Пункт правил обгона

Как правильно совершать маневр обгона

При совершении обгона с выездом на встречный поток движения, во избежание столкновений со встречной машиной необходимо учитывать и выполнять все рекомендации и требования, которые прописаны в ПДД.

Это касается также и перемещения и по своей полосе. Кроме того, водитель обязан обращать внимание на дорожные знаки, указатели (таблички) и сигналы светофора, когда намеревается перегнать впереди едущий автомобиль.

Если неправильно совершать обгон, то это чревато тяжелыми последствиями в виде серьезных ДТП.

В каком законе прописаны

Российское автомобильное законодательство представлено в виде ПДД – Правил дорожного движения, где описываются все нормы, которым обязаны следовать участники. За то, в каком порядке следует совершать такой маневр, как обгон, отвечает Глава №11 Правил.

Если водитель нарушает их, тогда в действие вступает КоАП РФ – Кодекс административно-правовой, регулирующий меры ответственности по правонарушениям административного порядка. В этом случае за детали мер наказания отвечает статья Кодекса №12.15.

В законе даётся разграничительное пояснение о том, что считать «обгоном», а что не относить к такому действию.

Обгон – это маневр, который водителем начинает совершаться в пределах своей полосы движения, затем машина выходит на короткое время на встречную полосу с пересечением разделительной черты, а потом возвращается на участок своего потока по ходу езды, только обогнув впереди ехавший автомобиль.

Опережение – это такой же самый маневр, что и обгон, но осуществляется он исключительно в рамках полосы дороги своего потока.

Чтобы без помех обогнать машину с выездом на встречную полосу, автомобилисту требуется обратить внимание на следующие факторы касательно ситуации на дороге:

  • Оценить ширину проезжей части.
  • Визуально определить расстояние от своей машины до обгоняемой.
  • Посмотреть, каково расстояние между своим авто и ближайшим, едущим по встречной полосе.
  • Присмотреться к скорости той машины, которую обгоняют.
  • Учесть скорость встречного автотранспорта.
  • Отметить скорость приближения к обгоняемому ТС.
  • Четко знать особенности своего автомобиля – насколько быстро она «умеет» разгоняться, разовьёт ли достаточную скорость, чтобы получилось обогнать другое авто.
  • Кроме этого, водителю требуется:

  • Знать и замечать дорожные знаки.
  • Обращать внимание на сигналы светофоров и следовать их значениям.
  • Оценить, не пересекаются ли траектории обгоняемого автомобиля и обгоняющего.
  • Присмотреться к конструкции дороги, вспомнить правила, где именно категорически запрещено разгоняться с целью совершит обгон.
  • Отметить особенности погоды и видимости. При ограниченной видимости и скользкой дороге лучше всего воздержаться от совершения данного действия.
  • Кроме сигналов светофоров на регулируемых перекрёстках может оказаться полицейский-регулировщик. Его сигнальные движения каждый водитель обязан уметь правильно расшифровать, чтобы следовать указаниям.

    Где запрещено

    Пункт 11 Правил «Обгон, опережение, встречный разъезд», начиная с части 11.1-11.2 (и далее) отражает все детали запретных зон и участков дорог, где совершать обгоны ни в коем случае нельзя.

    К таковым относятся следующие ситуации на дороге или зоны автодорожной инфраструктуры:

    Правила выполнения обгона

    Перед тем, как рассмотреть подетально разные случаи, когда обычно допустимо обгонять другие автомобили, следует отметить общие правила, как именно грамотно делается такой маневр.

