Проблемы с уплатой налога

Проблемы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Ягумова З.Н., Бегретова Д.А.

В статье рассматриваются проблемы , связанные с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц. А также приводятся возможные пути их решения, учитывающие как интересы государства, так и налогоплательщиков.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Ягумова З.Н., Бегретова Д.А.,

THE PROBLEM OF CALCULATION AND PAYMENT OF INCOME TAX INDIVIDUALS

The article discusses issues related to the calculation and payment of income tax . As well as the possible ways for their solution, taking into account both the interests of the state and taxpayers.

Текст научной работы на тему «Проблемы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики и финансов, ФГБОУВПО «Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова»,

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный

ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА

НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц. А также приводятся возможные пути их решения, учитывающие как интересы государства, так и налогоплательщиков.

Ключевые слова: налог на доходы, проблемы, способы решения, ставка налога.

Z.N. Yagumova, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik

D.A. Begretova, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik

THE PROBLEM OF CALCULATION AND PAYMENT OF INCOME TAX INDIVIDUALS

Abstract. The article discusses issues related to the calculation and payment of income tax. As well as the possible ways for their solution, taking into account both the interests of the state and taxpayers.

Keywords: income tax, problems, solutions, and tax rate.

Невзирая на богатую историю существования налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в Российской Федерации, его невозможно охарактеризовать идеальным и объективным, помимо этого, до сих пор возникает много проблем, сопряженных с его исчислением и уплатой.

Являясь одним из самых собираемых налогов НДФЛ, с одной стороны дает возможность стимулировать наиболее рациональное использование бюджета, а с другой позволяет перенаправить его на помощь социально-незащищенным слоям населения.

В совершенстве данный налог обязан являться налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо считаются резидентами, или извлекают определенную прибыль на территории государства. НДФЛ сопряжен с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он способен или увеличить потребление, или уменьшить его. По этой причине основной задачей подоходного налогообложения счи-

тается результат рационального соответствия между финансовой эффективностью и общественной справедливостью налога. Иначе говоря, нужны ставки налога, какие гарантировали бы предельно объективное перераспределение прибыли при наименьшем уроне интересам налогоплательщиков.

По оценкам аналитиков увеличение ставки на 1% принесет в бюджет около 200 млрд рублей. Таким образом, увеличение средней ставки налога на 1,5-2% позволит решить проблему поиска денежных средств для дотаций региональным бюджетам [2]. При этом необходимо освободить от уплаты налога на доходы физических лиц граждан с низкими доходами, установив величину прожиточного минимума для каждого региона, который не облагался бы налогом. Таким образом, поднятие планки дохода, не облагаемого налогом, позволит увеличить реальные доходы малоимущих слоев населения и как следствие снять социальное напряжение в обществе.

Следует также отметить, что при невысокой степени заработка жителей государства, главным и, пожалуй, единственным объектом налогообложения будет заработная плата. Источники же иных видов доходов, а также их размер нередко сложно оценить, что связано с отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы, которая позволила бы отследить данные моменты.

Так, значительные трудности возникают у налоговых органов при осуществлении контроля за доходами физических лиц, полученными в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, а также выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов.

Такое положение объясняется тем, что налоговые органы не обладают данными о количестве физических лиц, получивших прибыль от экономии на процентах за пользование заемными средствами, при этом налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно, в связи с чем налоговый агент не исчисляет указанный доход и никак не информирует о нем в сведениях о заработках на законных основаниях. Таким образом, контроль со стороны налоговых органов за уплатой налога в этих случаях носит случайный характер.

Большое число спорных вопросов возникает при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц с авансов.

С одной стороны, в соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы предусматриваются все без исключения доходы налогоплательщика, таким образом, при внесении предоплаты в пользу физического лица налоговый представитель должен рассчитать и удержать с данной выплаты налог на доходы физических лиц (ст. 226 НК РФ) [1].

С другой стороны, предоплата согласно гражданско-правовому соглашению не считается заработком, так как в ст. 208 НК РФ, говорится, что к прибыли от источников в Российской Федерации относятся, в частности, вознаграждения за проделанную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации [3]. Таким образом, с целью того, чтобы ввести выплаты согласно гражданско-правовому соглашению в налоговую базу, работа в период реализации выплат обязана быть выполнена (услуга

оказана), а итог установлен заказчиком, а так как при выплате аванса работа сделана частично, появляется правомерный вопрос о необходимости уплаты налога с аванса. Таким образом, при выплате аванса предприятие как налоговый представитель налог на доходы физических лиц не исчисляет и не сохраняет, так как в период предоплаты деятельность вплоть до окончания не выполнена и причин для включения в доход физического лица суммы аванса не имеется.

