохромном изображении зритель видит больше, чем нагромождение штрихов, по тону догадывается о цвете.

При разработке фирменного стиля дизайнер-полиграфист, опираясь на основные характеристики производства, упрощая и «сжимая» содержание значка до нескольких линий или пятен, добивается выразительности, которая тем выше, чем жестче отбор средств.

Образное начало можно видеть в силуэтах современных автомобилей, обтекаемых, простых по силуэту и лишенных украшательских деталей. Они вызывают ассоциацию со стремительными живыми существами.

Ассоциативность предмета и художественного образа помогает точнее выявить авторскую мысль. Работники в сфере рекламы хорошо знают, что для эффективной рекламы необходимо опираться на положительные ассоциации, связанные с определенным товаром или услугой.

Интерес зрителя вызывает некая загадка, парадокс, затруднение в прочтении произведения, правда, не чрезмерное, иначе образ перестает быть доступным. Парадоксальность художественного образа выражает противоречия, существующие в жизни, и в то же время обостряет восприятие произведения. Например, «Дискобол» скульптора Ми′рона изображен в момент сильного физического напряжения, однако лицо олимпийского героя не искажено усилием, отчего образ совершенного человека становится особенно значительным.

Гранит как скульптурный материал не сопоставим с кожей человека. Но гранит скульптурного бюста военачальника прибавляет нечто очень важное для характеристики человека. Современные дизайнеры одежды и интерьеров, производители предметов широкого потребления все смелее прибегают к неожиданному сочетанию материалов, стилей, форм и т.д. Парадоксальность в изобразительном и пластическом искусстве выступает как контраст.

Типизация и обобщение — взаимосвязанные процессы создания художественного образа. Скульптура Венеры Милосской представляет единичный, вполне конкретный образ женщины, но она же несет обобщенное представление о женской красоте.

Рассмотренные свойства художественного образа характерны для большинства видов искусства и прикладной деятельности. Ассоциативным образом могут обладать предметы, не предназначенные для любования на выставках и музеях. Этот образ появляется как некий «побочный продукт», так как к нему специально не стремился мастер. Но в силу объективного сходства функций природного прототипа и предмета внешняя форма того и другого становится похожей. Таковы многие инструменты, приспособления для облегчения труда человека. Однако это не художественные произведения. Мало создать функциональный предмет. Чтобы он воспринимался эстетически ценным, необходимо связать его со значимыми для человека «вечными ценностями» добра, любви, природы, меры и гармонии — со всем, что в сознании человека связано с понятием жизнь.

www.rsu.edu.ru

Закон целостности и единства процесса воспитания.

Проявляет соотношение части и целого в воспитательном процессе, необходимость гармоничного единства всех его компонентов. Характер будущей профессиональной деятельности воспитанников предусматривает наличие в них комплексных духовных и профессиональных качеств. Поэтому процесс воспитания нужно организовать в комплексе, он должен составлять и в теоретическом, и в прикладном аспекте целостное единство и служить основному назначению — формированию духовно богатой, национально сознательной, профессионально развитой личности.

Закон единства и взаимосвязи теории и практики воспитания.

Раскрывает соотношение между содержанием и методами воспитания и будущей деятельностью воспитанников, зависимостью теории воспитания от современной социальной практики. Содержание деятельности воспитанников в современных условиях, в основном, имеет сложный характер, накладывает на их сознание и психику очень большие нагрузки.

Поэтому большинство воспитательных мероприятий должна иметь профессиональную и национальную направленность и основываться на общечеловеческих, национальных и профессиональных ценностях. Нужно привлекать воспитанников к активному участию в различных воспитательных мероприятиях. Воспитательный процесс должен учитывать новейшие достижения педагогической и психологической науки, в частности педагогики сотрудничества, гуманистической педагогики и личностно ориентированной педагогики.

Итак, законы воспитания — объективные, внутренние, существенные и относительно устойчивые связи, которые оказываются при организации и осуществления воспитательного процесса.

