Иждивение это закон

Иждивение это закон

Добрый день! Поскажите, пожалуйста, кого считать иждивенцем для работника при процедуре сокращения численности:
1. У работника есть жена и её ребёнок от 1 брака-инвалид (все втроём прописаны вместе). Жена — трудоспособная, но не работает, тк оформлена по уходу за своим ребёнком -инвалидом и получает компенсационные выплаты от ПФРФ в соответствие с законодательством (Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 г. N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами» и др.) — дохода у неё нет.
Жена является для работника его иждивенцем?

2. У рабтника есть мама и папа — пенсионеры по старости, проживают в другом городе. Кроме пенсии другого дохода у них нет. (пенсия несоразмерно мала с доходом работника и он им помогает как членам семьи). Они являются для него иждивенцами?

3. У работника есть свой ребёнок от 1 брака, живёт отдельно и получает с работника алименты. Иждивенец?

4. Является ли этот работник «лицом, в семье которого нет других работников с самостоятельным заработком» (ч.2 ст 179 ТК РФ)

Просьба сослаться на законодательство и заранее спасибо!!

В соответствии со ст. 179 ТК РФ преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников принадлежит семейным лицам, которые имеют двух и более иждивенцев, при этом не указан круг лиц, которые могут быть иждивенцами.
Каких лиц, кроме несовершеннолетних детей, можно отнести к числу иждивенцев работника?
Какими документами подтверждается факт нахождения на иждивении?

В соответствии с частью второй ст. 179 ТК РФ при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается, в частности, семейным работникам — при наличии у них двух или более иждивенцев.
Согласно этой норме иждивенцами являются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
По смыслу этой нормы к числу иждивенцев могут быть отнесены любые члены семьи работника. При этом критериями отнесения к числу иждивенцев являются нетрудоспособность члена семьи и нахождение его на полном содержании работника или получение от работника помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Между тем, трудовое законодательство не предусматривает норм, устанавливающих, какие лица признаются нетрудоспособными членами семьи.
Согласно части 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, применяются нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
На наш взгляд, в рассматриваемом случае могут применяться, например, положения ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающие перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи.
Применяя положения этих норм для целей части второй ст. 179 ТК РФ, нетрудоспособными членами семьи, по нашему мнению, могут быть признаны:
— дети, братья, сестры и внуки работника, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также дети, братья, сестры и внуки работника, обучающиеся на очной форме в общеобразовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста двадцати трех лет, или дети, братья, сестры и внуки работника старше этого возраста, если они до достижения возраста восемнадцати лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
— один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок, достигшие возраста восемнадцати лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими четырнадцати лет, и не работают;
— родители и супруг, если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;
— дедушка и бабушка, если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.
Учитывая требования положений части второй ст. 179 ТК РФ, перечисленные лица признаются иждивенцами, если они находятся на полном содержании работника или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Соответственно, документами, подтверждающими факт нахождения члена семьи на иждивении работника, в рассматриваемом случае являются документы, подтверждающие нетрудоспособность члена семьи, факт и степень родства с работником, и документы, подтверждающие факт нахождения на полном содержании работника или свидетельствующие об оказании работником помощи.
Такими документами в зависимости от конкретных обстоятельств могут являться свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, справка о составе семьи, справка об обучении члена семьи на очной форме в общеобразовательном учреждении, документы об установлении инвалидности, документы, подтверждающие осуществление денежных переводов, и другие.
Отметим, что иждивенчество несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Величко Елена

18 декабря 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

forum.garant.ru

Предоставление иждивения

Добрый день! Моя знакомая, гражданка Украины попросила помощи в оформлении гражданства. Чтобы я предоставила ей иждивение. Какие риски ложатся на меня? И должна ли она написать расписку, например о том, что она обязуется не брать кредиты в срок предоставления мной идживения? Нужно ли заверять расписку у нотариуса?

Ответы юристов (6)

А какая связь гражданства с иждивением?

такое ощущение, что вас вводят в заблуждение.

Дело в том, что иждивенец, кстати, становится ещё и наследником по закону, если что.

Иждивенец — это по определению лицо нетрудоспособное или недееспособное, между прочим.

Расписки любого рода тут бессмысленны.

Она не работает, с грудным ребенком. Получила вид на жительство. Чтобы получить гражданство осталась необходима справка о том, что она находится на иждивении.

31 Июля 2014, 09:21

Есть вопрос к юристу?

Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325
10. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в общем порядке на основании статьи 13 Федерального закона.

При приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением (приложение N 1) представляются:

… один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности).

