Какие расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль

Расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

На первоначальном этапе развития организации и предприниматели, как правило, не располагают лишними денежными средствами на приобретение дорогостоящей аппаратуры, необходимой для осуществления их деятельности. Вот и приходится в процессе работы использовать личное имущество сотрудников, например, компьютеры, телефоны, иную офисную технику.

Рассмотрим ситуацию, при которой в организации компьютер не числится на балансе, в то же время, потребность в его использования возникает. Например, для эффективной организации работы необходимо пользоваться справочной правовой системой ГАРАНТ. В таком случае организация может использовать личный компьютер, принадлежащий работнику. Возможно ли при таких обстоятельствах учесть затраты на приобретение и обновление компьютерной программы в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?

Отметим, что в реальной жизни такие ситуации встречаются достаточно часто. Например, бухгалтер ведет учет на своем личном компьютере. Однако для того, чтобы расходы на эксплуатацию имущества (в том числе и компьютерной программы) можно было учесть при налогообложении, однозначно необходима связь, причем подтвержденная документами, между таким имуществом и производимыми расходами.

Справочная правовая система ГАРАНТ является электронным периодическим справочником, что подтверждается Свидетельством о регистрации N ЭЛ 77-2137 от 03.12.1999 года, выданным Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, и не может использоваться без компьютера.

Таким образом, организация может использовать имущество работника, заключив гражданско-правовой договор аренды имущества у физического лица, или, к примеру, «договориться» со своим работником о безвозмездном пользовании его компьютером. В зависимости от способа оформления отношений зависит и налогообложение указанных операций.

Однако, на наш взгляд, самым удобным является вариант, когда организация осуществляет выплату компенсации работнику за использование его личного имущества.

Так, согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации работник может использовать с согласия или ведома работодателя и в его интересах свое личное имущество, за использование которого работодателем выплачивается компенсация работнику.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что работник вправе пользоваться своим имуществом только с согласия работодателя. При этом причины использования имущества могут быть самыми различными.

Основополагающим в данном случае является то, что работник должен использовать свое имущество (в нашем случае — компьютер) именно в ходе выполнения работ в организации, не извлекая выгоды лично для себя либо третьих лиц.

Для подтверждения этих обстоятельств работодателю необходимо заключить соглашение с работником об использовании личного компьютера (или, к примеру, ноутбука) в целях выполнения работником своих трудовых обязанностей. В данном соглашении определяется размер возмещения расходов и порядок использования личного имущества. Указанное соглашение можно оформить в виде дополнительного соглашения к трудовому договору между работником и работодателем.

При этом следует также предусмотреть, чтобы в дополнительном соглашении было зафиксировано согласие работника на установку на принадлежащем ему компьютере СПС ГАРАНТ.

В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В нашем случае в целях учета в качестве расходов для целей налогообложения прибыли затрат на приобретение и обновление СПС ГАРАНТ необходимо документально подтвердить, что данный электронный периодический справочник используется для осуществления деятельности организации.

В качестве дополнительного документального подтверждения использования СПС ГАРАНТ в деятельности организации следует издать приказ (распоряжение) или иной документ в соответствии со сложившимся порядком принятия решений в организации, в котором выражалось бы согласие работодателя на использование работником личного имущества в целях выполнения трудовых обязанностей и определялся бы порядок использования этого имущества в организации.

Таким образом, при выполнении вышеназванных условий затраты на приобретение и обновление СПС ГАРАНТ можно учесть в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. При этом следует помнить, что сроки использования личного компьютера работника должны быть не меньше сроков, в течение которых организация признает в учете расходы на приобретение программы.

Бюджетное учреждение сдает в аренду имущество, закрепленное на праве оперативного управления. В течение 2009 года учреждением оплачивались авансовые платежи по налогам, непосредственно относящимся к этому имуществу, за счет бюджетных средств. Это происходило потому, что арендной платы, поступающей от арендаторов, не хватало для покрытия этих расходов. В декабре 2009 года были заключены дополнительные соглашения к договорам, предусматривающие не только увеличение ежемесячной арендной платы с момента их подписания, но и доплату за предыдущий период. Таким образом, у учреждения появляется достаточно средств, чтобы все затраты по переданному в аренду имуществу нести за счет арендной платы, а также появляются средства для возмещения ранее понесенных расходов в бюджет. Можно ли учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, суммы начисленной и перечисленной в бюджет компенсации за ранее оплаченные налоги.

