Закон рф 21 24 о средствах массовой информации

Статья 21. Статус издателя

Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе данного Закона, Федерального закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.

Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Комментарий к ст. 21 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья регламентирует правовой статус издателя средства массовой информации. Под издателем Закон понимает издательство, иное учреждение, предприятие (предпринимателя), осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации. К издателю также приравниваются юридическое лицо или гражданин, для которых эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. Относительно объема прав издателя статья содержит отсылочные положения к иным нормам комментируемого Закона, а также иному законодательству. В качестве иного законодательства комментируемый Закон в первую очередь упоминает Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Относительно иного законодательства, прямо регулирующего издательскую деятельность, сложилась своеобразная ситуация — Постановление Совмина РСФСР от 17.04.1991 N 211 «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.05.2002 N 302 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности», однако специального нормативного акта, регулирующего правоотношения в данной сфере, принято так и не было.

2. Использование в комментируемой статье отсылки к законодательству «о предприятиях и предпринимательской деятельности» связано с существованием на момент принятия Закона «О средствах массовой информации» Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Однако Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ указанный Закон признан утратившим силу с 1 января 1995 г., кроме ст. ст. 34 и 35, а Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ Закон признан полностью утратившим силу с 1 июля 2002 г. В настоящее время предпринимательская деятельность регулируется ГК РФ и специальными нормативными актами, регламентирующими отдельные организационно-правовые формы юридических лиц.

По сути, комментируемая статья практически вообще не регламентирует комплекс правомочий издателя. Более взвешенно этот вопрос предусматривался в проекте Индустриального комитета, в котором предлагалось права и ответственность издателя определить следующим образом: «Издатель. самостоятельно принимает решения о порядке и способах выпуска периодического печатного издания, производства и распространения его продукции, если его договором с владельцем средства массовой информации не предусмотрено иное;

— определяет тираж периодического печатного издания;

— обладает правом собственности и иными правами на продукцию периодического печатного издания;

— имеет иные права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Издатель несет ответственность за достоверность указания тиража периодического печатного издания в выходных данных в соответствии с действующим законодательством».

3. Согласно ч. 3 ст. 22 комментируемого Закона производственные, имущественные и финансовые отношения между редакцией и издателем, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон могут быть также закреплены договором между редакцией и издателем.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование издательской деятельности не предусмотрено, за исключением деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией.

4. Последняя часть комментируемой статьи содержит универсальное положение Закона, закрепляющее возможность совмещения одним лицом различных функций: издателя, учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

www.zakonrf.info

Перепечатка из иностранных СМИ и освобождение от ответственности. Можно ли применять ст. 57?

В практике случается, что российское СМИ заимствует информацию из иностранных источников. Конечно, содержание, цель и последствия заимствования могут быть разными. В контексте данного вопроса рассматриваются случаи, когда российское СМИ заимствует информацию способную дискредитировать героя публикации или представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле ст. 4 Закона о СМИ.

На первый взгляд, если российское СМИ дословно воспроизведёт материалы иностранных СМИ, то редакция может не сомневаться, что в случае предъявления к ней претензий за посягательство на доброе имя, злоупотребление свободой массовой информации, достаточно будет сослаться на ст. 57 Закона о СМИ и жить дальше спокойно.

Такой взгляд позволяет злоупотреблять правом на свободный поиск информации, например, искусственно моделируя ситуацию заимствования посредством нехитрой операции. Суть самой простой операции заключается в регистрации доменного имени в зоне .com, .us, .tv и т.п. зонах. Затем сайт, находящийся в этой зоне, наполняется необходимым содержанием, которое затем воспроизводится в российском СМИ. Владельцем сайта и автором статьи в российском СМИ может быть одно и тоже лицо.

Хотя встречаются случаи, когда российское СМИ действует добросовестно и просто перепечатывает интересные материалы, касающиеся героя собственной публикации, из иностранных источников.

В каждой ситуации заимствования, независимо добросовестно действовало СМИ или нет, российский суд должен ответить на вопрос: есть ли основания для освобождения редакции российского СМИ, автора статьи от ответственности, если они (в роли ответчиков) ссылаются на п. 6 ст. 57 Закона о СМИ?