Исходя из изложенного есть два пути:

1. Кладет нужную сумму в банк, берет выписку со счета — и все! (это можете положить и потом снять)

2. Это нахождение на иждивении, что предусматривает полную материальную зависимость от кормильца, доход кормильца должен быть основным или единственным источником дохода иждивенца. В этом случае пишете у нотариуса заявление, что согласны взять на иждивение и выплачивать иждивенцу необходимую сумму не ниже МРОТ, но справка 2НДФЛ должна содержать сведения что этих денег хватает на 2-х человек. т.е. МРОТх2.

Нужен какой-то один из документов, подтверждающий доход

Уточнение клиента

Ну в данном случае это 2 вариант. меня интересует прописывает ли нотариус срок предоставления иждивения или он бессрочный? И как я смогу расторгнуть предоставление иждивения? В одностороннем порядке в любой момент? И нужна ли расписка от гражданки, которой я предоставляю иждивение, в которой будет прописано, что она обязуется не брать займы и кредиты в период предоставления иждивения.

31 Июля 2014, 09:31

Расписка насчет займов и т.д., формально, незаконна. Но и вы за ее долги тоже не отвечаете.

У нотариуса можно указать срок иждивения.

А указав срок иждивения у нотариуса, я смогу расторгнуть его раньше срока по необходимости?

31 Июля 2014, 09:36

В принципе, да, если таковой повод будет. Например, пойдет на работу или еще как-то изменятся обстоятельства.

Спасибо за помощь. А каким образом я могу разорвать предоставление иждивения? Придти к нотариусу? Расписку получается не брать с нее? Нет смысла?

31 Июля 2014, 09:44

Нотариус по вашему конкретному случаю вам сразу на месте все и разъяснить по вопросам расторжения. Но в любом случае вы сможете его расторгнуть и в суде, да и просто прекратив формально содержать гражданку.

А по поводу кредитов? Раннее мне юрист сказал, что единственный риск предоставления иждивения, что если гражданка берет кредит и перестает оплачивать его, то все ложится на того, кто предоставляет иждивение. Это не правда?

31 Июля 2014, 09:51

Напрямую ответственность за долги иждивенца не предусмотрена. Это не опека за недееспособным, за которую вы несли бы ответственность.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

19 октября 2012

В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» одним из условий назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии является нахождение лица на иждивении. Аналогичное условие содержит Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Названными федеральными законами определено, что нетрудоспособные члены семьи считаются состоящими на иждивении кормильца, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

При этом при установлении факта полного содержания во внимание принимаются действия одного из супругов, направленные на обеспечение другого супруга всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и другие предметы жизненной необходимости), отсутствие материальной поддержки от других лиц.

При установлении факта постоянного и основного источника средств к существованию учитывается помощь супруга, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени. При этом из действий супруга должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь.

Состав документов, необходимых для подтверждения факта нахождения лица на иждивении в целях установления пенсии, определен пунктом 41 Перечня документов, необходимых для установления трудовых пенсий и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном законодательстве в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 16/19па. Согласно названному пункту в подтверждение факта нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи, в том числе супруга – пенсионера, принимаются справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки о доходах всех членов семьи и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях – решения суда об установлении данного факта. Указанный пункт ориентирован на то, что каждый из поименованных органов выдает справку в пределах своей компетенции согласно установленному порядку.

В каждом конкретном случае определяется степень обеспеченности супругов путем сопоставления их доходов. Если доходы супруга – пенсионера ниже показателя уровня прожиточного минимума, то решается вопрос о факте нахождения его на иждивении другого супруга без истребования документов о расходах, основываясь на обязанности супругов по взаимному содержанию на основании статьи 89 Семейного кодекса Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в этих справках и других представленных документах, оцениваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, который наделен полномочиями по оценке документов и содержащихся в них сведений, а также по принятию решения об установлении пенсии на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов, содержащих требуемые для этого сведения (справки жилищных органов и органов местного самоуправления о совместном проживании, о составе семьи, справки о доходах, документы о произведенных расходах или о необходимости дополнительных расходов и т.д.), а также акта обследования материально-бытового положения семьи, включающего показания свидетелей.

По результатам их оценки территориальный орган ПФР делает вывод о нахождении гражданина на иждивении. В случаях, если органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, исчерпаны все другие возможности подтверждения факта нахождения лица на иждивении, данный факт устанавливается судом.

www.pfrf.ru

ЛИЦА, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ИЖДИВЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Н.А. Новиков, подполковник юстиции запаса.

