Преступления в отношении представителя власти

§ 3. Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК)

Предусмотренное в данной статье преступление представляет собой общественно опасное посягательство, так как нарушает нормальную деятельность государственного аппарата. Кроме того, это преступление посягает и на представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Объектом рассматриваемого преступления следует считать нормальную деятельность органов власти (это основной непосредственный объект). Дополнительным объектом является здоровье указанных лиц, телесная неприкосновенность, их безопасность. Потерпевшими от этого преступления могут быть лишь представитель власти и его близкие. При этом закон (примечание к ст. 318 УК) ограничивает круг представителей власти лишь должностными лицами правоохранительного или контролирующего органа, а также должностными лицами, наделенными распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

Понятие представителя власти дано в главе о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Представитель власти должен обладать властными полномочиями, т.е. иметь возможность принимать решения, предъявлять требования, обязательные для граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. К представителям власти относятся лица, работающие в федеральных органах государственной власти (депутаты Федерального Собрания, Президент, члены Правительства, судьи, работники прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ, депутаты областной, краевой Дум, главы администраций, президенты республик, военнослужащие, исполняющие обязанности по охране общественного порядка, оперативные сотрудники налоговых служб, Комитета по антимонопольной политике, таможенной службы и др.).

Представители власти осуществляют свои полномочия постоянно, временно или по специальному поручению. Общественные работники, осуществляющие свои властные полномочия по специальному поручению, — это общественные инспектора охотинспекций и рыбинспекщий, общественные контролеры на транспорте, народные дружинники и др.

В качестве потерпевших от данного преступления закон называет близких представителя власти. В примечании к ст. 316 УК (укрывательство преступлений) законодатель говорит о близких родственниках, которые не могут отвечать в уголовном порядке за заранее не обещанное укрывательство преступления. А в ст. 318 УК говорится о близких. К ним относятся не только близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, внуки, дед, бабка, родные братья, сестры, супруги), но и лица, забота о которых является важной духовной потребностью (например, друг, любимый человек и т. п.).

Объективная сторона данного преступления может быть выражена в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких.

Под .насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль. Данная форма насилия не должна повлечь причинение кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности или иных более тяжких последствий. Последствия данного преступления, предусмотренные ст. 116 УК, самостоятельной юридической оценки не требуют, они охватываются ч. 1 ст. 318 УК. Под физическим насилием следует понимать и ограничение свободы: связывание, запирание представителя власти или его близких.

Однако под насилием нельзя понимать сопротивление без насилия, воздействие на представителя власти, связанное с уничтожением или повреждением его одежды. Действующее законодательство такие действия не относит к признакам, характеризующим преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 318 УК.

Под угрозой применения насилия понимаются высказывания или иные действия виновного, выражающие реальные намерения применить насилие в отношении представителя власти или его близких. Виновный при этом может угрожать убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 119 УК). Для квалификации содеянного не имеет значения, намеревался виновный реализовать угрозу или нет. Любой вид угрозы применения насилия в отношении представителя власти или его близких охватывается ч. 1 ст. 318 УК и не требует квалификации по ст. 119 УК.

Важно установить, что между физическим и психическим насилием и исполнением представителем власти своих должностных обязанностей имелась связь.

Применение насилия (физического или психического) в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей трактуется как признак преступления, предусмотренного ст. 318 УК, если это насилие было направлено на прекращение законной деятельности представителя власти, а также если оно совершается в качестве мести за прошлую деятельность представителя власти. Например, нанесение побоев из мести за какие-либо действия, предпринятые представителем власти по службе.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 318 УК, является формальным. Оно признается оконченным с момента применения физического и психического насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 318 УК не имеет значения, была ли в конкретном случае фактически нарушена нормальная деятельность представителя власти.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. В содержание умысла виновного входит сознание им не только своих действий, но и того обстоятельства, что они направлены против представителя власти или его близких, чтобы воспрепятствовать исполнению должностным лицом своих обязанностей или отомстить ему за его деятельность, и желание совершить эти действия.