В действующем бюджетном и налоговом законодательстве отсутствует требование об уплате за счет арендной платы налогов, относящихся к имуществу, приобретенному за счет бюджетных средств и сданному в аренду. Учреждение вправе уплачивать налоги за счет бюджетных средств, поскольку данные расходы связаны с содержанием бюджетного имущества. Такие расходы нельзя признать неэффективными. Поэтому, по нашему мнению, компенсацию бюджету ранее перечисленных налогов производить не нужно, более того, данная операция не соответствует нормам законодательства.

Если все же учреждением будет принято решение о компенсации ранее произведенных за счет бюджетных средств расходов, то такие расходы могут осуществляться только за счет чистой прибыли, остающейся после налогообложения.

Обоснование вывода:
Арендные отношения регулируются главой 34 «Аренда» ГК РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В соответствии с п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 1 ст. 614, п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относятся к неналоговым доходам бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ). Аналогичная норма предусмотрена и в законодательстве Краснодарского края.

В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 08.12.2008 N 1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» средства от сдачи в аренду государственного имущества Краснодарского края, переданного в оперативное управление государственным учреждениям Краснодарского края (за исключением автономных учреждений), поступают указанным учреждениям на лицевые счета по учету средств от приносящей доход деятельности, открытые в департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, и после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, перечисляются ими в доход краевого бюджета.

Согласно положениям ст. 246, 247 НК РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, бюджетные учреждения не являются исключением. Прибылью признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ.

Таким образом, бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном главой 25 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 321.1 НК РФ.

Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в государственной собственности, в соответствии со ст. 321.1 НК РФ, относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих учреждений (смотрите, например, письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-05/54). Согласно п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду) признаются внереализационными доходами.

Таким образом, полученные бюджетными учреждениями доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ (письмо Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29).

Бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). Соответственно, при поступлении дополнительных доходов согласно договорам учреждению необходимо произвести доначисление налога на прибыль.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению. В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (п. 2 ст. 321.1 НК РФ).

Операции по расходованию бюджетных средств осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с бюджетной сметой (п. 1 ст. 161 БК РФ). Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 2. ст. 161 БК РФ).

В рассматриваемой ситуации имущество, переданное в аренду, учитывается в учреждении по бюджетной деятельности. Начисление и уплата соответствующих налогов (налога на имущество организаций, земельного, транспортного) по данному имуществу были произведены также в рамках бюджетной деятельности в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Обращаем внимание, что указанные платежи осуществлялись в соответствии с бюджетным законодательством. Поскольку имущество учитывается в рамках бюджетной деятельности, то и налоги целесообразно запланировать именно в бюджетной смете. Обязанность платить налоги, связанные с переданным в аренду имуществом, за счет арендной платы в нормативных правовых актах отсутствует. В данном случае расходы на уплату налогов, непосредственно относящихся к имуществу, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Соответственно, в доход бюджета средства поступают в большем объеме.

Подобное использование бюджетных средств нельзя признать неэффективным. Скорее, к разряду таких нарушений можно отнести заниженный размер арендной платы по сравнению с рыночными ценами, поскольку доходы бюджета существенно ниже тех, которые мог бы получить бюджет.

Таким образом, по нашему мнению, у бюджетного учреждения не возникает необходимость производить какие-либо корректировки по ранее уплаченным налогам. Факт передачи имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, в аренду не является основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов (налог на имущество, транспортный, земельный) за счет приносящей доход деятельности.

Также отметим, что учреждение и далее вправе независимо от величины арендной платы уплачивать налоги, относящиеся к данному имуществу, за счет бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. В бюджет в данном случае будет зачисляться больше доходов от арендной платы.

Вместе с тем учреждение вправе выбрать и другой вариант, согласно которому налоги будут уплачиваться за счет поступающей арендной платы. Для этого необходимо запланировать соответствующие направления расходования в смете по приносящей доход деятельности, при этом исключив их из бюджетной сметы. На данные расходы учреждение вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль (письма Минфина России от 15.07.2009 N 03-03-06/4/60, от 27.03.2009 N 03-03-05/54, от 19.11.2008 N 03-03-05/151, от 29.04.2008 N 01-СШ/30).