Согласно этому пункту, редакция, журналист не несут ответственности по ст. 152 ГК РФ либо за злоупотребление свободой массовой информации, если было дословное воспроизведение сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о СМИ.

Обычно суд и участники процесса ограничиваются сравнением материалов, которые распространило российское СМИ и теми, которые распространил первоначальный источник. В случае дословного совпадения, суд, согласно существующей точке зрения, должен согласиться с аргументами ответчиков и освободить их от ответственности.

Но, как представляется, в случае, если источником заимствования послужило иностранное СМИ (сайт, печатное, электронное), то ст. 57 вообще не может применяться. К такому мнению приводит формулировка ст. 6 Закона о СМИ. Ст. 6 устанавливает, что Закон о СМИ применяется в отношении средств массовой информации, создаваемых за ее пределами, — лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. Правила распространения установлены в ст. 25 — 37 Закона о СМИ. Ст. 57 не регулирует распространение продукции иностранных СМИ, поэтому она не может применяться к регулированию отношений с участием иностранных СМИ. Как следствие такого не применения, ст. 57 не должна применяться в случаях, если российское СМИ заимствует материалы из иностранных источников. Поэтому ответчики должны нести бремя доказывания на общих основаниях, без исключений и льгот, предоставленных ст. 57 Закона о СМИ.

Выдержки из Закона РФ о средствах массовой информации (по состоянию на 24 августа 2004 г.):

Статья 6. Применение Закона

Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации.
Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.

Статья 57. Освобождение от ответственности

Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

© 2004г., В. Быков,
юрисконсульт некоммерческой организации
«Фонд защиты гласности» (г. Москва)

www.gdf.ru

В законы о СМИ и о рекламе внесены изменения, касающиеся исследования объёма зрительской аудитории телеканалов

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» дополняется новыми положениями, касающимися исследования объёма зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач). Под этим исследованием понимается систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к зрительским предпочтениям при просмотре телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований.

Такое исследование проводится организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Для отбора уполномоченной организации названным федеральным органом исполнительной власти создаётся комиссия. Федеральный закон устанавливает, что срок полномочий организации составляет три года, а также предусматривает случаи, при которых её полномочия могут быть прекращены досрочно.

Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «О рекламе». В частности, в случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объёма зрительской аудитории, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключёнными названными лицами или их объединениями с уполномоченной организацией.

kremlin.ru

Какие законы нужно знать, если вы работаете в СМИ

В последнее время в юридической практике возникает всё больше прецедентов, когда на редакцию подают в суд. Поводы, при этом, могут быть самыми разнообразными — от нарушения закона о защите авторских прав при использовании чужой фотографии из интернета до нанесения ущерба деловой репутации. Причем, очень часто нарушения эти происходят из-за банального незнания журналистами законов, регламентирующих работу редакций. Pressfeed попросил профессиональных юристов рассказать об основных законах, которые стоит знать тем, кто работает в СМИ. И даже поставили на них ссылки, чтобы у вас точно не было оправдания их не читать.

Алена Абрамович, руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights»:

— Деятельность редакторов или журналистов достаточно плотно покрыта «юридической вуалью». Самым модным, если даже не сказать «мэйнстримным» нормативным актом в данной сфере остается Федеральный Закон «О средствах массовой информации» («Закон о СМИ»), который должен быть хорошо известен каждому журналисту, редактору и пиарщику.

Закон о СМИ представляет собой небольшой свод основных правил, на которых и базируется деятельность «акул пера». Однако он носит довольно общий характер — конкретики в нем немного, поэтому чтобы сотруднику редакции найти ответы на все возникающие правовые вопросы, необходимо «перелопатить» множество нормативных актов.

Со времен принятия Закона о СМИ (27 декабря 1991 года), в процессе становления законодательства в области массовой информации, был принят целый ряд других законов, регламентирующих деятельность СМИ. К таким законам на сегодняшний день относятся:

  • Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации),
  • и Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Именно он определяет критерий «государственности» средства массовой информации (ст. 3) и устанавливает порядок регулярного освещения в прессе деятельности органов государственной власти.