Законодатель обусловливает насилие в отношении представителя власти исполнением им своих должностных обязанностей. Уже это указывает на обязательность мотива и цели преступления, которое совершается, чтобы изменить или прекратить законную деятельность указанных лиц, заставить их совершить действия вопреки службе, отомстить им за их деятельность или за их принадлежность к представителям власти и т. п.

Если применение насилия в отношении представителя власти обусловлено иными мотивами и целью, то содеянное может быть квалифицировано как преступление против личности.

Если указанные формы насилия применяются в отношении представителей власти, участвующих в отправлении правосудия или в осуществлении расследования уголовных дел либо в исполнении судебных решений (судья, присяжный заседатель, прокурор, следователь, судебный исполнитель и др.), а равно в отношении их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде либо в связи с производством расследования или исполнением судебных актов, то содеянное надлежит квалифицировать лишь по ст. 296 УК (преступление против правосудия). Однако если в отношении указанных лиц осуществляется насилие в связи с иной деятельностью, не связанной с отправлением правосудия, то содеянное охватывается ст. 318 УК.

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет могут быть привлечены к уголовной ответственности в случае причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью представителя власти или его близких, но не по ст. 318 УК, а по п. «а» ч. 2 ст. 111 УК или по п. «б» ч. 2 ст. 112 УК (преступление против жизни и здоровья).

В ч. 2 ст. 318 УК предусматривается квалифицирующий состав преступления за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении тех же лиц. Насилие может быть выражено в причинении тяжкого, средней тяжести либо легкого вреда здоровью потерпевшего. Опасным для жизни насилие может быть признано, если оно в момент его причинения само по себе угрожает жизни потерпевшего или при обычном его течении заканчивается смертью.

www.bibliotekar.ru

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Комментарий к Ст. 318 УК РФ

1. Общественная опасность предусмотренного комментируемой статьей преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в лице представителей власти и на здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких.

Потерпевшими от преступления являются представители власти или их близкие. В примечании к комментируемой статье дано определение представителя власти. Таковым является должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Из этого определения следует, что представитель власти: а) является должностным лицом (см. комментарий к ст. 285); б) наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости; в) представляет правоохранительный (МВД России, ФСБ России, таможенные органы, службу внешней разведки РФ и т.п.), контролирующий (органы рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и т.п.) или иной орган (различные звенья государственных органов и органов местного самоуправления, которые выполняют функции власти) (ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 25.12.2012) ). Отсутствие названных признаков исключает ответственность по комментируемой статье .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 29. Ст. 3601; 2011. N 1. Ст. 16; N 7. Ст. 901; N 50. Ст. 7366; РГ. 2012. N 301.

БВС РФ. 2000. N 7. С. 14.

О понимании близких представителя власти см. комментарий к ст. 317 УК.

Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

Если насилие или угроза насилием применяются в отношении представителей власти, участвующих в отправлении правосудия или в производстве предварительного расследования, ответственность наступает по ст. 296 УК.

2. Объективная сторона преступления характеризуется применением физического или психического насилия. В ч. 1 комментируемой статьи говорится о насилии, не опасном для жизни или здоровья. Его понимание аналогично пониманию насилия в ст. 161 УК (см. комментарий к этой статье). Дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК в таком случае не требуется. Психическое насилие может выражаться в угрозах применения насилия . Вид угрозы в УК не конкретизирован. Диапазон угроз в рассматриваемом преступлении значительно шире, чем, например, в ст. 161 УК, вплоть до угроз убийством , и дополнительно квалифицировать такую угрозу по ст. 119 УК не требуется.
———————————
БВС РФ. 2001. N 1. С. 12.

БВС РФ. 2000. N 9. С. 8.

Способы применения насилия могут быть самыми различными. Между наступившими последствиями и применением насилия должна существовать причинная связь.

Применение насилия или угроз применения насилия осуществляется в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей (а не только при их исполнении). Имеется в виду любая законная служебная деятельность, в том числе связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

Оконченным преступление считается с момента применения насилия соответствующей тяжести либо угрозы его применения.