    Правила выполнения обгона:

  • Убедиться в том, что свой автомобиль не будет создавать помех для других участников движения.
  • Оценить расстояние от обгоняемого авто до своего, достаточность пространства для того, чтобы вернуться в свой строй, от своей машины до встречной, если она есть.
  • Удостовериться в том, что и задние авто не собираются совершать обгон в тот же момент, что и вы.
  • При отсутствии препятствий или вероятности помех, следует проделать следующее – изменить ступень передачи на одно уменьшение, переключение основной оптики с дальнего света на ближний режим, включить поворотные сигнальные огни перед тем, как выезжать из своей полосы.
  • После выезда из строя, огни выключаются, передняя машина обгоняется с выездом на встречную полосу там, где нет сплошной разметочной черты.
  • Последним штрихом данного действия является встать в свой поток движения там, где есть свободное пространство при условии движущих объектов других ТС.
  • Но делать это без включенного правого поворотника не следует. Другие участники должны знать, что вы хотите вернуться в свой поток движения, а не делать разворот или поворот влево.
  • Также возвращаться в свой строй следует начинать тогда, когда обгоняемый автомобиль покажется в вашем зеркале заднего вида.
  • Скорость при обгоне должна превышаться только в пределах нормы, которая «продиктована» дорожными знаками, либо допущениями Правил относительно конкретного участка автодороги.

    Если огни не выключить сразу же после начала обгона, то другие автомобилисты могут ошибочно принять ваши сигналы за намерение совершить поворот влево, развернуться, либо делать еще один обгон следующей машины, едущей впереди.

    Поворотными огнями следует предупреждать не только впереди следующего водителя, но также и того, кто едет сзади, если там замечена едущая машина.

    Причем это касается как сигналов перед обгоном, так и другим сигналов после обгона, при возвращении в свой поток движения.

    Дальний свет фар включать следует после того, как при маневре вы поравнялись с обгоняемой машиной, а встречных машин нет.

    На перекрестке по главной дороге

    Чаще всего обгоны на перекрестках совершаются с включенными сигнальными огнями, предупреждающими о том, что шофер намеревается сворачивать налево для обгона.

    Это связано с тем, что в Российской Федерации движение автотранспортных средств на улицах правостороннее.

    Очень важно в этом случае не создать помех другим, а также учесть разметку сплошных линий, на которые нельзя заезжать, задевать или пересекать.

    Поэтому опережение с выездом на встречную полосу на перекрестке следует совершать аккуратно и с предельной внимательностью, ориентируясь по знакам и сигналам светофора. Это касается водителей, едущих по главной.

    С выездом на полосу встречного движения

    Когда автомобилист хочет перегнать машину с заездом на встречную полосу, то нужно внимательно отследить сразу, насколько близко едет и с какой скоростью встречный автотранспорт.

    В случае если возникнет трудность с разъездом, то Правила в части 11.7 пункта 11 гласят, что уступить дрогу обязан тот, на чьей стороне создано препятствие.

    Также в отношении уклонов на дорогах, оборудованными знаками – «1.13» или «1.14», дорогу в ситуации сложности разъезда уступает тот водитель, который перемещается в сторону спуска.

    Один из знаков обозначает, что впереди шофера ожидает крутой спуск, а другой знак говорит о крутом подъеме.

    Порядок совершения обгона с выездом на полосу встречного потока движения машин:

  1. При приближении к идущему впереди автомобилю следует соблюсти дистанцию – 30-50 метров сбоку.
  2. В зеркале задней видимости не должно отражаться других машин, чтобы убедиться в отсутствии иных желающих обогнать того, кто уже обгоняет.
  3. Оценивается обстановка впереди. Важно понять, что вы не окажетесь в запрещенной для обгонов зоне в процессе маневра, либо его завершения.
  4. Кроме того, следует сразу определить место, куда машина будет заезжать в свой поток движения после завершения действия.
  5. Если встречных машин нет поблизости, нужно сначала включить сигнальный поворотник, а уж затем, начинать движение в сторону.
  6. Снижаем на одну ступень передачу, затем при разгоне повышаем на одну.
  7. Оптика переключается с дальнего на ближний.
  8. Как только начался обгон, сигнальные огни выключаются.
  9. Машина сначала должна поравняться с обгоняемой.
  10. Совершается выезд на встречную полосу.
  11. Затем водитель включает правый сигнал поворота.
  12. Возвращаться в свой ряд следует начинать только тогда, когда обгоняемый автомобиль уже отражается в зеркале заднего просмотра.

    Большой и частой ошибкой водителей является тот фактор, когда они слишком сильно сближаются с обгоняемым автомобилем, мотивируя это тем, что максимально быстро съехать, либо недолго находиться на встречной полосе.