Помимо этого, в период получения предоплаты нельзя точно дать оценку финансовой выгоды физического лица, так как несколько факторов способны спровоцировать изменение суммы фактического дохода. К примеру, вследствие выполнения работ ненадлежащего качества цена договора может быть снижена, и часть предоплаты физическое лицо-подрядчик обязана будет возвратиться (п. 1 ст. 723 ГК РФ).

Решение данной проблемы затрудняет еще и то, что точка зрения представителей экономического ведомства по данной проблеме не высказана.

Много вопросов возникает также в связи с использованием вычетов по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации, поскольку они носят лишь явочный характер и почти никак не осуществляют стабилизирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной системе, образованной еще в промежуток социалистической системы, он абсолютно не предусматривает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг. Поэтому закон о налоге на доходы физических лиц никак не учитывает систему выведения из налогообложения доход, предоставляющее элементарное биологическое существование жителя России.

Таким образом, возможно значительно увеличить роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджета, в случае устранения из налогового законодательства единичных несоответствий научным основам налогообложения, неясности, противоречия, предоставляющие налогоплательщикам возможность уклонения от уплаты НДФЛ, и препятствующие выполнению налоговыми органами контроля за своевременностью и полнотой уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет.

cyberleninka.ru

Проблемы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в практике налоговых органов и возможные пути их решения

Государство может оказывать влияние на экономику, когда имеет определённые средства. Большую часть бюджета страны формируют налоговые сборы с юридических и физических лиц, в том числе налог на прибыль организаций.

На сегодняшний день в системе налогообложения налог на прибыль предприятий и организаций играет важную роль. Налог на прибыль является инструментом перераспределения национального дохода и служит одним из основных источников пополнения федерального бюджета. Если рассматривать структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что удельный вес налога на прибыль уступает по величине лишь удельному весу налога на добавленную стоимость (Таблица 4).

Удельный вес налогов в бюджете Российской Федерации за 2013 год

Согласно статье 246 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по налогу на прибыль являются: Российские и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ или получают доходы от источников в РФ.

Низкий спрос, исходя из невысоких доходов населения, тормозит развитие предприятий. Вместо того чтобы сконцентрировать свой капитал на развитие производства, молодые предприятия вынуждены тратить значительную долю своих средств на государственный контроль и регулирование. Большую часть в этом процессе занимает налог на прибыль с организаций.

Налог на прибыль в данный момент один из самых проблемных налогов. В налоговом кодексе, именно по этому налогу, выявляются множество размытых трактовок и неточностей. То есть проблема расчёта налоговой базы по данному налогу (с предоставляемыми льготами, формированием амортизационной политики и определением налоговой базы по отдельным операциям) является очень весомой и требует определённых доработок.

Важную роль в системе налогообложения прибыли занимает применение льгот. При постоянных поправках, изменениях, сокращениях можно назвать льготы самым нестабильным элементом налоговой системы, поэтому для многих предприятий проблемой является их оптимальное использование. В современном налоговом механизме льготам принадлежит особая роль. Именно поэтому налоговые льготы очень эффективны как для предприятия, так и для экономики в целом.

Так же, большинство предприятий высказывают недовольства по поводу высокой налоговой ставки – 20% (2% в федеральный бюджет, 18% — в региональный). Но если рассмотреть изменения, принятые в 2009 году, то будет видно, что государство ведет активную политику по снижению налоговой нагрузки за счёт сокращений поступления доходов в федеральный бюджет: изменение ставки с 24% до 20%. Помимо этого, предусмотрено понижение налоговой ставки в местный бюджет с 18% до 13,5%, что помогает регионам стимулировать отдельные проблемные отрасли. [2]

Исходя из сложной экономической и политической обстановки в стране на конец 2014 года, государство принимает активные меры для стабилизации всех сфер экономики, одна из них – налоговый манёвр. Налоговый маневр приведет к сокращению в 2015 году поступлений в бюджет от нефтяной отрасли, главным образом за счет снижения акцизов. Нефтедобывающие компании ждут существенное поэтапное повышение НДПИ: с ныне действующих 530 рублей за тонну нефти до 775 рублей в 2015 году, 856 рублей в 2016 году и 918 рублей в 2017 году. Уже в следующем году повышение, по оценке Минфина, принесет бюджету, дополнительно 58,3 миллиардов рублей. И это с учетом снижения экспортной пошлины на нефть. Одновременно резко снизятся акцизы — как следует из пояснительной записки к законопроекту, Минфин прогнозирует, что из бюджета в 2015 году выпадут 272 миллиарда рублей. Российским НПЗ нефть будет обходиться дороже, вместе с тем, экспорт станет еще выгоднее, чем сейчас. Следовательно, цены на бензин на внутреннем рынке могут вырасти, что значительно коснётся всех предприятий и предпринимателей в Российской Федерации, так как расходы на топливо увеличатся и, следовательно, изменится налогооблагаемая прибыль.