В этих законах прослеживаем сущность процесса воспитания. Поэтому их знание помогает воспитателям научно обосновать содержание воспитания, правильно определить приемы и средства воспитательной деятельности, избегать шаблонного подхода к педагогической деятельности, инновационно и творчески организовывать и проводить воспитательные мероприятия, эффективно решать воспитательные задачи и в целом оптимизировать и гуманизировать этот сложный социально содержательный процесс.

В теории воспитания различают внешние и внутренние закономерности процесса воспитания.

Для первых характерна зависимость воспитания студентов от общественных процессов и условий; социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры в обществе, его потребностей в соответствующих специалистах, общепринятых и национальных воспитательных идеалов, ценностей и содержания воспитания и тому подобное.

В государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI века») указано, что национальное воспитание в украинском государстве масс быть направлено на формирование у молодежи и детей мировоззренческого сознания, идей, взглядов, убеждений, идеалов, традиций, обычаев, других социально значимых достижений Украинский и мировой духовной культуры.

Внешние закономерности направленные на формирование личности как сознательного украинского гражданина и предусматривают:

■ национальную гордость воспитанника;

■ учета лучших традиций воспитания украинского народа;

■ единство общечеловеческого и национального воспитания ,;

■ всестороннее развитие духовных и материальных потребностей воспитанников.

Внутренние закономерности раскрывают связи и зависимости между компонентами процесса воспитания.

Некоторые авторы характеризуют как частичные: «Закономерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы, называют частичными (конкретными)». Иначе говоря, это зависимость между воспитательными воздействиями воспитателей и конкретным отношением воспитанников к этим воздействиям, между идеалом, целью, содержанием воспитания и полученным результатом, между основными составляющими этого социально-педагогического явления.

Одна из основных внутренних закономерностей воспитания студентов — единство обучения, воспитания, развития и их самосовершенствования как необходимого условия гармоничного формирования личности украинских граждан. Воспитание должно не только развивать ум человека и давать ему определенный объем информации, но и зажечь жажду серьезного труда, без которого жизнь ее не может быть ни достойной, ни счастливым, подчеркивал К. Д. Ушинский. Эта закономерность проявляет подход к личности студента с позиций такого правила: воспитывая — учи и развивай; обучая и развивая — воспитывай; обучая, развивая, воспитывая — самовдосконалюйся.

Взаимосвязь воспитания и развития достаточно точно подчеркивал Д. Локк, утверждая, что задача воспитание не столько давать студентам глубокие знания, сколько расширять и формировать их души лучше, чтобы они могли овладеть любым делом, когда приступят к ней.

Относительно самосовершенствования кстати мнение Сократа о том, что воспитание — дело трудное, и улучшение его условий один из священных обязанностей каждого человека, ведь нет ничего важнее, как образование для самого себя и своих близких.

Учитывая требования гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества и личностно ориентированной педагогики, особенности современной дидактической системы и сложной социально-экономической и политической ситуации в Украине, деятельность научно-педагогического работника в вузе должна иметь в основном воспитательный характер.

studbooks.net

Закон целостности

Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. К. Маркс говорил, что «в живом организме совершенно исчезает всякий след различных элементов как таковых. Различие заключается здесь уже не в раздельном существовании различных элементов, а в живом движении отличных друг от друга функций, которые одушевлены одной жизнью». Безусловно, мысли К. Маркса было бы неправильно применить буквально к проблеме целостности произведения искусства. Целостность произведения искусства и целостность живого организма не тождественны, так как целостность произведения искусства есть духовно-предметная, специфичная.

Специфичность закона композиционной целостности заключается в том, что он действует только в области композиции произведения искусства. Он вытекает из сущности композиции, ее родового признака «целостности». И поскольку этот признак главный, то его действие перерастает в действие глобальное для композиции, на уровне закона.

Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

При нахождении конструктивной идеи вначале следует сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции. В связи с этой последовательностью создания композиции Е. А. Кибрик приводит убедительные примеры, позволяющие яснее понять суть конструктивной идеи: «Сохранились самые первые наброски композиции знаменитой „Тачанки“ Грекова. Они представляют собой пластическую абстракцию будущей композиции. Компонуя, Греков рисовал перспективно сокращенный прямоугольник (пятно будущей тачанки), расположение которого в границах эскиза создавало чувство стремительного движения. Только найдя наиболее выразительную связь этого пятна с пространством — его окончательное место в композиции, найдя конструктивную идею ее, можно рисовать коней, тачанку, пулеметчиков и т. д. Раньше это делать было бессмысленно. Первоначальных набросков композиции «Степана Разина» Сурикова не сохранилось. Но совершенно очевидно, что ее конструктивной идеей является темный треугольник ладьи, рассекающей светлую массу воды и неба. Только задумав подобным образом картину, можно было приступить к поискам персонажей, заполняющих этот треугольник. Именно потому, что картина в основе своей задумана с такой простотой и цельностью, мы видим ее всю сразу и запоминаем ее как целое. Целостно воспринимаются произведения, возникшие только подобным образом. Когда же картина как бы склеена из кусочков и не имеет в основе своей широко задуманной конструктивной идеи, мы можем запомнить лишь отдельные, выразительные фигуры из нее. Целого нет».

Композиция картины А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» построена в два яруса. В этой конструктивной идее заложено глубокое содержание: на смену раненым солдатам — защитникам Петрограда — идут новые отряды рабочих бойцов, движение принимает круговой ход, объединяющий все части композиции в единое целое.

Другой чертой, или свойством, закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали. Этого требует закон целостности, вытекающий из закономерностей зрительного восприятия действительности.

В природе форма и цвет существуют как части целого, в единстве со средой, в которой они находятся, во взаимосвязи между собой и пространством, имеющим глубину. В силу этого предметы видятся в сокращениях, ближние — более крупно, чем дальние, теряющие при этом интенсивность своей окраски и значительное число деталей. В совершенной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать ни одну деталь без ущерба для целого. Все части находятся во взаимной связи и соподчинении.

Закон целостности требует неповторимости элементов композиции, включая сюда формы, размеры, интервалы, характеры, типы, жесты и т. д. Все похожее должно либо объединиться в силуэт, либо резко отличаться, индивидуализироваться. Для иллюстрации этой черты закона целостности приведем композиционный анализ известных произведений, сделанный Е. А. Кибриком: «Наглядны примеры многофигурных композиций, где многообразие деталей приводится к простому и выразительному единству. Такова «Сдача Бреды» Веласкеса. На картине изображено драматическое событие, значительный исторический момент — сдача крепости. Композиция предельно проста и симметрична. В центре две главные фигуры полководцев, справа и слева два войска, равноценные по массе. Но силуэты обоих войск резко различны. Лес вертикальных длинных копий строит силуэт войск победителей с конем на первом плане, несколько наклонных алебард и коротких копий совсем по-иному рисуют силуэт побежденных войск. Ни одна из фигур ничем не похожа на другую. Картина производит впечатление мощи, величественности, простоты целого и богатства деталей.

«Крестный ход в Курской губернии» Репина смотрится единым пятном — картину сразу видишь всю целиком. Массы в композиции расположены по диагонали, связывающим четыре угла картины. Изображена необычайно многолюдная толпа, но каждая фигура в ней не только характер, но и социальный тип. Здесь — все классы и сословия. Движется русское общество 80-х годов со всеми своими связями и противоречиями. В глубине слева — центр композиции — барыня, несущая икону под охраной сотских. Целое просто и нерасторжимо, детали бесконечно разнообразны. Прекрасно скомпоновано «Утро на Куликовом поле» Бубнова. Огромная рать единым пятном растянулась по диагонали справа налево. Обратную диагональ строят фигура воина впереди войска и черное знамя с золотым Спасом, поддержанное копьями в правом верхнем углу картины. Это то, что дает единство, цельность огромному историческому полотну. В этом единстве заключено великое многообразие типов и характеров, каждый из которых прибавляет нечто существенное к образу русского народа — главной теме картины».