В ходе военной реформы в Российской Федерации важное значение приобретают соблюдение законодательства о военной службе и статусе военнослужащих, а также гарантированная Конституцией Российской Федерации судебная защита прав и свобод граждан, в том числе военнослужащих и членов их семей. Имеющиеся в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» ограничения некоторых конституционных прав военнослужащих имеют исчерпывающий перечень, не подлежат распространению на членов семей военнослужащих и произвольному расширению по усмотрению должностных лиц.
Ни в одном законодательном акте Российской Федерации и ее субъектов не содержатся ограничения прав военнослужащих в области жилищных, семейных отношений, но нередки случаи, когда органы военного управления под различными предлогами ограничивают указанные права. В п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подчеркивается, что государство гарантирует предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений, а в п. 3 данной статьи Закона военнослужащим и членам их семей предоставляется право до получения жилых помещений по нормам, установленным законом, регистрироваться по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Более того, согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и данным законом.
Жилищные и семейные правоотношения с участием военнослужащих не имеют особенностей или ограничений и регулируются Жилищным кодексом РСФСР, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и т.д.
Казалось бы, в сферах жилищных и семейных отношений у военнослужащих не должно возникать вопросов, но в силу экономических и иных преобразований в обществе проблемы в области реализации жилищных и иных прав военнослужащих вновь становятся злободневными, и для разрешения спорных вопросов, защиты своих нарушенных прав военнослужащие, а также гражданские лица — члены их семей вынуждены обращаться в судебные органы. В частности, у военнослужащих часто возникают вопросы, связанные с правовым институтом иждивенчества и сопутствующими ему юридическими последствиями.
Вопрос о том, кто является лицами, находящимися на иждивении военнослужащего, непосредственно связывается органами военного управления с определением круга лиц, являющихся членами семьи военнослужащего, при решении проблемы обеспечения их жилой площадью и предоставления иных льгот и социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», поскольку в п. 5 ст. 2 данного Закона к членам семьи военнослужащего относятся также лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В ч. 3 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. N 9 указано, что «при решении вопроса о том, кого следует относить к ЧЛЕНАМ СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО (выделено автором), имеющего право на обеспечение жильем, следует исходить из положений ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР». В п. 17 данного Постановления указано: «В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на неусыновленных детей супруга военнослужащего от другого брака, а также других родственников (не являющихся членами его семьи) льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом для членов семей военнослужащих, могут распространяться только при условии нахождения этих лиц на иждивении военнослужащего». Таким образом, анализ правовых норм, содержащихся в п. 5 ст. 2, ст. ст. 3, 4, ст. ст. 15, 16, п. п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в их системном рассмотрении указывает на разграничение понятий члена семьи военнослужащего и лица, находящегося на иждивении военнослужащих, на соотношение их как общего и частного, поскольку можно быть членом семьи военнослужащего, но не являться иждивенцем военнослужащего; можно являться иждивенцем, но не иметь права на обеспечение жилой площадью совместно с военнослужащим.
Вопросы о том, кто является членами семьи и лицами, находящимися на иждивении военнослужащего, порядке оформления иждивения и юридических последствиях являются актуальными, требуют подробного рассмотрения, поскольку должностными лицами органов военного управления иждивение увязывается с местом совместного жительства и регистрации (прописки) на жилой площади военнослужащего и лиц, претендующих на признание его иждивенцами, отказывается во вселении или регистрации последних.
Понятие круга членов семьи военнослужащего
Прежде всего необходимо рассмотреть вопрос о членах семьи военнослужащего и иждивенцах, поскольку в практике органов военного управления, судебных органов возникает вопрос о том, какое содержание вкладывается в понятия «члены семьи военнослужащего» и «иждивенцы» применительно к жилищным правам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы. Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, законодателем по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права — в семейном, уголовном, жилищном, военном, административном, налоговом и т.д. В Семейном кодексе РФ нет общего понятия семьи. Понятие семьи имеет социологическое, а не юридическое определение, в связи с чем законодателем и определяется конкретный круг членов семьи исходя из целей правового регулирования и возникших отношений, т.е. на определение влияют не только родство, совместность проживания, но и ряд других факторов: например, нахождение на иждивении, выполнение определенных действий в отношении военнослужащего или военнослужащим и т.д.
В связи с этим необходимо отметить, что круг лиц, составляющих юридическое понятие «члены семьи военнослужащего», определяется в зависимости от того, какой отраслью права регулируются спорные правоотношения и каким законодательством определяется их качество, количество и соответствующее распространение (или нераспространение) на них действия именно данных норм права (прав, льгот, обязанностей и ответственности).
Приведу несколько примеров. Круг лиц как членов семьи военнослужащего, обязанных предоставлять и имеющих право на материальное содержание и получение алиментов, определен Семейным кодексом РФ 1995 г.: гл. 13 «Алиментные обязанности родителей и детей», ст. ст. 80 — 88; гл. 14 «Алиментные обязанности супругов и бывших супругов», ст. ст. 89 — 92; гл. 15 «Алиментные обязанности других членов семьи», ст. ст. 93 — 98 (братьев, сестер, дедушки, бабушки, внуков, воспитанников, фактических воспитателей, пасынков, падчериц, отчима, мачехи).