Кроме названных специальных законов, определенные аспекты деятельности СМИ регулируют:

Особое внимание необходимо обратить на локальные нормативно-правовые акты о СМИ – внутренние документы в организации. К таким актам относятся, в первую очередь, трудовой договор сотрудника (редактора, журналиста) с организацией, правила внутреннего трудового распорядка в редакции, распоряжения редактора-работодателя, договор между редакцией и журналистом, работающим на аутсорсинге (например, об оказании услуг по написанию статей на определенную тематику).

Чаще всего внутренние документы дублируют положения федерального законодательства. Однако, встречаются и уникальные случаи. Известным примером этого выступают локальные акты радиостанции «Эхо Москвы», которые дают право руководителю СМИ контролировать не только профессиональную деятельность журналистов и редакторов, но и политическую. По правилам, принятым в редакции «Эхо Москвы», журналист может участвовать в массовых политических мероприятиях не иначе как с разрешения главного редактора (исключением выступает проведение мероприятий в защиту свободы слова, либо в память о погибших журналистах).

Помимо этого, журналисты «Эха Москвы» обязаны информировать главного редактора о том, что они в свободное от работы время собираются принять участие в определенном политическом мероприятии. Самое интересное, что редактор вправе запретить им это делать. Также сотрудники «Эха Москвы» не имеют права быть членами политических партий. Вышеизложенные ограничения для сотрудников юридически закреплены в контракте с каждым из них.

Михаил Хохолков, практикующий медиаюрист, основатель проекта Медиа Право.ком, член Экспертного совета по рекламе УФАС по Свердловской области:

Действующее законодательство в медиасфере можно назвать одним из самых неоднозначных и сложных в применении. Все потому, что многие правовые нормы носят оценочный характер, в них содержится очень много условностей, а законодательные понятия могу трактоваться расширительно или точечно. Усложняется правоприменительная практика и активным законотворчеством, регулирующим интернет.

Тем не менее, можно определить минимальный набор юридических знаний, которые журналист и главный редактор найдут в следующих нормативных актах:

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» — основной закон для корреспондента. Права и обязанности, регулируемые данным законом, необходимо знать наизусть.

Для главных редакторов обязательно знать требования, предъявляемые законом к выходным данным. Казалось бы, эти нормы не сложные и не новые, но большинство претензий к печатным СМИ со стороны Роскомнадзора основаны именно на неполном или неверном указании выходных данных.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года — один из самых неоднозначных и опасных для журналистов законов. Неосторожность в распространении материалов, необязательно даже связанных с экстремизмом, может послужить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с данным законом сформированы и ведутся Министерством юстиции РФ Федеральный список экстремистских организаций, а также Федеральный список экстремистских материалов. Данные реестры постоянно обновляются, поэтому следует регулярно знакомиться с их содержанием.

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года – регулирует основные принципы права на поиск, получение и распространение информации.

Кстати, статья 10.2 этого закона, принятая 05.05.2014 года и именуемая «Законом о блогерах», до сих пор активно обсуждается в свете возложения на блогеров некоторых обязанностей и прав традиционных СМИ. Видимо, сказывается принятие этого закона в мае — будем всю жизнь маяться.

4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ — определен порядок применения знака информационной продукции (те самые 16+,18+), а также требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.

5. Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года — журналисту необходимо знать, в каких случаях он обязан получать согласие на распространение персональных данных гражданина, а в каких может использовать их по своему усмотрению.

6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» — райтеры, пишущие рекламные тексты, создающие нативную рекламу, обязаны знать об ограничениях рекламирования отдельных видов товаров или услуг. Например, о том, как правильно рекламировать медицинские или финансовые услуги. Не зная таких особенностей, можно привести к рекламодателю не покупателя его товаров, а Федеральную антимонопольную службу с большим штрафом.

7. Отраслевым журналистам необходимо изучить законодательство той сферы, о которой они пишут:

8. Законодательные нормы, охраняющие права граждан на частную жизнь, изображение, защиту чести и достоинства.

По некоторым данным, иски к редакциям по делам о диффамации (защите чести, достоинства и деловой репутации) составляют подавляющее большинство среди других дел. В связи с этим необходимо знать общие принципы защиты нематериальных благ — глава 8 Гражданского кодекса РФ «Нематериальные блага и их защита», а также параграф 4 главы 59 Гражданского кодекса РФ «Компенсация морального вреда», который регулирует общие положения, основания, способы и размеры компенсации морального вреда.