    С одной стороны, это покажется оправданным, но с другой стороны, нарушение дистанции приведет к столкновению, если не со встречной машиной, так с той, которая обгоняется.

    Когда автомобилист уже оценил обстановку, определил, что опасности для осуществления маневра нет, встречных машин не предвидится, то и слишком сближаться с обгоняемым авто нет смысла.

    Еще не следует забывать, что обгоняемая машина может неожиданно изменить свою скорость движения. Например, неожиданно затормозить потому, что впереди неё обнаружено препятствие, которое следует объехать.

    А для водителя, совершающего обгон, видимость далее впереди движущейся машины ограничена.

    Если сильно сблизиться с обгоняемым авто, тогда при внезапном его торможении и объезде препятствия, может произойти боковое столкновение.

    Про завершение обгона через сплошную читайте здесь.

    Без выезда на встречную полосу

    Если совершается обгон в пределах только своей полосы движения и при этом территория встречного потока движения не затрагивается вообще, тогда такое действие называют – «опережение», а не обгон.

    Это возможно в случае, если ширина полосы достаточна для того, чтобы осуществить данный вид маневра. Либо же дорога является четырех сторонней, когда каждая сторона разделена на две полосы.

    В этом случае ширины дороги достаточно, чтобы можно было перегонять тихоходные автомобили. Порядок здесь такой же, как в случае обгона с заездом на «встречку».

    Более одного ТС

    Такой способ называют – «обгон паровозиком», который делается двумя ТС сразу.

    Но еще под маневром двумя транспортными средствами может подразумеваться также и действие, совершаемое одной машиной, но объезжать ей приходится два или более автомобиля. Не на всех участках автотрасс разрешен обгон паровозиком.

    Для запрета существуют стандартные дорожные знаки или указатели в форме белых табличек, так как в Правилах о таком запрете ничего не говорится.

    Но зато в правилах говорится, что нельзя начинать обгон, если впереди едущий транспорт сигналит левыми поворотниками о своем намерении первым начать действие.

    Паровозиком маневр осуществляется следующим образом:

  13. Сначала включает левый поворот машина передняя, которая хочет выехать влево для опережения.
  14. После нее следует включить свои огни только тогда, когда передняя машина уже поравнялась с тихоходной обгоняемой.
  15. При этом крайне важно, чтобы сигнальные огни обгонщика уже были выключены – тогда не будет нарушения ч. 11.2 п. 11 ПДД.
  16. Вставать в свой строй следует лишь при наличии свободного места и после того, как завершить свой маневр машина, едущая впереди.

    Теоретически и без помех можно обогнать обгоняющего водителя, но для этого требуется удостовериться, что встречных авто нет, и места на дороге достаточно.

    Когда речь заходит об обгоне затора, либо нескольких авто сразу, то следует учесть, что тогда водитель уже не просто заедет на встречную полосу движения, а будет перемещаться по ней.

    А это считается нарушением по п. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, и грозит денежным взысканием – 1500 рублей.

    Обгонам в городе могут препятствовать естественные причины:

  17. многочисленные светофоры;
  18. частые пробки;
  19. пешеходные переходы;
  20. трамвайное полотно;
  21. регулируемые перекрёстки;
  22. скоростное ограничение и другие факторы.

В среднем скорость машин в городской черте составляет не более 20 или 30-40 км/ч по показателям бортового компьютера.

Такие участки дороги, как пешеходный переход или трамвайные пути встречного движения являются запрещенными для того, чтобы на них обгонять автотранспорт.

Самый безопасный способ обогнуть медленно перемещающийся автотранспорт – это совершить опережение в пределах своей полосы движения и то в случае, если впереди не предвидится никаких препятствий в виде сплошной полосы, светофора и иного.

Без разметки

Если на дорожном полотне не прорисовано никакой разметки, это значит, что можно делать обгон, когда вздумается.

Чаще всего на тех участках пути, где это делать запрещено, будет устанавливаться автодорожный знак, под маркировкой – «3.20.1», «3.20.2».