Круг лиц, имеющих право как члены семьи военнослужащего на материальное возмещение и получение пособия на погребение, определен Законом РФ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ (в редакции от 7 августа 2000 г.). В п. 1 ст. 10 этого Закона предусмотрено, что лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг. При этом размер пособия не может превышать 1000 рублей. Таким образом, пособие на погребение выплачивается лицу, фактически осуществившему погребение. Если погребение осуществлено лицом, не состоящим в родственной связи с умершим, пособие на погребение выплачивается ему. Родственники умершего в этом случае права на получение названного пособия не имеют. Если умерший работал, то пособие выплачивается в организации, в которой он работал. Пособие на погребение умершего несовершеннолетнего члена семьи выплачивается по месту работы одного из его родителей или другого члена семьи. Пособие на погребение неработающего пенсионера выплачивается в органе, в котором он получал пенсию. В отношении военнослужащих имеются особенности. Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел определены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 460, в котором содержится перечень случаев, при которых погребение погибшего (умершего) гражданина осуществляется за счет министерств и иных федеральных органов, в которых он проходил военную службу (военные сборы, службу), а также виды оплаты ритуальных услуг, подлежащих оплате за счет этих органов. При этом оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным документами, но в размере не более 6000 рублей.
В случае смерти пенсионера из числа военнослужащих в соответствии с п. 21 Постановления Совета Министров — Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу. » от 22 сентября 1993 г. N 941 членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, подлежит выплате пособие на погребение в размере двухмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее ритуального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства.
Круг лиц, имеющих право как члены семьи военнослужащего на регистрацию совместно с военнослужащим по адресу воинской части в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г., определяется не нормами жилищного, пенсионного или гражданского законодательства, а нормами административного права: в г. Москве и Московской области — постановлением Правительства Москвы и Московской области, а также Инструкцией ГУВД г. Москвы «О применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области» от 19 мая 1999 г. N 9/2-160н или нормами подобных актов субъектов Российской Федерации.
Для выполнения административного действия — регистрации по месту жительства военнослужащего с членами семьи по адресу воинской части, право военнослужащего на которую при отсутствии другого жилья закреплено в п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г., — не имеет правового значения, регистрирует ли он своих родителей или родителей жены, факт наличия гражданства России, состояния их на иждивении данного военнослужащего и т.д., поскольку для регистрации вышеназванной Инструкцией ГУВД г. Москвы определен более расширенный перечень близких родственников со ссылкой на ст. 34 УПК РСФСР (подп. 9): родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (в том числе граждане, прибывающие из государств — участников СНГ, — п. 1.3 Инструкции). Право на регистрацию является также административной обязанностью каждого и не может быть ограничено органами военного управления, на которые функции регистрации граждан законом не возлагаются.
Постановлением Московской городской думы от 31 января 2001 г. N 12 утверждено Положение о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, где содержится определение понятия семьи и «разграничение» семей, проживающих в одной квартире, для решения вопроса об улучшении жилищных условий: «п. 11. Улучшение жилищных условий граждан производится с учетом всех имеющихся в пользовании у граждан и членов их семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско — правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями».
СУПРУГИ И ИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА РЕГИСТРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ЧЛЕНАМИ ОДНОЙ СЕМЬИ (выделено автором).
Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, считаются разными семьями.
О факте ведения раздельного хозяйства при проживании в одной квартире может свидетельствовать раздельная плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги и т.д., которая подтверждается раздельными лицевыми счетами — учетными документами, позволяющими эксплутационной организации вести учет начислений за оказанные услуги, наличия льгот и т.д.
Разделом лицевого счета обычно именуется «изменение договора найма жилого помещения», которое согласно ст. 85 ЖК РСФСР возможно по решению суда и лишь в квартире, являющейся муниципальной; к квартирам, находящимся в собственности граждан, а также являющимся ведомственным служебным фондом, данная статья неприменима.
Пленум Верховного Суда РСФСР в Постановлении «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» от 26 декабря 1984 г. N 5 (в редакции от 25 октября 1996 г.) указал (п. 9), что при распаде семьи, повлекшем необходимость обмена, составлявшие ее лица уже фактически не пользуются отдельной квартирой, вследствие чего они не вправе претендовать на предоставление им при обмене только отдельной квартиры.
Круг лиц, имеющих право как члены семьи военнослужащего на обеспечение совместно с военнослужащим жилой площадью по месту его службы в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяется нормами жилищного законодательства. В ч. 3 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. N 9 указано, что «при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющего право на обеспечение жильем, следует исходить из положений ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР».
Данное разъяснение высшей судебной инстанции стало возможным вследствие того, что Верховный Суд РФ применил материальный закон, а именно: в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих относятся супруг, несовершеннолетние дети, дети в возрасте 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих, если иное не предусмотрено другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Иное предусмотрено ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, которая к членам семьи нанимателя относит супруга, их детей и родителей, т.е. проживающих с ним совместно, независимо от состояния на иждивении и трудоспособности (например, отец военнослужащего, мать жены военнослужащего и т.д.). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения, если они проживают совместно с нанимателем и