Действия лица, угрожавшего нескольким представителям власти в связи с осуществлением ими своих служебных обязанностей, обусловленные одним мотивом, совершенные одновременно, в одном месте, образуют единое преступление и квалифицируются по одной комментируемой статье .
———————————
БВС РФ. 2009. N 5. С. 11.

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, превращает данный состав в его квалифицированный вид (ч. 2 комментируемой статьи). Опасным для жизни или здоровья является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни. При применении насилия, опасного для жизни или здоровья, потерпевшему может быть причинен вред любой тяжести: тяжкий, средней тяжести и легкий. Дополнительной квалификации по ст. ст. 111 — 113 УК в таких случаях не требуется. О понимании данных видов насилия см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29 .
———————————
См. также: БВС РФ. 2000. N 7. С. 14.

В. осужден по ч. 2 ст. 318 УК. При доставлении его инспектором дорожно-патрульной службы для медицинского освидетельствования за управление автомашиной в состоянии алкогольного опьянения В. самовольно вытащил ключи из замка зажигания автомашины, затем стал руками душить инспектора, вытолкнул его из автомашины, ударял по голове и другим частям тела руками и булыжником, причинив потерпевшему легкий вред с кратковременным расстройством здоровья .
———————————
БВС РФ. 2002. N 4. С. 8.

По ч. 2 комментируемой статьи квалифицируется также применение насилия, опасного для жизни или здоровья, которое хотя и не причинило вреда, но в момент применения создавало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29). Фактическое наступление смерти не охватывается данным составом и образует совокупность преступлений. В зависимости от статуса потерпевшего причинение ему смерти следует квалифицировать по ст. ст. 105, 295 либо 317 УК.

Если насилие применялось в связи с осуществлением потерпевшим правосудия или производством предварительного расследования, содеянное надо квалифицировать по ст. 296 УК.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер и диапазон применяемого им насилия или угроз, осознает, что они направлены против представителя власти (его близких) именно в связи с выполнением им своих должностных обязанностей, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления .
———————————
БВС РФ. 2001. N 7. С. 25.

4. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте 14 — 16 лет несут ответственность за такое преступление по ст. ст. 111 — 113 УК.

stykrf.ru

Некоторые проблемы уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 318 и 319 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Табаков Денис Александрович

В статье рассмотрены вопросы разграничения оскорбления представителя власти и применения насилия в отношении представителя власти со смежными составами преступлений . Автор обращает внимание на проблемы несогласованности санкций , а также поднимает вопрос о невозможности освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим по указанным преступлениям .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Табаков Денис Александрович,

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 318 и 319 УК РФ»

___________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ______________________________________

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ СТ. 318 И 319 УК РФ

ТАБАКОВ Денис Александрович

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы разграничения оскорбления представителя власти и применения насилия в отношении представителя власти со смежными составами преступлений. Автор обращает внимание на проблемы несогласованности санкций, а также поднимает вопрос о невозможности освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим по указанным преступлениям.

Ключевые слова: преступление, представитель власти, оскорбление, насилие, наказание, санкция.

Состав преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ необходимо отличать от составов, закрепленных ст. ст. 111, 112, 115, 116 УК РФ. Первая норма является специальной по отношению к последним (общим) нормам. Исходя из требований ч. 3 ст. 17 УК РФ применению подлежит специальная норма. Наибольшие сложности возникают с разграничением ст. 318 и 111 УК РФ, что вполне объяснимо большим количеством практических проблем квалификации причинения тяжкого вреда здоровью человека, на что не раз обращалось внимание научным сообществом1.