В судебной практике категория таких дел является особенно сложной, поэтому знаний общих принципов и норм будет недостаточно. Поэтому я рекомендую читать на ночь глядя, особенно перед выпуском свежего номера своего издания:

Наверняка многие слышали об исках блогера Варламова к региональным СМИ о взыскании компенсации за незаконное, по его мнению, использование фотографий. Между прочим, не все дела Варламов выигрывает, а некоторые еще рассматриваются. И вскоре будут вынесены судебные решения, которые, вероятно, изменят привычное поведение журналистов при иллюстрировании чужими фотографиями своих публикациях.

Поэтому нужно следить и за судебной практикой, анализ которой позволяет понять, как суды применяют ту или иную норму в конкретной ситуации.

Многие почему-то забывают, что объектом авторского права, наряду с фотографией, является практически любой текст журналиста.

Так, еще в 2012 г. от имени редакции сайта Gorodskievesti.ru (члена Альянса Независимых Региональных Издателей) нами был подан иск о взыскании компенсации за скопированные другим сайтом тексты. Арбитражный суд Свердловской области постановил взыскать с ответчика 50 000 руб., по 10 000 руб. за каждую из пяти скопированных статей (дело А60-9509/2012).

Кстати говоря, в этом же деле была доказана применимость в российском праве лицензии Creative Commons. В Гражданский кодекс РФ новеллы о «свободных» лицензиях были включены лишь в 2015 году. А в ходе исполнения решения был создан интересный прецедент, связанный с арестом доменного имени в ходе исполнительного производства: судебным приставом был арестован домен должника как нематериальный актив.

Дмитрий Ястребов, к.ю.н. , главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы»:

​Помимо российских законов, важное значение имеют и нормы международного права, в связи с этим, интерес также представляют и отдельные обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, посвященные практике соответствующих международных договорных органов.

Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2015 г., отражена и ​​практика международных договорных органов ООН​, а именно,​ разъясняется правовая позиция Комитета ​​по правам человека ​о свобод​е выражения мнений​​ и возможных ограничениях. ​​Отмечается, что ​п. 2 ст. 19 ​Международного пакт​а​ о гражданских и политических правах​ предусматривает право ​СМИ на доступ к информации о государственных делах.

Таким образом,​ ​​свободная пресса и другие средства массовой информации могут иметь доступ к информации о деятельности выборных органов и их членов и имеют возможность высказывать свои мнения по общественно значимым вопросам без цензуры или ограничений и информировать общественность.

Любые ограничения, вводимые государством-участником на осуществление прав, защищаемых п. 2 ст. 19 Пакта, должны быть предусмотрены законом; они могут устанавливаться лишь на основаниях, предусмотренных в подп. a) и b) п. 3 ст. 19 Пакта, и должны строго отвечать требованию необходимости и соразмерности. ​

Согласно ст. 10 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04 ноября 1950 г., каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.​​

​Особое внимание стоит уделять и отечественной судебной практике.

Кроме разъяснений ВС РФ, не стоит забывать и об отдельных судебных решениях по конкретным проблемным ситуациям.

Так, например, важным является Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.07.2015 г. № Ф08-4845/2015, в котором, суд частично удовлетворил требования общества к редакции СМИ и главреду о признании недействительными, порочащими деловую репутацию данного общества сведений, распространенных в общественно-политическом и познавательном СМИ, и обязал опубликовать опровержение указанных сведений, а также о взыскал возмещения стоимости лингвистических исследований. Однако при этом суд отметил, что установленный Законом о СМИ порядок опровержения к досудебному (претензионному) порядку урегулирования спора не относится и является альтернативным порядком защиты нарушенных прав. Поэтому, данное общество в праве самостоятельно решить вопрос о том, обращаться ли ему за защитой нарушенных прав в арбитражный суд или потребовать опровержения непосредственно от газеты (организации) и главного редактора газеты.