Первый прорисован на белом поле и значит, что он постоянный, а второй – на желтом, значит – временный.

В зависимости от того, какой впереди едет транспорт следует решать, делать обгон или нет. Если это крупногабаритное ТС, тогда следует делать некоторые проверки в пути, нет ли преград впереди.

Как только во время обгона была замечена впереди опасность, препятствие, либо другая машина, следует незамедлительно снизить скорость. После этого желательно вернуться в прежнюю позицию, если место там еще не занято другим авто.

Если дорога чистая, тогда можно совершать маневр точно по такому же принципу, как было описано выше.

Двумя автомобилями

Случается так, что обгон может совершаться двумя автомобилями одновременно. Такой ситуацией является случай, когда обгоняемый автомобиль решил опередить другой водитель.

Но для этих целей крайне важно, чтобы проезжая часть по ширине позволяла проделать данный маневр.

Иначе последствиями может оказаться аварийное столкновение, причем с цепной реакцией, если на трассе находятся поблизости и другие участники.

Это действие следует совершать в таком порядке:

  • Сначала нужно переключиться на нижнюю передачу – на 1 ступень. Например, если вы двигались на 5-й, то следует переключиться на 4-тую до совершения объезда.
  • Несильно придавливая педаль газа, машина, находящаяся на обгоне, настигается вторым обгонщиком.
  • Всего несколько секунд нужно совершить движение параллельно с обгоняемым авто.
  • После чего стремительно вырываясь вперед при помощи газа, опережаем его.
  • Переключаться с высоты на низ функционала коробки передач необходимо для того, чтобы максимально оптимизировать динамику разгона, который нужен будет для опережения уже обгоняющего автотранспорта.

    Это обозначает, что здесь важно сразу оценить скорость движущейся на обгоне машины так, чтобы скорость вторичного обгонщика была повышенной до разумных пределов (не опасной и соответствующей дорожным знакам).

    Такой обгон признается самым опасным из-за повышения скоростей и недостаточности места на дороге для безопасного разъезда.

    Обгоны двумя машинам не запрещены Правилами. Но если в строю мало места для возврата машин в поток, а также тогда, когда обгоняющий первичный автотранспорт уже включил левые (либо по окончании маневра — правые) предупредительные огни, то лучше от них воздержаться.

    Что такое обгон броском

    Речь идет о резком повышении скоростей, когда водитель-лихач, не дает достаточного времени для динамики разгона своей машины и сразу резко повышает газ.

    Такие маневры придорожные камеры службы ГИБДД сразу могут зафиксировать как нарушение скоростных режимов. Но и это даже не главное.

    Важно, что при резком совершении опережения или обгона повышается риск заноса автомобиля и столкновения с другими участниками движения.

    Либо могут случиться аварии с одним участником – столкновение со столбом, вылет в кювет при заносе и т.д. Чаще всего замечен такой маневр за лицами, желающими объехать побыстрее колонну машин.

    Правила манёвра грузовыми автомобилями

    Для некоторых участков автодорог устанавливается специальный знак, где запрещается обгонять тихоходный транспорт грузовикам. Дорожный знак Обгон грузовым автомобилям запрещен, имеет свою цифровую маркировку – «3.22».

    Водитель грузового автотранспорта должен учесть:

  • массу груза;
  • габариты своей машины;
  • её массу без снаряжения грузом;
  • скорость и способность разгона своей машины;
  • скорость тихоходного транспорта, который следует обогнать.
  • Могут также обозначиться и другие факторы, имеющие свою специфику в отношении своей категории автотранспортного средства. Например, высоту своей машины и угол обзора заднего видения.

    Но алгоритм действий остается для таких водителей таким же, как и в случае, если обгон совершается автомобилист на легковом ТС.

    Правилами также запрещено, чтобы водитель, которого обгоняют, сам начал ускоряться в момент маневра (ч. 11.3 п. 11 ПДД).

    Такая неоправданная реакция служит не только водительской неучтивостью, но также и провокацией крупной аварии. Ведь уравнивание скоростей заставит обгоняющего автомобилиста дольше пребывать на встречной полосе.