Изображаемые предметы целесообразно размещать так, чтобы они легко и ясно воспринимались зрителем, даже в том случае, если они частично закрыты другими предметами. Нельзя допускать, чтобы соприкасающиеся в композиции предметы совпадали своими силуэтами или сливались, так как одни из них будут восприниматься как продолжение других. Отсюда возникнет путаница и станет неясным, каким из соприкасающихся фигур принадлежит рука, нога и т. д. В рисунках Леонардо да Винчи к «Битве при Ангиари», представляющей собой сложную многофигурную композицию, в которой изображаются люди и лошади в сильных динамических движениях и ракурсах, фигуры загораживают друг друга и переплетаются между собой. Несмотря на это, зритель ясно представляет каждую фигуру. То же самое можно сказать и о картинах П. Рубенса «Охота на львов» и «Охота на гиппопотама». Во фресках Микеланджело в Сикстинской капелле среди множества фигур в различных движениях зритель ясно воспринимает каждую фигуру.

В картине «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова идейный замысел диктовал художнику композицию сложного характера. В момент внезапной катастрофы горожане, спасаясь от неминуемой гибели, обратились в бегство. Панический страх, отчаяние, безумие — все это сказалось на поведении людей, в их действиях, позах, жестах, мимике. Скопление взрослых, стариков, детей на улицах гибнущего города вносило путаницу и неразбериху во всю ситуацию. Тем не менее художник нашел такую конструктивную идею композиции, которая позволила сохранить целостность и равновесие картины, где вряд ли можно найти совпадающие силуэты, приблизительность в обрисовке форм, смысловую неувязку между группами фигур.

Художник, знающий, что целостность не просто свойство композиции, а, больше того, закон композиции, будет учитывать это в своем творчестве и заранее избегать грубейших ошибок, не тратить на их исправление свое творческое время.

www.coposic.ru

Обзор основных законов и закономерностей обучения

В обучении находят свое проявление общие законы диалектики и специ­фические законы обучения.

К общим законам диалектики относятся: закон единства и борьбы проти­воположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания.

Как проявляются эти законы в процессе обучения?

В процессе обучения действует закон единства и борьбы противополож­ностей. Противоречия возникают в силу того, что современные требова­ния, являющиеся следствием новых социальных условий, изменившихся возможностей личности, сложившейся образовательной ситуации, прихо­дят в несоответствие с традиционными, устоявшимися представлениями и взглядами на процесс обучения. Изменения в экономической, политиче­ской и культурной жизни нашей страны привели к резкой смене обще­ственных ценностей и установок, востребовали ранее непопулярные каче­ства личности, такие как предприимчивость, деловитость, рискованность. Это в свою очередь потребовало изменения процесса обучения, его содер­жания, технологии.

В процессе обучения проявляется также действие закона перехода коли­чественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные лич­ностные характеристики (убеждения, мотивы, установки, потребности, ценностные ориентации, индивидуальный стиль деятельности, умения и

навыки) представляют собой результат накопления количественных изме­нений.

Переход количества в качество происходит по механизму закона отри­цания отрицания, т. е. диалектического снятия и сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Личностные и пси­хические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное челове­ком. Интегративные качества «отрицают» ранее сложившиеся. Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных на­выков, когда на основе многократных повторений отдельные действия пре­образуются в сложный навык (письма, счета, чтения).

Кроме общих законов диалектики, в обучении проявляются также спе­цифические педагогические законы.

В истории дидактики многие ученые предпринимали попытки выделить и сформулировать педагогические законы. Например, И. Г. Песталоцци сформулировал следующий закон обучения: от смутного созерцания к яс­ным представлениям и от них к ясным понятиям.

Немецкий педагог Э. Мейман сформулировал три закона:

—развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладаю­щей степени природными задатками;

—ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наи­более важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;

—душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.

Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения: социальной обус­ловленности целей, содержания, форм и методов обучения; взаимосвязи твор­ческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обуче­ния, воспитания и развития; обусловленности результатов обучения харак­тером образовательной деятельности учащихся; целостности и единства образовательного процесса.

Хуторской А. В. дает такую трактовку этим законам’.

Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Социальный строй и общественно-экономические отношения оказывают определяющее влияние на основные компоненты процесса обу­чения: его цели, содержание, методы, формы организации. Например, де­мократические преобразования конца XX в. обусловили появление в стра­не негосударственных образовательных организаций, авторских школ и обучающих систем.

Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образователь­ной среды. По своей духовной и природной сущности человек есть тво­рец. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от ус­ловий, средств и технологий образовательного процесса. Творческую са­мореализацию ученика повышают следующие условия: выбор им целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные тех­нологии обучения, возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения и др.

Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личност­ных качеств, с его воспитанием как члена общества. Даже если учитель не ставит явных воспитательных или развивающих целей, он все равно своей деятельностью не только обучает, но и воспитывает, оказывает влияние на формирование соответствующих качеств учеников, на развитие их как лич­ности.

Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. Результаты обучения зависят прежде всего от ак­тивности самой личности, оттого, насколько продуктивна их деятельность. На результаты обучения оказывают влияние также применяемые техноло­гии, формы и методы обучения.

Закон целостности и единства образовательного процесса. Данный закон устанавливает необходимость внутреннего согласования между собой всех компонентов образовательного процесса (целей, содержания, средств, ме­тодов, форм, технологий и т. д.).

Выделены и другие законы обучения. Законами становятся лишь те за­кономерности, в которых:

• четко определены и зафиксированы объекты, между которыми уста­навливается связь;

• исследованы особенности этой связи (вид, содержание, форма, ха­рактер и т. д.);

• установлены границы проявления связи.

Как отмечено выше, закономерности обучения отражают объективные, существенные, общие, устойчивые взаимосвязи, повторяющиеся при опре­деленных условиях. Теоретиками и практиками выделено большое количе­ство дидактических закономерностей. Так, в учебнике И. П. Подласого при­водится более 70 различных закономерностей обучения 1 .

С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют.

Различают общие и частные (конкретные) закономерности.

Общие закономерности свойственны любому образовательному процес­су, они охватывают своим действием всю систему обучения. К общим зако­номерностям относятся:

закономерности цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) по­требностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

закономерности содержания обучения.

Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и це­лей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и прак­тики обучения; д) материально-технических и экономических возможно­стей учебных заведений;

закономерности качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продук­тивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характе­ра и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения;

закономерности методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) воз­раста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) ма­териально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса;

закономерности управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных свя­зей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий;

закономерности стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов 1 .

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные сто­роны системы обучения. Современной науке известно большое количество частных закономерностей процесса обучения. К частным закономерностям процесса обучения относятся закономерности:

собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяе­мых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);

гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной ак­тивности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);

психологические (результаты обучения зависят от учебных возможно­стей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и

Т.д.);

социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);

организационные (эффективность процесса обучения зависит от орга­низации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимули­рует познавательную активность и т. д.).

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в прин­ципах и вытекающих из них правилах обучения.

3. Принципы и правила обучения

Как отмечено выше, в современной дидактике под принципами обуче­ния понимают исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Принципы обучения определяют деятельность обучающего и характер познавательной деятельности обучаемого.

История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, т. е. принци­пы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, дру­гие появляются. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать Изменения требований общества к образованию и своевременно реагиро-иать на них, т. е. строить такую систему принципов обучения, которая вер­но указывала бы путь к достижению цели обучения.

Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обу­чения. Первые попытки в этом направлении были предприняты Я. А. Комен-ским, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Я. А. Коменский сформулировал и обосновал такие принципы обучения, как принцип природосообразности, прочности, доступности, систематичности и др.

Большое значение принципам обучения придавал К. Д. Ушинский. Им наиболее полно раскрыты дидактические принципы:

• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно труд­ным и не слишком легким;

• обучение должно всячески развивать у детей самостоятельность, ак­тивность, инициативу;

• порядок и систематичность — одно из главных условий успеха > в обучении, школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным;

• обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с пси­хологическими особенностями учащихся;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким пу­тем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.

Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.). Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.

В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются сле­дующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой. Рассмотрим их и отметим некоторые правила, обеспечивающие реализацию этих принципов.

studopedia.org