При этом необходимо обратить внимание на то, что при совершении деяния, предусмотренного ст. 318 или 319 УК РФ помимо общественных отношений в сфере обеспечения здоровья, чести и достоинства представителя власти, под угрозу подпадают также отношения в сфере порядка управления. Некоторыми авторами обоснованно указывается, что при совершении таких преступлений под угрозу подпадают общественная и государственная без-

1 См.: Уголовно-правовая политика борьбы с преступлениями умышленного причинения тяжкого вреда здоровью : моногр. / Корчагин А.Г., Федотова Н.П. М. : Юрлитинформ, 2014. 176 c. ; Ларина Л.Ю. О некоторых проблемах уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью человека // Право и политика: теоретические и практические проблемы : сб. материалов 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию юридического факультета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина / отв. ред. А.В. Малько. 2013. С. 380-384 ; Нем-тинов Д.В. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. проблемы квалификации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 1 (117). С. 331-337 ; Поликарпова И.В. Уголовная политика России в отношении посягательств на здоровье и ее влияние на квалификацию преступлений: на примере ответственности за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 30 c. ; Пантюхина И.В. О расширении квалифицирующих признаков половых преступлений // Право и политика: теоретические и практические проблемы : сб. материалов 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию юридического факультета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Ответственный редактор: А.В. Малько. 2013. С. 388-393.

опасность2. Именно эти обстоятельства предопределяют повышенную общественную опасность применения насилия и оскорбления представителя власти.

Именно необходимость учета повышенной общественной опасности становится камнем преткновения в случаях, когда в отношении представителя власти совершается деяние, идентичное тому, что предусмотрено ч. 2-4 ст. 111 УК РФ. Исходя из общих правил квалификации содеянное должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 318 УК РФ. Однако ее санкция менее строгая, чем санкции ч. 2-4 ст. 111 УК РФ. Даже ч. 2 ст. 111 УК предусматривает наряду с наказанием в виде лишения свободы до десяти лет (что идентично санкции ст. 318 УК РФ) дополнительное наказание в виде ограничения свободы. Получается, что повышенная общественная опасность содеянного в отношении представителя власти не учитывается. Мало того, ввиду уменьшения строгости санкции ч. 2 ст. 318 УК РФ, данная норма переходит в разряд привилегированных, что недопустимо. В научной литературе есть предложение в таких случаях квалифицировать содеянное по совокупности преступлений3 *. Однако при таком подходе налицо нарушение принципа справедливости и, кроме того, теряется смысл выделения специальных норм. Представляется, что для устранения указанных несоответствий необходимо повысить верхний предел санкции ч. 2 ст. 318 УК РФ, что позволит адекватно учесть повышенную общественную опасность содеянного.

2 См.: Ларин В.Ю. Уголовная ответственность за оскорбление сотрудника органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2014. № 1 (1). С. 24.

3 См.: Ларина Л.Ю. Проблемы уголовно-правовой регла-

ментации, назначения наказания и предупреждения совокупности преступлений. М. : Юрлитинформ, 2013. С. 59-61.

Преступление, предусмотренное ст. 318 УК РФ необходимо разграничивать с угрозой или насильственными действиями в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ). Последнее также выступает специальной нормой по отношению к первой.

Указанные в качестве потерпевшего в ст. 296 УК РФ судья, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, судебный пристав, а также в отдельных случаях эксперт и специалист являются представителями власти, поскольку соответствуют условиям, регламентированным в примечании к ст. 318 УК РФ. Однако применение насилия или угроза его применения в отношении указанных лиц, совершённые в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования, исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, квалифицируются по соответствующим частям ст. 296 УК РФ. Разграничение данных преступлений происходит по объекту и потерпевшему.

В качестве основного непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 296 УК РФ, выступают «отношения, складывающиеся в сфере осуществления правосудия и обеспечения его целей и задач»4. Соответственно и потерпевшими здесь могут выступать не любые представители власти, а лишь те, которые имеют отношение к правосудию. Кроме того, потерпевшими по ст. 296 УК РФ могут выступать лица, не являющиеся представителями власти (например, защитник, присяжный заседатель). Обращает на себя внимание, что в ст. 296 УК РФ угроза криминализирована отдельно от применения насилия, а в ст. 318 УК РФ угроза и применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, законодателем приравнены друг к другу по общественной опасности. Такой подход представляется неверным. Поэтому логичным было бы в ст. 318 УК РФ, сделать три части, первая из которых охватывала бы деяние в форме угроз. Это бы соответствовало общим правилам построения составов преступлений. Ведь законодатель не объединил в одну норму ст. 119 и 115, следовательно, не должен делать подобные вещи и в отношении специальных норм.