Следует отметить, что возмещение арендатором сумм налогов в рамках бюджетной деятельности не представляется возможным, поскольку такая операция противоречит основополагающим нормам бюджетного законодательства. Таким образом, возмещение сумм указанных налогов возможно только в виде части арендной платы с зачислением на лицевой счет для учета операций по приносящей доход деятельности. При таком подходе исчисление и уплату налогов необходимо будет производить за счет приносящей доход деятельности.

По нашему мнению, у бюджетного учреждения нет оснований для корректировки ранее произведенных выплат. Вместе с тем отметим, что решение о дальнейшем начислении и уплате налогов за счет средств от приносящей доход деятельности может быть принято учреждением самостоятельно.

В заключение отметим, что если все же учреждением будет принято решение о компенсации ранее произведенных за счет бюджетных средств расходов, то такие расходы могут осуществляться только за счет чистой прибыли учреждения, остающейся после налогообложения.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Закон Краснодарского края от 08.12.2008 N 1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
  3. Письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-05/54
  4. Письмо Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29
  5. Письма Минфина России от 15.07.2009 N 03-03-06/4/60, от 27.03.2009 N 03-03-05/54, от 19.11.2008 N 03-03-05/151, от 29.04.2008 N 01-СШ/30
  6. Налоговый кодекс РФ
  7. Бюджетный кодекс РФ

А. Суховерхова,
Ю. Кошелева,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Статья опубликована в журнале
«Бухгалтерский учет в бюджетных
и некоммерческих организациях»
№ 7 апрель 2010 год.

www.garant.ru

Какие расходы учитывать при расчете налога на прибыль

При расчете налога на прибыль сумму полученных доходов можно уменьшить на сумму понесенных расходов (ст. 247 НК РФ). Расходы учтите в денежной форме (п. 3 ст. 274 НК РФ).

Условия признания расходов

Все расходы организации, признаваемые в налоговой базе, должны одновременно быть:

Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Способы признания расходов

В расчет налоговой базы расходы включайте одним из способов: методом начисления или кассовым методом (ст. 272 или 273 НК РФ).

Расходы в валюте (у. е.)

Расходы, которые выражены в валюте или в условных единицах, учитывайте в совокупности с расходами, выраженными в рублях. Суммы таких расходов нужно пересчитать в рубли по установленному на дату их признания официальному курсу Банка России или курсу условной единицы, согласованному сторонами сделки. Это предусмотрено пунктом 5 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Из-за пересчета могут возникнуть курсовые разницы (положительные, отрицательные), которые включаются либо в состав внереализационных доходов, либо в состав внереализационных расходов (п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Группировка расходов

Все расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, делятся на две группы:

Это предусмотрено пунктом 2 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Расходы, связанные с производством и реализацией

К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

  • расходы на производство, хранение и доставку товаров, выполнение работ или оказание услуг;
  • расходы, связанные с приобретением и реализацией покупных товаров;
  • расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техобслуживание основных средств, а также на поддержание их в исправном состоянии;
  • расходы на освоение природных ресурсов;
  • расходы на НИОКР;
  • расходы на обязательное и добровольное страхование;
    • расходы, связанные с приобретением прав на государственные (муниципальные) земельные участки, на которых находятся строения или будет осуществляться капитальное строительство (ст. 264.1 НК РФ);
    • прочие расходы.
    • Об этом сказано в пункте 1 статьи 253 Налогового кодекса РФ.

      Расходы на страхование

      Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на страхование ответственности организации за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контракта, заключенного с казенным (бюджетным) учреждением?

      При расчете налога на прибыль можно учесть расходы на все виды обязательного страхования, а также те виды добровольного имущественного страхования, которые указаны в пункте 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ.

      Обязательные условия заключения контракта с казенным (бюджетным) учреждением приведены в Законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Одним из таких условий является предоставление организацией обеспечения исполнения контракта. При этом формами обеспечения могут быть только те способы, которые прямо установлены законодательством, а именно:

      • внесение денежных средств на счет заказчика;
      • предоставление банковской гарантии.
      • Об этом сказано в части 3 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

        Таким образом, страхование ответственности не является обязательным условием для заключения контракта.

        Перечень видов добровольного страхования, указанный в пункте 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ, также не включает в себя страхование ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контракта. Воспользоваться положениями подпункта 10 пункта 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ организация не может, поскольку в рассматриваемой ситуации такое страхование не является обязательным условием ее деятельности.

        Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на страхование ответственности владельца аэропорта за нанесение ущерба имуществу авиаперевозчиков?

        Да, можно, при условии что страхование ответственности владельца аэропорта обусловлено международными обязательствами России (общепринятыми международными требованиями).

        При расчете налога на прибыль можно учесть расходы на все виды обязательного страхования, а также на те виды добровольного имущественного страхования, которые указаны в пункте 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ.

        Виды обязательного страхования устанавливаются отдельными федеральными законами. Эти законы должны определять условия и порядок осуществления такого страхования. Об этом сказано в пункте 4 статьи 3 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1.

        Деятельность аэропортов регулируется Воздушным кодексом РФ. Однако обязательное страхование ответственности Воздушным кодексом РФ предусмотрено лишь для:

      • владельцев воздушных судов перед третьими лицами (ст. 131 Воздушного кодекса РФ);
      • перевозчиков перед пассажирами, грузовладельцами и грузоотправителями (ст. 133, 134 Воздушного кодекса РФ);
      • эксплуатантов (собственников или арендаторов воздушных судов) при выполнении авиационных работ (п. 3 ст. 61, ст. 135 Воздушного кодекса РФ).
      • Обязательное страхование ответственности владельцев аэропортов за нанесение ущерба имуществу авиаперевозчиков Воздушным кодексом РФ не предусмотрено. Если обязанность по страхованию не вытекает из закона, а основана на договоре, такое страхование признается добровольным (п. 4 ст. 935 ГК РФ).

        При расчете налога на прибыль расходы аэропорта на добровольное страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам можно учесть в единственном случае: если такое страхование является обязательным условием деятельности аэропорта в соответствии с международными обязательствами России или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ). Если эти требования не выполняются, расходы на страхование ответственности владельца аэропорта за нанесение ущерба имуществу авиаперевозчиков при расчете налога на прибыль не учитываются.

        Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль суммы страховых и членских взносов, которые организация платит за своих сотрудников в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО)?

        Да, можно, но только в части взносов на страхование имущественной ответственности перед заказчиком.

        Организация, которая намерена заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязана иметь в своем штате не менее двух сотрудников – членов саморегулируемой организации оценщиков (СРО) (абз. 2 ст. 15.1, ч. 2 ст. 24 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ).

        В свою очередь член СРО обязан:

      • платить взносы (вступительные, членские), установленные СРО (абз. 4 ст. 15 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ);
      • внести в компенсационный фонд, формируемый СРО, взнос в размере не менее чем 30 000 руб. (абз. 3 ч. 3 ст. 24.6 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ);
      • застраховать свою ответственность (ст. 4, 24 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ).

      Неправомерность включения в расходы взносов, уплаченных организацией за своих сотрудников в СРО, объясняется так. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, можно отнести вклады, взносы и другие обязательные платежи при выполнении следующих условий:

    • организация платит взносы в некоммерческую организацию;
    • уплата взносов, вкладов, других обязательных платежей является обязательным условием деятельности организации;
    • платить взносы, вклады и другие обязательные платежи организация должна за себя.
    • Такой порядок установлен подпунктом 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

      СРО действует на основании членства оценщиков и относится к некоммерческим организациям (ст. 22 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ). Однако организация платит взносы от лица сотрудника-оценщика, а не от самой себя. Кроме того, уплата таких взносов не является обязательным условием деятельности организации, которая занимается оценочной деятельностью. Поэтому расходы по оплате членских и других взносов, которые организация платит в СРО за сотрудников-оценщиков, учесть при налогообложении прибыли нельзя (подп. 40 ст. 270 НК РФ).

      Аналогичного мнения придерживается Минфин России в письмах от 12 февраля 2008 г. № 03-04-06-02/9 и от 2 августа 2007 г. № 03-03-06/1/536.

      Что касается взносов на страхование имущественной ответственности сотрудников-оценщиков, то эти расходы тоже не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Ведь договор на проведение оценки организация заключает от своего имени, а не от имени своих сотрудников. Следовательно, и ответственность за достоверность оценки перед заказчиком несет организация, а не ее сотрудники. Оценщиком в рассматриваемой ситуации является именно организация как юридическое лицо. А значит, страховать она должна свою имущественную ответственность, а не ответственность своих сотрудников. Это следует из положений абзаца 11 части 2 статьи 10 и статьи 24.7 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

      Таким образом, у организации нет оснований для уменьшения налогооблагаемой прибыли за счет взносов на страхование ответственности ее сотрудников-оценщиков.