Так же изменения потерпит сам налог на прибыль организаций. Вот перечень основных изменений по налогу на прибыль организаций, которые произойдут с 2015 года:

— организации смогут самостоятельно устанавливать порядок учета расходов на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым (пп. 3 п.1 ст. 254 НК РФ).

— изменится порядок учета процентов по долговым обязательствам

— начнет действовать новый порядок налогового учета курсовых и суммовых разниц

— доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно будет уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения

— из правил налогообложения будет исключен метод ЛИФО

— размер уступки права требования — меняется порядок отнесения на расходы.

Основным источником доходов государства являются налоги, которые необходимы для развития общественного сектора страны. Налог – универсальный финансовый регулятор, контролирующий и финансирующий все сферы страны. Налоговая система России, в частности налогообложение прибыли предприятий, ещё не совершенна и нуждается в доработках и улучшениях.

Основные направления совершенствования налогообложения прибыли включают в себя:

— снижение налогового бремени

— оптимальное распределение средств между бюджетами разных уровней

— повышение эффективности экономической функции налогов.

Стабильность налоговой системы обеспечивает расширение и совершенствование производства, а так же величину прибыли предприятий, а от предприятий зависит всё общество в целом.

studopedia.info

О проблемах уплаты налогов и сборов

Автор: С. Г. Новиков

Действующим законодательством предусмотрена обязанность налогоплательщиков и налоговых агентов уплачивать законно установленные налоги. Как показывает практика, в большинстве случаев уплата налогов и сборов проходит в штатном режиме, но бывают исключения. Об отдельных проблемах, возникающих при уплате налогов, пойдет речь в данном материале.

Общие положения по уплате налогов и сборов

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик в случаях, предусмотренных НК РФ, и участник КГН вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику КГН) требования об уплате налога.

Мы привели нормы действующего налогового законодательства по уплате налогов и сборов. Казалось бы, никаких сложностей при уплате налоговых платежей нет: налогоплательщик их уплачивает сам (за исключением определенных случаев) и в установленный срок. Но многообразие практических ситуаций зачастую противоречит нормам: всегда ли действия налогоплательщиков соответствуют налоговому законодательству? Рассмотрим возникающие проблемы.

Проблема 1: налогоплательщик не может сам уплатить налог, кто вправе сделать это за него?

Согласно положениям п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Что следует понимать под словом «самостоятельно» в данном случае?

Еще в Определении КС РФ от 22.01.2004 № 41-О было сказано: положения п. 1 и 2 ст. 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме – безналичной или наличной – происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.

Изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат.

Из этого можно сделать следующий вывод: налогоплательщик обязан уплатить налог только сам и за свой счет. Однако, к сожалению, не всегда налогоплательщик может уплатить налог сам в силу разных причин, и это не означает, что он не хочет его уплатить – просто нет возможности. Какие выходы из создавшегося положения есть?

В данном случае надо разделять налогоплательщиков – физических лиц и налогоплательщиков – юридических лиц.

Начнем с налогоплательщиков – физических лиц. Налогоплательщики – физические лица вправе уплатить налоги как безналичным способом путем перевода со своего счета или посредством банковской карты, так и наличными денежными средствами через банк.

Налоговым кодексом предусмотрена возможность для налогоплательщиков – физических лиц уплачивать налоги через банки, кассы местных администраций, организации федеральной почтовой связи. Кроме того, уплата налогов может осуществляться физическим лицом через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС (Письмо Минфина РФ от 22.04.2015 № 03-02-08/22997).

При этом физические лица обязаны уплачивать налоги и сборы только сами, вместо них уплатить налоги никто не может. Действующим налоговым законодательством не предусмотрена возможность уплаты налогов третьими лицами, в том числе близкими родственниками, за налогоплательщиков (Письмо Минфина РФ от 22.04.2015 № 03-02-08/22997).

Данное правило менять не собираются: поскольку в настоящее время Кодексом предусмотрено достаточно способов уплаты самостоятельно налогоплательщиками и плательщиками сборов налогов и сборов, в том числе в электронной форме, представляется нецелесообразным внесение изменений в Кодекс, предусматривающих уплату налогов и сборов близкими родственниками за налогоплательщиков и плательщиков сборов (Письмо Минфина РФ от 13.11.2014 № 03-02-08/57320, от 22.12.2014 № 03-02-08/66327).