Обращает на себя внимание и тот факт, что объективная сторона угрозы или насильственных действий в связи с осуществлением правосудия или производством предваритель-

4 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев. М. : Юрайт, 2012. С. 1128.

ного расследования (ст. 296 УК РФ) шире, чем объективная сторона применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) за счёт признания наказуемой угрозы уничтожением или повреждением имущества. Представляется, что законодатель необоснованно не включил подобный признак в ст. 318 УК РФ, что необходимо устранить путем законодательных изменений ч. 1 ст. 318 УК РФ.

Отграничение деяний, предусмотренных ст. 319 УК РФ, от деяний, предусмотренных ст. 297 УК РФ, происходит, главным образом, по объекту5. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что оскорбление представителя власти, являющего участником уголовного процесса (например, прокурора) будет наказываться менее строго по ст. 297 УК РФ, чем оскорбление того же прокурора при исполнении своих обязанностей, например, при осуществлении им прокурорской проверки. Такой подход законодателя представляется необоснованным, в связи с чем полагаем необходимым увеличить санкцию ст. 319 УК РФ.

Еще одной проблемой применения ст. 318 и 319 УК РФ является возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Как известно ст. 76 УК РФ предусматривает ряд условий, при которых таковое возможно. К ним относится: совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые, примирение с потерпевшим и заглаживание ему вреда. Исходя из содержания санкций рассматриваемых преступлений, можно констатировать, что теоретически рассматривать вопрос о применении ст. 76 УК РФ можно лишь применительно к ч. 1 ст. 318 и ст. 319 УК РФ. Вопрос относительно сложностей определения термина «лицо, впервые совершавшее преступление» в науке активно обсуждается6. Однако наиболее проблемным, на наш взгляд, вопросом является вообще сама возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим по преступлениям, в которых общественные отношения, обеспечивающие права и свободы личности, выступают не основным, а дополнительным объектом.

Как справедливо указывают отдельные авторы применительно к оскорблению сотруд-

5 См.: Ларин В.Ю. К вопросу об уголовно-правовой охране чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 1. С. 19-21.

6 См., напр.: Шнитенков А.В. Совершение преступления впервые как условие освобождения от уголовной ответственности // Российская юстиция. 2009. № 4. С. 22 ; Ларина Л.Ю. Понятие лица, впервые совершившего преступление // Юридическая наука. 2014. № 1. С. 87-90.

_____________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

ника милиции, он «действует как публичный служащий, субъект властных отношений, обеспечивающий государственные интересы, поэтому посягательство на его честь и достоинство направлено не столько на ущемление его как частного лица, сколько на причинение ему психотравмирующего воздействия, деморализацию его как агента правоохранительной деятельности.

Оскорбление перестаёт быть его частным делом и должно рассматриваться как игнорирование и нарушение публичного интереса и как моральный ущерб, причинённый государ-

ству, и в частности органу внутренних дел» . Это суждение вполне применимо к оскорблению любого представителя власти, а также применения насилия к нему.

Позицию, согласно которой невозможно освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим за двуобъектные преступления, поддерживают многие авторы8. В связи с этим полагаем необходимым на законодательном уровне закрепить невозможность применения ст. 76 УК РФ в случаях совершения лицом преступления, посягающего на отношения в сфере государственной власти.

7 Сафронов А.Д., Шубина И.И. Защита сотрудников милиции при выполнении ими должностных обязанностей по УК РФ // Государство и право. 1998. № 1. С. 59.