www.lawmix.ru

Иждивенец — это кто такой? Что такое иждивение по закону?

В актуальных на сегодняшний день законах РФ отсутствует понятие, кого именно признавать иждивенцем. Таким образом, многие граждане пытаются выяснить больше подробностей по этому вопросу. Невзирая на отсутствие строгой трактовки, определить, что именно следует понимать под иждивением, не так сложно. Для этого достаточно проанализировать имеющиеся законы, конституцию, проверить материалы по судебной практике на территории России.

Подобный анализ позволит сформировать некое приблизительное пояснение данного понятия. Во-первых, нужно отметить, что иждивенцами фактически можно считать всех лиц, которые вследствие неких причин стали нетрудоспособными представителями собственной семьи, а также лишились возможностей для самообеспечения.

Что такое иждивение?

Иждивение представляет собой факт обеспечения неработающего человека всеми средствами, требующимися ему для существования. Стоит понимать, что это понятие не несет в себе негативного окраса, как считают некоторые. Само по себе оно подразумевает зависимость одной стороны от другой и неспособность обеспечить себя самостоятельно (зачастую по причине нетрудоспособности).

Кто такой иждивенец?

Если рассматривать имеющиеся в архивах российских судов материалы, легко сделать заключение, что категория граждан, описываемая как иждивенцы, включает достаточно определенный круг лиц. Ниже рассмотрим, кто является иждивенцем по закону в России.

К таковым относятся несовершеннолетние дети, в полной мере зависящие от родителей либо установленного по закону представителя. При этом случай иждивения описывает их финансовое содержание. В эту категорию можно добавить родных сестер и братьев, которые не являются совершеннолетними, внуков, не достигших 18-летия. Вдобавок к иждивенцам можно причислить большую часть граждан, находящихся на очном обучении (до завершения процесса получения образования).

К иждивенцам относятся инвалиды, также в эту категорию входят мужчины и женщины, достигшие пенсионного возраста (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55). При этом иждивенцами называются все, кто имеет содержание в счет пожизненного договора на получение выплат. Когда иждивенец лишается человека, являющегося его содержателем, по решению суда ему предоставляется спецпособие, которое он станет получать ежемесячно. Объем соответствующего пособия можно вычислить при помощи особой формулы, описанной и приведенной в законах РФ.

Установление факта нахождения на иждивении и получение статуса

Сегодня можно выяснить точное определение иждивенца. Данный статус предоставляется при нетрудоспособности и нахождении на финансовом попечении родственников, опекунов или государства.

Важно: к категории иждивенцев нельзя отнести обычных безработных граждан.

В законах РФ описан юридический случай касательно пребывания того либо иного человека непосредственно в состоянии иждивения. Конкретно от него нужно отталкиваться при совершении любых операций с правами граждан. Речь идет о статье процессуального кодекса под номером 264. Строго говоря, получение статуса иждивенца не требует какой-либо регистрации в госорганах, однако именно отсюда и возникает обязательная необходимость его специальной фиксации, как бы парадоксально это ни звучало. Обычно факт пребывания людей на иждивении (а также полагающиеся по данной ситуации особые привилегии) обязан устанавливаться судебным органом, расположенным по месту жительства конкретного гражданина.

Разумеется, выдать официальное подтверждение имеет право не один лишь райсуд, но и райадминистрация и прочие подобные органы. В то же время часто такие управления не располагают требуемым объемом сведений о конкретном человеке для быстрого подтверждения факта его иждивения. Соответственно, им также требуется обратиться в суд.

Указанная выше статья описывает определение цели для фиксации факта пребывания на содержании у другого человека. Этот факт достаточно важен, так как в отдельных отраслях права его привилегии отличаются. Фактически можно выделить 3 ключевые цели, по которым может потребоваться признание в статусе иждивенца:

  • оформление права на наследство;
  • назначение спецпособия по факту смерти кормильца конкретного иждивенца;
  • получение возмещения по факту смерти кормильца определенного иждивенца.
  • Разумеется, есть и совершенно иные причины, обуславливающие необходимость в установлении факта иждивения, но вышеперечисленные относятся к наиболее частым. Как правило, именно они описываются в разного рода судебных практиках России.