Независимо от способа уплаты налога сам факт уплаты должен быть подтвержден документально. При этом документы должны содержать информацию, позволяющую идентифицировать налогоплательщика, то есть такую, по которой можно четко установить, что причитающаяся сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком. При составлении распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ указываются реквизиты налогоплательщика, в том числе для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства).

Что касается налогоплательщиков – юридических лиц, то они не могут уплачивать налоги и сборы наличными денежными средствами, минуя расчетный счет организации.

Статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Федеральный закон № 395-1) установлено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. Осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.

Согласно Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее – Положение № 383-П) наличные денежные средства в уплату налоговых платежей также принимаются кредитными организациями только от физических лиц.

Данные положения соответствуют п. 3 ст. 45 НК РФ, согласно которому возможность внесения наличных денежных средств в банк, кассу местной администрации либо организацию федеральной почтовой связи предусмотрена только для физических лиц.

Юридическими лицами уплата налогов и сборов в бюджетную систему РФ должна производиться в безналичной форме путем предъявления в банк поручения на уплату налога с расчетного (текущего) счета организации.

www.audit-it.ru

Проблемы с уплатой налога

Среди всех налогов, уплачиваемых физическими лицами, наибольшую долю составляет налог на доходы физических лиц. Он считается одним из самых собираемых налогов как в России, так и в других странах. Также он формирует значительную часть государственного бюджета и является неотъемлемой частью функционирования экономики в целом. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль. Регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой личного потребления. Иными словами, данным видом налога можно как стимулировать наиболее рациональное использование своего бюджета, так и перенаправить его на помощь категориям граждан, которые имеют наименьшую социальную защищенность. Рассмотрим данный налог более подробно.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4]. Иными словами, можно сказать, что данный налог представляет собой изъятие определенной части дохода каждого трудоспособного гражданина в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

НДФЛ является одним из самых продуктивных и перспективных видов налога в силу того, что уклониться от его уплаты практически невозможно. Методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты — конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в то же время для России данный налог является предметом острых дискуссий и споров.

Так же как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет три основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога, т.е. формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежных поступлений в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Ее основное предназначение заключается в обеспечении и защите конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счет сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой. С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего это связано с несовершенством налогового законодательства.

Основное назначение регулирующей функции — это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.

С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].

Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью него должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы предполагается использование основных принципов налогообложения:

1) принципа справедливости — распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода. Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству;

2) принципа определенности — уплачиваемый налог должен быть прежде всего точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;

3) принципа удобности — налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;

4) принципа экономии — должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утвержденная 1 января 2001 г., составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [4].

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2012-2014 гг. (табл. 1).

Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2012-2014 гг.

Консолидированный бюджет РФ, %

Консолидированный бюджет субъекта федерации, %

Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта Федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным в таблице данным можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объем поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим основные проблемы налога на доходы физических лиц, которые существуют в настоящее время.

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет — это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция — регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

5. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности.

6. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13%-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения — это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.

Несмотря на то что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, все же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмем как пример Японию. НДФЛ там уплачивается по прогрессивной шкале, которая в свою очередь имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 йен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всем этом есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает прежде всего семейное положение человека; также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [5].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее.

1. Введение прогрессивной ставки налога. В настоящее время обсуждается много вариантов по данному вопросу. Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующую ставку в 13% предлагают сохранить только для дохода до 2 млн рублей в месяц, либо до 24 млн рублей в год. С дохода, превышающего 24 млн рублей, предлагается взимать налог со ставкой 25%. В отношении доходов от 100 млн рублей до 200 млн рублей — 35%, а от 200 млн рублей — 50%. В свою очередь правительство дает отрицательное заключение на депутатские инициативы, ссылаясь на стабильность собираемости данного налога в настоящее время. Счетная палата и правовое управление Президента также против введения прогрессивных ставок, так как, по их мнению, установление прогрессивной шкалы приведет к недополучению доходов в бюджет.

2. Введение необлагаемого минимума. Целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 9000 рублей, который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, что приведет к уменьшению разрыва уровня жизни между различными слоями населения. Принцип равенства будет реализован в полной мере.

3. Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Как следствие, применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, потому что они не учитывают региональных особенностей ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.

4. Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень.

5. Применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах).

6. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога.

Подводя итог по изложенной теме, можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан несовершенна в качественном преобразовании. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан. Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор, Владивостокский государственный университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

www.science-education.ru