8 См., напр.: Гарбатович Д. Освобождение лица от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим // Уголовное право. 2014. № 2. С. 17 ; Сидоренко Э. Условия освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим // Уголовное право. 2011. № 3. С. 23.

cyberleninka.ru

Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ)

Рассматриваемое преступление посягает на два непосредственных объекта: 1) нормальную деятельность органов власти и 2) здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких.

Согласно примечанию к ст. 318 УК РФ представителем власти в данной статье и в других статьях УК РФ признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Определение признаков должностного лица содержится в примечании к ст. 285 УК РФ.

О том, какие органы являются правоохранительными, было сказано выше при характеристике состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ. К контролирующим органам, о которых говорится в ст. 318 УК РФ, относятся органы федеральной налоговой службы, государственного страхового надзора, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, органов охотничьего надзора, рыбоохраны, лесной охраны и др.

К иным должностным лицам, о которых упоминается в ст. 318 УК РФ, относятся должностные лица других звеньев государственного аппарата и местного самоуправления, которые выполняют функции власти.

Для признания лица представителем власти необходимо занятие им по результатам выборов, назначению или иным законным путем должности в органах законодательной и исполнительной или судебной власти или местного самоуправления.

Потерпевшими при совершении преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, наряду с представителями власти могут быть также их близкие. О том, кого следует понимать под близкими, было сказано выше при характеристике состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ.

Объективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться в применении насилия либо угрозе применения насилия в отношении представителей власти или их близких.

По ч. 1 ст. 318 УК РФ квалифицируется применение к представителям власти или их близким насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего. Под ним следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.).

Объективная сторона данного преступления, как сказано выше, может выразиться также в угрозе применения насилия к представителю власти или его близким. Угроза является психическим насилием над представителем власти. Закон в данном случае не уточняет характер насилия, применением которого угрожает виновный. Из этого можно заключить, что преступник может угрожать виновному как причинением вреда здоровью любой тяжести, так и убийством.

Для состава рассматриваемого преступления необходимо установить, что угроза является действительной и реальной, т.е. объективно существующей (а не мнимой), и по своему характеру способна оказать необходимое воздействие на потерпевшего.

Физическое и психическое насилие в отношении представителей власти или их близких квалифицируется по ст. 318 УК РФ только при том условии, что оно применено к потерпевшим в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей. Термин «в связи с исполнением должностных обязанностей», примененный в диспозиции ч. 1 ст. 318 УК РФ, шире понятия «при исполнении должностных обязанностей», о котором говорится в ст. 319 УК РФ, предусматривающей ответственность за оскорбление представителя власти. Понятием «в связи с исполнением должностных обязанностей» охватывается как применение насилия по отношению к представителям власти во время исполнения ими своих должностных обязанностей, так и случаи, когда они не исполняют этих обязанностей. Разрыв во времени между исполнением представителем власти своих должностных обязанностей и применением в отношении его или его близких физического или психического насилия в данном случае не имеет значения для квалификации преступления. Однако для квалификации совершенного преступления по ст. 318 УК РФ следует установить, что насилие в отношении представителя власти или его близких применено по поводу исполнения ими своих должностных обязанностей. В противном случае оно квалифицируется по соответствующим статьям о преступлениях против личности.

Оконченным данное преступление считается с момента применения насилия или угрозы применения насилия в отношении представителя власти или его близких.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом: виновный сознает, что он применяет насилие по отношению к представителю власти или его близким, и желает этого. При этом умыслом виновного охватывается также, что он применяет насилие в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Преступления, совершенные в отношении указанных лиц на почве личных взаимоотношений или конфликтов, надлежит рассматривать как преступления против личности и квалифицировать по соответствующим статьям УК РФ.

В ч. 2 ст. 318 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав данного преступления. Закон устанавливает повышенную ответственность за применение в отношении представителей власти и их близких насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевших, т.е. повлекшего причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В тех случаях, когда причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью представителей власти или их близких в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей лицом в возрасте от 14 до 16 лет, содеянное квалифицируется по соответствующим статьям УК РФ о преступлениях против личности.

studme.org