    Обеспечение и различные меры поддержки иждивенцев

    В данном направлении предусматриваются меры оказания поддержки разным категориям граждан. Ниже рассмотрим основные случаи, когда россиянам в статусе иждивенца предоставляется соцпомощь со стороны государства.

    Лиц, содержащих на иждивении инвалидов боевых действий

    В случае смерти либо получения травмы военнослужащим или человеком, призванным на сборы при нахождении на службе, всем членам его семьи предоставляется ежемесячная финансовая помощь, рассчитываемая делением определенной законом суммы для инвалидов I группы на количество родственников. Стоит отметить, что в указанное число включают и погибшего.

    Важно: при смерти человека в качестве основы используется сумма помощи инвалидам I группы, а при травмировании берется та группа инвалидности, которую присвоили официальные медорганы. Разумеется, если травма может быть вылечена с возвращением кормильца к полной трудоспособности, решение о компенсации для иждивенцев пересматривается.

    Для иждивенцев и членов семьи пострадавшего военнослужащего предусмотрена финпомощь, однако нужно четко разграничивать, кому именно положены выплаты:

  1. Супруга-иждивенка (супруг-иждивенец), которая(-ый) на момент гибели (либо получения травмы с последующим оформлением инвалидности) кормильца находится в официальном браке с ним (ней). Он (она) получает право на ежемесячную финансовую помощь при условии достижения определенного возраста (для женщин — 50 лет, для мужчин — 55 лет);
  2. Родители пострадавшего либо умершего военного при выполнении им своих обязанностей получают право на ренту каждый месяц при достижении указанного в первом пункте возраста;
  3. Дети, которые пока не достигли 18-летия либо большего возраста. Помимо прочего, это касается и детей, проходящих обучение в образовательных учреждениях на очной форме на период вплоть до выпуска, однако в любом случае оказание финпомощи завершается при достижении 23-летия.

Все полномочия по вопросу получения требуемых бумаг для последующей передачи компетентным органам ложатся на управление соцзащиты населения.

Иждивенцев ветеранов боевых действий

Семьи ветеранов располагают правом на соцпомощь. Это относится не только к прямым родственникам — оставшиеся супруги (за исключением вступивших в новый брак), не достигшие совершеннолетнего возраста дети (или любого иного возраста с инвалидностью, возникшей до 18 лет), проходящие обучение на очной форме в возрасте до 23 года, — но и к тем, кто был на иждивении ветерана.

Все члены семей погибших военнослужащих проводят оплату жилплощади, пользование ресурсами ЖКХ и иными услугами в максимальном объеме при последующем получении финансовой компенсации по факту следующего типа трат:

  • Траты на содержание жилплощади в коммунальных помещениях, аренду, ремонт и поддержание в нормальном состоянии помещений (относится к собственникам отдельных площадей и лицам, входящим в жилстройкооперативы, которым требуется оплачивать содержание объектов общего использования в составе многоквартирных жилых домостроений);
  • Расходы на коммунальные услуги вне зависимости от разновидности используемого жилфонда;
  • Расходы на использование услуг местной телефонии, а также обязанности несения абонплаты по факту работы с радиотрансляционной точкой либо антенной общего пользования.
  • Все члены семей умерших военных, которые живут в домостроениях без подключения к системам централизованного отопления, также располагают правом на получение компенсационных выплат по факту несения на себе финансового бремени в виде трат на топливо, покупаемого в границах норм, определенных для реализации населению, а также его доставке.

    Объем финансовой компенсации вычисляется исходя из расчета в 60% относительно оплаты трат на коммунальные и иные услуги, помимо услуг местной телефонии и вноса абонплаты за радиотрансляционную точку, включая долю всех членов семьи погибшего военнослужащего как часть общих расходов, которые несут все граждане, указанные в качестве жильцов конкретного помещения.

    Объем компенсации по факту пользования телефоном вычисляется также на основании фактической суммы расходов, от которых берется только 60% по используемому тарифному плану. При этом и абонентская плата компенсируется в размере 60%. Данная ситуация рассматривается так, чтобы была возможность проводить неограниченное количество телефонных соединений (местных) при учете предоставления платы за использование линии вне зависимости от установленного тарифа.

    Соответствующие компенсационные выплаты официально назначаются спустя месяц со дня гибели кормильца и проводятся в течение любого периода, однако не больше чем в течение 3 лет.