Другой пример из судебной практике касается вопроса о так называемом «праве на ответ» в СМИ. В своём апелляционном определении Верховный суд Республики Бурятия от 22.07.2015 г. по делу № 33-2468/2015 отказался удовлетворить требования физического лица к другим физическим лицам и к нескольким ООО о признании порочащими и не соответствующими действительности утверждений. И при этом разъяснил, что спорные сведения в настоящем деле отражали комментарии по вопросам, представляющим определенный интерес в обществе, и, следовательно, должны были рассматриваться как оценочные суждения, а не как утверждения о факте. Поэтому даже негативная оценка деятельности истца и ее деловых качеств со стороны ответчика в совокупности с другими доказательствами по делу не является достаточным основанием для признания обоснованности исковых требований.

Несогласие гражданина, в том числе имеющего статус должностного лица, представителя власти или политического деятеля с публикацией каких-либо сведений в средствах массовой информации, носящих оценочный характер и даже в целом соответствующих каким-либо фактам, дает право на опубликование ответа в тех же средствах массовой информации.

В практике об освобождении от ответственности редакции, главреда или журналиста СМИ за действия/бездействие, представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, стоит отметить практику московских судов. ​Так, Мосгорсуд, в своём апелляционном определении от 28.04.2015 г. по делу № 33-15778/2015, отказывая в удовлетворении требования главного редактора радиоканала «Эхо Москвы» А.А. Венедиктова к Роскомнадзору об оспаривании решения уполномоченного органа, указал, что положения п. 5 ст. 57 Закона от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не предоставляют права редакции СМИ нарушать требования ст. 4 этого же Закона, предусматривающей недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, поэтому основания освобождения от ответственности редакции отсутствуют.

news.pressfeed.ru

«Комментарий к Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. n 2124-1″ (постатейный) (под ред. В.В. Погуляева) («Юстицинформ», 2004)