    Правила диктуют этикет поведения обгоняемому также и в отношении того, чтобы он слегка посторонился и взял в право (ч. 11.6 п. 11 ПДД – в отношении тихоходных ТС вне зоны населенного пункта).

    А после того, как его обогнали, немного уменьшить скорость, чтобы дать возможность вернуться водителю в свой поток.

    Основываясь на статистических данных из практики автомобилистов, затрачиваемое на обгон время обычно составляет по времени не более 6-10 секунд, в зависимости от длины обгоняемого автотранспортного средства и его скорости движения.

    Нельзя забывать, что темное время дня или плохие погодные условия существенно снижают качество совершения подобного действия.

    Поэтому в некоторых ситуациях специалисты рекомендуют лучше воздержаться от обгона, если риски столкновения из-за плохой видимости велики.

    Про обгон тихоходного транспортного средства через сплошную смотрите на странице.

    Запрещен ли обгон при знаке опасный поворот, узнайте из этой информации.

    Видео: Нарушение правил обгона. Сборник спорных ситуаций

    avtopravozashita.ru

    11.2. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.

    Комментарии по пункту 11.2

    Все ТС, за исключением трамваев, разрешено обгонять только слева. Такие правила дают возможность выполнять требования ПДД о необходимости двигаться по правым полосам и наличии ограничений на расположение ТС на дороге.

    Но, также нужно обращать внимание на то, что обгон участника движения, который включил левый поворотник и начал двигаться налево, должен выполнятся справа. Можно полагать, что водитель начал движение налево, когда ТС, двигаясь по траектории левого поворота, начинает освобождать занимаемую полосу и выходит на полосу движения, расположенную слева от ранее им занимаемой. Если на дороге установлено только двухполосное движение или же имеется плотный транспортный поток и обгон справа невозможен, водитель должен оставаться на своей полосе и продолжать движение лишь после освобождения ее движущимся впереди транспортным средством.

    Наказания и штрафы по пункту 11.2

    Нарушение правил обгона в большинстве случаев чревато для водителя административным штрафом в размере 5000 рублей либо лишением права управления ТС на срои от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ), так как выполнение обгона всегда связано с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения.

    Задача по пункту 11.2

    Противоречит ли Правилам маневр водителя красного автомобиля?

    Решение :: Пункт 11.2 Правил запрещает обгонять ТС, которое само выполняет обгон или объезд препятствия. Однако, поскольку водитель голубого автомобиля, опережая движущуюся гужевую повозку, полосу движения не меняет, его маневр не считается обгоном, равно как и объездом препятствия (см. определения терминов «обгон» и «препятствие» в пункте 1.2 Правил).

    pdd-check.ru

    Обгон и опережение в новых ПДД

    Недавно в силу вступили изменения ПДД, касающиеся всех водителей без исключения. Автоинструкторы подчеркнули, что основные поправки связаны с правилами опережения и обгона.

    Что такое обгон?

    Сегодня при обучении вождению будущим водителям дается следующее определение обгона. Это опережение одного, двух или нескольких ТС с выездом на сторону, которая предназначена для встречного движения, и дальнейшим возвращением обратно.

    Обгон должен иметь следующие характеристики:

  • Это частный случай опережения. Любой обгон считается опережением, но не любое опережение — это обгон.
  • При обгоне ТС всегда выезжает в зону встречного движения.
  • Обязателен возврат авто на полосу, ранее им занимаемую.
  • Чтобы лучше понять ситуацию, приведем несколько примеров обгона и маневра, который таковым не является.
  • Если автомобиль на двухполосной дороге выполняет опережение, при этом выезжает на левую половину трассы.
  • Автомобиль на трехполосной дороге выполняет опережение и выезжает на среднюю полосу.
  • Если на дороге есть четыре или более полос. Машина осуществляет опережение с выездом или на левую половину дороги (в случае если нет разметки) или, если разметка есть, на встречную полосу. Неважно, есть разметка или нет, такой маневр наказывается лишением водителя прав.

    Чем отличается обгон от опережения?