      Пример отражения в бухучете и при налогообложении страховых и членских взносов в СРО, уплаченных организацией за своих сотрудников. Организация определяет доходы и расходы методом начисления

      В январе ООО «Альфа» перечислило в СРО за своих сотрудников-оценщиков:
      – вступительные взносы в сумме 22 000 руб.;
      – членские взносы в сумме 100 000 руб.;
      – взносы в компенсационный фонд в сумме 96 000 руб.;
      – взносы на страхование имущественной ответственности в сумме 93 000 руб.

      Вступительные и членские взносы, а также взносы в компенсационный фонд при выходе сотрудника из СРО не возвращают. Поэтому в бухучете такие траты отражают единовременно. В налоговом учете такие расходы не признают. В результате на дату, когда эти расходы отражают в бухучете, возникают постоянные разницы и соответствующие им постоянные налоговые обязательства.

      Взносы на страхование имущественной ответственности в бухучете включаются в состав расходов помесячно. При налогообложении прибыли такие расходы не учитываются.

      В учете «Альфы» сделаны следующие записи.

      Январь:

      Дебет 76 Кредит 51
      – 311 000 руб. (22 000 руб. + 100 000 руб. + 96 000 руб. + 93 000 руб.) – перечислены вступительные, членские и страховые взносы за сотрудников-оценщиков;

      Дебет 26 Кредит 76
      – 218 000 руб. – отнесены на расходы вступительные, членские и страховые взносы за сотрудников-оценщиков;

      Дебет 99 «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 «Расчеты по налогу на прибыль»
      – 62 200 руб. ((22 000 руб. + 100 000 руб. + 96 000 руб. + 93 000 руб.) × 20%) – начислено постоянное налоговое обязательство с суммы взносов, не учитываемых при налогообложении прибыли.

      Ежемесячно:

      Дебет 26 Кредит 76
      – 7750 руб. (93 000 руб.: 12 мес.) – отнесены на расходы страховые взносы за текущий месяц.

      Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль суммы членских взносов, которые организация платит в торгово-промышленную палату ?

      Торгово-промышленная палата (ТПП) – это негосударственная некоммерческая организация, которая объединяет российские организации и предпринимателей (п. 1 ст. 1 Закона от 7 июля 1993 г. № 5340-1). Одним из источников финансирования деятельности ТПП являются вступительные и членские взносы ее участников (п. 3 ст. 13 Закона от 7 июля 1993 г. № 5340-1). Расходы на содержание таких объединений в виде добровольных взносов (членских, вступительных) при расчете налога учитывать запрещено. Об этом прямо сказано в пункте 15 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

      Компенсационные выплаты

      Ситуация: может ли спортивный клуб учесть в расходах компенсацию, выплаченную другому клубу по трансферному контракту. Контракт заключен в связи с переходом спортсмена в другой клуб?

      При переходе футболиста-профессионала из одного клуба в другой между клубами заключается трансферный контракт . В нем, в частности, оговариваются условия и размер обязательных компенсационных выплат, связанных с переходом футболиста. Об этом сказано в статье 18 Регламента, утвержденного постановлением Исполкома Российского футбольного союза от 5 марта 2011 г. № 141/4.

      Расходы, которые клуб несет в связи с заключением трансферного контракта, относятся к внереализационным. При расчете налога на прибыль их следует учитывать на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Порядок налогового учета этих расходов зависит от вида трансферного контракта.

      Трансферный контракт может быть разовым или длящимся (на условиях аренды).

      В первом случае клуб, за который спортсмен выступал раньше, расторгает с ним трудовой договор и получает за это разовую компенсацию. С этого момента сделка считается исполненной, поэтому выплаченную компенсацию можно включить в расходы единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, к которому она относится (абз. 1 п. 1 ст. 272 НК РФ).

      Во втором случае трансферный контракт включает в себя элементы договора аренды. Обязательным условием такого контракта является возвращение игрока в прежний клуб по истечении срока действия договора. Если этот срок охватывает несколько отчетных (налоговых) периодов по налогу на прибыль, списывать выплаченную компенсацию на расходы следует равномерно в течение всего срока аренды футболиста (абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ).

      Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 22 марта 2006 г. № 03-03-04/1/272.

      Ситуация: можно ли учесть в расходах компенсацию НДФЛ, которую организация выплачивает гражданам, получающим от нее новое жилье в связи со сносом их жилых домов на земельном участке?

      При безвозмездном получении нового жилого помещения у гражданина возникает доход в натуральной форме, размер которого определяется как рыночная стоимость нового жилья. Это следует из положений пункта 1 статьи 210 и пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса РФ.

      Источником выплаты дохода является организация-застройщик, которая за свой счет предоставляет гражданину новое жилье. В рассматриваемой ситуации организация-застройщик признается налоговым агентом по НДФЛ . Следовательно, она обязана удержать и перечислить в бюджет сумму этого налога, рассчитанную с рыночной стоимости нового жилья (п. 1 ст. 226 НК РФ).

      Если организация не выплачивает гражданину доходы в денежной форме, удержать НДФЛ со стоимости жилья невозможно. В таком случае налоговый агент обязан в месячный срок информировать об этом налоговую инспекцию по месту своего учета (п. 5 ст. 226 НК РФ).

      Если НДФЛ не был удержан налоговым агентом, заплатить его гражданин должен самостоятельно за счет собственных средств. Это следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ (определение Конституционного суда РФ от 22 января 2004 г. № 41-О). Причем уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов законодательством прямо запрещена (п. 9 ст. 226 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 22 ноября 2007 г. № 28-11/111282). Выплата дополнительных компенсаций, которыми застройщик покрывает расходы граждан на уплату НДФЛ со стоимости безвозмездно полученного жилья, по сути, означает нарушение этого требования.

      Расходы на приобретение жилья для отселяемых граждан включаются в первоначальную стоимость нового строительства (п. 5 ст. 270 и п. 1 ст. 257 НК РФ, письма Минфина России от 25 января 2006 г. № 03-03-04/1/56, от 20 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/103, от 27 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/145). После ввода нового объекта в эксплуатацию они будут уменьшать налогооблагаемую прибыль организации-застройщика через амортизацию. Однако при формировании первоначальной стоимости объекта нового строительства организация вправе учитывать лишь те расходы, которые соответствуют критериям, установленным статьей 252 Налогового кодекса РФ. Эти расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. Признать такими расходами компенсации, целью которых является незаконное освобождение граждан от уплаты НДФЛ за счет собственных средств, невозможно.

      Таким образом, если организация возмещает отселенным гражданам расходы на уплату НДФЛ со стоимости безвозмездно предоставленного жилья, учитывать эту компенсацию при расчете налога на прибыль нельзя.

      Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль включать в расходы проценты по денежному обязательству, если в договоре не прописан порядок их начисления ?

      Да, можно, если в договоре отсутствует указание: «проценты не начислять».

      Должники (покупатели, заказчики) обязаны платить кредиторам (продавцам, исполнителям) законные проценты по денежным обязательствам. Это плата за пользование деньгами кредитора.

      Законными проценты называются потому, что право на их получение прямо предусмотрено Гражданским кодексом РФ и не требует подтверждения этого в договорах. Например, по договору купли-продажи товара обязательство по уплате законных процентов по умолчанию возникнет у покупателя, если он оплатит товар после отгрузки: на следующий день или позже.

      Если стороны изначально согласны не начислять законные проценты, то в договоре так и пишут: «законные проценты не начисляются» или «проценты по денежным обязательствам не начисляются». Разумеется, проценты также не придется платить, если долг не возник. Например, если покупатель оплатил товар в день отгрузки.

      Как считать проценты, когда в договоре умолчали про отказ от них

      Когда в договоре нет прямой оговорки о том, что проценты не начисляются, должник определяет сумму процентов за весь период пользования денежными средствами кредитора. Расчет ведут исходя из ставок рефинансирования , действовавших в этом периоде. То есть изменение ставок надо учитывать.

      Проценты рассчитывают на всю сумму долга со следующего дня после его возникновения и по день его погашения включительно. При этом неважно, просрочен платеж или нет. Например, по договору купли-продажи период для начисления законных процентов (по умолчанию) определите так:

      nalogobzor.info