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СРЕДСТВАХ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 Г. N 2124-1
(Постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 декабря 2003 года
Под общей редакцией
В.В. ПОГУЛЯЕВА
Сведения об авторах
Моргунова Елена Алексеевна, главный специалист Отдела авторского права и смежных прав Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент). Аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова. Специалист по вопросам авторского права. Автор ряда публикаций по правовым вопросам, книги «Авторское право. Комментарий законодательства» (в соавт.) — ст. 2, 4 — 6, глава III (кроме ст. 29), глава V, глава VII.
Погуляев Вадим Владимирович, заместитель генерального директора — начальник договорного отдела юридического агентства «Копирайт». Специалист по гражданскому, трудовому праву, правовому регулированию интеллектуальной собственности, в том числе по вопросам защиты информации и авторского права. Автор многочисленных публикаций по правовым вопросам — ст. 1 — 4, глава II (кроме ст. 7 и 18), глава IV (кроме ст. 42), глава VI.
Вайпан Виктор Алексеевич, заведующий отделом научных договорных работ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Главный редактор журнала «Право и экономика». Член Центрального совета Союза юристов России и Координационного совета Международного союза юристов. Член научно-методического совета при ЦИК России. Адвокат. Кандидат юридических наук. Специалист по трудовому и гражданскому праву. Автор ряда книг и многочисленных публикаций — ст. 7, 18.
Любимов Алексей Павлович, юрист Аналитического правового центра «Юридического Дома «Юстицинформ». Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Специалист по гражданскому праву, а также по системному анализу законодательства. Автор ряда книг и публикаций в юридических журналах — ст. 29, 42.
Список сокращений
СМИ — средство массовой информации (независимо от числа и падежа)
Закон о СМИ — Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 4 июля 2003 г.)
ЗоАП — Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 19 июля 1995 г.)
Закон о рекламе — Закон РФ от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 30 декабря 2001 г.)
Закон об информации — Закон РФ от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г.)
27 декабря 1991 года N 2124-1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(в ред. Федеральных законов
от 13.01.1995 N 6-ФЗ, от 06.06.1995 N 87-ФЗ,
от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ,
от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ,
от 05.08.2000 N 110-ФЗ, от 04.08.2001 N 107-ФЗ,
от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,
от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Свобода массовой информации
Комментарий к статье 1
1. Свобода информации — основной принцип информационных отношений в современном обществе, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.).
В Конституции РФ данный принцип реализован через установление права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29 Конституции).
Свобода массовой информации — необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия .
———————————
Концепция плюрализма состоит из двух основных характеристик. Политический плюрализм, который представляет собой потребность в интересах демократии в широком диапазоне политических мнений и точек зрения, представляемых СМИ. Было бы угрозой для демократии, если бы преобладал только один голос в СМИ, имеющий власть распространять единственную политическую точку зрения. Культурный плюрализм отражает потребность в многообразии культур и передает разнообразие в обществе через СМИ (п. 4 пояснительной записки к Рекомендации Совета Европы N R (99)1 «О мерах по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации»).
Конституционными гарантами свободы массовой информации являются в том числе: свобода мысли, слова, выражения мнений и убеждений, экономической деятельности, провозглашение частной собственности, а также прямой запрет цензуры.
2. Согласно комментируемой норме в РФ не могут быть ограничены:
1) поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
2) учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;
3) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.
Все случаи исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах РФ и ее субъектов. Кроме того, такие случаи могут быть установлены Конституцией РФ и международными договорами, участницей которых является Россия.
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Комментарий к статье 2
1. Определения, содержащиеся в ст. 2, введены для целей Закона о СМИ.
Согласно комментируемой статье массовая информация — это предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Если считать, что в формулировке «предназначенные для неопределенного круга лиц» проявляется видовое отличие понятия «массовая информация» от более широкого понятия «информация», то сама информация — это печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы. Другая формулировка понятия «информация» содержится в Законе об информации, согласно которому информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Таким образом, один закон понимает под информацией сведения, другой — сообщения и материалы. Безусловно, каждая из приведенных трактовок соответствует целям конкретного нормативного акта. Однако их соотношение имеет большое теоретическое значение для правильного понимания сущности информации в системе права. Кроме того, нельзя исключить возможность возникновения ситуации, когда баланс в приведенной терминологии сыграет решающую роль при рассмотрении конкретного спора в суде. Разработчики Закона о СМИ полагают, что «сведения» составляют содержание «сообщений» . Коллектив лингвистов под руководством доктора филологических и психологических наук А.А. Леонтьева полагает, что «сведения» и «сообщения» — слова-синонимы . Анализ положений Закона о СМИ приводит к выводу, что сведения составляют содержание сообщений и материалов. Однако для того чтобы понять логику законодателя, авторитетного мнения филологов явно недостаточно. Необходимо изучить место данного термина в законе. Из положений ст. 3, 34, 41 Закона о СМИ следует, что сведения являются содержанием сообщений и материалов, что сообщения и материалы не являются в чистом виде информацией, а представляют собой результат творческого труда .
———————————
Батурин Ю., Федотов М., Энтин В. Пора ли «Священной Корове» на бойню, или Что таит модернизация закона о СМИ // Законодательство и практика СМИ. 1988. N 1, 2.
Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и СМИ. М.: Права человека, 1997.
Моргунова Е., Погуляев В., Рузакова О. Финансовая информация как объект правовой охраны // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. N 10.
2. В абзаце 2 ч. 1 ст. 2 Закона о СМИ содержится определение понятия СМИ, из положений которого следует, что СМИ — это форма периодического распространения массовой информации. Таким образом, СМИ — это то, в чем содержатся подробные сообщения и материалы, предназначенные для распространения неопределенному кругу лиц. Условно говоря, СМИ — это сборники. В зависимости от формы, в которой зафиксированы материалы и сообщения, законодатель различает два вида СМИ:
периодические печатные издания,
радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы.
СМИ, как отмечалось, это не просто форма распространения, а форма периодического распространения информации, т.е. «сборники» должны распространяться периодически. Следует обратить внимание, что Закон не дает исчерпывающий перечень видов СМИ.
3. Периодическое печатное издание — это издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Из указанного определения следует, что издание является периодическим, если:
оно имеет постоянное название. Это обязательный атрибут СМИ, при смене названия требуется его перерегистрация;
имеет текущий номер — обязательный элемент выходных данных (ст. 27 Закона о СМИ);
выходит не реже одного раза в год.
При наличии всех этих признаков независимо от формы издания, от того, зарегистрировано оно как СМИ или нет, оно является периодическим печатным изданием. Невыполнение последнего требования является основанием для признания свидетельства о регистрации недействительным (ст. 15 Закона о СМИ).
4. Исходя из содержания определения «радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программы», приведенного в абз. 4 ч. 1 статьи, под таковой понимается совокупность передач, а именно периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов. Два других признака — постоянное название и выход не реже одного раза в год — идентичны признакам, установленным для периодических печатных изданий. Отличительной является форма фиксации сообщений и материалов. Они имеют звуковую или видеозвуковую форму.
5. Под продукцией СМИ понимаются:
экземпляры отдельного номера периодического печатного издания;
отдельный выпуск программы;
экземпляры аудио- или видеозаписи программы.
Указание на то, что продукцией периодического печатного издания являются именно экземпляры (материальные носители) отдельного номера, ни в коей мере не приводит к ущемлению интересов создателей СМИ, распространяемых посредством сети Интернет и других телекоммуникационных сетей связи. Такие СМИ по своему правовому статусу согласно ст. 24 Закона о СМИ приравниваются к радио- и телепрограммам.
В отношении программ продукцией СМИ являются не только выпуски, зафиксированные (записанные) на материальных носителях информации, но и выпуски, выходящие в прямом эфире. Запись программы является самостоятельным третьим видом продукции СМИ, названным в рассматриваемом определении.
6. Распространение продукции СМИ — это представление отдельного номера, отдельного выпуска СМИ неопределенному кругу лиц. Распространение может осуществляться различными способами: путем продажи; трансляции (передачи в эфир); демонстрации кинохроникальной программы.
Сопоставляя определение распространения, содержащееся в ст. 2 Закона о СМИ, со ст. 25 данного Закона, можно заключить, что в ст. 2 названы не все способы распространения. К способам распространения согласно ст. 25 Закона о СМИ относится также снятие единичных копий с видеозаписей программ, если за это взимается плата.
Распространение может осуществляться как за плату, так и бесплатно.
7. Исходя из определения, приведенного в абз. 7, специализированным является СМИ, если Законом о СМИ установлены специальные правила в отношении порядка:
1) его регистрации;
2) распространения его продукции.
При этом специализированным признается СМИ, в отношении которого действует хотя бы один из указанных порядков.
К специальным СМИ, для регистрации которых установлены специальные правила, относятся СМИ, специализирующиеся:
на сообщениях и материалах рекламного характера;
на сообщениях и материалах эротического характера;
на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения.
Специфика правил регистрации указанных СМИ заключается в установлении специальных регистрационных сборов.
Специальные правила в отношении распространения продукции также предусмотрены для СМИ, которые специализируются на сообщениях и материалах рекламного (ст. 28, 36), а также эротического характера (ст. 28, 37).
8. Часть 1 абз. 8 дает определение понятию «редакция СМИ». В качестве редакции может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Основным критерием, позволяющим назвать то или иное лицо редакцией, является осуществление этим лицом основной функции редакции: производства и выпуска СМИ. Вместе с тем права и обязанности редакции возникают у лица с момента государственной регистрации СМИ и/или утверждения устава редакции (подробнее см. ст. 17 и комментарий к ней), а не с момента принятия решения выступать в качестве редакции.
Среди лиц, которые могут выступать в роли редакции, законодатель называет организацию, учреждение, предприятие, гражданина и объединение граждан.
Используемый авторами Закона о СМИ термин «организация», по сути, является собирательным, охватывающим все предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовые формы юридических лиц, и используется в качестве синонима термина «юридическое лицо».
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).
Предприятие в соответствии с гражданским законодательством может являться как объектом, так и субъектом отношений. Согласно ст. 132 ГК РФ под предприятием как объектом прав понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Правовой режим предприятия — субъекта прав регламентируется в том числе ст. 113 — 115 ГК РФ. Ранее, до введения в действие части первой ГК РФ, термин «предприятие» трактовался исходя из положений Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». По своему значению он был весьма схож с современным понятием «коммерческая организация», под которым понимается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а именно — коммерческая организация (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
В соответствии

www.lawmix.ru