    Опережением называется движение ТС со скоростью, которая выше скорости попутного ТС. Например, вы осуществляете опережение в зоне одной полосы, то есть разметка не пересекается, или в зоне правой половины дороги, когда выезда в зону встречного движения нет. К опережению также относится случай, когда машина выехала на «встречку», однако на свою полосу не вернулась.

    Надо сказать, что обгон — это не всегда нарушение. Если дорожная разметка позволяет, и запрещающих знаков нет, то обгон выполнятся по правилам.

    Разница между этими двумя понятиями очевидна. В случае опережения автомобиль не выезжает на встречную полосу, но зачастую автомобилистам приходится доказывать в суде, что он был прав.

    Спорная ситуация

    По дороге с обочиной и двумя полосами, где нанесена сплошная линия разметки, едут легковой автомобиль и трактор, причем последний движется очень медленно. Водитель трактора решает пропустить «легковушку». Он включает правый поворот и максимально приближается к обочине. Водитель авто осуществляет опережение. Однако через 400 метров сотрудник ДПС останавливает машину и заявляет, что ее водитель нарушил правила, в частности выехал на «встречку».

    Согласитесь, что с такого расстояния объективно оценить ситуацию просто невозможно, но и спорить с инспектором себе дороже.

    В этом случае вам выпишут протокол. Рекомендуется записать номер ТС, в нашем случае это трактор, который вы обогнали и даже записать его контактные данные, чтобы потом вызвать в суд в качестве свидетеля. Подобная история может случиться не только на трассе, но и в городе. По одной полосе вполне проедут два авто, и тот, который едет слева, выполняет опережение, но не выезжает на встречную полосу. Оформление правонарушения здесь (хотя вы его, по сути, не совершали) происходит по точно такой же схеме, как описано выше.

    Видеоматериал о том, что может случиться при опережении:

    Удачи на дорогах и будьте предельно внимательны!

    spokoino.ru

    Пункт 11.2 ПДД РФ

    Техника выполнения обгона

    11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
  • Комментарии

    Рассмотрим каждую из перечисленных в пункте Правил ситуаций.

    Итак, категорически запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, которое двигается впереди, уже начало обгон или объезд препятствия. Если водитель, который собирается начать обгон, увидел, что у движущегося впереди транспортного средства включился левый сигнал поворота, то ему необходимо снизить скорость и отложить попытку обгона. Следует дать транспорту впереди себя совершить маневр (объехать какое-то препятствие, например, припаркованный у края проезжей части автомобиль, место ведения дорожных работ, дефект дорожного покрытия или другое транспортное средство и т.д.; либо совершить обгон другого участника движения, скорость которого значительно меньше).

    Если водитель впереди идущего транспорта, включил левый сигнал поворота, то, возможно, он готовится к повороту налево или развороту. В данном случае его запрещено обгонять, чтобы не допустить опасной аварийной ситуации.

    Обгон запрещается также, если двигающееся сзади транспортное средство, уже начало обгон. Нельзя препятствовать транспортному средству, которое совершает этот маневр.

    Следует обратить внимание, что обгон запрещен, если участник движения, который собирается выполнить такой маневр, понимает, что он не сможет вернуться на заранее занимаемую полосу, не мешая обгоняемому транспортному средству.

    Таким образом, обгоняя кого-либо, водитель не должен мешать ни обгоняемому транспортному средству, ни транспорту, который едет позади него, ни другим участникам движения. Начинать обгон запрещено категорически, если на дороге присутствует хоть один из следующих пунктов:

    • имеется знак 3.20 и/или сплошная линия разметки;
    • водитель, который едет впереди включил левый сигнал поворота;
    • транспортное средство, которое едет сзади, начало обгон.
    • Ответственность

      Движение по полосе встречного направления (в нарушение Правил обгона) предусматривает 5000 рублей штрафа или лишение прав на 4-6 месяцев (ст. 12.15. ч. 4 КоАП РФ).

      За повторное игнорирование Правил срок, на который водителя лишат прав, увеличится до 1 года, а в случае фото/видеофиксации нарушения штраф составит те же 5000 рублей (ст. 12.15 ч. 5 КоАП РФ).

      temuri.ru