    Иждивенцев и членов семей инвалидов, ветеранов и погибших участников ВОВ

    Для членов семей и иждивенцев из указанной категории предоставляется компенсация и поддержка со стороны государства на федеральном и региональном уровнях. В первую очередь предоставляются льготы на основании пенсионного обеспечения согласно действующему законодательству. Также предоставляется санитарно-курортное лечение в случае наличия медицинских показаний, а также отсутствия противопоказаний по имеющимся вариантам выдачи путевки.

    Иждивенцам льготных категорий участников ВОВ предоставляется компенсация в объеме 50% от занимаемой этими лицам жилой площади, включая совместное проживание с членами семьи. Компенсация 50% по коммунальным услугам предоставляется только в границах установленных нормативов потребления соответствующих услуг, определенных решением органов местного самоуправления, вне зависимости от типа жилфонда.

    Также предусмотрены бесплатная покупка и последующая доставка топлива для лиц, проживающих в домостроениях, не располагающих подключением к линиям отопления, внеочередной прием в интернаты для престарелых либо инвалидов, центры соцобслуживания и получение соответствующих услуг без необходимости выезда – непосредственно на дому.

    Обеспечение указанными выше мерами осуществляется за счет финсредств из федбюджета. В регионах инвалидам ВОВ, членам их семей и иждивенцам полагается бесплатный проезд в муниципальном, пригородном и междугороднем транспорте, бесплатное изготовление и проведение ремонта зубных протезов.

    Лиц в семьях с родителями-инвалидами

    Для несовершеннолетних детей, которые состоят на иждивении у обоих родителей-инвалидов (либо если родитель-одиночка — инвалид), полагается ряд мер поддержки. Несовершеннолетним гражданам РФ в таких семьях предоставляется финкомпенсация на расходы по оплате коммунальных услуг в размере 50%. Расчет производится исходя из количества потребляемых ресурсов, вычисленных на основе показаний, зарегистрированных приборами, в рамках нормативов по уровню потребления соответствующих услуг. В случае отсутствия приборов для учета оплаты за услуги коммунальных служб в качестве основы используются нормативы по уровню потребления.

    Также допустимо предоставление средств в объеме 50% от общего уровня расходов на оплату за холодное и горячее водоснабжение, отопление и электричество, которые потребляются при содержании имущества общей собственности в составе многоквартирного домостроения.

    Важно: для предоставления всех указанных мер соцподдержки используется нормы по уровням потребления ресурсов, установленные в конкретном регионе по решению местного правительства.

    Для предоставления соцподдержки родителю следует выступить в роли заявителя. Ему потребуется предоставить в отделение социальной защиты пакет документов:

    • заявку на предоставлении поддержки в вопросе оплаты в форме компенсации трат на коммунальные услуги;
    • скопированное удостоверение личности заявителя;
    • скопированное свидетельство о рождении несовершеннолетнего, пребывающего в статусе иждивенца;
    • скопированное удостоверение, подтверждающее принадлежность ребенка к РФ в качестве гражданина;
    • скопированную справку, предоставленную федеральным госучреждением медсоцэкспертизы, с подтверждением инвалидности родителя;
    • скопированные документы о рождении в соответствии с формой №25, которая была утверждена постановлением Правительства РФ.
    • Документ с подтверждением гражданства требуется предоставить только в тех случаях, когда соответствующих данных нет в свидетельстве о рождении. Помимо прочего, заявитель имеет право по личной инициативе передать в госучреждение официальный документ, где содержится информация, подтверждающая его совместное проживание с ребенком, которому пока не исполнилось 18 лет. В качестве подтверждения должна использоваться копия квартирной карточки либо официальная выписка из домовой книги по месту проживания иждивенца.

      Важно: копия квартирной карточки или же выписки из домовой книги обязана быть предоставлена в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня предоставления заявки в госучреждение.

      Несовершеннолетние, состоящие на иждивении в семьях, которые содержат инвалиды, имеют право на получение ежемесячной финансовой помощи в целях покупки твердого топлива для мест жительства с печным отоплением в объеме 213 рублей на одну семью, в которой живет несовершеннолетний ребенок.

      Ежемесячная финансовая выплата предоставляется госучреждениями в местах жительства граждан на базе документов, описанных в постановлениях регионального правительства. Стоит понимать, что в различных случаях льготы могут предоставляться для обеспечения топливного ресурса в газообразном виде, равно как и совершенно иные виды поддержки для компенсации коммунальных услуг. В основном это зависит от правовых актов, утвержденных правительством региона.

      Иждивенец, оставшийся без кормильца, может претендовать на трудовую пенсию по случаю лишения кормильца. При этом пакет требуемых документов также может несколько отличаться.

      В число основных бумаг, что требуется предоставить для этого случая, входят:

      • документы, в которых подтверждается родственная связь с умершим, данные о его среднемесячном доходе, стаж, факт ухода из жизни, данные о личности, гражданстве, месте проживания и возрасте непосредственно ребенка;
      • данные о личности представителя иждивенца;
      • бумаги, подтверждающие, что погибший родитель воспитывал ребенка в одиночестве;
      • подтверждение факта обучения получателя пенсии на очной форме;
      • подтверждение того, что иждивенец занят уходом за родственником и не имеет места работы;
      • свидетельство признания кормильца умершим либо пропавшим без вести.
      • Фактически порядок несколько отличается в зависимости от типа получаемой льготы или финансовой поддержки иждивенца. Отдельно стоит понимать, что дети-сироты, лишившиеся кормильца, также входят в указанное понятие, и им предоставляется помощь со стороны государства.

        Они имеют право на поступление в учебные заведения в соответствии с установленными программами за бюджетный счёт, но только если успешно сдадут вступительные экзамены. Помимо этого, им положены бесплатные услуги муниципального транспорта, в целях чего потребуется пройти процедуру оформления спецталона, а также бесплатное питание на территории общеобразовательных учреждений 2 раза в день, предоставление бесплатных учебников при обучении в общеобразовательных учреждениях. Также они могут посещать разного рода культурные объекты без необходимости производить оплату билетов. Это относится к театрам, музеям и другим заведениям такого типа.

        Малышам в возрасте до 3-х лет положено обеспечение бесплатными медикаментами. Рецептурным обеспечением в обязательном порядке занимается врач. Тем, кто не достиг возраста в 2 года, полагаются бесплатные молочные продукты, изготовленные по специальным врачебным рецептам.

        На этом общее описание списка льгот можно завершить, однако в ряде случаев могут быть получены некоторые привилегии в образовательных учреждениях. К примеру, это касается скидки на питание в школах.

        Признание иждивенцем с целью получения прав наследования

        В рамках существующего правового поля на территории действия суверенитета РФ пунктами гражданского кодекса описывается ряд случаев, для которые требуется освидетельствование по вопросу иждивения при оформлении возможности получения наследства. К таковым в первую очередь относится факт пребывания на иждивении, который связывает отношениями с наследниками.

        В соответствии со статьей 1147 ГК РФ определение факта иждивения гражданина, который входит в круг наследников, может обусловливаться различными обстоятельствами:

      • Он обязан иметь статус нетрудоспособного к моменту ухода из жизни его кормильца;
      • Он должен оставаться нетрудоспособным и пребывать на попечении не менее года до момента смерти содержащего его лица. В таком варианте все родственные взаимоотношения нетрудоспособных граждан с содержателями не имеют веса в конкретном деле. Факт пребывания гражданина на иждивении в числе наследников на таких условиях обеспечивается законом. В конкретном случае закон описывает дополнительное правило, согласно которому возникают новые обстоятельства для нетрудоспособных граждан;
      • Факт неспособности иждивенца самостоятельно себя обеспечить необходимо установить ко дню раскрытия наследства;
      • Должен быть освидетельствован факт совместного проживания нетрудоспособного и кормильца.
      • Как и при варианте с верным определением иждивенца, законы не предполагают каких-либо конкретных трактовок касательно периода времени, за который нетрудоспособный гражданин должен оставаться на иждивении у содержащего его лица. В этом случае практика для всех регионов РФ разительно отличается, по факту чего невозможно сделать точное заявление касательно периода пребывания гражданина на иждивении.

        Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что иждивенцами могут быть люди, нетрудоспособные в силу возраста (дети, пенсионеры) либо состояния здоровья (инвалиды). При этом содержателем (кормильцем) может выступать как частное лицо, так и государство. Если во втором случае все достаточно понятно, то в первом зачастую требуется установить факт потери кормильца для получения льгот и материальной помощи от госслужб и различных фондов.

        Сохраните статью в 2 клика:

        Отсутствие законодательно описанного понятия «иждивенец» приводит к ситуации, когда присвоить подобный статус теоретически могут различные госучреждения, а на практике – суд, как орган, имеющий возможность собрать все требуемые данные у разного рода ведомств и организаций. В зависимости от региона программы помощи иждивенцам, как и ее объемы, могут существенно отличаться, что приводит к необходимости проверять доступные льготы в каждом случае отдельно.

        Ответ на Ваш вопрос, возможно, находится здесь

        Бесплатная консультация юриста по телефону (круглосуточно, без выходных):

        8 (499) 110-25-48 (Москва и МО)

        8 (812) 313-24-39 (Санкт-Петербург и ЛО)

        8 (800) 500-27-29 доб. 238 (регионы)

        passus.ru